Научная статья на тему 'Современная денежно-кредитная политика и ее роль в формировании национальной рыночной экономики'

Современная денежно-кредитная политика и ее роль в формировании национальной рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1756
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MONEY / MONEY-AND-CREDIT POLITICS / TRANSITIONAL ECONOMY / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эюбов З. В.

В статье изложены теоретические и практические вопросы современной денежно кредитной политики. Рассматриваются основные причины, влияющие на финансово экономическую структуру национальной экономики в период реформ. Выделены важнейшие факторы, влияющие на курс денежно кредитной политики и достижение стабильности национальной экономики в условиях реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary money-and-credit policy and its role in formation of the national market economy

The article discusses both theoretical and practical question related to money-and-credit politics, analyzes factors producing the strongest impact on it in the period of reforms, and distinguishes the elements providing for its stability in the context of reforms.

Текст научной работы на тему «Современная денежно-кредитная политика и ее роль в формировании национальной рыночной экономики»

реформы по исламизации финансовой системы были тесно переплетены с другими преобразованиями в духе шариата, предпринятыми в начале 1980-х, — в частности распространением норм мусульманского уголовного права на всю территорию страны, включая южные провинции. Насильственная политика шариатизации, продолженная при ал-Башире, только укрепила уверенность южан в том, что исламская экономика и членовредительские наказания по шариату — это звенья одной цепи. Неудивительно поэтому, что жители Юга постарались при первой возможности избавиться от исламской экономики в целом и исламской финансовой системы в частности.

Возможность сделать это представилась южанам после подписания в январе 2005 года Всеобъемлющего мирного соглашения по Южному Судану. Согласно Временной конституции (см. статьи 202(1), 201(3) и 202(1)(а-Ь)), принятой от 9 января 2005 года в развитие положений, закрепленных Всеобъемлющим мирным соглашением, в стране была введена дуалистическая модель банковской системы, состоящая из исламской банковской системы во главе с Банком Судана на Севере и традиционной банковской системы во главе с центральным банком Южного Судана на Юге страны7.

Реализуя предоставленные ему Всеобъемлющим мирным соглашением по Южному Судану и Временной конституцией полномочия, Центральный банк Южного Судана (с организационной точки зрения являвшийся территориальным отделением Банка Судана) в 2007 г. издал предписание всем исламским банкам, работавшим на Юге, либо преобразоваться в традиционные (неисламские) банки, либо прекратить работу. Банки Севера

предпочли свернуть деятельность. В итоге на их место пришли банки, созданные в самом Южном Судане, а также банки из соседних стран: Кении, Эфиопии. Некоторые южносуданские банки имеют отделения в столице Судана — Хартуме8.

Случившееся, конечно, не могло не отразиться на сокращении клиентской базы и, как следствие, доходов исламских банков, получаемых как за счет обслуживания физических и юридических лиц, так и за счет финансирования внешнеторговых операций. Однако в целом анализ статистических данных по суданским банкам за 2007-2008 гг. показывает, что произошедшее разделение банковского сектора страны и вытеснение исламских банков с Юга не привело к каким-либо заметным изменениям в структуре и величине активов и пассивов суданских банков. К сожалению, в отчетах Банка Судана не анализируются последствия введения на Юге страны самостоятельной банковской системы и не дается анализ, какое влияние это оказало на исламские банки и соответственно банковскую систему страны. Также следует отметить, что Банк Судана представляет обобщенные статистические данные по всей банковской системе страны, не разделяя данные по традиционным коммерческим (неисламским) и исламским банкам.

Как нам представляется, окончательная потеря Юга в результате плебисцита 9 июля 2011 г. также не нарушила исламский характер финансовой системы на Севере. Поле для эксперимента сузилось и теперь ограничивается Северным Суданом, но сам эксперимент по созданию и поддержанию в рабочем состоянии единственной в мире исламской финансовой системы, продолжается.

1 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. P 215.

2 Мурабаха (араб. — перепродажа) — договор купли-продажи товара по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара (Бек-кин РИ. Исламская экономическая модель и современность. — М., 2010. 2-е изд. С. 331).

3 Серегичев С.Ю. Судан в 1985-2008 гг.: потерянные десятилетия или дорога к успеху? // Вестник РГГУ. — 2009. — № 13. — С. 116.

4 Там же.

5 Там же.

6 Мушарака (араб. — партнерство) — в банковском деле: договор между банком и клиентом, согласно которому прибыль между ними делится в заранее оговоренных долях, а убытки распределяются согласно вкладу в капитал (Беккин РИ. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. — М., 2010. — С. 332).

7 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. — P 216.

8 Ahmed M. Medani. Paper 19: Sudan Phase 2 / ODI Global Financial Crisis Discussion Series. London, 2010. — P 12-13 // www.odi.org.uk/resources/docs/5821.pdf

СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛь В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛьНОй рыночной ЭКОНОМИКИ

З.В. Эюбов,

аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва) guliev@mail.ru

В статье изложены теоретические и практические вопросы современной денежно-кредитной политики. Рассматриваются основные причины, влияющие на финансово-экономическую структуру национальной экономики в период реформ. Выделены важнейшие факторы, влияющие на курс денежно-кредитной политики и достижение стабильности национальной экономики в условиях реформ.

Ключевые слова: деньги, денежно-кредитная политика, переходная экономика, рыночная экономика.

УДК 336.77 ББК У9(2)269.1-18,0

В экономическом понимании денежно-кредитная полити- менности необходимы умеренность денежной эмиссии Цен-ка призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов трального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кре-и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием дитная стабильность важна для стабильного экономического монетного ряда, стабильным весом и пробами монет. В совре- развития страны.

Однако денежно-кредитная стабильность не всегда гарантирует экономическое развитие. В мире было и есть много стран со стабильными ценами и валютными курсами, развивающимся или развитым статусом без реального роста национальной экономики. Страны с успешно развивающейся экономикой конвертировали денежно-кредитную стабильность, доверие экономических субъектов в умеренный рост денежного предложения. Например, в Британии в XIX веке, США в ХХ веке и в бывшем Советском Союзе 1950-1980-х гг. денежная масса росла на 7-10% ежегодно, одновременно с ростом экономики на 5-7% [1]. Осуществлялась своеобразная предоплата или инвестирование умеренной денежно-кредитной эмиссии в экономический рост. На микроуровне это означает, например, авансы по договорам подряда или поставки товара, без которых производитель работ или товаров обычно работать не начинает. Авансирование требует денег и эти деньги экономике надо предоставить, да так, чтобы национальные экономические субъекты понимали их ценность и готовы были бы за них работать. Анализ показывает, что деньги не потеряют свою стимулирующую роль, если на рост их предложения будет адекватный отклик в виде реального роста экономики.

Проведенные исследования и опыт указывают на следующие факторы роста экономики: количественный рост населения; изменение хозяйственного уклада; изменение структуры занятности; технологические новшества; изменение социально-экономического уклада.

Ведущие ученые-экономисты доказали, что ключевыми составляющими экономического роста в современных условиях диверсификации национальной экономики являются сверхмо-тивированные команды, готовые к напряженному труду в расчете на результаты, а также свободные капиталы для авансирования новых разработок и их внедрение в экономику. Итак, выражаясь языком марксизма, труд и капитал являются основой экономического роста.

В прошлом веке многие страны проходили через догоняющий или восстановительный рост на основе апробированных экономик более развитых стран. Денежно-кредитная политика была одним из основных факторов экономического роста стран-лидеров и упадка аутсайдеров. Умеренный рост денежного предложения усиливал мотивацию к труду больше, чем налоги или дорогие товары. Таким образом, денежно-кредитная политика способствовала мобилизации труда и капитала как ресурсов развития экономики. На современном этапе инновационное развитие требует сверхмотивации к труду и избыточных капиталов.

Сущность денежно-кредитной политики — это создание условий мобилизации роста капиталов и труда. О причинах и сущности первоочередного использования для этих целей именно денег и кредита написано много. Развитие национальной экономики в современных условиях сопровождалось новациями и усложнением денежного обращения, а затем и кредитно-инвестиционного дела. Увеличивался и инструментарий монетарной политики, уточнялось представление ее роли в экономическом развитии.

В экономике лидерство отдельных стран в разные века основывалось на прогрессе сразу в нескольких областях знаний, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Напротив, неудачи более сильных геополитических конкурентов во многом объяснялись не вполне умелым использованием диспропорций

в денежно-кредитной сфере. Прошлые века доказали важность монетарной политики, дали множество инструментов и исторических примеров. ХХ век и начала XXI века существенно расширил состав идей и инструментов денежно-кредитной политики, сделал Центробанки ключевыми игроками многих рынков.

На современном этапе в условиях диверсификации национальной экономики основные инструментарии денежно-кредитной политики показаны в табл.1 [1].

Таким образом, среди инструментов Центробанков выделяют: правила наличных и безналичных расчетов, денежно-кредитную эмиссию и операции с госбумагами для изменения процентных ставок и валютных курсов, валютные резервы и валютный контроль, множество инструментов банковского надзора.

Идеи и инструменты денежно-кредитной политики цик-личны — с энтузиазмом и эксплуатацией, разочарованиями и отрицаниями. Цикличность своими действиями задают сами Центробанки, старшие ветви власти, крупный бизнес и масса рядовых инвесторов. Крупные перегибы и разочарования определяют большие поколенческие циклы денежно-кредитной политики, разумность и успехи — короткие. Ограничивают работу Центробанков демографические, социально-политические и технологические изменения.

Большая часть инструментов денежно-кредитной политики имеет макрохарактер, действенность в специализированных и развивающихся экономиках. В ведущей стране во время промышленной или информационной революции ключевые действия банков и спекулянтов были в новационной тогда отрасли. В новационном развитии лучше точечные спекуляции и структурные изменения цен, концентрация ресурсов роста на прорывных направлениях. Макроинструменты лишь дополняют точечные инструменты, поскольку распыляют ресурсы роста и вызывают «перегрев» экономики.

На современном этапе денежно-кредитная политика становится наиболее важным фактором, в условиях перехода к новым отношениям рыночной экономики, когда происходит широкомасштабное осуществление реформ в различных отраслях социально-экономической жизни страны. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных сферах национальной экономики, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается данная экономическая среда и денежно-кредитная политика страны. Такая тенденция присуща современной денежно-кредитной политике России, Азербайджана и других стран СНГ

В условиях интенсивного ускорения глобализации финансовых отношений денежная проблематика и связанные с ней вопросы денежного обращения вновь стали основной тематикой экономической науки не только в теоретическом плане, но также в практике управления финансово-экономическими процессами. В связи с этим в странах с переходной рыночной экономикой произошли довольно большие изменения в сфере денежно-кредитных отношений, в частности, и в экономической политике в целом. Безусловно, такая тенденция была связана с неизбежным процессом трансформации.

Денежно-кредитная политика Азербайджана, основанная на трансформационной экономике, которая вступила, в фазу

Таблица 1

Инструментарий денежно-кредитной политики

Направленность Инструментарий Государственный орган

Наличные и безналичные расчеты Правила расчетов для банков, предприятий и населения Центробанк

Базовые ставки Купля-продажа гособлигаций. Денежная эмиссия. Ломбардное рефинансирование Минфин Центробанк

Валютный курс, прямые инвестиции и спекулятивные капиталы Валютные резервы и интервенции. Ограничения на торговые и капитальные операции. Центробанк

Банковская система и экспансия кредита Резервы по обязательствам (ФОР). Экономические нормативы, резервы под риски, параметры портфеля госбумаг, ставки по вкладам и кредитам. Центробанк

Фондовый рынок — альтернатива и дополнение кредита Инвестирование госрезервов. Раскрытие информации эмитентами. Правила биржевых торгов. Размеры кредитного плеча. Методология деривативов. Структура портфелей фондов. Минфин ФКЦБ — ФСФР

эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете диверсификационного процесса национальной экономики. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле расширения процесса вторичного производства требует принять неотложные меры на макроэкономическом уровне. Общая модель, принятая в качестве основной базы, которая отражает сущность структуры национального рынка, безусловно, создает условия для расширенного отображения своеобразных особенностей становления отечественной денежно-кредитной политики. Именно эффективное формирование денежно-кредитной политики должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.

Адекватность курса денежно-кредитной политики, а также целевое определение воспроизводства экономики имеют исключительное влияние на развитие национальной экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Под влиянием интенсивного развития оказываются главные составляющие рыночной экономики, такие как кредитование экономики и организационных институтов функционирования, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты.

В осуществлении нового курса денежно-кредитной политики большое значение имеют следующие направления:

— максимальное сближение уровней двух сфер — финансового и реального производства, которые в свою очередь должны основываться на взаимообусловленных изменениях;

— использование национальной валюты на внутреннем рынке, которая должна быть средством снижения значимости иностранной валюты и сокращения ее использования во внутренних расчетах и сбережениях;

— создание законодательной базы, свободной от внутренних противоречий, в котором должны быть обеспечены равные права и возможности сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые и платежно-расчетные отношения.

Обеспечение стабильности является основным в процессе приспособления денежно-кредитной политики к нынешним рыночным условиям. В этом плане не маловажное значение имеет определенная направленность развития производственной структуры. Необходимо подчеркнуть, что для достижения желаемого результата по обеспечению стабильного функционирования денежно-кредитной политики требуется ее комплексное развитие, в том числе институциональной базы, режима, стратегии, конкретных инструментов реализации и ряда ее механизмов. Кроме того, необходим обязательный учет связей между микросубъектами финансового и денежного рынка, в первую очередь, их состояния и реакции на различные ситуации.

Трансформация экономической системы в целом является одним из основных факторов, определяющих направленность воспроизводства денежно-кредитной политики, особенно в переходный период.

В настоящее время ученые-экономисты уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием национальной денежно-кредитной политики. Это наиболее востребовано в странах, где национальная экономика переживает переход к рыночным отношениям. Здесь критериями оценки являются, присущие странам с рыночной экономикой, универсальные положения и соответствующие принципы. Специфика осуществления этих принципов зависит от системы образующих структур перераспределительных процессов, которые в свою очередь создают благоприятную почву для развития денежно-кредитных учреждений в странах с переходной рыночной национальной экономикой, к числу которых относятся Россия, Азербайджан и другие страны СНГ. Здесь эти процессы происходят в условиях ускорения интеграционных процессов.

Рассмотрим три основных составляющих национальной денежно-кредитной политики:

1. Институциональная. Здесь на первый план выходит совокупность институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование национальной экономики.

Бесперебойное развитие экономических отношений денежно-кредитной сферы способно обеспечить процесс либо спонтанного, либо управляемого функционирования институтов, которые в конце концов дают решающий толчок продуктивного экономического роста.

На современном этапе развития глобальных экономических отношений распространяется практика заимствования институтов у стран с многолетним стажем рыночных отношений и устоявшейся денежно-кредитной политикой. Однако при этом часто не учитывается способность национальной экономики к адаптации функционирования новых экономических институтов, что становится причиной локального состояния неустойчивости. Такая политика в конечном итоге порождает, так называемые, «институциональные ловушки» [6]. В этом плане исключительную роль играют такие понятия, как «преемственность» и «изменчивость». В экономической истории многих стран национальная денежнокредитная политика претерпела значительные изменения. К примеру становление роли государства в качестве эмитента денежных средств. С развитием национальных денежных отношений это право закрепилось в нормативно законодательных актах. Развитие денежно-кредитных отношений требовало всестороннего надзора государства в лице центрального банка. В связи с этим появилась институциональная база Центробанка.

2. Национальная. Денежно-кредитная политика должна быть адаптирована к условиям отечественной экономики. Необходимо дать комплексную оценку условий и факторов создания и установления национальной денежно-кредитной политики. Кроме того, национальная денежно-кредитная политика должна быть адаптирована и к внешним условиям. Это предполагает:

— эффективную координацию национальной денежно-кредитной политики с международной политикой и соответствие требованиям мировых стандартов;

— адаптацию национальной денежно-кредитной политики к внешним условиям, но с учетом внутреннего денежного и финансового рынков;

— повышение затрат на создание наиболее качественной современной системы национальных банков с вовлечением в этот процесс всех его участников, по существу, всех экономических субъектов республики.

3. Денежно-кредитная политика должна быть адекватна реальной ситуации в экономике страны.

Наиболее важные сферы экономики, в частности национальная денежно-кредитная политика требует расширенного аналитического подхода, как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. Сочетание этих подходов к анализу наиболее важных моментов экономической политики государства предполагает обязательное рассмотрение трансформационных изменений.

Финансово-экономическая система, которая сложилась в странах постсоветского пространства в первые годы их политической независимости переживала глубокий кризис и требовала особого внимания. Почти во всех странах СНГ денежнокредитная политика подстраивалась под реальное состояние рынка, что явилось причиной негативных тенденций. Среди них подавление функций национальной валюты, рост внешнего потребительского рынка в ущерб внутреннему, снижение предпринимательской активности.

В заключение необходимо подчеркнуть важную роль денежно-кредитной политики в формировании национальных интересов с учетом конкуренции на мировом финансовом рынке. Благодаря такой взвешенной денежно-кредитной политике Азербайджанская Республика имеет ритмично развивающуюся национальную экономику.

Литература

1. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы: монография — М.: КНОРУС, 2009. — 448 с.

2. Гаджиев Д.Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.

3. Мамедов З.Ф. Банковский кризис и реформирование банковского сектора в контексте глобализации. — Баку: Азернешр, 2007. — 392 с.

4. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 784 с.

5. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.

6. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. — М.: Финансы и статистика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.