Научная статья на тему 'Совокупная фискально-инвестиционная политика'

Совокупная фискально-инвестиционная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМНЫЕ ОТРАСЛИ / НАБОР ПОЛИТИК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев А. С.

В статье приводится разработанная совокупная фискально-инвестиционная политика, способствующая активизации производственно-хозяйственной деятельности проблемных (отсталых) отраслей государства посредством применения четко выстроенной государственной политики финансового регулирования. При этом совокупной политикой будет являться политика, включающая: кредитную политику (для юридических лиц), таможенную политику, лизинговую политику, амортизационную политику, налоговую политику, политику применения инвестиционного налогового кредитования, кредитную политику (для физических лиц), инвестиционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совокупная фискально-инвестиционная политика»

38 (374) - 2009

Финансовое регулирование

СОВОКУПНАЯ ФИСКАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

А.С. НЕЧАЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями Иркутский государственный технический университет

В статье приводится разработанная совокупная фискально-инвестиционная политика, способствующая активизации производственно-хозяйственной деятельности проблемных (отсталых) отраслей государств, посредством применения четко выстроенной государственной политики финансового регулирования. При этом совокупной политикой будет являться политика, включающая: кредитную политику (для юридических лиц), таможенную политику, лизинговую политику, амортизационную политику, налоговую политику, политику применения инвестиционного налогового кредитования, кредитную политику (для физических лиц), инвестиционную политику.

Ключевые слова: фискально-инвестиционная политика, проблемные отрасли, набор политик, государственная политика финансового регулирования.

В современных условиях от государства в значительной степени зависит эффективность деятельности отраслей современной российской экономики. Государство оказывает влияние на экономику страны посредством экономической политики через систему финансово-кредитных институтов, министерств и ведомств. При этом государственное регулирование экономики осуществляется по различным направлениям, отраслям и проблемам.

Однако современное состояние мировой экономики, и российской в частности, показывает неспособность государств комплексно подходить к решению экономических проблем. Спад производства в отдельных отраслях, увеличение инфляционных процессов и сокращение инвестиций говорят об отсутствии комплексного и своевременного регулирования государством финансовой и бюджетно-налоговой политик.

Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства, осуществляемая Министерством финансов РФ в рыночной экономике, не в полной мере учитывают постоянно изменяющиеся экономические условия. Минфином России несвоевременно и ограниченно применяются инструменты бюджетно-налоговой системы и финансовые механизмы воспроизводства, что существенно тормозит процесс экономического роста производственных отраслей страны. Данным инструментарием служат нормативные документы (приказы, разъяснения, комментарии, письма), регулирующие адекватный современным рыночным условиям механизм изменения налоговых ставок, коэффициентов ускорения и применяемых форм и видов кредитования.

Как в зарубежной, так и в российской научной литературе отсутствуют единые подходы к комплексному взаимодействию механизмов регулирования национальной экономики посредством необходимого набора политик. Таким набором одновременно применяемых политик являются: кредитная, таможенная, лизинговая, амортизационная, налоговая, инвестиционная и политика применения инвестиционного налогового кредитования. Только их совокупное применение может положительно влиять на развитие или вывод из кризиса отраслей национальной экономики.

Износ основных производственных фондов и, как следствие производство «устаревшей и невостребованной» продукции также напрямую влияют на рост инфляции. В свою очередь рост износа основных производственных фондов связан как с нерациональной системой налогообложения хозяйствующих субъектов, так и с неадекватно про-

водимой инвестиционной политикой государства. Такая ситуация может приводить к экономическим кризисам в стране (что и наблюдается в настоящее время). В связи с этим государству необходимо постоянно контролировать те механизмы, которые способствуют увеличению производства конкурентоспособной продукции.

Намеченная программа реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально-ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. Экономика России может динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки.

В развитии экономики страны первостепенную роль играет государство. Используя имеющийся инструментарий управления хозяйствующими субъектами, государство может стимулировать определенные области их деятельности. В зависимости от правильно выбранного механизма стимулирования и управления предприятиями будут зависеть их производительность, рост основных производственных фондов, увеличение количества создаваемых рабочих мест, что является основополагающим для развития экономики страны.

В большинстве своем только хозяйствующий субъект оказывает влияние на процесс формирования амортизационного фонда, начисляя амортизацию с использованием различных видов коэффициента ускорения. Государство в ответ на это разрешает последнему только перераспределить во времени суммы амортизационных отчислений, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на имущество. В итоге хозяйствующий субъект все равно заплатит причитающиеся суммы данных налогов. Как мы видим, государство инертно относится к процессу обновления и увеличения основных производственных фондов, напрямую влияющему на увеличение выручки предприятия, и как итог, увеличение выплат по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Ведь рост основных производственных фондов (ОПФ) промышленных предприятий существенно увеличивает рост ВВП и собираемость налогов за счет расширения производственных мощностей.

По мнению автора, государством мало уделяется внимания таким формам инвестирования, как лизинг [1] и инвестиционный налоговый кредит [5], которые, особенно в настоящее время кризиса ликвидности, являются особенно актуальными в фондоемких отраслях.

В научной литературе не в полной мере представлены [2] научные разработки фундаментального и прикладного характера, касающиеся системных подходов взаимного сравнения как обычных [3], так и агрегированных видов лизинга [4].

Не в достаточной степени разработана методологическая база по агрегированным видам лизинга, что существенно снижает экономическую эффективность от применения данной формы финансирования отраслями экономики.

Также не столь широко представлены государственные механизмы управления формированием сумм инвестиционного налогового кредита.

Государство имеет недостаточно выстроенную, бессистемную и не адекватную рыночным условиям политику финансового регулирования в системе фискально-инвестиционных отношений. Слабо развита нормативная база Минфина России и Минэкономразвития России в части регулирования области инновационных форм кредитования и расширения видов лизингового кредитования, формирования инвестиционного налогового кредитования, необходимости внесения в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) положений, касающихся возможности введения вариационных ставок налогов для хозяйствующих субъектов РФ.

Для комплексного регулирования финансами необходимо применять всесторонний подход. Данная совокупная фискально-инвестиционная политика будет позволять государству регулировать процесс воспроизводства основных производственных фондов различных отраслей. Представим механизм, с помощью которого государство сможет реанимировать любую проблемную (отсталую) отрасль. Для этого подъем данной отрасли в государстве должен быть прерогативным, по сравнению с остальными отраслями. В связи с этим для данной отрасли экономики государства необходимо применить методику, состоящую из совокупности политик, которая будет кардинально отличаться от совокупности политик для других сфер и отраслей экономики.

При этом совокупной политикой будет являться политика включающая:

— кредитную политику для юридических лиц;

— таможенную политику;

— лизинговую политику;

— амортизационную политику;

— налоговую политику;

— политику применения инвестиционного налогового кредитования;

— кредитную политику для физических лиц;

— инвестиционную политику.

Необходимо применять указанный механизм преимущественно только для компаний полного цикла, которые не используют посредников и поставщиков основных комплектующих или материалов, необходимых для данного хозяйствующего субъекта. Это позволит существенно сократить стоимость необходимых комплектующих и материалов, так как компании не нужно будет при приобретении оплачивать наценки (добавленную стоимость) и сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в процессе приобретения. В настоящее время для решения кризисной ситуации в стране или отрасли необходимо применение комплексного подхода. Применение узконаправленных

мероприятий, затрагивающих только одну сферу (например, налоговую или только кредитную), как показывает практика, в настоящее время уже неэффективно. Так, подъем промышленности только за счет снижения ставки рефинансирования может в итоге привести не к подъему ВВП, а к его уменьшению за счет роста инфляции вследствие увеличения денежной кредитной массы в обращении. В таблице представлен алгоритм применения совокупной фискально-инвестиционной политики.

Поэтапное и последовательное применение приведенного набора политик позволит приоритетным отраслям экономики России существенно повысить как свою инвестиционную привлекатель-

Алгоритм применения совокупной фискально-инвестиционной политики

№ п/п наименование политики Предлагаемые инновационные положения политики (для приоритетной отрасли) необходимые изменения в законодательной базе государства

1 Кредитная политика для юридических лиц Если у организации нет или недостаточно денежных средств для закупки ОПФ для организации замкнутого цикла производства или строительства, то организация осуществляет займ в банке. Процентная ставка по данному кредиту должна быть меньше, чем по кредитам в ОПФ тех отраслей, которые не являются для государства приоритетными. Центральный банк РФ (ЦБ РФ) при предоставлении кредитов коммерческим банкам должен снизить процентную ставку по кредитам, которые в дальнейшем пойдут на кредитование организаций прерогативной отрасли, т. е. ЦБ РФ должен четко разделять ставки рефинансирования — одна для приоритетной отрасли, вторая для всех оставшихся Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления ЦБ РФ кредитных средств коммерческим банкам под разные процентные ставки в части кредитования ЮЛ, работающих в приоритетной отрасли

2 Таможенная политика 1. Существенное снижение или отмена импортной таможенной пошлины по тем объектам ОПФ, которые непосредственно участвуют в той сфере производства и / или строительства, которую государство считает приоритетной. 2. Существенное снижение или отмена импортного НДС по тем объектам ОПФ, которые непосредственно участвуют в той сфере производства и / или строительства, которую государство считает приоритетной для сокращения затрат на приобретение импортных объектов ОПФ 1. В Таможенном кодексе (ТК) и нормативной базе по ввозным таможенным пошлинам (постановления Правительства РФ по ввозным таможенным пошлинам) предусмотреть существенное снижение или отмену ввозной таможенной пошлины по ОПФ, непосредственно участвующим в производственной деятельности приоритетной отрасли. 2. В НК РФ (гл. 21 «НДС») предусмотреть пониженную ставку НДС (меньше 18 %) или ее отмену (освобождение от уплаты НДС по ввозным импортным ОПФ приоритетной отрасли)

3 Лизинговая политика Применить возвратный тип лизинга, что позволит субъекту (организациям приоритетной отрасли) быть как лизингодателем, так и лизингополучателем, что позволит сократить размер суммы лизинговых платежей В законодательной базе о лизинге более подробно описать схему взаимодействия при возвратном лизинге

4 Амортизационная политика Применить плавающий коэффициент ускорения в сочетании с линейным способом начисления амортизации или со способом уменьшаемого остатка Внести изменения в гл. 25 «Налог на прибыль» ч. II НК РФ о применении в целях налогообложения плавающего коэффициента ускорения и использовании при лизинге 2-х способов начисления амортизации

Окончание таблицы

№ п/п наименование политики Предлагаемые инновационные положения политики (для приоритетной отрасли) необходимые изменения в законодательной базе государства

5 Налоговая политика 1. Применить пониженную или нулевую ставку по налогу на имущество ОПФ приоритетной отрасли 2. Применить пониженную или нулевую ставку по транспортному налогу движимого имущества, непосредственно работающего в приоритетной отрасли. 3. Применить пониженную или нулевую ставку по земельному налогу на земли, занимаемые или используемые для развития приоритетной отрасли. 4. Применить пониженную или нулевую ставку по НДС, связанному с приобретением ОПФ, непосредственно используемых в приоритетной отрасли 1. Внести изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций» ч. II НК РФ в части применения налоговых ставок. 2. Внести изменения в гл. 28 «Транспортный налог» ч. II НК РФ в части применения налоговых ставок. 3. Внести изменения в гл. 31 «Земельный налог» ч. II НК РФ в части применения налоговых ставок. 4. Внести изменений в гл. 21 «НДС» ч. II НК РФ в части применения налоговых ставок

6 Политика применения инвестиционного налогового кредитования Применить инвестиционный налоговый кредит (ИНК) в отношении налога на прибыль и единого социального налога. В целях управления размером суммы ИНК разрешить применение необходимого коэффициента ускорения Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления, формирования инвестиционных налоговых кредитов в части формирования и последующей оплаты ИНК

7 Кредитная политика для физических лиц Если приоритетной отраслью является жилищное строительство, то государство должно предусмотреть выделение через ЦБ РФ кредитных средств для ипотечных кредитов. ЦБ РФ при предоставлении кредитов коммерческим банкам, должен снизить процентную ставку по кредитам, которые в дальнейшем пойдут на кредитование физических лиц (ипотека). Таким образом, ЦБ РФ, выделяя кредитные средства коммерческим банкам под ставку ниже рефинансирования, дает возможность ФЛ брать ипотечные кредиты на более выгодных условиях. Это в свою очередь позволит застройщикам без проблем самим реализовывать построенные ими квартиры без привлечения посредников, что в итоге не приведет к увеличению стоимости квартир Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления ЦБ кредитных средств коммерческим банкам под разные процентные ставки в части получения ФЛ ипотечных кредитов. Предусмотреть законодательно, что ФЛ один раз в жизни может воспользоваться ипотечным кредитом под льготный процент. Это позволит не допустить махинаций на рынке недвижимости со стороны риэлтерских компаний

8 Инвестиционная политика Для последующего расширения своей деятельности организации приоритетной отрасли могут выпускать для привлечения денежных средств облигации. Это будет дешевле, чем кредитные средства, так как не надо будет банку оплачивать их маржу, и снизит манипуляции на фондовых рынках, так как облигация — менее рисковая ценная бумага по сравнению с акциями Внести изменения в законодательную базу по расширению возможностей и созданию условий для размещения облигаций приоритетной отрасли на фондовых рынках

ность, так и увеличить объемы производства и, как следствие, увеличить доходы компаний.

Единственной из всех ранее перечисленных политик, самой проблемной, в России, является политика инвестиционного налогового кредитования. Это связано с тем, что в России механизм данной политики не так четко проработан по сравнению с ранее перечисленными. Остановимся более подробно на существенных проблемах данной политики. Проведем сравнение процесса применения данной политики с альтернативными формами финансирования.

Основными источниками финансирования предприятий могут являться следующие формы кредитования:

1) банковский кредит;

2) лизинг;

3) инвестиционный налоговый кредит.

Банковский кредит является ограниченной

формой финансирования, так как предприятия в большинстве своем от кредитных учреждений не всегда могут получить кредитные ресурсы в необходимом для них объеме и на необходимый им срок. Такая ситуация возникает вследствие того, что кредитные учреждения в очень редких случаях предоставляют кредитные ресурсы на продолжительное время. Большинство банков предпочитает предоставлять краткосрочные кредиты на срок до одного года. Это вызвано тем, что риск невозврата кредита при краткосрочном кредитовании, по

сравнению с долгосрочной формой кредитования, существенно ниже. Кроме того, данная форма кредитования в большинстве своем предполагает предоставление кредитному учреждению имущественного залога. Таким залогом для предприятия могут быть основные средства как производственного, так и непроизводственного назначения; сырье и материалы, используемые при производстве товаров, работ, услуг; продукция, производимая предприятием. Кредитное учреждение берет в залог и изымает из оборота то имущество предприятия, которое и является тем инструментом, позволяющим последнему иметь возможность заниматься производственной деятельностью, направленной на извлечение дохода.

Лизинг в настоящее время в России по сравнению с зарубежными странами развит недостаточно.

Причины широкого распространения лизинга во всем мире — те ощутимые преимущества, которые он несет всем участникам сделки.

Преимущества лизинга следующие:

— смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, так как при лизинге затраты распределяются на весь срок действия договора, и высвобождаются средства для вложения в другие виды активов (проблема привлечения оборотных средств в деятельность предприятий может быть успешно решена при схемах возвратного лизинга, когда основные средства предприятия продаются лизинговой компании и одновременно остаются в его распоряжении на условиях финансового лизинга);

— налоговые льготы и другие инвестиционные стимулы, в частности, снижение риска морального износа активов за счет применения свободной амортизации объектов лизинга;

— лизинговые платежи не рассматриваются в качестве долга, а указываются в балансе как текущие расходы лизингополучателя, таким образом улучшая структуру баланса в части его ликвидности и повышая кредитоспособность лизингополучателя;

— обеспечивается полное финансирование привлечения активов (по сравнению с проектным кредитованием, когда средства можно привлечь лишь на 80—85 % требуемых инвестиций);

— гораздо проще получать активы на условиях лизинга, чем банковский кредит на приобретение основных средств, т. к. объект лизинга является собственностью лизингодателя;

— не требует дополнительного обеспечения, так как объект лизинга является собственностью

лизингодателя и обладает достаточной ликвидностью;

— лизинговые платежи производятся только после установки, наладки и пуска оборудования, следовательно, платежи можно осуществлять из средств, поступающих от реализации проекта.

При наличии таких неоспоримых преимуществ, по мнению многих исследователей, лизинг должен являться приоритетным видом привлечения финансовых ресурсов. Однако на практике происходит обратное: доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 3 — 5 %.

Первые два преимущества очерчивают сферу применения лизинга, являясь критериями при выборе формы привлечения ресурсов. Третье преимущество в реалиях отечественной экономики является в большинстве случаев невостребованным и, соответственно, несущественным при принятии решений. Последние четыре преимущества не работают в условиях существующего уровня развития отечественного рынка капитала. Так как основным и практически единственным источником рефинансирования лизинговых компаний является банковский кредит, то условия финансового лизинга и легкость его привлечения не могут существенно отличаться от условий кредитования, предлагаемых отечественными банками. Следствием этого являются необходимость предоставления лизингополучателем дополнительного обеспечения на величину начисленных на срок действия договора процентов, а также невозможность в общем случае отсрочить уплату процентов до выхода на проектную мощность.

Что же касается третьей формы финансирования, то изначально, как это было описано ранее, государство ввело ее в целях реструктуризации имеющейся задолженности предприятий по налогам и сборам. С течением времени инвестиционный налоговый кредит становится механизмом, способствующим техническому перевооружению собственных производств предприятий, а также позволяющим осуществлять внедренческую или инновационную деятельность, в том числе по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий.

Инвестиционный налоговый кредит, являясь разновидностью отсроченных налоговых платежей, фактически представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства и оформляется договором, который включает все необходимые атрибуты имущественных обязательств сторон,

гарантии их исполнения и ответстве ность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.

Ставка процентов на сумму инвестиционного налогового кредита по краевым налогам устанавливается от 0,0001 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При этом необходимо помнить, что решение об изменении срока уплаты налога может быть принято только по конкретным налогоплательщикам. Таковыми в соответствии со ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налоговых платежей. В то же время многие акционерные общества обращаются в Минфин России с просьбами о предоставлении отсрочки или рассрочки их структурным подразделениям или филиалам. Разумеется, они получают отказы. По той же причине не получают одобрения ходатайства глав администраций отдельных территорий об изменении срока уплаты налога организациям, расположенным на подведомственных им территориях. Значительное количество обращений поступает от организаций, объединенных каким-либо отраслевым признаком. Например, от организаций жилищно-коммунального хозяйства, ликеро-водочной промышленности и др. Как правило, такие обращения не подкреплены требуемыми документами. Минфин России в таких случаях отказывает, объясняя, что рассматриваются ходатайства только конкретных налогоплательщиков, представивших соответствующие подтверждающие документы.

Отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты предоставляются в пределах лимитов, которые определяются законом о федеральном бюджете на очередной год (ст. 53 БК РФ). Такое же правило распространяется и на полномочия территориальных финансовых органов. Они могут принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в бюджет в пределах сумм лимитов, определенных законами субъектов Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (ст. 59 БК РФ). Как следствие, отсрочка, рассрочка или налоговый кредит даются не более чем до конца календарного года.

Жесткие правила изменения срока уплаты налога, предусмотренные НК РФ, дополнительные ограничения, накладываемые бюджетным законодательством, приводят к тому, что отсрочку, рассрочку или налоговый кредит получают лишь

507,8

1 1 1 1 1 1 1 1 315, 1 1 1 1 1

78,4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | 1 1 1 1 1 з | 1 1

Сумма налоговых платежей, по которым в 2008 г. приняты решения об изменении срока уплаты налога (по состоянию на 01.08.2008), млн руб.: 1 — Минфин России; 2 — региональные финансовые органы; 3 — местные финансовые органы

немногие налогоплательщики. Особенно это касается обращений по федеральным налогам в Минфин России (см. рисунок).

Налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки или рассрочки (в зависимости от того, какой порядок исполнения налогового обязательства предусмотрен в договоре), несмотря на ряд отличий (срок, на который переносится уплата налога, порядок предоставления кредита — это не только решение уполномоченного органа, но и сам договор о предоставлении кредита, основания его предоставления, размер процентной ставки), что позволяет нам говорить о несколько поспешном использовании понятия налогового кредита в данном случае. В пользу этого свидетельствуют, в частности, исследования категории налогового кредита правоведами и экономистами.

В юридической литературе к налоговому кредиту (в период до введения в действие НК РФ) относились как к налоговой льготе, которая уменьшает налоговую ставку или окладную сумму (в отличие от кредита, изъятия уточняют объект налога, а скидки корректируют налоговую базу).

Разновидностями налогового кредита признавались:

а) уменьшение окладного налога;

б) уменьшение ставки налога;

в) отсрочка (рассрочка) в уплате налога;

г) возврат налога;

д) зачет налога.

Целью льгот является уменьшение размера налогового обязательства либо предоставление отсрочки и рассрочки в исполнении обязательства. В последнем случае отсрочка (рассрочка) косвенно, но все-таки приводит к уменьшению размера налогового обязательства, поскольку предоставление отсрочки (рассрочки) «фактически является креди-

том, предоставленным бесплатно или на льготных условиях».

В экономической литературе особенностью налогового кредита названо то обстоятельство, что налоговая скидка непосредственно уменьшает размер исчисленного налогового обязательства, «т. е. уменьшается сам налог, а не величина облагаемого дохода, как в случае обычной налоговой скидки». Отсрочки и рассрочки (deferrals), являясь разновидностями льгот, не рассматриваются как разновидность налогового кредита. Таким образом, и в правовой, и в экономической литературе (по крайней мере в период до введения в действие НК РФ) к налоговому кредиту относились как к налоговой льготе, отличие которой от таких видов льгот, как изъятия и скидки, было в том, что использование налогового кредита приводило к уменьшению исчисленного налога. Отличия во мнениях касались только того, что в одних случаях отсрочки и рассрочки подпадали под понятие налогового кредита, а в других случаях — нет.

Для предприятия данный вид кредита является очень выгодной формой финансирования по следующим причинам:

— во-первых, данный кредит может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации, так и по региональным и местным налогам;

— во-вторых, в соответствии со ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Таким образом, государство разрешает предприятиям применять механизм инвестиционного налогового кредита к различным налогам, т. е. по тем налогам, выплаты по которым предприятию необходимо сократить. Причем государство за пользование данным кредитом берет с предприятия процент существенно ниже, чем процент, используемый при кредитовании в кредитных учреждениях.

Но вместе с тем имеются в НК РФ и неоднозначные моменты, касающиеся:

— во-первых, срока действия данного кредита: он составляет от одного года до пяти лет (ст. 65 п. 1 НК РФ);

— во-вторых, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 п. 1 НК РФ);

— в-третьих, сумма кредита должна составлять

не более 30 % от стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования (ст. 67 п. 2 подп. 1 НК РФ).

Рассмотрим данные моменты более подробно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок действия кредитного договора устанавливается хаотично, т. е. не даны те основные принципы, от которых необходимо отталкиваться сторонам сделки при определении срока действия договора.

Что касается второго момента, то НК РФ не дает четкой информации о сроках и величине уплаты инвестиционного налогового кредита и процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов по нему в течение как долгого, так и короткого промежутка времени.

По третьему моменту НК РФ устанавливает, не обосновывая, размер предельного уменьшения платежа по налогу на прибыль.

Непроработанность данных вопросов приводит к возможности злоупотреблений на местах (в региональных и местных органах власти), так как при отсутствии инструментария, способствующего конкретному экономически оправданному обоснованию, власти могут устанавливать, как им заблагорассудится:

— срок действия кредитного договора;

— срок поэтапной выплаты суммы кредита и процентов по нему.

Чаще всего органы власти, выдающие инвестиционный налоговый кредит, требуют единоразовой выплаты, причем сразу после накопления указанной в договоре суммы кредита. Эта тенденция отчетливо прослеживается в ряде нормативных документов местного и регионального уровня, регулирующих порядок выдачи инвестиционного налогового кредита, перечень и основные моменты которых были приведены ранее.

Отсутствие методики, позволяющей исходя из экономической ситуации на предприятии требовать выплаты кредита и процентов по нему по графику, четко привязанному к определенным факторам, может привести к отрицательному эффекту, так как одновременное изъятие средств у предприятия по задолженности по инвестиционному налоговому кредиту может негативно сказаться на денежных потоках предприятия.

В связи с этим можно сделать вывод, что ранее приведенные аспекты необходимо доработать, т. е. создать методику, позволяющую устанавливать данные ограничения исходя из реальной экономической ситуации на каждом конкретном предприятии.

Кроме того, государство со своей стороны должно себя обезопасить от возможности непогашения задолженности по инвестиционному налоговому кредиту, так как вероятность того, что предприятие будет располагать необходимой суммой, позволяющей погасить задолженность по данному кредиту, может быть низка. Одной из причин такой ситуации может являться отсутствие графика погашения задолженности по инвестиционному налоговому кредиту, привязанному к реальной экономической картине предприятия в данный и последующие моменты времени.

Действующим на сегодняшний день инструментом, к которому прибегает государство для определения платежеспособности предприятия, является финансовый анализ предприятия. Но необходимо помнить, что данный анализ позволяет дать картину в текущий момент времени. При изменении экономической ситуации в стране или на предприятии существует вероятность непогашения данного кредита. Вследствие этого на сегодняшний день необходим механизм, позволяющий при большинстве возможных экономических изменений как вне, так и внутри предприятия вернуть последнему в полном объеме задолженность по инвестиционному налоговому кредиту. В связи с этим необходимо создать методику, позволяющую решить следующие задачи.

1. Каким образом должен быть обоснован срок гашения инвестиционного налогового кредита?

2. Какова должна быть максимальная сумма предоставляемого инвестиционного налогового кредита?

3. Какова должна быть сумма очередного платежа поэтапного погашения задолженности?

4. Каково должно быть максимально допустимое процентное отношение суммы кредита к стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования?

Для решения данных задач необходимо напомнить тот факт, что государство предоставляет инвестиционный налоговый кредит в большинстве своем на техническое перевооружение собственных производств предприятий, т. е. на обновление основных средств.

Говоря о создании методики, необходимо учитывать срок полезного использования, первоначальную стоимость, норму амортизации, способ амортизации того объекта основных средств, под который предприятие оформляет инвестиционный налоговый кредит.

При установлении срока полезного использования предприятие должно руководствоваться

постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Способ начисления амортизации предприятие должно выбрать именно тот, который позволил бы накопить за заданное время необходимую сумму отложенного налога на прибыль. Таким в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» может являться способ уменьшаемого остатка.

Что касается экономически обоснованных коэффициентов ускорения, которые могут применяться к данному способу начисления амортизации, то в настоящее время в России они отсутствуют.

Коэффициенты ускорения, приведенные в ст. 259 п. 7, 8, 9 НК РФ, по существу не имеют направленности на обеспечение ускорения процесса обновления основных средств.

Рекомендуемый в НК РФ коэффициент ускорения, по величине равный не более двух, разрешен к применению лишь в агрессивной среде или при повышенной сменности, т. е. в условиях эксплуатации, отличных от нормальных, что само собой разумеется, так как эксплуатация в таких условиях в несколько раз быстрее приведет в физическую негодность основные средства.

При этом использование коэффициента ускорения не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам в случае, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

Что касается сельского хозяйства, где ситуация с объектами основных средств катастрофическая, так как процент физического износа по некоторым видам сельскохозяйственного оборудования уже превысил 50 % и более [6], НК РФ допускает применение коэффициента ускорения (Ку) не более, чем 2. Причем применение данного коэффициента разрешается только сельскохозяйственным организациям промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты).

Применение Ку при нормальных условиях эксплуатации не разрешено. Кроме того, величина этого коэффициента для различных случаев ничем не обоснована. По мнению автора, применение разрешенных коэффициентов ускорения не может адекватно регулировать процесс списания стоимости основных средств, так как их использование должно быть обосновано причинами их применения.

В настоящее время, характеризующееся быстрым ростом технического прогресса, необходимо выработать механизм применения коэффициентов

ускорения к объектам основных средств, подверженных быстрому моральному устареванию, с тем чтобы хозяйствующие субъекты смогли в необходимое время и в нужном объеме заменить или модернизировать эти объекты основных средств, применяя при этом инвестиционный налоговый кредит.

Таким образом, в условиях проводимой экономической политики, когда возможности наращивания вложений в средства производства довольно ограничены, эффективность капитальных вложений зависит не только от совершенствования их технологической структуры, но и от применения рациональных методов финансирования затрат на оборудование. В данной ситуации использование инвестиционного налогового кредита как метода финансирования соответствует принципам интенсивного расширенного воспроизводства основных фондов и может быть эффективным инструментом обновления основных фондов.

Разработанная совокупная фискально-инвестиционная политика позволит государству путем последовательного применения восьми политик осуществлять финансовое регулирование про-

блемных отраслей экономики. Это обеспечит рост

ВВП и снижение безработицы, что так актуально в

настоящее время.

список литературы

1. Дегтярева Е. Лизинг или кредит? Влияние Налогового кодекса на выбор источника финансирования капитальных вложений //Лизинг-курьер. 2001. № 6.

2. Ивасенко А. Г., Щербаков А. И., Савиных В. Н. Лизинг как метод инвестирования: учеб. пособие. Новосибирск, 2007.

3. Козырь О. М. Об условиях сравнения лизинга с кредитом и количественной оценке преимуществ лизинга // Лизинг-Ревю. 1998. № 5—6. С. 29-30.

4. Левкович А. О. Инструментарий лизинга // Лизинг-Ревю. 2003. № 2. С. 21-27.

5. Пансков В. Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5.

6. Российский статистический ежегодник. 2001 г. / Госкомстат России. М., 2001. 569 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.