Научная статья на тему 'Инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений'

Инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ВАРИАЦИОННЫХ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ / СОВОКУПНАЯ ФИСКАЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ORGANIZATIONAL CHANGE / TIME MANAGEMENT / STRESS MANAGEMENT / CHANGE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев А. С.

Разработана теория вариационных налоговых систем, в основе которой лежит процесс управления ставками налога на прибыль и налога на имущество, позволяющая хозяйствующему субъекту разумно формировать и распределять амортизационный фонд, исходя из рыночной ситуации. Разработана также совокупная фискально-инвестиционная политика, способствующая активизации производственно-хозяйственной деятельности проблемных (отсталых) отраслей государства, посредством применения четко выстроенной государственной политики финансового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the Regulation of Fiscal and Investment Relations

The author examines the institutional renewal process in the human resources for the services business. The paper defines the personnel renewal, considers the strategies andfactors affecting the needfor these updates. The Gainer model illustrates the organizational change.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений»

УДК: 339.187.54

инновационные подходы регулирования системы фискально-инвестиционных отношений

А.С. Нечаев,

кандидат экономических наук, доцент, manuna2002@list.ru,

Иркутский государственный технический университет

The author examines the institutional renewal process in the human resources for the services business. The paper defines the personnel renewal, considers the strategies andfactors affecting the needfor these updates. The Gainer model illustrates the organizational change.

Разработана теория вариационных налоговых систем, в основе которой лежит процесс управления ставками налога на прибыль и налога на имущество, позволяющая хозяйствующему субъекту разумно формировать и распределять амортизационный фонд, исходя из рыночной ситуации. Разработана также совокупная фискально-инвестиционная политика, способствующая активизации производственнохозяйственной деятельности проблемных (отсталых) отраслей государства, посредством применения четко выстроенной государственной политики финансового регулирования.

Keywords: organizational change, time management, stress management, change strategies.

Ключевые слова: теория вариационных налоговых систем, совокупная фискально-инвестиционная политика, государственная политика финансового регулирования.

В современных условиях от государства в значительной степени зависит эффективность деятельности отраслей российской экономики. Государство оказывает влияние на экономику страны посредством экономической политики через систему финансово-кредитных институтов, министерств и ведомств. При этом государственное регулирование экономики осуществляется по различным направлениям, отраслям и проблемам.

Однако современное состояние мировой экономики в общем, и российской в частности, показывает неспособность государств комплексно подходить к решению экономических проблем. Спад производства в отдельных отраслях, увеличение инфляционных процессов и сокращение инвестиций говорит об отсутствии комплексного и своевременного регулирования государством финансовой и бюджетно-налоговой политик.

Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства, осуществляемая Министерством финансов РФ в рыночной экономике, не в полной мере учитывает постоянно изменяющиеся экономические условия. Министерством финансов РФ не своевременно и ограниченно применяются инструменты бюджетно-налоговой системы и финансовые

механизмы воспроизводства, что существенно тормозит процесс экономического роста производственных отраслей страны. Указанным инструментарием служат нормативные документы (приказы, разъяснения, комментарии, письма), регулирующие адекватный современным рыночным условиям механизм изменения налоговых ставок, коэффициентов ускорения и применяемых форм и видов кредитования.

В зарубежной и российской научной литературе отсутствуют единые подходы комплексного взаимодействия механизмов регулирования национальной экономики посредством необходимого набора политик. Таким набором одновременно применяемых политик являются: кредитная, таможенная, лизинговая, амортизационная, налоговая, инвестиционная и политика применения инвестиционного налогового кредитования. Только их совокупное применение может положительно влиять на развитие или вывод из кризиса отраслей национальной экономики.

В настоящее время ни в России, ни за рубежом не создано достаточно эффективных научных разработок по комплексной борьбе государства с многочисленными видами и формами инфляционных процессов посредством последовательного применения всего инстру-

ментария финансовой и бюджетно-налоговой политик.

Не столь эффективно проводимые финансовая и бюджетно-налоговая политики государства влияют на рост инфляционных процессов. Износ основных производственных фондов, и, как следствие, производство «устаревшей и невостребованной» продукции, также напрямую влияют на рост инфляции. В свою очередь рост износа основных производственных фондов связан с нерациональной системой налогообложения хозяйствующих субъектов и с неадекватно проводимой инвестиционной политикой государства. Такая ситуация может приводить к экономическим кризисам в стране (что и наблюдается в настоящее время). В связи с этим государству необходимо постоянно контролировать механизмы, которые способствуют увеличению производства конкурентоспособной продукции.

Намеченная программа реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально-ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией. Экономика России может динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки.

Для такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции, которых в настоящее время остро не хватает. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и их особая форма — лизинг, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.

По мнению автора, государство мало уделяет внимания таким формам инвестирования, как лизинг [1] и инвестиционный налоговый кредит [2], которые особенно в настоящее время кризиса ликвидности, являются актуальными у фондоемких отраслей.

В научной литературе не в полной мере представлены [3] научные разработки фундаментального и прикладного характера, касающиеся системных подходов взаимного сравнения как обычных [4], так и агрегированных видов лизинга [5].

Не в достаточной степени разработана методологическая база по агрегированным видам

лизинга, что существенно снижает экономическую эффективность от применения данной формы финансирования отраслями экономики.

Не столь широко, как требует время, представлены государственные механизмы управления формированием сумм инвестиционного налогового кредита.

Государство имеет недостаточно выстроенную, системную и адекватную рыночным условиям политику финансового регулирования в системе фискально-инвестиционных отношений. Слабо развита нормативная база Минфина России и Минэкономразвития России в части регулирования области инновационных форм кредитования и расширения видов лизингового кредитования, формирования инвестиционного налогового кредитования, необходимости внесения в Налоговый кодекс РФ положений, касающихся возможности введения вариационных ставок налогов для хозяйствующих субъектов РФ (изменяемые ставки налогов в зависимости от финансовых показателей предприятия).

В связи с этим необходимо осуществить следующие мероприятия.

1. Разработать теорию вариационных налоговых систем посредством управления ставками налога на прибыль и налога на имущество, которая позволит хозяйствующему субъекту разумно формировать и распределять амортизационный фонд, исходя из рыночной ситуации.

2. Разработать совокупную фискально-инвестиционную политику, позволяющую активизировать производственно-хозяйственную деятельность проблемных (отсталых) отраслей экономики государства.

Вначале определим основные направления разработки теории вариационных налоговых систем.

Теория вариационных налоговых систем — выстроенная система воздействия и взаимосвязанности между конкретными видами налогов и финансовыми показателями хозяйствующих субъектов, возможными оказывать влияние на ставки по данным отчислениям государству

В данной статье подробно представлен механизм государственного регулирования ставок налога на прибыль и налога на имущество за счет управляемого хозяйствующим субъектом амортизационного фонда. Применение данного механизма позволит хозяйствующему субъекту напрямую влиять на ставки налога

на прибыль и налога на имущество (а соответственно и на размер налоговых отчислений) за счет таких финансовых показателей как фондоотдача и прирост основных производственных фондов (далее — ОПФ).

Алгоритм работы выше упомянутого механизма приведен ниже.

В развитии экономики страны первостепенную роль играет государство. Используя имеющийся инструментарий управления хозяйствующими субъектами, государство может стимулировать определенные области их деятельности. В зависимости от правильно выбранного механизма стимулирования и управления предприятиями будет зависеть их производительность, рост ОПФ, увеличение количества создаваемых рабочих мест, что является основополагающим для развития экономики страны.

В большинстве случаев только хозяйствующий субъект оказывает влияние на процесс формирования амортизационного фонда, начисляя амортизацию с использованием различных видов коэффициента ускорения. Государство в ответ на это разрешает последнему только перераспределить во времени суммы амортизационных отчислений, влияющих на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на имущество. В итоге хозяйствующий субъект все равно заплатит причитающиеся суммы данных налогов. Как мы видим, государство инертно относится к процессу обновления и увеличения ОПФ, напрямую влияющего на увеличение выручки предприятия, и как итог, на рост выплат по налогу на прибыль и по налогу на имущество.

Ведь рост ОПФ промышленных предприятий существенно увеличивает ВВП и собираемость налогов за счет расширения производственных мощностей.

Когда на Западе придумали такую форму инвестирования как лизинг, введя коэффициент ускорения, равный трем, это привело к тому, что большинство инвестиций осуществляется именно по этой форме финансирования. В свое время западные страны не побоялись сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Как показывает многолетняя практика, лизинг постоянно и бурно развивается, и ни одно государство не собирается отказываться от данной формы инвестирования в ОПФ, потому что рост лизинга для любой страны влечет за собой экономическую выгоду.

Вероятно, в большинстве своем от лизинга выигрывает именно хозяйствующий субъект. При использовании лизинга резко увеличивающийся амортизационный фонд хозяйствующий субъект не всегда использует для инвестирования в ОПФ.

К сожалению, по настоящее время не выработано таких революционных механизмов, позволяющих мотивировать хозяйствующего субъекта постоянно увеличивать качественно и количественно ОПФ, стимулируя именно таким инструментарием, благодаря которому не возникало бы желания расходовать резко увеличивающийся амортизационный фонд на посторонние цели. При создании такого механизма, влияющего на процесс формирования источника обновления ОПФ, должны оказывать влияние как хозяйствующий субъект, так и государство. Со стороны хозяйствующего субъекта необходимо применение сформированной амортизационной политики, учитывающей рыночную конъюнктуру, направленную на формирование амортизационного фонда. Со стороны государства — выработанная налоговая политика, склоняющая хозяйствующего субъекта постоянно направлять средства амортизационного фонда на обновление ОПФ.

Совместный механизм позволит хозяйствующему субъекту разумно формировать и распределять амортизационный фонд, исходя из рыночной ситуации, а не из желания резко сократить уплачиваемые налоги. А государству — получать увеличивающиеся суммы налоговых поступлений от роста объемов производства за счет вложения в ОПФ, и корректировать поведение хозяйствующего субъекта в части распределения амортизационного фонда.

Предлагается создать методику, которая бы позволила учитывать интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Процесс корректировки ставок налога на прибыль и налога на имущество для стимулирования хозяйствующих субъектов по постоянному обновлению ОПФ выглядит следующим образом.

1. Снижение ставки налога на прибыль при увеличении показателя «Фондоотдача

(ОПФ)». Размер шага данного снижения каждое государство может устанавливать самостоятельно.

Предположим, что при Фо (ОПФ), равной единице применяется базовая ставка налога на прибыль (а) и составляет 20% (0,20).

Шагом увеличения Фо на 0,05 пункта (5%) будет являться снижения а на 0,005 пункта (0,5%).

Так, при увеличении Фо в 5 раз (0,25 пункта), т.е. Фо = 1,25 единицам, а снизится на 0,025 пункта (2,5%) и составит 17,5 % (0,175).

Указанные корректировки ставки налога на прибыль будут побуждать хозяйствующего субъекта постоянно поддерживать парк высокотехнологичного оборудования. Это даст возможность, во-первых, увеличивать выручку (V), во-вторых, увеличивать амортизационный фонд в таком размере, который позволит получить оптимальную остаточную стоимость (О() и как результат платить налог на прибыль (^) по сниженным ставкам.

Если налог на прибыль уплачивается предприятиями ежеквартально (ежегодно), то расчет фондоотдачи будет производиться в конце каждого квартала (года), и исходя из полученного значения будет складываться ставка налога на прибыль.

2. Снижение ставки налога на имущество за счет увеличения остаточной стоимости ОПФ. Размер шага данного снижения каждое государство также может устанавливать самостоятельно.

Предположим, что изменение (А) ОПФ составляет меньше единицы, тогда применяется базовая ставка налога на имущество (у), т.е. 2,2% (0,022).

Шагом увеличения «А ОПФ» на 0,01 пункт будет являться снижения у на 0,0001 (0,1%).

Так, при увеличении «А ОПФ» в 10 раз (0,1 пункт), т.е. «Прирост ОПФ» = 0,1 единице (10%), у снизится на 0,001 (0,1%) и составит 2,1 % (0,021).

Данные корректировки ставки налога на имущество будут побуждать хозяйствующего субъекта постоянно поддерживать остаточную стоимость ОПФ на оптимальном уровне, что даст возможность уплачивать налог на имущество по сниженным ставкам. Если сумма налога на имущество (И() уплачивается предприятиями ежеквартально (ежегодно), то расчет «А ОПФ» будет производиться в конце каждого квартала (года), и исходя из полученного значения будет складываться ставка налога на имущество.

Вариационные (изменяемые) ставки налога на прибыль и налога на имущество могут являться действенным инструментом при увеличении ОПФ.

Таким образом, выявленные показатели будут способствовать активизации источников

самофинансирования и будут направлены на обновление ОПФ. Такими показателями, как было замечено выше, могут являться «Фондоотдача» и «Прирост ОПФ». Оптимальный выбор стратегии регулирования остаточной стоимостью и амортизационным фондом будет являться прерогативой хозяйствующего субъекта, осуществляющего данные действия, исходя из выстроенной налоговой вариационной политики государства в области налоговых ставок.

Разработанная теория вариационных налоговых систем позволит совместно хозяйствующим субъектам и государству управлять конечными суммами налогов. Основным отличием данной теории является возможность варьирования ставок налога на прибыль и налога на имущество посредством показателей «Фондоотдача» и «Прирост ОПФ» через регулирование размера амортизационного фонда. Это позволит хозяйствующим субъектам увеличить объем получаемой выручки вследствие расширения производства, а государству в результате — увеличить налоговые поступления.

Далее рассмотрим основные направления совокупной фискально-инвестиционной политики.

Совокупная фискально-инвестиционная политика — это набор из восьми фискальноинвестиционных политик, применяемых государством взаимосвязано и последовательно, для осуществления финансового регулирования проблемных отраслей экономики.

Для комплексного регулирования финансами необходимо применять всесторонний подход. Данная совокупная фискально-инвестиционная политика позволит государству регулировать процесс воспроизводства основных производственных фондов различных отраслей. Представим механизм, с помощью которого государство сможет реанимировать любую проблемную (отсталую) отрасль. Для этого подъем данной отрасли в государстве должен быть прерогативным, по сравнению с оставшимися отраслями. В связи с этим для данной отрасли экономики государству необходимо применить методику, состоящую из совокупности политик, которая будет кардинально отличаться от совокупности политик для других сфер и отраслей экономики.

При этом совокупной политикой будет являться политика, состоящая из кредитной политики (для юридических лиц); таможенной политики; лизинговой политики; амортизационной политики; налоговой политики; политики применения инвестиционного налогового кредито-

вания; кредитной политики (для физических лиц); инвестиционной политики.

Рекомендуется применять указанный механизм преимущественно только для компаний полного цикла, которые не используют посредников и поставщиков основных комплектующих или материалов, необходимых для данного хозяйствующего субъекта. Это позволит существенно сократить стоимость необходимых комплектующих и материалов, потому что компании не нужно будет при приобретении оплачивать наценки (добавленную стоимость) и сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в процессе приобретения. В настоящее время разрешение

кризисной ситуации в стране или отрасли может осуществляться только за счет применения комплексного подхода. Применение узконаправленных мероприятий, затрагивающих только одну сферу (например, налоговую или только кредитную), как показывает практика, в настоящее время уже неэффективно. Так, подъем промышленности только за счет снижения ставки рефинансирования может в итоге привести не к подъему ВВП, а к его уменьшению за счет роста инфляции, вследствие увеличения денежнокредитной массы в обращении. Рассмотрим алгоритм применения совокупной фискальноинвестиционной политики (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм применения совокупной фискально-инвестиционной политики

Название политики Предлагаемые инновационные положения политики (для приоритетной отрасли) Необходимые изменения в законодательной базе государства

1 2 3 4

1 Кредитная политика (для юридических лиц) Если у организации нет или недостаточно денежных средств для закупки ОПФ для организации замкнутого цикла производства или строительства, то организация осуществляет заимствования в банке. Процентная ставка по данному кредиту должна быть меньше, чем по кредитам в ОПФ тех отраслей, которые не являются для государства приоритетными. Центральный банк (ЦБ) государства при предоставлении кредитов коммерческим банкам должен снизить процентную ставку по кредитам, которые в дальнейшем пойдут на кредитование организаций прерогативой отрасли. То есть ЦБ должен четко разделять ставки рефинансирования — одна для приоритетной отрасли, вторая — для всех оставшихся Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления ЦБ кредитных средств коммерческим банкам, под разные процентные ставки в части кредитования ЮЛ, работающих в приоритетной отрасли

2 Таможенная политика 1. Существенное снижение или отмена импортной таможенной пошлины по тем объектам ОПФ, которые непосредственно участвуют в той сфере производства и (или) строительства, которую государство считает приоритетной 2. Существенное снижение или отмена импортного НДС по тем объектам ОПФ, которые непосредственно участвуют в той сфере производства и (или) строительства, которую государство считает приоритетной. Это позволит существенно сократить затраты на приобретение импортных объектов ОПФ 1. В Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) и нормативной базе по ввозным таможенным пошлинам (постановления Правительства РФ по ввозным таможенным пошлинам) — предусмотреть существенное снижение или отмену ввозной таможенной пошлины по ОПФ, непосредственно участвующим в производственной деятельности приоритетной отрасли. 2. В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) (глава 21 «НДС») предусмотреть пониженную ставку (т.е. меньше 18%) или вообще ее отмену (освобождение) от уплаты НДС по ввозным импортным ОПФ приоритетной отрасли

1 2 3 4

З Лизинговая политика Применение возвратного типа лизинга позволит субъекту (т.е. организациям приоритетной отрасли) быть как в лице лизингодателя, так и в лице лизингополучателя. Это существенно сократит размер суммы лизинговых платежей Более подробно в Законе о лизинге описать схему взаимодействия при возвратном лизинге

4 Амортиза- ционная политика Применение плавающего коэффициента ускорения в сочетании с линейным способом начисления амортизации или со способом уменьшаемого остатка Внесение изменений в 25 главу «Налог на прибыль» II части НК РФ о применении в целях налогообложения плавающего коэффициента ускорения и использование при лизинге двух способов начисления амортизации

5 Налоговая политика 1. Применение пониженной или нулевой ставки по налогу на имущество ОПФ приоритетной отрасли. 2. Применение пониженной или нулевой ставки по транспортному налогу движимого имущества, непосредственно работающего в приоритетной отрасли. 3. Применение пониженной или нулевой ставки по земельному налогу на земли, занимаемые или используемые для развития приоритетной отрасли. 4. Применение пониженной или нулевой ставки по НДС, связанному с приобретением ОПФ, непосредственно используемых в приоритетной отрасли 1. Внесение изменений в 30 главу «Налог на имущество организаций» II части НК РФ в части применения налоговых ставок. 2. Внесение изменений в 28 главу «Транспортный налог» II части НК РФ в части применения налоговых ставок. 3. Внесение изменений в 31 главу «Земельный налог» II части НК РФ в части применения налоговых ставок. 4. Внесение изменений в 21 главу «НДС» II части НК РФ в части применения налоговых ставок

б Политика применения инвестиционного налогового кредитования Применение инвестиционного налогового кредита (ИНК) в отношении: налога на прибыль и единого социального налога. В целях управления размером суммы ИНК разрешить применение необходимого коэффициента ускорения Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления, формирования инвестиционных налоговых кредитов, в части формирования и последующей оплаты ИНК

7 Кредитная политика (для физических лиц) Если приоритетной отраслью является жилищное строительство, то государство должно предусмотреть выделение через ЦБ кредитных средств для ипотечных кредитов. ЦБ государства при предоставлении кредитов коммерческим банкам должен снизить процентную ставку по кредитам, которые в дальнейшем пойдут на кредитование физических лиц под ипотеку. Таким образом, ЦБ, выделяя кредитные средства коммерческим банкам под ставку ниже рефинансирования, дает возможность ФЛ брать ипотечные кредиты на более выгодных условиях. Это в свою очередь позволит застройщикам лично реализовывать построенные ими квартиры без привлечения посредников, что в итоге не приведет к увеличению стоимости квадратных метров Внести изменения в законодательную базу по порядку предоставления ЦБ кредитных средств коммерческим банкам, под разные процентные ставки, в части получения ФЛ ипотечных кредитов. Предусмотреть законодательно, что ФЛ один раз в жизни может воспользоваться ипотечным кредитов под льготный процент. Это позволит не допустить манипуляций на рынке недвижимости риелторскими компаниями

1 2 3 4

8 Инвестиционная политика Для последующего расширения своей деятельности организации приоритетной отрасли могут выпускать для привлечения денежных средств облигации. Это будет дешевле, чем кредитные средства, так как не придется оплачивать банку маржу, и снизит манипуляции на фондовых рынках, потому что облигации — менее рисковая ценная бумага по сравнению с акциями Внести изменения в законодательную базу по расширению возможностей и созданию условий для размещения облигаций приоритетной отрасли на фондовых рынках

Поэтапное последовательное применение выше приведенного набора политик позволит приоритетным отраслям экономики России существенно повысить инвестиционную привлекательность, увеличить объемы производства, и, как следствие, увеличить доходы компаний.

Новизна данного алгоритма заключается в созданной совокупной фискальноинвестиционной политике, которая позволит государству путем последовательного применения восьми политик осуществлять финансо-

вое регулирование проблемных отраслей экономики. Это обеспечит рост ВВП и снижение безработицы.

Таким образом, разработанная совокупная фискально-инвестиционная политика способствует активизации производства. Отличительной чертой указанной политики является четко выстроенная государственная политика финансового регулирования, осуществляемая путем последовательного применения восьми политик регулирования, необходимых государству для проблемных отраслей экономики.

Литература

1. Дегтярева Е. Лизинг или кредит? Влияние Налогового кодекса на выбор источника финансирования капитальных вложений / Журнал «Лизинг-курьер». 2007. № 6.

2. ПансковВ.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2006. № 5.

3. Ивасенко А.Г., Щербаков А.И., Савиных В.Н. Лизинг как метод инвестирования: учебное пособие. Новосибирск, 2007.

4. Киркорова А. Эффективность лизинговых операций для лизингополучателя по сравнению с кредитованием после принятия главы 25 НК РФ // Лизинг-ревю. 2002. № 1. С. 19—24; Козырь О.М. Об условиях сравнения лизинга с кредитом и количественной оценке преимуществ лизинга // Лизинг-Ревю. 1998. № 5, 6. С. 29, 30.

5. Кузнецов Ф.Н., Рябцев А.А. Экономическая эффективность лизинга // 10 лет кафедре «Экономики и управления в строительстве»: Научные труды коллектива кафедры. Вып. 2 / Под ред. д.э.н., проф. И.С. Степанова. М.: МГСУ, 1999; ЛевковичА.О. Парадокс лизинга // Лизинг Ревю. 2003. № 2. С. 21—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.