Научная статья на тему 'Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды'

Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
962
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИТАРНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ENVIRONMENTAL LAW / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / POWER / STATE / LOCAL GOVERNMENT / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / GREENING / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMMUNITY RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пчельников Максим Викторович

В статье рассматриваются социально-политические и экологические аспекты формирования современной экологической политики в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пчельников Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ECOLOGICAL POLICY IN THE SPHERE OF NATURE PROTECTION AND AN ENABLING ENVIRONMENT

The article deals with socio-political and ecological aspects of formation of modern environmental policy in the sphere of ensuring of favorable environment.

Текст научной работы на тему «Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды»

УДК 323

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пчельников кандидат юридических наук, доцент, докторант, Максим Южно-Российский институт управления - филиал

Викторович Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). Е-mail: pchelnikov-m@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются социально-политические и экологические аспекты формирования современной экологической политики в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды.

Ключевые слова: экологические права, экологическая политика, охрана природы, власть, государство, местное самоуправление, природопользование, экологизация, устойчивое развитие, коммунитарная обязанность.

Современная экологическая политика является результатом осознания глобального характера экологического кризиса, необходимости участия в его преодолении всего человечества. Развитие нашего общества в экологической сфере можно охарактеризовать двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны, это возрастание экосоциальных проблем, а с другой - осознание общественностью и политическими акторами взаимозависимости и всеобщей взаимосвязи в сфере оптимального управления использованием мировым сообществом необходимых природных ресурсов и, соответственно, обеспечения необходимого баланса природных экосистем. Именно сейчас в условиях экологического кризиса, который происходит в планетарных масштабах, экологическая сфера является стратегической и её необходимо учитывать среди показателей условий развития и роста политических и экосоциальных структур общества. В этом сущность социально-экологической и политической самоидентификации государств.

Сущность взаимодействия человека и природы состоит в том, что человек, в отличие от других биологических организмов, адаптируется к природной среде, не пассивно приспосабливаясь к ней, но активно, изменяя ее в соответствии со своими имеющими социальную природу потребностями. Поэтому является закономерным тот факт, что хозяйственная деятельность значительно влияет на окружающую среду, вызывая в ней соответствующие изменения, которые впоследствии негативно сказываются и на самом человеке. Следовательно, глобальный экологический кризис следует рассматривать как итог данного процесса. Мы выделяем несколько аспектов экологического кризиса как противоречия между биологической природой человека и условиями его жизнедеятельности, имеющими социальную подоплеку.

Очевидно, что в качестве первого аспекта необходимо назвать истощение природных ресурсов, традиционных энергоносителей и источников сырья, прогрессирующий характер Другим важным аспектом является загрязнение окружающей среды отходами производственного и бытового происхождения, отравление воздушного и водного бассейнов Земли. Антропогенное давление на окружающую среду связано и с прогрессирующим ростом производственных и бытовых отходов.

Как вариант, предполагающий известную альтернативу, можно упомянуть и концепцию «организованного отступления человечества», которая была предложена В.И. Даниловым-Данильяном и другими российскими экологами [1, с. 135].

Идея концепции заключена в посыле, что современное общество обязано как полностью исключить новое освоение природных территорий, так и обеспечить возврат из хозяйственного использования до трети используемой в настоящее время территории («компактирование»). Предполагается, что такой способ позволить восстановиться нарушенным экологическим системам, обеспечить полноценную биотическую регуляцию и стабилизацию условий жизни на Земле.

Отчасти, деятельность в этом направлении власти многих стран осуществляю достаточно давно - путем создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и объявлении на них особого правового режима. Сейчас, по разным оценкам ООПТ занимают до 10% территорий. Однако, увеличение объема «изъятых для природы» территорий может привести человечество к ухудшению качества жизни на таких переуплотнённых природно-антропогенных территориях. Особую роль в таких ситуациях должно играть благоустройство среды обитания человека и охрана окружающей среды.

Охрана природы и рациональное использование существующих природных ресурсов - важнейшая глобальная проблема конца ХХ - начала ХХ1 века. Активизация заинтересованности в решении экологических проблем на международном уровне является естественным явлением во многих развитых странах, в том числе и в нашей. Экологические природоохранные движения сегодня представлены, с одной стороны, и рядом экологических партий во многих странах, с другой - международные (например, Гринпис, Всемирный Фонд дикой природы и др.) и национальные неправительственные экологические организации, которые имеют достаточное влияние на формирование как общественного мнения, так и соответствующей государственной политики.

Экологические проблемы и, следовательно, формирование международной экологической политики за текущие десятилетия приобрели особую актуальность, научную значимость и востребованность. Полагаем, что, это происходит из-за усиления экологической дестабилизации окружающего мира. Поэтому политологический анализ экологических теорий, понятий и институтов, относящихся к вопросам экологической безопасности в современном мире, является важной предпосылкой оптимизации процесса в принятия реальных политических решений в экологической сфере с учетом наиболее широкого контекста мирового развития.

Актуальность исследования взаимодействия муниципальной, государственной и международной экологической политики, относящихся к конкретной проблеме охраны окружающей среды, не вызывает сомнений. Процесс возникновения, дальнейшего изучения и решения экологических проблем являет собой непростой путь становления экологических аспектов в качестве составляющих политических процессов.

Возникновение и формирование проблемных вопросов в области охраны окружающей среды сначала на местном и региональном уровнях, а в дальнейшем и на уровне национальных государств, позволяет предположить, что заключительным этапом будет решение экологических проблем на международном уровне. Вместе с тем, следует отметить, что именно международные акты в области охраны окружающей среды служат сегодня вектором дальнейшего экологического развития государств, включая как внутреннюю экологическую политику государства, так и экологическую политику на местном уровне. Полагаем, что исследование только одного уровня экологической политики в отрыве от других не в состоянии дать целостного видения решения экологических проблем. Результативность экологической политики может выявляться, конечно, только с помощью анализа взаимодействий всех уровней.

Экология становится важным фактором и элементом политического процесса, протекающего как на глобальном уровне, так и на уровне национальных государств [2, с. 158]. Сегодня международный уровень может предложить определенный положительный опыт в решении экологических проблем. В число крупных международных проектов, которые решают вопросы охраны окружающей среды и обеспечения благоприятного состояния экосферы, является, несомненно, программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) [3]. В последние годы ЮНЕП активно занимается поиском выхода из экологического кризиса, и принимает участие через соответствующие законодательные решения, разработанные ЮНЕП, а также через органы и структуры ООН, которые контролируют реализацию задач в сфере охраны природы.

Значимую роль в общей разработке путей решения экологического кризиса и формирования международной экологической политики, сыграли исследования, проводимые Римским клубом и Стокгольмским институтом исследования проблем мира. Тем не менее, общий опыт в решении экологических проблем на только на международном уровне, но и на уровне государств, сегодня не является достаточно эффективным.

Всё-таки, как государства, так и международные организации, не могут на нынешнем этапе развития цивилизации предложить сверхрадикальные меры по изменению экологической ситуации на планете: объемы воздействия человека на окружающую среду продолжают расти, что находит выражение в достаточно значительных цифрах потребления природных ресурсов. Так, ежегодно в промышленности образуется 2100 млн тонн твердых отходов и 338 млн тонн потенциально опасных отходов [4]. Особая проблема и опасность возникают в связи с образованием радиоактивных отходов ядерных реакторов. По оценкам ЮНЕСКО, уже к началу XXI в. объем высокорадиоактивных отходов в мире превышал 1 млн. кубометров [5, с. 32].

В то же время, необходимо обратить внимание на то, что современная экологическая политика является достаточно жесткой. Причем, следует отметить, что в Российской Федерации в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [6, ст. 133] применяется принцип презумпции экологической опасности, который исходит из того, что хозяйственная и иная деятельность а, следовательно, любой объект такой деятельности априори признается экологически опасным. В силу этого негативное воздействие на окружающую среду возникает не по факту причинения вреда, а по факту осуществления хозяйственной и иной деятельности в целом.

Место России в мировой цивилизации, ее роль и национальная безопасность во многом определяется значимостью образования в духовных ценностях народа [7, с. 264]. Экологическая культура предполагает создание необходимых общественных правил, норм, представлений, а также закрепление необходимых условий поведения человека в социоприродной среде [8, с. 65].

Обратим внимание, что статьей 42 Конституции Российской Федерации [9, ст. 4398] установлено конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. При этом, в силу статьи 58 Конституции России на каждого из нас возложены и определённые обязанности по сохранению окружающей среды и бережного отношения к богатствам природы, поэтому установление публично-правового обременения природопользователей сейчас достигается путем использования норм императивного характера, применение которых связывают с необходимостью реализации и защиты публичных интересов в части обеспечения благоприятной окружающей среды.

Таким примером может служить Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10, ст. 3822] в который в 2011 году внесены существенные изменения. Теперь на местном уровне в России появилась возможность введения особой формы социальной (позитивной) ответственности - института коммунитарных обязанностей, которые исходят из причастности личности к местному сообществу, основаны на принципе солидарности и служат целям обеспечения прав других членов местного сообщества, его устойчивого развития [11, с. 82]. Полагаем, что именно ком-мунитарные обязанности являются формой институционализации социальной ответственности жителей на местном уровне в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды.

В этом проявляется один из важных моментов нынешних взаимоотношений государства и общества в экологической политике: поступиться принципами демократии на благо природы и будущего человечества или предпочесть охрану природы реализации демократии в ее либеральной версии. Однако следует отметить, что не стоит ожидать мгновенного решения экологических вопросов на местном уровне. Исследования А.В. Понеделкова, Т.П. Черкасовой демонстрируют неготовность населения активно участвовать в процессах местного самоуправления [12, с. 170]. Для этого необходимо формировать и последовательно развивать институт коммунитарных обязанностей для обеспечения благоприятной окружающей среды, которые могут стать важным фактором для развития как местных сообществ, так и российской государственности.

Литература

1. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации.

Взгляд из России. М.: ИВП РАН, 2005. 224 с.

2. Пчельников М.В. Институциональные механизмы формирования экологических прав и свобод человека и гражданина // Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. Научное издание / Отв. ред. Н.Г. Казимировой. - Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону: Издательство «Фонд науки и образования», 2015. 312 с.

3. Организация Объединенных Наций. Окружающая среда //

http://www.un.org/ru/documents/resguide/specenv.shtml

4. UNBISNET- Информационно-библиографическая система ООН [Электронный ресурс] // http://unbisnet.un.org/indexr.htm.

5. Всемирный доклад по социальным наукам / Ред. А. Касанжигил и др. М.: МАГИСТР-ПРЕСС; [Париж]: ЮНЕСКО: Эльсвье, 2002. 375 с.

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

7. Кузина С.И., Романова В.А. Воспитание культуры ненасилия в образовательном процессе как обеспечение духовной безопасности российского общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 264-267.

8. Кузьменко Ю.А., Пчельников М.В. Экологизация высшего образования как часть экологической и патриотической культуры // В сборнике: Гуманизация высшего профессионального образования: цели, содержание, способы осуществления (посвящается 20-летию Ростовского филиала Российской таможенной академии) сборник научных трудов. под редакцией А.О. Зубрилиной, В.М. Левина. Ростов-на-Дону, 2015. С. 64-69.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

11. Пчельников М.В. Исследование института коммунитарных обязанностей в реализации конституционного принципа благоприятной окружающей среды // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2. С. 82-86.

12. Понеделков А.В., Черкасова Т.П. Итоги реформы и перспективы развития местного самоуправления в России в поле зрения научного сообщества // Власть. 2013. № 8. С. 170-172.

Pchelnikov Maksim Viktorovich, candidate of legal Sciences, associate Professor, doctoral student, South-Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: pchelnikov-m@mail.ru

MODERN ECOLOGICAL POLICY IN THE SPHERE OF NATURE PROTECTION AND AN ENABLING ENVIRONMENT

Abstract

The article deals with socio-political and ecological aspects of formation of modern environmental policy in the sphere of ensuring of favorable environment.

Keywords: environmental law, environmental policy, environmental protection, power, state, local government, environmental management, greening, sustainable development, community responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.