претерпевает огромные изменения: все более насыщенными становятся учебные программы, увеличивается поток информации, формирующей профессиональные компетенции. Растет уровень специализации, диверсификации и индивидуализации образования и в тоже время сохраняется требование к наличию прочного фундамента знаний. Стремительный прогресс смежных направлений науки и техники повысил роль многопрофильных специалистов, имеющих, например, два высших образования и освоивших иностранные языки. В результате студент сталкивается с необходимостью обработки значительного объема информации.
Традиционной формой ее усвоения еще недавно являлось чтение печатных изданий. Современные технологии позволили усовершенствовать этот процесс: электронные книги, каталоги, базы данных оптимизировали поиск и получение необходимых сведений. Соответственно предъявляются новые требования: человек должен уметь пользоваться цифровыми системами и иметь навыки восприятия текста с экрана, необходимые для ежедневной работы с компьютером.
Для максимального ускорения и упрощения передачи сведений проводится их стандартизация и классификация. Это воздействует на культуру двояко. С одной стороны, резко разграничиваются эмоциональная / информационная составляющие, с другой - максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека. Это иллюстрирует феномен блип-культуры, служащий
исключительно средством передачи / приема информации, традиционно относимой к сфере культуры. В качестве примера можно привести все более популярные дайджесты как своего рода блип-форму, позволяющую ориентироваться в море художественной литературы.
Таким образом, в результате увеличения объема учебной информации и распространения цифровых технологий, позволяющих сократить время поиска и получения необходимых материалов, требования к учащемуся возросли. Теперь его компетентность определяется умением ориентироваться в потоке стандартизированной и каталогизированной, оцифрованной информации, а также навыками экранного чтения. Уровень культурного развития современного молодого человека зависит не столько от принятия или отрицания объективно происходящих процессов, сколько от умения оптимально сочетать традиционные и современные способы работы с текстом.
Литература
1. Reading (process). URL: http://www.worM-book.com
2. Тоффлер О. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 12-23.
3. Негодаев И. А. Информатизация культуры. Ростов н/Д, 2003.
4. Стефановская Н. А. Чтение как духовная ценность. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/ text/article.php?a_uid=248
n. v. myt'ko. modern evolution of students' reading forms
The author considers the features of an existance of text resources, pointing out such aspect as students' reading in the conditions of distribution of innovative technologies.
Key words: phenomenon of reading during the period of computerization, its role in an educational process.
3. M. WEPEWTMEBA
ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Автор статьи предлагает свою разработку классификационных показателей профессиональной карьеры преподавателей системы повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная деятельность преподавателя системы повышения квалификации, факторы карьерного роста.
Становление карьеры представляет собой непрерывный процесс разработки и действенной реализации планов и намерений личности, направленных на достижение индивидуально-осознанных профессиональных и трудовых позиций. В процессе карьерного роста возникают интег-ративные личностные новообразования, которые отражают социально-значимую адаптацию, профессиональное совершенствование и самоутверждение педагога [1].
Всесторонний анализ понятия «профессиональное становление педагога» позволяет в разных аспектах трактовать два процесса: аккумулирование профессионального мастерства (опыта,
навыков, умений, необходимых для достижения поставленных целей) и развитие профессиональной самоконцепции (самоопределения в плане индивидуальных способностей, а также мотивов, потребностей, отношений и ценностей) [2].
О направленности на профессиональную деятельность можно сказать, что ею определяется доминирующая мотивация: направленность выступает как осознанный процесс, способ достижения успехов. Для изучения этой характеристики преподавателя системы повышения квалификации нами проведен опрос-исследование по методике Эдгара Шейна («Якоря карьеры»). В качестве респондентов взяты 16 преподавате-
№ 5 (43), 2011
жизнь Юга России" ___,
107
лей Института повышения квалификации ИПК и ПРО КБГУ Целью опроса было выяснить взаимное соотношение следующих восьми аспектов карьерной ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Оценка каждого из перечисленных компонентов направленности личности позволила построить «Индивидуальный профиль испытуемого», в котором представлены результаты проведенного исследования. При обработке использовался метод парных сравнений: данные по каждому показателю ранжировались, процентный ранговый показатель (персентиль) вычислялся по формуле:
2R-1 PR= -. 100
2 N
PR - процентный ранговый показатель (персентиль),
R - относительное ранговое место данного испытуемого,
N - количество членов группы педагогов.
Для выяснения степени значимости компонентов направленности мы определяли среднее значение каждого фактора, суммировав полученные данные по каждому из выявленных мотивов и разделив на количество участников эксперимента.
По этим данным можно заключить, что первой по значимости является направленность на профессиональную компетентность (45,833). На втором месте такие факторы, как автономия (независимость) и стабильность места работы (44,445), на третьем - служение, менеджмент и стабильность места жительства (44,444), направленность на профессиональную компетентность и вызов (44,444). Последнее место занимает предпринимательство (44,443).
Следующим этапом нашего исследования были специальные психологические тесты для определения показателей личностно-мотивацион-ных параметров преподавателей системы повышения квалификации:
- мотивация профессиональной деятельности (по методике К. Замфира: внутренний мотив, внешне положительный и внешне отрицательный мотивы);
- мотивационная структура личности педагога (по опроснику В. Гербачевского: познавательный мотив, мотив избегания, состязательный мотив, мотив смены видов деятельности, мотив самоуважения, волевые усилия, оценка уровня достигнутых результатов, оценка своего потенциала, мобилизаций усилий, инициативности, притязаний).
Определялись компоненты мотивационной структуры личности (фактически, по В. Г. Асееву, -единство процессуальных и дискретных характеристик). Количественные соотношения между 15 рассмотренными компонентами (с обработкой данных по методу ранжирования) позволили построить индивидуальный профиль испытуемого. Для выяснения значимости каждого мотива и
личностных характеристик мы вычислили среднее значение каждого фактора, суммировав полученные данные по каждому мотиву и разделив на количество участников эксперимента.
По результатам первой части исследования (методика К. Замфира в модификации А. А. Ре-ана) доминирующим оказался внутренний мотив (0,503); средние показатели (0,501) имел внешне отрицательный мотив; минимальные (0,5) - внешне положительный.
Вторая часть опроса (по методике В. Герба-чевского) обнаружила, что в построении карьеры преподавателей ИПК и ПРО КБГУ ведущее место занимают познавательный мотив, мотив избегания, мотив смены видов деятельности и уровень притязаний (0,501); на втором месте состязательный мотив и мотив самоуважения (0,5). Из личностных характеристик в построении карьеры респондентов доминируют ожидаемый уровень результатов и уровень инициативности (0,501); в профессиональной деятельности имеет огромное значение оценка уровня достигнутых результатов (0,501). Далее следуют значимость результатов, уровень мобилизации усилий и закономерность результатов (0,5). Средние показатели выявлены по пунктам уровень волевых усилий и уровень потенциала (0,499). Сложность заданий имеет минимальное значение (0,489).
Социально-обусловленные личностные качества (желательные или отвергаемые; способствующие или препятствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации) выявлялись по методике Т. Лири, которая содержит восемь компонентов: доминирование, уверенность в себе, консерватизм, скептицизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость. Оценки этих компонентов также включались в «Индивидуальный профиль испытуемого». Для сравнения результатов наших исследований мы провели самооценку и экспертную оценку по данной методике.
В опоре на тест-опросник Т. Лири выявлено, что в экспертной оценке лидируют доминирование, уверенность (средний показатель 50), зависимость (0,501), далее следуют скептицизм, отзывчивость, консервативность, конформизм (по 0,5). Минимальное значение имеет уступчивость (0,499). По самооценке наших респондентов, как и в экспертной, ведущее место занимает доминирование (50,003), далее следуют конформизм (0,5025), консервативность (0,52),уступчивость, зависимость, отзывчивость (среднее значение 0,501), уверенность (0,5006). По самооценке респондентов минимальное значение имеет скептицизм (в среднем 0,499).
Подводя итог, отметим, что, по полученным нами результатам, в числе карьерных ориентаций преподавателя системы повышения квалификации ведущее место занимает профессиональная компетентность, на последнем месте по значимости -предпринимательство. В мотивационном комплексе ведущее значение имеют внутренний мотив, познавательный мотив, мотив избегания, мотив смены деятельности и уровень притязаний. В са-
мооценке социально-обусловленных личностных качеств, благоприятствующих карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, наиболее высоко оцениваемым качеством оказывается доминирование, наиболее низко оцениваемым -скептицизм, а в экспертной оценке той же шкалы личностных качеств огромное значение придается доминированию и уверенности, на последнее место ставится уступчивость.
Литература
1. Шерайзина Р., Александрова М. Возможности карьерного роста учителя // Народное образование. 2006. № 8. С. 90-98.
2. Кравцова Ф. Х. Развитие самосознания и профессионализма собственной деятельности педагогом в системе повышения квалификации. Программа спецкурса: метод. рекомендации для работников системы образования. Нальчик, 2002.
z. m. zhereshtiyeva. factors of teacher's promotion in the system of professional development
The author of the article suggests her design of classification indicators of teachers' professional career in the system of professional development.
Key words: teacher's professional activity in the system of professional training, indicators of promotion.
Г. В. ТЕЛЬНОВ
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются основы пропедевтического подхода на начальном этапе архитектурно-дизайнерского обучения в вузе.
Ключевые слова: пропедевтика, адаптация к обучению в вузе, основы профессионального мастерства.
Задачи создания модели формирования будущих специалистов, в которой реализована взаимосвязь и преемственность составляющих подготовки студентов на всех, от начального до завершающего, этапах обучения в вузе, стимулируют активный научно-педагогический поиск путей и способов совершенствования учебного процесса. Для высших учебных заведений архитектурно-дизайнерской направленности на передний план выходит задача построения его таким образом, чтобы студенты овладевали профессиональными знаниями, умениями и навыками на уровне, достаточном для осуществления новаторского подхода к проблемам профессиональной деятельности на основе самостоятельности, творческой инициативы, умения моделировать, комбинировать и конструировать.
Темп жизни технологического общества, быстрая смена предметных и архитектурных форм, социальный заказ на их разнообразие, обеспечивающее комфортность всех сторон жизнедеятельности человека, требуют ценностной переориентации, влияют на содержание архитектурно-художественного образования, на внедрение эффективных технологий формирования у будущих специалистов способности переходить от одних видов проектирования к другим, работать в смежных областях, наращивать творческий потенциал. Однако современная высшая школа пока не в состоянии соответствовать социально значимым профессиональным требованиям, предъявляемым к будущим специалистам архитектурно-дизайнерской области.
Исследователи отмечают противоречие между
новыми требованиями к построению учебного процесса в вузах архитектурно-дизайнерской направленности, уровню профессиональных умений учащихся, с одной стороны, и устаревшими способами их формирования, - с другой [1]. В этом плане большое значение приобретает начальный этап обучения будущих архитекторов и дизайнеров. Сложность заключается в следующем. Студенты проходят этап переосмысления личностной системы ценностно-познавательных ориентаций, осваивают новые способы познавательной и изобразительной деятельности (закладываются индивидуальные формы творческого самовыражения). Чем эффективнее адаптация к обучению, тем выше психологический комфорт, учебная мотивация, а в итоге - направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, уровень результатов творческой деятельности студентов вуза архитектурно-дизайнерской направленности.
С точки зрения педагогики, одна из главных целей художественного обучения, развития и воспитания на начальном этапе - перевести студента от форм обыденного сознания к профессиональному мышлению.
В сфере высшего образования традиционно используются две педагогических системы перестройки сознания - пропедевтическая и однолинейная. Однолинейное эволюционное построение учебного процесса по овладению архитектурными или дизайнерскими навыками основано на выполнении конкретных проектов; сторонники этого метода считают возможным сразу погрузить учащегося в атмосферу проектной деятельности во всей ее специфике, организуя движение от