Научная статья на тему 'Исламский финансовый сектор в Судане до и после отделения Юга'

Исламский финансовый сектор в Судане до и после отделения Юга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДАН / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ОТДЕЛЕНИЕ ЮГА СУДАНА / SUDAN / ISLAMIC FINANCES / SEPARATION OF THE SOUTH OF SUDAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудникова Ю. О.

В статье описывается хронология формирования исламского финансового сектора в Судане, единственной в мире стране, финансовый сектор которой был реформирован в соответствии с принципами шариата. Анализируются причины, побудившие руководство страны к проведению таких реформ. Дается оценка последствий отделения Юга для банковской системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic financial sector in Sudan before and after the separation of the South

The article describes the chronology in formation of the Islamic financial sector in Sudan, the only country in the world where financial sector if reformed in accordance with the laws of sharia. The author analyses the motivation of the country’s leadership towards such reforms and discusses the consequences related to the separation of the South for the banking system of the country.

Текст научной работы на тему «Исламский финансовый сектор в Судане до и после отделения Юга»

тверждает правильность действия сформулированного нами экономического закона вторичного рынка ценных бумаг.

Если же инвестор 1 продал ценную бумагу по цене диапазона Ц1-Ц3, то он, скорее всего, не купит ценную бумагу выше уровня Ц3, поскольку понес убытки при продаже ценной бумаги на уровне Ц1-Ц3. Количество денежных средств у инвестора 1 уменьшается, психологический эффект продажи, рассмотренный ранее, также скажется на инвесторе 1, поэтому он будет ждать уровня цен ниже границы Ц3. В свою очередь, образуется нисходящая тенденция, что отразится на инвесторе 2. Он также понесет убытки. В итоге цены будут падать в течение определенного уровня времени. Однако при продажах один из инвесторов всегда будет получать прибыль, поскольку другой несет убытки, тем самым должны возникнуть тенденции перебивания цены и ценовые колебания. Но если прибыль будет выводиться с рынка, то образуется дефицит денег и ценовые колебания не возникнут. Это также свидетельствует о действии экономического закона вторичного рынка ценных бумаг.

Рассмотренные ситуации характеризуют поведение лишь двух игроков на вторичном рынке ценных бумаг. В торговле они не могут полностью отобразить поведение всех игроков. Однако ситуация становиться более прозрачной для понимания механизма действия экономического закона вторичного рынка ценных бумаг, если на данном рынке появляется значительное количество инвесторов. В этом случае в торговлю начинают вмешиваться психологические факторы толпы, появляются более разобщенные капиталы и т.д. Описание многообразия форм проявления данной ситуации содержится в новой модели вторичного рынка акций К. Царихина.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, взаимодействие спроса и предложения осуществляется в любой точке графика и характеризует специфику действия нового экономического закона вторичного рынка ценных бумаг.

Во-вторых, эффект Гиффена зависит не только от ожиданий покупателей, как говориться в объяснении «парадоксов» спроса, но и от количества находящейся у них денежной массы. Без увеличения денежной массы невозможен рост цен, а без уменьшения — падение цен. Подтверждение данного факта мы наблюдаем при возникновении инфляции или дефляции, что также характеризует механизм действия нового экономического закона.

В-третьих, законы спроса и предложения работают лишь в условиях колебаний, а именно, перелома восходящего тренда — нисходящим или, наоборот. При этом можно возразить,

что колебания есть неотъемлемый процесс «идеальной» модели экономики и, учитывая принцип Парето-эффективности, считать наши положения и выводы обоснованными.

В-четвёртых, мы подвергаем сомнению утверждение некоторых экономистов о том, что «парадоксы» в экономике являются следствием действия законов спроса и предложения. По нашему мнению, законы спроса и предложения являются следствием «парадоксов». Следовательно, «парадоксы» не являются парадоксами как таковыми, а являются нормальными, неотъемлемыми объективными процессами циклического экономического развития. В этой связи обоснованным является утверждение, что парадоксы вызывают дисбаланс и, возможно, являются частью дисбалансов, которые приводят к возникновению более крупных и более обширных колебаний и волн. Это приводит в свою очередь к системным парадоксам, только в более крупных масштабах. При этом более крупные колебания и волны не являются чистыми парадоксами действия законов спроса и предложения. Немалую роль в этом играет экономический закон вторичного рынка ценных бумаг. Мы видим процессы с участием действия этих законов, которые формируют повышательные/понижательные тенденции к фрактальному строению и действию экономических систем. Мы не можем утверждать, что одни парадоксы являются следствием других парадоксов, мы лишь подразумеваем, что одни дисбалансы, возникающие вследствие парадоксов, могут оказать существенное влияние на возникновение других дисбалансов, а они в свою очередь приводят к возникновению новых феноменов, новых фракталов, сохраняющих и воспроизводящих конкретные экономические системы в процессе их циклического развития.

В настоящее время, мы слишком мало знаем об экономических циклах, причинах их возникновения. Мы не можем однозначно сказать, почему происходит рост или возникает падение. Психологические факторы тесно взаимосвязаны с факторами «перетоков капитала». «Идеальные» модели могут иметь широкое применение, поскольку любую ситуацию на рынке мы можем разбить на различные временные периоды, с постоянством различных факторов. Однако модели являются достаточно статичными, поэтому их применение в прогнозировании достаточно затруднительно. Но мы уверены в том, что более глубокое проникновение в содержание этих экономических колебаний, выявление разнообразных форм функциональных связей, законов и закономерностей экономических процессов, в том числе и на фондовом рынке, будет способствовать раскрытию и накоплению инновационности и инновативности взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях модернизации российской экономики.

исламский финансовый СЕКТОР В СУДАНЕ ДО И ПОСЛЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЮГА

Ю.О. Прудникова,

аспирант института Африки РАН (г. Москва) juliaprud@yahoo.com

В статье описывается хронология формирования исламского финансового сектора в Судане, единственной в мире стране, финансовый сектор которой был реформирован в соответствии с принципами шариата. Анализируются причины, побудившие руководство страны к проведению таких реформ. Дается оценка последствий отделения Юга для банковской системы страны.

Ключевые слова: Судан, исламские финансы, отделение Юга Судана.

УДК 336 ББК У26(0)

Как убедительно доказал в своей монографии «Исламская которой полностью исламизирован. На практике это означает, экономическая модель и современность» Р.И. Беккин, Судан что в стране возможно лишь функционирование тех финансо-является единственной в мире страной, финансовый сектор вых институтов, которые используют в своей работе исламские

методы финансирования или чья деятельность не противоречит нормам и принципам шариата.

Первые попытки утвердить такую финансовую систему в Судане были предприняты президентом Джа‘фаром Нимейри в последние годы его нахождения у власти. В 1983 г. был издан президентский декрет, предписывавший всем коммерческим банкам в стране приостановить процентные операции и привести их в соответствие с шариатом. Данный запрет не касался операций с зарубежными партнерами — по крайней мере решение вопроса, как соблюсти исламский запрет ростовщичества в международных экономических отношениях, было отложено на неопределенное время.

Застигнутые врасплох подобным решением, банки стали осуществлять от 80 до 90%1 своих операций на основе лишь одного долгового метода финансирования, именуемого му-рабаха2. Фактически же трансакции банков исламскими были только на бумаге: в бухгалтерских книгах и их отчетах перед Банком Судана (Центральным банком), специалисты которого смотрели на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы, рассматривая решение об исламизации экономики как политическое, а не экономическое.

В дополнение к работавшему с 1978 года первому исламскому банку в стране «Фейсал Ислэмик Бэнк оф Судан» в этот период были учреждены еще два исламских банка: «ал-Барака» и «Исламик Бэнк фор Вестерн Судан».

Поняв, что политика исламизации не принесла ему ожидаемых политических дивидендов, Нимейри стал с начала 1985 г. сворачивать экономические и иные преобразования в духе ислама. Большинство традиционных банков, которые в свое время были принудительно исламизированы, очень быстро вернулись к прежней практике ведения бизнеса.

Причины введения исламских гражданских и уголовных законов в Судане были сугубо политическими. Президент Нимейри решил перехватить инициативу у своих оппонентов, прежде всего — у «Братьев-мусульман» во главе с Хасаном ат-Тураби.

После свержения Нимейри и прихода к власти сменявших друг друга коалиционных правительств, большая часть которых возглавлялась ветераном суданской политики Садиком ал-Махди, реформы по исламизации финансовой системы в стране были заморожены.

Возобновление реформ по исламизации финансового сектора было предпринято после прихода в 1989 г. в результате военного переворота к власти бригадного генерала ‘Умара ал-Башира. Одним из инициаторов углубления реформы был Хасан ат-Тураби — одна из наиболее влиятельных политических фигур в стране. Даже в те периоды, когда ат-Тураби не занимал официальных государственных постов, он продолжал оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику в Судане.

Ат-Тураби был первым политическим деятелем в Судане, который заговорил о необходимости развития экономической системы, построенной на принципах шариата.

Осенью 1964 г. ат-Тураби была сформирована политическая партия — Фронт исламской хартии. Одной из задач, стоявших перед новой политической организацией, было формирование такой экономической системы, которая основывалась бы на принципах шариата, который, в свою очередь, в соответствии с проектом Конституции, предложенным ат-Тураби, должен был выступать основным источником законодательства страны.

Поскольку на тот момент в мире не было прецедентов по созданию в масштабах отдельно взятого государства экономической системы, базирующейся на шариате, то многие заявления лидера, касающиеся экономического устройства, казались декларативными. По мнению ат-Тураби, исламское государство «подчиняется высшим нормам шариата, представляющего волю Аллаха... халиф же или любой другой носитель политической власти подчиняется шариату и воле избравших его людей»3. Более того, ат-Тураби считал, что «современное исламское правительство может, исходя из шариата, вводить нормы права и проводить политику, основанную на шариате»4. Также ат-Тураби полагал, что «мусульманское государство сегодня может определить свою систему публичного права и экономики, исходя из шариата и иджмы»5.

Возможности для применения принципов шариата в экономической жизни страны появились в начале 1990-х гг.

В 1992 г. был учрежден специализированный орган по наблюдению за соответствием реформы финансового сектора

шариату — Высший шариатский совет, куда вошли специалисты по шариату, юристы, экономисты. До этого некоторые его функции выполнял специальный отдел технического контроля при Центральном банке, но он не имел полномочий в вопросах, относящихся к шариату.

Статус Высшего шариатского совета регламентируется Законом о регулировании банковской деятельности 2003 г. Совет состоит из 11 членов, большинство из которых — мусульманские правоведы, однако в Совет также входят экономисты и банкиры (в том числе управляющий Банком Судана). Все члены Совета — суданцы. Они назначаются президентом страны по представлению управляющего Банком Судана и министра финансов. Срок полномочий членов Совета не установлен. Это означает, что теоретически членом Совета можно быть пожизненно. Допустимо также сочетать членство в Высшем шариатском совете и шариатских советах коммерческих банков.

Решения Совета принимаются простым большинством голосов в случае невозможности достижения консенсуса, но практика свидетельствует, что, как правило, решения принимаются на основе консенсуса.

Высший шариатский совет также является апелляционной инстанцией по спорам между разными исламскими банками, исламскими банками и Банком Судана, исламским банком и его клиентами.

Совет не осуществляет непосредственный надзор за банковской деятельностью. Банки обращаются в Высший шариатский совет как в последнюю инстанцию, если они не согласны с решением, принятым внутренним шариатским советом банка. Характерной чертой шариатского совета в некоторых банках (например, в «Тадамун Исламик Бэнк оф Судан») является сочетание функций внутренней юридической службы, которая каждодневно решает различные правовые вопросы, с функциями наблюдательного органа банка, следящего за соблюдением им норм и принципов шариата в своей деятельности. В то же время в большинстве исламских банков в мире шариатский совет — это своего рода надзорный орган — как совет директоров или наблюдательный совет. Фетвы Высшего шариатского совета не основаны на воззрениях какой-то одной правовой школы (например, маликитской, господствующей в Судане).

В период с 1999 по 2002 г. в стране была проведена финансовая реформа, позволившая не только ввести в банковскую практику рекомендации, выработанные Базельским комитетом по банковскому надзору в июле 1988 г., но и привести их в соответствие с принципами мусульманского права. В Судане учли ошибки при проведении экономических реформ в духе ислама в других странах, в частности в Пакистане, где Государственный банк практически лишь выполнял поручения идеологических структур типа Совета исламской идеологии. Высший шариатский совет в Судане не вмешивается в вопросы, не относящиеся к его компетенции.

Содействие Судану в исламизации финансового сектора оказывал Международный валютный фонд. При участии специалистов МВФ была, в частности, разработана схема выпуска государственных облигаций в соответствии с механизмом мушарака6

Таким образом, при всех недостатках реформ по ислами-зации финансовой системы при ал-Башире они были более продуманными, чем поспешные преобразования при Нимейри в начале 1980-х.

Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов политику. Преобразования по исламизации и при Нимейри, и при ал-Башире имели адресатов, как в самой стране (сторонники исламизации), так и за рубежом (богатые нефтедобывающие страны, выступавшие активными кредиторами Судана). Инвестиции арабских нефтеэкспортирующих стран в суданскую экономику преследовали цель сократить их собственную зависимость от поставок продовольствия с Запада. Еще с начала 1970-х гг. в Судане стал реализовываться проект по превращению страны в «хлебную корзину» арабского мира.

Что касается рядовых суданцев, с момента начала реформ у определенной части потребителей финансовых услуг в стране возник скептицизм, усиливавшийся по мере того, как вскрывались злоупотребления со стороны исламских банков и других финансовых институтов.

Но этот скептицизм не идет ни в какое сравнение с восприятием исламской экономики на Юге. Там в массовом сознании

реформы по исламизации финансовой системы были тесно переплетены с другими преобразованиями в духе шариата, предпринятыми в начале 1980-х, — в частности распространением норм мусульманского уголовного права на всю территорию страны, включая южные провинции. Насильственная политика шариатизации, продолженная при ал-Башире, только укрепила уверенность южан в том, что исламская экономика и членовредительские наказания по шариату — это звенья одной цепи. Неудивительно поэтому, что жители Юга постарались при первой возможности избавиться от исламской экономики в целом и исламской финансовой системы в частности.

Возможность сделать это представилась южанам после подписания в январе 2005 года Всеобъемлющего мирного соглашения по Южному Судану. Согласно Временной конституции (см. статьи 202(1), 201(3) и 202(1)(а-Ь)), принятой от 9 января 2005 года в развитие положений, закрепленных Всеобъемлющим мирным соглашением, в стране была введена дуалистическая модель банковской системы, состоящая из исламской банковской системы во главе с Банком Судана на Севере и традиционной банковской системы во главе с центральным банком Южного Судана на Юге страны7.

Реализуя предоставленные ему Всеобъемлющим мирным соглашением по Южному Судану и Временной конституцией полномочия, Центральный банк Южного Судана (с организационной точки зрения являвшийся территориальным отделением Банка Судана) в 2007 г. издал предписание всем исламским банкам, работавшим на Юге, либо преобразоваться в традиционные (неисламские) банки, либо прекратить работу. Банки Севера

предпочли свернуть деятельность. В итоге на их место пришли банки, созданные в самом Южном Судане, а также банки из соседних стран: Кении, Эфиопии. Некоторые южносуданские банки имеют отделения в столице Судана — Хартуме8.

Случившееся, конечно, не могло не отразиться на сокращении клиентской базы и, как следствие, доходов исламских банков, получаемых как за счет обслуживания физических и юридических лиц, так и за счет финансирования внешнеторговых операций. Однако в целом анализ статистических данных по суданским банкам за 2007-2008 гг. показывает, что произошедшее разделение банковского сектора страны и вытеснение исламских банков с Юга не привело к каким-либо заметным изменениям в структуре и величине активов и пассивов суданских банков. К сожалению, в отчетах Банка Судана не анализируются последствия введения на Юге страны самостоятельной банковской системы и не дается анализ, какое влияние это оказало на исламские банки и соответственно банковскую систему страны. Также следует отметить, что Банк Судана представляет обобщенные статистические данные по всей банковской системе страны, не разделяя данные по традиционным коммерческим (неисламским) и исламским банкам.

Как нам представляется, окончательная потеря Юга в результате плебисцита 9 июля 2011 г. также не нарушила исламский характер финансовой системы на Севере. Поле для эксперимента сузилось и теперь ограничивается Северным Суданом, но сам эксперимент по созданию и поддержанию в рабочем состоянии единственной в мире исламской финансовой системы, продолжается.

1 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. P. 215.

2 Мурабаха (араб. — перепродажа) — договор купли-продажи товара по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара (Бек-кин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. — М., 2010. 2-е изд. С. 331).

3 Серегичев С.Ю. Судан в 1985-2008 гг.: потерянные десятилетия или дорога к успеху? // Вестник РГГУ. — 2009. — № 13. — С. 116.

4 Там же.

5 Там же.

6 Мушарака (араб. — партнерство) — в банковском деле: договор между банком и клиентом, согласно которому прибыль между ними делится в заранее оговоренных долях, а убытки распределяются согласно вкладу в капитал (Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. — М., 2010. — С. 332).

7 Kondgen O. Sharia and National Law in Sudan // Sharia Incorporated. A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present / Ed. by J.M. Otto. Leiden, 2010. — P. 216.

8 Ahmed M. Medani. Paper 19: Sudan Phase 2 / ODI Global Financial Crisis Discussion Series. London, 2010. — P. 12-13 // www.odi.org.uk/resources/docs/5821.pdf

СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛь В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛьНОй рыночной ЭКОНОМИКИ

З.В. Эюбов,

аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва) guliev@mail.ru

В статье изложены теоретические и практические вопросы современной денежно-кредитной политики. Рассматриваются основные причины, влияющие на финансово-экономическую структуру национальной экономики в период реформ. Выделены важнейшие факторы, влияющие на курс денежно-кредитной политики и достижение стабильности национальной экономики в условиях реформ.

Ключевые слова: деньги, денежно-кредитная политика, переходная экономика, рыночная экономика.

УДК 336.77 ББК У9(2)269.1-18,0

В экономическом понимании денежно-кредитная полити- менности необходимы умеренность денежной эмиссии Цен-ка призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов трального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кре-и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием дитная стабильность важна для стабильного экономического монетного ряда, стабильным весом и пробами монет. В совре- развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.