УДК 349.6 ББК 67.407
© 2017 г. М. В. Пчельников,
доцент кафедры уголовного права и криминалистики Донского государственного технического университета кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА МИРОВОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ (МЕСТНОМ) УРОВНЯХ
Статья посвящена рассмотрению особенностей сложившейся системы экологических прав человека на различных уровнях экологической политики. Автор анализирует природу правовой экологической политики, этапы ее становления, динамику, роль уровней власти в реализации экологических прав человека.
Ключевые слова: окружающая среда, экологическая политика, власть, государство, местное самоуправление, экологические права, права человека.
M. V. Pchelnikov - Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Don State Technical University.
FEATURES OFTHE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL RIGHTS ATTHE GLOBAL, NATIONAL
AND REGIONAL (LOCAL) LEVELS
The article deals with the peculiarities of the existing system ofenvironmental human rights at various levels of environmental policy. The author analyzes the legal nature of environmental policy, stages of its formation, dynamics, the role of levels of government in the implementation of environmental human rights.
Key words: environment, environmental policy, power, state, local government, environmental law, human rights.
Охрана окружающей среды занимает одну из верхних строчек в рейтинге актуальных проблем не только государства, но и каждого человека. Решение этой проблемы тесно связано с необходимостью учета также экологических интересов человека, общества и государства при осуществлении природопользования. С одной стороны, если государство установит минимальные экологические ограничения для природопользо-вателей и небольшие размеры санкций за экологические правонарушения, то это может катастрофически отразиться на состоянии экологии. С другой стороны, если государство, заботясь о благоприятной окружающей среде, потребует от природопользователей соблюдения неоправданно жестких экологических правил, придерживаться которых будет сложно без понесения ими значительных материальных, организационных, временных и иных потерь, то социальные и экономические последствия такой политики также окажутся весьма спорными.
Полагаем, что существование ряда проблем в данной сфере общественных отношений обусловливает актуальность и необходимость выбранной нами темы исследования.
Сложившиеся сочетания экологических отношений стали во многом определять характер и содержание иных видов отношений -политических, экономических, правовых и т. д. При этом институализационный аспект установления и функционирования действующего политико-правового порядка в сфере эко-
логии может являться той закономерностью социального развития человечества, при которой не может не учитываться природоохранный аспект любой деятельности. Таким образом, «экология становится важным фактором и элементом политического процесса, протекающего как на глобальном уровне, так и на уровне национальных государств» [1, с. 295].
Развитие нашего общества в экологической сфере можно охарактеризовать двумя взаимосвязанными процессами. Во-первых, это возрастание экосоциальных проблем, а во-вторых - осознание общественностью и государством взаимозависимости и взаимосвязи в сфере оптимального управления использованием мировым сообществом природных ресурсов и, соответственно, обеспечения необходимого баланса природных экосистем.
Экологические проблемы и процесс формирования международной экологической политики в последние десятилетия приобрели особую актуальность. Поэтому правовой анализ экологических теорий, понятий и институтов, относящихся к вопросам обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности в современном мире, является важной предпосылкой оптимизации процесса принятия правовых и политических решений в экологической сфере с учетом наиболее широкого контекста мирового развития.
Актуальность исследования взаимодействия муниципальной, государственной и ме-
ждународной экологической правовой политики, относящейся к проблеме как декларации, так и реализации экологических прав человека, не вызывает сомнений. Процесс возникновения, дальнейшего изучения и решения экологических проблем представляет собой непростой путь становления экологических интересов в качестве составляющих социальных процессов.
Возникновение и формирование вопросов в сфере экологии и охраны окружающей среды сначала на местном и региональном уровнях, а в дальнейшем и на уровне суверенных государств позволяет предположить, что заключительным этапом будет решение проблем экологических прав человека на международном уровне. Следует отметить, что именно международные акты в области охраны окружающей среды и соблюдения прав человека служат сегодня вектором дальнейшего экологического развития государств.
Современное состояние экологических прав человека в нашем обществе определяет правовой порядок в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Отметим, что необходимо иметь в виду не только исключительно антропоцентрический подход к охране окружающей среды, но и более широкое понимание обеспечения устойчивого развития всей планетарной экосистемы.
Не подлежит сомнению тот факт, что проблемы обеспечения сохранности и восстановления природной среды, экономного использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий носят общечеловеческий характер и связаны, прежде всего, с местом человека в природе и обществе, обеспечением его неотъемлемого права на благоприятную окружающую среду. Как указывает А. И. Ваку-ла, человек (индивид) представляет собой «начальное единство биосоциальных свойств и качеств, воплощающихся в человеческой личности, а также естественных прав, которые трактуются как неотъемлемые» [2, с. 132]. Многогранность и сложность общественных отношений в сфере охраны окружающей человека природы обусловливают необходимость их урегулирования нормами не только морали, но и большим спектром правовых норм.
На сегодняшний день в целях решения экологических проблем законодательными органами принят огромный массив различных по сфере действия и юридической силе нормативных правовых актов, общее количество кото-
рых, по оценкам экспертов, превышает несколько тысяч. Конституция Российской Федерации 1993 года [3, ст. 4398] провозглашает права и свободы человека высшей ценностью (ст. 2). Экологические права человека служат основным компонентом государственной политики в сфере экологии. Их центром становится правовой институт, который регулирует право каждого на благоприятное состояние окружающей среды. Это право, являясь элементом правового статуса личности, установлено ст. 42 Конституции РФ, оно «выступает как базовое и основополагающее право человека и гражданина и связано с обеспечением нормальных экономических, экологических и эстетических условий его жизни» [4, с. 58].
В нашем исследовании рассматриваются особенности формирования системы экологических прав человека в региональной и национальной экологической политике, анализируется природа экологической политики, а также роль различных уровней власти в реализации экологических прав человека.
Одними из часто декларируемых заявлений федеральных и региональных властей является решение проблем экологического благополучия территорий. Полагаем, что основой для установления экологической политики в государстве и регионе должно быть ясное понимание всего состояния окружающей среды, ее влияние на человека и дальнейшие тенденции ее развития. Сама идея о необходимости проведения региональной экологической политики, не только реализующейся, но и вырабатывающейся не федеральным центром, а именно региональными и местными органами власти и самоуправления, в нашей стране все еще нова - она пока не овладела по большей части ни сознанием граждан, ни убеждением политической воли субъектов власти на всех уровнях управления [5, с. 155].
Следует отметить, что понимание опасности экологической угрозы для общества возникало постепенно, система экологических прав человека в международном праве и политике в ХХ веке создавалась десятилетиями, в течение нескольких этапов. Первый этап данного процесса начался с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году и завершился в 1972 году решениями Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Именно в этот период человечество пришло к осознанию значимости прав человека в современном обществе. Однако до 70-х годов прошлого века экологическая группа прав человека не выделялась, хотя, несомненно, они включались в право на здоровье и
на достаточный уровень жизни.
Второй этап формирования экологических прав (1972-1992 годы) связан, прежде всего, с конференцией ООН по окружающей среде 1972 года в Стокгольме. Основным результатом этой конференции стало принятие Декларации принципов и Плана мероприятий, которые закрепили экологические права человека и установили меры, необходимые для принятия государствами в целях их обеспечения.
Одобрение Генеральной Ассамблеей ООН в 1980 году Всемирной хартии природы стало знаковым событием для институционали-зации экологической политики. В этом акте международного права установлен перечень важнейших принципов сотрудничества наций в сфере обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, в соответствии с которыми всякая деятельность человека и общества должна проходить оценку ее влияния на природу.
Всемирная хартия природы включает в себя пять принципов:
- ненарушения основных природных процессов;
- сохранения генетического разнообразия;
- рационального использования природных ресурсов;
- защиты природы от разграбления в результате войны или иных враждебных действий.
В этом значимом международном акте вновь были подтверждены и развиты главные принципы надгосударственного сотрудничества в экологической природоохранной сфере.
На исходе второго тысячелетия мировым сообществом стала признаваться взаимосвязь между необходимостью обеспечения устойчивого развития человеческой цивилизации и экологической безопасности, что и послужило началом третьего этапа развития экологических прав (1992-2002 годы).
Наиболее важными документами данного этапа являются, несомненно, Декларация Рио (Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года) и Орхусская конвенция (Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1 998 года). В период с 1992 по 2002 год на целом ряде международных конференций, проходивших под эгидой ООН, включая Международную конференцию по финансированию развития, а также конференцию министров в Дохе, обсуждались различные экологические аспекты развития цивилизации.
Современный, четвертый, этап формирования экологических прав человека связан с решениями экологического саммита, состоявшегося в ЮАР в 2002 году и принявшего Йо-ханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию. Экологические права человека стали рассматриваться в контексте мировых процессов глобализации. В экологической политике главный акцент сделан на проблемах искоренения нищеты, изменения моделей общественного потребления и производства, рационального и оптимального использования ресурсов окружающей среды и охраны природы как главных целей и потребностей достижения устойчивого развития общества.
Следует отметить, что в п. 169 Плана выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию внимание обращено на необходимость дальнейшего исследования такого аспекта взаимодействия общества и экологии, как связь между окружающей природной средой и экологическими правами человека, включая право на развитие.
Институционально-правовой анализ экологической правовой политики нашей страны показал: «отношение человека и природы является общим контекстом экологических отношений, которые следует рассматривать как вид общественных отношений, возникающих по поводу реализации потребностей и интересов личности, общества и государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды» [6, с. 27].
Динамика развития экологических прав человека на мировом, национальном и региональном (местном) уровнях свидетельствует о том, что политика признания и реализации прав человека «заключается в уточнении элементов рассматриваемого права, его взаимосвязи с реализацией мировой стратегии обеспечения устойчивого развития, а также четком осознании невозможности обеспечения экологических прав человека на уровне отдельно взятого государства» [6, с. 120]. Кризис в сфере экологии в настоящее время является угрозой экологических прав человека в планетарном масштабе, и преодолеть его возможно только объединенными усилиями всего мирового сообщества на национальном и региональном уровнях.
Реализация экологических прав человека связана, прежде всего, с провозглашаемым принципом сотрудничества государств и отдельных индивидов в духе всемирного партнерства с целью защиты, охраны и восстановления целостности экосистемы планеты в целях обеспечения прав на благоприятную среду обитания.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Национальная, региональная и местная политика в сфере защиты экологических прав человека входит в систему международной, и вопросы экологических прав человека, обеспечения благоприятной среды обитания успешнее всего решаются при участии в этом процессе всех заинтересованных и активных граждан.
Экологическое законодательство современных государств может быть признано эффективным механизмом в реализации права человека на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с окружающим миром и необходимым условием для обеспечения экологической безопасности. Таким образом, основанная на провозглашаемых международными и национальными актами принципах в сфере прав
Литература
1. Пчельников М. В. Право на благоприятную окружающую среду как основа современной национальной экологической политики // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сб. науч. ст. XI Ме-ждунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 апр. 2015 г. Минск, 2015.
2. Вакула А. И. Концепция гражданского общества в трудах Б. Н. Чичерина // Философия права. 2009. № 6.
3. Конституция Российской Федерации: принята. всенар. голос. 12.12.1993 (с учетом поправок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
4. Исакова Ю. И., Пчельников М. В. Экологическое право: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2015.
5. Третьякова А. А. Экологические права граждан: основы правового регулирования на общеевропейском и национальном уровнях в государствах - членах Европейского союза // Экологическое право России на рубеже XXI века: сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов каф. экологического и земельного права юрид. фак. МГУ им. Ломоносова. М., 2000.
6. Пчельников М. В. Экологическая правовая политика Российской Федерации: институционально-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом Рос. Федерации 30.04.2012). URL: http://www. president.kremlin.ru
человека национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национальной и международной экологической безопасности, эффективной реализации экологических прав человека.
На практическую реализацию данной тенденции в нашей стране направлены утвержденные в 2012 году Президентом РФ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7]. Такая политика призвана определить необходимый алгоритм для решения экологических и природоохранных задач для дальнейшего устойчивого развития государства, создания эффективной системы реализации экологических прав человека и снижения экологических рисков.
Bibliography
1. Pchelnikov M. V. The Right to a healthy environment as the basis of modern national environmental policy // State regulation of economy and increase of efficiency of activity of economic entities: collection of scientific articles XI International scientific-practical conference. Minsk, April 16-17, 2015. Minsk, 2015.
2. Vakula A. I. The Concept of civil society in the works of B. N. Chicherin // Philosophy of Law. 2009. № 6.
3. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote 12.12.1993 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKL, from 30.12.2008 № 7-FKL, from 05.02.2014 № 2-FKL, from 21.07.2014
№ 11 -FCL) // Collected legislation of the Russian Federation. 04.08.2014. № 31. Art. 4398.
4. Isakova Y. I., Pchelnikov M. V. Environmental law: textbook. Rostov-on-Don, 2015.
5. Tretyakovа A. A. Ecological rights of citizens: the legal framework at European and national levels in the member States of the European Union // Environmental law of Russia at the turn of the XXI century: collection of scientific articles of teachers and post-graduate students of the Department of environmental and land law Department of Moscow state University. University. Moscow, 2000.
6. Pchelnikov M. V. Environmental legal policy of the Russian Federation: legal and institutional analysis: dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2009.
7. Principles of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030: approved by the President of the Russian Federation 30.04.2012. URL: http://www. president.kremlin.ru