Научная статья на тему 'Современная хореография и её непосредственное влияние на формирование системы ценностей детей и подростков'

Современная хореография и её непосредственное влияние на формирование системы ценностей детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова В. В.

Автором статьи рассматриваются духовно-нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения в современной России. Раскрыты теоретические и практические аспекты влияния занятий современными танцами на формирование системы ценностей. Определена роль современной танцевальной культуры в эстетическом развитии детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная хореография и её непосредственное влияние на формирование системы ценностей детей и подростков»

сам приглашаю человека принять участие в программе, выписываю пропуск, встречаю его на пороге телекомпании, мы общаемся до начала программы.

В последнее время стало нормой парное ведение новостной и тематической программы, ток-шоу и спик-шоу. Пары ведущих формируются по принципу «мальчик и девочка», «остроумный и недалекий», «веселый и грустный», «интеллектуал и безмозглая, но привлекательная блондинка» и даже по принципу «муж и жена». Конечно, любая пара ведущих интересна своей непредсказуемостью, «притяжением противоположностей». Но всегда ли и во всех ли программах на нашем телевидении оправдано парное ведение? У каждого из вас найдется свой ответ на этот вопрос.

За два десятка лет работы в кадре, я лишь дважды вел программу в паре. С Ольгой Путиловой я работал в спик-шоу прямого эфира «За и против», а с Ольгой Король - в записи в спик-шоу «О чем говорят».

У прямого эфира своя прелесть. Непредсказуемость беседы с гостем, неожиданные звонки телезрителей, SMS-голосование за тот или иной вариант решения проблемы - все это было в наших программах.

Список литературы:

1. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М., 2004. - С. 144.

2. Поздняков Н.К. Информационная телепередача. - М., 1998. - С. 15.

3. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. - М., 1976. - С. 74.

4. Телевизионная журналистика: учебник / Под ред. А.Я. Юровского. -М., 1994. - С. 225.

5. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 2003. -С. 143.

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ И ЕЁ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© Мясникова В.В.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург Средняя образовательная школа «Лотос», г. Москва

Автором статьи рассматриваются духовно-нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения в современной России. Рас-

* Аспирант кафедры НХТ (хореография) Санкт-Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов.

крыты теоретические и практические аспекты влияния занятий современными танцами на формирование системы ценностей. Определена роль современной танцевальной культуры в эстетическом развитии детей и подростков.

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется тем, что ожидают от человека семья и общество, какие идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. Особенности становления личности зависят также от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Важным качеством, определяющим личность, является система ценностей. Отсюда, в ценностно-ориентированном образовательном процессе цель воспитания формулируется как создание гуманистического субъекта через развитие гуманистических ориентаций и формирование духовных потребностей.

Ценностные ориентации как элементы внутренней структуры личности, закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, которая, в свою очередь, обеспечивает устойчивую направленность личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Ценности действуют на уровне сознания и подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта и т.д.

На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, воспитатели и школьные учителя, - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: на развитие и поведение ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы -через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Особая роль в трансляции и сохранении ценностей отводится учреждениям и институтам распространения культурных благ и ценностей (музеям, библиотекам, домам культуры, школам искусств). Обеспечение должного духовного развития современников возможно только на основе популяризации культурного роста и эстетических идеалов [2, с. 319].

Таким образом, увлечения играют важную роль в формировании ценностей детей и подростков. Поэтому стоит с большим вниманием относиться к кружкам, клубам, школам, которые посещает ребёнок на данном этапе жизни. Как правило, характером этих увлечений определяется и тип

людей, с которыми общается ребёнок в свободное время. Если ребёнок по -сещает спортивную школу или секцию, с ним занимается профессиональный тренер, его авторитетами становятся великие спортсмены, друзьями -ребята активные, увлечённые, ведущие здоровый образ жизни. В случае с музыкальной школой, всё тоже предельно ясно: интеллигентные педагоги, люди искусства, усидчивые способные дети, особая атмосфера. Очевидно, что художественная школа практически гарантирует общение с талантливыми учителями, спокойными детьми. Собственно, занятие танцами, в лучшем их проявлении, тоже вызывает самые положительные ассоциации. Обучение танцам издавна было важной частью хорошего образования, светского воспитания. И если спортивные бальные танцы и занятия классическим балетом, могут гарантировать высокий уровень культуры педагогов, дисциплину, эстетическое развитие ребёнка, то такое понятие как современная хореография может вызвать сомнения даже у весьма осведомлённых людей.

Проблема не в том, что современная хореография, как таковая, оказывает некое негативное влияние на ребёнка. Проблема может скрываться значительно глубже: в подражании, западных ориентирах, ложных ценностях.

Анализ деятельности современных студий свидетельствует, что в погоне за прибылью и модой они не всегда способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию. Зачастую не только родители не имеют чёткого представления о том, какими именно танцами занимается ребёнок, но и сами хореографы непоследовательны в своих действиях, методах преподавания и т.д.

Не предавая должного значения цели творчества, хореографы отдаляют детей от высокого понимания искусства, способствуют формированию ложных ценностей.

Реформы 90-х годов, приведшие к глубокому социально-экономическому кризису в стране, тяжело отразились на развитии хореографического творчества. Смена ценностных ориентиров в обществе, сокращение финансовых ресурсов привели к сокращению масштабов детского танцевального творчества, численности хореографических коллективов, к расширению практики предоставления платных услуг. Развившийся в эти годы на фоне развала государственной культурной политики духовный кризис, практически обесценил многие традиции русской культуры. «Это поддерживалось и процессами, происходившими в профессиональном искусстве, обусловленными постмодернистской моделью восприятия мира, для которой характерна радикальная реконструкция сознания и культуры в целом. Главной установкой постмодернизма является не только свобода самовыражения, но разрушение стереотипов мышления, демонтаж традиционных смыслов и реконструкция новых смысловых связей» [7].

В детском хореографическом творчестве воспринятые от постмодернизма и массовой культуры тенденции, в первую очередь сказались на его

оторванности от традиций. Наиболее востребованными становятся танцевальные течения и направления, рожденные в других культурах. Однако постановки, представляющие современную хореографию, чаще всего являли собой смешение стилей. Происходило это от того, что педагоги без должной квалификации и хореографического образования зачастую не имели ясного представления об особенностях того или иного стиля. Разумеется, подобные «шедевры» редко несли содержательную и смысловую нагрузку, не говоря уже о вкладе в культурное и эстетическое развитие детей.

Яркие и эффектные костюмы, доступная современная музыка, импульсивные движения способствуют проникновению в детский репертуар жанра «шоу». Детей завораживают зарубежные танцоры с их феерическими представлениями, ориентированными, в большей степени, на потребу зрителей.

Но, вместе с тем, из детских танцев очень часто исчезает игра, непосредственность и искренность общения, все меньше танцевальные композиции связываются с интересами детей.

Модель формирования ценностей детей и подростков на глобальном уровне включает внутренние механизмы самоорганизации, положительные и отрицательные обратные связи с окружающим миром, а также внешние условия, обеспечивающие саморазвитие личности. Идеальная составляющая в структуре личности является основой осуществления интерио-ризации общенациональных российских ценностей при создании условий, реализующих приобретение ценностно-мотивационных и ценностно-смысловых новообразований [4, с.85].

Необходимо прояснить, как увлечение современными танцами влияет на личностные ориентиры, приоритеты, формирование системы ценностей детей и подростков.

Из огромного количества стилей и направлений современного танца, распространенных и активно развивающихся в России, можно выделить несколько наиболее популярных: джаз-модерн, контемпорари, хип-хоп, R&B, брейк-данс, клубные танцы, латиноамериканские, танец живота, танго, хастл.

Все современные молодежные направления - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все они относятся к подразделу стрит-джаза. Основные характерные особенности - отсутствие необходимости в классической подготовке, умение подать любые бытовые движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.

За последнее десятилетие появились и стремительно развивались такие направления как Jerkin; LA-style; Krump; Electro (Tecktonik); Funk; Hip-Hop; Party Dance; R&B; Lady Style; Go-Go; Break-Dance; Jazz-Funk и т.д. Все они имеют определённую специфику, и дети увлекаются подобными танцами. Не исключено, что именно сейчас где-то в недрах ведущих школ и на улицах зреют новые направления.

Попробуем выделить отрицательные и положительные особенности занятий современными танцами, и их роль в формировании личности ребёнка.

К безусловным плюсам можно отнести: увлечённость, здоровый образ жизни, коллективное и индивидуальное творческое развитие, формирование коммуникативных и лидерских качеств. Согласитесь, приятно видеть, как подростки исполняют зажигательные танцы на площадях, улицах, пешеходных мостах. Ребята объединяются в сообщества, обмениваются видеоматериалами в интернете.

В то же время, сильно увлекаясь танцами, подростки могут пропускать школу или не уделять должного внимания домашним заданиям. Надо понимать, что модная и удобная одежда далеко не всегда соответствует случаю. Да и сама специфика современных направлений такова, что система ценностей формируется на уличной культуре запада с присущей ей излишней свободой самовыражения, некоторой развязностью, иногда протестом, отсутствием правил и традиций.

Итак, само увлечение танцами объективно положительно влияет на формирование личности ребёнка. Человек учится организовывать своё время, взаимодействовать с отдельными людьми и социальными группами, самосовершенствоваться.

Современные направления танца столь многообразны, что подробный их анализ может стать материалом не для статьи, а для целого научного исследования. Но возвращаясь к разговору о формировании системы ценностей можно отметить основные моменты воздействия.

Практически все эти направления приходят с Запада. Стало быть, ребёнок ориентируется на иностранную культуру, забывая о своих корнях, мало или, быть может, совсем не зная своей истории, фольклора, культуры. В тоже время, современное поколение детей отличается космополитизмом, толерантностью, открытостью сознания. Они могут говорить на нескольких языках, увлекаться различными культурами, общаться с иностранными друзьями, что само по себе чрезвычайно полезно для формирования целостной системы ценностей.

Современные танцы предполагают исполнение под иностранную музыку. Но, объективно, любая музыка прекрасна для развития слуха, чувства ритма. Конечно, ребёнок не блеснёт в таком случае знаниями классической балетной музыки, оперы, творчества композиторов-романтиков. Но так ли это принципиально, если речь идёт о формировании общей системы ценностей, а не о воспитании будущего музыканта или преподавателя консерватории.

Частые нарекания вызывает стиль общения на занятиях по современному танцу. И, надо сказать, это справедливо. Многие преподаватели современного танца изъясняются на молодёжном сленге, не соблюдают субординацию, стараясь привлечь ребят схожестью. И, в конечном итоге, они поощряют панибратство, не приемлемое в деловом мире, в школе, в

обществе. Конечно, баланс между взаимопониманием и уважением чрезвычайно сложно найти. Тем не менее, именно дети должны расти и развиваться, а взрослые должны не опускаться до уровня подростков, а поощрять их лучшие устремления, давать мудрый совет.

Выше упоминалось, что танцоры предпочитают свободную одежду. Ребята, увлечённые хип-хоп культурой (не зависимо от пола) носят огромные расшнурованные кроссовки, широкие штаны, большие футболки, бейсболки. Девочки, посещающие танцы живота привносят откровенные наряды и в свой повседневный облик. Всё это идёт вразрез с установками нашего общества. И пусть многие школы оказываются от школьной формы, по мере взросления детям придётся узнать, что такое дресс-код, чтобы не столкнуться с трудностями при трудоустройстве.

За последние годы в России образовалось огромное количество школ современного танца. Это и локальные малоизвестные студии в малюсеньких залах, и серьёзные школы, и студии вип-класса с приглашёнными педагогами, семинарами.

Особняком стоит балет Аллы Духовой «Тодес», за время своего более чем десятилетнего существования разросшийся в сотни студий по всей стране, ставший уже брендом в танцевальной индустрии. Только в Москве насчитывается более 50-ти студий, которые помимо отдельных выступлений два раза в год участвуют в отчётном концерте. На первый взгляд, всё в нём прекрасно. Сильный и деятельный руководитель, ставший примером для многих своих учеников, очень профессиональный самобытный балет и основной состав, на который равняются и куда мечтают попасть юные танцоры, шикарные костюмы, многочисленные эфиры. Казалось бы, ответ очевиден. Родители, озабоченные личностным ростом и эстетическим развитием своего чада, непременно должны выбрать «Тодес».

Впрочем, заглянув, вглубь этой «фабрики танцоров» обнаруживаются нюансы, не лучшим образом влияющие на формирование личности ребёнка.

Во-первых, сами постановки. Это феерические шоу с отлично смонтированной музыкой, мощными спецэффектами, декорациями и дорогими костюмами. Всё это способно производить сильнейшее впечатление, но также призвано отвлекать от драматургии номера. Поглощённый зрелищем, редкий зритель вспомнит сюжет постановок. А меж тем, часто это лишь подтанцов-ки, откровенно взрослые номера или попросту танцевальные комбинации.

Каждая студия в течение полугода готовит один или несколько танцев, которые представляет на отчётном концерте. Но, к примеру, весной 2009 года наблюдалось явное однообразие. Большинство постановок - просто набор комбинаций, едва ли подкреплённых хоть какой-то идеей. Не радовало и преобладание явно не сценического стиля хип-хоп. Несмотря на великолепную репетиторскую работу и, как следствие, потрясающую синхронность, отточенность движений, через два-три номера в глазах рябило от мелких

движений. Исполнители, заполнявшие сцену, смотрелись как размноженная копия одного человека. Вряд ли ребёнку, который стремится самоутвердиться, творчески выразиться приятно после нескольких месяцев усиленных репетиций танцевать «девятым справа в третьем ряду».

Не секрет, что большинство преподавателей в студиях «Тодес» не имеют профессионального хореографического образования. Они, безусловно, великолепные исполнители. Но в работе с таким сложным материалом как дети и подростки принципиально важны далеко не исполнительские качества, а умение грамотно выстроить работу в коллективе, правильное объяснение и показ, знание психологических аспектов хореографического воспитания детей. Западная модель преподавания (показ и многократное повторение) хороша лишь для профессиональных артистов и совершенно неприемлема, когда речь идёт о формировании личности ребёнка. Необходимо не только впечатляющее исполнение, но и навыки педагогического общения, грамотная речь, личный пример. Поскольку часто авторитетом в школьном возрасте дети выбирают посторонних людей, важно, чтобы эти люди были образованными, всесторонне развитыми.

Рассмотрение, осмысление и анализ детского хореографического творчества в современной России обнаруживает большое количество жанров и направлений, имеющих ряд положительных и отрицательных специфических свойств и разную степень влияния на формирование ценностей детей и подростков. Все современные танцы являются видами хореографического искусства и культуры современной России в целом, что является несомненным плюсом.

Таким образом, увлечение танцами как таковое не должно настораживать. На выбор студии и педагогов, если возникают сомнения, повлиять можно. Но поскольку подростки находятся в постоянном поиске, во власти внутренних противоречий, увлечение современными танцами может быть временным и не стоит запрещать заниматься или принимать другие радикальные меры. Ведь, как было сказано выше, увлечения - лишь один из множества аспектов, оказывающих влияние на формирование жизненных ценностей, культурное развитие и эстетические представления.

Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение воспитательного пространства должны быть приоритетными задачами всего общества и отдельных его представителей.

Личный пример родителей, хорошая школа, посещение культурных мероприятий, чтение хороших книг способны воспитать прекрасного человека и гражданина.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. - М., 1990. - 346 с.

2. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

3. Крупник Е.П. Национальное самопознание. Введение в проблему: монография / Е.П. Крупник. - М.: МПСИ, 2006. - 144 с.

4. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи. - Барнаул: АлтГАКИ, 2004. - 108 с.

5. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия / Г.П. Федотов // О России и Русской философской культуре. - М., 1990. - С. 45-51.

6. Михайлова, Т.В. Формирование ценностных ориентаций в системе воспитательной деятельности педагога // Образование и саморазвитие. -

2007. - № 4. - С. 139-143.

7. Андрусенко Л.С. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. - СПб.,

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.