Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
У Я. — Концепция «Индо-Тихоокеанского региона» и «Индо-Тихоокеанская стратегия» США : формирование, развитие и китайские взгляды // Мировая политика. - 2022. - № 1. DOI: 10.25136/2409-8671.2022.1.35735 URL: https //nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=35735
Концепция «Индо-Тихоокеанского региона» и «Индо-Тихоокеанская стратегия» США : формирование, развитие и китайские взгляды
У Яньбинь
аспирант, кафедра Международной безопасности, МГУ 101000, Россия, г. Москва, ул. Кравченко, 7
Статья из рубрики "Теория и методология международных отношений"
DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.35735
Дата направления статьи в редакцию:
18-05-2021
Аннотация: Региональная концепция - «Индо-Тихоокеанский регион» стала популярной темой для исследований в современной международной политике при активном продвижении четырех стран (США, Японии, Индии и Австралии). Индо-Тихоокеанская стратегия, отстаиваемая администрацией Трампа США, является наиболее значимой среди них и усилила использование формирующегося регионального термина «Индо-Тихоокеанский регион». После торговой войны отношения между КНР и США ухудшились, и китайско-американские отношения стали одним из самых важных отношений в сфере международных отношений в этом веке, а Индо-Тихоокеанская стратегия США, разработанная при Трампе, остается одним из конкретных проявлений китайско-американской великодержавной игры. В этой статье объясняется эволюцию концепции «Индо-Тихоокеанского региона», и формирование и развитие Индо-Тихоокеанской стратегии США, а также объясняется фундаментальную цели Индо-Тихоокеанской стратегии США и структурный конфликт в геополитике Индо-Тихоокеанского региона через обобщать взгляды и мнения китайских академических кругов о стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе. Стратегия и политики
Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе преследует основную цель поддержания гегемонии США, и это тоже тесно связано с подъемом КНР. Массивные военные обязательства и большое количество вооруженных сил США в Индо-Тихоокеанском регионе и рост военной мощи КНР станут самым центральным противоречием в геополитическом структурном конфликте между КНР и США в этом
регионе. Военная политика США в этом регионе вызовет недовольство КНР и даже региональные конфликты, но в то же время следует отметить, что в силу твердой стратегической решимости КНР, собственного экономического развития КНР и ограничений внутренних факторов США, Индо-Тихоокеанская стратегия США не будет пре пя тс тв ов а ть мирно му ро с ту КНР в э том ре г ио не .
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанский регион, Индо -Тихоокеанская стратегия, Китайско-американские отношения, США, КНР, Трамп, Япония, Индия, Австралия, Байден
«Индо-Тихоокеанский регион» изначально был просто концепцией, который долгое время не рассматривался, и в этом регионе нет конкретной политики и плана реализации. После вступления в XXI век, с ростом Китая и Индии, эта концепция постепенно привлекает внимание. Во времена президента Обамы американские официальные лица начали дискутировать об этой концепции, но она не явно отличается от концепции «Азиатско-Тихоокеанского региона» и часто используется только как синоним «Азиатско-Тихоокеанского региона». После того как президент Трамп вступил в должность, чтобы отличить его от внешней политики своего предшественника, он перенял концепцию «Индо-Тихоокеанский регион» с таких странах, как Япония и Австралия, и официально предложил инициативу «Индо-Тихоокеанский регион». В целом концепция «Индо-Тихоокеанский регион» прошла три стадии географической концепции, геополитической концепции и конкретных политических инициатив, и сформировала конкретную стратегическую концепцию.
В декабре 2017 года администрация Трампа официально запустила «Индо-Тихоокеанскую стратегию» в попытке сформировать «свободный и открытый Индо-
Тихоокеанский регион»!-34!. Администрация Трампа способствовала осуществлению своей «Индо-тихоокеанской стратегии» в четырех сферах: 1. развитие отношений с союзниками и партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, укрепление обязательств США перед регионом. 2. укрепление экономического взаимодействия с Индо-Тихоокеанским регионом и поддержка частного сектора играть ключевую роль. 3. углубление военное сотрудничество с союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе, помогать странам-партнерам укреплять и наращивать их военный потенциал. 4. содействие обмену персоналом и культурой с индо-тихоокеанскими странами, распространение американские ценности и усиление американские влияния. Из него видно, что США пыталась содействовать реализации «Индо-Тихоокеанской стратегии» с помощью комплексного и всестороннего подхода.
Хотя «Индо-Тихоокеанская стратегия» США была выдвинута на короткое время, это все еще требует исторического и всестороннего понимания этой стратегии, чтобы не только увидеть ее стратегические отличия от предыдущих правительств США, но и увидеть ее преемственность. Не только для того, чтобы увидеть намерения администрации Трампа против Китая, особенно её военная политика серьезно повлияет на безопасность и стабильность в этом регионе и даже вызовет ненужные конфликты, но и для того, чтобы полностью понять ее восприятие Китая и её мысли об урегулировании китайско-американских отношений. Только таким образом мы можем лучше понять существование и влияние Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе и рационально рассмотреть взаимодействие между Китаем и США в Индо-Тихоокеанском регионе.
История формирования концепции «Индо-Тихоокеанский регион»
«Индо-Тихоокеанский регион» (Indo-Pacific region) был впервые предложен в качестве
географической концепции, и вначале не было геополитического или стратегического значения. В этнографии и таксономии XIX века Индийский океан и Тихий океан считались регионом. С ХХ века «Индо-Тихоокеанский регион» вошел в стратегические
тексты многих ученых-27!.
Термин «Индо - Тихоокеанский регион» как геополитическая концепция впервые появился в начале XX века: немецкий геополитический ученый Карл Хаусхофер (E.Haushofer) использовал термин «Индо-Тихоокеанский регион» в своей книге «Тихоокеанская геополитика»-20-. По словам австралийского учёного Рори Медкалф (R.Medcalf), «Индо-Тихоокеан» (Indo-Pacific) уже давно является академическим языком в Австралии. С 1950-х до 1970-х годах австралийский институт международных отношений и австралийский национальный университет провели несколько совещаний по деколонизации и использовали эту концепцию-35-.
Тем не менее, всегда было спорным, какие регионы включает в себя «Индо-Тихоокеанский регион». Исследовательский центр Индо-Тихоокеанского управления Университета Аделаиды считает, что Индо-Тихоокеанский регион относится к области от западного Индийского океана вдоль восточного побережья Африки до западной части Тихого океана, Индия считает, что «Индо-Тихоокеанский регион» должен включать от Тихого океана до всего Индийского океана, который является концепцией Великого Индийского океана. Некоторые агентства США, особенно Индо-Тихоокеанское командование, обычно считает, что «Индо-Тихоокеанский регион» включает от западного побережья США до западного побережья Индии. В целом ранний «Индо-Тихоокеанский регион» - это просто смутное географическое понятие.
Из-за географического положения страны австралийская научная общественность начала изучать и использовать концепцию «Индо-Тихоокеанского региона» очень рано. Еще в 1960-х и 1970-х годах австралийские ученые выдвинули концепцию «Индо-Тихого океана», полагая, что поддержание стратегического баланса между Индийским океаном
и Тихим океаном поможет обеспечить национальную безопасность Австралии С~ 1411.
В 2005 году Майкл Ричардсон из Института исследований Юго-Восточной Азии указал в статье, что Восточноазиатский Саммит (EAS), включая Индию, Австралию и Новую Зеландию, является более сплоченным и единым Индо-Тихоокеанский регион. Министр обороны Смит (бывший министр иностранных дел), Питер Варгезе, генеральный секретарь Министерства иностранных дел и торговли, также очень активно использовали эту концепцию-8,—С,15]. Рори Медкалф считает, что сейчас уже вступил в «Индо-Тихоокеанский век»-28,—СЛЗ]. Деннис Рамлиф^ит1еу) считает, что эпоха Азиатско-Тихоокеанского региона умерла в 2011 году и была заменена эпохой Индо-Тихоокеанского региона.-32-.
После вступления в XXI век, помимо Австралии, ученые в Индии, Японии и других странах начали изучать и использовать эту концепцию.
В 2007 году индийский ученый Гурприт Хурана ^.КЬшгапа) опубликовал статью «Морской безопасный путь: перспективы индийско-японского сотрудничества» в журнале
«стратегического анализа»-24!, став первым индийским ученым, официально использовавшим концепцию «Индо-Тихоокеанский регион».
В этой статье Хурана впервые предложил «Индо-Тихоокеанский регион» в качестве стратегического термина для обозначения морской зоны от побережья восточной африки
и западной азии до побережья восточной азии.
Другие индийские ученые, такие как Шиам Саран ( Shyam Saran) и Раджа Мохан (Raja Mohan) , также часто используют эту концепцию. Раджа Мохан даже считал, что наступление эпохи «Индо-Тихоокеанского региона» было неизбежным-29, С,4].
В 2013 году доклад «Азиатский порядок о безопасности», опубликованный Японским институтом международных исследований, указал, что новый «Комплекс обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе» находится на подъеме-2^.
В этот период американские ученые были относительно безразличны к этой концепции, и только лишь немногие ученые были готовы использовать эту концепцию, такие как Майкл Ауслин (Michael.R.Auslin) из американского института предпринимательства, Уолтер Ломан (Walter.Lohman) и другие.
В ноябре 2011 года Институт международной политики Лоуи, Традиционный фундамент и Исследовательский фонд наблюдатели Индии совместно опубликовали исследовательский доклад, озаглавленный «Общие цели и конвергентные интересы: сотрудничество США - Австралии - Индии в Индо-Тихоокеанском регионе». Рекомендуется, чтобы Соединенные Штаты, Австралия и Индия установили трехсторонний диалог, чтобы способствовать установлению порядка, который будет способствовать экономической и политической стабильности, свободной и открытой торговле и демократическому управлению в Индо-Тихоокеанском регионе-33^.
Это показывает, что академические круги США, Австралии и Индии в целом признали концепцию «Индо-Тихоокеанского региона». На данном этапе, хотя мотивы и определения ученых в разных странах различны, у пользователей этой концепции есть по крайней мере две общие черты: во-первых, беспокойство о подъеме Китая и его возможном влиянии, во-вторых, взгляд с Японию до Аравийского моря. Обширный морской район представляет собой полный стратегический интерес области. Это обеспечило академическим и общественным взглядам четыре страны для дальнейшего использования концепции «Индо-Тихоокеанский регион» в конкретных областях политики.
Эволюцияконцепции «Индо-Тихоокеанский регион» на мировой политической арене
Абэ Синдзо может быть стать первым национальным лидером, официально предложившим
Индийский океан и Тихий океан совместно в официальном тексте-15-. Еще в 2006 году тогдашний японский премьер-министр Абэ выдвинул концепцию стратегического сотрудничества «Япония, США, Австралия и Индия» и расценил Тихий и Индийский океаны как один стратегический объект. В августе 2007 года Абэ посетил Индию и выступил на Индийском конгрессе с речью «Слияние двух океанов», заявив, что Тихий и Индийский океаны становятся свободными и процветающими океанами, и создавая тесную связь. Благодаря сотрудничеству между Японией и Индией, потом включая Соединенные Штаты и Австралию, сформировать огромную сеть сотрудничества через
Тихий и Индийский океаны-16!.
После отставки Синдзо Абэ вышеуказанный план не был осуществлен. В сентябре 2012 года Абэ снова стал премьер-министром, и Япония постепенно возобновила новый раунд переговоров по стратегии Индо-Тихоокеанского региона. В декабре 2012 года Синдзо Абэ опубликовал статью, в которой была выдвинута концепция «азиатского
демократического алмаза безопасности», вновь связав эти четыре страны, подчеркнув, что с точки зрения безопасности и стабильности Тихий и Индийский океаны неразделимы ... как старейшяя морская демократическая страна в Азии, Япония должна защищать общие интересы вышеупомянутых двух регионов и играть важную роль во всех регионах
18 января 2013 г. Абэ Синдзо опубликовал статью, объясняющую важность Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе и подчеркивающую важное стратегическое значение американо-японского альянса в регионе. Япония продолжает укреплять всестороннее сотрудничество с США в регионе и это имеет беспрецедентное значение. В конце февраля 2013 года во время своего визита в Соединенные Штаты Абэ произнес знаменитую речь «Возвращение Японии» в Американском институте стратегических и международных проблем (CSIS). Он сказал:«Азия-Тихоокеанский регион (АТР) или Индо-
Тихоокеанский регион (ИТР) процветают сейчас» J2-.
Австралия была первой страной, включившей «Индо-Тихоокеанский регион» в официальный стратегический текст. В октябре 2012 года Австралия опубликовала документ «Австралия в азиатском веке» (Australia in the Asian Century), и в январе 2013 года опубликовала «Стратегию национальной безопасности», белая книга национальной обороны была опубликована в мае 2013 года, и все они неоднократно упоминали концепцию «Индо-Тихоокеанский регион». Некоторые страны Юго-Восточной Азии сделали подобные заявления. В мае 2013 года министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава (Marty Natalegawa) выступил с программной речью «Взгляд Индонезии на Индо-Тихоокеанский регион» в Центре стратегических и международных исследований США и выразил мнение о том, что страны этого региона должны взять на себя обязательство укреплять доверие, мирно разрешать споры, продвигать общее представление о безопасности и стремиться к заключению договора о дружбе и сотрудничестве между Индо-Тихоокеанским регионом J8-.
Индийские чиновники давно интересовались этой концепцией. В феврале 2012 года тогдашний секретарь иностранных дел Индии Ранджан Матхай (Ranjan Mathai) выступил с речью в центре стратегических и международных исследований (CSIS) на тему «Построение интеграции: углубление стратегического партнерства между Индией и США», и подчёркивал отношение партнерства Индии с США очень важно для создания стабильного, процветающего и безопасного Азиатско-Тихоокеанского региона - или Индо-Тихоокеанского региона, как некоторые называют это» i25-.
В декабре 2012 года тогдашний премьер-министр Индии Манмохан Сингх в своей речи на саммите Индия-АСЕАН, состоявшемся в Дели, заявил: « Стабильность и безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе имеют решающее значение для развития и процветания Индии» J31-.
Формирование и развитие Индо-Тихоокеанской стратегии США
При президенте Обаме в Соединенных Штатов по-прежнему были политические деятели, которые выдвигали эту инициативу. Хиллари Клинтон была первым американским высокопоставленным чиновником, использовавшим концепцию «Индо-Тихоокеанский регион». В октябре 2010 года госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем выступлении на Гавайях подчеркнула важность Индо-Тихоокеанского региона в мировой торговле и коммерции
Год спустя Хиллари Клинтон написала в статье «Тихоокеанский век Америки»
подчеркнула важность союза между Соединенными Штатами и Австралией в Индо-Тихоокеанском регионе-18, C 63]. В июле 2011 года Хиллари публично заявила, что будет
использовать Индию для уравновешивания КНР[5, С-13"". В ноябре 2011 года Хиллари опубликовала в журнале Внешняя Политика (Foreign Policy) статью «Азиатский век Америки», в которой говорилось, что «Азиатско-Тихоокеанский регион от Индийского субконтинента до западного побережья США стал ключевым двигателем глобальной политики. Этот регион охватывает два океана - Тихий океан и Индийский океан все больше связан с судоходством и стратегией Ü21.
В апреле 2013 года адмирал Сэмюэл Локлир, тогдашний командующий Тихоокеанским штабом армии США, и подробно рассказал о растущем значении региона «Индия-Азиа-
Тихоокеанский регион» в глобальной стратегии США-41. В июле 2013 года тогдашний вице-президент США Байден посетил Индию и Сингапур, он заявил, что Соединенные Штаты считают «Индо-Тихоокеанский регион» неотъемлемой частью будущего Азии J4".
Вообще говоря, в период Обамы «Индо-Тихоокеанский регион», предложенный Соединенными Штатами и другими странами, был в основном географической концепцией, хотя он также имел некоторые политические цвета.
После того, как президент Трамп вступил в должность, частота официального использования концепции «Индо-Тихоокеанский регион» Соединенными Штатами значительно возросла. До того, как Трамп посетил Азию в конце 2017 года, высокопоставленные официальные лица США вели громкую дипломатическую деятельность вокруг концепции «Индо-Тихоокеанский регион». Госсекретарь США, министр обороны и советник по национальной безопасности все используют эту концепцию в разных случаях. 3 июня 2017 года тогдашний министр обороны США Джим
Маттис (J.Mattis) использовал эту концепцию в своей речи-261.
В мае 2018 года вооруженные силы США переименовали Тихоокеанское командование в
Индо-Тихоокеанское командование-301. Это еще раз свидетельствует о том, какое значение США придают Индо-Тихоокеанскому региону и о намерении блокировать КНР. В 2019 году США представили два крупных стратегических доклада по Индо-
Тихоокеанскому региону[14""[23"". После прихода Байдена(J.Biden) к власти СШАтакже не прекратили свои политические и военные мер в Индо-Тихоокеанском регионе: Курт Кэмпбелл (Kurt Campbell) был назначен координатором Белого дома по Индо -Тихоокеанскому региону в первый день работы администрации Байдена, продолжают наращивать военную активность в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно в ЮжноКитайском море, Тайваньском проливе и других горячих точках, и продолжают укреплять механизм четырёхсторонниго диалога по безопасности (QUAD).
Из разработки стратегии США по Индо-Тихоокеанскому региону видно, что от администрации Обамы, администрации Трампа до администрации Байдена Индо-Тихоокеанский регион стал наиболее важным стратегическим районом для США, и корень всего этого исходит из постоянного развития мощи КНР. В будущем стратегическое взаимодействие двух крупных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе или Индо-Тихоокеанском регионе станет важной темой для мировой политической дискуссии.
Китайские взгляды на Индо-Тихоокеанскую стратегию США
В последние годы исследования китайского академического сообщества по Индо-
Тихоокеанской стратегии США в основном включали характер и намерения Индо-Тихоокеанской стратегии США, реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Трампа, ограничения и влияние Индо-Тихоокеанской стратегии США и другие вопросы.
Хотя китайские ученые по-разному описывают природу или состояние Индо-Тихоокеанской стратегии США, большинство считает, что это не устоявшаяся стратегия. Профессор Чжан Цзиадун^1папд Jiadong) из Университета Фудан считает, что после того, как Трамп вошел в Белый дом, Индо-Тихоокеанская стратегия завершила преобразование из географической концепции в политическую инициативу, но она еще не достигла стратегической высоты. В настоящее время это только инициатива""7, С 26]. Мэн Цинлун(Мепд Qinlong), научный сотрудник Института всемирной истории Китайской академии социальных наук, считает, что Индо-Тихоокеанская стратегия США все еще является развивающейся концепцией, а Индо-Тихоокеанская стратегия далека от базовой стратегии, которая воплощает консенсус Соединенных Штатов, Индии, Японии и
Австралии^"6' С 24]. Профессор Вэй Цзунъю(Wei Zongyou) из Университета Фудан считает, что «Индо-Тихоокеанская стратегия» администрации Трампа все еще находится в стадии
исследования и реализации"41. Профессор Чжу Цуйпин^Ьш Cuiping) из Университета финансов и экономики Юньнана считает, что Индо-Тихоокеанская стратегия все еще находится в стадии разработки и является скорее «стратегическим сдерживающим фактором». По-прежнему существует большая неопределенность в отношении того, в
какой степени она может быть реализована в будущем [9, С 17].
Относительно намерения Индо-Тихоокеанского региона США, китайские ученые имеют высокую степень консенсуса в своей интерпретации. Вэй Цзунъю считает, что администрация Трампа выдвинула концепцию Индо-Тихоокеанской стратегии, цель которой состоит в том, чтобы сдерживать и препятствовать КНР в уровне экономики и безопасности, укреплять присутствие США в сфере безопасности и экономики в индо-тихоокеанском регионе и поддерживать свою региональную гегемонию, Измени
региональный порядок"41. Ван Пэн^апд Peng), сотрудник из китайского народного университета, понимает Индо-Тихоокеанскую стратегию администрации Трампа как смесь стратегий «хеджирования»(Hedging) и «клина»(Wedge) и считает, что Трамп применяет стратегию «хеджирования» против Китая, сдерживает и уравновешивает Китай и избегает прямая война, чтобы предотвратить модернизацию промышленности Китая, с помощью стратегии «клин» оттолкнуть и усилить противоречие между Китаем и другими Индо-Тихоокеанскими державами, чтобы США могли поддерживать гегемонию с меньшими затратами"3, С 52].
Через понимания статуса и характера Индо-Тихоокеанской стратегии США и исследования взаимодействия между Соединенными Штатами и соответствующими странами в Индо-Тихоокеанском регионе, китайские ученые в целом считают, что реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США столкнется с некоторыми ограничения. Чжу Цуйпин считает, что существует неопределенность в отношении двусторонних и многосторонних отношений в рамках стратегической игры великих держав, преследование их соответствующих интересов в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии ведет к ослаблению взаимозависимости, а рассмотрение Индии о Индо-Тихоокеанской стратегии имеет изменчивости и пластичности, это являются ограничениями действующей под руководством Индо-Тихоокеанской стратегии СШД10, c-15"". Профессор Лю Чанмин^ш Changming) из Университета Шаньдуна считает, что реализация Индо-Тихоокеанской стратегии по-прежнему сталкивается со многими ограничениями из-за
отсутствия стратегических ресурсов, доступных для мобилизации в Соединенных Штатах, и внутренних структурных противоречий между геополитической структурой и
стратегическими интересами стран-партнеров[13, С 86"". Доцент Чэнь Цзиминь(С1пеп Qimin) из Центральной партийной школы коммунистической партии Китая считает, что из-за запутанности внутренней политики США, сложной амбивалентности региональной власти, длинного дипломатического фронта администрации Трампа, ограничений ситуации в области развития Китая и китайско-американских отношений, поэтому влияние и
перспективы этой стратегии неопределенны [12, С 23"".
Хотя большинство китайских ученых считает, что Индо-Тихоокеанская стратегия США все еще находится на концептуальной стадии и еще не завершена, и ее реализация столкнется со многими ограничениями, но также считает, что она будет иметь различные стратегические последствия. Чэнь Фанмин, сотрудник из Китайского общества международной стратегии считает, что Индо-Тихоокеанская стратегия США будет стимулировать все стороны к ускорению игры по созданию архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, дальнейшему увеличению сложности и конкурентоспособности китайско-американских отношений и превращению отношений между двумя странами в новый виток конкуренции, удар по Азиатско-Тихоокеанской торговой системе, свободная торговля станет более сложной и окажет негативное
влияние на экономическое и социальное развитие Индо-Тихоокеанского региона[11,С,45]. Вэй Цзунъю считает, что концепция Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Трампа оказала значительное негативное влияние на китайско-американские отношения и региональный порядок: обострилась китайско-американские конфликты и усилилась китайско-американская стратегическая конкуренция, нарушилась региональный экономический порядок, ухудшилась региональную безопасную среду, усилась давление стран региона на «выбор строй» [4].
Что касается влияния Индо-Тихоокеанской стратегии США на КНР, Чжу Цуйпин считает, что Китай столкнется с большим давлением угрозы гегемонии в Индо-Тихоокеанском регионе, что окажет «разрушающее» влияние на продвижение Китаем региональной экономической интеграции. Экономическая безопасность Китая представляет собой угрозу, она оказывает «раздвоение» на общую концепцию безопасности Китая и
соседних стран, угрожая порядку безопасности Китая и соседних стран[9, С-16"". Чжан Цзядун считает, что инициатива «Индо-Тихоокеанский регион» оказала комплексное влияние на Китай, что имеет как негативные, так и негативные последствия, а также позитивное и позитивное значение, и может по крайней мере повысить легитимность и рациональность существования Китая в регионе индийского океана [7, С 26".
В 2020 году академический журнал «China Review» опубликовал серию статей китайских ученых об индо-тихоокеанской стратегии США:
В своей статье в журнале ученый Университета Макао Ху Вэйсин(Ни Wexing) утверждает, что, Индо-Тихоокеанский регион является ключевым регионом, где происходит стратегическое соперничество между США и Китаем. Индо-Тихоокеанская стратегия США (IPS) является основным конкурентным инструментом Вашингтона, направленным на сдерживание растущей мощи и влияния Китая среди стран, расположенных вдоль
Индийского и Тихого океанов[21, C-127"". Кроме того, Ху Вэйсин также считает, что Пекин не стал предпринимать ответные действия на Индо-Тихоокеанскую стратегию США. Вместо этого Китай ответил на новый американский вызов в более конструктивной, мирной и неконфронтационной манере. Цель П екина - смягчить возможные риски для
национальной безопасности, продолжая расширять свое международное влияние в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами."22, C-143"".
Е Сяоди^е Xiaodi), доцента Школы международных отношений Гуандунского университета иностранных языков и внешней торговли, считает, что в ответ на действия Соединенных Штатов китайское правительство придерживается принципа отказа от союза и укрепляет стратегическое партнерство Китая и России, чтобы противостоять давлению на безопасность, оказываемому индо-тихоокеанской стратегией. В ответ на действия периферийных стран Китай применяет подход заверения, чтобы создать стимул к сотрудничеству для периферийных стран, особенно тех, которые имеют отношения
безопасности с Соединенными Штатами"36, C 205].
Ученый Фуданьского университета Чжан Чуньмань(Zhang chunman) предлагает новый взгляд для понимания ответа Китая на Индо-Тихоокеанскую стратегию в стратегическом смысле, и, что более важно, превентивного ответа, который он называет «нишевая стратегия» (niche strategy). «Нишевая стратегия» - это широко обсуждаемая маркетинговая стратегия на рынке бизнеса. Вдохновленный развивающимися исследованиями маркетинга «нишевой стратегии», Чжан Чуньмань пытается концептуализировать «нишевую стратегию» как важную внешнеполитическую стратегию в международных отношениях, а также понять и объяснить реакцию Китая на Индо-Тихоокеанскую стратегию. Функционирование Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) и развивающееся направление инициативы «Пояс и путь»(ВЯ1) являются хорошими примерами китайской «нишевой стратегии», которая может помочь Китаю лучше реагировать на давление индо-тихоокеанской стратегии. В то же время Чжан Чуньмань не определяет, что конфликт между нишевой стратегией Китая и индо-тихоокеанской стратегией США приведет к войне"37, C-239"".
Вообще говоря, во всех секторах КНР был проведен более объективный, точный и всесторонний анализ намерений США по «Индо-Тихоокеанской стратегии», конкретной реализации и ограничений, с которыми она сталкивается. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе и военная политика в регионе в значительной степени унаследовали политику бывшего Обамы по возвращению в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Индо-Тихоокеанская стратегия США показывает, что Соединенные Штаты коренным образом скорректировали свою традиционную гегемонистскую стратегию. Во время холодной войны ядром стратегии гегемонии США было сохранение превосходства советского блока и руководства западного лагеря. После окончания холодной войны у американской стратегии гегемонии есть реальный шанс стать глобальной стратегией, но она не хочет платить слишком много.
После вступления в XXI век, особенно в войну в Афганистане, войну в Ираке и финансовый кризис, стратегия гегемонии США была приспособлена к проблеме офшорного баланса, пытаясь сохранить свое глобальное превосходство путем поддержания стратегического баланса в основных регионах. Но теперь Соединенные Штаты явно отказались от этой недорогой гегемонистской стратегической цели и лично приняли участие в рамках стратегического баланса Азиатско-Тихоокеанского региона. Другими словами, Соединенные Штаты уже считают, что они больше не могут поддерживать гегемонию при относительно низких затратах.
Обобщая взгляды большинства китайских ученых на стратегию Индо-Тихоокеанского
региона, можно обнаружить, что, стратегия и политики Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе преследует основную цель поддержания гегемонии США, и это тоже тесно связано с подъемом КНР. Массивные военные обязательства и большое количество вооруженных сил США в Индо-Тихоокеанском регионе и рост военной мощи КНР станут самым центральным противоречием в геополитическом структурном конфликте между КНР и США в этом регионе. Военная политика США в этом регионе вызовет недовольство КНР и даже региональные конфликты, но в то же время следует отметить, что в силу твердой стратегической решимости КНР, собственного экономического развития КНР и ограничений внутренних факторов США, Индо-Тихоокеанская стратегия США не будет препятствовать мирному росту КНР в этом регионе.
Библиография
1. Абэ Синдзо. Четырехсторонний демократический стандарт безопасности в Азии. Режим доступа: https ://www.project-syndicate.org/commentary/a-strategic-aMiance-for-japan-and-india-by-shinzo-abe/chinese?barrier=accessreg (На кит. яз.) (дата обращения: 20.04.2021).
2. Ван Динцзе: Расшифровка свободной и открытой Индо-Тихоокеанской стратегии Абе. Доступ: http://wemedia.ifeng.com/45539544/wemedia.shtml (На кит.яз.) (дата обращения:20.04.2021).
3. Ван Пэн. Хеджирование и Клин-эндогенная логика Индо-Тихоокеанской стратегии США: точка зрения неоклассического реализма // Современный Азиатско-Тихоокеанский регион.2018 год. № 3. С. 4-52. (На кит.яз.)
4. Вэй Цзунъю. Стратегическая перестройка США в Индо-Тихоокеанском регионе и ее геостратегическое влияние // Мировая экономика и политика. 2013. №10. С. 141. (На кит.яз.)
5. Ли Ли. Политика LOOK EAST Индии и Индо-Тихоокеанская дипломатия // Современные международные отношения. 2018. № 1. С.13. (На кит.яз.)
6. Мэн Цинлун. Перспектива Индо-Тихоокеанской стратегии с точки зрения американо-индийских отношений //Академические рубежи. 2018. №1. С.24-35. (На кит.яз.)
7. Чжан Цзиадун. Индо-Тихоокеанская инициатива США и ее влияние на Китай // Исследование экономики Индийского океана. 2018. № 3. С. 1-26. (На кит. яз.)
8. Чжао Цинхай. Концепция Индо-Тихоокеанского региона и ее значение для Китая // Современные международные отношения. 2013. № 7. С.15. (На кит. яз.)
9. Чжу Цуйпин. Индо-Тихоокеанская стратегия администрации Трампа и ее влияние на безопасность Китая // Исследования Южной Азии. 2018. № 4. С. 1-17. (На кит. яз.)
10. Чжу Цуйпин. Индо-Тихоокеанский регион: концептуальная интерпретация, ограничения реализации и стратегические тенденции // Исследование экономики Индийского океана. 2018. № 5. С.1-16. (На кит. яз.)
11. Чэнь Фанмин. Предварительный анализ Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Трампа // Азиатско-Тихоокеанская безопасность и исследования океана. 2018. № 4. С. 32-45. (На кит. яз.)
12. Чэнь Цзиминь. Процесс, влияние и перспективы Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Трампа // Мир и Развитие. 2019. № 1. С. 1-23. (На кит. яз.)
13. Ян Хуэй, Лю Чанмин. Индо-Тихоокеанский регион в американской перспективе: от концепции к стратегии: анализ взглядов основных аналитических центров в США // Дипломатическое обозрение. 2019. №2. С. 59-86.( На кит. яз.)
14. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. 11.04.2019. Available at: https ://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-0pen-Indo-Pacific-
4Nov2019.pdf (accessed: 15.05.2021)
15. Abe Shinzo. "Confluence of the Two Seas", Speech at the Parliament of the Republic of India. Available at: http://www.Mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/speech-2.html (accessed:31.03.2021).
16. Abe Shinzo. Prime Minister of Japan at the Parliament of the Republic of India, "Confluence of the Two Seas". 22.08.2007. Available at: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/speech-2.html (accessed:11.04.2021).
17. Clinton H. American's Engagement in the Asia-Pacific. 28.11.2010. Available at: http://www.state.gov/secretary/rm/2010/10/150141.htm (accessed: 01.05.2021).
18. Clinton H. American's Pacific Century // Foreign Policy. 11.2011. P. 62-63.
19. Clinton H. Security and Opportunity for the Twenty-first Century. 01.11.2007. Available at: https ://www.foreignaffairs.com/articles/2007-11-01/security-and-opportunity-twenty-first-century (accessed: 01.05.2021).
20. Haushofer E. Geopolitics of the Pacific Ocean. Lampeter: Edwin Mellor, 2002.
21. Hu Weixing. The United States, China, and the Indo-Pacific Strategy: The Rise and Return of Strategic Competition. The China Review.Vol.20,No.3, 08.2020. P.127-142
22. Hu Weixing, Meng Weizhan. The US Indo-Pacific Strategy and China's Response. The China Review.Vol.20, No.3, 08.2020. P.143-176
23. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. 01.06.2019. Available at:
https ://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-0F-DEFENSE-IND0-PACIFIC-STRATEGY-REP0RT-2019.PDF (accessed: 15.05.2021)
24. Khurana G. Security of Sea Lines: Prospects for India-Japan Cooperation. Available at: https ://idsaIn/strategicanalysis/SecurityofSeaLinesProspectsforIndiaJapanCooperation_ gskhurana_0107 (accessed: 01.05.2021).
25. Matha R. Building on Convergences: Deepening India-U.S. Strategic Partnership. 06.04.2018. Available at: https://www.indianembassy.org/archives_details.php? nid = 1713 (accessed:11.03.2021).
26. Mattis J. Remarks by Secretary Mattis at Shangri-La Dialogue. 03.06.2017. Available at: https ://www.Defense.gov/News/Transcripts/Transcript-View/Article/1201780/remarks-by-secretary-mattis-at-shangri-la-dialogue/ (accessed:11.05. 20201).
27. Medcalf R. A Term Whose Time Has Come: The Indo-Pacific. 04.12.2012. Available at: https ://thediplomat.com/2012/12/a-term-whose-time-has-come-the-indo-pacific (accessed:01.03.2021).
28. Medcalf R. Unselfish giants? Understanding China and India as Security Providers // Australian Journal of International Affairs. Vol. 66 (1). 2012. P.13.
29. Mohan R. India and Australia: Maritime Partners in the Indo-Pacific. The Asialink Essays. Vol.3 (7),11.2011. P.1-4.
30. Pacific Command Change Highlights Growing Importance of Indian Ocean Area 30.05.2018. Available at:
https ://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1535808/pacific-command-change-highlights-growing-importance-of-indian-ocean-area/(accessed :11.05. 2021).
31. PM's Opening Statement at Plenary Session of India-Asean Commemorative Summit. 20.12.2012,New Delhi.Available at: https://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/20981/ (accessed: 22.04.2021).
32. Rumley D. The Indian Ocean Region: Security, Stability and Sustainability in the 1st Century. 03.2013. Available at:
http://www.aiidelhi.com/source/public/img/publication/IndianOceanSecurityTaskforce_0
.pdf (accessed: 01.05.2021).
33. Shared Goals, Converging Interests: A Plan for U.S.-Australia-India Cooperation in the
Indo-Pacific. 08.09.2018. Available at:
https ://www.Lowyinstitute.org/publications/shared-goals-converging-interests-plan-us-australia-india-cooperation-indo-pacific (accessed:01.03.2021).
34. Trump Gives Glimpse of Indo-Pacific Strategy to Counter China. Available at: https://www.ft.com/content/e6d17fd6-c623-11e7-a1d2-6786f39ef675 (accessed:01.02.2021).
35. Tyler M.C., Shearman S. Australia's new region: the Indo-Pacific. 21.05.2013. Available at: http://www.eastasiaforum.org/2013/05/21/australias-new-region-the-indo-pacific (accessed:12.05.2021).
36. Ye Xiaodi. Explaining China's Hedging to the United States' Indo-Pacific Strategy. The China Review.Vol.20, No.3, 08.2020. P.205-238
37. Zhang Chunman. The Power of a Niche Strategy and China's Preemptive and Adaptive Response to the US Indo-Pacific Strategy. The China Review.Vol.20, No.3, 08.2020. P.239-25
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Публикация посвящена анализу внешнеполитической доктрине США и ее международной стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автором последовательно анализируются позиции исследователей, которые отражают политику сторон, затронутых американскими концепциями «Индо-Тихоокеанского региона» и «Индо-Тихоокеанской стратегией» (США, Япония, Индия, Китай, Австралия и др.). Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, поскольку в современных публикациях в области международных отношений большее внимание уделяется действиям США в регионе Ближнего Востока, а такая зона интересов как Индо-Тихоокеанский регион зачастую упускается из виду, что, на наш взгляд, совершенно не справедливо, поскольку именно здесь происходит столкновение сфер влияния мировых держав: США и Китая. Статья в структурном и тематическом отношении довольно логично выполнена, имеются подзаголовки, которые позволяют адекватно воспринимать научный материал. Автор обстоятельно анализирует происхождение и введение в научный оборот концепта Индо-Тихоокеанского региона, сопоставляет различные точки зрения на природу взаимодействия международных сил в данной зоне влияния, в целом адекватно отражая современное состояние исследований на предложенную тематику. Дальнейшую эвристическую ценность данной научной публикации представляют сведения относительно включения рассмотренного концепта в стратегические политико-правовые документы государств, действующих на этой международной арене. Весьма тщательно анализируются шаги американской администрации по выстраиванию внешнеполитической линии в Индо-Тихоокеанском регионе, рассматривается позиция КНР в вопросе военно-стратегической гегемонии США. Вместе с тем, статья не лишена определенных недостатков, которые, тем не менее, не умаляют ее высокой научной теоретической и практической значимости. Прежде всего, статья нарушает принципы двойного слепого рецензирования, так как в ней содержатся сведения об авторе публикации. Более того, другие структурные элементы
статьи также включены в основной материал текста: аннотация, ключевые слова с переводом на английский язык. Библиографический список также дублируется, приводится на английском. Автору публикации может быть рекомендовано воспользоваться помощью технического редактора при подаче статьи в издательство Nota Bene.
Список использованной литературы выглядит в целом довольно внушительно, в нем представлены основные исследования, посвященные тематики внешнеполитических доктрин США, причем отражены позиции как западных авторов, так и китайских исследователей международных отношений. Однако совершенно отсутствуют работы российских исследователей, посвященных действиям и внешней политике США в Индо-Тихоокеанском регионе, что в значительной степени обедняет дискурс данной русскоязычной публикации. Так, стратегию Д. Трампа "Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион" анализировала Я.В. Лексютина, а Е.А. Канаев и А.С. Королев значительное внимание в своих исследованиях уделили политике Большой Евразии, Индо-Тихоокеанского региона, а также отношениям России с АСЕАН. Также работы Е.В. Колдуновой расширяют взгляд на внешнеполитические концепции США в регионе. Данные работы существенно усилили бы научную компоненту публикации. Тем не менее, данное исследование носит самостоятельный характер, содержит элементы научной новизны, и будет интересно широкой читательской аудитории журнала «Мировая политика». Статья может быть рекомендована к публикации после внесения всех технических правок.