СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ УКРАИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК
Н.В. Клецова, асп. Сумского национального аграрного университета
В современных условиях одним из основополагающих факторов интеграции в мировое пространство и внешнеэкономического развития страны является ее аграрная деятельность. Именно поэтому агропромышленный комплекс определяют в качестве приоритетной отрасли народного хозяйства, которая в состоянии стабилизировать и в то же время улучшить общую экономическую ситуацию, сложившуюся в Украине. Не секрет, что интеграция экономики в мировое хозяйство должна происходить с помощью эффективных, а иногда инновационных средств международного сотрудничества, среди которых весомая роль принадлежит иностранному инвестированию. А одной из эффективных форм использования иностранного капитала выступает совместное предприятие. Именно поэтому инвестиционное обеспечение агропромышленного комплекса Украины неразрывно связано с созданием эффективного механизма привлечения инвестиционных ресурсов в совместные предприятия.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются деятель-
ность совместных сельскохозяйственных предприятий, подтверждает, что проблемы привлечения иностранных инвестиций, мотивация создания совместных предприятий как современного направления инновационной деятельности в агропромышленном комплексе становятся все более актуальными. Совместные предприятия являются объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых, в частности, таких научных деятелей, как В.Е. Новицкий, И.В. Тырпак, А. Пешко, А.Ф. Бондаренко, Ю.В. Макогон, В.И. Лобунец, Н.З. Жуковская, М.С. Бриль, О.В. Хитра, К.И. Иванченко, В.И. Касянюк, О.Ю. Стариков, Ю.О. Не-стерчук, Г.В. Назаренко, В. А. Совина, Ю.В. Андрианова, А. С.Инкпен, Р. Карбау, П.В. Беа-миш, А. Скотт и др. Вместе с тем необходимы дальнейшие исследования теоретических и практических вопросов развития совместных предприятий. И особую значимость приобретают необходимость и перспективность создания совместного сотрудничества.
Исследования показали, что ни в теории, ни в практике не утвердилось единого определения категории совместных предприятий. Поэтому, учитывая собственный анализ и наработки, совместным необходимо считать такое предприятие, которое основано на совместном
капитале хозяйственных субъектов Украины и иностранных государств, на совместном их управлении, распределении результатов и рисков и которое образуется исключительно в форме корпоративного предприятия при участии национального и иностранного партнеров. Возникает вопрос, почему же именно совместные предприятия можно считать находкой и инновацией агропромышленного комплекса? Дело в том, что, в отличие от других форм международного экономического совместного сотрудничества, совместные предприятия имеют ряд преимуществ, среди которых: ограничения предпринимательского риска; единственная возможность выхода иностранных партнеров на местный рынок; формирование стабильной финансовой базы; обеспечение социальной эффективности сотрудничества [1, с. 56]. Однако главной особенностью совместных предприятий является то, что материально-техническая поставка, производство, сбыт продукции, финансирование поточных и инвестиционных операций, подбор персонала, полное социальное обеспечение своих работников они осуществляют на основе принципов кооперации, которые предусматривают комплексное использование усилий партнеров. Более того, участники данных предприятий вкладывают собственный капитал в процесс производства, поэтому и возникают требования гарантий, которые обеспечивают защиту внесенных денежных средств и возможность их возврата благодаря совместным экономическим интересам.
Безусловно, инвестирование аграрного сектора посредством внутренних источников финансирования - приоритетное направление вложения средств, но для того, чтобы избежать кризисной ситуации для товаропроизводителей внутреннего инвестиционного потенциала страны, этого не достаточно. Украине необходимо проводить политику активного привлечения инвестиций в разных формах и направлениях. Поэтому, анализируя данные Государственного комитета статистики Украины, мы можем утверждать, что агропромышленный сектор страны характеризуется приростом инвестиций: в 2007 г. в продуктовую промышленность было инвестировано 292 млн долл. (с 1994 по 2007 г. всего аккумулировано 1 564 млн долл. прямых иностранных инвестиций), в сельское хозяйство - 153 млн долл. Основными инвесторами выступали Германия, Кипр, Авст-
рия, Великобритания. По мнению аналитика Украинского клуба аграрного бизнеса Андрея Товстопьята, приток инвестиций в АПК Украины, несмотря на положительные тенденции, находится еще не на том уровне, когда можно констатировать факт инвестиционного бума в секторе, а сельскому хозяйству необходимо увеличение инвестиций в растениеводстве минимум до 3 млрд долл. США ежегодно [2].
Несмотря на увеличение инвестиций в экономику Украины, в том числе и в агропромышленный комплекс, количество совместных предприятий становится с каждым годом меньше. Исследования показали, что за последние шесть лет число совместных предприятий на Украине уменьшилось на 1 507. Так, в 2001 г. их насчитывалось 6 798, в то время как в 2006 г. уже 5 291. При этом особое внимание следует обратить на количество совместных предприятий в отраслях экономики - наибольшее количество СП функционирует в области торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления, однако регистрация и функционирование совместных предприятий АПК находится на втором месте, что является положительным фактором. В то же время наблюдается тенденция к снижению количества предприятий данной организационноправовой формы хозяйствования как в агропромышленном комплексе, так и по Украине в целом. Таким образом, за последние три года число совместных предприятий АПК уменьшилось на 68, а по Украине в целом - на 182. Такое снижение количества совместных предприятий в агропромышленном комплексе можно объяснить тем, что интересы зарубежных и отечественных участников не всегда совпадают. И это вполне логично, ведь любой иностранный инвестор целенаправленно пытается освоить новые рынки, сократить растраты на производство (с помощью уменьшения капитальных затрат и снижения риска при создании новых мощностей), получить увеличение ресурсов (приобретая новые источники ресурсов и совершенствуя базу производства). И несмотря на то, что отечественные партнеры пытаются привлечь инвестиции в те отрасли, которые испытывают экономический спад и требуют немедленного воспроизводства, главным для большинства зарубежных участников остается желание вкладывать свои ресурсы лишь в те отрасли, которые гарантируют быструю окупаемость внесенного капитала, избегая таким образом последствий нестабильных законодательства и политической ситуации в стране; и аграрная сфера - не исключение.
По мнению экспертов ООН, «чтобы привлечь прямые иностранные инвестиции в агропромышленный комплекс, многим странам прежде всего необходимо создать о себе представление как о благоприятном месте для реализации инвестиционных проектов, то есть, образно говоря, обозначить себя на условной карте мира, которой пользуются международные инвесторы» [3, с. 33]. При этом очевидно, что предоставление самой информации недостаточно для привлечения иностранных инвесторов, поэтому в современных условиях не обойтись без специальных стимулирующих мероприятий финансового, налогового и организационного характера. Благодаря таким мерам возможна компенсация существующих недочетов общеэкономической конъюнктуры нашей страны или же усиление привлекательности отдельных отраслей для реализации инвестиционных проектов. Какие же виды стимулирующих мер наиболее эффективны? Так, финансовые стимулы сопряжены с непосредственными затратами государственных средств. Кроме того, нет никаких гарантий, что предлагаемый проект будет доведен до логического завершения. Что касается налоговых стимулов, то они не требуют непосредственных затрат, более того, они обычно вступают в силу только тогда, когда проект полностью завершен. Другие виды привлечения иностранных инвесторов, например, создание за счет государства транспортных или других инфраструктурных объектов, имеют нецелевой характер и могут привлечь к реализации инвестиционных проектов не только иностранный, но и отечественный капитал. Безусловно, помощь со стороны государства, хоть и частично, может компенсировать недостаточную привлекательность аграрного сектора Украины для иностранных инвесторов. Вместе с тем необходимо учитывать, что наличие вышеуказанных стимулов далеко не всегда оказывается для международных инвесторов в числе основных факторов при выборе страны и места расположения того или же иного проекта.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для Украины в качестве принимающей страны важно не просто стремиться к устранению излишних бюрократических и иных барьеров на пути инвестиций в совместные предприятия АПК, но и постоянно отслеживать положение стран-конкурентов, которые являются лидерами по привлечению инвестиций для совместной деятельности. Ведь именно совместные предприятия всегда были и остаются одной из перспективных и в то же время инновационных форм международного сотрудничества.
Источники
1. Касянюк, В.І. Доцільність створення спільних підприємств у сільському господарстві / В. І. Касянюк //Економіка АПК. - 2002. - № 1. - С. 5559.
2. Інвестиції в економіку України в цілому збільшуються та АПК потребує набагато більше // Published on Український клуб аграрного бізне-
су. - 26.02.2008 URL: http://www.agribusiness. kiev.ua/uk/node/2694 (2008. 02 марта.).
3. Павличенко, Р. Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы / Р.Павличенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4. - С. 30-35.
4. Держкомстат України, 1998-2008 URL:
http://www.ukrstat. gov.ua.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В.И. Сапич, к.э.н., доц. Сумского фил. Харьковского национального университета внутренних дел
Результативность инновационной деятельности как процесса по внедрению в производство новых или усовершенствованных видов техники и технологии определяется не только уровнем их новизны, совершенства, но и теми экономическими отношениями, которые опосредуют нововведение. В сфере экономических отношений в аграрном секторе важнейшее значение имеют земельные отношения.
Осуществление аграрных реформ в странах с переходной экономикой сопровождается принципиальными изменениями земельных отношений. Общей тенденцией для всех стран, ставших на путь создания рыночной экономики, является формирование отношений многообразия форм собственности на землю, в том числе отношений частной собственности. И в России, и на Украине земли бывших колхозов и совхозов переданы в собственность работавших в них граждан в виде права на земельную долю. В месте с тем наблюдаются различия в темпах и глубине преобразований отношений земельной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации сводит земельные отношения к владению и пользованию землей, термин «частная собственность» в нем не употребляется [1, с. 6, 13-19]. Земельный кодекс Украины включает в земельные отношения как владение и пользование, так и распоряжение землей, в нем определена вследствие приватизации государственных и коллективных сельскохозяйственных предприятий передача земель в частную собственность граждан [2, с. 5-9].
Среди российских ученых доминирует позиция о введении частного владения землей без частной собственности на землю, т.е. о сохранении за государством титульной собственности на землю. В таком подходе видится возможность сочетания экономической эффективности землепользования и социальной справедливости [3]. Введение частной собственности на землю в России если и предполагается, то
лишь в результате длительного эволюционного процесса, во время которого «необходимо демонополизировать сферу земельных отношений, оптимизировать финансово-денежную систему, отрегулировать налоги и пр.» [4, с.
13-14]. Украинские исследователи в реформировании земельных отношений акцентируют внимание на приоритетности частной собственности на землю и необходимости купли-продажи сельскохозяйственных земель [5].
Коренные изменения земельных отношений на Украине произошли в ходе реализации Указа Президента Украины от 3 декабря 1999 г. «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Если ранее отношения земельной собственности охватывали три формы - государственную, коллективную и частную, то теперь только две -государственную и частную. В настоящее время частное землевладение стало на Украине доминирующим. В 2006 г. в пользовании государственных сельскохозяйственных предприятий осталось лишь 5,6% сельскохозяйственных угодий [6, с. 64]. Преобразование отношений земельной собственности позволило приостановить падение сельскохозяйственного производства, имевшее место с 1999 по 1996 г., однако уровень 1990 г. еще не достигнут. Состояние сельскохозяйственного производства и инвестиций в аграрный сектор экономики имеют взаимоопределяющую связь (рис. 1).
Прирост производства в сельском хозяйстве Украины начался с 2000 г. В это время коллективные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в формирования рыночного типа (хозяйственные товарищества, частные предприятия, производственные кооперативы), имущество которых находилось в частной форме собственности. Земля была также передана в частную собственность, и образовавшиеся предприятия стали ее использовать на условиях аренды.