Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
У Я. — Индо-Тихоокеанская стратегия США и Индо-Тихоокеанский региональный комплекс безопасности: развитие, связи и перспективы // Мировая политика. - 2022. - № 1. DOI: 10.25136/2409-8671.2022.1.37701 URL: https//nbpublish.com'library_read_article.php?id=37701
Индо-Тихоокеанская стратегия США и Индо-Тихоокеанский региональный комплекс безопасности: развитие, связи и перспективы
У Яньбинь
аспирант, кафедра Международной безопасности, МГУ 101000, Россия, г. Москва, ул. Кравченко, 7
Статья из рубрики "Политическая модернизация международных отношений"
DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.37701
Дата направления статьи в редакцию:
17-03-2022
Аннотация: Предметом исследования являются развитие, связи и перспективы Индо-Тихоокеанской стратегии США и Индо-Тихоокеанского регионального комплекса безопасности. Объектом исследования являются Индо-Тихоокеанская стратегия США и Индо-Тихоокеанский региональный комплекс безопасности. В теории региональных комплексов безопасности Б.Бузана и О.Вэвера сверхдержавы влияют на региональные комплексы и формируют их через механизм «проникновения». В современном многополярном мире сверхдержавами крайне сложно полностью проникнуть в систему безопасности комплекса, но сверхдержавы все еще могут влиять на внутреннюю структуру региональных комплексов безопасности. Будучи единственной сверхдержавой в мире после холодной войны, США играют чрезвычайно важную внешнюю роль в продвижении формирующегося и развивающегося Индо-Тихоокеанского регионального комплекса безопасности. В данной статье, на основе теории региональных комплексов безопасности, анализируется взаимодействие США, как экстерриториальной сверхдержавой, с Индо-Тихоокеанским комплексом безопасности, рассматривается влияние Индо-Тихоокеанской стратегии безопасности на регион, а также исследуется возможность достижения США конечной цели сохранения гегемонистской позиции через «проникновение» в Индо-Тихоокеанский комплекс безопасности. Индо-тихоокеанская стратегия США выглядит новаторской, но на самом деле она является лишь продолжением и расширением традиционной Азиатско-Тихоокеанской стратегии. Хотя трудно игнорировать роль Индо-Тихоокеанской стратегии США в формировании
комплекса безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, внутренние силы комплекса и законы развития самого комплекса также приводят к тому, что реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США сталкивается с большими трудностями.
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанская стратегия, США, Китай, Индия, региональный комплекс безопасности, проникновение, сверхдержавы, перспективы, гегемония, система безопасности
Концепция Индо-Тихоокеанского региона!-15!, которая изначально принадлежала к геополитической теории, непрерывно отстаивалась странами Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad/Quadrilateral Security Dialogue-стратегический диалог между
Австралией, Индией, США и Японией)!211. Особенно под вниманием администраций Обамы и Трампа превратил Индо-Тихоокеанский регион в новую международную политическую региональную концепцию. В 2019 году, когда Министерство обороны США и Государственный департамент выпустили отдельные доклады о важности Индо-
Тихоокеанского региона в военной и внешней стратегии США[17'12"", стремительное расширение влияния Китая, Индии и других азиатских держав на международной арене является фундаментальной движущей силой, побуждающей США постоянно проявлять интерес и подчеркивать важность Индо-Тихоокеанского региона. В частности, подъём Китая, страны с политической системой и культурой, совершенно отличной от западной, бросил гегемоню серьезный вызов в плане мировой политики. И поскольку, эта тенденция подъёма практически необратима, она побудила США консолидировать свои политические и военные ресурсы в Индийском и Тихом океанах, и это основная причина, по которой США позиционируют Китай, как глобального стратегического конкурента в военной и глобальной стратегической сфере. В некоторой степени, целью и соперником Индо-Тихоокеанской стратегии США является Китай, а Индия - крупнейший нетрадиционный партнер.
На данном этапе, когда мировая тенденция многополярности мира становится более очевидной, такой сверхдержаве, как США, крайне сложно полностью проникнуть в систему безопасности определенного региона, однако, Соединенные Штаты все еще могут изменить и повлиять на внутреннюю структуру определенного регионального комплекса безопасности. Очевидно, что Индо-Тихоокеанский регион постепенно формирует надрегиональный комплекс безопасности, согласно теории Б. Бузана и О. Вэвера, а сформулированная США Индо-Тихоокеанская стратегия имеет очевидные мотивы и намерения повлиять на внутреннюю структуру регионального комплекса безопасности.
Индо-Тихоокеанский регион как надрегиональный комплекс безопасности
Б. Бузан и О. Вэвер определяют региональный комплекс безопасности (РКБ) как «совокупность акторов, процессы секьюритизации и десекьюритизации которых настолько взаимосвязаны, что проблемы безопасности этих акторов невозможно
анализировать или разрешить отдельно друг от друга»!14!. Б. Бузан и О. Вэвер
предложили концепции «подкомплекса» и «суперкомплекса»[8, с-10"". Подкомплекс - это подсистема в рамках комплекса региональной безопасности (например, Ближневосточный комплекс образован тремя подкомплексами - Левантом, странами Персидского залива и Магрибом). Суперкомплекс обозначает ситуацию, когда благодаря наличию одной или нескольких глобальных держав два или более комплекса
демонстрируют сравнительно сильную и устойчивую межрегиональную динамику взаимодействия^"8' с-10"".
Хотя, название «Индо-Тихоокеанский регион» является скорее стратегией и инициативой отдельных стран на международной политической арене, как результат, своего рода, самоопределением и формированием отдельными странами, а не активного развития региона от экономических к политическим инициативам в области безопасности. Современная тенденция такова, что Индо-Тихоокеанский регион превращается в суперкомплекс безопасности в рамках теории регионального комплекса безопасности. Как самостоятельный комплекс безопасности, Индо-Тихоокеанский регион уже имеет следующие основные условия:
Во-первых, взаимодействие в сфере безопасности между двумя комплексами безопасности в Восточной и Южной Азии повлияло на ситуацию с безопасностью в Индо-Тихоокеанском регионе. Предпосылкой для возникновения суперкомплекса является тот факт, что межрегиональное взаимодействие в сфере безопасности является сильным и устойчивым и превосходит региональную ситуацию внедренного регионального комплекса безопасности, т.е. межрегиональная позиция превосходит региональную, и тогда региональные комплексы безопасности, являющиеся элементами суперкомплекса,
сливаются в новый и более крупный региональный комплекс безопасности"141. Рост внутреннего взаимодействия в сфере безопасности между двумя регионами Восточной и Южной Азией возник не под влиянием внешних сил, таких как США, а благодаря внутренним процессам, происходящим в регионе. Движущей силой роста связей в сфере безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе является взаимодействие в сфере безопасности между несколькими региональными державами. В этом процессе основным фактором появления Индо-Тихоокеанского региона, как комплекса безопасности, является усиление дискурса между Китаем и Индией в международной системе, т.е. расширение сфер влияния двух государств в их соответствующих регионах и на другие (рис. 1), что привело к усилению взаимодействия между двумя странами на арене безопасности и напрямую способствовало укреплению связей в области безопасности между двумя регионами.
Инструменты влияния: например,политика Индии "Смотри на восток"^оок East) и "Действовать на Востоке"(А^ East) Южная Азия (с первенством Индии)
Восточная Азия (с первенством Китая)
Инструменты влияния: например,"Пояс и путь" Китая (Belt and Road) Рис.1."1"
Во-вторых, суперкомплекс в Индо-Тихоокеанском регионе и комплекс безопасности в прилегающих районах будут более четко разделены с точки зрения взаимодействия в сфере безопасности, т.е. позиция безопасности этого комплекса безопасности будет относительно независимой. Изнутри комплекса безопасности между государствами существует степень взаимозависимости в сфере безопасности, достаточная для того, чтобы позволить им сформировать сплоченный портфель, и для того, чтобы выделить их из окружающих зон безопасности"141. Взаимодействие в сфере безопасности между Южной и Центральной Азией и Ближним Востоком недостаточно, равно как и
взаимодействие в сфере безопасности между Восточной Азией и Евразией. Таким образом, можно судить, что существует более выраженный раскол во взаимодействии в сфере безопасности между суперкомплексом Индо-Тихоокеанского региона и комплексом безопасности соседних регионов.Исходя из реалистичных условий, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, усиление взаимодействия в сфере безопасности между Китаем и Индией является фундаментальным условием для формирования Индо-Тихоокеанского комплекса безопасности. Силовые отношения между Китаем и Индией, а также отношения в сфере безопасности будут напрямую определять характер формирующегося комплекса. Укрепление связей в сфере безопасности между государствами обычно является ответом на две ситуации: сотрудничество в сфере безопасности в ответ на общую угрозу или восприятие другой стороны как угрозы безопасности, что ведет к конкуренции, сдержкам и противовесам и даже конфронтации. В Индо-Тихоокеанском регионе отношения в сфере безопасности между Индией и Китаем имеют как положительные, так и отрицательные стороны: с одной стороны, наблюдается рост сотрудничества между Индией и Китаем по вопросам региональной безопасности, особенно по нетрадиционным вопросам безопасности, таким как борьба с терроризмом, где две страны достигли значительных результатов. В настоящее время обе стороны являются важными членами Шанхайской организации сотрудничества. С другой стороны, обеспокоенность Индии по вопросу подъёма Китая и территориальных споров, привела к укреплению межрегиональных отношений в сфере безопасности.
Озабоченность Индии подъемом Китая неразрывно связана с ее собственным стратегическим позиционированием как великой державы. Во-первых, в геополитическом плане Индия рассматривает Южную Азию и даже Индийский океан как сферу собственной безопасности и не допускает вмешательства других стран для обеспечения своего однополярного статуса в регионе. Например, столкнувшись с китайской инициативой "Один пояс, один путь" Индия по-прежнему сохраняет отрицательное отношение. Во-вторых, Индия рассматривает Китай как серьезное препятствие на пути к становлению великой державой. Нью-Дели считает, что Пекин намерен сохранить Индию в качестве второсортной страны, ограничив ее Южной Азией и
Индийским океаном118!.
Именно растущие связи в области безопасности между Китаем и Индией, двумя наиболее важными странами в восточно и южноазиатском комплексе безопасности, сделали возможным создание индо-тихоокеанского суперкомплекса безопасности.
Во-вторых, вовлечение Китая и Индии во внутренние дела регионального комплекса безопасности усилило тесноту связей в сфере безопасности между двумя региональными комплексами безопасности. С точки зрения национальных стратегических целей, Индия всегда стремилась стать глобальной державой, хотя Индия еще не пользуется таким же экономическим и политическим влиянием, как Китай, на региональном или даже глобальном уровне, она считает растущим или развивающемся государством, или даже
глобальной сверхдержавой, в том же ключе, что и Китай1201.
Поэтому Индии необходимо продемонстрировать свое влияние в качестве крупной державы на международной арене, и участие в делах Восточной Азии идеально подходит для этого - как с точки зрения расширения своей мощи и влияния, так и в качестве противовеса растущему во многих отношениях влиянию Китая. Подход Индии к делам Восточной Азии по принципу "Смотри на Восток" принял две формы: первая - это активное участие Индии в многосторонних механизмах в регионе, в частности,
сознательные усилия по укреплению сотрудничества с АСЕАН, которое было повышено до уровня "стратегического партнерства" в 2012 году по случаю 20-летия диалога между
АСЕАН и Индие"4". В январе 2018 года АСЕАН и Индия также приняли Нью-Делийскую декларацию о продолжении углубления сотрудничества во многих областях"9". Другим направлением является укрепление отношений в сфере безопасности со странами Восточной Азии посредством двустороннего сотрудничества в сфере безопасности. В настоящее время отношения Индии с Австралией, Вьетнамом, Японией и Сингапуром значительно укрепились в результате расширения сотрудничества в области обороны и безопасности, и их отношения друг с другом больше не ограничиваются военными обменами, двусторонними и многосторонними учениями и даже включают поставки оружия.
Наконец, помимо укрепления связей в сфере безопасности между Индией и Китаем, постепенно увеличивается глубина и интенсивность взаимодействия в сфере безопасности между другими странами в рамках двух региональных комплексов. Сотрудничество в сфере безопасности между Японией и Индией в определенной степени способствовало интеграции двух региональных комплексов безопасности, а в 2015 году, во время визита прежнего премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Индию, две страны обнародовали "Японо-индийское видение 2025, особое глобальное стратегическое партнерство" и впервые использовали концепцию "Индо-Тихоокеанского региона" в
заявлении на Саммите"5". Это был первый случай, когда две страны договорились об укреплении своих стратегических отношений на геополитической арене.
С точки зрения логики формирования регионального комплекса безопасности, Индо-Тихоокеанский регион сформировался как суперкомплекс в Азии. Движущей силой его роста является рост могущества двух основных держав региона, Китая и Индии, и вызванные этим изменения в региональной структуре власти, что также является внутренней логикой формирования суперкомплекса безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Хотя внутренняя динамика является основным фактором, нельзя игнорировать важную роль, которую играют внешние силы в формировании Индо-Тихоокеанского комплекса безопасности.
Индо-Тихоокеанская стратегия США - путь к формированию Индо-Тихоокеанского
комплекса безопасности.
Формирующийся Индо-Тихоокеанский комплекс безопасности создает благоприятные условия для вмешательства экстерриториальных держав во внутренние дела комплекса: многополярная структура власти. (Рис. 2)
многополярный биполярный однополюсный
сложность проникновения держав другого региона Рис. 2Д"
Структура идентичности такова, что представления о безопасности стран региона не являются дружескими или даже враждебными, а отношения в сфере региональной безопасности носят запутанный характер. (Рис. 3)
вероятность механизмы проникновения
степень, в которой страны региона нуждаются держав другого региона
альянсовая структура - дружественная структура - конкурентная структура - враждебная структура
Рис. 3.131
Это важное условие для влиять экстерриториальных держав на внутреннюю структуру Индо-Тихоокеанского комплекса безопасности.
С одной стороны, Индо-Тихоокеанский регион находится в состоянии многополярности, в нем присутствуют представители развивающихся государств - Китая и Индии, а также такие важные региональные государства, как Япония и Австралия. Многополярная структура власти облегчает роль США в формировании регионального комплекса безопасности, сравнивая с однополярной или биполярной региональной системой. С другой стороны, важным условием для использования экстерриториальные силы для проникновения является то, что государства, входящие в комплекс, демонстрируют негативные отношения в сфере безопасности. В Индо-Тихоокеанском регионе это проявляется в основном в субъективном восприятии крупными державами региона общего возрождения Китая. С объективной геополитической точки зрения, единственным значимым геополитическим фактором, который привел к растущему сотрудничеству в
сфере безопасности между Австралией, Индией, Японией и США, является Китай1231.
Глубокая озабоченность США вопросом возрождения Китая способствовала их обеспокоенностью в Индо-Тихоокеанским регионом. У США имеются сильные и долгосрочные стратегические интересы в Индо-Тихоокеанском регионе, однако многолетнее культивирование Китая приводит к расцвету китайской мощи и интересов, подрывающих региональные интересы США и бросающих вызов лидерству США, а также
к несогласованности экономической политики и политики безопасности США в Азии1131.
Будучи экстерриториальной сверхдержавой, США обладают многочисленными политическими и военными ресурсами в регионах Тихого и Индийского океанов, и всеобъемлющее возрождение Китая заставило США внести стратегические коррективы и активно интегрировать политические ресурсы в Тихом и Индийском океанах, тем самым продвигая Индо-Тихоокеанскую стратегию. Посредством Индо-Тихоокеанской стратегии США тремя способами Индо-Тихоокеанский комплекс безопасности.
В первую очередь, через механизм альянса, а затем слиться с его структурой безопасно, чтобы сформировать структуру власти под руководством США. В Индо-Тихоокеанском регионе США проникли в структуру региональной безопасности через альянс США -Япония и США - Австралия, и в этом регионе США не стремятся к системе двусторонних альянсов, а пытаются продвигать сетевое развитие альянсов. Развитие сети альянсов в
Индо-Тихоокеанском регионе представляет следующую ситуации в области безопасности: США способствуют расширению отношений альянсов, то есть продвижению многостороннего сотрудничества в сфере безопасности между четырьмя странами - США, Японией, Австралией и Индией. Например, в 2015 году Япония присоединилась к совместным морским учениям Малабар (Malabar), которые изначально регулярно проводились для ВМС США и Индии в Бенгальском заливе или у берегов Японии,
впоследствии учения трех стран стали регулярными1111; в 2019 году США, Япония и Индия договорились увеличить инвестиции в стратегические порты и другую инфраструктуру в Индо-Тихоокеанском регионе, а также достигли консенсуса по трехстороннему сотрудничеству в области безопасности на море1101. Более того, в 2021 году Австралия, Великобритания и США создают партнерство по военной безопасности "АУКУС" (AUKUS171^ проводят первый саммит лидеров "Четырехстороннего диалога по
безопасности" (Quad)121. Эти отношения в сфере обеспечения безопасности, осуществляются с проникновение США в Индо-Тихоокеанский регион.
Во-вторых, усиливать негативное представление о безопасности в странах региона, обострить негативное взаимодействие в сфере безопасности и повлиять на формирование позитивной и положительной структуры идентичности регионального комплекса. США воспользовались настороженностью Индии по отношению к Китаю и полагаются на Индию, как на важный противовес Китаю, усиливая негативное взаимодействие в отношениях безопасности между двумя региональными государствами. Развитие отношений в сфере безопасности между США и Индией, с одной стороны, способствовало тому, что Индия заняла напористую позицию по отношению к Китаю в сфере безопасности, а с другой стороны, заставило Китай принять меры по противодействию стратегическому давлению со стороны США и Индии. Такое негативное развитие отношений в сфере безопасности также является важной силой в процессе секьюритизации, которая, ухудшая ситуацию с безопасностью в регионе, способствует сохранению гегемонии США.
В-третьих, США стремятся управлять разработкой кодексов поведения в рамках будущего индо-тихоокеанского комплекса безопасности. В современной международной системе зарождения нового региона тесно связано с властью, будь то восточноазиатский регион, который постепенно возникший после холодной войны, или четкое разграничение между Восточной и Западной Европой в период холодной войны, из которого можно мельком увидеть фактор политики власти. Факторы силовой политики включают не только изменения во властной структуре внутри региона, так и влияние давления со стороны экстерриториальных государств за пределами региона. США, которые переориентировали свою глобальную стратегию на Индо-Тихоокеанский регион, не жалеют усилий для продвижения "свободных и открытых" ценностей и норм, которые они отстаивают. "Универсальные ценности "свободы" и "демократии" в определенной степени помогли США получить больше дискурсивных преимуществ в регионе.
Используя эти три способа, США стремятся сформировать систему безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе в соответствии с американскими целями проникновения в комплекс безопасности через союзнические отношения, усиливая негативное влияние на межрегиональные связи в сфере безопасности через взаимодействие с Индией и продвижения ценностных норм, основанных на национальных интересах, для формирования региональных правил.
Индо-Тихоокеанский регион, как надрегиональный комплекс безопасности в его начальном состоянии, представляет собой первое столкновение глобальных государств и
государств системного уровня за пределами соответствующих регионов после холодной войны. Основополагающим стимулом интереса США к Индо-Тихоокеанскому региону являются гегемонистские интересы, а также их способность вмешиваться в формирующийся индо-тихоокеанский комплекс безопасности обусловлена, прежде всего, негативным восприятием стран региона с точки зрения отношений безопасности, а также тем, что многополярность структуры власти в регионе снизила стоимость участия США. Но смогут ли США достичь своей цели сохранения гегемонии в Индо-Тихоокеанском комплексе безопасности, зависит от четкого стратегического плана для Индо-Тихоокеанского региона, но в большей степени от интересов безопасности стран региона.
Будущее Индо-Тихоокеанской стратегии США в регионе
Вспышка эпидемии и избрание Байдена президентом США, затронуло стратегическое и военное развертывания США в Индо-Тихоокеанском регионе, но это взаимодействие не помешает долгосрочному стратегическому планированию США в регионе. Это связано с тем, что для США, как гегемонистского государства, стремящегося к однополярной стабильности, конечной целями участия в индо-тихоокеанском комплексе безопасности являются обеспечение непоявления в регионе ни одного конкурирующего государства (или государства, угрожающего его глобальным интересам), сдерживание потенциальных соперников и контроль над своими союзниками, тем самым поддерживая гегемонистскую стабильность.
Также одной из ключевых целей индо-тихоокеанской стратегии США и их активного участия в дела Индо-Тихоокеанском регионе является противодействие подъёму Китая. Стремительное развитие Китая и его колоссальный рост в глобальном дискурсе вызвали широкое беспокойство в Европе, США и на Западе, а также среди союзников США в западной части Тихого океана, а также опасение, что Китай обладает стратегическими инструментами, достаточными для того, чтобы нанести значительный ущерб военным развертываниям США в Индо-Тихоокеанском регионе, тем самым ослабив доверие к
гарантиям безопасности США своим союзникам в регионе"22". Именно под влиянием этого негативного восприятия в развитии Китая, США надеются использовать такие страны, как Индию, Австралию, Японию и другие, для совместного противодействия, так называемой, экспансии китайской мощи. Кроме того, помимо цели усиления сдерживания Китая, США предложили Индо-Тихоокеанскую стратегию, направленную на быстрое развитие экономики и торговли в Индо-Тихоокеанском регионе, а также энергетическую безопасность. Индо-Тихий океан - это морской суперрегион с центром в Юго-Восточной Азии, который во многом сформировался благодаря подьему Китая и Индии как торговых государств и формирование новых глобальных стратегических ролей. Появление нового геоэкономического центра притяжения неизбежно привело США к необходимости адаптации собственной глобальной стратегии из потребности в гегемонистской защите.
Ни администрация Байдена, ни любая другая администрация США после Байдена не сможет игнорировать реальность подъема Тихоокеанского и Индийского регионов"19". При администрации Трампа, США обвинили Китай в попытках изменить баланс в Азиатско-Тихоокеанском регионе в пользу Китая и наращивание военной мощь в Индо-Тихоокеанском регионе, что заставило США постоянно вносить стратегические коррективы и запустить Индо-Тихоокеанскую стратегию"16". Однако роль США в формировании Индо-Тихоокеанского комплекса безопасности не является решающей. Будучи чрезвычайно важной частью глобальной стратегии администрации Трампа,
конечный смысл Индо-Тихоокеанской стратегии США заключается в сохранении однополярной гегемонии США в условиях подъема развивающихся держав. Однако, в условиях относительного упадка мощи США и разнообразия национальных интересов в Индо-Тихоокеанском регионе, все еще неясно, смогут ли США успешно достичь своей цели сохранения гегемонии, что также делает способность США проникать и формировать Индо-Тихоокеанский комплекс безопасности гораздо менее эффективной.
Основным вызовом для индо-тихоокеанской стратегии США является снижение доверия со стороны союзников и региональных партнеров. Это недоверие проистекает сначала из опасений по поводу упадка гегемонистской власти США, а затем из опасений, что США не смогут должным образом отреагировать на вызов со стороны Китая, и что США не смогут предоставить гарантии безопасности или поддержку своим союзникам, и что союзники не смогут полагаться на силу США для реализации своих стратегических намерений. Само недоверие к возможностям США со стороны союзников или региональных партнеров увеличит стоимость поддержания гегемонии США, что напрямую повлияет на достижение стратегических целей Индо-Тихоокеанского региона. "Будучи неазиатской державой, США не могут быть стратегическим гарантом процветания Азии
...... Хотя США остаются самой мощной и влиятельной державой, их военное,
экономическое и идеологическое превосходство идет на спад, а глобальные механизмы,
предназначенные для обеспечения мощи и целей США, уменьшаются"23". С приходом к власти Байдена США вернули себе знамя многосторонности, работая над устранением разногласий со своими союзниками, и продолжая реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии при администрации Трампа, однако большинство стран Индо-Тихоокеанского региона сохраняют осторожность или, по крайней мере, не полностью присоединяются к США, как, например, недавние взаимные визиты министров иностранных дел Южной
Кореи и КНР"3", и министров иностранных дел стран АСЕАН в Кита"1". Это сочетается со все более тесными экономическими связями между странами Индо-Тихоокеанского
региона и Китаем, такими как недавнее подписание Соглашения ВРЭП (ЯСЕР"6". Таким образом, становится ясно, что для Индо-Тихоокеанской стратегии США завоевать доверие своих союзников или партнеров в регионе - непосильная задача. Расширяя свое военное присутствие в регионе и активизируя продажу оружия, она усугубляет конфликты в регионе, например, обостряет проблему Южно-Китайского моря, проблему островов Дяоюйдао, проблему Тайваня и ядерную проблему на Корейском полуострове, и все это повышает индекс опасности в регионе. Это может соответствовать стратегическим целям США, но не соответствует объективным интересам большинства стран региона, особенно в контексте растущих экономических связей с Китаем.
Заключение
Индо-Тихоокеанский регион, как геополитическая горячая точка, имеет начальные очертания для становления как нового суперрегионального комплекса безопасности: усиление взаимодействия в сфере безопасности между Восточной Азией и Южной Азией, а также растет влияние региональных государств на безопасность в регионах и даже становится важной силой, влияющей на динамику региональной безопасности. Среди них, подъем Китая и Индии, и, следовательно, усиление взаимодействия между ними в сфере безопасности, является первоначальной движущей силой Индо-Тихоокеанского региона, как регионального комплекса безопасности. Такова основополагающая логика Индо-Тихоокеанской стратегической концепции, выдвинутой США в ответ на подъем Китая, поскольку экстерриториальные сверхдержавы в силу собственной мощи используют особенности структуры безопасности в комплексе, чтобы проникнуть в комплекс и даже доминировать в системе безопасности в регионе.
Такова основополагающая логика концепции индо-тихоокеанской стратегии США в ответ на усиление Китая. США проникают в комплекс через расширение системы альянсов и укрепление отношений безопасности со странами, входящими в комплекс, и активно формируют нормы поведения в области безопасности в регионе. Однако объективными предпосылками для работы механизма проникновения США являются многополярная структура власти в рамках формирующегося индо-тихоокеанского комплекса безопасности и негативное восприятие безопасности среди государств региона, но очевидно, что эти объективные условия меняются: многополярность региона, вероятно, перерастет в однополярность (с возможным усилением позиций Китая в регионе), а государства региона могут иметь негативное восприятие безопасности Китая. Американское видение Индо-Тихоокеанского региона в большей степени ориентировано на США, в то время как страны региона больше думают о балансе между крупными державами в регионе. Индо-Тихоокеанская стратегия США выглядит новаторской, но на самом деле она является лишь продолжением и расширением традиционной азиатско-тихоокеанской стратегии. Хотя трудно игнорировать роль Индо-Тихоокеанской стратегии США в формировании комплекса безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, внутренние силы комплекса и законы развития самого комплекса также приводят к тому, что реализация индо-тихоокеанской стратегии США сталкивается с большими трудностями, что также приводит к тому, что сохранение гегемонии США в Индо-Тихоокеанском регионе сталкивается с рядом проблем.
Источник: составлено авторами.
Источник: составлено авторами.
Источник: составлено авторами. Библиография
1. В Китай прибыли министры иностранных дел четырех стран АСЕАН. SELDONnews, 01.04.2021. [The foreign ministers of four ASEAN countries have arrived in China. SELDONnews, 01.04.2021.(In Russ.)]
URL:https://news.myseldon.com/ru/news/index/248261999 (дата обращения: 15.06.2021)
2. В совместном заявлении лидеров стран "четверки" затронут вопросы безопасности и климата. ТАСС,22.09.2021.[Quad leaders' joint statement will address security and climate issues. TASS,22.09.2021.(In Russ.)] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12478025 (дата обращения: 15.08.2021)
3. Глава МИД КНР высоко оценил роль Южной Кореи в укреплении мира в регионе. ТАСС, 26.11.2020. [Chinese foreign minister praises South Korea's role in strengthening peace in the region. TASS, 26.11.2020. (In Russ.)] URL:
https ://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10101091(дата обращения: 15.11.2021)
4. Индия и АСЕАН установили отношения "стратегического партнерства" . Russian.China.org.cn, 21.12.2012. URL:
http://russian.china.org.cn/international/txt/2012-12/21/content_27475241.htm (дата обращения: 13.05.2021)
5. Кистанов В. Япония и Индия создают альянс с оглядкой на Китай. Независимая, 02.10.2017.[Kistanov V. Japan and India Creating an Alliance with an Eye on China. Nezavisimaya, 02.10.2017. (In Russ.)] URL:https://www.ng.ru/courier/2017-10-02/9_7085_japan.html(дата обращения: 05.05.2021)
6. Комментарий: соглашение о ВРЭП является победой мультилатерализма. РИА
Новости, 16.11.2020. [Commentary: the RCEP agreement is a victory for multilateralism. RIA Novosti, 16.11.2020. (In Russ.)]
URL:https://na.ru/20201116/soglashenie-1584817231.htmlCaaTa обращения: 12.06.2021)
7. Крамник И. Австралия и все-все-все. Россия в глобальной политике, 21.09.2021. [Kramnik I. Australia and Everything. Russia in Global Politics, 21.09.2021.(In Russ.)] URL: https://globalaffairs.ru/artides/avstraNya-i-vse-vse-vse/(дата обращения 19.08.2021)
8. Лукин А.Л. Теория комплексов региональной безопасности и Восточная Азия. Ойкумена. 2011, № 2, сс.7-18. [Lukin A.L. The Theory of Regional Security Complexes and East Asia. Oikumena. 2011, No. 2, pp. 7-18. ]
9. Рогожина Н.Г. Индия и АСЕАН -новый этап сотрудничества. Сайт ИМЭМО РАН,
02.02.2018.[Rogozhina N.G. India and ASEAN-a new stage of cooperation. IMEMO RAS website, 02.02.2018.(In Russ.)] URL:https://www.imemo.ru/news/events/text/indiya-i-asean-noviy-etap-sotrudnichestva(дата обращения:25.10.2021)
10. США, Япония и Индия договорились вместе обеспечивать безопасность на море. РИА Новости, 28.06.2019. [U.S., Japan, and India agree to ensure maritime security together. RIA Novosti, 28.06.2019.(In Russ.)] URL:
https://ria.ru/20190628/1555995925.html(дата обращения: 15.05.2021)
11. Япония станет регулярным участником военно-морских учений "Малабар". РИА Новости, 12.12.2015. [Japan to become a regular participant in Malabar naval exercises. RIA Novosti, 12.12.2015.(In Russ.)] URL:
https://ria.ru/20151212/1340735993.html(дата обращения: 11.10.2021)
12. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. Department of state USA,
11.04.2019. URL: https: // www. state. gov/ wp-content/ uploads/ 2019/11/Free-and-0pen-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (accessed: 22.09.2021)
13. Boustany C, Ellings R. China and the Strategic Imperative for the United States. Asia Policy, 2018,25(1), p.48
14. Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
15. Haushofer E. Geopolitics of the Pacific Ocean. Lampeter: Edwin Mellor, 2002.
16. Heath T.R. Trump's National Security Strategy Ratchets Up U.S. Competition With China. 26.12.2017. URL : https: //www.worldpoliticsreview.com/authors/1639/timothy-r-heath(accessed: 15.07.2021)
17. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. Department of defense USA, 01.06.2019. Available at: https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1A/DEPARTMENT-0F-DEFENSE-IND0-PACIFIC-STRATEGY-REP0RT-2019.PDF(accessed: 15.04.2021)
18. Medcalf R. Imagining an Indian National Security Strategy: the Sum of Its Parts. Australian Journal of International Affairs, 2017, 71(5), p. 521.
19. Medcalf R. In defence of the Indo-Pacific: Australia's new strategic map. Australian Journal of International Affairs, 2014, 68(4), pp.470-483.
20. Pant V.H. Rising China in India's Vicinity: a rivalry takes shape in Asia. Cambridge Review of International Affairs, 2016, 29(2), p. 378.
21. Rudd K. The Convenient Rewriting of the History of the 'Quad'. Nikkei Asia, 26.03.2019.URL: https ://asia.nikkei.com/0pinion/The-Convenient-Rewriting-of-the-History-of-the-Quad (accessed: 08.10.2020).
22. Tellis A. Balancing without containment: A U.S Strategy for confronting China's Rise.
the Washington Quarterly,2013,36(4), p.111. 23. Thakur R, Sharma A. India in Australia's Strategic Framing in the Indo-Pacific.Strategic Analysis, 2018, 42(2), p.76
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в рецензируемой работе выступил процесс формирования регионального комплекса безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), а также влияние на этот процесс индо-тихоокеанской стратегии США. Актуальность данной темы для исследований в области мировой политики и международных отношений трудно переоценить: с возвышением Китая и его активизацией в международной политике, а также стремлением США сохранить своё влияние в рассматриваемом регионе, формирование системы безопасности в ИТР представляет серьёзную научную и политическую проблему. Поэтому решение автора включиться в обсуждение указанной проблемы вполне понятно. А вот описанию и обоснованию методологии исследования, к сожалению, автор не уделил должного внимания. Из контекста изложения результатов можно понять, что применялся вполне традиционный для подобного рода исследований концептуально-аналитический метод, позволяющий на материале ключевых документов и научных публикаций, посвящённых рассматриваемой проблеме, раскрыть специфику применяемых авторами подходов.
Последовательное применение указанной методологии обусловило логику структуры статьи. В тексте выделяются пять основных разделов: введение, «Индо-Тихоокеанский регион как надрегиональный комплекс безопасности», «Индо-Тихоокеанская стратегия США - путь к формированию Индо-Тихоокеанского комплекса безопасности», «Будущее Индо-Тихоокеанской стратегии США в регионе» и «Заключение». В первом разделе описывается научная проблема и обосновывается актуальность её исследования. Второй раздел посвящён локализации и концептуализации проблемы безопасности ИТР, третий - описанию влияния индо-тихоокеанской стратегии США на формирование комплекса безопасности в рассматриваемом регионе, четвёртый - анализу основных вызовов и перспектив безопасности в этом регионе, а в заключении резюмируются основные выводы и результаты проведённого исследования.
В целом, работа оставляет впечатление добротного исследования, хотя и не лишённого некоторых недостатков, которые, впрочем не имеют решающего значения. Так, к сожалению, иллюстративный материал, приложенный к статье, оказался повреждён и недоступен для оценки. Этот недостаток необходимо устранить ДО публикации статьи. Есть некоторые вопросы и по использованной автором терминологии. Так, не совсем понятна сентенция «...Возрождение Китая... бросило англосаксонскому культурному государству серьёзный вызов в плане мирового дискурса». Относится ли понятие «культурное государство» к концепции А. Швейцера или же к более традиционной концепции «государственной культурной политики», осталось за рамками рассмотрения статьи. Равно как и выражение «мировой дискурс» скорее характерно для публицистики в интернет-изданиях, чем для научных исследований. В тексте встречаются и иные примеры неточного употребления терминологии. Однако в целом, за некоторым исключением, автор выдерживает научный стиль статьи и вполне корректно использует научную терминологию. В содержательном плане работу также можно квалифицировать как научную: на основе проведённого анализа автору удалось получить результаты,
обладающие признаками научной новизны. Речь, прежде всего, идёт об экспликации логики индо-тихоокеанской стратегии США, формируемой в ответ на усиление Китая и в качестве его противовеса в ИТР. Определённый интерес представляет описание автором процесса формирования многополярной структуры власти в рамках формирующегося индо-тихоокеанского комплекса безопасности, а также связанных с этим процессом проблем.
Библиография включает 11 наименований и в достаточной мере отражает состояние научных исследований по рассмотренной в статье проблеме. Хотя использование литературы на иностранных языках только усилило бы проведённое исследование. В частности, в научных исследованиях принято использовать не пересказы ключевых концепций (как в случае, например, концепции регионального комплекса безопасности Б. Бузана и О. Вэвера в изложении А.Л. Лукина), а аутентичные первоисточники (в данном случае это будет работа Buzan B., Waever O. Régions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 588 p.) Ссылка на второисточники допускается только для второстепенных идей и концепций. Можно рекомендовать автору учесть этот момент в будущих исследованиях. Апелляция к оппонентам имеет место в контексте обсуждения влияния индо-тихоокеанской стратегии США на комплекс безопасности в ИТР.
Общий вывод: представленную к рецензированию статью можно квалифицировать в качестве научной работы, результаты которой соответствуют тематике журнала «Мировая политика» и могут вызвать интерес специалистов в области мировой политики и международных отношений, государственной и региональной безопасности, а также действующих политиков. Статья рекомендуется к публикации, при условии устранения высказанных замечаний.