№ 5 (43), 2011
жизнь Юга России" , _
105
Н. В. мытько
СОВРЕМЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СТУДЕНЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
Автор рассматривает особенности бытования текстовых источников, выделяя такой аспект, как студенческое чтение в условиях распространения инновационных технологий.
Ключевые слова: феномен чтения в период компьютеризации, его роль в образовательном процессе.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в мире произошли грандиозные изменения, вызванные процессами информатизации. Появился новый тип культуры, предполагающий преобразование механизмов передачи наследия прошлого и нравственных ценностей. Объемы и скорость получения информации возросли, иными стали формы, цели, инструменты ее освоения. Все это не могло не отразиться на чтении - совокупности практик, методик и процедур работы с текстом, которая возникла вместе с письменностью как знаковой системой и формой фиксации содержаний, выражаемых в языке. В частности, значительно меняется и чтение как один из основных видов деятельности современного студента.
Обращаясь к истории, можно сказать, что с XV века, после появления наборного шрифта и печатной книги, чтение стало «одним из самых необходимых навыков в жизни» [1], основой создания процветающего, трудоспособного социума. На данный момент это средство коммуникации подчиняется законам блип-культуры, о которой говорил О. Тоффлер: «Люди "третьей волны" чувствуют себя свободнее, именно сталкиваясь с "блипами" - информационными сообщениями, отрывком из песни или стиха, заголовком, коллажем и т. д.» [2]. Это высказанное более полувека назад мнение совершенно точно характеризует современное общество.
В связи с усилением информационного потока потребовались его классификация, унификация с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передаче. Это спровоцировало появление масскультуры (при всех недостатках она является объективным результатом уплотнения информационного потока) и изменение способов восприятия текста, в том числе чтения. Подобные процессы, по мнению Тоффлера, играют селектирующую роль: одни индивиды успешно приспосабливаются к новым социальным условиям, а другие оказываются отброшенными.
Если до недавнего времени ориентиром выступала компьютерная грамотность, то сегодня можно говорить об успешности только тех людей, которые способны целенаправленно работать со сведениями, использовать для их получения и передачи инновационные технологии. Совокупность таких умений определяется как информационная культура (один из способов освоения реальности). По И. А. Негодаеву, согласно концепции которого она представляет собой часть общей культуры, неразрывно связанную с социальной природой человека, информационную культуру не следует ограничивать сферой компьютеризации. Это гораздо более широкое понятие охватывает
«процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т. д.» [3].
В таком контексте меняется и роль чтения -фактора, формирующего мышление и составляющего основу развития и обучение. Н. А. Стефа-новская полагает, что его ценность согласуется с системой иерархических потребностей, предложенной А. Маслоу. На этапе зарождения письменность связывалась преимущественно с удовлетворением потребности в престиже (возможность причислять себя к духовной элите, обладающей сакральным умением). В период утверждения и развития письменной культуры грамотность стала осознаваться как условие удовлетворения витальных и социальных потребностей (получение жизненно необходимой информации). Появление электронных каналов коммуникации привело к снижению ценности чтения в глазах нового поколения [4]. Подобная аналогия представляется нам не совсем удачной, а мысль о том, что социальная ценность чтения снижается, - спорной. Но мы принимаем утверждение Н. А. Стефановской о том, что формы, цели, способы работы с текстом меняются.
Накопление сведений и обмен ими существовали всегда. Контакт с чужой речью, заимствование ее содержательных единиц способствовали развитию языка. Сейчас, когда претерпел изменения образ мышления, а оцифровка данных позволяет легко оперировать ими, устные практики не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письмом.
Очередной информационный кризис вызван компьютерными технологиями, модифицировавшими носитель информации и автоматизировавшими ряд интеллектуальных процессов.
Современная культура не отрицает предшествующие формы освоения реальности, а вбирает их в себя. Как появление письменности не привело к отказу от устной речи, так и информатизация должна не повлечь за собой снижение социальной и культурной ценности чтения, а придать ему очередной импульс, в том числе путем моделирования новых форм и способов восприятия текста. Это, в свою очередь, потребует совершенствования методик обучения, развития навыков работы с электронными книгами и базами данных. Исследуемая проблема представляется особенно актуальной для молодых людей: постижение печатных источников и их оцифрованных аналогов является важнейшим элементом учебной деятельности и условием культурного развития.
Современное профессиональное образование
106 "Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (43), 2011
претерпевает огромные изменения: все более насыщенными становятся учебные программы, увеличивается поток информации, формирующей профессиональные компетенции. Растет уровень специализации, диверсификации и индивидуализации образования и в тоже время сохраняется требование к наличию прочного фундамента знаний. Стремительный прогресс смежных направлений науки и техники повысил роль многопрофильных специалистов, имеющих, например, два высших образования и освоивших иностранные языки. В результате студент сталкивается с необходимостью обработки значительного объема информации.
Традиционной формой ее усвоения еще недавно являлось чтение печатных изданий. Современные технологии позволили усовершенствовать этот процесс: электронные книги, каталоги, базы данных оптимизировали поиск и получение необходимых сведений. Соответственно предъявляются новые требования: человек должен уметь пользоваться цифровыми системами и иметь навыки восприятия текста с экрана, необходимые для ежедневной работы с компьютером.
Для максимального ускорения и упрощения передачи сведений проводится их стандартизация и классификация. Это воздействует на культуру двояко. С одной стороны, резко разграничиваются эмоциональная / информационная составляющие, с другой - максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека. Это иллюстрирует феномен блип-культуры, служащий
исключительно средством передачи / приема информации, традиционно относимой к сфере культуры. В качестве примера можно привести все более популярные дайджесты как своего рода блип-форму, позволяющую ориентироваться в море художественной литературы.
Таким образом, в результате увеличения объема учебной информации и распространения цифровых технологий, позволяющих сократить время поиска и получения необходимых материалов, требования к учащемуся возросли. Теперь его компетентность определяется умением ориентироваться в потоке стандартизированной и каталогизированной, оцифрованной информации, а также навыками экранного чтения. Уровень культурного развития современного молодого человека зависит не столько от принятия или отрицания объективно происходящих процессов, сколько от умения оптимально сочетать традиционные и современные способы работы с текстом.
Литература
1. Reading (process). URL: http://www.worM-book.com
2. Тоффлер О. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 12-23.
3. Негодаев И. А. Информатизация культуры. Ростов н/Д, 2003.
4. Стефановская Н. А. Чтение как духовная ценность. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/ text/article.php?a_uid=248
N. V. MYT'KO. MODERN EVOLUTION OF sTuDENTs' READING FORMs
The author considers the features of an existance of text resources, pointing out such aspect as students' reading in the conditions of distribution of innovative technologies.
Key words: phenomenon of reading during the period of computerization, its role in an educational process.
3. M. WEPEWTMEBA
ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Автор статьи предлагает свою разработку классификационных показателей профессиональной карьеры преподавателей системы повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная деятельность преподавателя системы повышения квалификации, факторы карьерного роста.
Становление карьеры представляет собой непрерывный процесс разработки и действенной реализации планов и намерений личности, направленных на достижение индивидуально-осознанных профессиональных и трудовых позиций. В процессе карьерного роста возникают интег-ративные личностные новообразования, которые отражают социально-значимую адаптацию, профессиональное совершенствование и самоутверждение педагога [1].
Всесторонний анализ понятия «профессиональное становление педагога» позволяет в разных аспектах трактовать два процесса: аккумулирование профессионального мастерства (опыта,
навыков, умений, необходимых для достижения поставленных целей) и развитие профессиональной самоконцепции (самоопределения в плане индивидуальных способностей, а также мотивов, потребностей, отношений и ценностей) [2].
О направленности на профессиональную деятельность можно сказать, что ею определяется доминирующая мотивация: направленность выступает как осознанный процесс, способ достижения успехов. Для изучения этой характеристики преподавателя системы повышения квалификации нами проведен опрос-исследование по методике Эдгара Шейна («Якоря карьеры»). В качестве респондентов взяты 16 преподавате-