СОВМЕСТНЫЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА СНИЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Бердникова Анна Геннадьевна
канд. филол. наук, педагог-психолог Гимназия № 6 ОЦ «Горностай» РФ,
г. Новосибирск E-mail: agberd@mail. ru
JOINT CHILD-PARENT TRAINING AS A FORM OF REDUCTION AND PREVENTION OF SCHOOL ANXIETY
Anna Berdnikova
candidate of Philological Sciences, teacher-psyhologis of education centre of
"Ermine" Gymnasium № 6, Russia Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению влияния тренинговых занятий на ряд факторов школьной тревожности по тесту Филипса. Исследовались факторы переживания социального стресса, страха ситуации проверки знаний и проблемы и страхи в отношениях с учителями. Также в статье представлена схема-программа совместного тренинга для педагогов, родителей и учащихся.
ABSTRACT
The article is devoted to studying the influence of training sessions on a number of factors school anxiety test Phillips. We investigated the factors experiences of social stress, fear of testing knowledge and problems and fears in the relations with teachers. The paper also presents a scheme of the program of joint training for teachers, parents and pupils.
Ключевые слова: школьная тревожность; тест Филипса; тренинговые занятия.
Keywords: school anxiety; test Phillips; training sessions.
Тема школьной тревожности в психологии и педагогике уже давно не нова, однако вместе с тем не теряет своей актуальности. Именно работа по профилактике и снижению уровня школьной тревожности занимает значительную часть рабочего времени школьного психолога.
Школьная тревожность является компонентом множества процессов, происходящих со школьником, накладывает отпечаток на многие сферы жизни ребенка, кроме того, тревожность является одним из наиболее ярких признаков школьной дезадаптации.
Изучение тревожности у детей и подростков обычно имеет ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5—8 лет, исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно [2]. Наша работа призвана отчасти восполнить этот пробел.
В своем исследовании мы будем опираться на определение тревожности, данное А. Прихожан: Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [2].
Важным представляется отметить, что тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности [1]. Следовательно, может быть выделено оптимальное функциональное состояние тревоги, позволяющее мобилизовать силы, и дисфункциональное, непродуктивное состояние, в котором уже уровень тревоги начинает сам по себе представлять определенную проблему, вместо того, чтобы решать сигнальные и побуждающие задачи.
С проблемой школьной тревожности можно и нужно работать. Данная статья представляет собой описание одной из таких форм работы.
Программа совместного тренинга для преподавателей, родителей и детей разрабатывалась для адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы после входящего тестирования, показавшего высокий уровень школьной тревожности.
В программе приняли участие учащиеся и родители двух пятых классов. Еще два пятых класса, не принимавший участие в тренингах, выполнил роль контрольной группы.
В батарее тестов уровень школьной тревожности оценивался «Опросником школьной тревожности Филлипса», который относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований [3].
Факторы тревожности, учитываемые тестом школьной тревожности:
1. Общая тревожность в школе
2. Переживание социального стресса
3. Фрустрация потребности в достижение успеха
4. Страх самовыражения
5. Страх ситуации проверки знаний
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями [3].
При тестировании оказалось, что во всех классах средний показатель по факторам 2,5 и 8 значительно повышен. В единичных случаях доходит до предельного 100 % уровня.
Таблица 1.
Данные по трем факторам теста Филипса до прохождения трениговой
программы
2. Переживание 5. Страх ситуации 8. Проблемы и страхи в
социального проверки отношениях с учителями
стресса знаний
А класс 58 % 63 % 80 %
Б класс 55 % 57 % 60 %
В класс 52 % 54 % 50 %
Г класс 53 % 62 % 60 %
Обозначения классов носят условный характер. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа совместного занятия для родителей и преподавателей с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Экскурсия по волшебному городу.
Класс делится в зависимости от численности на несколько подгрупп (2— 3). Для участия в совместном занятии. Выбирается удобное для участников время — иногда это бывает вечернее время, иногда утро выходного дня. На занятие приглашаются дети и родители, классный руководитель и учителя-предметники по желанию.
Идея мероприятия такова — всем участникам предлагается принять участи в экскурсии по чудесному городу, где множество интересных исторических мест, каждое из которых связано с какой-либо примечательной традицией. Знакомство с традицией предполагает участие в совместной игре, психологическом упражнении или организованном взаимодействии.
В рутине будней найти время для спонтанного взаимодействия с ребенком бывает непросто. Предлагаемое путешествие даст дополнительную возможность учителям, детям и родителям лучше узнать друг друга и ребенка, понять его чаяния и мечты, а также познакомить ребенка с собой, собой не в привычном амплуа папы (или мамы) или преподавателя, а с собой творческим и спонтанным, мечтающим и играющим. Это новый опыт общения, который позволит сделать отношения настолько открытыми и дружескими, насколько только возможно при сохранении детско-родительской позиции. В игровую форму могут закладываться любые формы взаимодействия и любые информационные блоки.
Так ядром предлагаемого Вашему вниманию занятия стало посещение «Плаца гражданского самосознания», где развернулась дискуссия о права и обязанностях школьника, как себе их представляют три участвующие стороны. Через осознание своих прав и обязанностей происходит развитие социальной адаптивности, понимание источников собственных психологических ресурсов, а также расширение собственного поля восприятия за счет знакомства и понимания позиции учителей и родителей по этому вопросу.
Каждый пройденный этап, посещенная достопримечательность, обсуждается. Как меняется настроение и состояние, в зависимости от того, что происходит в процессе работы. Акцент делается на чувствах — как наблюдаемой спонтанной реакции на происходящее, что способствует развитию навыку эмоциональной рефлексии всех участников программы, включая взрослых.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство перед путешествием. Точка сбора группы. Чтобы отправляться в путешествие, компаньонам необходимо познакомиться. Здесь предполагаются игры для знакомства. Их количество и набор зависит от числа участников и уровня открытости. Наиболее распространенный вариант это: назвать свое имя и сообщить, какие из своих качеств планирует взять с собой участник экскурсии, что хочет оставить дома. Это побуждает каждого из участников задуматься, провести ревизию своих коммуникативных и социальных навыков и компетенций.
2. Площадь «Праздника Хвастовства» В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился.
Однако способность и умение говорить о себе хорошие слова повышает настроение, придает сил, помогает учиться радоваться за другого человека, когда он говорит о себе что-то хорошее. Это упражнение помогает участникам
группы узнать друг друга лучше, увидеть сильные стороны друг друга, преодолеть предубеждение о том, что говорить о себе хорошо-нехорошо. Развиваются социальные и коммуникативные навыки и компетенции.
3. Галерея скульптур желаний.
Здесь участникам экскурсии предлагается небольшая медитация о способностях и возможностях. Разговор о силах, что можно считать силой человека, где находятся ее источники; что такое энтузиазм, для чего он нужен человеку. Затем каждый из участников может материализовать свое желание в пластилине. Пластилиновые скульптуры размещаются на общем столе, все желающие могут рассказать о своей скульптуре, какое желание она символизирует, какие силы пробуждает. По опыту работы рассказать важно для каждого, поэтому необходимо дать такую возможность и создать условия даже для самых сомневающихся участников.
4. Посещение Театральной площади предполагает подвижную игру, которая позволит сбросить возникшее при посещении предыдущих исторических мест напряжение.
5. Улица Вкусняшек
По сути, это перерыв на чаепитие, которое при желании также можно снабдить соответствующими традициями. Например, можно предложить участникам экскурсии рассказывать забавные истории, происходившие с ними при приготовлении пищи.
6. «Плац гражданского самосознания». Здесь освоение традиции, связанной с этим историческим местом происходит в несколько этапов.
Во-первых, сначала каждый из участников заполняет на своем бланке таблицу.
Таблица 2.
Права и обязанности школьника_
Права школьника Обязанности школьника
Во-вторых, обсудить эту уже заполненную таблицу предлагается со взрослым, но желательно не своим собственным родителем. Последнее условие позволяет избежать конфликтных ситуаций, связанных с тем, что родители «видят насквозь своих собственных детей» и поэтому дети не могут им сообщить что-то новое. А также дает возможность каждому из взрослых получить альтернативный детский взгляд на происходящее. Родителям, не связанным с педагогикой, довольно редко выпадает возможность серьезно обсудить глубокие темы с ребенком, чьи взгляды ему не знакомы и сформированы в отличной от его собственной семейной среде. Такой опыт, как правило, полезен обеим сторонам, и детской, и родительской.
В-третьих, обсуждение в общем кругу:
Что такое права?
Что такое обязанности?
Чем они отличаются друг от друга?
Благодаря чему обучение в школе попало в обе графы одновременно? (как правило, родители и педагоги считают обучение правом, а дети обязанностью). Круг обсуждаемых вопросов может расширяться с учетом особенностей аудитории и взглядов на права и обязанности.
7. Улица Приятных впечатлений. Традиция этого места связана с тем, что здесь гуляют с зажженной свечой, встречаются с другими прогуливающимися, внимательно смотрят на них сквозь пламя и говорят то хорошее, что уже успели узнать нового о человеке за истекшие уже два часа экскурсии. Это упражнение развивает эмпатию и навыки социального взаимодействия, дает возможность пребывания в безоценочном пространстве. Повышает настроение участников, пополняет их копилку позитивных знаний о себе, помогает взглянуть на себя глазами доброжелательных окружающих.
8. Мастерская картографа. Здесь каждый из участников экскурсии получает возможность дополнить или изготовить новую карту чудесного городу, определить, чего, каких исторических мест и традиций городу не хватает. Силами гостей города были созданы: Переулок грусти, Проспект Ветра
перемен, Бульвар «Деда Мазая» и многие другие примечательные и интересные места города, которыми может пополняться карта в зависимости от конкретной задачи, которая ставится перед групповой работой.
9. Возвращение в точку сбора группы и обсуждение экскурсионных впечатлений. Здесь оценивается актуальное состояние всех участников экскурсии. Каждому желающему проставляется возможность высказаться на круг о собственных впечатлениях. Завершается встреча вручением памятных сувениров и подарков, которые участники придумывают друг для друга.
Выполнение программы позволило спрогнозировать некоторые ожидаемые результаты:
• познание участниками программы друг друга с новой для них стороны;
• углубленное самопознание всех участников проекта;
• создание безопасной среды для творческого самовыражения участников программы;
• сплочение учебного коллектива;
• налаживание конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса.
• снижение уровня школьной тревожности.
• развитие личностных коммуникативных и социальных компетенций.
Таблица 3.
Данные по трем факторам теста Филипса после прохождения трениговой
программы
2. Переживание 5. Страх ситуации 8. Проблемы и страхи в
социального проверки отношениях с учителями
стресса знаний
А класс 46 % 38 % 40 %
Б класс 35 % 40 % 20 %
В класс 48 % 46 % 40 %
Г класс 46 % 52 % 40 %
Таким образом, приведенные таблицы наглядно показывают более значительное снижение показателей школьной тревожности по трем
выбранным факторам (переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний и проблемы и страхи в отношениях с учителями) в экспериментальных классах (Аи Б), принимавших участие в программе.
Описанная психологическая работа имеет высокую практическую ценность. Психологическая работа построена по аналогии с классическим уроком- путешествием, который может быть наполнен любым содержанием под любую практическую задачу. Высокая вариативность содержательного материала и технологичность блоков, составляющих «экскурсию», делает легко воспроизводимой в условиях практически любой группы специалистом педагогом-психологом различного уровня подготовленности.
Список литературы:
1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; 2000. — 304 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 664 с.