DOI: 10.486477IFES.2022.62.35.024
В.Е. Петровский
КОНЦЕПЦИИ И РЕАЛЬНОСТИ «ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА»: ВЗГЛЯДЫ ИЗ КИТАЯ
Аннотация. Статья посвящена обсуждению стратегий концепции «Индо-тихоокеанского партнерства» (ИТП) и практических действий по ее формированию в китайском научно-экспертном сообществе как с точки зрения геополитики и теории международных отношений, так и с точки зрения национальных интересов и интересов безопасности самого Китая. Автор предлагает гипотезу о том, что китайский анализ ситуации вокруг ИТР является ситуативным и мотивируется прежде всего стремлением дать геополитический и геоэкономический ответ на конкурентный вызов со стороны США.
По мнению китайских исследователей, последние несколько администраций США последовательно продвигали «Индо-тихоокеан-скую стратегию». Со времен администрации Барака Обамы Соединенные Штаты планировали усилить систему сдержек и противовесов против Китая в рамках «системы двух океанов» — Индийского и Тихого, особенно для укрепления отношений между Соединенными Штатами и Индией и продвижения переговоров по «Транс-тихоокеанскому партнерству».
В Китае констатируют, что продвижение американской Ин-до-тихоокеанской стратегии США побудило страны за пределами региона последовать их примеру, особенно европейских союзников США. С 2019 г. они сформулировали стратегические документы по Индо-Тихоокеанскому региону. Европа, по мнению китайских исследователей, более делает упор на «стратегическую автономию» и уделяет больше внимания укреплению экономических связей в своем
диалоге с АСЕАН. Однако будущая региональная политика и действия Европы не могут быть полностью независимыми от США.
В контексте «тайваньской проблемы» особое, если не первоочередное, внимание китайские исследователи уделяют актуальной и потенциальной роли Тайваня в формировании Индо-тихоокеанского партнерства. В частности ими отмечается, что первоначальная роль так называемой Новой политики южного направления, выдвинутой администрацией острова, заключалась в содействии диверсификации экономического развития Тайваня и улучшении структуры его внешнеэкономических связей. Еще задолго до того, как Соединенные Штаты рассматривали возможность включения Тайваня в свою «Индо-тихоокеанскую стратегию», Тайбэй активно стремился присоединиться к ней, надеясь использовать влияние США в Индо-Ти-хоокеанском регионе.
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанский регион, стратегия Ин-до-Тихоокеанского партнерства, геополитика, концепция «наступательного реализма», американо-китайское соперничество, QUAD, ВРЭП.
Автор: Петровский Владимир Евгеньевич, доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. ORCID: U-1454-2017. E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
V.Ye. Petrovskiy
Concepts and Realities of the 'Indo-Pacific Partnership': Views from China
Abstract. The article is devoted to the discussion on the strategies of the Indo-Pacific Partnership (IPP) concept and practical actions for its formation going on in the Chinese academic and expert community, both from the point of view of geopolitics and the theory of international relations, and from the point of view of national and security interests of China itself. The author proposes a hypothesis that the Chinese analysis of the situation around the Indo-Pacific region is situational and is motivated primarily by the desire to give a geopolitical and geo-economic response to the challenge of competition from the United States.
According to Chinese researchers, the last few US administrations have consistently promoted the "Indo-Pacific strategy." Since the administration of Barack Obama, the United States has planned to strengthen the system of checks and balances against China under the "two oceans system" — Indian and Pacific, especially to strengthen relations between
the United States and India and advance negotiations on the "Trans-Pacific Partnership".
In China, it is noted that the promotion of the American Indo-Pacific strategy of the United States has prompted countries outside the region to follow suit, especially the European allies of the United States. Since 2019, they have formulated strategic documents for the Indo-Pacific region. Europe, according to Chinese researchers, is placing more emphasis on "strategic autonomy" and paying more attention to strengthening economic ties in its dialogue with ASEAN. However, the future regional policy and actions of Europe cannot be completely independent of the US.
In the context of the "Taiwan problem", Chinese researchers pay special, if not primary, attention to the actual and potential role of Taiwan in the formation of the Indo-Pacific Partnership. In particular, they note that the initial role of the island administration's so-called "New Southern Policy" was to help diversify Taiwan's economic development and improve the structure of its foreign economic relations. Long before the United States began considering the inclusion of Taiwan in the US Indo-Pacific Strategy, Taipei actively sought to join it, hoping to leverage U.S. influence in the Indo-Pacific region.
Keywords: Indo-Pacific region, strategy of the Indo-Pacific Partnership, geopolitics, concept of offensive realism, America-China rivalry, QUAD, RCEP.
Author: Vladimir Ye. PETROVSKIY, Dr.Sc. (Political Science), Chief Academic Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: U-1454-2017; E-mail: [email protected]
Conflict of interests: The author declares the absence of the conflict of interests.
Представители китайского научного и экспертного сообщества обращают внимание на то, что в последнее время активизировались, особенно в США, обсуждение концепции «Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР) и практические действия по ее формированию. Эти усилия воспринимаются как попытки «переформатировать» Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) для достижения своих геостратегических и геополитических интересов.
Ниже представлен авторский анализ взглядов китайских ученых и экспертов на концепции ИТР и практические усилия по формированию так называемого Индо-тихоокеанского партнерства как с точки зрения геополитики и теории международных отношений, так и, прежде всего, — с точки зрения интересов безопасности самого Китая. Автор предлагает гипотезу о том, что китайский анализ положения
вокруг ИТР является ситуативным и мотивируется прежде всего стремлением дать геополитический и геоэкономический ответ на вызов конкуренции со стороны США.
Представители китайского аналитического сообщества рассматривают данную проблематику в исторической ретроспективе. Так, Чжао Минхао — научный сотрудник Института Чархар, приглашенный научный сотрудник Чунъянского института финансовых исследований Народного университета Китая и член Китайского национального комитета Совета по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (СБСАР), отмечает, что понятие «Индо-Тихоокеанский регион» впервые было предложено немецким ученым-геополитиком Карлом Хаусхофером еще в 1920-х гг. В последние годы оно стало весьма популярным среди стратегов США, Индии, Австралии и других стран. Современную концепцию ИТР предложил в 2012 г. бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Последние администрации США последовательно продвигали «Индо-тихоокеанскую стратегию». Со времен Б. Обамы Соединенные Штаты планировали усилить систему сдержек и противовесов против Китая в рамках «системы двух океанов» — Индийского и Тихого, особенно для укрепления отношений между Соединенными Штатами и Индией и продвижения переговоров по «Транс-тихоокеанскому партнерству». Администрация Дж. Байдена, вступившая в должность в январе 2021 г., неоднократно заявляла, что конкуренция — это суть американо-китайских отношений. «Индо-Тихоокеан-ский регион» является ключевым регионом стратегического соперничества между США и Китаем [Чжао Минхао].
Со своей стороны, Ли Чэн, приглашенный научный сотрудник Центра изучения стратегии и безопасности Университета Цинхуа, указывает: «Индо-тихоокеанская стратегия» администрации Дж. Бай-дена демонстрирует, что нынешний Белый дом унаследовал убежденность в большом стратегическом значении «Индо-Тихоокеанского региона» от администрации Д. Трампа, и в то же время обобщает стратегическую практику и обеспечивает стратегическое планирование для следующего этапа.
Китайский ученый также указывает на то, что «Индо-Тихоокеан-ская стратегия» администрации Трампа сталкивалась с ограничителями, препятствующими ее реализации, включая первоначальный чрезмерный акцент на проблематике Корейского полуострова и собственную непоследовательность; использование таких инструментов внешней политики, которые недооценивают возможности диплома-
тии и слишком сильно полагаются на вооруженные силы; трения с основными союзниками, такими как Япония и Южная Корея, по вопросам торгово-экономических отношений и обороны и др. «Ин-до-тихоокеанская стратегия» Белого дома по-прежнему рассматривает Китай в качестве основного конкурента, но также вносит коррективы, исходя из стратегической концепции команды Байдена и изменения ситуации. В этой связи, в частности, предлагалось:
Во-первых, еще больше усилить тему стратегического соперничества с Китаем и приглушить «вызовы» Корейского полуострова и других направлений.
Во-вторых, сделать акцент на «возвращении» США в регион, приглушить протекционизм в экономической сфере, уменьшить трения со странами, кроме Китая, и создать условия для всесторонней мобилизации союзников и партнеров.
В-третьих, не рассматривать военные методы как основное средство, а придавать значение комплексному использованию различных средств [Ли Чэнь].
Китайские исследователи внимательно прослеживают процесс формирования Индо-тихоокеанской стратегии США за последние годы. В ноябре 2019 г. Государственный департамент США впервые опубликовал суммированный публичный документ под названием «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (FOIP), в котором комплексно и обобщенно было представлено видение стратегии СШАвИТР1.
В мае 2021 г. были обнародованы ранее засекреченные «Контуры стратегии США для Индо-Тихоокеанского региона» (U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific2) — стратегии, которая расценивается как некая гарантия преемственности внешнеполитической линии Вашингтона на азиатском направлении независимо от партийной принадлежности руководства страны.
Прежде всего, по мнению китайских экспертов, этот документ предусматривает ужесточение противостояния с Китаем в военной и экономической сферах. На его основе были сформулированы прикладные и вспомогательные стратегические документы, такие как
1 A Free and Open Indo-Pacific. Advancing a Shared Vision. November 4, 2019. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov201 9.pdf (accessed: 28.04.2022).
2 U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific. URL: https://trumpwhitehouse.archives. gov/wp-content/uploads/2021/01/IPS-Final-Declass.pdf (accessed: 28.04.2022).
«Стратегический подход США к Китайской Народной Республике», «Стратегический план США по противодействию экономической агрессии Китая», «План кампании США по противодействию пагубному влиянию Китая в международных организациях» и др.
Итоговый вариант «Стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР)» появился после министерской встречи Госсекретаря США Э. Блинкена со странами Quad и Южной части Тихого океана в Австралии в феврале 2022 г., и стал окончательной версией обнародованных в мае 2021 г. «Контуров стратегии США для Индо-Тихоокеан-ского региона» (U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific), демонстрируя преемственность внешнеполитической линии на азиатском направлении администрации Дж. Байдена и ее предшественниц1.
Наиболее очевидное доказательство такой преемственности китайские ученые и эксперты видят в стремлении сдерживать Китай в ИТР. В Стратегии заявлено, что «КНР объединяет свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, преследуя цель получить сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стремясь стать самой влиятельной державой в мире. Принуждение и агрессия со стороны КНР охватывают весь земной шар, но наиболее остро они проявляются в Индо-Тихоокеанском регионе. От экономического принуждения Австралии до конфликта вдоль линии фактического контроля с Индией, до растущего давления на Тайвань и запугивания соседей в Восточном и Южно-Китайском морях, наши союзники и партнеры в регионе несут основные последствия зловредного поведения КНР»2.
В Китае обращают внимание на то, что авторы документа все-таки делают оговорку, что «не собираются менять Китай» и придерживаются (несмотря на американскую поддержку Тайваня) политики «одного Китая». Но это, по их мнению, не изменяет антикитайской сути «Стратегии». При этом способ конкуренции, к которому стремится администрация Байдена в своей «Индо-тихоокеанской стратегии», — это «всесторонняя конкуренция, а не только одна область геополитики. Администрация Байдена понимает, что путь, ориентированный на традиционную геостратегическую конкуренцию, приведет лишь к ограниченному эффекту реализации стратегии в «Ин-
1 Ibidem.
2 Indo-Pacific Strategy of the United States. February 2022. The White House, Washington. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pa cific-Strategy.pdf (accessed: 28.04.2022).
до-Тихоокеанском» регионе, поэтому она не подчеркивает роль «жесткой силы» США в других областях, помимо геополитики, как это делала администрация Трампа. В этой версии «Индо-Тихоокеанской стратегии» администрация Байдена не использует традиционную концепцию «баланса сил», а вместо этого делает акцент на «балансе влияния» в пользу США [Чжао Минхао].
Практическая реализация стратегии ИТП осуществляется по линии создания многосторонних форматов сотрудничества. Главным из них считается объединение «Квадро» (QUAD), призванное «сплотить четыре демократии» Индо-тихоокеанского региона — США, Японию, Австралию и Индию.
Как полагают в связи с этим некоторые китайские эксперты, «В Евразии есть две основные линии геополитики: вопрос контроля над «мировым островом» с позиции сухопутной мощи и связь Средиземного моря с Индийским океаном и Тихим океаном с позиции морской мощи. В контексте хаотической и турбулентной евразийской сухопутной структуры власти, вызванной украинским кризисом, ЕС неизбежно повернется ко второй основной линии, нарастит ресурсные инвестиции в Индо-Тихоокеанский регион, обеспечит поставки ключевых сырьевых материалов и проявит свое геополитическое влияние» [Го янь юань фабу...].
При этом нельзя не заметить американской избирательности в выборе партнеров. Среди них нет, например, Пакистана, Шри-Ланки и Мьянмы, которые поддерживают тесные отношения с Китаем. Говорится также о желании «работать с АСЕАН, чтобы повысить ее устойчивость в качестве ведущего регионального института». Однако в списке региональных партнеров страны АСЕАН упомянуты по отдельности. Также говорится о желании развивать отношения с «союзниками и партнерами за пределами региона», прежде всего с ЕС и НАТО, чтобы «согласовывать наши подходы и реализовывать наши инициативы в координации, для увеличения нашей эффектив-ности»1.
В новом стратегическом документе, подчеркивают китайские исследователи, впервые упоминаются инициативы в сфере экономики и торговли, при том, что раньше речь шла исключительно о военно-политической составляющей деятельности США в ИТР. Говорит-
1 Indo-Pacific Strategy of the United States. February 2022. The White House, Washington. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pa cific-Strategy.pdf (accessed: 28.04.2022).
ся о том, что двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и регионом в 2020 г. составила 1,75 трлн долл., а прямые иностранные инвестиции из США в 2020 г. превысили 969 млрд долл., почти удвоившись за последнее десятилетие. Демонстрируя свою экономическую заинтересованность в региональном развитии и пытаясь «отодвинуть» Китай, авторы документа декларируют: «Соединенные Штаты остаются инвестиционным партнером номер один в странах-членах АСЕАН, инвестируя больше, чем следующие три инвестиционных партнера Юго-Восточной Азии вместе взятые»1.
Понимая ожидания стран региона в контексте китайских инициатив, США предлагают своим партнерам «Индо-тихоокеанскую рамочную экономическую основу — многостороннее партнерство для XXI века». Однако, констатируют китайские ученые и эксперты, идея этой экономической основы для ИТР предлагается лишь в самой общей форме. Возможно, речь идет об американском стремлении заменить чем-то Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП), из которого США вышли при Дж. Байдене. Однако пока видны лишь самые общие контуры новой инициативы, и ее успех далеко не очевиден.
Судя по реальной политике администрации Байдена, объединение союзников и партнеров для противодействия региональному влиянию Китая стало основной целью «Индо-тихоокеанской стратегии». Однако «существует серьезное противоречие между стратегией США по подавлению Китая и региональной стратегией, которую они рассчитывают получить, что приведет лишь к проигрышному исходу» [Сунь Чэнхао, Ван Цзиншу].
Китайские исследователи Сунь Чэнхао и Ван Цзиншу указывают и на то, что по мере вступления в силу Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) азиатско-тихоокеанская региональная экономическая интеграция демонстрирует новые успехи. Администрация Байдена видит это и надеется вмешиваться в региональные дела через «Индо-тихоокеанскую стратегию», делиться дивидендами регионального развития и даже возглавить региональное развитие.
Реализация новой американской стратегии предусматривает десять основных направлений деятельности в течение ближайших 1—2 лет: привлечение новых ресурсов в ИТР; создание индо-тихоокеан-ской экономической рамочной структуры; усиление возможностей сдерживания; укрепление и усиление единой АСЕАН; поддержка
1 Ibidem.
возвышения и регионального лидерства Индии; развитие Quad; расширение сотрудничества США, Японии и Республики Корея; партнерское участие в обеспечении устойчивого развития островов Южной части Тихого океана; поддержка «благого правления» и подотчетности; поддержка открытых, устойчивых, безопасных и надежных технологий.
В результате смещения глобального стратегического фокуса США на Индо-Тихоокеанский регион, их «Индо-тихоокеанская стратегия» распространилась на такие сферы как безопасность, экономика, новые технологии, строительство инфраструктуры и другие аспекты. Она также делает союзников США в «Индо-Тихоокеанском регионе» главной осью соответствующих усилий [Сунь Чэнхао, Ван Цзиншу].
В Китае констатируют, что в первую очередь европейские союзники США (Франция, Германия, Нидерланды и Европейский союз) с 2019 г., действуя в русле американской политики, последовательно формулировали стратегические документы по Индо-Тихоокеанскому региону, стремясь усилить свое присутствие в нем. Европа, по мнению китайских исследователей, делает упор на «стратегическую автономию» и уделяет больше внимания укреплению экономических связей в своем диалоге с АСЕАН. Однако будущая региональная политика и действия Европы не могут быть полностью независимыми от США.
Как ЕС будет сотрудничать или конкурировать с «Индо-тихооке-анской стратегией» США? Как это будет влиять на Китай? И как Китай должен реагировать? Представители академического сообщества Fudan Europe Observation (сформированного учеными-европеистами Фуданьского университета в Шанхае) высказали свое мнение по данным вопросам.
Так, по мнению Чжан Цзи, Индо-тихоокеанская стратегия Франции и ЕС отличается от стратегии США. Стратегия США сосредоточена на геоконкуренции, в основном нацеленной на сдерживание Китая. Хотя Индо-тихоокеанские стратегии Франции и Евросоюза также имеют интенцию предотвратить быстрый рост влияния Китая, они в то же время делают акцент на «сотрудничестве» и «управлении», и на эту разницу следует обратить внимание.
При этом Цзянь Цзюньбо считает, что хотя политика ЕС в отношении Индо-Тихоокеанского региона исключает КНР из числа его «партнеров», Китаю по-прежнему следует стремиться к двустороннему и многостороннему сотрудничеству с ЕС в регионе. В стратегиче-
ском документе ЕС «Индо-Тихоокеанский регион» возможности сотрудничества с Китаем полностью не исключаются.
Со своей стороны Чжан Сяотун полагает, что ситуация вокруг Украины «не может помешать продвижению США и других западных стран в Индо-Тихоокеанский регион, а морское геоэкономическое положение Китая усложнится. Морской Шелковый путь столкнется с более острой конкуренцией. В этом контексте Китаю необходимо срочно укрепить строительство Морского Шелкового пути, увеличить инвестиции в ресурсы, способствовать созданию нового порядка морской безопасности и сотрудничества, а также стимулировать экономическое развитие стран, расположенных вдоль Морского пути» [Го янь юань фабу...].
В контексте «тайваньской проблемы» особое, если не первоочередное внимание китайские исследователи уделяют актуальной и потенциальной роли Тайваня в формировании Индо-тихоокеанского партнерства. Цэн Сяосюй, например, анализируя так называемую Новую политику южного направления, выдвинутую администрацией Тайваня во главе с Цай Инвэнь, отмечает, что ее первоначальная цель заключалась в содействии диверсификации экономического развития Тайваня и улучшении структуры его внешнеэкономических связей. Задолго до того, как Соединенные Штаты рассматривали возможность включения Тайваня в «Индо-тихоокеанскую стратегию», Тайбэй активно стремился присоединиться к ней, надеясь использовать влияние Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе.
В докладе Госдепартамента США «Свободный и открытый Ин-до-Тихоокеанский регион: продвижение общего видения» (ноябрь 2019 г.) тайбэйская «Новая политика южного направления» упоминалась. Соединенные Штаты заявили, что «Индо-тихоокеанская стратегия» укрепит их двустороннее партнерство с Тайванем, тесно интегрировав его с «Новой политикой в южном направлении».
Законодательные усилия Конгресса США по усилению американских гарантий в деле поддержания обороноспособности и международного пространства для Тайваня показывают, что США придают большое значение возможной роли Тайваня в «Индо-тихоокеанской стратегии». Это свидетельствует о том, что США хотят укрепить не только двустороннее партнерство с Тайванем, но и связи острова с зарубежными странами.
Речь прежде всего идет об Индии. Судя по текущей тенденции развития «Индо-тихоокеанского партнерства», тенденция, способствующая повышению международного статуса Индии, будет продол-
жаться, полагает ученый. «Хотя Моди с тех пор, как пришел к власти, неоднократно заявлял о своей стратегической независимости и позиции неприсоединения путем проведения дипломатии баланса между великими державами (Китаем и Соединенными Штатами),...не исключено, что Индия воспользуется силой Соединенных Штатов, чтобы уравновесить Китай» [Цэн Сяосюй].
В этом контексте Цэн Сяосюй цитирует Дж. Миршаймера, американского ученого, придерживающегося взглядов «наступательного реализма», который прямо заявил, что Тайваня как «пешки» США уже недостаточно для сдерживания Китая, и на этом фоне США срочно необходимо повысить статус Индии. «Новая политика южного направления» тайваньской администрации выполняет двойную функцию: противодействие материковому Китаю и при этом — сближение с Индией, поэтому она была включена в ту часть, которую необходимо усилить [Цэн Сяосюй].
По мере углубления своей проамериканской политики Тайвань будет все более и более внедряться в американскую «Индо-Тихооке-анскую стратегию», заключает автор. «Чем глубже будет интеграция Тайваня в «Индо-тихоокеанскую стратегию», тем большую цену он заплатит» [Цэн Сяосюй].
Таким образом, можно заключить, что китайские ученые и эксперты, внимательно следя за эволюцией концепции «Индо-Тихооке-анского партнерства» и политикой США, их союзников и партнеров по ее практической реализации, приходят к выводу о том, что авторы этих концепций и политики исходят из постулатов западной геополитики и теории международных отношений, прежде всего из «наступательного реализма» американского политолога-международника Дж. Миршаймера.
При этом китайские исследователи также придерживаются позиций «жесткого», классического реализма в международных отношениях, исходя, прежде всего, из необходимости защиты и продвижения интересов безопасности самого Китая. Это подтверждает авторскую гипотезу о том, что китайский анализ положения вокруг ИТР является ситуативным и мотивируется прежде всего стремлением дать геополитический и геоэкономический ответ конкуренции со стороны США.
Также китайский анализ стратегий в Индо-Тихоокеанском регионе и попыток сформировать ИТП создает для российского научно-экспертного сообщества необходимость повышенного внимания к роли российско-китайского стратегического партнерства в разви-
тии механизмов безопасности и сотрудничества в Евразии, Северо-Восточной Азии и АТР. Речь идет, прежде всего, о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), механизмах сопряжения евразийской интеграции и китайской инициативы «Пояс и путь», а также последовательной реализации российской инициативы Большого Евразийского партнерства (БЕП).
Библиографический список [references]
Ceng Xiaoxu (2020). "Yin tài zhànlûè" xià taiwân "xîn nan xiàng zhèngcè" juésè de biànhuà [The changing role of Taiwan's "New Southbound Policy" within the framework of the "Indo-Pacific Strategy"], TotigyT limtcm" zâzlii ["United Fomm" Journal], 18 August, 2020. (In Chinese). URL: http://www.zhongguotongcuhui.org.cn/tylt/202001/ 202008/t20200818_12290930.html (accessed: 28.04.2022).
Guo yan yuàn fabù. Fùdàn ôuzhôu guâncha (shisi): Ôuméng "yin tài" hézuô lùntan wèihé méi yâoqing zhông mëi liàng guô? (2022) [Why did the EU "Indo-Pacific" Cooperation Forum not invite China and the United States?] / Fùdàn dàxuéguojî wèntiyân jiù yuan [National Research Institute. Fudan Europe Observation (14): Institute of International Studies, Fudan University], 02 March, 2022. (In Chinese). URL: https:// fddi.fudan.edu.cn/9e/14/c21257a433684/page.htm (accessed: 28.04.2022).
Li Chen (2022): Bài dëng zhèngfu zhèngshi chtitài "yin tài zhànliiè" [Biden administration officially launched "Indo-Pacific Strategy"], 23 March, 2022. (In Chinese). URL: https://ciss.tsinghua.edu.cn/info/mggc/4651 (accessed: 28.04.2022).
Sun Chenghao, Wang Jingshu (2022). Mëi chôngshi "yin tài zhànliiè" jiàjù dui yàtài pôhuài [US Enriches Indo-Pacific Strategy to Increase Damage to Asia-Pacific]. (In Chinese). URL: http://www.nanhai.org.cn/search-detail/12025/Lhtml (accessed: 28.04.2022).
Zhào Minghào (2022): Jiù ping xînjiil bài dëng zhèngfû de "yin tài zhànliiè" fabù shijiân [Zhao Minghao: "Young Wine in Old Wineskins: The Biden Administration's Indo-Pacific Strategy"], February 15, 2022. (In Chinese). URL: http://www.rdcy.org/ index/index/news_cont/id/692278.html (accessed: 28.04.2022).