Научная статья на тему 'Совнархозы Зауралья в начале 1960-х гг'

Совнархозы Зауралья в начале 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
72
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чухно А. В.

Данная статья посвящена истории советов народного хозяйства Зауралья. Исследование охватывает один из важнейших периодов их деятельности (1960-1962 гг.), когда стали очевидны реальный эффект и просчеты управленческой реформы, призванной осуществить крутой подъем советской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совнархозы Зауралья в начале 1960-х гг»

УДК 947 088+33 А. В. ЧУХНО

Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, г. Петропавловск

СОВНАРХОЗЫ ЗАУРАЛЬЯ В НАЧАЛЕ 1960-х гг.__________________________________________

Данная статья посвящена истории советов народного хозяйства Зауралья. Исследование охватывает один из важнейших периодов их деятельности (1960-1962 гг.), когда стали очевидны реальный эффект и просчеты управленческой реформы, призванной осуществить крутой подъем советской экономики.

Советы народного хозяйства, образованные в рамках экономических районов в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ в., явились важным звеном системы управления промышленностью и строительством страны. Созданные в годы хрущевской "оттепели" с целью устранения недостатков отраслевого варианта управления данной сферой экономики, совнархозы на начальном этапе своего существования (1957-1959 гг.) обеспечили существенный экономический рост, уменьшение бюрократизма, развитие производственной инициативы на местах.

В последующие годы характер деятельности этих управленческих структур несколько изменился, что вызвало снижение целого ряда показателей в развитии народного хозяйства. Этот процесс не был неизбежным. Он обусловливался конкретными экономическими причинами и факторами субъективного порядка. Однако после отказа от практики горизонтального управления экономикой в 1965 г. создалось впечатление, что опыт совнархозов в целом был неудачен и не способствовал интенсивному развитию экономики страны.

Между тем вывод о неэффективности совнархозов является, по меньшей мере, спорным. Разрешение данной проблемы во многом определяется особыми условиями существования этих органов в начале 1960-х гг. Углубленный анализ истории совнархозов указанного периода позволяет вскрыть причины их упадка и последующей ликвидации.

В данной работе мы намерены рассмотреть деятельность Курганского и Тюменского совнархозов, близких по характеру проблем и задач, по географическому положению, экономическим тенденциям развития, обоюдному тяготению друг к другу. Не случайно территория этих областей составляла единый регион — Зауралье. Этот регион был довольно показательным, так как относился к категории "средних", типичных районов России. Хронология исследования — 1960-1962 гг. Верхняя временная граница обусловлена самим фактом ликвидации обоих совнархозов в момент формирования более крупных региональных объединений подобного типа, которые к тому же отличались от своих предшественников по набору функций и объему предоставленных им полномочий.

Первые труды по историографии совнархозов периода хрущевской "оттепели", созданные на общесоюзных материалах, представляли собой главным образом экономические и юридические работы, в которых обосновалась целесообразность выбранного пути, разъяснялся механизм организации и функционирования совнархозов, необходимость привлечения трудящихся к развитию производственной инициати-

вы. В исследованиях И.Н. Ананова, А.В. Венедиктова, А.Н. Ефимова, Ю.М. Козлова, Н.Ф. Колбенкова, В.В. Лаптева, Э.Ю. Локшина, Н.Ю. Петрова, А.Т. Шмарева, Ц.А. Ямпольской и других ученых помимо проблемы становления совнархозов развивалась полемика по вопросу о наиболее точном определении их характера - как бюджетных учреждений или хозрасчетных.1 Осуществлялся также анализ прав, обязанностей и особенностей работы отраслевых и функциональных отделов совнархозов.

В начале 1960-х гг. изучению деятельности совнархозов Зауралья посвятили свои работы М.А. Бровко, И.С. Державин, С.Д. Дмитриев, А.Л. Рого-зинский, М.Л. Чернявский и другие авторы 2 . Их публикации отличались богатым фактическим материалом, конкретикой и эмоциональностью. В работах делались попытки освещения достигнутых успехов региона в развитии экономики, культуры и социальной сферы, говорилось о лучших людях Зауралья в непосредственной связи с проблемой функционирования совнархозов.

Со второй половины 1960-х гг. ситуация с изучением экономической политики времен хрущевской "оттепели" серьезно изменилась. Несмотря на выход в свет целого ряда исследований, посвященных истории рабочего класса, социальным проблемам населения, хозяйственному развитию Сибири, вопрос о деятельности совнархозов в период так называемого "застоя" почти не затрагивался либо отражался преимущественно в критическом контексте. Это соответствовало общей тенденции того времени, когда попытки Н.С. Хрущева преодолеть ведомственность с помощью совнархозов чаще всего интерпретировались как некий курьез, неудачный эксперимент, предшествовавший более масштабным и весомым реформам эпохи Л.И. Брежнева. Впрочем, были и редкие исключения. Например, в 5-м томе "Истории Сибири" наряду с критикой недостатков системы советов народного хозяйства все же были коротко перечислены и ее положительные стороны: объединение родственных предприятий, создание заводов по ремонту оборудования и обслуживанию предприятий нескольких отраслей, появление крупных баз материально-технического снабжения3 .

В годы "перестройки", а также в постсоветский период появилось немало публикаций, посвященных хрущевской "оттепели". В этих работах был достаточно основательно рассмотрен политический аспект реформаторской деятельности Хрущева. Определенное внимание уделялось и экономической стратегии власти. Однако в этих работах история совнархозов занимает незначительное место4 .

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

*

Специальное исследование об организационных реформах государственного управления промышленностью в СССР в 1957-1987 гг. одним из первых осуществил Ю.А. Веденеев.5 Автор изучил юридический аспект становления и хозяйственную деятельность совнархозов, представил глубокий анализ результатов работы этих учреждений, выделил и охарактеризовал основные этапы их функционирования. Примерно аналогичные проблемы на материалах Восточной Сибири подробно рассмотрел В.И. Мерцалов6 . Социальный аспект деятельности совнархозов Сибири был затронут в монографии М.М. Ефимкина,7 где рассматривались источники и формы пополнения, способы закрепления рабочих кадров Сибири, уровень заработной платы, жилищные условия, потребление продовольственных и промышленных товаров.

Помимо указанных научных трудов в 1990-х

— начале 2000-х гг. было защищено несколько диссертаций о деятельности совнархозов, написанных на общероссийских и региональных материалах8 . Это явилось очевидным свидетельством роста исследовательского интереса к данной проблеме. Однако деятельность совнархозов Тюменской и Курганской областей (Зауралья), к сожалению, осталась вне поля зрения историков, что во многом и предопределило наше обращение к этой теме.

Рассматривая деятельность совнархозов Зауралья по руководству предприятиями и стройками региона в 1960-1962 гг., необходимо отметить, что резкое улучшение работы подчиненных им предприятий, произошедшее в 1957- 1959 гг., сменилось в 1960-х гг. не менее четко прослеживающимся снижением эффективности выполнения планов. Положительные изменения, произошедшие после преодоления явных недостатков отраслевой системы управления и министерского бюрократизма, предоставления регионам определенной самостоятельности, некоторой рационализации труда, в начале 60-х годов были уже не в состоянии обеспечивать прежние темпы роста. Производственные планы предприятий совнархозов Зауралья (Курганского и Тюменского) по многим показателям не выполнялись, но все же наблюдался рост производства. "Пробуксовка" реформ вполне осознавалась политическим и хозяйственным руководством страны, что приводило к дальнейшему поиску оптимального управленческого механизма. Но реально это влекло за собой сдачу ранее завоеванных позиций, ослабление самостоятельности регионов.

В 1960 г. было принято решение, которое означало возврат к большей централизации управленческой и хозяйственной деятельности совнархозов. Создавались республиканские совнархозы в наиболее крупных республиках, в том числе и в РСФСР. Таким образом руководство страны надеялось решить проблемы перегруженности оперативной работой в правительствах республик. Главными задачами республиканских совнархозов стали решение текущих вопросов хозяйственных связей между экономическими районами, координация взаимоотношений с центром, улучшение научной работы, обеспечение материально-техническим снабжением и др. Местные партийные и управленческие руководители были не согласны с появлением нового промежуточного звена между регионами и центральной властью, так как это ущемляло их права.

Реформирование начала 60-х годов ХХ века нередко приобретало черты "лихорадочности". Оно проводилось не столько по настоянию "горизонтали", сколько по инициативе "верхов". За небольшой

период в совнархозах были созданы новые отделы, комбинаты, объединялись и реорганизовывались управления, происходило переподчинение предприятий. В ведение совнархозов осенью 1960 г. передавались промышленные предприятия местного подчинения. Для руководства этими предприятиями создавались новые управления. Так в Курганском СНХ постановлением № 187 от 21.11.1960 г. было создано Управление легкой промышленности9 .

Ежегодно в совнархозах в связи с решениями, принимаемыми Советом Министров РСФСР, менялось число подведомственных предприятий. Так, в Курганском совнархозе максимальное количество предприятий, по итогам работы которых планировались финансовые результаты, насчитывало 143 единицы в 1957 г.10 и столько же - 1960 г.11 Их минимальное число пришлось на 1961 год — 120 единиц12 . При этом "разброс" составил 19 %. В Тюменском СНХ максимальное количество предприятий, чьи финансовые результаты работы планировались, составляло 228 единиц в 1958 г.13 Минимальное количество — 184 единицы — пришлось также на 1961 год14 . "Разброс" соответственно достиг 19,7 %. Все это, безусловно, сказывалось не только на качестве планирования, но и на конкретных итогах работы подведомственных совнархозам предприятий.

Еще одним недостатком в руководстве совнархозами Зауралья этого времени явилось неоднократное определение новых плановых показателей года для предприятий региона. Такое изменение происходило опять же по инициативе Совета Министров РСФСР. Изменение плановых показателей работы Тюменского СНХ на 1960 г. производилось семь раз. Это в какой-то мере объясняет, что планы выпуска валовой и товарной продукции Тюменского совнархоза в начале 60-х гг. не выполнялись. Например, в 1960 г. план выпуска валовой продукции был выполнен на 98,96 %, а по товарной продукции - на 98,34 %15 . В 1961 г. произошло дальнейшее снижение выпуска валовой продукции до 93,15 %, а товарной продукции — до 92 % к плану16 .

Вместе с тем и в 1960 г., и в 1961 г. объем валового и товарного производства предшествующих годов был превышен. Наблюдалась тенденция роста производства в сравнении с предыдущим годом, но планы роста по годам во многом уже не выполнялись. За время функционирования Тюменского СНХ планы выпуска валовой продукции были выполнены на 99,99%, а планы по товарной продукции — на 99,2 %17 . В Курганском совнархозе планы работы всего СНХ были выполнены, хотя отдельные предприятия с ними не справились.

Низкая эффективность учета работы предприятий на местах, длительное подведение итогов работы за год, многообразная и растянутая во времени отчетность перед вышестоящими инстанциями приводили к тому, что рассмотрение заключительных балансов хозяйственно-финансовой деятельности совнархозов завершалось по истечении нескольких месяцев. Как это, в частности, произошло в Курганском СНХ, где итоги 1960 года были рассмотрены лишь 27 марта 1961 г. Тогда же было отмечено, что "производственный план 1960 г. предприятиями совнархоза по валовой продукции выполнен на 107,8 %, по товарной продукции - на 107,1 %, по производительности труда -на 103,6 %"18 .

Проблемы совнархозов с выполнением производственных планов того времени приводили к нарушению кооперированных поставок, недополучению комплектующих изделий из других

совнархозов и к трудностям в выполнении собственных кооперированных поставок. Вместе с тем достаточно эффективно и профессионально велась работа по выполнению экспортных поставок, что свидетельствовало о росте их хозяйственного и управленческого потенциала.

Существенное внимание руководство Курганского и Тюменского совнархозов в начале 60-х годов ХХ в. уделяло вопросам снижения себестоимости товарной продукции. При этом в Зауралье наметились две противоположные тенденции. Если в Курганском совнархозе происходило снижение общих затрат на выпуск продукции, то в Тюменском совнархозе шло их увеличение. Так, в 1960 г. в Курганском СНХ экономия от снижения себестоимости составила 46,5 млн руб., или 1,8 %,19 в 1961 г. соответственно — 44,4 млн руб., или 1,4 %20 .

В Тюменском СНХ в том же 1960 г. себестоимость всей выпущенной продукции по совнархозу превысила плановую на 30,8 млн руб., или на 1 %21 . В 1961 г. рост себестоимости достиг наибольшей величины за исследуемый период — 83,4 млн руб., или 2,6 %22 . Курганский совнархоз продемонстрировал наиболее эффективную работу в этом направлении.

Одна из существенных проблем совнархозов была связана с непроизводительными расходами. Например, если с 1957 по 1959 гг. непроизводительные расходы Курганского совнархоза имели тенденцию к уменьшению, то в начале 60-х гг. они имели явно выраженную тенденцию к росту. В 1960 г. по сравнению с 1959 г. непроизводительные расходы Курганского СНХ выросли на 47 %23 , а в 1961 г. рост потерь составил 88,4 %24 . Наиболее значительными непроизводительными расходами были штрафы за сверхнормативный простой транспорта. За два исследуемых года работы Курганского совнархоза непроизводительные расходы были на 31 % больше, чем за первое трехлетие работы. В Тюменском СНХ за 1960-1962 гг. наблюдается тот же процесс. Непроизводительные расходы здесь повысились более чем на 30 % от уровня аналогичных расходов первого периода.

Потери совнархозов "от недостач сверх нормы убыли и потерь товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса" (проще - от низкого качества складского хранения) имели схожие тенденции: в 1960 г. наблюдался возврат потерь в Курганском СНХ на сумму 79 тыс. руб.25 , в Тюменском СНХ

— на 73 тыс. руб.26, или в процентном отношении от имевшихся недостач начала года соответственно на 40,3 % и 31,9 %.

В начале 60-х годов продолжала существовать неритмичность работы предприятий Зауралья, что проявлялось как в простоях в рабочее время, так и в "штурмовщине", сверхурочных работах, оплачиваемых по более высоким, а следовательно, и не выгодным для совнархозов расценкам. Анализируя расходы на вынужденные внутрисменные и целодневные простои, а также на оплату сверхурочной работы в начале 60-х гг., мы отмечаем продолжавшуюся тенденцию 1957-1959 годов: объем названных затрат Тюменского совнархоза превышал подобные затраты Курганского СНХ почти в два раза. Наиболее затратным по платежам за сверх-урочную работу в течение пятилетки в Курганском СНХ был 1960 г.27 , а в Тюменском СНХ — 1961 г.28 В этой связи мы считаем, что это самые неблагоприятные в хозяйственном плане годы, так как приходилось много работать после окончания смен и в выходные дни. Сравнивая долю затрат

на сверх-урочные работы с оплатой простоев, допущенных в 60-е гг., можно отметить, что плата за сверхурочную работу оказывалась больше сумм, потерянных по причине простоев. В Курганском совнархозе в 1960 г. разница составила 707 тыс. руб., или 369,8 %, в Тюменском СНХ — 933 тыс. руб., или 267 %.

Продолжалась работа по поиску оптимального сочетания количества и качества штатного персонала. В результате анализа сокращения штатных работников в совнархозах нами были выявлены следующие факты и тенденции: в 1960 г. наблюдалось уменьшение в сравнении с предыдущими годами перечислений сэкономленных денег в бюджет страны. В Курганском совнархозе перечисления в бюджет в связи с экономией составило 50,1 % от уровня 1959 г.29 , а в Тюменском СНХ — 44,3 %30 .

Задолженность бюджету на январь следующего года также была больше в Тюменском совнархозе

— 428 тыс. руб.31, или 17,8 % (более чем в 4 раза от задолженности 1959 г.). Задолженность Курганского совнархоза на 1.01. 1960 г. составляла лишь 12 тыс. руб., или 0,8 % от уже перечисленного за год32 (в сравнении с 1959 г. она сократилась и составила 32,4 % от задолженности, бывшей в то время). В 1961 г. в обоих совнархозах произошел рост поступлений высвободившихся от сокращения штатов и управленческих расходов, денег в бюджет. В Курганском СНХ в 1961 г. объем таких поступлений был 3 млн 820 тыс. руб.33 , т.е. наибольший и по годам в своем совнархозе, и в сравнении с перечислениями Тюменского СНХ в 1960 г.

В Тюменском совнархозе в 1961 г. рост перечислений в бюджет от сокращений штатов увеличился на 199,6 % от уровня 1960 г. и составил 4 млн 810 тыс. руб.34 Из двух совнархозов лидером в экономии средств от сокращения штатов и административноуправленческих расходов в 1961 г. был Тюменский СНХ, сэкономивший государству на 930 тыс. руб., на 26 % больше. Всего за 1960-1961 гг. Курганским сов-нархозом было перечислено в бюджет государства 5 млн 304 тыс. руб., а Тюменским СНХ — 7 млн 220 тыс. руб., или на 36 % больше. Финансовая дисциплина за пятилетие лучше соблюдалась в Курганском совнархозе.

Ежегодно наблюдался рост объема строительных работ по сравнению с предыдущими годами, однако планы текущих лет не выполнялись, причем процент невыполнения ежегодно увеличивался. Всего за 60-е гг. в Тюменском совнархозе объем строительных работ был недоосвоен на 5,6 %.

Основные средства в совнархозах Зауралья стабильно увеличивались, но существовало снижение темпов прироста. Так, стоимостный рост основных средств Курганского совнархоза за 1960-1961 гг. составлял 559 млн 72 тыс. руб.35 и превышал стоимостный рост 1957-1959 гг. лишь на 2,1 %36 .

Существенное представление об эффективности работы совнархозов Зауралья этого времени дают исследования сводных отчетов о доходах и убытках по прибыльным и планово-убыточным предприятиям. В результате проведенного анализа можно отметить, что в обоих совнархозах наблюдалось ежегодное изменение количества предприятий, по которым планировались финансовые результаты. В Курганском СНХ сохранялась и в 60-е гг. тенденция к росту плана и его выполнению, а в Тюменском СНХ в 1960 г. наблюдалось увеличение плана прибыльности, но реально предприятия в это время проработали с убытками. Всего за 1960-1962 гг. предприятия совнархоза выпол-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

нили план лишь на 32,8 % ожидаемой прибыли.

Самое большое превышение общего плана прибыли Курганского совнархоза за пятилетие было в 1960 г. (на 15,2 %). В 1961 г. Курганский СНХ превысил план по получению прибыли на 7,2 %, а в сравнении с 1960 г. - на 14 %. За эти два года предприятия Курганского совнархоза превысили данный показатель рентабельности в 1957-1959 гг. на 16 %. По планово-убыточным предприятиям Курганского совнархоза также прослеживается тенденция увеличения эффективности работы в начале 60-х гг. В 1960 г. плановые убытки были снижены на 10,6 %, в том числе от реализации они снизились на 7,3 %. В 1961 г. снижение плановых убытков в этом же совнархозе было уже более значительно — на 23 %. Снижение убытков от реализации составило 25 %. Всего за пятилетие планово-убыточные предприятия Курганского совнархоза потратили лишь 85,3 % от средств, предназначенных для этого по плану.

За время существования Тюменского совнархоза его предприятия не выполнили планы получения прибыли на 336 млн 439 тыс. руб., или на 47,7 %37 . Сравнивая работу планово-убыточных предприятий Тюменского совнархоза в 1960-1962 гг., необходимо отметить, что их численность уменьшалась, а плановые убытки росли. В 1960 г. рост плановых убытков составил 12 %, а в 1961 г. - уже 39,3 %.

Анализ хозяйственной деятельности исследуемых совнархозов в 60-е гг. показал, что наблюдается тенденция "на прибыльность" (на 10 %38 больше плановой за пять лет) в Курганском и на убыточность

- в Тюменском СНХ, недодавшем государству 52,3 % ожидаемой прибыли. Многое в результативности работы совнархозов Зауралья зависело от профессионализма местных кадров и умения мобилизовать необходимые силы на достижение поставленных задач.

В дополнение к сказанному о роли совнархозов в попытке модернизации экономики СССР в конце 50-х

- первой половине 60-х годов ХХ века необходимо отметить, что уже в первые годы реформы упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству друг с другом, меньше стало встречных перевозок, предприятия стали оперативно помогать друг другу. Были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий. Хозяйственная деятельность совнархозов Зауралья обеспечила значительный прогресс в развитии региона. Результат от существования СНХ положительно сказался на экономических, социальных, культурных областях жизни Курганской и Тюменской областей. Можно говорить о темпах роста, превышавших темпы роста европейских стран времен "экономического чуда". В определенном смысле это был экономический рывок.

В то же время реформа не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной, так и не предоставив полной инициативы предприятиям. История деятельности совнархозов Зауралья в 1960-1962 гг. демонстрирует высокую степень "за-организованности", а также отсутствие внимания к стимулированию высокопроизводительного труда на производстве. Именно решения правительства республики и руководителей государства вызвали трудности в достижении намеченного на эти годы ускоренного развития, и было бы неверно возлагать ответственность за все неудачи на совнархозы.

Таким образом, особенности и конкретные ре-звП зультаты деятельности совнархозов начала 1960-х гг.

определялись в первую очередь субъективным фактором. Реформа стала "пробуксовывать" не столько из-за отсутствия поступательного развития хозяйства страны (приведенные цифры наглядно показывают, что оно было), а больше из-за хаотичности преобразований и необоснованных требований высоких темпов роста, неумения высокопрофессионально организовать работу предприятий и нежелания дать им реальную свободу. В конечном итоге после отстранения Хрущева от власти территориальная система управления промышленностью и строительством была ликвидирована партийной элитой, часть которой, несомненно, опасалась упустить из рук хозяйственные рычаги и превратиться в лишний элемент.

Библиографический список

1. Ананов И.Н. Развитие организационных форм управления промышленностью в СССР. М., 1958; Венедиктов А.В. Организация государственной промышленности в СССР. В 2-х т. Л., 1957-1961; Венедиктов А.В. Организационные вопросы промышленности // Советское государство и право. 1959 № 3; Ефимов А.Н. Перестройка управления промышленностью и строительством в СССР. М., 1957; Петров Н.Ю. Советы народного хозяйства. Историко-правовой очерк. М., 1958; Козлов Ю.М. Управление промышленностью в СССР. М., 1956; Колбенков Н.Ф. Совершенствование руководства промышленностью в СССР (1956-1960 гг.); М., 1961; Лаптев

B.В. О правовых вопросах, связанных с совершенствованием управления народным хозяйством // Советское государство и право. 1957, № 5; Локшин Э.Ю. Промышленность СССР. 1940-1963. М., 1964; Шмарев А.Т. Некоторые итоги перестройки управления промышленностью // Советское государство и право. 1959. № 1; Шор Л.М. Об отраслевых и функциональных органах совнархозов // Советское государство и право. 1958. № 5; Ямпольская Ц.А. Некоторые вопросы структуры совнархозов // Советское государство и право. 1959. № 1.

2. Бровко М.А. От коммунистических субботников до бригад коммунистического труда. Тюмень, 1964; Державин И.С. 537 кубометров на списочного рабочего в год. Тюмень, 1960; Дмитриев

C.Д. От съезда к съезду. Цифры и факты о развитии экономики и культуры Тюменской области. Тюмень, 1961; Нежданов А. От Тюмени до Салехарда. Тюмень, 1961; Найтарк С. Лес и люди. Тюмень, 1963; Рогозинский А.Л. Экономика промышленного предприятия. Опыт Тюменского завода пластмасс по организации хозрасчета. Тюмень, 1963; Чернявский М.Л. Люди, приближающие будущее. Тюмень, 1963.

3. История Сибири. Л., 1969. Т. 5. С. 321.

4. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. ХХ съезд: новации и догмы. М., 1991; Аксютин Ю.В., Пыжиков А.В. Постсталинское общество: проблемы лидерства и трансформация власти. М., 1999; Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953 — 1964 гг. М., 2004; Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М., 1993.; Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти (1945-1991 гг.). М., 1998; Пыжиков А.В. Политические преобразования в СССР (50-60 годы). М., 1999; Пыжиков А.В. Хрущевская "оттепель". М., 2002.

5. Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957 — 1987 гг.). М., 1990.

6. Мерцалов В.И. Реформа хозяйственного управления 1957

- 1965 гг.: предпосылки, ход, итоги (на материалах Восточной Сибири). Иркутск, 2000.

7. Ефимкин М.М. Рабочие Сибири. Конец 50-х — середина 80-х годов. Новосибирск, 1990.

8. Ежов В.А. Поиск путей совершенствования хозяйственного механизма 1956 — 1965 гг. На материалах промышленности. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1992; Креиан А.И. Деятельность Советов народного хозяйства по управлению промышленностью. 1957 — 1965 гг. (На материалах Сибири). Дис. ... канд.

ист. наук. М., 1992; Касьянова О.П. Перестройка управления промышленностью и строительством в начале 1950-х — первой половине 60-х годов. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1996; Горлов В.Н. Московские городской и областной совнархозы (1957

— 1965 гг.): противоречия становления и развития. Дис. ... канд. ист. наук. М.,1997; Ковалев В.В. Исторический опыт реформирования форм хозяйствования и методов управления социально-экономической сферой советского общества (1953

— 1970 гг.) (На материалах Ставропольского и Краснодарского краев). Дис. ... канд ист. наук. Ставрополь, 1997; Смолкин О.А. Реформирование местных органов власти и управления в 1953

— 1964 гг. (На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей). Дис. . канд. ист. наук. Томск, 1997; Мерцалов В.И. Реформа управления промышленностью и строительством 1957 — 1965 г. (На материалах Восточной Сибири). Дис. ... докт. ист. наук, Иркутск, 2001.

9. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 287. Л. 14.

10. Там же. Д. 30. Л. 104.

11. Там же. Д. 286. Л. 134.

12. Там же. Оп. 2. Д. 19. Л. 151.

13. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 826. Л. 329.

14. Там же. Д. 846. Л. 101.

15. Там же. Д. 839. Л. 188.

16. Там же. Д.846. Л. 183.

17. Там же. Д.821. Л. 188; Д. 826. Л. 193; Д. 831. Л.144; Д. 839. Л. 188; Д. 846. Л. 183.

18. ГАКО Ф. Р-1621. Оп.1. Д. 287. Л. 5.

19. Там же. Д. 286. Л. 37 (об.).

20. Там же. Оп.2. Д. 19. Л. 41.

21. ГАТюмО Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л. 152.

22. Там же. Д. 846. Л. 142.

23. ГАКО Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 61(об.).

24. Там же. Оп.2. Д. 19. Л. 62 (об.).

25. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 7 (об.).

26. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л. 125 (об.).

27. ГАКО. Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.69 (об.).

28. ГАТюмО. Ф.Р-1724 Оп.1. Д.846. Л. 219.

29. ГАКО. Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.19 (об.).

30. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л.131 (об.).

31.Там же.

32. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 19 (об.).

33. Там же. Оп.2. Д.19. Л.19 (об.).

34. ГАТюмО Ф.Р-1724 Оп.1. Д.846. Л.120 (об).

35. ГАКО Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.6 (об.). Оп.2. Д.19. Л.14 (об.).

36. Там же. Д.30. Л.3 (об.). Д.90. Л.8 (об.). Д.181. Л.4 (об.).

37. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 821. Л. 419; Д. 826. Л.329; Д. 831. Л.327; Д.839. Л.97; Д. 846. Л.101.

38. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 30. Л. 104. Д.90. Л. 110; Д. 181. Л. 66; Д. 286. Л. 134; Оп.2. Д.19. Л.151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сокращения: ГАКО — Государственный архив Курганской области; ГАТюмО — Государственный архив Тюменской области.

ЧУХНО Александр Васильевич, старший преподаватель кафедры всемирной истории и политологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.03.2007 г.

© Чухно А.В.

УДК 008 Т. А. ЗАМИРАЛОВА

Омский государственный технический университет

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 гг.)_____________________________________

Автор статьи на основании исторических фактов, анализа научной литературы, нормативных и архивных документов, с помощью аргументов пытается обосновать необходимость создания, общественной и государственной поддержки общественных объединений, основной целью которых является сохранение и развитие национальной культуры.

«Национальность есть питательная среда личности». [1]

Н.А. Бердяев.

В актуальности заявленной темы сомневаться не приходится. Недавнее обострение межнациональных отношений в Кондопоге, Воронеже, Санкт-Петербурге, как, впрочем, и в Париже, в очередной раз указывает на необходимость изучения ситуации совместного проживания национальностей и определения оптимального пути для решения основных проблем этого проживания. В свое время еще Р. Шпрингер отметил, что на долю XX века выпадает сложная, трудная работа урегулирования внутренних национальных отношений в разноплеменных государствах [2]. Обострение так называемого «национального вопроса» обычно

проявляется в те периоды, когда общество находится в состоянии «аномии», когда происходит маргинация социума, трансформация социальной структуры и переход ее в новое качество.

В начале XX века обострение взаимоотношений между представителями разных национальных групп в России было обусловлено развалом Российской империи. Распад Советского Союза послужил новому напряжению в национальных отношениях. Большое количество различных этнических групп приобрело статус граждан вновь образованных государств и осталось за пределами своей исторической родины.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.