Научная статья на тему 'Характеристика адаптационных возможностей детей разных типов психосоматической конституции'

Характеристика адаптационных возможностей детей разных типов психосоматической конституции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ / ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / PSYCHOSOMATIC CONSTITUTION TYPE / CHILDREN / UPBRINGING / DEVELOPMENT OPTIMISATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобошко Ирина Евгеньевна, Жданова Людмила Алексеевна

В данной статье предложен методологический подход к выделению конституциональных характеристик детей, разделенных по типу направленности психической активности и выявлению особенностей их психической организации и сравнительной характеристики адаптационных возможностей. Различия системных портретов детей интро, центро и экстравертов отражают различия «норм конституции», которые раскрывают сильные и слабые стороны каждого типа: так интроверты дисциплинированны, логичны, выносливы к длительным невысоким монотонным нагрузкам, одарены мелкомоторно и исполнительны, но инертны, тревожны, астеничны, экстраверты, напротив, решительны и энергичны, инициативны, имеют высокий реактивный потенциал, но их слабость в дефиците внимания и произвольности, склонности к взрывчато-демонстративным форамповедения; наибольшая оптимальность свойственна центровертам, представляющим центр «конституционального равновесия». Описанные различия в социально-психологических свойствах являются основанием для создания дифференцированных подходов к воспитанию детей, оптимизируя адаптацию у детей интровертов за счет снижения тревожности, повышения психической активности и самооценки, у экстравертов снижения избыточной активности, агрессивности, импульсивности, у центровертов повышая произвольность и самостоятельность. Предложенный подход будет интересен специалистам в области педагогики и психологии, позволяя максимально индивидуализировать воспитательные программы в условиях образовательного учреждения и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобошко Ирина Евгеньевна, Жданова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of adaptation opportunities of children of different types of psychosomatic constitution

Methodological approach to allocation of constitutional characteristics of children which subdivided in terms of mental activity orientation type as well as to their mental organisation features' identification and to adaptation opportunities' comparative characteristics is offered in this article. Distinctions of systemic portraits of children who are either introverts, or centroverts, or extroverts, reflect "the constitutional norms" distinctions revealing advantages and disadvantages of each type: thus, introverts are disciplined, logical, assidious when being exposed to long simple monotonous loadings; they show endowments in motor function of the hand, and they are industrious, but inert, disturbing, adynamic; extroverts, on the contrary, are resolute, vigorous and initiative; they have high reactive potential; but what is their disadvantage, is deficiency of attention and randomness, tendency to manifestation of explosive temper; the greatest optimality is peculiar to the centroverts who represent "the constitutional balance". The described differences in social and psychological properties are the basis for creation of the differentiated approaches to upbringing children when optimising adaptation in introvert children by means of decreasing uneasiness, improving mental activity and self-assessment; and in extroverts, by means of decreasing excess activity, aggression, impulsiveness; and in centroverts, by means of increasing randomness and independence. The offered approach will be of interest of experts in the field of pedagogy and psychology, allowing individualising as much as possible upbringing programmes in the conditions of educational institution and family.

Текст научной работы на тему «Характеристика адаптационных возможностей детей разных типов психосоматической конституции»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-88-95 УДК 159.95

Бобошко Ирина Евгеньевна

доктор медицинских наук, доцент

Жданова Людмила Алексеевна

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Ивановская государственная медицинская академия [email protected], [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

В данной статье предложен методологический подход к выделению конституциональных характеристик детей, разделенных по типу направленности психической активности и выявлению особенностей их психической организации и сравнительной характеристики адаптационных возможностей. Различия системных портретов детей интро, центро и экстравертов отражают различия «норм конституции», которые раскрывают сильные и слабые стороны каждого типа: так интроверты дисциплинированны, логичны, выносливы к длительным невысоким монотонным нагрузкам, одарены мелкомоторно и исполнительны, но инертны, тревожны, астеничны, экстраверты, напротив, решительны и энергичны, инициативны, имеют высокий реактивный потенциал, но их слабость в дефиците внимания и произвольности, склонности к взрывчато-демонстративным форамповедения; наибольшая оптимальность свойственна центровертам, представляющим центр «конституционального равновесия». Описанные различия в социально-психологических свойствах являются основанием для создания дифференцированных подходов к воспитанию детей, оптимизируя адаптацию у детей интровертов за счет снижения тревожности, повышения психической активности и самооценки, у экстравертов - снижения избыточной активности, агрессивности, импульсивности, у центровертов повышая произвольность и самостоятельность.

Предложенный подход будет интересен специалистам в области педагогики и психологии, позволяя максимально индивидуализировать воспитательные программы в условиях образовательного учреждения и семьи.

Ключевые слова: тип психосоматической конституции, дети, воспитание, оптимизация развития.

Стремление учитывать всю совокупность психических и поведенческих явлений в норме и патологии - составляет основное содержание научных программ эффективной адаптации ребенка в микро и макросоциум. Эмоциональные реакции являются одним из важных индикаторов качества активной адаптации ребенка любого возраста и, зачастую выступают в роли экстренного и единственного сигнала неблагополучия. С практической точки зрения целесообразно определение склонности к вариантам тех или иных эмоциональных состояний, точного описания доминирующих личностных черт у детей с разными типами психосоматической конституции [3].

Под наблюдением находилось 729 детей 7-17 лет. Определение типа психосоматической конституции осуществлялось по психологическим критериям (у младших школьников по «Шкале оценки направленности психической активности» (ШОНПА), у детей среднего и старшего школьного возраста по тесту Айзенка). Для оценки уровня тревожности младших школьников был использован тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки, у средних и старших школьников - тесты Ч. Спил-бергера, Ю. Ханина, М. Люшера. Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, использовался тест Филипса. Основные личностные свойства и характерологические особенности определялись по тестам Смишека и Коха.

В случайной выборке школьников, распределение по конституциональным типам в младшем, среднем и старшем школьном возрасте выглядело

следующим образом: около половины детей были центроверты (54, 53, 55%), количество детей, отнесенных к интровертам (22, 23, 22%) и экстравертам (24, 24, 23%) было вдвое меньшим и составляло примерно по четверти.

В целом в популяции характеристика состояния эмоциональной сферы не отличалась от данных, описываемых в литературе (табл. 1). Пики высокой тревожности, снижения настроения и эмоциональной нестабильности приходились на так называемые критические периоды - год поступления в школу, переход к предметному и профильному обучению. Возрастная динамика факторов показала их более высокие значения у младших и старших школьников. Так, 38% детей 7-10 лет испытывают повышенную тревогу, 48% - сниженное настроение, у 42% детей повышен уровень школьной, у 32% - внутриличностной, у 34% - межличностной тревожности. В 11-14 лет эти значения несколько снижаются до 22-36%, что объясняется привычкой к сложившимся стереотипам школьной жизни, усвоением требований и норм поведения. В старших классах этот фактор вновь возрастает до уровня 50% встречаемости общей и 35-45% школьной, внутри- и межличностной тревожности, что связано с увеличением количества эмоцио-генных объектов, особенно имеющих социальный характер, возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний, возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего, увеличение способности понимания эмоций других людей, пе-

88

Вестник КГУ 2019

© Бобошко И.Е., Жданова Л.А., 2019

Таблица 1

Характеристика состояния эмоциональной сферы детей 7-17 лет

Показатели Дети 7-10 лет (N=251) Дети 11-14 лет (N=253) Дети 15-17 лет (N=225)

Настроение

гипотимия (т. Коха) 11,3±1,14** 11,2±0,11** 20,7±1,64

нестабильность (т. Люшера) 44,66±6,8*,** 28,6±7,5 30,4±62

чувствительность (т. Коха) 37,7±3,1*,** 45,23±4,41 48,14±3,18

Тревожность

общая (т. Люшера) 47,5±2,26* 30,3±4,6** 48,3±11,6

школьная (т. Филипса) 5,41±0,54** 5,46±0,28** 8,89±0,43

внутриличностная (т. Коха) 24,3±1,6* 18,9±0,81 21,7±0,81

межличностная (т. Филипса) 2,87±0,29* 3,69±0,16 3,25±0,33

Примечание: * - достоверность различий с детьми 11-14 лет (р < 0,05); ** - достоверность различий с детьми 15-17 лет (р < 0,05).

реход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности.

При анализе состояния эмоциональной сферы у детей с разными типами психосоматической конституции картина существенно меняется.

Интроверты 7-10 лет имели самые низкие значения показателей настроения, чувствительности, нестабильности выбора по всем использованным методикам, их общая, внутриличностная и межличностная тревожность была самой высокой. То есть, при более низкой реакции на эмоциональную теплоту или холодность социального окружения интроверты максимально тревожны, по сравнению с детьми других типов, а из-за трудностей проявления эмоций они накапливают неотреагиро-ванные чувства, что и приводит к сниженному настроению (табл. 2).

Экстраверты, напротив, имея самые высокие показатели чувствительности, нестабильности выбора и настроения, отличались самыми низкими показателями общей школьной, межличностной и внутриличностной тревоги. Т. е. непосредственно и откровенно реагируя на стресс, экстраверты не копят негативные переживания, быстро рефлексируют и переводят тревогу на уровень поведения - «вгоняют стресс в мышцы» (И.П. Павлов). Интроверты субдепрессивны из-за накопившихся, неотреагированных чувств, экстраверты склонны к бурным аффектам в случае неудач, в целом самые «веселые» из-за быстрого освобождения от переживаний. Центроверты имеют средние значения показателей настроения, чувствительности и минимальные показатели тревожности. Они спокойнее реагируют на стресс из-за свойственной им конформности и жизнерадостности.

В процессе взросления различия эмоционального состояния между детьми в целом сохраняются, за исключением показателя нестабильности выбора (расхождение между желаемым и действительным). У экстравертов он резко снижается в возрасте 11-14 лет. Это связано с тем, что тре-

бования школьной среды обучают экстравертов следовать дисциплинарным рамкам, вырабатывая у них определенный конформизм.

В возрасте 15-17 лет все показатели сохраняют различия у детей с различными конституциональными типами, но дети подгруппы центро- и экстравертов отличаются друг от друга значительно меньше, чем экстраверты и интроверты. У интровертов нарастание тревоги, по-видимому, связано с повышением уровня нагрузок и необходимостью проявлять большую самостоятельность, у экстравертов объясняется их неумением сочетать разнообразные внешкольные интересы с требованиями дисциплины и успеваемости и ощущением угрозы своему статусу. На уровне поведения у интровертов тревожность проявлялась в пассивно-оборонительной позиции, а у экстравертов - в самоутверждающейся наступательности и агрессивности. Поэтому нами было предпринято дополнительное количественное и качественное исследование данного психологического свойства у детей с разными типами конституции.

Дополнительное качественное исследование причин тревожности детей по отношению к ряду типичных жизненных ситуаций (табл. 3) выявило различия у детей разных типов.

У интровертов реакции на психотравмирую-щие воздействия преимущественно направлены на себя, внутрь личности - отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, аутоагрессия. Дети интроверты в три раза чаще испытывают чувство изоляции, тревогу при взаимодействии, чаще принимают отрицательные решения при возможности обратиться за помощью. Таким образом, у интровертов 7-10 лет преобладает мотивация избегания неуспеха, ухода от конфликта с окружением, при этом эгоистические тенденции в большей степени сдерживаются, подавляются установками на соответствие ожиданиям социального окружения. У экстравертов реакции, напротив, направлены во-

Характеристика эмоциональной сферы детей с разными типами психосоматической конституции

Показатели Дети 7-10 лет (N=251) Дети 11-14 лет (N=253) Дети 15-17 лет (N=225)

II (N=47) ц (N=139) Э (N=65) II (N=39) ц (N=154) Э (N=60) II (N=24) ц (N=144) Э (N=57)

Настроение снижение настроения (т. Коха) 14,0±0Л2*,**,ЛЛ 11.3 1.11....... 2,9±0,21л,лл 13,3±1,18*,**,"" 11,2±0,11**,лл 1,2±0,09лл 23,9±1,06** 20,7±1,64** 10,9±1,03

нестабильность выбора (т. Люшера) 31,25±2Д1*,**ДЛЛ 44,66±3,81** Длл ?(..:? 3.13 . 18,6±5,57*,**,ЛЛ 28,6±2,51** 25,9±2,19лл 12,4±1,15 30,4±2,62 45,6±3,44

чувствительность (т. Коха) 24,8±2,15*,**,лл 37,7±3,14лл 39,7±2,32л,лл 28,2±2,81*,** 45,23±4,41 48,3±3,22 32,9±2,41*,** 48,14±3,11** 51,3±3,27

Тревожность школьная (т Филипса) 5,94±0,53** Длл 5,41±0,54**,лл 4,27±0,72лл 6,37±0,27*,**,лл 5,46±0,28лл 5,07±0,43лл 14,29±1,04*,** 8,89±0,43** 11,65±0,91

внутриличностная (т. Коха) 48,2±4,2*,** 24,3±1,6**,л 15,8±1,19лл 47,1±3,3*,** 18,9±0,81 16,7±0,91лл 49,7±3,12*,** 21,7±1,81 18,9±1,09

межличностная (т. Филипса) 3,63±0,21**,лл 2,87±0,29л 2,54±0,32лл 3,25±0,18**,лл 3,69±0,16** :.зз 0.31 5,04±0,33** 3,25±0,31** 5,03±0,31

личностная (т. Спилбергера) - 49,5±7,2 28,2±3,4 34,2±3,2 54,8±3,7 19,7±6,6 37,7±3,9

реактивная 44,3±7,8 22,7±4 51,8±9,7 38,6±8,4 24,3±2,5 44,2±6,2

Примечание здесь и далее: * - достоверность различий с центровертами (р < 0,05), ** - достоверность различий с экстравертами (р < 0,05), Л - достоверность различий с детьми того же конституционального типа в возрасте 11-14 лет, ЛЛ - достоверность различий с детьми того же конституционального типа в возрасте 15-17 лет

Таблица 3

Таблица 4

Качественный анализ причин тревожности у детей 7-10 лет

Ситуации

Номер рисунка

Интроверты (N=75)

Экстраверты (N=47)

Число эмоционально негативных выборов(%)

«Игра»

1,11

35

10

«Агрессия»

3,10

74

13

«Изоляция»

6,12

73

18

«Игнорирование»

9,14

58

26

«Выговор»

4,8

76

22

«Ребенок с родителями»

2,13

45

15

Уровень тревожности у детейпо тесту Спилбергера (баллы)

(баллы) М+ т Средние школьники Старшие школьники

И (N=154) Ц (N=123) Э (N=160) И (N=144) Ц (N=123) Э (N=157)

Личностная 49,51±4,23*,** 28,2±2,41л 34,2±3,21 54,8±3,74*,** 19,7±1,63** 37,7±3,43

Реактивная 44,3±3,78*,** 22,7±1,54** 51,8±3,73л 38,6±3,48* 24,3±2,15** 44,2±3,72

вне - наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, агрессия в отношении других. У них превалирует мотивация, направленная на эмоциональную вовлеченность, на общение, самодемонстрацию и получение помощи. Дети центроверты демонстрируют конформность во взаимодействии, легко принимая любой лидирующий стиль. У интровертов 11-17 лет преобладает мотивация избегания неуспеха, ухода от конфликта с окружением, эгоистические тенденции в большей степени сдерживаются, подавляются установками на соответствие ожиданиям окружения, ответственности по отношению к окружающим, социальной созвучности среде вплоть до боязливости, склонности к навязчивым страхам. У экстравертов причинами тревоги являются нарастание эгоцентризма и агрессивной манеры самоутверждения. Этому способствуют демонстративность и страх показаться смешным.

У интровертов 11-14 лет личностная тревожность была самой высокой, а реактивная - средней (табл. 4). Их поведение, направленное на избегание конфликта, повышает личностную тревожность. У экстравертов значения личностной тревожности были умеренными, а реактивная тревожность, напротив, была самой высокой, они, отличаясь легкой отзывчивостью на происходящие события, бурно, но кратковременно переживали стресс. В возрасте 15-17 лет показатели личностной тревожности у интровертов еще более возрастали за счет чрезмерной осторожности в принятии решений, вплоть до боязливости и склонности к навязчивым страхам. У экстравертов так же происходило увеличение этого показателя, но причины тревоги были иные - их тревога основывалась на ощущении угрозы своему статусу. У детей центро-вертов низкие показатели реактивной тревожности имели в своей основе поверхностное отношение

к ситуациям проверки и контроля, склонность откладывать решение или вытеснять проблемную ситуацию.

Исследование характерологических свойств также выявило целый ряд достоверных различий (табл. 5, 6).

В возрасте 7-10 лет интроверты демонстрировали самые высокие показатели дисциплины и самые низкие значения импульсивности, активности и работоспособности. Экстраверты, напротив, имели наибольшие значения импульсивности, активности и работоспособности и наименьшие -дисциплинированности. В средней и старшей школе показатели дисциплинированности снижались у всех типов, однако различия сохранялись. К 1517 годам у интровертов значения показателя работоспособности повышались вдвое, практически достигая значения центровертов. У экстравертов, напротив работоспособность снижалась на фоне нарастающих проявлений активности, что является еще одной причиной тревожных переживаний - беря на себя массу нагрузок, экстраверты не рассчитывают свои силы. Снижение наблюдалось и у детей центровертов, однако, в меньшей степени, чем у экстравертов.

В возрасте 11-14 лет у интровертов были достоверно ниже проявления таких черт характера как гипертимия, демонстративность, возбудимость и экзальтированность, в то же время были выше проявления тревоги, дистимии, педантичности и застревания. Интроверты были достоверно тревожнее и педантичнее, демонстрируя занудливость в виде «пережевывания» подробностей, чрезмерную аккуратность. Тревожность интровертов проявлялась в робости, неуверенности в себе, нерешительности, длительном переживании неудачи и сомнениях в своих действиях.

Экстраверты, напротив, имели наибольшие показатели возбудимости, экзальтированности, де-

Характеристика характерологических качеств и вариантов пограничных нервно-психических нарушений

Качества Дети 7-10 лет (N=251) Дети 11-14 лет (N=253) Дети 15-17 лет (N=225)

И (N=47) Ц (N=139) Э (N=65) II (N=39) Ц (N=154) Э (N=60) II (N=24) Ц (N=144) Э (N=57)

Импульсивность 11,9±0,91*,**,ЛЛ 38,6±2,72**,'\лл 46,7±3,21 9,9±0,45*,** 28,3±0Д7** 47,9±4Д2 8,9±0,07*,** 23,5±0,85** 49,2±2,41

& Дисциплинированность 29,7±1,2*,** 20,6±1,72**,лл 13,6±1,21 32,4±3,15*,** 23,8±2,05** 15,9±1Д7 33,8±0,67** 29,7±2,23** 17,5±1,04

н Агрессивность 7 8±0 3* ** л 35,8±1Д7**ЛЛ 18.9 2.92 5,6±0,4*,** 32,6±3,16**,лл 43Д±3,72 4,8±0,37*,** 22,3±2,74** 38Д±3,91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз сз & 1} д Работоспособность 28.76 2.55*.**. . 38,76±3,71**,л,лл 67,37±5,58 38,7±3,25*,** 58,7±5Д8** 69,4±5,42** 43Д±3,75*,** 53Д±4,4 64,7±5,64

н Активность 33,3±3,21*,** 55,2±4,54** 66,67±5,48 39,8±3,59*,** 49,8±3,85** (.1,- 5.81 31Д±2,63*,** 55,3±4,72 80,2±7,56

Страх самовыражения 2,0±0,3*,лл 1.28 0.32 1,33±0,27лл 1.95 0.1 с*. 1.19 0.13....... 1,73±0,24лл 3,92±0,21*,** 2,98±0Д5 3,1±0,35

сз о Страх проверки знаний 3,12±0,33**,лл 2,51±0,38л,лл 2,42±0,2Л,ЛЛ 2,85±0Д2*,**,ЛЛ 1.9 1 0.15....... ЗД5±0,25 4,46±0,29* 3,92±0,21 3,97±0,27

Я Ч е Страх не соответствия ожиданиям 1,75±0,3ЛЛ 1.5 0.3 1 1.12 0.28 1.81 0.21....... 1,67±0,23лл 1,22±0,22лл 3,83±0,29*,** 2,56±0,25 2,39±0,22

Страх учителя 3,0±0,22**,лл 2,5±0,27лл 2,4±0,21л,лл 3.12 0.11*. 2,36±0Д1**,ЛЛ 3,53±0,21 4,25±0Д6*,** 3,47±0,13 3,59±0,22

Фрустрация потребности успеха 3.5(. 0.31....... . 3,06±0,25**,лл 2,73±0,28лл 4,31±0Д7*,**,ЛЛ 3.23 0.18 3,01±0,27лл 6,04±0,36*,** 4,56±0,24 5Д4±0,32

Таблица 6

Распределение характерологических черт у детей в % и в баллах

Признаки Дети 11-14 лет (N=253) Дети 15-17 лет (N=225)

И (N=39) Ц (N=154) Э (N=60) И (N=24) Ц (N=144) Э (N=57)

Гипертимный - 12,34** - - 9,03 -

7,41±0,61*,** 17,6±1,12** 28,16±1,62Л 6,2±0,61*,** 16,6±1,06 17,5±1,61

Застревающий 20,51*,** - - 20,83*,** - -

12,06±1,15*,Л 8,5±0,64 9,55±0,84Л 18,3±1,72*,** 8,1±0,61** 13,3±1,05

Циклотимичный - 46,1** - - 49,31** -

5,12±0,18*,Л 12,6±1,21** 7,8±0,63 3,2±0,14*,** 11,6±1,05 7,8±0,59

Эмотивный - 23,73 20,0 - 22,92 22,81

9,1±0,72* 14,6±1,17** 8,4±0,71 7,6±0,62*,** 14,0±1,14** 9,3±0,44

Тревожный 38,46* 5 19** 35,0 41,67* 7,64** 38,6

21,45±1,87*,** 5,9±0,14** 13,02±1,24 20,6±1,38*,** 5,3±0,42** 11,2±1,02

Педантичный 23,08* - 26,67 25,0* - 29,82

24,68±1,53*,** 13,7±1,26** 8,0±0,78Л 24,1±1,69*,** 13,1±1,13** 4,9±0,37

Демонстративный - 14 94** 58,33 - 15,98** 63,16

7,08±0,62*,**,Л 11,7±1,03** 15,5±1,48Л 4,4±0,31*,** 10,9±1,04** 18,8±1,71

Возбудимый - 11,69** 33,33 - 17,36** 28,07

9,3±0,74**,Л 9,3±0,81** 18,5±1,63 6,4±0,47*,** 9,1±0,59** 17,3±1,58

Дистимичный 12,82 10,39 18,33 16,67 12,5 17,54

9,8±0,83*,**,Л 6,1±0,52** 7,5±0,62Л 7,9±0,65*,** 5,8±0,47** 13,8±1,12

Экзальтированный - 9,74 13,33 - 9,72 14,04

7,4±0,59*,** 12,3±1,15** 20,4±1,77 6,6±0,55*,** 12,1±1,14** 22,8±2,15

Таблица 7

Комплексная характеристика психологических качеств детей

Признак Интроверты Экстраверты

фон настроения невысокий Центроверты - средние значения высокий

социальная активность низкая высокая

работоспособность низкая высокая

нестабильность низкая (подуманные формы поведения преобладают над импульсивными) высокая (импульсивные формы поведения преобладают над взвешенными)

агрессивность низкая, склонность к аутоагрессии высокая, направлена на мир внешних объектов

импульсивность низкая высокая

дисциплинированность высокая низкая

педантичность высокая низкая

демонстративность низкая высокая

экзальтированность низкая высокая

тревожность относительно высокая, обусловлена в основном личностным компонентом относительно низкая, обусловлена в основном реактивным компонентом

содержание страхов утраты чувства собственной целостности, страх быть не принятым и не понятым, страхи экзистенциального характера утраты личной исключительности, лидерских позиций, страх показаться смешным и (или) слабым

самоконтроль высокий низкий

стремление к лидерству не характерно характерно

тип социализации пассивный, при высокой подчиняемости и избегании малозначимых социальных контактов активный, при низкой подчиняемости и избытке социальных контактов

монстративности, стремились к лидерству, риску, авантюрам. Они демонстрировали выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь).

Центроверты обнаруживали наибольшие значения циклотимичности и эмотивности, т.е. демонстрировали чрезмерно приподнятое настроение в ситуациях, где интроверты тревожились, а экстраверты раздражались.

Все перечисленные особенности сохранялись к старшему школьному возрасту, усиливались по выраженности и в ряде случаев доходили до пограничных с патохарактерологическими свойствами величин.

В характеристике пограничных нервно-психических нарушений у детей трех конституциональных типов нами анализировались фобические и агрессивные проявления. В возрасте 7-10 лет формирование страхов наиболее типично было для интровертов, при этом чаще, чем у детей других конституциональных типов, были выражены фрустрация потребности в достижении успеха, страхи не соответствовать ожиданиям окружающих, самовыражения, ситуации проверки знаний и страхи в отношениях с учителями. Также у них регистрировались наименьшие показатели уровня агрессивности. У экстравертов показатели страхов были минимальные, а значения уровня агрессивности - наибольшие. Агрессивность проявлялась

Программа сопровождения детей

у них противопоставлением влиянию среды и морали собственных установок. В возрасте 11-14 лет большинство фобических проявлений у детей оставались на том же уровне, что и в начальной школе, сохраняя качественные различия, а агрессия снижалась у детей всех типов, в старшей школе - возрастали, с наибольшими проявлениями у интровертов и наименьшими у экстравертов, кроме того у экстравертов и центровертов нарастали и показатели агрессивности.

Таким образом, выявленные в ходе исследования закономерности подтверждают взгляды ряда авторов (Э. Кречмер, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Гилфорд, Я. Стреляу, В. Мерлин, Е. Шелкопляс и др.), полагавших, что свойство «экстраверсия - интроверсия» является не только значимым личностным качеством, но и одним из ведущих системообразующих факторов психосоматической конституции на всех уровнях организации нервной системы человека.

Подводя итоги комплексного исследования психологических характеристик детей, первоначально разделенных по типу направленности психической активности, нами получено описание системного психологического портрета детей интро-, центро-и экстравертов (табл. 7).

В связи с полученными данными мы предлагаем дифференцировать процесс образования и воспитания детей. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Оптимизация процесса адаптации ребенка

Таблица 8

разных конституциональных типов

ИНТРОВЕРТ ЦЕНТРОВЕРТ ЭКСТРАВЕРТ

Тип педагогического воздействия

Поддерживающий, тактика «аванса доверия», формы работы с расширенным временным регламентом, с обеспечением познавательной нагрузки Сочетание подходов Сдерживающий, предпочтительнее роль сильного, но доброго героя, командное взаимодействие. Они любят быть в центре внимания, артистичны. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию.

«Не торопи», «Не навреди» «Доверяй, но проверяй» «Ни минуты покоя»

Поощрение в поведении проявлений

Активности, энергичности, настойчивости, решительности, спонтанности исполнительность, упорство, оригинальность доброжелательности, жизнерадостности, конструктивности, скромности, коллективизма

Тактика в стрессовых ситуациях (предоставить возможность)

Уединения разделить переживания активных действий

Сдерживать проявления

Инертности, мнительности и замкнутости, пониженной активности, пассивности, приглушенной эмоциональности Соглашательства, эмоциональной неустойчивости вспыльчивости, резкости в отношениях, конфликтности, обидчивости, взрывчатости, агрессивности; капризности

Ожидаемыереакции на стресс (адаптацию в ОУ)

Снижение настроения, нарушения сна, моторики, свойственны реакции замирания, страх перед тесными эмоциональными контактами, «огромностью» мира Выражены не значительно активный тип: агрессия, гнев,нарушения дисциплины, реакции отчетливы, порой утрированы, часто реагирует истерикой, страхи, в основном, связаны с опасением утраты власти.

94

Вестник КГУ 2019

Уверенность, лидерство, решительность, эмоциональная яркость, жизнелюбие, артистизм Э с И

Нестандартность мышления, деликатность, скромность, логичность.

Настойчивость, упорство, отказ от излишнего конформизма, смелость.

э — Ц

Способность с юмором относиться к конфликтам, партнерство, естественность, искренность.

Гибкость мышления, терпимость к чужому мнению, скромность, конструктивность

II Ц

Спонтанность, жизнерадостность открытость

Рис. 1. Доноро-реципиентное взаимодействие детей разных конституциональных типов. Примечание: И - инроверт, Э - экстраверт, Ц - центроверт

к образовательной среде должна строиться, прежде всего, с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка. При этом медико-психолого-педагогическое сопровождение должно обеспечить с одной стороны создание условий для успешного обучения без ущерба для здоровья ребенка. С другой стороны, в процессе этого сопровождения важно подобрать стимулирующее воздействие, способствующее оптимизации интеллектуального и эмоционального развития ребенка, в т. ч. и за счет педагогических инноваций. В конечном итоге, знание типа психосоматической конституции ребенка значительно расширяет возможности педагога в следующих видах профессиональной деятельности: организации дифференцированного подхода на занятиях и уроках; реализация индивидуального подхода при проведении внеклассной и оздоровительной работы; консультирования родителей по вопросам оптимальных родительско-детских отношений. При правильном воспитании природные качества уважаются и из медлительного ребенка или «мямлика» не пытаются сделать быстрого, «шустрика» (и наоборот). Правильное сопровождение позволяет ребенку развиваться достаточно свободно в русле его конституционального потенциала, лишь приучая его контролировать слабые черты своего характера и компенсировать их за счет сильных (табл. 8).

При организации взаимодействия детей в различных видах деятельности необходимо учитывать возможности доноро-реципиентное взаимодействие детей разных конституциональных типов (рис. 1).

Ни один из типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной специализированной деятельности, позволяя значительно эффективней решать задачи сопровождения, воспитания, ранней профориентации, что в равной мере важно для педагогики и психологии.

Каждый человек имеет право располагать конкретными сведениями о своей индивидуальности

и в любом возрасте правильно оценивать тот образ жизни, который он ведет, зная, что для него является оптимальным и чего следует избегать, какой путь решения поставленных задач наиболее эффективен.

Библиографический список

1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Шелкопляс Е.В. Конституциональные особенности детей школьного возраста: Системный анализ и дифференцированные программы формирования их здоровья. -Иваново: ИПК «ПресСто», 2015. - 192 с.

2. Бобошко И.Е. Дифференцированный подход к медико-социальному сопровождению детей разных конституциональных типов в учреждениях здравоохранения и образования // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2010. - Т. 15. -№ 3. - С. 34-40.

3. Жданова Л.А. Организация работы медико-социального отделения детской поликлиники / Л.А. Жданова, Л.К. Молькова, И.Е. Бобошко, Г.Н. Нуждина, Т. А. Севастьянова, С.В. Смирнова // Заместитель главного врача. - 2016. - № 119 (4). -С. 28-37.

References

1. Boboshko 1.Е., ZHdanova L.A., SHelkoplyas Е.У Konstitucional'nye osobennosti detej shkol'nogo vozrasta: Sistemnyj analiz i differencirovannye programmy formirovaniya ih zdorov'ya. - Ivanovo: IPK «PresSto», 2015. - 192 s.

2. Boboshko 1.Е. Differencirovannyj podhod k mediko-social'nomu soprovozhdeniyu detej raznyh konstitucional'nyh tipov v uchrezhdeniyah zdravoohraneniya i obrazovaniya // Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii. - 2010. - T. 15. - № 3. - S. 34-40.

3. ZHdanova L.A. Organizaciya raboty mediko-social'nogo otdeleniya detskoj polikliniki / L.A. ZHdanova, L.K. Mol'kova, 1.Е. Boboshko, G.N. Nuzhdina, T.A. Sevast'yanova, S.V. Smirnova // Zamestitel' glavnogo vracha. - 2016. - № 119 (4). -S. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.