Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАННОГО ДОНОРСТВА: ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАННОГО ДОНОРСТВА: ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ / ДОНОРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова Александра Олеговна

В статье рассмотрены современные богословские и аксиологические подходы Католической церкви к трансплантации органов и органному донорству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борисова Александра Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHICAL EVALUATION OF THE ORGAN DONATION: THE POSITION OF THE CATHOLIC CHURCH

This article deals with the modern theological and axiological concept of the Catholic Church to organ transplantation and organ donation

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАННОГО ДОНОРСТВА: ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАННОГО ДОНОРСТВА:

ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Борисова Александра Олеговна

Российский национальный исследовательский медицинский университет им.Н.И.Пирогова, г.Москва

MODERN ETHICAL EVALUATION OF THE ORGAN DONATION: THE POSITION OF THE CATHOLIC CHURCH Borisova Alexandra, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены современные богословские и аксиологические подходы Католической церкви к трансплантации органов и органному донорству. ABSTRACT

This article deals with the modern theological and axiological concept of the Catholic Church to organ transplantation and organ donation.

Ключевые слова: трансплантация органов; донорство; католицизм Keywords: organ transplantation; donation; ^tho^asm

На сегодняшний день проблема трансплантации органов и нехватки донорских органов в мире выходит на массовый уровень и становится все более актуальной. Этико-правовые механизмы регулирования органного донорства развиваются в культурно-исторических контекстах каждого государства и выходят далеко за рамки частных медицинских вопросов, порождая новые биоэтические и социокультурные задачи.

Расширение практики трансплантации органов тесно связано с антропологической и религиозной проблематикой смерти человека. Органное донорство сопровождается усилением этико-правовой напряженности [10, с.167] и ставит перед медицинским сообществом такие вопросы, как сохранение прав человека на свое тело после смерти, научное обоснование органного донорства, моральная оценка продления жизни одних людей за счет смерти других и многие другие.

Главной проблемой современных массовых трансплантаций является проблема дефицита донорских органов, тесно переплетающаяся с этической оценкой выявления так называемых "потенциальных доноров" [11, с.14].

По данным Профильной комиссии по трансплантологии Минздрава России, листы ожидания донорских органов в странах Европы за 2011 год выглядят следующим образом [3, с.14]: в России - 4266 ожидаемых донорских органов, во Франции - 16 145, в Германии - 11 919, в Италии - 12 934, в Испании - 7 811, в Великобритании - 10 459.

Мировой опыт показывает, что развитие трансплантационной координации, целевое финансирование донорского обеспечения и другие государственные меры стимулирующего характера способствуют распространению практики посмертного донорства органов. Опыт европейских стран доказывает возможность достижения уровня реализации донорского ресурса в 20,0-35,0 посмертных доноров на 1 млн. населения, например, во

Франции - 25,0; Италии - 21,8; Португалии - 28,1; Испании - 35,3 [16, с.33-64].

Перечисленные страны не только являются лидерами по посмертному органному донорству, но по своему историко-культурному наследию и конфессиональному составу населения относятся к католическим.

В основе этической оценки трансплантации органов и органного донорства Католической Церковью лежат принципы христианской антропологии, то есть понимание человека как "субъекта и объекта одновременно", утверждение достоинства и богоподобия человека, понимание тела человека как Божьего храма, усмотрение значимого смысла страданий и отношение к смерти как переходу в новую бытийную реальность. В современном католицизме формируется понимание христианской биоэтики как "антропологии человеческого достоинства" [9, с.38].

Как пишет французский философ Ж.Маритен, "религия по существу является тем, чем никакая философия быть не может: отношением личности к личности со всем заключенным в нем риском, тайной, страхом, доверием, восхищением и томлением. И само это отношение субъекта к субъекту требует, чтобы в знании о несотворенной субъективности, которым обладает субъективность сотворенная, последняя сохраняла бы нечто от нее как субъективности, или тайны личностной жизни. Отсюда следует, что всякое религиозное познание содержит в себе элемент откровения; поэтому в истинной вере именно первая Истина, воплощенная в личности, открывает человеку тайну божественной субъективности" [16, с.273].

Началом Церкви является Христос, "новый Адам", пришедший на смену ветхому Адаму, прародителю рода человеческого. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор., 15:22) [2, с.1210]. Таким образом для христианина смерть не является концом жизни, а только переходом в новую реальность загробной жизни, внете-лесного существования.

Смысловые параллели биологического вида человека и внутреннего единства Церкви как живого организма описывает П.М.Роек. В своей работе он отмечает, что биологический вид и богословская община имеют общую глубокую онтологическую структуру: "Согласно теории видов как индивидов, нет принципиального различия между видами и индивидами. Структура вида и единичного организма тождественны - это целые, состоящие из независимых частей. Таким образом, можно сказать, что Церковь является видом, можно также утверждать, что она является и индивидом. Члены Церкви существуют как организмы одного биологического рода и как органы одного тела.<...> Структура зависимости, однако, общая и обосновывает определение Церкви как вида, и как индивида. Надо также отметить, что биологическое понятие вида как индивида и богословское понятие Церкви как рода и тела напоминает философское понятие "конкретной универсалии", которое развивал Гегель и его немецкие, английские и русские последователи" [8, с.147].

Католическая церковь выступает в пользу посмертного донорства органов, считается это жертвой и актом альтруизма и милосердия к тем, кто нуждается в помощи. Однако сам вопрос пересадки органов неразрывно связан с вопросом констатации смерти мозга и самого отношения Церкви к посмертной участи тела христианина.

Катехизис Католической Церкви гласит: "Пересадка органов соответствует нравственному закону и может быть достойна похвалы, если физический и психологический риск, который берёт на себя донор, пропорционален искомому благу для пациента. Морально неприемлемо приводить к инвалидности или к смерти одну человеческую личность - даже если это делается для того, чтобы продлить жизнь других людей" [5, с.533].

Применяемые сегодня медицинские технологии радикально проблематизируют представления о границах человеческого существования, особенно связанных со смертью и умиранием человека. В своей статье [1, с.83] Р.Н.Башилов отмечает, что "В проблеме смерти мозга, которая сначала возникла как чисто медицинская (дифференциальный диагноз с коматозными состояни-ями),вскоре обнаружились такие философские, теологические, моральные, биоэтические и юридические аспекты. В философском плане эта проблема оказалась проблемой демаркации жизни и смерти человеческого индивида и, в конечном счете - новой дефиниции смерти. А.М.Гурвич четко формулирует онтологическую суть проблемы смерти мозга: "является ли смерть мозга смертью человека или только этапом его умирания?". И ответ автора соответствует диалектической природе этого состояния: "Мировой почти 40-летний опыт свидетельствует 1) диагностика смерти мозга, если она выполнена без нарушения инструкций, абсолютно надежна; 2) ни один больной в мире в этом состоянии не выжил более указанного выше срока, все такие больные обречены на остановку сердца в ближайшем будущем"[4, с.194]. Таким образом, можно с достаточным основанием заключить, что смерть мозга эквивалентна смерти человека".

Согласно Катехизису Католической Церкви, "прекращение дорогостоящих, опасных, экстраординарных или несоразмерных ожидаемому результату медицинских процедур может быть законным. Это отказ от «терапевтической настойчивости». Здесь нет намерения прине-

сти смерть, есть только признание невозможности помешать ей. Решения должны приниматься самим пациентом, если он обладает на то способностью и возможностью, либо теми, у кого есть законное право решать; при этом необходимо всегда уважать разумную волю пациента и его законные интересы" [5, с. 530].

В своей энциклике "Lettera Encíclica Evangelium" Папа Иоанн Павел II подчеркнул, что особой признательности, питающей подлинную культуре жизни, "заслуживает пожертвование органов, выполненное в этически приемлемой форме и дающей шанс на здоровье и даже на жизнь больным людям, которые иногда не имеют никакой другой надежды "(п. 86). Благородство и солидарность людей в вопросах трансплантации органов раскрываются как "средство достижения основной цели медицинского обслуживания для жизни человека" [14, с.757].

В официальном документе Католической Церкви "Donum Vitae. Инструкция об уважении к зарождающейся человеческой жизни и о достоинстве деторождения" [6, с.560] говорится: "В силу определенной компетенции учительство Церкви не вмешивается в области экспериментальных наук; но, приняв к сведению данные научных исследований и технологий, предлагает в форме своей евангельской миссии и апостольского долга, моральное учение, соответствующее достоинству человека и его неотъемлемой призванию, подвергающее критериям морального суждения применяемые научные исследования и технологии". Церковь предлагает людям Божественный закон, открывающий через Евангелие тайну Воплощенного Слова (Христа) и человеческого достоинства каждой личности.

Критические позиции в оценках органного донорства должны быть рассмотрены в свете антропологической и этической рефлексии, в основании которой лежит главный критерий оценки процедуры трансплантации органов - "защита неотъемлемого достоинства человеческой личности"

Это означает, что существуют границы, которые невозможно обозначить только техническими возможностями медицины, но они должны зиждиться на уважении самой природы человека, понимаемой во всей ее онтологической полноте.

В начале любой операции по трансплантации органа лежит принятие решения о безвозмездной передаче органа другому человеку во имя здоровья и благополучия другого человека" - по словам западного исследователя Д.Ф.Урсо, это и есть "благородный жест, который принимает форму подлинного акта любви".

Не так просто отдать часть себя, часть своего тела, в силу того, что человек являет собой неразрывное единство духа, души и тела и "не может рассматриваться как простой биологический комплекс тканей, органов и функций" [6, с.560]. Отсюда следует, что с точки зрения христианской этики любая торговля органами является морально неприемлемой и оскорбляющей достоинство человека.

Другим критерием признания достоинства личности считается тот факт, что "жизненно важные органы могут быть изъяты из тела только уже умершего человека". Этот критерий неразрывно связан с проблемой констатации смерти человека. Смерть человека рассматривается как разделение единства души и тела, понимаемое как

некое событие, имеющее определенные биологические признаки.

В своем обращении к участникам XVIII Международного конгресса по трансплантологии папа Иоанн Павел II отмечает: "Считаясь с современными параметрами подтверждения смерти - неврологическими критериями или кардиореспираторными - церковь не делает технических выводов. Она ограничивается Евангельским долгом сопоставлять данные медицинской науки с христианским пониманием единства личности, выявляя проблемы, могущие угрожать человеческому достоинству. Следует сказать, что критерии, принятые в большинстве случаев для подтверждения смерти, в том числе полное и необратимое прекращение всей активности мозга, не противоречат основным постулатам антропологии. Тем не менее, работник здравоохранения, ответственный за констатацию смерти, должен использовать эти критерии в каждом случае как базу для достижения моральной уверенности" [13]. То есть врачи должны иметь достаточные основания для признания прекращения жизни человека, чтобы дальнейшие медицинские процедуры осуществлялись в соответствии с этическими нормами морали и права.

Однако не все органы могут быть пожертвованы для пересадки. Мозг и половые железы, по мнению католических богословов, не могут быть переданы другому человеку даже после смерти, так как они обеспечивают полноценное жизненное функционирование и продолжение рода, и формируют уникальность и неповторимость человеческой личности [14, с.758].

Еще одним важным этическим вопросом является вопрос приоритетности получения органов. По мнению католических экспертов, единственным справедливым критерием является иммунологическое соответствие донора и рецепиента и порядок очередности в листе ожидания. Недопустимыми критериями являются пол, возраст, религия, социальный статус и утилитарные критерии, такие как работоспособность и социальная полезность ре-цепиента.

Также Католическая Церковь отвергает возможность использования органов, полученных от человеческих эмбрионов, равно как и использование эмбриональных стволовых клеток для клонирования человеческих органов.

"Активная позиция Иоанна Павла II способствовала тому, что медицинская и широкая общественность стали воспринимать трансплантацию не как сферу интересов врачей-экспериментаторов, а как значимое социальное направление", - отмечает в своей статье [12] Б.Яремин, главный трансплантолог Минздрава Самарской области. -В своём обращении к участникам XVIII международного конгресса трансплантологов, папа сказал: «Мы должны привить в сердцах людей, особенно в сердцах молодежи, подлинное и глубокое понимание необходимости братской любви, любви, которая может найти выражение в решении стать донором органов. Через восемь лет уже другой папа Бенедикт XVI, обращаясь к участникам того же конгресса, скажет: «Донорство органов является уникальным свидетельством милосердия. В наше время, часто отмеченное различными проявлениями эгоизма, все важнее понимать, насколько необходимо принять логику ценности правильного понимания жизни. В нем — ответственность любви и милосердия, чтобы сделать свою соб-

ственную жизнь подарком для других, если только человек действительно стремится истинного самопожертвования. Как учил Господь Иисус Христос, только отдавая свою жизнь, вы можете сохранить ее». Ещё до избрания на папский престол, кардинал Й.Ратцингер подтверждал, что носит с собой карточку донора органов и в случае смерти готов отдать их. Он называл органное донорство актом любви, которое означает подлинное свидетельство милосердия, которое знает, как проявиться через границу жизни и смерти, чтобы жизнь всегда оставалась победителем".

Примечательно, что именно католические страны (Испания, Польша, Ирландия) в Европе составляют основу социума, в котором высока активность людей в плане согласия на изъятие у них органов после их смерти. Классическим стал призыв Католической церкви Испании: «Не забирайте Ваши органы на небеса, они нужны здесь, на Земле».

В Италии донорство органов широко поддерживается на общественном и государственном уровне, между региональными центрами координации органного донорства и Национальным центром трансплантации заключены соглашения, помогающие оперативно решать вопросы транспортировки и пересадки органов. По приказу Министерства здравоохранения в Италии ежегодно 31 мая празднуется День трансплантации и донорства органов и тканей [7].

Тем не менее, на сегодняшний день активная позиция Католической Церкви по поддержке посмертного органного донорства не дает окончательного разрешения ситуации нехватки донорских органов. Как отмечает председатель Папской Академии в защиту жизни кардинал Э.Сгречча, "листы ожидания по-прежнему длинные в каждой стране, и множество людей умирают каждый день в ожидании подходящего органа. Эта ситуация сохраняется, несмотря на призывы к пожертвованию и зарегистрированное увеличение числа потенциальных доноров. Наши усилия вряд ли смогут удовлетворить растущий спрос на донорские органы, даже в ближайшем будущем" [17].

Литература

1. Башилов Р.Н., Башилова С.М. Концепция "Смерть мозга": междисциплинарный анализ // Философские проблемы биологии и медицины, М., 2014 -С.83

2. Библия. М., Российское Библейское общество, 2001 - С.1210

3. Готье С.В., Хомяков С.М. Оценка потребности населения в трансплантации органов, донорского ресурса и планирование эффективной сети медицинских организаций (центров трансплантации) // Вестник трансплантологии и искусственных органов, том XV, №3, М., 2013, - С.14

4. Гурвич А.М. Стойкие вегетативные состояния и смерть мозга // Биомедицинская этика // под ред. академика РАМН В.И.Покровского. М., Медицина, 1997. - С.194

5. Катехизис Католической Церкви, 4-е издание. - М., Культурный центр "Духовная библиотека", 2001.-C.530-533

6. Конгрегация доктрины веры. Congregazione per la Dottrina della Fede.- Donum vitae, 3 - Citta del Vaticano, 1992, - C.560

7. Официальный сайт Национального Центра трансплантации Министерства здравоохранения Италии. [Электронный ресурс] http://www .trapianti.salute.gov.it/

8. Роек П. София и проблема универсалий // под ред. В.Н.Порус, Софиология (Сергия "Богословие и наука"). М., 2010, - С.178

9. Сгречча Э. Католическая церковь и профессия врача. - Медицина и права человека. М., 1992 - С.38

10. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., "Грантъ" 2001, - С.167

11. Трансплантология. Руководство // под ред. В.И.Шумакова - М., 1995 - С.14

12.Яремин Б. Святые покровители трансплантации. [Электронный ресурс] http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/svyatyie-pokroviteli-transplantatsii/

13. Discorso del Santo Padre Giovanni Paolo II al 18° Congresso Internazionale della societa dei trapianti. Martedl 29 Agosto 2000. La Santa Sede [Электронный

ресурс] http://w2.vatican.va/content/john-paul-

ii/it/speeches/2000/jul-sep/documents/hfJp-

ii_spe_20000829_transplants.html

14. Giovanni Paolo II, "I trapianti sono una grande conquista della scienza a servizio dell'uomo. Discorso al Congresso internazionale sui Trapianti, 29 Agosto 2000", Medicina e Morale 50 (2000) - P.757-758.

15. International figures on donation and transplantation

- 2011. Newsletter transplant. 17 (1); September 2012: - P.33-64.

16. Maritain J. De Bergson a Thomas d'Aquin. - P., 1947, chap. IV («Spontaneite et Independence»). - P., 1964.

- P.273

17. Conferenza stampa di presentazione del nuovo documento della Pontificia Accademia per la vita "La prospettiva degli xenotrapianti. aspetti scientifici e considerazioni etiche", 26.09.2001 [Электронный ресурс] http://press.vatican.va/content/ salastampa/ it/bollettino/pubblico/2001/09/26/0528

ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ _В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Ковшов Евгений Михайлович

доктор философских наук, профессор, Самарский государственный технический университет, г.Самара

THE TWO TRENDS OF CONSCIOUSNESS AND ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS RESEARCH IN MODERN PHILOSOPHY AND SCIENCE

Kovshov Evgeni, Doctor of science, professor, Samara State Technical University, Samara АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются два направления к пониманию сущности сознания и его измененных состояний. С позиций первого - сознание имеет локальную природу и целью исследования является поиск коррелятов между явлениями сознания и соответствующими нейронными структурами мозга. С позиций второго индивидуальное сознание имеет нелокальную природу и неразрывно связано с информационными полями Вселенной, социума и групп, что порождает «расширенные» состояния сознания высокого уровня (медитативные, трансовые, мистические и др.).

ABSTRACT

The two approaches of understanding of the nature of consciousness and its altered states are considered in this article. The first one is that consciousness has local nature and the main objective of research is to find correlates between the phenomena of consciousness and the corresponding neuronal structures of brain. From the point of view of the second approach the individual consciousness has the non-local nature and is connected with the informational fields of the Universe, society and separate social groups inseparably which generates "extended" consciousness states of high level (such as meditation, trans, and etc. ones).

Ключевые слова: сознание, измененные состояния сознания, мозг, медитация, мистическое озарение, информационное поле, нейронные структуры

Key words: consciousness, altered states of consciousness, meditation, mystical insight, information field, the brain, neutron structure.

Проблема сознания является одной из центральных и важнейших проблем философии. Она постоянно воспроизводится на протяжении истории философии или как проблема соотношения души и тела, или сознания и материи, или психического и физиологического, или сознания и мозга. Чрезвычайная сложность и многогранность этой проблемы породила широкий спектр разнообразных философских концепций. Если ограничиться философскими теориями сознания 20-21 в.в., то следует указать теории материалистического и идеалистического мо-

низма, дуализма, функционализма и др. Следует заметить, что само понимание, интерпретация сознания и его состояний в науке зависит от принятых субъектами исследования философских позиций. Множество философских и научных теорий сознания можно весьма условно разделить на две группы.

К первой относятся теории, которые, как правило, считают сознание локальным явлением и стремятся вывести явления сознания из сочетания нейронных процессов, происходящих в различных разделах мозга. Как отмечает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.