реформы по исламизации финансовой системы были тесно переплетены с другими преобразованиями в духе шариата, предпринятыми в начале 1980-х, — в частности распространением норм мусульманского уголовного права на всю территорию страны, включая южные провинции. Насильственная политика шариатизации, продолженная при ал-Башире, только укрепила уверенность южан в том, что исламская экономика и членовредительские наказания по шариату — это звенья одной цепи. Неудивительно поэтому, что жители Юга постарались при первой возможности избавиться от исламской экономики в целом и исламской финансовой системы в частности.
Возможность сделать это представилась южанам после подписания в январе 2005 года Всеобъемлющего мирного соглашения по Южному Судану. Согласно Временной конституции (см. статьи 202(1), 201(3) и 202(1)(а-Ь)), принятой от 9 января 2005 года в развитие положений, закрепленных Всеобъемлющим мирным соглашением, в стране была введена дуалистическая модель банковской системы, состоящая из исламской банковской системы во главе с Банком Судана на Севере и традиционной банковской системы во главе с центральным банком Южного Судана на Юге страны7.
Реализуя предоставленные ему Всеобъемлющим мирным соглашением по Южному Судану и Временной конституцией полномочия, Центральный банк Южного Судана (с организационной точки зрения являвшийся территориальным отделением Банка Судана) в 2007 г. издал предписание всем исламским банкам, работавшим на Юге, либо преобразоваться в традиционные (неисламские) банки, либо прекратить работу. Банки Севера
предпочли свернуть деятельность. В итоге на их место пришли банки, созданные в самом Южном Судане, а также банки из соседних стран: Кении, Эфиопии. Некоторые южносуданские банки имеют отделения в столице Судана — Хартуме8.
Случившееся, конечно, не могло не отразиться на сокращении клиентской базы и, как следствие, доходов исламских банков, получаемых как за счет обслуживания физических и юридических лиц, так и за счет финансирования внешнеторговых операций. Однако в целом анализ статистических данных по суданским банкам за 2007-2008 гг. показывает, что произошедшее разделение банковского сектора страны и вытеснение исламских банков с Юга не привело к каким-либо заметным изменениям в структуре и величине активов и пассивов суданских банков. К сожалению, в отчетах Банка Судана не анализируются последствия введения на Юге страны самостоятельной банковской системы и не дается анализ, какое влияние это оказало на исламские банки и соответственно банковскую систему страны. Также следует отметить, что Банк Судана представляет обобщенные статистические данные по всей банковской системе страны, не разделяя данные по традиционным коммерческим (неисламским) и исламским банкам.
Как нам представляется, окончательная потеря Юга в результате плебисцита 9 июля 2011 г. также не нарушила исламский характер финансовой системы на Севере. Поле для эксперимента сузилось и теперь ограничивается Северным Суданом, но сам эксперимент по созданию и поддержанию в рабочем состоянии единственной в мире исламской финансовой системы, продолжается.
1 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. P 215.
2 Мурабаха (араб. — перепродажа) — договор купли-продажи товара по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара (Бек-кин РИ. Исламская экономическая модель и современность. — М., 2010. 2-е изд. С. 331).
3 Серегичев С.Ю. Судан в 1985-2008 гг.: потерянные десятилетия или дорога к успеху? // Вестник РГГУ. — 2009. — № 13. — С. 116.
4 Там же.
5 Там же.
6 Мушарака (араб. — партнерство) — в банковском деле: договор между банком и клиентом, согласно которому прибыль между ними делится в заранее оговоренных долях, а убытки распределяются согласно вкладу в капитал (Беккин РИ. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. — М., 2010. — С. 332).
7 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. — P 216.
8 Ahmed M. Medani. Paper 19: Sudan Phase 2 / ODI Global Financial Crisis Discussion Series. London, 2010. — P 12-13 // www.odi.org.uk/resources/docs/5821.pdf
СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛь В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛьНОй рыночной ЭКОНОМИКИ
З.В. Эюбов,
аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва) guliev@mail.ru
В статье изложены теоретические и практические вопросы современной денежно-кредитной политики. Рассматриваются основные причины, влияющие на финансово-экономическую структуру национальной экономики в период реформ. Выделены важнейшие факторы, влияющие на курс денежно-кредитной политики и достижение стабильности национальной экономики в условиях реформ.
Ключевые слова: деньги, денежно-кредитная политика, переходная экономика, рыночная экономика.
УДК 336.77 ББК У9(2)269.1-18,0
В экономическом понимании денежно-кредитная полити- менности необходимы умеренность денежной эмиссии Цен-ка призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов трального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кре-и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием дитная стабильность важна для стабильного экономического монетного ряда, стабильным весом и пробами монет. В совре- развития страны.
Однако денежно-кредитная стабильность не всегда гарантирует экономическое развитие. В мире было и есть много стран со стабильными ценами и валютными курсами, развивающимся или развитым статусом без реального роста национальной экономики. Страны с успешно развивающейся экономикой конвертировали денежно-кредитную стабильность, доверие экономических субъектов в умеренный рост денежного предложения. Например, в Британии в XIX веке, США в ХХ веке и в бывшем Советском Союзе 1950-1980-х гг. денежная масса росла на 7-10% ежегодно, одновременно с ростом экономики на 5-7% [1]. Осуществлялась своеобразная предоплата или инвестирование умеренной денежно-кредитной эмиссии в экономический рост. На микроуровне это означает, например, авансы по договорам подряда или поставки товара, без которых производитель работ или товаров обычно работать не начинает. Авансирование требует денег и эти деньги экономике надо предоставить, да так, чтобы национальные экономические субъекты понимали их ценность и готовы были бы за них работать. Анализ показывает, что деньги не потеряют свою стимулирующую роль, если на рост их предложения будет адекватный отклик в виде реального роста экономики.
Проведенные исследования и опыт указывают на следующие факторы роста экономики: количественный рост населения; изменение хозяйственного уклада; изменение структуры занятности; технологические новшества; изменение социально-экономического уклада.
Ведущие ученые-экономисты доказали, что ключевыми составляющими экономического роста в современных условиях диверсификации национальной экономики являются сверхмо-тивированные команды, готовые к напряженному труду в расчете на результаты, а также свободные капиталы для авансирования новых разработок и их внедрение в экономику. Итак, выражаясь языком марксизма, труд и капитал являются основой экономического роста.
В прошлом веке многие страны проходили через догоняющий или восстановительный рост на основе апробированных экономик более развитых стран. Денежно-кредитная политика была одним из основных факторов экономического роста стран-лидеров и упадка аутсайдеров. Умеренный рост денежного предложения усиливал мотивацию к труду больше, чем налоги или дорогие товары. Таким образом, денежно-кредитная политика способствовала мобилизации труда и капитала как ресурсов развития экономики. На современном этапе инновационное развитие требует сверхмотивации к труду и избыточных капиталов.
Сущность денежно-кредитной политики — это создание условий мобилизации роста капиталов и труда. О причинах и сущности первоочередного использования для этих целей именно денег и кредита написано много. Развитие национальной экономики в современных условиях сопровождалось новациями и усложнением денежного обращения, а затем и кредитно-инвестиционного дела. Увеличивался и инструментарий монетарной политики, уточнялось представление ее роли в экономическом развитии.
В экономике лидерство отдельных стран в разные века основывалось на прогрессе сразу в нескольких областях знаний, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Напротив, неудачи более сильных геополитических конкурентов во многом объяснялись не вполне умелым использованием диспропорций
в денежно-кредитной сфере. Прошлые века доказали важность монетарной политики, дали множество инструментов и исторических примеров. ХХ век и начала XXI века существенно расширил состав идей и инструментов денежно-кредитной политики, сделал Центробанки ключевыми игроками многих рынков.
На современном этапе в условиях диверсификации национальной экономики основные инструментарии денежно-кредитной политики показаны в табл.1 [1].
Таким образом, среди инструментов Центробанков выделяют: правила наличных и безналичных расчетов, денежно-кредитную эмиссию и операции с госбумагами для изменения процентных ставок и валютных курсов, валютные резервы и валютный контроль, множество инструментов банковского надзора.
Идеи и инструменты денежно-кредитной политики цик-личны — с энтузиазмом и эксплуатацией, разочарованиями и отрицаниями. Цикличность своими действиями задают сами Центробанки, старшие ветви власти, крупный бизнес и масса рядовых инвесторов. Крупные перегибы и разочарования определяют большие поколенческие циклы денежно-кредитной политики, разумность и успехи — короткие. Ограничивают работу Центробанков демографические, социально-политические и технологические изменения.
Большая часть инструментов денежно-кредитной политики имеет макрохарактер, действенность в специализированных и развивающихся экономиках. В ведущей стране во время промышленной или информационной революции ключевые действия банков и спекулянтов были в новационной тогда отрасли. В новационном развитии лучше точечные спекуляции и структурные изменения цен, концентрация ресурсов роста на прорывных направлениях. Макроинструменты лишь дополняют точечные инструменты, поскольку распыляют ресурсы роста и вызывают «перегрев» экономики.
На современном этапе денежно-кредитная политика становится наиболее важным фактором, в условиях перехода к новым отношениям рыночной экономики, когда происходит широкомасштабное осуществление реформ в различных отраслях социально-экономической жизни страны. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных сферах национальной экономики, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается данная экономическая среда и денежно-кредитная политика страны. Такая тенденция присуща современной денежно-кредитной политике России, Азербайджана и других стран СНГ
В условиях интенсивного ускорения глобализации финансовых отношений денежная проблематика и связанные с ней вопросы денежного обращения вновь стали основной тематикой экономической науки не только в теоретическом плане, но также в практике управления финансово-экономическими процессами. В связи с этим в странах с переходной рыночной экономикой произошли довольно большие изменения в сфере денежно-кредитных отношений, в частности, и в экономической политике в целом. Безусловно, такая тенденция была связана с неизбежным процессом трансформации.
Денежно-кредитная политика Азербайджана, основанная на трансформационной экономике, которая вступила, в фазу
Таблица 1
Инструментарий денежно-кредитной политики
Направленность Инструментарий Государственный орган
Наличные и безналичные расчеты Правила расчетов для банков, предприятий и населения Центробанк
Базовые ставки Купля-продажа гособлигаций. Денежная эмиссия. Ломбардное рефинансирование Минфин Центробанк
Валютный курс, прямые инвестиции и спекулятивные капиталы Валютные резервы и интервенции. Ограничения на торговые и капитальные операции. Центробанк
Банковская система и экспансия кредита Резервы по обязательствам (ФОР). Экономические нормативы, резервы под риски, параметры портфеля госбумаг, ставки по вкладам и кредитам. Центробанк
Фондовый рынок — альтернатива и дополнение кредита Инвестирование госрезервов. Раскрытие информации эмитентами. Правила биржевых торгов. Размеры кредитного плеча. Методология деривативов. Структура портфелей фондов. Минфин ФКЦБ — ФСФР
эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете диверсификационного процесса национальной экономики. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле расширения процесса вторичного производства требует принять неотложные меры на макроэкономическом уровне. Общая модель, принятая в качестве основной базы, которая отражает сущность структуры национального рынка, безусловно, создает условия для расширенного отображения своеобразных особенностей становления отечественной денежно-кредитной политики. Именно эффективное формирование денежно-кредитной политики должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.
Адекватность курса денежно-кредитной политики, а также целевое определение воспроизводства экономики имеют исключительное влияние на развитие национальной экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Под влиянием интенсивного развития оказываются главные составляющие рыночной экономики, такие как кредитование экономики и организационных институтов функционирования, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты.
В осуществлении нового курса денежно-кредитной политики большое значение имеют следующие направления:
— максимальное сближение уровней двух сфер — финансового и реального производства, которые в свою очередь должны основываться на взаимообусловленных изменениях;
— использование национальной валюты на внутреннем рынке, которая должна быть средством снижения значимости иностранной валюты и сокращения ее использования во внутренних расчетах и сбережениях;
— создание законодательной базы, свободной от внутренних противоречий, в котором должны быть обеспечены равные права и возможности сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые и платежно-расчетные отношения.
Обеспечение стабильности является основным в процессе приспособления денежно-кредитной политики к нынешним рыночным условиям. В этом плане не маловажное значение имеет определенная направленность развития производственной структуры. Необходимо подчеркнуть, что для достижения желаемого результата по обеспечению стабильного функционирования денежно-кредитной политики требуется ее комплексное развитие, в том числе институциональной базы, режима, стратегии, конкретных инструментов реализации и ряда ее механизмов. Кроме того, необходим обязательный учет связей между микросубъектами финансового и денежного рынка, в первую очередь, их состояния и реакции на различные ситуации.
Трансформация экономической системы в целом является одним из основных факторов, определяющих направленность воспроизводства денежно-кредитной политики, особенно в переходный период.
В настоящее время ученые-экономисты уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием национальной денежно-кредитной политики. Это наиболее востребовано в странах, где национальная экономика переживает переход к рыночным отношениям. Здесь критериями оценки являются, присущие странам с рыночной экономикой, универсальные положения и соответствующие принципы. Специфика осуществления этих принципов зависит от системы образующих структур перераспределительных процессов, которые в свою очередь создают благоприятную почву для развития денежно-кредитных учреждений в странах с переходной рыночной национальной экономикой, к числу которых относятся Россия, Азербайджан и другие страны СНГ. Здесь эти процессы происходят в условиях ускорения интеграционных процессов.
Рассмотрим три основных составляющих национальной денежно-кредитной политики:
1. Институциональная. Здесь на первый план выходит совокупность институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование национальной экономики.
Бесперебойное развитие экономических отношений денежно-кредитной сферы способно обеспечить процесс либо спонтанного, либо управляемого функционирования институтов, которые в конце концов дают решающий толчок продуктивного экономического роста.
На современном этапе развития глобальных экономических отношений распространяется практика заимствования институтов у стран с многолетним стажем рыночных отношений и устоявшейся денежно-кредитной политикой. Однако при этом часто не учитывается способность национальной экономики к адаптации функционирования новых экономических институтов, что становится причиной локального состояния неустойчивости. Такая политика в конечном итоге порождает, так называемые, «институциональные ловушки» [6]. В этом плане исключительную роль играют такие понятия, как «преемственность» и «изменчивость». В экономической истории многих стран национальная денежнокредитная политика претерпела значительные изменения. К примеру становление роли государства в качестве эмитента денежных средств. С развитием национальных денежных отношений это право закрепилось в нормативно законодательных актах. Развитие денежно-кредитных отношений требовало всестороннего надзора государства в лице центрального банка. В связи с этим появилась институциональная база Центробанка.
2. Национальная. Денежно-кредитная политика должна быть адаптирована к условиям отечественной экономики. Необходимо дать комплексную оценку условий и факторов создания и установления национальной денежно-кредитной политики. Кроме того, национальная денежно-кредитная политика должна быть адаптирована и к внешним условиям. Это предполагает:
— эффективную координацию национальной денежно-кредитной политики с международной политикой и соответствие требованиям мировых стандартов;
— адаптацию национальной денежно-кредитной политики к внешним условиям, но с учетом внутреннего денежного и финансового рынков;
— повышение затрат на создание наиболее качественной современной системы национальных банков с вовлечением в этот процесс всех его участников, по существу, всех экономических субъектов республики.
3. Денежно-кредитная политика должна быть адекватна реальной ситуации в экономике страны.
Наиболее важные сферы экономики, в частности национальная денежно-кредитная политика требует расширенного аналитического подхода, как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. Сочетание этих подходов к анализу наиболее важных моментов экономической политики государства предполагает обязательное рассмотрение трансформационных изменений.
Финансово-экономическая система, которая сложилась в странах постсоветского пространства в первые годы их политической независимости переживала глубокий кризис и требовала особого внимания. Почти во всех странах СНГ денежнокредитная политика подстраивалась под реальное состояние рынка, что явилось причиной негативных тенденций. Среди них подавление функций национальной валюты, рост внешнего потребительского рынка в ущерб внутреннему, снижение предпринимательской активности.
В заключение необходимо подчеркнуть важную роль денежно-кредитной политики в формировании национальных интересов с учетом конкуренции на мировом финансовом рынке. Благодаря такой взвешенной денежно-кредитной политике Азербайджанская Республика имеет ритмично развивающуюся национальную экономику.
Литература
1. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы: монография — М.: КНОРУС, 2009. — 448 с.
2. Гаджиев Д.Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.
3. Мамедов З.Ф. Банковский кризис и реформирование банковского сектора в контексте глобализации. — Баку: Азернешр, 2007. — 392 с.
4. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 784 с.
5. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
6. Сорокина Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. — М.: Финансы и статистика, 2002.