ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2022. № 5
Эка Левановна Хорбаладзе,
аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: eka.khorbaladze1@ gmail.com
СОВРЕМЕННАЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ США С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕХ ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье предпринята попытка выявить основные направления реализации современной Индо-Тихоокеанской стратегии США и рассмотреть эту стратегию с точки зрения трех основных теорий международных отношений. Автор выделяет ключевые элементы и направления реализации современной Индо-Тихоокеанской стратегии и раскрывает ее суть с точки зрения теории реализма, либерализма и конструктивизма. Согласно теории реализма, Ин-до-Тихоокеанская стратегия в основном понимается как стратегия «уравновешивания», которая предлагает другим государствам стратегическое обоснование для формирования военно-политического союза с целью противостоять растущей мощи Китая, особенно в области безопасности. С точки зрения либерализма Индо-Тихоокеанскую стратегию можно рассматривать как план организации новой межинституциональной среды, которая должна способствовать сотрудничеству между государствами Тихого и Индийского океанов. Для конструктивизма концепция Индо-Тихоокеанскогорегиона—это новая «идеографическая конструкция», основанная на общих ценностях и общей идентичности. В рамках Индо-Тихоокеанской стратегии США продвигают демократические ценности, что если не исключает, то затрудняет диалог с большинством недемократических стран региона.
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанская стратегия, США, регион, реализм, либерализм, конструктивизм.
Eka Levanovna Khorbaladze,
Graduate Student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, 119991, Moscow, Russia), e-mail: eka.khor-baladze1@gmail. com
THE NEW US INDO-PACIFIC STRATEGY: FROM THE POINT OF VIEW OF THREE MAJOR THEORIES OF INTERNATIONAL RELATIONS
The article attempts to identify the main directions of the implementation of the new US Indo-Pacific Strategy and consider this strategy from the point of view of three main theories of international relations. The author highlights the key elements and directions for the implementation of the new Indo-Pacific Strategy and reveals its essencefrom the point ofview of the theory of realism, liberalism and constructivism. According to realist theory, the Indo-Pacific Strategy is mainly understood as a "balancing" strategy that offers other states a strategic justification for forming a political-military alliance in order to counter the rising power of China, especially in the field of security. From the point ofview of liberalism, the Indo-Pacific Strategy can be viewed as a plan for organizing a new inter-institutional environment that should promote cooperation between the states of the Pacific and Indian Oceans. For constructivism, the concept of the Indo-Pacific is a new "ideographic construct" based on shared values and a shared identity. By the Indo-Pacific Strategy, the United States promotes democratic values, which, if not excludes, then complicates dialogue with most non-democratic countries in the region.
Key words: Indo-Pacific strategy, USA, region, realism, liberalism, constructivism.
Введение
В документах стратегического планирования США именуют себя индо-тихоокеанской державой1. В Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), простирающемся от побережья Тихого океана до Индийского океана, проживает более половины населения мира и находится семь стран с крупнейшими в мире вооруженными силами. В регионе базируется больше военнослужащих США, чем в любом другом месте за пределами страны. Он обеспечивает рабочие места более 3 млн американцев и является источником почти 900 млрд долл. прямых иностранных инвестиций в США. Поскольку регион обеспечивает две трети глобального экономического роста, его влияние в будущем будет только расти, как и его значение для США2.
После окончания Второй мировой войны США укрепили связи с регионом посредством прочных договорных союзов с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом. Эти связи расширялись по мере того, как США поддерживали ведущие организации региона, особенно Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и устанавливали тесные торговые и инвестиционные отношения с государствами региона. Однако в XXI столетии ИТР стал пространством нарастающего противоборства между великими
1 Indo-Pacific Strategy of the United States. Washington: The White House, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf
2 Эти количественные данные приведены в: Indo-Pacific Strategy of the United States. P. 4.
державами, о чем свидетельствует появление Индо-Тихоокеанских стратегий США в 2017 и 2022 гг.
Практические аспекты современной Индо-Тихоокеанской стратегии США
Согласно обнародованной Белым домом в феврале 2022 г. стратегии США в отношении регионов Тихого и Индийского океанов, ее ключевая идея заключается в том, что ИТР является «жизненно важным для... безопасности и процветания» США3. Целью стратегии является укрепление роли США в ИТР, к чему эта страна стремится вместе со своими региональными союзниками4.
В документе также говорится, что усиливающееся внимание США к региону частично объясняется тем фактом, что перед ИТР стоят большие вызовы, в особенности со стороны Китайской Народной Республики. Последняя совмещает свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы расширить свою сферу влияния как в ИТР, так и за его пределами. Несмотря на логику противостояния с КНР, которая прослеживается красной нитью по всему документу, в нем говорится следующее: «Наша задача — не изменить Китай, а изменить стратегическую среду, в которой он действует, создав баланс влияния в мире, который максимально выгоден для Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров, а также интересов и ценностей, которые мы разделяем»5. К тому же сказано, что в сферах, где сотрудничество с Китаем выгодно США, последние будут стремиться поддерживать и развивать контакты.
В документе внимание отводится и региональным интеграционным структурам, говорится о повышении роли Quad (Quadrilateral Security Dialogue — неформальный четырехсторонний альянс США, Японии, Индии и Австралии) и AUKUS (трехсторонний оборонительный альянс Австралии, Великобритании и США), в том числе путем возможного увеличения состава участников данных блоков.
Основные элементы современной Индо-Тихоокеанской стратегии можно разделить на три подгруппы:
• стратегические цели: развитие свободного и открытого ИТР, который будет более связанным, процветающим, безопасным и устойчивым;
• стратегические пути реализации: усиление роли США и наращивание вместе с союзниками и партнерами, а также с региональными институтами коллективного потенциала;
3 Ibid. P. 4.
4 Ibid. P. 7.
5 Ibid. P. 5.
• стратегические средства: модернизация альянсов; формирование гибких партнерских отношений со странами и альянсами региона, где ведущая роль отводится Индии; усиление Quad; налаживание прочных экономических контактов со странами региона, а также заинтересованными странами Европы; выделение новых ресурсов для обороны, дипломатии, развития и иностранной помощи.
Для реализации стратегии в течение следующих 12-14 месяцев планируется работать по десяти основным направлениям:
• привлекать новые ресурсы в Индо-Тихоокеанский регион;
• развивать экономическую инфрструктуру;
• усиливать оборонительные альянсы;
• укреплять АСЕАН;
• поддерживать продолжающийся подъем и региональное лидерство Индии;
• развивать многофункциональность «четверки»;
• расширять сотрудничество между США, Японией и Южной Кореей;
• налаживать партнерские связи для повышения безопасности тихоокеанских островов;
• поддерживать эффективное управление и подотчетность;
• поддерживать разработку открытых, устойчивых, безопасных и надежных технологий.
Индо-Тихоокеанская стратегия с точки зрения теории реализма
Реализм подчеркивает конкурентную и конфликтную сторону международных отношений. Корни этой научной школы восходят к античности, в частности, к «Истории Пелопоннесской войны» Фу-кидида (431-404 г. до н.э.), а основные постулаты концепции находят свое подтверждение на протяжении существования человечества.
Первое предположение реализма состоит в том, что национальное государство является основным действующим лицом в международных отношениях. Существуют и другие акторы, такие как ТНК, международные и региональные организации, отдельные лица и т.п., но их власть существенно ограничена. Во-вторых, государство является унитарным актором, а национальные интересы в теории реализма — «движущая сила», объясняющая мотивы поведения государств на международной арене.
Поскольку реализм часто опирается на примеры из прошлого, большое внимание уделяется идее, что люди, по сути, являются заложниками повторяющихся моделей поведения, определяемых их природой. Так, реализм подчеркивает эгоистичную природу чело-
века, которая сказывается на поведении стран в мировой политике. Для реалистов высшей целью является выживание государства, что объясняет, почему действия государства оцениваются в соответствии с этикой ответственности, а не моральными принципами.
Еще один важный постулат в рамках теории реализма — баланс сил, который, согласно теории реализма, является естественным поведением государств в условиях анархии. Этот принцип, наряду с вышеперечисленными положениями реалистской школы мысли, раскрывает сущность вышедшей в свет в 2017 г. Индо-Тихоокеанской стратегии США.
Как отмечают исследователи, в современных условиях тревога, вызванная подъемом Китая, является главной причиной, из-за которой Австралия, Индия, Япония и США продвигают Индо-Тихооке-анскую стратегию6. Данная инициатива базируется как минимум на двух реалистских обоснованиях для государств региона. Во-первых, Индо-Тихоокеанская стратегия подчеркивает стратегическую важность Индии в региональной безопасности. Как восходящая держава, Индия является естественным противовесом Китаю. Индо-Тихо-океанская стратегия предлагает Индии стратегическую возможность сыграть более важную роль в уравновешивании растущей мощи и влияния Китая в региональной безопасности. Именно поэтому в документах стратегического планирования США в ИТР Индии отводится одно из ключевых мест. К тому же расширение масштабов региональной безопасности от Азиатско-Тихоокеанского региона до ИТР ослабляет потенциальное доминирование Китая в региональных делах. Во-вторых, Индо-Тихоокеанская стратегия служит стратегическим обоснованием для потенциального формирования альянса в регионе. В 2010 г. Китай обогнал Японию и стал второй по величине экономикой в мире после США7. В 2013 г. Китай обогнал США и стал крупнейшей торговой державой мира8. А успешная реализация китайской инициативы «Пояс и путь», которая нацелена как на Азиатско-Тихоокеанский регион, так и на Европу, Африку и Латинскую Америку, повлечет значительное укрепление позиций КНР в планетарных масштабах.
Растущее влияние Китая вызывает обеспокоенность в первую очередь нынешней сверхдержавы — США. Как следствие, обе
6 Pan C. The Indo-Pacific and Geopolitical Anxieties about China's Rise in the Asian Regional Order // Australian Journal of International Affairs. 2014. Vol. 68. No. 4. P. 453-469.
7 BarbozaD. China Passes Japan as Second-largest Economy // The New York Times. 2010. August 15. URL: https://www.nytimes.com/2010/08/16/business/global/16yuan.html
8 Monaghan A. China Surpasses US as World's Largest Trading Nation // The Guardian. 2014. January 10. URL: https://www.theguardian.com/business/2014/jan/10/ china-surpasses-us-world-largest-trading-nation
страны могут оказаться в «ловушке Фукидида» (та же «дилемма безопасности» в реалистской школе мысли), согласно которой возвышающаяся держава угрожает лидирующей роли гегемона в регионе или на мировой арене, что, по утверждению американского политолога Г. Аллисона, почти неизбежно приводит к военному конфликту9. Исходя из «дилеммы безопасности», по мере того как одни государства повышают свою безопасность, другие государства чувствуют угрозу и нуждаются в укреплении своей безопасности, и этот цикл повторяется. Следовательно, великие державы наращивают военную мощь, а также создают альянсы. Так, это продемонстрировано разворотом США к Азии с 2010 г., формированием Индо-Тихоокеанской стратегии при Д. Трампе, созданием неформальных альянсов — Quad и AUKUS в регионе. Последнее обосновано с точки зрения теории баланса угроз С. Уолта, согласно которой государства, столкнувшиеся с общей угрозой, с большей вероятностью сформируют военный союз или, по крайней мере, объединение (может включать и военную, и экономическую, и иные сферы) для противодействия внешней угрозе10.
В рамках реалистического подхода встречается основная трудность, которая может исказить балансирующую функцию Индо-Тихоокеанской стратегии. Она заключается в расходящихся стратегических интересах и представлениях об угрозах со стороны Китая между потенциальными странами-партнерами.
Индо-Тихоокеанская стратегия с точки зрения теории
либерализма
Возникший в 1970-х гг. либерализм утверждает, что в основе международных отношений лежит международное право, а отношения между субъектами регулируются на основе договоров и соглашений, благодаря которым возможно создать наднациональные структуры для достижения всеобщих благ (Лига Наций, ООН). Согласно теории либерализма, неправительственные организации, международные и региональные объединения, трансрегиональные корпорации, частные лица и т.п. являются важными акторами мировой политики наряду с государством. При этом отвергается реалистическое убеждение, что международные отношения — это игра с нулевой суммой.
Теория либерализма представлена двумя основными школами мысли. Экономический либерализм подчеркивает роль экономи-
9 Allison G. Destined for War: Can America and China Escape Thucydides' Trap? Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2017.
10 Walt S.M. Alliance Formation and the Balance of World Power // International Security. 1985. Vol. 9. No. 4. Р. 3-43.
ческой взаимозависимости между государствами, в то время как институциональный либерализм подчеркивает важность институтов в содействии сотрудничеству между государствами11.
С точки зрения либерализма, Индо-Тихоокеанская стратегия следует двум логикам: экономической и институциональной, фокусируясь на потенциальном сотрудничестве между государствами по обе стороны двух океанов.
Как отмечается в «Белой книге» Австралии за 2012 г., Индийский океан заменил Атлантический океан в качестве самого загруженного и наиболее стратегически важного торгового коридора в мире, по которому проходят две трети мировых поставок нефти и треть мировых грузов12. С экономической точки зрения, по мнению сторонников Индо-Тихоокеанской стратегии, логика инициативы заключается в том, чтобы «превратить Индо-Тихоокеанский регион в мировой экономический и стратегический центр притяжения», где страны-партнеры создадут экономические блоки для «достижения всеобщего процветания в ИТР»13.
Кроме того, сторонники «Индо-Пацифики» утверждают, что у Индо-Тихоокеанской стратегии есть институциональная основа. Например, Р. Медкалф14 предполагает, что «современная Индо-Тихоокеанская эра» началась в 2005 г., когда Саммит стран Восточной Азии принял в члены Индию, Австралию и Новую Зеландию. Таким образом, ИТР можно рассматривать как результат расширения существующей институциональной среды в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Недостатки либерального подхода при анализе Индо-Тихо-океанской стратегии заключаются в следующем: во-первых, это ограниченное экономическое взаимодействие между частями ИТР; во-вторых, отсутствие устойчивого институционального базиса в Южной Азии, что препятствует плодотворному институциональному сотрудничеству в ИТР, особенно между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной Азией.
Теория конструктивизма
Появление конструктивизма в международных отношениях часто связывают с окончанием холодной войны, событием, которое
11 Keohane R.O. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press, 1984. P. 87.
12 Australia in the Asian Century: White Paper. Canberra: Department of the Prime Minister and Cabinet, 2012. P. 74.
13 Medcalf R. In Defence of the Indo-Pacific: Australia's New Strategic Map // Australian Journal of International Affairs. 2014. Vol. 68. No. 4. P. 472.
14 Ibid.
традиционные теории, такие как реализм и либерализм, не смогли объяснить. Конструктивизм утверждает, что люди являются «конструктами» социального мира, а их действия, взаимодействия и восприятие формируют реальность. Субъекты (как правило, такие как лидеры и влиятельные граждане) создают, а иногда и изменяют саму природу международных отношений посредством их действий и взаимодействий. Конструктивизм рассматривает мир и то, что мы можем знать о мире, как социальные конструкты.
В теории международных отношений конструктивизм вносит дополнительный импульс развития, поскольку касается вопросов, которыми пренебрегают господствующие теории, особенно реализм. Выдвигая альтернативные объяснения поведения государств, конструктивисты показывают, что это поведение объясняется не только географическими условиями, распределением власти и ресурсов, но также идеями, идентичностями и нормами.
Согласно теории конструктивизма, Индо-Тихоокеанская стратегия отражает новый социальный конструкт, основанный на общих ценностях и идентичностях и объединяющий страны ИТР. Эти ценности и идентичности связаны с демократией. Демократия становится ключевым словом, связывающим Японию с США, Индией и Австралией в «Демократическом ромбе безопасности» (Quad) против Китая, о котором говорил в 2007 С. Абэ15. А в «Белой книге» Министерства обороны Австралии от 2016 г. подчеркивается, что Австралия привержена «сотрудничеству с Соединенными Штатами и партнерами-единомышленниками для поддержания порядка, основанного на правилах»16.
Но следует отметить, что есть как минимум два препятствия на пути реализации Индо-Тихоокеанской стратегии с точки зрения конструктивистского подхода. Первое из них вызвано упадком демократии во всем мире, в том числе в ИТР. Как отмечает Л. Дай-монд, в период с 2000 по 2015 г. демократический режим рухнул в 27 странах, среди которых Кения, Таиланд, Турция и др. Многим зарождающимся демократиям не удалось оправдать надежды своих граждан на свободу, безопасность и экономический рост17. Более того, устоявшиеся демократии мира, включая США, становятся все менее функциональными. Хотя «Демократический ромб безопасности» (Quad) в перспективе может способствовать объединению,
15 Abe S. Confluence of the Two Seas // Ministry of Foreign Affaires of Japan. 2007. August 22. URL: https://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/speech-2.html
16 Defence: White Paper. Canberra: Australian Government, Department of Defence, 2016. P. 46.
17 Diamond L. Democracy in Decline: How Washington Can Reverse the Tide // Foreign Affairs. 2016. Vol. 95. No. 4. P. 151.
продвигаемые Индо-Тихоокеанской стратегией ценности если не исключают, то затрудняют диалог с большинством недемократических стран региона. Таким образом, масштаб Индо-Тихоокеанской стратегии, основанной на демократических ценностях, будет ограничен как геополитически, так и геостратегически.
Вторая проблема с точки зрения конструктивизма заключается в шатком идейном фундаменте общих норм и принципов, которые лежат в основе построения сотрудничества в регионе. Из-за ограниченного институционального развития в Южной Азии почти нет общих ценностей и методов поддержания регионального порядка и сотрудничества. И что еще более важно, у потенциальных стран-партнеров нет идейного консенсуса по общему видению Индо-Ти-хоокеанской стратегии. Таким образом, конструктивистский подход позволяет выявить уязвимость единства «Индо-Пацифики».
Заключение
Индо-Тихоокеанская стратегия стала популярным дискурсом во внешней политике США, а также Австралии, Японии и Индии. В литературе можно встретить различные подходы к концептуализации, описанию границ ИТР, оценке последствий стратегии для региональной безопасности.
Несмотря на обозначенные тенденции, главным триггером концентрации американских геополитических интересов в ИТР является недопущение появления равного по силам государства — Китая, который, по мнению Белого дома, может нарушить сложившийся баланс сил в ИТР. Поэтому Индо-Тихоокеанский план действий, обнародованный в феврале 2022 г. администрацией Дж. Байдена, представляется всеобъемлющим механизмом для усиления и укрепления позиций США в регионе и сдерживания Китая. В новой стратегии Вашингтона акцент сделан на усилении экономических связей, оборонительных союзов и технологической сферы.
Рассмотрев Индо-Тихоокеанскую стратегию США с точки зрения трех ведущих теорий международных отношений, автор приходит к следующим выводам. Согласно теории реализма, Ин-до-Тихоокеанская стратегия в основном понимается как стратегия «уравновешивания», которая предлагает другим государствам стратегическое обоснование для формирования военно-политического союза с целью противостоять растущей мощи Китая, особенно в области безопасности. С точки зрения либерализма, Индо-Тихооке-анскую стратегию можно рассматривать как план организации новой межинституциональной среды, которая должна способствовать сотрудничеству между государствами Тихого и Индийского океанов. Для конструктивизма концепция ИТР — это новая «идеографическая
конструкция», основанная на общих ценностях и общей идентичности. Каждый из перечисленных подходов позволяет выявить плюсы и минусы данной стратегии.
ЛИТЕРАТУРА
Allison G. Destined for War: Can America and China Escape Thucydides' Trap? Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2017.
Diamond L. Democracy in Decline: How Washington Can Reverse the Tide // Foreign Affairs. 2016. Vol. 95. No. 4. P. 151-159.
Keohane R.O. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press, 1984.
Medcalf R. In Defence of the Indo-Pacific: Australia's New Strategic Map // Australian Journal of International Affairs. 2014. Vol. 68. No. 4. Р. 470-483.
Pan C. The Indo-Pacific and Geopolitical Anxieties about China's Rise in the Asian Regional Order // Australian Journal of International Affairs. 2014. Vol. 68. No. 4. P. 453-469.
Walt S.M. Alliance Formation and the Balance of World Power // International Security. 1985. Vol. 9. No. 4. Р. 3-43.
REFERENCES
Allison, G. Destinedfor War: Can America and China Escape Thucydides' Trap? Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2017.
Diamond, L. "Democracy in Decline: How Washington Can Reverse the Tide," Foreign Affairs, Vol. 95, No. 4, 2016, pp. 151-159.
Keohane, R. O. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press, 1984.
Medcalf, R. "In Defence of the Indo-Pacific: Australia's New Strategic Map," Australian Journal of International Affairs, Vol. 68, No. 4, 2014, pp. 470-483.
Pan, C. "The Indo-Pacific and Geopolitical Anxieties about China's Rise in the Asian Regional Order," Australian Journal of International Affairs, Vol. 68, No. 4, 2014, pp. 453-469.
Walt, S. M. "Alliance Formation and the Balance of World Power," International Security, Vol. 9, No. 4, 1985, pp. 3-43.