Необходимость реализации государственных мероприятий в целях повышения эффективности деятельности инновационно-активных
предприятий
The need for the implementation of government activities in order to improve the efficiency of innovation active enterprises
Нечаев А.С.
Докт. экон. наук, профессор кафедры управления промышленными
предприятиями
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
г. Иркутск, [email protected] Антипина О.В.
Канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и экономической теории ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
г. Иркутск, [email protected]
Andrey Nechaev
Doctor. ehkon. sciences, department of management of industrial enterprises "Irkutsk State Technical University", Irkutsk, [email protected]
Antipina Oksana
Candidate. ehkon. sciences, associate professor, department of finance and economic theory "Irkutsk State Technical University", Irkutsk
Аннотация. Одним из основных факторов успешного инновационного развития является эффективная система государственного регулирования и поддержки деятельности хозяйствующих субъектов. В результате проведенного анализа доказана зависимость между уровнем инновационного развития стран, определяемого глобальным инновационным индексом и объемом налоговой нагрузки (в части прямых и косвенных налогов) на юридические и физические лица, во взаимосвязи с объемами прямых инвестиций и значениями индекса
производительной активности. На основе этих данных разработаны направления модернизации видов финансовой политики (бюджетной, лизинговой, амортизационной, инвестиционной, налоговой, таможенной, денежно-кредитной, политики применения инвестиционного налогового кредитования и налогового кредитования) посредством внесения изменений в нормативно-правовые акты с целью повышения эффективности деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов.
Abstract. At the moment a key role in ensuring the competitiveness of any economy, improving the quality of life of the population, the growth of its welfare playing innovations. In this case, one of the key factors in the successful development of innovation is an effective system of state regulation and support for businesses. The analysis proved the relationship between the level of innovative development of the countries defined the Global Innovation Index and the amount of the tax burden (in terms of direct and indirect taxes) for legal and natural persons in relation to the volume of equity and index values of productive activity. On the basis of these data types are developed directions of modernization of fiscal policy (budget, leasing, depreciation, investment, tax, customs, monetary, policy application of the investment tax credit and the tax credit) by amending the regulations in order to increase the effectiveness of the innovation -active businesses.
Ключевые слова: инновационная деятельность, налогообложение, глобальный инновационный индекс, инвестирование.
Keywords: innovation, taxes, global innovation index investing.
Определяющей чертой современной экономики является ведущая роль инноваций, активизация инновационной деятельности, повышение эффективности инновационного процесса. При этом одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов является налогообложение. Этому способствуют углубление и интенсификация специализации и кооперирования производства в международном масштабе, всеобщий процесс интеграции
экономической жизни и расширения международной торговли. Поэтому изучение и анализ воздействия налоговых рычагов на объединенную экономику приобретают все большее значение с точки зрения обеспечения экономического роста в пределах экономических союзов и повышения эффективности внешнеэкономических связей каждого государства.
Налоговая политика способствует обеспечению государства финансовыми ресурсами при эффективном распределении налоговой нагрузки и пополнению государственных доходов за счет экономического роста, предполагающего увеличение доходов и имущества налогоплательщиков.
Различные аспекты инновационного развития территорий, инновационной деятельности хозяйствующих субъектов рассматриваются в трудах Й. Шумпетера [15], Н. Кондратьева [7], С. Кузнеца [8], П. Друкера [6], А. Пригожина [14], С. Глазьева [4], М. Портера [13], Ю. Яковца [17], О. Голиченко [5],
Особенности налогообложения в разных странах мира анализируются в трудах Ю. Ананиашвили [1], Н. Ивановой [9], А.Нечаева [2, 10, 11, 12], С. Васильева [3], С. Сильвестрова [16].
На инновационное развитие страны влияет огромное количество различных факторов. Некоторые исследователи все их разнообразие классифицируют на такие группы как: социально-экономические факторы, факторы, характеризующие человеческий капитал; факторы, относящиеся к управленческим, политические факторы и т.п..
Также выделяют демографические, экономические, культурные, инвестиционные факторы, оказывающие существенное влияние на уровень инновационного развития страны [10].
Кроме того, не меньшее значение приобретают и другие факторы, классифицированные на такие группы, как образовательные, экологические, трудовые, природные [9].
Таким образом, уровень инновационного развития страны зависит от влияния огромного количества факторов, все множество которых может быть классифицировано на различные группы и данная зависимость представлена в виде функции:
у = f (d, e, f, t, s, i, sl, ed, n, ec, p, tx, pol, l, c) (1)
Где: d - демографические; e - экономические; f - финансовые; t - трудовые; s - социально-психологические; i - инвестиционные; sl - уровень жизни населения; ed - образовательные; n -научные; ec -экологические ; p - природные; tx - технологические; pol - политические; l -
правовые; c - культурные факторы.
При этом существенное значение на уровень инновационного развития страны оказывают экономические факторы, среди которых особое место принадлежит налогообложению. Анализ и выявление зависимостей между уровнем инновационного развития страны и различными аспектами налогообложения представлены ниже.
Проведем анализ выявления зависимостей между различными показателями налогообложения и уровнем инновационного развития различных стран мира, в том числе России. Уровень инновационного развития стран по значениям глобального инновационного индекса представлен на рис.1.
Сингапур
Австралия Германия
Рис.1. Уровень инновационного развития стран по значениям глобального инновационного
индекса, 2013
Отметим, что наиболее высоким уровнем инновационного развития обладают такие страны как Сингапур, Республика Корея, Гонконг, Япония. Проведем анализ уровня налоговой нагрузки на юридические лица по различным видам налогов (рис. 2).
Сингапур
Австралия Германия
Рис. 2. Уровень налоговой нагрузки на юридические лица по налогу на прибыль, НДС,
страховые взносы с работодателя, 2013
Данные графики свидетельствуют о том, что наиболее высокий уровень инновационного развития демонстрируют страны с более низким уровнем налоговой нагрузки на предприятия по таким видам налогов как налог на прибыль, НДС, страховые взносы с работодателя.
Проанализируем индекс производственной активности за 2005, 2010 и 2014гг., который имеет важное экономическое значение (рис. 3). Отметим, что снижение данного показателя свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране.
рф
Новая Зеландия США Республик Корея
Германия Великобритания
Япония Гонконг Сингапур
0 1П 20 30 40 50 60
Рис. 3. Индекс производственной активности РМ1
Значительное увеличение данного показателя наблюдается в таких странах как Новая Зеландия, Великобритания, США, Канада. Проанализируем объем инвестиций по данным странам, представленный на рис. 4.
Рис. 4. Объем прямых инвестиций, млрд. руб.
Наибольший объем инвестиций характерен для таких стран как США, Великобритания, Гонконг, Германия. При этом из перечисленных стран только Гонконг по сравнению с перечисленными странами демонстрирует высокий уровень инновационного развития, определяемый глобальным инновационным индексом.
Таким образом, выявлены зависимости между уровнем инновационного развития стран, определяемого глобальным инновационным индексом и объемом налоговой нагрузки (в части прямых и косвенных налогов). Данные зависимости позволяют органам государственной власти и органам местного самоуправления повышать уровень инновационного развития территории за счет повышения наполняемости бюджетов разных уровней и увеличения индекса производственной активности хозяйствующих субъектов на основании одновременного регулирования уровня налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами.
Для повышения эффективности деятельности иннновационно-активных хозяйствующих субъектов, учитывающей этапы жизненного цикла инноваций, необходима реализация мероприятий с соответствующим внесением изменений в нормативно-правовые акты по таким видам финансовой политики, как бюджетной, лизинговой, амортизационной, инвестиционной, налоговой,
таможенной, денежно-кредитной, политики применения инвестиционного налогового кредитования и налогового кредитования (табл. 1).
Таблица 1
Направления
№
Политика
Бюджетная политика
Лизинговая политика
Амортизацио нная политика
Инвестицион ная политика
Налоговая
Предлагаемые положения политики для повышения эффективности деятельности инновационно-активных предприятий
Применение программы финансирования инновационных предприятий посредством вовлечения в инвестиционный процесс различных категорий потенциальных инвесторов, позволяющий задействовать в финансировании инновационного процесса наиболее значимые источники средств из различных сфер и тем самым способствовать решению проблемы ресурсного обеспечения инновационной деятельности.
1. Повышение коэффициентов ускорения для лизингового имущества, используемого для осуществления инновационной деятельности в производственной сфере.
2. Расширение лизинговых форм финансирования: револьверный (возобновляемый); внешний (экспортный, импортный, транзитный, непрямой международный, межгосударственный); финансовый (возвратный, леверидж-лизинг (акционерный, раздельный, кредитный, паевой))._
Увеличение норм амортизационных отчислений для оборудования производственной сферы, используемого в деятельности инновационно-активных предприятий.
Государственная поддержка инновационной деятельности в форме долгового финансирования.
1. Увеличение предельной величины процентов, признаваемых расходом до
Необходимые изменения в нормативно-правовые документы
Внесение соответствующих изменений в:
- ФЗ от 19.07.2007 г. № 139-ФЗ (ред. от 31.05.2010 г.) «О Российской корпорации нанотехнологий»;
- ФЗ от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;
- ФЗ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 28.12.2013 г.) «Об организации страхового дела в РФ»;
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 (ред. от 04.04.2014 г.) «О Министерстве финансов РФ»;
- Приказ ФСФР РФ от 28.12.2010 г. № 10-79/пз-н (ред. от 31.05.2011 г.) «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.03.2011 г. № 20175);
- ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «О рынке ценных бумаг»._
1. Внесение изменений в п. 2, подп. 1, ст. 259.3 гл. 25 НК РФ;
2. Внесение изменений в ст. 7 ФЗ № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. финансовой аренде (лизинге)» (с изм. 28.06.2013 г.).
Внесение изменений в:
- п. 3 ст. 258 НК РФ;
- Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (с изм. 10.12.2010 г.)._
Внесение соответствующих изменений в п. 3 ст. 16.2 ФЗ от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»._
Этапы ЖЦИ, на которых применяется соответствующая политика
Внесение изменений в п.1 ст. 269 гл. 25 НК РФ.
1
2
3
4
величины, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной более чем в 1,8 раза.
2. Введение корректирующих коэффициентов, снижающих налоговую нагрузку инновационно-активных хозяйствующих субъектов в зависимости от результатов их деятельности по следующим налогам, пошлинам:
- налог на добавленную стоимость
- налог на прибыль
- транспортный налог
- налог на имущество организаций
- земельный налог
- взносы во внебюджетные фонды
- ввозная таможенная пошлина
■ вывозная таможенная пошлина
3. Снижение налоговой ставки по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских компаний, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (с 15 % до ставки, применяемой для российских организаций по аналогичным операциям - до 9%).
4. Снижение налоговых ставок в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций (с 30% до ставки, применяемой для резидентов РФ по аналогичным операциям - до 13%).___
4. Урегулирование вопросов двойного налогообложения: - в части налогообложения доходов со следующими основными странами -инвесторами в экономику РФ: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Ирландия, Франция, США, Япония.
Внесение изменений в соответствующие статьи ч. 2 НК РФ:
ст. 164 гл. 21; ст. 284 гл. 25; ст. 361 гл. 28; ст. 380 гл. 30; ст. 394 гл. 31;
ст. 57 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 (в ред. от 02.04.2014 г.) «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- ст. 76, 77 гл. 10 Таможенного кодекса Таможенного союза РФ от 27.11.2009г. № 17;
- ст. 3 Закона РФ от21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. 04.03.2014г.);
- Решение от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза и единого таможенного тарифа Таможенного Союза». Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе».
Внесение изменений в подпункт 3 п. 3 ст. 284 НК РФ.
Внесение изменений в п. 3 ст. 224 НК РФ.
Смягчение ограничений в части налоговых ставок и облагаемых сумм в следующих нормативных документах:
- Соглашение от 5.12.1998 г. между правительством РФ и правительством республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»;
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Э К С П Л У А Т А
Ц
И О Н Н Ы Й
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Й
Т Е Х Н И Ч С Е К И Й
Н А У Ч Н Ы Й
Королевства Нидерландов от 16.12.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»; - Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»; - Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР от 27.05.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»; - Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества»; - Соглашение между РФ и ФРГ от 29.05.1996 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы имущество»; - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»; - Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество»; - Договор между РФ и США от 17.06.1992 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»; - Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.1986 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы».
5. Разделение обязанностей по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды в части отчислений в Пенсионный фонд РФ между юридическими и физическими лицами, касаемо заработной платы последних. Внесение изменений в ФЗ от 04.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
6 Таможенная политика 1. Изменение суммы уплаты таможенной пошлины для объектов основных средств производственного и научно-исследовательского назначения, необходимых для осуществления инновационной деятельности (по 1. Внесение соответствующих изменений в ст. 116 ФЗ от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». 2. Введение пониженной ставки НДС при импорте товаров для
определенному перечню оборудования). 2. Снижение НДС для объектов основных средств производственного и научно-исследовательского назначения, необходимых для осуществления инновационной деятельности (в случае отсутствия отечественных аналогов) с 18 % до 10 %. осуществления инновационной деятельности (ст. 164 НК РФ).
7 Политика при-менения инвестиционного налогового кредитования (ИНК) и налогового кредитования 1. Увеличение срока до десяти лет при предоставлении ИНК для всех инновационно-активных предприятий независимо от реестра резидентов зоны территориального развития в соответствии с ФЗ № 392-ФЗ от 03.12.2011 г. «О зонах территориального развития в РФ»). 2. Увеличение сумм, на которые уменьшаются платежи по налогу в размере более 50 %-ов от соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК. 3. Увеличение отсрочки, рассрочки на срок более одного года по региональным и местным налогам по внеоборотным активам, используемым для инновационной деятельности (а именно: по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу). Внесение соответствующих изменений в 1. п.1 ст. 66; подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ. Внесение соответствующих изменений в п. 3 ст. 66 НК РФ. Внесение соответствующих изменений в п. 1 ст. 64 НК РФ.
8 Денежно-кредитная политика Уменьшение ставки рефинансирования ЦБ РФ при предоставлении кредитов коммерческим банкам, при условии направления средств на кредитование предприятий, производящих инновационные товары, работы, услуги, отвечающие критериям, указанным в Приказе МЧС России от 14.12.2012 г. № 768 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 г. № 27137), Указе Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в РФ и перечня критических технологий РФ». Внесение изменений в: - ст. 40 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86 - ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «О Центральном банке РФ»; - «Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» (утв. Банком России 12.11.2007 г. № 312-П) (ред. от 30.12.2013).
Инновационная деятельность оказывает существенное влияние на стимулирование долгосрочного экономического развития. Новые продукты, более эффективные процессы и новейшие методы управления могут создать для инновационно-активных хозяйствующих субъектов новые
предпринимательские возможности и обеспечить большую рентабельность. Поскольку инновации являются жизненно важными, необходимо создание условий на государственном уровне для преодоления причин, которые приводят к недостатку инноваций.
В результате проведенного анализа выявлено, во-первых, более высокий уровень инновационного развития, определяемый глобальным инновационным индексом, характерен для стран с более высоким уровнем налоговой нагрузки на физические лица и низким объемом налоговой нагрузки на юридические лица, особенно в части страховых взносов в фонды, которые оказывают существенное влияние на себестоимость инновационной продукции.
Во-вторых, высокий уровень налогообложения юридических лиц в части налога на прибыль, НДС, страховых взносов с работодателя приводит к снижению индекса производственной активности предприятий.
В-третьих, высокий объем прямых инвестиций в экономику страны не является определяющим фактором при повышении уровня инновационного развития, т.к. значительную роль оказывает доля налогов в прибыли организаций.
В целом необходимо отметить, что выявленные зависимости между уровнем инновационного развития стран и их системой налогообложения дает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления одновременно регулировать уровень налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами, позволяющий повышать наполняемость бюджетов разных уровней и увеличивать индекс производственной активности, что будет способствовать повышению уровня инновационного развития страны.
Кроме того, реализация предложенных направлений повышения эффективности деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов по всем видам финансовой политики с учетом внесения изменений в
соответствующие нормативно-правовые акты позволит создать благоприятный инвестиционный климат инновационного процесса на основе оптимизированного инструментария налогообложения; расширения амортизационного инструментария; льготного кредитования; расширения спектра применения налогового кредитования и таможенной политики в части экспортно-импортных операций; расширения лизинговых форм финансирования; увеличения источников финансирования за счет привлечения социально-экономических институтов.
Библиографический список
1. Ананиашвили Ю., Папава В. Налоги и макроэкономическое равновесие: лафферо-кейсианский синтез. - Стокгольм: Издательский дом СА&СС Press, 2010 - 142 с.
2. Антипина О.В., Нечаев А.С. Налогообложение в России: анализ и тенденции развития // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 73-77.
3. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2008. -120 с.
4. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. - М.: ВлаДар, 1993. - 310 с.
5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М. : Наука, 2006. - 396 с.
6. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 432 с.
7. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Сост. Яковец Ю.В. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002. -767с.
8. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследования и размышления // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / Под общ. ред. академика РАЕН Ю.В. Яковца. - СПб.: Изд-во «Гуманистика», 2003. -(967с.). - С. 104 - 124.
9. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Под ред. Н.И. Ивановой. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 160 с.
10. Нечаев А.С. Совершенствование системы финансового обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности, диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва, 2010 с. 258-259
11. Нечаев А.С. Теоретические аспекты проектного финансирования // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2009. № XVII. С. 88- 89
12. Нечаев А.С. Формирование экономического механизма самофинансирования инвестиций хозяйствующих субъектов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XIII. С. 133-144.
13. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 608 с.
14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные
проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 271с.
15. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития (исследования
предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла
конъюнктуры) / Й. А. Шумпетер. - М.: Изд-во «Прогресс», 1982. - 453с.
16. Эффективное государственное управление в условиях инновационной
экономики: политика инновационного развития: Монография / Под ред. С.Н. Сильвестрова, И.Н. Рыковой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 302 с.
17. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец; Международный ин-т П.Сорокина - Н. Кондратьева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 444 с.