Научная статья на тему 'Комплексные инфраструктурные проекты - основа инновационной градостроительной политики'

Комплексные инфраструктурные проекты - основа инновационной градостроительной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ СТРАНЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ГОТОВНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕКТА К ИННОВАЦИОННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ / INNOVATIVE URBAN POLICIES / SPATIAL SETTLEMENT SYSTEM OF THE COUNTRY / INFRASTRUCTURE PROJECTS / INNOVATIVE ACTIVITY SUPPORT SYSTEM / THE MECHANISMS OF LONG-TERM FINANCING OF INVESTMENT PROJECTS / THE WILLINGNESS OF URBAN OBJECT TO INNOVATIVE REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачурина Светлана Самуиловна

В статье анализируется ситуация, сложившаяся в российской экономике за последние 5 лет. Объясняется, что замедление экономического роста и сдерживание реализации инфраструктурных проектов являются факторами снижения конкурентоспособности и отставания в технологическом развитии промышленных производств, что отрицательно сказывается на развитии градообразующей пространственной системы расселения страны. Предложенная автором модель комплексной оценки экономической зрелости отдельных территорий, промышленных кластеров, агломераций и регионов может быть использована для формирования и реализации инновационной градостроительной политики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED INFRASTRUCTURE PROJECTS - BASE OF INNOVATIVE URBAN POLICY

The article analyzes the situation in the Russian economy over the past 5 years. It explains that the economic slowdown and containment infrastructure projects are the factors of competitiveness and reduce the backlog in the technological development of industrial production, which affects the development of city-forming spatial settlement system of the country. Proposed by the author model of integrated assessment of the economic maturity of the individual territories, industrial clusters, agglomerations and regions can be used for the formation and implementation of innovative urban policy in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Комплексные инфраструктурные проекты - основа инновационной градостроительной политики»

 Комплексные инфраструктурные проекты - основа инновационной градостроительной политики

С.С. Бачурина главный научный сотрудник Лаборатории экономики недвижимости при кафедре управления недвижимостью, проблем землепользования и ЖКХ Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук (г. Москва)

Светлана Самуиловна Бачурина, BachurinaSS@mos.ru

Задача перевода экономики на инновационные рельсы развития была поставлена в программных документах органов государственной власти после преодоления кризиса 2008 года. Были определены ключевые условия развития национальной экономики, а именно:

• инновационный путь развития и подъем инвестиционной активности;

• создание благоприятных условий для осуществления модернизации производств и формирования технологически передовой обрабатывающей промышленности;

• получение основных доходов от продаж высокотехнологичной конкурентной продукции.

Однако к началу 2015 года ведущие экономические школы констатируют замедление темпов роста российской экономики, которая сталкивается с рядом серьезных вызовов:

1) медленный рост производительности труда;

2) увеличение технологического отставания:

• на фоне слабой интеграции страны в международные цепочки добавленной стоимости;

• на фоне недоучета глобальных трендов;

3) инвестиционная близорукость, которая проявляется в следующем:

• предпочтение краткосрочных активов долгосрочным;

• спрос на активы, которые являются средствами накопления и не участвуют в обращении;

• крупномасштабное «бегство» капитала из страны.

Экспертным сообществом даются следующие оценки: «...мы должны были бы сегодня иметь плюс 5 процентов прироста ВВП, плюс 10-12 процентов прироста инвестиций и так далее. В действительности мы имеем минус 5 процентов, и этот разрыв между нашими возможностями и реальностью усугубляется еще разрывом между декларациями и результатами», «.загрузка производственных мощностей - 60 процентов. Скрытая безработица на предприятиях обрабатывающей промышленности - до 20 процентов», «.научно-технический потенциал используется на одну пятую»1.

Многократно декларируемые меры «ухода от нефтяной зависимости» не нашли практической реализации.

«Мы экспортируем свыше 40 процен-

1 Материалы заседания «Меркурий-клуба» на тему «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России». Москва, 2 апреля 2015 года.

тов сырой нефти, а если считать с нефтепродуктами, то свыше 70 процентов. Важнейшие социально значимые товары мы закупаем. Доля закупаемого за рубежом оборудования и технологий металлургии -75 процентов, в ТЭК и электропромышленном комплексе - 70 процентов. Отношение чистого экспорта к ВВП у нас выше, чем у Китая и Германии: у нас - 9 процентов, у них - 5-6 процентов.»2.

При этом отмечается, что принятие двух системообразующих для экономической политики государства федеральных законов (от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации») пока еще слабо отразилось на формировании прогнозируемого нового научно-технологического, инновационного уклада и социально-экономического курса страны, который был бы столь востребован в сложившейся сегодня геополитической и экономической ситуации.

Перед нами по-прежнему стоит задача коренной модернизации экономики на передовой технологической основе инновационного развития большинства отраслей. Решение этой задачи требует прежде всего развития, модернизации, расширения и создания современного уровня инфраструктуры. Это не только транспортная и инженерно-коммунальная сфера, это базовые инфраструктурные атрибуты, включая в том числе медицину, спорт, культуру, образование, телекоммуникации и другие виды сервисов и услуг, без которых нельзя рассуждать об устойчивости и конкурентоспособности нашей экономики, о комфортной, безопасной среде жизни и деятельности в нашей стране, в отдельно взятом регионе, в городском и сельском поселении, в ваших любимых квартале и во дворе, а также на вашем предприятии, где должны

быть созданы все необходимые благоприятные условия для гармоничного развития личности, профессионального роста. Удовлетворение насущных индивидуальных потребностей в повседневной жизни без особых усилий и сверхзатрат, уверенность в завтрашнем дне и в счастливом будущем детей и внуков - вот, что необходимо каждому из нас.

Снятие инфраструктурных ограничений - это наукой доказанная потребность для преодоления кризиса в экономике нашей страны и перехода на инновационный путь развития.

Достаточно привести статистику независимых экспертов и государственных специалистов, чтобы понять роль и значение, которые должны выполнить на современном этапе развития нашей страны инфраструктурные проекты и государственно-частное партнерство при их реализации во всем многообразии организационно-правовых форм договорных отношений (в сфере транспортной инфраструктуры у нас заблокировано около 24 процентов ВВП, в сфере социальной и медицинской инфраструктуры - около 11, в энергетической и смежной сферах - немногим менее 22 процентов, а в сфере так называемой частной инфраструктуры - около 18 процентов 3).

Особая роль в этих процессах отводится застройщику, обеспечивающему развитие территории в соответствии с договором, который он, являясь основным застройщиком, может эффективно выполнить при условии формирования четкой системы взаимодействия с уполномоченными органами власти, обеспечивающими административный ресурс при реализации планируемого проекта развития территории.

И здесь на первый план выходит государственная задача формирования системы стратегического планирования, разработки стратегии пространственного развития Рос-

2 Там же.

3 Еганян Альберт. Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. М. : Альпина Паблишер, 2015.

сийской Федерации, определяющей приоритеты, цели и задачи регионального развития, направленного «на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации» 4. Стратегия пространственного развития должна определить базовые приоритеты для формирования стратегий и программ развития регионов, территорий их муниципальных образований в единой системе стратегического управления.

Нужна единая нормативная правовая база подготовки и согласования плановых и прогнозных документов регионального развития, позволяющая всем лицам в иерархической системе управления на разных уровнях власти сохранить самостоятельность и одновременно действовать в рамках установленных полномочий в целях реализации единой региональной политики, социально-экономических стратегий, развития инвестиционных программ инфраструктурных проектов.

Нужны механизмы взаимодействия и мониторинга выполнения согласованных обязательств, предусматривающую полную ответственность субъектов управления и участников инвестиционных программ и проектов за достижение поставленных целей путем принятия эффективных решений, гарантирующих получение требуемых результатов.

Кроме указанной задачи формирования и реализации программ инфраструктурных проектов, на федеральном уровне особое внимание должно уделяться формированию системы поддержки инновационной активности, созданию механизмов долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.

Для реализации названных условий государство обязано масштабно использовать инструменты налогово-бюджетной, денежно-кредитной и ценовой политики. При этом необходимо подчинить все действия требованию вложения инвестиций в основной капитал и инновации. На вы-

полнение этой задачи должна быть нацелена государственная система рефинансирования коммерческих банков, поддержки целевого использования кредитных и заемных средств в основной капитал производственных предприятий, стимулирования создания источников «длинных денег» через инструменты ценных бумаг. Именно поэтому все острее звучит тема смены национальной парадигмы пространственного и социально-экономического развития нашей страны, сфера градостроительной деятельности требует конкретных преобразований, новой инновационной политики, обеспечивающей формирование безопасной и комфортной конкурентоспособной среды жизни и деятельности человека.

Мировое научное сообщество единогласно определило основные слагаемые экономической конкурентоспособности (см. табл. 1).

Эффективная экономическая деятельность невозможна без разветвленной полнофункциональной инфраструктуры. Это важный фактор при выборе места размещения производственных сил, мест приложения труда, вокруг которых развиваются жилищный сектор и сектор услуг.

Экономика не будет развиваться устойчиво до тех пор, пока не будет обеспечена стабильная макроэкономическая среда -экономическая, природная, социокультурная и политическая.

Базовое образование увеличивает эффективность труда каждого работника, определяет условия для создания производства более технологически емкой продукции. Здоровые трудовые ресурсы жизненно важны для национальной конкурентоспособности и производительности. Инвестиции в здравоохранение и образование важны как с точки зрения морали, так и с точки зрения экономики.

Передовые методы ведения бизнеса, качество взаимодействия компаний, разви-

4 Статья 3 Федерального закона от 28 июля 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Таблица 1

Двенадцать слагаемых экономической конкурентоспособности 5

БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ

1. Институты

2. Инфраструктура

3. Макроэкономическая среда

4. Здоровье и начальное образование ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

5. Высшее образование и профессиональная подготовка

6. Эффективность рынка товаров и услуг

7. Эффективность рынка труда

8. Развитость финансового рынка

9. Технологический уровень

10. Размер рынка ФАКТОРЫ ИННОВАЦИЙ

11. Конкурентоспособность компании

12. Инновационный потенциал

тость системы поставщиков способствуют повышению эффективности производства товаров и услуг в стране.

Актуальна задача поиска нестандартных подходов, позволяющих сделать выбор технологических направлений, которые приве-

дут к увеличению доли в мировом валовом продукте и усилят значение в глобальном технологическом развитии.

Технологический уровень в экономике измеряется по скорости появления новых технологий, повышающих производительность отраслей. При этом особый упор делается на способность экономики максимально быстро адаптироваться к инновационным проектам, широко использовать информационные и коммуникационные технологии в повседневной деятельности и производственных процессах в целях повышения эффективности управления и конкурентоспособности конечной продукции.

На рисунке представлена матрица зрелости экономического развития страны по индексу глобальной конкурентоспособности GCI (Global Competitiveness Index), которую предлагается использовать для оценки зрелости территориального объекта, представляющего единицу системы пространственной организации городов и других поселений, обеспечивающих удовлетворение трудовых, социальных, духовных потребностей населения, развитие человека как личности (далее - матрица зрелости).

Распределение основного капитала по определяющим группам слагаемых конкурентоспособности (базовые условия, факторы эффективности, факторы инноваций) характеризует стадию экономического раз-

СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Базовые условия, % 60 40 20

Факторы эффективности, % 35 50 50

Факторы инноваций, % 5 10 30

Матрица зрелости экономического развития страны по индексу глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index (GCI-система) 6

5 Таблица составлена по материалам Всемирного экономического форума «Доклад о конкурентоспособности России 2011».

6 Использованы материалы Всемирного экономического форума «Доклад о конкурентоспособности России

2011».

Таблица 2

Профили стран по уровню зрелости их экономик7

Страна Численность населения, млн чел. ВВП на душу населения, долл. США Стадия зрелости

Россия 140,9 8 664 2

Австралия 21,3 45 587 3

Венесуэла 28,6 11 789 Переход из 1 в 2

Германия 82,2 40 875 3

Израиль 7,2 26 797 3

Индия 1 198,0 1 031 1

Казахстан 15,6 7 019 Переход из 1 в 2

Канада 33,6 39 669 3

Китай 1 345,8 3 678 2

Корея 48,3 17 074 3

Польша 38,1 11 288 Переход из 2 в 3

Финляндия 5,3 44 492 3

Франция 62,3 42 747 3

вития. Это может быть страна, регион, агломерация, городское поселение.

Для сравнения можно рассмотреть профили стран по уровню зрелости их экономик, рассчитанные на 2015 год (табл. 2).

Экономическое развитие (размер и темпы роста ВВП, возможность ведения бизнеса, инфляция, среднедушевой доход) во многом зависит от уровня развитости и надежности конкурентной среды, которая характеризуется следующим:

• доверие бизнеса и потребителей;

• уровень коррупции;

• уровень преступности;

• гибкость визового и миграционного режимов.

Необходимо искать комплексные подходы, применение которых позволит реформировать базовые отрасли экономики и преобразовать пространственный градообразующий каркас страны в направлении

повышения роли промышленных регионов и отдельных муниципальных образований с учетом потенциала ресурсной базы и научно-технических достижений.

Автором настоящей статьи предлагается уровень развитости и готовности градостроительного объекта к инновационным преобразованиям оценивать через индекс зрелости в атрибутивной модели инновационного развития градостроительного образования:

Я = Р(/, Р, О),

где - уровень развитости и готовности градостроительного объекта к инновационным преобразованиям;

Р определяет значение стадии развитости в матрице зрелости экономического развития по индексу глобальной конкурентоспособности GCI;

/, Р, О определяют доли распределения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Таблица составлена по материалам научно-исследовательской работы по теме «Инновационные градостроительные тенденции развития территорий и агломераций», выполненной в соответствии с государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на 2014 год.

основного капитала (ВРП) по группам слагаемых конкурентоспособности:

I = Г(ир и2, ..., un) для конечного набора значений институциональных атрибутов;

Р = /2(р1, р2, ..., рп) для конечного набора значений финансовых атрибутов;

О = /3(д1, ц2, ..., дп) для конечного набора значений инфраструктурных атрибутов;

функции Р, /2, Р исчисляются по качественным или количественным значениям соответствующего набора атрибутов согласно выбранному методу оценки (индикативный, рейтинговый, выбор предпочтений и т. д.).

В представленной модели, построенной на принципах новой теории синер-гетического стратегирования, в основу которой положен системный подход интерактивного моделирования экономико-управленческих задач, особое значение имеют инфраструктурные атрибуты, которые характеризуют уровень зрелости территориальных объектов через развитость градостроительной, социальной и бизнес- среды с позиций комплексной оценки качества жизни через ее продолжительность и стоимость, а также по набору предоставляемых услуг, в какой бы роли ни выступал представитель гражданского сообщества - житель, предприниматель, ученый, общественный деятель, турист или гость.

Инфраструктурные атрибуты для такой комплексной оценки можно представлять описанием следующих компонентов:

• транспортная система (сообщение между деловым центром и аэропортами, такси, метро и другие виды транспорта);

• жилищная инфраструктура, гостиничный фонд;

• офисная недвижимость, бизнесцентры, хайтек-хаусы;

• коммунальные услуги;

• электронные коммуникации;

• мультиязычная информационная среда;

• охрана окружающей среды;

• медицинское обслуживание;

• образование;

• экологически чистое и безопасное питание;

• уровень культуры;

• сохранение исторической среды;

• уровень общественной безопасности;

• рекреационные услуги (спортивно-оздоровительный, лечебный всесе-зонный отдых и так далее).

Комплексное атрибутивное описание урбанистической среды и ее оценки с использованием матрицы зрелости может служить основой для построения многомерных моделей градостроительных объектов, методического руководства по разработке документов стратегирования, концептуальных и проектных документов, градостроительного планирования, документации по планировке территории.

Ключевыми направлениями, определяющими принципы градостроительной политики, должны стать:

• стратегирование;

• программирование;

• проектное управление;

• бюджетирование;

• инновационные технологии.

Возвращаясь к оценке влияния на ВВП

страны развитости ее инфраструктурной сферы, необходимо подчеркнуть, что в свете инновационной градостроительной политики требует решения именно задача разработки комплексных визуально-экономических моделей для внедрения методов и технологий информационного цифрового моделирования на всех этапах формирования и реализации инвестиционных программ инфраструктурных проектов по стадиям жизненного цикла проекта с учетом возводимых капитальных объектов с одновременным созданием фондов пространственных данных и развитием на современном уровне информационных систем обеспечения градостроительной

деятельности. Только при выполнении этого условия мы сможем иметь адекватную оценку основных фондов предприятий, частной недвижимости, жилищного фонда, обеспечить прогноз и принятие стратегических решений, выбрать приоритеты отраслевого и территориального развития, соблюдая баланс публичных, частных и общественных интересов, формируя эффективные инструменты государственно-частного партнерства.

Необходимо упомянуть еще об одной особенности, присущей современным инфраструктурным проектам при комплексном подходе к развитию урбанистических территорий, - предоставление публичного сервиса широкому кругу лиц, в частности населению, промышленности. Это также является доказательством того, что именно инфраструктурные проекты имеют определяющее значение в градостроительном становлении и развитии отдельных территорий, формируемых промышленных кластеров, регионов и страны в целом.

Создание градостроительной среды с заданными инфраструктурными атрибутами, формирование и реализация соответствующего инфраструктурного проекта или программы проектов, разработка организационно-финансовой схемы,

бизнес-плана и бюджета каждого проекта с определением команды участников проекта и программы - вот последовательность шагов в системе проектного управления, без которой нельзя стартовать и добиться успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России : заседание «Меркурий-клуба». Москва, 2 апреля 2015 года.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ.

3. О промышленной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ.

4. Еганян Альберт. Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. М. : Альпина Паблишер, 2015.

5. Материалы научно-исследовательской работы по теме «Инновационные градостроительные тенденции развития территорий и агломераций», выполненной в соответствии с государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на 2014 год.

Градоустройство: инструкция к применению

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Предлагаем вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» - книгу Э.К. Трутнева,

Т.Д. Полиди, Е.В. Игуменова «ГРАДОУСТРОЙСТВО: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ»

В издании, подготовленном сотрудниками Фонда «Институт экономики города», содержатся ответы на часто возникающие у граждан, органов местного самоуправления, органов государственной власти, девелоперов, проектировщиков и других участников процессов городского развития вопросы о градостроительной деятельности.

Заказать и приобрести книгу можно в библиотеке Института экономики города по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте books @ urbaneconomics.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.