Научная статья на тему 'Совершенствование земельных отношений в контексте перехода на инвестиционно-инновационнуюмодель развития сельского хозяйства'

Совершенствование земельных отношений в контексте перехода на инвестиционно-инновационнуюмодель развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование земельных отношений в контексте перехода на инвестиционно-инновационнуюмодель развития сельского хозяйства»

Источники

1. Касянюк, В.І. Доцільність створення спільних підприємств у сільському господарстві / В. І. Касянюк //Економіка АПК. - 2002. - № 1. - С. 5559.

2. Інвестиції в економіку України в цілому збільшуються та АПК потребує набагато більше // Published on Український клуб аграрного бізне-

су. - 26.02.2008 URL: http://www.agribusiness. kiev.ua/uk/node/2694 (2008. 02 марта.).

3. Павличенко, Р. Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы / Р.Павличенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4. - С. 30-35.

4. Держкомстат України, 1998-2008 URL:

http://www.ukrstat. gov.ua.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В.И. Сапич, к.э.н., доц. Сумского фил. Харьковского национального университета внутренних дел

Результативность инновационной деятельности как процесса по внедрению в производство новых или усовершенствованных видов техники и технологии определяется не только уровнем их новизны, совершенства, но и теми экономическими отношениями, которые опосредуют нововведение. В сфере экономических отношений в аграрном секторе важнейшее значение имеют земельные отношения.

Осуществление аграрных реформ в странах с переходной экономикой сопровождается принципиальными изменениями земельных отношений. Общей тенденцией для всех стран, ставших на путь создания рыночной экономики, является формирование отношений многообразия форм собственности на землю, в том числе отношений частной собственности. И в России, и на Украине земли бывших колхозов и совхозов переданы в собственность работавших в них граждан в виде права на земельную долю. В месте с тем наблюдаются различия в темпах и глубине преобразований отношений земельной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации сводит земельные отношения к владению и пользованию землей, термин «частная собственность» в нем не употребляется [1, с. 6, 13-19]. Земельный кодекс Украины включает в земельные отношения как владение и пользование, так и распоряжение землей, в нем определена вследствие приватизации государственных и коллективных сельскохозяйственных предприятий передача земель в частную собственность граждан [2, с. 5-9].

Среди российских ученых доминирует позиция о введении частного владения землей без частной собственности на землю, т.е. о сохранении за государством титульной собственности на землю. В таком подходе видится возможность сочетания экономической эффективности землепользования и социальной справедливости [3]. Введение частной собственности на землю в России если и предполагается, то

лишь в результате длительного эволюционного процесса, во время которого «необходимо демонополизировать сферу земельных отношений, оптимизировать финансово-денежную систему, отрегулировать налоги и пр.» [4, с.

13-14]. Украинские исследователи в реформировании земельных отношений акцентируют внимание на приоритетности частной собственности на землю и необходимости купли-продажи сельскохозяйственных земель [5].

Коренные изменения земельных отношений на Украине произошли в ходе реализации Указа Президента Украины от 3 декабря 1999 г. «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Если ранее отношения земельной собственности охватывали три формы - государственную, коллективную и частную, то теперь только две -государственную и частную. В настоящее время частное землевладение стало на Украине доминирующим. В 2006 г. в пользовании государственных сельскохозяйственных предприятий осталось лишь 5,6% сельскохозяйственных угодий [6, с. 64]. Преобразование отношений земельной собственности позволило приостановить падение сельскохозяйственного производства, имевшее место с 1999 по 1996 г., однако уровень 1990 г. еще не достигнут. Состояние сельскохозяйственного производства и инвестиций в аграрный сектор экономики имеют взаимоопределяющую связь (рис. 1).

Прирост производства в сельском хозяйстве Украины начался с 2000 г. В это время коллективные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в формирования рыночного типа (хозяйственные товарищества, частные предприятия, производственные кооперативы), имущество которых находилось в частной форме собственности. Земля была также передана в частную собственность, и образовавшиеся предприятия стали ее использовать на условиях аренды.

рис. 1. Динамика валовой продукции и инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Украины [6, с. 34, 44; 7, с. 21, 30]

С 2001 г. инвестиции в сельское хозяйство Украины начинают увеличиваться (рис. 1), однако их уровень крайне недостаточен. В 2006 г. инвестиции в основной капитал сельского хозяйства Украины составили лишь 22,6% уровня 1990 г. Сельское хозяйство еще не стало привлекательным для инвесторов, прежде всего в силу низкой рентабельности производства (рис. 2), в 2001-2006 гг. ее уровень находился в пределах 2,8-18,3%.

В настоящее время на Украине утвердилось понимание того, что одного лишь перехода к частной собственности на землю и имущественные факторы производства недостаточно для подъема сельского хозяйства. Утвержденная 19 сентября 2007 г. постановлением Кабинета Министров Украины Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 г. предусматривает внедрение инвестиционно-инновационной модели развития сельского хозяйства [8, с. 2324].

Одной из составляющих привлечения инвестиций в аграрный сектор является формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения. Принятый в 2001 г. Земельный кодекс Украины предполагал введение рынка сельскохозяйственных земель с 1 января 2005 г. [2, с. 67], однако до настоящего времени сохраняется мораторий на данную норму под предлогом отсутствия ряда законодательных актов, в частности, законов «Об оценке земель», «О государственном земельном кадастре», «О рынке земли», «О государственном земельном (ипотечном) банке». Непринятие этих нормативно-правовых документов является следствием жесткого противостояния политических сил.

45.0 -|

40.0 —

35.0 -I—

30.0

25.0 -|—

20.0

15.0

10.0 5,0 0,0

-5,0

1990г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.

Рис. 2. Уровень рентабельности, убыточности (-) производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями Украины, % [6, с. 50]

Последние годы на Украине четко прослеживается тенденция перераспределения сельскохозяйственных земель в пользу новых землепользователей. Если в 2001 г. в Сумской области 90,5% договоров аренды было заключено с хозяйствами, в которых были получены земельные доли, то в 2006 г. таких договоров было уже 75,3%. За этот период количество заключенных договоров аренды земли с фермерскими хозяйствами увеличилось с 3 597 до 9 342, т.е. в 2,6 раза. Сельскохозяйственные производители, которые ныне увеличивают землепользование через аренду, по мере укрепления своего финансового положения должны иметь возможность купить землю. Земля в частной собственности более предпочтительна для инвестиций, чем арендованная.

Противники рынка земель сельскохозяйственного назначения называют ряд отрицательных последствий, которые могут возникнуть с его появлением (ущемление интересов государства и муниципальных образований как хозяйствующих субъектов и субъектов землепользования, спекуляция земельными

участками, разрушение сложившегося сельского уклада жизни, нарушение экологических норм землепользования). Для предотвращения названных отрицательных последствий рынок сельскохозяйственных земель должен регулироваться государством. Инструменты государственного регулирования купли-продажи сельскохозяйственных земель можно позаимствовать у зарубежных стран с высоким уровнем развития аграрного сектора и устойчиво функционирующим рынком земли

[9].

Безусловно, мировой опыт может быть использован в странах с переходной экономикой с учетом как существующих особенностей

81

6,8

28

-1,0

исторического и национального характера, так и прогнозируемых прогрессивных изменений в землепользовании, для которых необходима поддержка государства.

Наличие регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения обеспечит перераспределение земельных ресурсов в руки эффективных собственников, которые смогут реализовать инвестиционно-инновационную

модель развития сельского хозяйства.

Источники

1. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: Юркнига, 2005.

2. Земельний кодекс України. - Офіційний вісник України, 2001. - № 46.

3. Львов, Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма / Д. Львов // Вопросы экономики. 2000. - № 2. - С. 95-96; Зельднер, А. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в XXI в./ А. Зельднер. - М., 2000. - С. 129.

4. Киселев, С.В., Серова, Е.В. Земельне отношения и собственность / С.В. Киселев, Е.В. Серова //

Вестник сельскохозяйственной науки. - 1990. -№ 9. - С. 10-16.

Каблук, П. Розвиток сільських територій в контексті забезпечення економічної стабільності держави / П. Каблук // Економіка АПК. - 2005. -№11. С. 4-12; Федоров, М. Організаційно-економічні передумови формування ринку земель сільськогосподарського призначення / М. Федоров // Економіка АПК. - 2003. - № 1. - С. 25-31; Юрченко, А. Про запровадження ринку земель сільськогосподарського призначення / А. Юрченко // Економіка АПК. - 2005. - № 10. - С. 97-100.

6. Сільське господарство України за 2006 рік: стат. зб. - К., 2007.

7. Сільське господарство України за 2000 рік: стат. зб. - К., 2001.

8. Державна цільова програма розвитку українського села на період до 2015 року // Економіка АПК. - 2007. - № 11. - С. 3-57.

9. Управление земельными ресурсами / под ред. Л.И. Кошкина. - М., 2004. - С. 414-441; Комов, Н. Земельно-имущественные отношения и социальное рыночное хозяйство России / Н. Комов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. - № 3. - С. 44; Зейналов, И. Мировой опыт земельных реформ / И. Зейналов // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. -№ 4. - С. 42-45.

РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ Е.В. Шубравская, д.э.н., гл. науч. сотр. Института экономики и прогнозирования НАН Украины

Развитие альтернативных систем сельскохозяйственного производства во всем мире обусловлено растущим стремлением населения к потреблению качественного и экологически безопасного продовольствия с гарантированным отсутствием в его составе генетически модифицированных организмов и разного рода химических соединений. В немалой степени понимание целесообразности перехода к экологически ориентированному сельскому хозяйству сформировалось также под воздействием проблем, накопленных в сфере использования и восстановления природных ресурсов, одним из основных потребителей которых, как известно, является аграрный сектор. На Украине развитие экологически безопасного сельскохозяйственного производства помимо указанных причин актуализируется также в связи с необходимостью обеспечения защиты внутреннего продовольственного рынка от низкокачественной продукции, становления индустрии здорового питания, стабилизации источников доходов сельских жителей в условиях ВТО.

К альтернативным методам ведения сельского хозяйства принято относить биоинтен-сивное мини-земледелие (Bio-intensive MiniFarming), биодинамическое земледелие (Biody-

namic Agriculture), малорасходное устойчивое земледелие (LISA - Low Input Sustainable Agriculture), органическое земледелие (Organic Farming) и др. Все эти модели не имеют между собой кардинальных отличий. В их основу положены принципы устойчивого сельского хозяйства, как-то: выбор оптимальных севооборотов, использование биологических методов для борьбы с вредителями и болезнями, а также для сохранения плодородия и улучшения структуры почв, формирование экологически устойчивых агроландшафтов и т.п. На Украине наибольшее распространение получило органическое земледелие, которое, по определению Комиссии Codex Alimentarius, является целостной системой управления производством, содействует оздоровлению экосистем, в том числе интенсифицирует биологические процессы и повышает биологическую активность почв [1].

На Украине 69 сельскохозяйственных предприятий с площадью под органическим производством около 250 тыс. га сертифицированы по стандартам Международной федерации органического сельскохозяйственного движения (IFOAM). В 2004 г. это соответствовало 16-му месту в мире среди более 100 стран [2]. Опыт украинских хозяйств экологической направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.