Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ ЖИЛЬЕ: ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОМОЩИ НАСИЛЬСТВЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫХ И ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ'

СОВМЕСТНОЕ ЖИЛЬЕ: ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОМОЩИ НАСИЛЬСТВЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫХ И ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Область наук
Ключевые слова
Арцах / насильственно перемещенные лица / социальная ин теграция / социальная изоляция / социальные программы / жилищные по требности / одинокие по жилые люди / люди с ограниченными возможностями / совместное проживание / Արցախ / բռնի տեղահանված անձինք / սոցիալական ինտեգրում / սոցիալական մեկուսացում / սոցիալական ծրագրեր / բնակարանային կարիքներ / միայնակ տարեցներ / հաշմանդամություն ունեցող անձինք / համատեղ բնակություն

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тереза Шагриманян

Удовлетворение жилищных потребностей насильственно перемещенных лиц — это долгосрочная задача, требующая целостного подхода с участием правительств, гуманитарных организаций, местных сообществ и самих перемещенных лиц. Целью должно быть предоставление безопасных, достойных и устойчивых жилищных решений, которые позволят насильственно перемещенным лицам и семьям восстановить свою жизнедеятельность и самодостаточность. Для страны, как Армения, с относительно небольшим населением, 100 000 насильственно перемещенных лиц могут считаться значительным числом (около 3,36% населения) и такие крупные потоки насильственно перемещенных лиц могут оказать серьезное давление на ресурсы и инфраструктуру, а также на способность правительства и гуманитарных организаций предоставить им необходимую поддерж-ку, жилье и услуги. Помимо количественных аспектов, важно также учитывать контекст и причины насильственного перемещения, а также степень уязвимости и потребности этих лиц. Независимо от численности и качественной стороны, важно также предоставлять помощь для их реинтеграции в общество. Поэтому в создавшейся сложной ситуации важен поиск оптимальных решений, кото рые позволят совместить решение нескольких задач в случае ограниченности имеющихся ресурсов. Программа, которая сочетает жилье для насильственных переселенцев и одиноких пожилых людей, может быть эффективным и важным шагом к социальной интеграции и поддержке уязвимых групп в обществе. Таким образом можно достичь социальной интеграции и снизить социальную изоляцию одновременно..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ՀԱՄԱՏԵՂ ԿԱՑՈՒԹՅՈՒՆ. ԲՌՆԻ ՏԵՂԱՀԱՆՎԱԾՆԵՐԻՆ ԵՎ ՄԻԱՅՆԱԿ ՏԱՐԵՑՆԵՐԻՆ ՕԳՆԵԼՈՒ ԾՐԱԳՐԵՐ

Բռնի տեղահանվածների բնակարանային կարիքների բավարարումը երկարաժամկետ մարտա-հրավեր է, որը պահանջում է համապարփակ մոտեցում՝ կառավարությունների, մարդասիրական կազմակերպությունների, տեղական համայնքների և հենց տեղահանվածների ներգրավմամբ: Նպատակը պետք է լինի ապահովել անվտանգ, արժանապատիվ և կայուն բնակարանային լուծումներ, որոնք հնարավորություն կտան տեղահանված մարդկանց և ընտանիքներին վերականգնել իրենց կյանքը և վերականգնել ինքնաբավությունը: Համեմատաբար փոքր բնակչություն ունեցող Հայաստանի նման երկրի համար 100.000 հարկադիր տեղահանվածները կարող են զգալի թիվ համարվել (բնակչության մոտ 3,36%-ը), և բռնի տեղահանվածների նման մեծ հոսքերը կարող են լուրջ ճնշում գործադրել ռեսուրսների և ենթակառուցվածքների, ինչպես նաև՝ կառավարության և մարդասիրական կազմակերպությունների կարողությունների վրա՝ նրանց տրամադրելու անհրաժեշտ աջակցություն, բնակարաններ և ծառայություններ: Բացի քանակական ասպեկտներից, կարևոր է նաև հաշվի առնել հարկադիր տեղահանման համատեքստը և պատճառները, ինչպես նաև այդ անձանց խոցելիությունն ու կարիքները: Անկախ քանակից և որակից, կարևոր է օգնություն և պաշտպանություն ցուցաբերել բռնի տեղահանված մարդկանց և աշխատել կայուն լուծումների վրա՝ նրանց վերաբնակեցման և հասարակության մեջ վերաինտեգրվելու համար: Ուստի, ներկա բարդ իրավիճակում կարևոր է փնտրել օպտիմալ լուծումներ, որոնք թույլ կտան համատեղել մի քանի խնդիրների լուծումը առկա սահմանափակ ռեսուրսների դեպքում։ Ներքին տեղահանվածների և միայնակ ապրող տարեցների բնակարանները համատեղող ծրագիրը կարող է լինել արդյունավետ և կարևոր քայլ սոցիալական ներառման և հասարակության խոցելի խմբերին աջակցելու ուղղությամբ։ Այս կերպ կարելի է հասնել սոցիալական ներառման և միաժամանակ նվազեցնել սոցիալական մեկուսացումը:

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ ЖИЛЬЕ: ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОМОЩИ НАСИЛЬСТВЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫХ И ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

СОВМЕСТНОЕ ЖИЛЬЕ:

ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОМОЩИ НАСИЛЬСТВЕННО ПЕРЕМЕЩЕННЫХ И

и

ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

DOI: 10.52174/2579-2989 2023 513

Ключевые слова: Арцах, насильственно перемещенные лица, социальная интеграция, социальная изоляция, социальные программы, жилищные потребности, одинокие пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, совместное проживание

Удовлетворение жилищных потребностей насильственно перемещенных лиц — это долгосрочная задача, требующая целостного подхода с участием правительств, гуманитарных организаций, местных сообществ и самих перемещенных лиц. Целью должно быть предоставление безопасных, достойных и устойчивых жилищных решений, которые позволят насильственно перемещенным лицам и семьям восстановить свою жизнедеятельность и самодостаточность. Для страны, как Армения, с относительно небольшим населением, 100 000 насильственно перемещенных лиц могут считаться значительным числом (около 3,36% населения) и такие крупные потоки насильственно перемещенных лиц могут оказать серьезное давление на ресурсы и инфраструктуру, а также на способность правительства и гуманитарных организаций предоставить им необходимую поддержку, жилье и услуги. Помимо количественных аспектов, важно также учитывать контекст и причины насильственного перемещения, а также степень уязвимости и потребности этих лиц. Независимо от численности и качественной стороны, важно также предоставлять помощь для их реинтеграции в общество. Поэтому в создавшейся сложной ситуации важен поиск оптимальных решений, которые позволят совместить решение нескольких задач в случае ограниченности имеющихся ресурсов. Программа, которая сочетает жилье для насильственных переселенцев и одиноких пожилых людей, может быть эффективным и важным шагом к социальной интеграции и поддержке уязвимых групп в обществе. Таким образом можно достичь социальной интеграции и снизить социальную изоляцию одновременно..

Тереза ШАГРИМАНЯН

Администратор исследовательского центра «Амберд», АГЭУ

2010 году с отличием окончила специальность «Государственное и муниципальноеуправление» кафедры «Управление» Армянского государственного экономического университета, в 2012 году с отличием окончила магистратуру по той же специальности и получила степень магистра управления. С 2012-2015 гг. была соискателем кафедры антикризисного управления и управления туризмом.

С 2013 года является сотрудником исследовательского центра «Амберд», АГЭУ Является автором 4 научных публикаций, в том числе соавтором одной монографии.

ЬНр5://огМ. ог§/0000-0001-8888-045Х

ю

С

овременные Армении к бе-'женцам и насильственно перемещенным лицам не привыкать. Открытость к беженцам и насильственно перемещенным лицам - это часть национального самосознания: "Республика Армения -то есть историческая Восточная Армения -когда-то приняла очень много беженцев из Западной Армении: регионов сегодняшней Турции, пострадавших от геноцида армян в Османской империи. Практически любой армянин имеет предков, которые бежали сюда из-за войны или геноцида, так что это укоренено в нашей культуре, люди относятся к ситуациям бегства и вынужденной миграции довольно-таки гостеприимно и с сочувствием. Прибытие ар-цахцев вызвало ряд изменений в культурной и экономической жизни Армении. Подобная ситуация уже была во время массового выхода из Сирии - и сирийские армяне затем тоже интегрировались, создали ряд бизнесов в Армении, которые пользуются популярностью и среди местных.

Что касается оценки того, является ли 100 000 насильственно перемещенных лиц большим числом или нет, зависит от нескольких факторов. В некоторых ситуациях такое количество насильственно перемещенных людей может считаться относительно небольшим в то время, как в другом контексте оно может рассматриваться как значительное и тревожное число. Для оценки следует учитывать несколько факторов.

Расположение. Значимость 100 000 насильственно перемещенных лиц может

сильно различаться в зависимости от размера и населенности страны или региона, в котором происходит перемещение. В небольшой стране 100 000 насильственно перемещенных людей могут составлять значительную часть населения, в то время как в большой стране это может быть небольшим процентом. Что касается Армении, то следует отметить, что 100 000 насильственно перемещенных лиц составляют около 3.36% процента от общего числа населения, а это существенно.

Масштаб перемещения. Следует учитывать общее число насильственно перемещенных лиц в конкретном конфликте или кризисе. В некоторых конфликтах или бедствиях могут быть перемещены миллионы людей, и в сравнении с этими цифрами 100 000 может показаться относительно маленьким числом. В конкретной ситуации вынужденно перемещенные лица сначала находились в осаде в течение 10 месяцев, в результате чего, будучи истощенными, они подверглись агрессивным действиям, а затем подверглись крупному взрыву с многочисленными жертвами и огромным ущербом. Другими словами, перед нами многогранная затронутая общественность, что также предполагает многостороннюю поддержку, коэффициент сложности которой высок.

Локальные ресурсы. Способность местных сообществ, правительств и гуманитарных организаций реагировать на потребности насильственно перемещенных населений имеет важное значение. В некоторых районах 100 000 насильственно перемещенных людей могут перегрузить

Источники: https://www■panoгama■am и ИйрвУ/аИзакИргеББ-ат

Источники: https://armeniasputnik-am и https://alphanews-am

местные ресурсы и инфраструктуру, в то время как в других местах может быть больше возможностей предоставить помощь. В этом смысле единство армянского народа в оказании помощи нашим соотечественникам неоценимо и уже не раз подвергалось испытанию. В сложившейся ситуации государством мобилизованы все те структуры, которые могут как-то помочь, разработано множество программ поддержки. Конечно, все это является достаточно серьезной проблемой при имеющихся у нас ограниченных ресурсах, в этом случае очень важна и международная помощь.

Гуманитарные последствия. Важно также учитывать воздействие перемещения на затронутое население. Даже если 100 000 насильственно перемещенных лиц не считается большим числом с глобальной или региональной точки зрения, это все равно может представлять собой значительный гуманитарный кризис для самих людей и сообществ. В частности, гуманитарный кризис неизбежен, когда мы имеем дело с многогранным затронутым сообществом, которые вынужденно покинули свои дома и столкнулись с гуманитарными и социальными вызовами, связанными с перемещением.

Следует также учитывать, что неизбежны и долгосрочные последствия такого перемещения. Такое количество насильственно перемещенных людей вызовет долгосрочные социальные, экономические и политические последствия, как для самих перемещенных лиц, так и для приемных со-

обществ.

В конечном итоге, оценка того, является ли 100 000 насильственно перемещенных лиц большим числом или нет, в конкретном случае можно с уверенностью сказать, что да, является, но независимо от числовой шкалы, главной задачей здесь является сосредотачивание на удовлетворении потребностей и уязвимостей насильственно перемещенного населения и работа над нахождением устойчивых решений обеспечения жильем и интегрирования.

В создавшейся сложной ситуации для обеспечения долгосрочного решения проблем важен поиск оптимальных решений, которые позволят совместить решение нескольких задач в случае ограниченности имеющихся ресурсов.

Что касается социальных программам, направленных на обеспечение жильем насильственно перемещенных лиц, то они могут широко различаться по странам. Важно отметить, что конкретные используемые программы и подходы могут сильно отличаться в зависимости от внутренних обстоятельств, имеющихся ресурсов, государственной политики, политического и правового контекста, тяжести и масштабов перемещения.

В международной практике существуют распространенные типы социальных программ и стратегий, используемых для обеспечения жильем насильственно перемещенных лиц по всему миру (таблица 1).

В Армении уже дан старт двум программам. В рамках первой из них каждый насильственно перемещенный из Арцаха

LD

ТАБЛИЦА 1

Субсидии м? аренду

Социальные программы направленные на обеспечение жильем насильственно перемещенных лиц

Предоставление бынужденным переселенцам финансовой поддервкки длл аренды жилья на рынке. Субсидии могут покрывать часть аренднои платы, делал жилье более доступным.

Денежная помощь

Программы принимающей сёмки

Жилищные кооперативы

Программы переселения а сельскую местность

Кото|ия способствует сдт.юс тол тел ьнос т и и интеграции б п ри н дающее сообщество.

Позволяющие насильственно пертещенным лицам жить в принимающих семьях в принимающем стрне. Это может способствовать социальной интеграции и облегчить нагрузку на лагеря.

Поддернка созданил кооперативных жилищных обществ, где вынужденные пе|эесетенцы могут объеди н и ть ус ил ил и со вмес тно владет ь и у п равлл т ь жил ьем.

Переселе ние в ы нужден н ых переселенцев из городов в сельские районы, где жилье может быть более доступным и дешевым.

Г{фодская интеграция

Долгосрочное социальное яилье

Программы реабилитации жилья

Программы собственности и распределения эвмлъ

Программы образования по жилищным вопросам

Соц. поддврмна и консультирование

Содействие интеграции

Прог. поддержки укзвичЬм групп

Создание жилья для насильственно перемещенных лиц в приём, сообщ.

Поддержка интеграции пер™ещенных лиц в городских районах, предоставлял субсидии на аренду жилья, прфессиональное обучение и доступ к гос\длртвенным услугам. Поощрять партнерства с местньыи предприятиями и сообществаг.1 и дтл облегчения интеграции.

Строительство или предоставление жильл с низкои арендной платой длл вынужденных переселенцев. Это может включать в себя создание общественных жилищных кемплексов. Сотрудничать с организациями частного сектора и инвесторами в разработке решении по доступному жилью длл перемеи цен н ых л и ц. Это мотет включать всебл проекты недорогого жильл ил и стимул иро он ие час тн ых домо владел ь цев сдавать жил ье перетлей цен н ьм л и цам.

Поддержка реконструкции и улучшения ty щес т ву ющепо жильл, чтобы сделат ь его более пригодным дтл проживания вынужденны* пе|всетенцев.

Помощь вы нужден н ым пе реселен цлм в получении п рав на земл ю и жил ье. Выдел и т ь земл ю длл nepa.ieuценных лиц. чтобы они могли постр итъ с во и собствен н ые дома, собл юдая надлежащие процедуры землевладения и прав собственности.Обеспечение материально-технической базы строительства.

Обучение вынужденных переселенцев навыкам управления финансами, арендой жильл и п равиллм поддержан ил жил ьл. Помо щь в ы нужден ным пе|эесетен цам в поис ке жил ьл в местных сообществах.

Предоставление консультационных услуг и психологической поддерякки длл вынужденных переселенцев, помогал им адаптирватьел к новой среде.

П р граммы, с пошбе т ву ющие социал ь ной и кул ьту ро и и нтегрци и вы нужденн ыпе|:еое-ленцев в мес т ное общее т во.

Особые прграммы для защиты интересов улзвимых групп, таких как женщины, дети и люди с ограниченными возможноетлми.

Со деис твие и н тегрци и вы нужден н ыпе |всете нцев путем ст ри тел ьс т ва жил ьл в п рем н ы* сообществах, что помогает ллгер рзгрзить и споообствует социокультурной адаптации.

получит единовременную финансовую помощь в размере 100 тысяч драмов. В рамках второй программы каждый насильственно перемещенный получит от государства 40 тысяч драмов на аренду жилья и 10 тысяч драмов на оплату коммунальных платежей'. Программа стартует 1 октября и будет осуществляться в течение как минимум шести месяцев. Бенефициарами программы станут все насильственно пере мещенные лица, независимо от возраста. Исключение составят семьи, имеющие квартиры в Республике Армения, а также лица, находящиеся в центрах по специальному уходу, которые не могут снять жилье2. Так-как реализуемые программы должны исходить от местных обстоятельств, то думаем, что «программы принимающей семьи» можно трансформировать. Предполагаем, что в программу можно включить одиноких и пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, которые нуждаются в услугах по уходу.

В международной практике существует несколько успешных программ совместного проживания для насильственно перемещенных лиц, переселяя их в дома, где живут одинокие пожилые люди.

Например в Швеции существует программа "Под одной крышей" ("Ensamkom-mande och Äldre"), которая объединяет молодых беженцев, прибывших в страну без родителей (ундоммигранты), и одиноких пожилых людей. Молодые беженцы проживают в комнатах у пожилых людей и помогают им в повседневных делах, таких как покупки, уборка и компания. Взаимная поддержка и обмен опытом способствуют уменьшению социальной изоляции и улучшению качества жизни обеих групп3.

В Великобритании существует программа "Homeshare," где молодые беженцы

соседствуют с одинокими пожилыми людьми. Молодые люди предоставляют компанию и помощь в обмен на бесплатное жилье. Эта программа способствует уменьшению одиночества у пожилых жильцов и помогает насильственно перемещенным лицам устроиться в новой стране.

Проект "Refugee Hosts" проводит исследования и работу в области совместного проживания беженцев и местных жителей в Ливане. Он обеспечивает обмен опытом и сотрудничество между беженцами и местными жителями, что помогает создать более гармоничные отношения и улучшить качество жизни обеих групп4.

Эти программы демонстрируют, как совместное проживание насильственно перемещенных лиц и одиноких пожилых людей может быть успешно реализовано с позитивными результатами для всех участников. Они также способствуют социокультурному обмену и снижению социальной изоляции.

В настоящее время при софинансиро-вании Министерства труда и социальной защиты РА оказываются бытовые, медико-социальные, социально-психологические и консультативные услуги для вышеуказанных уязвимых групп населения. В 2022 году Министерство труда и социальных вопросов РА выделило около 200 млн драмов на оказание вышеуказанных услуг5. В этой программе за последние 9 месяцев или 3 квартала было зарегистрировано 1256 бенефициаров, это означает, что у нас есть потенциальные одинокие люди, которым нужна помощь другого человека, и, поскольку услуги предоставляются в домашних условиях, следовательно, жилье доступно (таблица 2).

Число домохозяйств, состоящих из одиноких пожилых людей, в стране увеличи-

те &

Б

5

I сг

U

q

т> сг

"3

S

сг р

сг

г -у

п

■х. Q

По последним данным число насильственно перемещенных из Нагорного Карабаха составляет 100.625, 3 окт. 2023, https://hetq.am/ru/article/160856

С 1 октября все насильственно перемещенные арцахцы будут ежемесячно получать по 50 тысяч драмов - Н. Пашинян, 1 окт. 2023, https://hetq.am/ru/article/160762

Данные внутреннего использованияhttps://www.mlsa.am/reports/27

Refugee Hosts, «ABOUT THE PROJECT, https://refugeehostsorg/about-the-project/

200 миллионов драмов на оказание услуг одиноким пожилым людям и людям с ограниченными возможностями на дому (арм), 11.01. 2022, https://www.1lurer.am/hy/2022/01/11/ 2022-f)b-200-dLb-q.paid-t-haim^aiglbL-mbaijf)b-i^aijdaibbbpnLd-maipbgbbpfib-L-hai2daibqwdnL|3jnLb-nLbbgnq-aib5aibg-6/640613

ТАБЛИЦА 2

Бенефициары услуг по уходу на дому6

<=

Е§

=5 §

с1

<4

Е§ у

.л и

со с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

0 1=

к <

1 -О

о и

№ Назвонив компании 2 3

квартал квар- квар-

тал тал

Общ. А Б ЕЛ А Е г ЕЛ А Б г

1. чЦентр соцпильного обс-луж. 198 1 135 187 и 124 63 174 0 III 63

одиноких поик. ладей и

инвалидов щ дому» СНОК

Ж 155 1 122 156 0 113 43 144 0 101 43

М 33 0 13 31 0 11 20 30 0 10 20

2. ППА "Миссия Армения' 78? 20 765 796 24 772 776 25 751 0

Ж 693 67 6 688 20 00 ■С1 661 20 641 и

М 92 3 89 108 4 104 115 5 110 0

3. ППА "Армянский КарИТаС' 150 16 134 150 16 134 150 16 134 0

Ж 134 11 123 122 13 109 124 13 111 0

м 16 5 11 28 3 25 26 3 23 0

4. Общество Крас нопо К|:еста Армении 50 7 43 50 6 44 50 6 44 и

Ж 43 5 38 44 4 40 44 4 40 и

М 7 2 5 6 2 4 6 2 4 0

5. Общественная организация Центр развития Армавира» 45 5 40 45 5 40 45 5 40 0

Ж 38 5 33 38 5 33 38 5 33 0

М 7 0 7 7 0 7 7 0 7 0

6. Общественная организация «Ассоциация здоровья и ухода за пожилыми людьми- 28 6 22 27 6 21 27 6 21 и

Ж 27 6 21 26 6 20 26 6 20 0

М 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0

Общий 1256 55 1130 1255 57 1135 63 1122 58 1101 63

ОбщнИ Ж 1100 45 1013 1074 48 983 43 1037 48 946 43

Общин М 156 10 126 181 9 152 20 185 10 155 ао

вается, что связано не только с ростом стареющего населения, но и с большой миграцией молодежи. С другой стороны, изменилась традиционная модель большой армянской семьи. В результате растет число пожилых людей, лишенных ежедневной бытовой и первичной медицинской помощи. Объемы финансирования со стороны государства достаточно малы, их недостаточно для предоставления качественных и полноценных услуг бенефициарам. В то же время нагрузка социальных работников достаточно велика для оказания качественных и комплексных услуг по уходу7.

Визиты социальных работников необходимы бенефициарам также для преодо-

6 Жилье в обмен на помощь, "Совместное проживание" (ИотеБИаге) - как это работает?, https://www.aupair.com/ru/p-live-¡п-Ие1р.рИр

7 Уход за одинокими пожилыми людьми в Армении (арм.), https://yeгevan.today/aгchive/content/59-miaynak-taгec-neri-khnamqy-hayastanum

8 Айрапетян Н., Одинокие пожилые люди. получатели всей нашей заботы (арм.), 21.09.2018 |э, https://artsakhtert.com/arm/ index.php/social/item/25195-2018-09-21-06-41-01

ления чувства изоляции, которое крайне остро ощущается у одиноких пожилых людей, одной из особенностей которых является огромная потребность поговорить, высказать мнение о той или иной реальности, обсудить любые новости. Им необходимо подвести итоги и заново пережить свою прошлую жизнь и передать свой опыт невежественным. Одной из основных потребностей пожилых людей и инвалидов, выявленной в ходе оказания услуг, является их потребность в общении8.

В этом случае совместное проживание с нашими соотечественниками, вынужденными переселенцами из Арцаха, которые имеют жилищную проблему, будет весьма

полезным для тех, кто нуж-дается в помощи и живет в одиночку. Польза будет в обе стороны. В этом случае можно будет даже сэкономить средства, выделяемые государством на аренду жилья, направив их на решение важных задач. Кроме того, часть средств, которые были направлены на оказание услуг на договорной основе, также может быть предоставлена лицам, которые окажут соответствующий уход. Для желающих можно организовать тренинги по обращению с новыми «соседями». Регулярные инспекционные визиты соответствующих органов также могут выступать средством контроля. Этот принцип может быть реализован не только с одинокими пожилыми людьми и группами людей с ограниченными возможностями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, но и с одинокими людьми, которые добровольно захотят разделить свое место жительства с нашими соотечественниками, вынужденно перемещенными из Арцаха, развеяв их одиночество и облегчив решения повседневных бытовых проблем. В этом случае, мы считаем, что особый интерес будут представлять одинокие пожилые люди, проживающие в сельской местности. Конечно, и в этом случае должны быть разработаны механизмы контроля.

Поскольку эта программа направлена на решение проблем уязвимых групп, она требует большой осторожности и тщательной проработки компонентов программы.

Подбор подходящих домов и жильцов для совместных жилых программ, объединяющих насильственно перемещенных лиц и одиноких пожилых людей, может быть эффективным благодаря следующим мерам: обеспечение социальной поддержки, совместное управление и сотрудничество.

Психологическая поддержка. Обеспечение психологической поддержки и консультаций для участников, чтобы помочь им успешно адаптироваться и взаимодействовать друг с другом.

Участие стейкхолдеров. Привлечение различных заинтересованных сторон, таких как местные власти, некоммерческие

ю

сг

организации и общественные группы,

для совместной разработки и управления программой.

Обучение и обмен опытом. Организация мероприятий для обучения участников навыкам межпоколенческого взаимодействия и обмена опытом в рамках программы.

Регулирование обратной связи: Установление механизмов обратной связи для оценки эффективности программы и внесения необходимых корректив.

С учетом этих мер и подходов можно обеспечить успешный подбор жильцов и создание подходящих условий для совместного проживания насильственно перемещенных лиц и одиноких пожилых людей в рамках совместной жилой программы (таблица. 3).

Такие совместные программы проживания должны разрабатываться с учетом конкретных потребностей и контекста насильственно перемещенных переселенцев, и они могут быть успешными только при активном участии правительств, местных сообществ, международных организаций и гражданского общества.

Такой быт, позволяющим перемещенным лицам жить в принимающих семьях в принимающей стране, может способствовать социальной интеграции и облегчить нагрузку на государство.

Решение жилищных потребностей насильственно перемещенных людей такого количества — это долгосрочная задача, требующая комплексного подхода и вовлечения правительств, гуманитарных организаций, местных сообществ и самих вынужденных переселенцев. Целью долж-

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА . Un3hULU4U"b ШгШ.ШЧиЪПМЭЗПКЬ . SOCIAL POLICY . 707Ъ

о

о р

S

о 01

и

СГ

01 X

X о

S SC

CD

S

О U

О о

Р

S за

01 р

S

СГ

X

СГ

X

=1

тз

о

-1

тз

2

2

х

О

н

о

о =1

а\ О

в U S

CD —1

О н го S го X

о

CD

го

о

ш

D S 1

ri ^

U X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с CD

' X

0)

X

01

■=1

0

01

СГ X

о 0)

о о

о =1

о

Г)

о

CTi Ja о а)

о го

0) X СГ

Е

0) X

=1 01 X

ё 5

X

о

q-S

го $

0) л

X

о о

£ 0)

й 3=1

О О

о ол

S Z.

тз s о

X -1

3D ТЗ р

5 о"

о го

СГ -1

о

X

о 0)

35 ^

а) о

X 35

о 5

н S

s ?

о

X

о

X

0> о

S ^

СГ

о н го CD X X

о

ы 2

X 0)

£

S 0)

О I

-8*1 о» 2 о

о jz

w и

СГ

X -о

5 ti

=i 3 тз CD о

О о н О за н 0)

СГ X

о о

S СГ СГ

CD

. в

CD CD sc х

S тз

Ы CD

О

X ^

О S 35 Р

О

0 ■Р

01

СГ X

о

го 01 X

I *

CD Н

о о

:с о s тз

I 2

0 S

1 i

s U

Зэ S

о- н

х о-

^ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 о -Е

СТ> S

sc W

н

? 5

CD -1 тз 01 ■Р

13

5 о

Го 0\

CD Q

1 ГО

о S

X о X

S н о

sc о

SC а\

35 о X СГ СГ н

н X СГ

о

тз

СГ тз

CD CD

о tl

^ о U го о ^ ч о SC о о н

X го 01 го ^

за н СГ X CD X

X 01 S CD

о о\

^ CD

^ u

СГ о в о =1

н X 01

го о

CD х X

X СГ

X тз X

о CD '

=1 Е tl

CD CD о

s £

* S

0 CD

Щ О

CD a ГО

о\ ^ Z X н О о- £l

CD

ГО

Ш й)

1 I 3

О" -г,

г ^

3 * =1

X тз

СГ CD

2 =] тз

CD CD О"

й | о » » о»

S (К X X СГ

го

о

X

о

2 S

CD О =1 CD -С

го

й) 5

^ -у-2 *

=i

_ CD

s a "Е

п

СГ

CD

§ О

£ i СГ

S о

го CD X X

о

о

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

5.

6.

7.

Организация объединенных наций, Социальное жилье в регионе ЕЭК ООН, Модели, тенден-ции и вызовы, Европейская экономическая комиссия, Нью-Йорк и Женева, 2018,

https://unece.org/DAM/hlm/documents/Publica-tions/Social_Housing_in_UNECE_region.rus.pdf По последним данным число насильственно перемещенных из Нагорного Карабаха составляет100.625, 3 окт. 2023, https://hetq.am/ru/article/160856 С 1 октября все насильственно перемещенные арцахцы будут ежемесячно получать по 50 тысяч драмов - Н. Пашинян, 1 окт. 2023,

https://hetq.am/ru/article/160762

Уход за одинокими пожилыми людьми в

Армении (арм.),

https://yerevan.today/archive/content/59-miay-nak-tarecneri-khnamqy-hayastanum Айрапетян Н., Одинокие пожилые люди. получатели всей нашей заботы (арм.), 21.09.2018,

https://artsakhtert.com/arm/index.php/social/

item/25195-2018-09-21-06-41-01

200 миллионов драмов на оказание услуг

одиноким пожилым людям и людям с

ограниченными возможностями на дому

(арм.), 11.01. 2022,

https://www.1lurer.am/hy/2022/01/11/

2022-hb-200-d|h-i^nwd-t-huml|ug4h[-

mbuj^b-^ujJubbbpmJ-mupbgbbp^b-U-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cooperative Housing Models, Housing Cooperatives Worldwide,

https://www.housinginternational.coop/sdgs-2/co-operative-housing-models/

8. Global Trends Forced Displacement in 2022, https://www.unhcr.org/sites/default/files/2023-06/ global-trends-report-2022.pdf

9. Inclusion of Internally Displaced Persons, Briefi ng Note//January https://www.unhcr.org/ua/wp-content/uploads/ sites/38/2020/03/Briefing-Note-on-Inclusion-of-In-ternally-Displaced-Persons_2020.pdf

10. International Organization for Migration (IOM) - "Housing, Land and Property Rights for Displaced Persons: Guidance for Practitioners", https://www.iom.int/

11. United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR) - "Housing, Land and Property for Refugees and Internally Displaced Persons, https://www.unhcr.org/

12. United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR) reports on housing assistance for refugees and internally displaced persons, https://www.unhcr.org/sites/default/files/ legacy-pdf/633468644.pdf

13. United Nations Human Settlements Programme (UN-Habitat) - "Housing for Internally Displaced Persons,

https://unhabitat.org/programme/housing-rights

14. World Bank - "Affordable Housing Finance: International Best Practice", https://documents1.worldbank.org/curated/ en/778861468261306785/pdf/929940WP0Box-3800EAP0Housing0cmp0web.pdf

15. Д.Недолян, Стране к беженцам не привыкать. Как россияне устраиваются в Армении и что о них думают местные жители, Март 01, 2023, Ереван, https://www.idelreal.org/a/32294044.html

>

М

01 m

"О &

Б

5

сг U

q

т>

сг р

S

сг р

сг

г -у

71 □

»Ьр^ш eu<phuub3ub

«ШрЬрц.» hhyiwqnyiwtywh tyhhyipnhfr iphopbhfr oqhwtywh, C^SC

ипзьииичиъ шч.ишчиъ№шпкь

<UU"USbT. MUS^^^L. РП-Lh SbT.U<UL4UOLbPhL Ь4 JhU3LU4 SUPbSLbPhL

oqbbL^ wuq-PbP

Рп1ф mhqoihixiti^ixi&tihnh ptiuiliiiniiitiiiij|iti lixinhf'hnh ршфхфшпшЛц hnlixinixidixidlhrn dixinmoi-Ьфшфзп t, nnD uiixihoitignLd t 1ю^ш11|шпфш1 dnsihgnLd' liximxi^ixinnLpjnLtitihnh, dшn|шu^nшlш' lmqdmlhn^npjm''hnh, mhqoilixiti hixidixijtigtihnh U hh'g mhqoihixiti^ixi&tihnh 'hnq-nrn^doidp: Ъцштш1| u|hrng t Lh'h ши|ш1тфз|_ ш'фпш'ц., аф^ш'шщшифф U lixijnLti ptiixilixinixitiixijliti mL-6m^hn, nnn'f htiixinixi^nnnLpjnLti liriixiti mhqoihixiti4ixi& doinn-lixitig U Qtiiriiiiti|igtihnh' фзпш-lixitiq.tihL hnh'g 1|ш'р| U фзпш^ш'ч.'^ ["Лф'шршфш.^т.'ц: <ixii^dixiiriixipixin ФП^П р^ш^т^т' m'hgnq <ixijixiumixi'h Ыш' hnlnh huiduin 100.000 hixinlixiihn shqoihixiti^ixi&tihnQ loinnq h' qqw|Ji рЬФ hoidoin^hL (ptioil^nLpjixiti dns 3,36%-q), U pn'h mhqoihixiti^ixi&tihnh 'dm' 1Л& hnufh-n| loinnq_ h' [тП2 6'2md q.nn&ixi|nhL nhumnu'hnh U htipixilixinnLg^ixi&gtihnh, h'^hu 'ши' 1ш-

in

nw|wpnLpjwb U dwpq.wu|ipwlwb lwqdwlbpu|nLpjnLbbbp|i lwpnqnLpjnLbbbp|i |pw' bpwbg spw-dwq.pb|_nl wbhpwdb2s wgwlgnLpjimb, pbwlwpwbbbp U öwnwjnlpjnlbbbp: Pwg|i fwbwlwlwb wun|blmbbp|ig, IwpUnp t bwU hw2|i wnbb|_ hwplwq.|ip rnbqwhwbdwb hwdwrnbgurnp U öwnbbpp, |ib£ii|bu bwU wji^. wböwbg ^ingb|]inLpjnLbb n lwp|igbbpp: Ublw^i gwbwl|ig U npwl|ig, ^ IwpUnp t oqbnLpjnLb U u|W2su|wbnLpjnLb gmgwpbpb[ pnb|i mbqwhwb|wö dwp^lwbg U w2^iw-mb[ Iwjnb |nLÖnLiftibp|i |pw' bpwbg |bpwpbwlbgdwb U hwuwpwlmpjwb |bpw|ibmbqp4b|nL hwdwp: nLum^, bbplw pwpp. |ipw|Ji6wlnLd IwpUnp t ^bmpb[ on|rn|idwL [möm^bp, npnbf lswb hwdwsibqb|_ gwb|i ^ibq.|ipbbp|i [mömdp walw uwhdwbw^wl nbunLpubbp|i q.bu|gnLd: Lbpg|ib rnbqwhwb|wöbbp|i U i^iwjbwl wn|pnq_ rnwpbgbbp|i pbwlwpwbbbpp hwdwmbqnq öpw-

<

<=

=3 q^pp Iwpnq t LhbbL wp^jmbw|bm U IwpUnp gwj|_ ung^w[wlwb bbpwadwb U hwuwpwlmpjwb

=5

^rngb|Ji ^idpbp|ib W2wlgb|_nL m^^mpjmJp: Uju lbpn| l|inpb|]i t hwubb[ ung|miLwlwb bbpwndwb L

§ i^iwdwdwbwl b^wqbgbb[ ung|miLwlwb i^lnwwgnLdp:

c1

jj <^№wpwnbp. Upgwfa, pnhfi s^^whwb^wd whdfthp, ung^w[w^wb fitsbqpml, ung^w[w^wb

LibL/muuignLiJ, ungftwiwL/wh dpwqpbp, phwL/wpwhwjfth L/wpftphbp, LifrwjhwL/ =5 swphgtbp, hw2lwhq.wlmpjmh mbbgnq whdfthp, hwilwsbq phwL/nLpjnLh

z>

Tereza SHAHRIMANYAN

j Administrator at «Amberd» Research Center, ASUE,

SHARED HOUSING: PROGRAMS TO HELP FORCIBLY DISPLACED AND LONELY ELDERLY PEOPLE

i=

u; <

x

-Q

J

SOCIAL POLICY

Meeting the housing needs of forcibly displaced individuals is a long-term task that requires a holistic approach with the participation of governments, humanitarian organizations, local communities and the displaced persons themselves. The goal should be to provide safe, decent and sustainable o housing solutions that will allow forcibly displaced persons and families to rebuild their lives and restore self-sufficiency. For a country like Armenia with a relatively small population, 100,000 forcibly displaced people can be considered a significant number (about 3.36% of the population) and such large flows of forcibly displaced people can put serious pressure on resources and infrastructure, as well as on the ability of the government and humanitarian organizations to provide them with the necessary support, housing and services. In addition to numerical aspects, it is also important to take into account the context and causes of forced displacement, as well as the degree of vulnerability and needs of these persons. Regardless of the number and quality, it is important to provide assistance and protection to forcibly displaced individuals and work on sustainable solutions for their relocation and reintegration into society. Therefore, in the created complex situation, it is important to search for optimal solutions that will allow to combine the solution of several tasks in case of limited resources. A program that combines housing for refugees and lonely elderly people can be an effective and important step towards social integration and support of vulnerable groups of the society. Thus, it is possible to achieve social integration and reduce social isolation at the same time.

Keywords: Artsakh, forcibly displaced persons, social integration, social isolation, social

programs, housing needs, lonely elderly people, people with disabilities, cohabitation

РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

«НЕПРИГЛЯДНАЯ СУДЬБА» ЗНАМЕНИТОГО АРМЯНСКОГО КОНЬЯКА...

DOI: 10.52174/2579-2989 2023 523

Никогда не опаздывайте к обеду, курите гаванские сигары и пейте армянский коньяк.

Уинстон Черчилль

Ключевые слова: армянский коньяк, армянский бренди, арбун, виноград, ребрендинг

Как гласит знаменитая французская поговорка, «Каждый коньяк, без сомнения, бренди, но далеко не каждое бренди — коньяк». Именно это восприятие лежит в основе проявлений «французской ревности» к армянскому коньяку.

Во Франции считают некорректным называть коньяком бренди, произведенное вне региона Коньяка. И это зафиксировано на уровне законодательства. Из-за вызванного этим многолетнего давления Армения наконец уступила, согласившись убрать название «коньяк» с этикеток элитных алкогольных напитков армянского происхождения до 2032 года в обмен на компенсацию, эквивалентную 3 миллионам евро. Подобное решение не может не отразиться на престиже и ценах армянского коньяка, который постепенно поддается «реБРЕНДИнгу».

В Армении коньяк производится уже более 150 лет. И то, что название «Коньяк» до сих пор упоминается на этикетках армянского элитного напитка, является источником разногласий с ЕС и французским округом Коньяк, которые долгое время настойчиво подталкивают Армению отказаться от названия «Коньяк».

Ныне настоящий коньяк производят исключительно в двух регионах мира: это регион Шаранта (город Cognac) во Франции и Армении, где золотистый напиток также получил право именоваться коньяк, хотя споры по этому поводу нередко возникали'.

' История армянского коньяка, скрытые факты, легенды https://www.cigarpro. ru/about-armenian-cognac/

llir Р ь m-

<Ч5< < Ь 5 U 3 fl S U ц UV ЧйЪБРЛЪ

Анна ПАХЛЯН

Кандидат экономических наук, доцент

Старший исследователь исследовательского центра «АМБЕРД», доцент кафедры международных экономических отношений Армянского государственного экономического университета (АГЭУ).

В 2006 году окончила ЕГЭИ (ныне АГЭУ) по специальности «Мировая экономика», а в 2010 году -аспирантуру (специализация -«Международная экономика»). В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата экономических наук. В 2019 году получила звание доцента. Стажировалась и читала лекции в ряде европей-скихуниверситетов. Является автором свыше 50 научных и около двух десятка аналитических публикаций.

https://orcid.org/0000-0002-5854-2473

LD

Армянский коньяк всегда производился с использованием методов производителей коньяка, в том числе двойной дистилляции, и его качество было высоко оценено международным сообществом. Право называть свой коньяк «Армянским коньяком» Ереванский коньячный завод завоевал очень давно - в далеком 1900 году, после того, как продукт был единогласно удостоен Гран-при на международной выставке в Париже. Привычка сохранилась, и на этикетках многих бутылок, экспортируемых в страны Советского Союза, упоминалось и по сей день упоминается название «Армянский коньяк (cognac, konyak, ^п^ш^)»2.

Однако, в рамках сближения Армении с Европой, Франция оказывает давление на страну, чтобы она отказалась от использования названия «Коньяк», которое долгое время было источником разногласий между Арменией и Францией. По законам Евросоюза, коньяком разрешено называть только бренди, которые производятся во французском регионе Коньяк3. В этом контексте, Армении был предоставлен бюджет в размере 3 миллионов евро, чтобы помочь производителям в процессе замены названия «Коньяк» на «Брэнди» и других маркировочных и маркетинговых расходов4.

В соответствии с Лиссабонским соглашением Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO Lisbon Agreement), французский «Коньяк» и «Рокфор», так же, как и мексиканская «Текила», зарегистрированы в качестве наименований защищенных географических наименований5. Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и

их международной регистрации, а также его последняя редакция — Женевский акт 2015 г. — предусматривают международную охрану наименований мест происхождения и географических указаний посредством единой процедуры с ВОИС (WIPO)6.

Страны, ратифицировавшие международные соглашения о взаимном признании товарных знаков и защищенных географических наименований, разделены на 2 группы:

• страны, зарегистрировавшие коньяк как защищенное географическое название,

• страны, включая Армению, США и множество других стран, считающие коньяк не географическим названием, а разновидностью напитка, и эти страны на своих территориях и в торговле друг с другом свободно используют слово "коньяк".

Это означает, что, не подчинившись требованию Франции, Армения могла бы экспортировать «янтарный напиток» под элитным названием «Коньяк» в США и другие страны, кроме стран Европы.

До недавнего времени сопротивление с армянской стороны имел бы смысл за счет того, что на рынках ЕАЭС, США, Китая и ряда других стран, как ранее, армянский коньяк латиницей можно было называть только бренди (Armenian brandy), но по-русски или по-армянски надписывать «коньяк». Тем более, имея в виду тот аргумент, что «на международном рынке напиток под маркой «армянский коньяк» стоит в несколько раз дороже, чем «армянский бренди», поскольку бренди считается более дешевым напитком»7.

Thierry Heins, Armenian Brandy and Cognac - A source of disagreement, 24/04/2023 - https://spiritsselection.com/en/arme-nian-brandy-and-cognac-a-source-of-disagreement/#pll_switcher

Чем отличаются коньяк, арманьяк и другие бренди? 14.11.2018 - simplewine, https://simplewine.ru/articles/academy/ chem-otlichayutsya-konyak-armanyak-i-drugie-brendi/

Thierry Heins, Armenian Brandy and Cognac - A source of disagreement, 24/04/2023 - https://spiritsselection.com/en/arme-nian-brandy-and-cognac-a-source-of-disagreement/#pll_switcher

TRIPS Agreement, Module IV - "Geographical Indications" / https://www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/ta_docs_e/mod-ules4_e.pdf

WIPO-Administered Treaties, Lisbon Agreement for the Protection of Appellations of Origin and their International Registration / https://www.wipo.int/treaties/en/registration/lisbon/

Sputnik Армения, От дорогого коньяка до дешевого бренди: Армения решила подчиниться Франции и ЕС, 05.11.2023 / https://ru.armeniasputnik.am/20231105/ot-dorogogo-konyaka-do-deshevogo-brendi-armeniya-reshila-podchinitsya-fran-tsii-i-es---68238291.html

Однако, с недавней ратификацией Россией Лиссабонского соглашения, география экспорта спиртных напитков под названием «Армянский коньяк» резко сузилась, принимая во внимание доминирующую долю РФ в армянском экспорте данной продукции.

Женевскому акту Лиссабонского соглашения Российская Федерация присоединялась 11 мая 2023 года, соглашение вступило в силу 11 августа 2023 года. В соответствии со статьей 6(5)(Ь) Женевского акта и своим национальным законодательством, Российская Федерация приняла, что зарегистрированное наименование места происхождения товара или географическое указание охраняется с даты принятия решения о предоставлении правовой охраны8.

Армянские производители коньяка обязаны прекратить называть свой напиток «коньяком» к 2032 году в обмен на выплату в размере 3 миллионов евро (3,5 миллиона долларов США) в рамках соглашения с ЕС, подписанного в Ереване 10 июня, 2021 г. Соглашение также предусматривает, что производителям игристого вина в Армении, использующим термин «шампанское», необходимо отказаться от этого определения в течение четырех лет.

Одной из компаний, которая сразу же пострадает, является «Ереванский завод шампанских вин» (год основания - 1939), который с 1950-х годов производит игристое вино, названное в честь культового французского продукта. Помимо игристых вин, их веб-сайт www.armchampagne.am и название компании, очевидно, также должны быть переименованы в соответствии с соглашением ЕС9.

Решением правительства, государственное предприятие «Ереванский коньячный завод» было приватизировано в 1997 году посредством международного тендера, и 25 мая 1999 года было продано французскому предприятию Pernod Ricard10.

Согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Республики Армения N1420-L от 03.12.2009, в маркировке винодельческой продукции (подпадающей под код группы товаров ТН ВЭД 220820), произведенной в Республике Армения и ввозимой в Республику Армения, используются сведения, определенные Законом Республики Армения «Об алкогольных напитках из сырого винограда»" и степень выдержки коньяков в годах или символизирующих их звездочках.

• При маркировке рядовых армянских коньяков делаются следующие примечания: слово «Армянский коньяк», название армянского коньяка, соответствующая запись («3 года» или «три года», «4 года» или «четыре года», «5 лет» или «пять лет»») и (или) соответствующие звезды, символизирующие возраст напитка.

• При маркировке армянских выдержанных коньяков делаются следующие примечания: «Армянский коньяк» и выражения «среднего возраста», «старый», «очень старый» или «древний», наименование и возраст армянского коньяка цифрами или буквы, например, «25 лет» или «двадцать пять лет»12. Правительство Армении приняло решение ввести для армянского бренди новое товарное наименование «Арбун»'3 (от армянского глагола <^шррЬ|» - «опьянеть»). Такое решение обусловлено необходи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

WIPO-Administered Treaties, Contracting Parties Lisbon Agreement Geneva Act (2015) / https://www.wipo.int/wipolex/en/trea-ties/ShowResults?search_what=A&act_id=50

Chapple A., Armenian 'Cognac' Off The Shelf As EU Pledges $3.5 Million To Drop The Name, RadioFreeEurope RadioLiberty, June 21, 2021 / https://www.rferl.org/a/armenian-brandy-cognac/31314620.html

Постановление Правительства Республики Армения от 25 Мая 1999 года № 344 «Об условиях подписания договора купли-продажи государственного закрытого акционерного общества "Ереванский Коньячный Завод» / https://www.irtek. am/views/act.aspx?aid=7090

Постановление Правительства Республики Армения от 3 декабря 2009 года N 1420 «Об определении порядка внесения на маркировку указанной информации по маркировке винопродукции, производимой в Республике Армения и ввозимой в Республику Армения» / https://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=51387

Постановление Правительства Республики Армения от 3 декабря 2009 года N 1420 «Об определении порядка внесения на маркировку указанной информации по маркировке винопродукции, производимой в Республике Армения и ввозимой в Республику Армения» / https://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=51387

Постановление Правительства Республики Армения N 611 от 20 мая 2010 года «Об определении отдельного торгового названия для бренди» / http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=59702

ю

РИСУНОК 1

КОНЬЯК или БРЕНДИ - в чем разница?

мостью отличия армянского бренди на местном сырье от местной продукции с содержанием импортного виноградного спирта (в объеме до 40%)14. В качестве сырья для «Арбуна» будет использован произведенный исключительно на территории Армении виноградный спирт.

При маркировке бренди согласно постановлению Правительства Республики Армения от 20 мая 2010 года N 611, делаются следующие пометки: слово "Арбун" и возраст бренди с цифрами и (или) буквами или символические символы со звездочками15.

РИА Новости, Вместо "армянского коньяка" будет "Арбун", 20.05.2010 / https://ria.ru/20100520/236586820.html Постановление Правительства Республики Армения N 611 от 20 мая 2010 года «Об определении отдельного торгового названия для бренди» / http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=59702

Россия Беларусь Украина США Казахстан Латвия Германия Грузия Молдова Китай

Соединенное Королевство Литва Польша

Сирийская Арапская Республика Словакия Болгария Иэраепь Эстония

— 3.?

■ 2.76% ш 2.39'

■ 1.4?% ' 1.01%

0.90% 0.61% 0.46% 0.44% 0.44% 0.34 0.30% 0.26% 0.26% 0.16% 0.16% 0.16%

у;

80.86%

РИСУНОК 2

Уровень диверсификации рынка экспортируемых Арменией коньяков и бренди (спиртных напитков по классификации ТН ВЭД 220820) в 2022 году16

Чтобы более глубоко представить и понять проблемы, которые возникают перед Арменией при смене названия коньяка, необходимо изучить различия между коньяком и бренди (рисунок 1).

Для всех тех, кто не разбирается в нюансах, любое игристое вино становится шампанским, а любое бренди — коньяком. Но, не тут-то было...

Анализ экспортных рынков армянских коньяков и бренди (рисунок 2) выявляет низкий уровень географической диверсификации и экстремальную концентрацию экспорта на российском рынке. Согласно статистическим данным TRADE MAP, в 2022 году России пришлось 81% от общего объёма экспорта армянского элитного напитка. Вторым по объёму импорта армянского коньяка и бренди является Беларусь - 3.91%, затем следуют Украина (2.76%), США (2.39%), Казахстан (1,49%) и Латвия (1.01%). Экспорт в остальные страны не составляет и одного процента от общего объёма.

Согласно анализу таблицы 1, общеми-

ровой объем экспортируемых Арменией спиртных напитков, полученных перегонкой виноградного вина или виноградных выжимок (код 220820 по классификации ТН ВЭД) в 2022 году превысил 270 млн долларов США, обеспечивая 4% от мирового экспорта «янтарного напитка». Хотя за 2018-2022 гг. в ряде стран наблюдается значительный прирост стоимости экспортируемой Арменией коньяков и бренди (Словакия - на 387%, Соединенное Королевство - 202%, Молдова - 120%, Нидерланды - 59%), львиная доля экспорта все еще приходится на Россию. И это в том случае, когда Россия отнюдь не является крупнейшим мировым импортером коньяков и бренди. Доля России в мировом импорте составляет 5%. Лидирующую роль в этом плане играют США - с долей 31% в общемировом импорте, вторым крупнейшим импортёром является Китай - 19%. Однако, в эти страны экспорт спиртных напитков армянского происхождения пока еще мизерна, ощющяется большой нереализованный потенциал.

ITC, TRADE MAP: Trade statistics for international business development / https://www.trademap.org/Country_SelProductCoun-try_Graph.aspx?nvpm=l%7c051%7c%7c%7c%7c2208%7c%7c%7c4%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c2 (Date of access: 10.11.2023)

рынки и конкуренция . сп^чиъьр ьч. итаичапкэвпкь . markets and competition . ?о?:у 5

ТАБЛИЦА 1

Список рынков-импортеров экспортируемой Арменией коньяков и бренди в 2022 г.

(220820 - Спиртные напитки, полученные перегонкой виноградного вина или виноградных выжимок)

Экспорт Армении в мир Гадовой прирост стоимости в период 2018-2022 гг., %, в год Доля в мировом экспорте, % Количество, экспортированное в 2022 году Стоимость единицы (долл. США/единица)

| 270,073 | 6 4 92,925 2,906

Импортирующие страны

Экспорт Армении в страны-партнеры

Импорт страны-партнёра из всех стран мира

Стоимость в Годовой прирост Доля в Количество, Стоимость Стоимость в Доля в

2022 году, тыс. стоимости в период экспорте экспортирован- единицы (долл. 2022 году, тыс. мировом

долларов США 2018-2022 гг. Армении ное в 2022 году США/ единица) долларов США импорте, %

1. Российская Федерация 221,434 5 82 79,599 2,782 395,204 5

2. Беларусь 11,305 20 4 3,651 3,096 32,392 0

3. Украина 8,024 -1 3 3,595 2,232 56,549 1

4. США 4,988 18 2 536 9,306 2,258,659 31

5. Казахстан 4,105 9 2 1,095 3,749 34,156 0

6. Латвия 2,939 21 1 930 3,160 37,401 1

7. Германия 1,837 17 1 425 4,322 109,903 2

8. Молдова 1,328 120 0 596 2,228 1,646 0

9. Китай 1,233 30 0 178 6,927 1,417,263 19

10. Литва 921 2 0 319 2,887 49,118 1

11. Польша 840 18 0 174 4,828 9,019 0

12. Словакия 746 387 0 138 5,406 8,305 0

13. ' Нидерланды 744 59 0 123 6,049 50,453 1

14. Соединенное Королевство 673 202 0 314 2,143 152,850 2

15. Грузия 482 39 0 75 6,427 2,087 0

16. Балгария 459 31 0 88 5,216 3,940 0

17. Израель 455 22 0 115 3,957 11,654 0

18. Чешская Республика 263 -29 0 66 3,985 10,428 0

19. Монголия 222 35 0 57 3,895 5,749 0

20. Канада 100 18 0 13 7,692 94,818 1

17 Составлена автором на основе базы данных TRADE MAP, List of importing markets for the product exported by Armenia in 2022 / https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry.aspx7nvp-m=1%7c051 %7c%7c%7c%7c2208%7c%7c%7c4%7c1 %7c1 %7c2%7c1%7c1%7c2%7c1 %7c1 %7c1 (Date of access: 17.11.2023)

Кое-что интересное про «Ереванский Коньячный Завод»

На Ереванском коньячном заводе сложилась традиция дарить выдающимся деятелям коньяк, равный их весу: гостя сначала сажают по одну сторону огромных весов из дуба, а по другую помещают столько литров армянского коньяка, сколько он весит. Такой чести удостоились не многие - в их числе бывшие президенты Франции и России - Жак Ширак и Борис Ельцин.

А «Бочке мира», хранящейся в одном

из залов Ереванского коньячного завода, скорее всего, не суждено было быть открытым... По крайней мере - в ближайшее время... Последняя была установлена 6 ноября 2001 года, когда делегация Минской группы ОБСЕ впервые посетила Армению. Ее члены договорились с руководством завода открыть эту бочку только тогда, когда будет установлен мир между Нагорным Карабахом и Азербайджаном18.

Как делают армянский коньяк? День открытых дверей на Ереванском коньячном заводе. (арм.), 24.12.2016 / https://www. aysor.am/am/news/2016/12/24/%D4%BF%D5%B8%D5%B6%D5%B5%D5%A1%D5%AF%D5%AB-%D5%A3%D5%B8%D6%80%D5% АЕ%^5%А1%^6%80%^5%А1%^5%В6/1189901

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История армянского коньяка, скрытые 5. факты, легенды,

https://www.cigarpro.ru/about-armenian-cognac/

2. Как делают армянский коньяк? День открытых дверей на Ереванском коньячном заводе. (арм.), 24.12.2016, https://www.aysor.am/am/news/2016/12/24/%D4%B-F%D5%B8%D5%B6%D5%B5%D5%A1%D5%AF%D5 %AB-%D5%A3%D5%B8%D6%80%D5%AE%D5%A1 6. %D6%80%D5%A1%D5%B6/1189901

3. Постановление Правительства Республики Армения N 611 от 20 мая 2010 года 7. «Об определении отдельного торгового названия для бренди», http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?Do-сЮ=59702

4. Постановление Правительства Республики Армения от 25 Мая 1999 года № 344 «Об 8. условиях подписания договора купли-продажи государственного закрытого акционерного общества «Ереванский Коньячный Завод», 9. https://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=7090

Постановление Правительства Республики Армения от 3 декабря 2009 года N 1420 «Об определении порядка внесения на маркировку указанной информации по маркировке винопродукции, производимой в Республике Армения и ввозимой в Республику Армения», https://www.irtek.am/views/act.aspx?aid=51387 РИА Новости, Вместо «армянского коньяка» будет «Арбун», 20.05.2010, https://ria.ru/20100520/236586820.html Sputnik Армения, От дорогого коньяка до дешевого бренди: Армения решила подчиниться Франции и ЕС, 05.11.2023, https://ru.armeniasputnik.am/20231105/ot-dorogo-go-konyaka-do-deshevogo-brendi-armeniya-reshi-la-podchinitsya-frantsii-i-es—68238291.html Чем отличаются коньяк, арманьяк и другие бренди? 14.11.2018 - simplewine, https://simplewine.ru/articles/academy/chem-otli-chayutsya-konyak-armanyak-i-drugie-brendi/ Chapple A., Armenian 'Cognac' Off The Shelf As EU Pledges $3.5 Million To Drop The

LT)

Name, RadioFreeEurope RadioLiberty, June 12. TRIPS Agreement, Module IV - "Geographi-

21, 2021, cal Indications",

https://www.rferl.org/a/armenian-brandy-co- https://www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/

gnac/31314620.html ta_docs_e/modules4_e.pdf

10. Schlette J., Cognac vs. Brandy: What's the 13. WIPO-Administered Treaties, Contracting Difference Between Them, April 27, 2022, Parties Lisbon Agreement Geneva Act (2015), https://kitchensubstitute.com/cognac-vs-brandy/ https://www.wipo.int/wipolex/en/treaties/ShowRe-

11. Thierry Heins, Armenian Brandy and Cognac ¡.^tsTrearc^a^A&artJ^50

- A source of disagreement, 24/04/2023, 14. WIPO-Administered Treaties, Lisbon Agree-

https://spiritsselection.com/en/armenian-brandy- ment for the Protection of Appellations of

and-cognac-a-source-of-disagreement/#pll_switch- Origin and their International Registration /

er https://www.wipo.int/treaties/en/registration/lisbon/

15. ITC, TRADE MAP: https://www.trademap.org/

«Udpbpq.» hhyiwqnyiwlwh l/bhspntt w^wq hbyiwqnyinq, C^ISC, lifigwqqwjth iphyikuw/wh hwpwpbpmpjmttbpt wdptnht qngbhyi,

iphyikuwqtsnl-PJwh pb/hwdm

<ULPU<U3S <U3MUMUL ^nL3UMh «UL<PU^^3P fiUMUSUq-hPG»...

hb^u|bu wui^md t $pwbu|iwl|wb hwjrnb|i «Ui^b l|nbjwl|, wbl|wul|w&, ppbbq.|i

t, pwjg wi^b ppbbq.|i ^t, np l|nbjwl| t»: ^bbg wju pbl|W|nLifti t hwjl|wl|wb l|nbjwl||i bl|wsdwdp «$pwbu|iwl|wb ^iwbq.|i» q.puUnpni.iftibp|i h^dfmd:

&pwbu|iwjnld n^ H|wsi2w6 t hwdwp^md Hnbjwl^ rnwpw&w2p2wb|ig qmpu wpsiwq.p^w& ppbbq.|ib «l|nbjwl|» wbi^wbb|_Q: b^ uw wdpwqp^wS t opbbu^pmpjwdp: Upwbn^ ^wjdwbw^np^wS' bpl|wpwsU 6b2m^bp^ wq^bgmpjwdp <wjwurnwbb |i i^bpgn rnbqji si^bg' hwdw5wjbb|ni4_ 3 d|b b^pnj^b hwdwpdbf ^n^hwmmgdwb n.|idwg i^ib^U 2032 pi^wl|wbQ hwjl|wl|wb 6wq.dwb tlJiswp nq.b|Jig ^ii^fbbp|i n||imwl|bbp|i i^pwj|ig hwbb|_ «l|nbjwl|» wb^wbirndp: Ldwbop|ibwl| npn2mdp l|wpnq_ $wbq.pwq.wnbw|_ wurn|i6wbwpwp «i^bpwPPbLT-wi^npi^nq» hwjl|wl|wb l|nbjwl||i hbqjibw-Impjwb U q.bbp|i i^pw:

<^№wpwnbp. hwjL/wLiuih L/nhjwL/, hwj^w^wt ppbh^t, wpprnt, /vwqnq, ilbpwPnbbn-w^npm^

Anna PAKHLYAN

Senior Researcher of «Amberd» Research Center, ASUE, Associate Professor at the Chair of International Economic Relations, PhD in Economics, Associate Professor

MARKETS AND COMPETITION

THE "UNATTRACTIVE FATE" OF THE FAMOUS ARMENIAN COGNAC...

As the famous French proverb says, "Every cognac is undoubtedly a brandy, but not every brandy is a cognac." It is this perception that underlies the manifestations of "French jealousy" towards Armenian cognac.

In France, it is considered incorrect to label brandy produced outside the Cognac region as "cognac", and this is enshrined in legislation. Due to the long-term pressure caused by this, Armenia finally gave in, agreeing to remove the name "cognac" from the labels of elite alcoholic beverages of Armenian origin until 2032 in return for compensation equivalent to 3 million euros. This decision is expected to impact the prestige and prices of Armenian brandy, which is gradually being "re-BRANDed".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Armenian cognac, Armenian brandy, grape, rebranding

РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

СЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ПРИКЛЮЧЕНИЙ:

РОСТ КРЕАТИВНОГО ТУРИЗМА

DOI: 10.52174/2579-2989 2023 531

Ключевые слова: креативный туризм, искусство, ремесла, гастрономия, мастер-классы, креативные кварталы

Креативный туризм является мировым трендом, который активно развивается во многих странах. Этот подход к путешествиям предоставляет уникальную возможность туристам взаимодействовать с местной культурой, традициями и искусством. Многие страны внедряют различные инициативы и программы для развития креативного туризма, чтобы создать уникальные и интересные опыты для путешественников. В статье представлены сущность и значение творческого туризма, его основные виды. Приведены некоторые примеры из международного опыта. Также представлены основные примеры творческого туризма в Армении и сделаны некоторые предложения по развитию творческого туризма в Армении, такие как: создание ремесленных мастерских, организация культурных фестивалей и гастрономических туров, создание креативных кварталов и инфраструктуры, создание информационных ресурсов, веб-сайтов и социальных медиа, посвященных креативному туризму в Армении и т.д.

К'

I М

реативный туризм — это направление ту. ризма, которое акцентирует внимание на вовлечении туристов в разнообразную творческую и культурную активностъ, позволяя им не только наблюдать и потреблять культурное наследие, но и становиться его частью. Этот вид туризма способствует обмену идеями, опытом и знаниями между местными жителями и туристами, способствуя более глубокому и интерактивному опыту путешествия.

Креативный туризм подразумевает участие туристов в разнообразных мастер-классах, воркшопах, культурных

Гаяне ТОВМАСЯН

Кандидат экономических наук, доцент

В 2010 г. с отличием окончила Армянский государственный экономический университет (АГЭУ) по специальности Менеджмент. В 2014 г. получила степень кандидата экономических наук, в 2021 году - звание доцента.

С 2016 года - сотрудник исследовательского центра АГЭУ «Ам-берд». С 2016 г. преподает в Академии государственного управления РА, с2019 г. в АГЭУ, с2023 г. в ЕГУ и в государственном университете имени В. Я. Брюсова

Автор и соавтор более 120 научных публикаций, в том числе шести монографий и трех учебных пособий, а также одного университетского учебника. 13 статей были опубликованы в журналах, включенных в базы данных Scopus и Web of Science.

ЦРк ORCID - https://orcid.org/0000-^ 0002-4131-6322 Web of Science ResearcherID: AAH-5677-2021

Scopus Author ID: 56690085600

LD

мероприятиях и других творческих событиях. Это может включать занятия народными ремеслами, кулинарным мастерством, музыкой, танцами, живописью, литературой и другими видами искусства. Такой подход к туризму способствует не только разнообразию туристического опыта, но и способствует развитию культурных обменов, сохранению традиций и созданию новых культурных продуктов. Он также способствует укреплению местных сообществ и развитию их экономики через продажу творческих товаров и услуг.

Креативный туризм может привлекать тех, кто интересуется не только основными достопримечательностями и памятниками культуры, но и стремится погрузиться в местную атмосферу, взаимодействовать с местными жителями и самостоятельно творить что-то новое. Этот подход к путешествиям позволяет обогатить опыт туриста и сделать его поездку более запоминающейся и уникальной.

Отчёт ОЭСР' отмечает, что взаимосвязь между культурой и туризмом стала одним из основных источников развития туризма за последние годы. В последнее время мы также стали наблюдать растущую важность креативности, которая дополняет общепринятые и более традиционные модели культурного туризма, основанного на наследии, с включением новых форм туризма, базирующихся на нематериальной культуре и современном творчестве. В отчёте также утверждается, что креативные индустрии предлагают разнообразные возможности роста и развития туризма, включая потенциал увеличения спроса, внедрение новых креативных продуктов, повышение качества и привлекательности локаций, а также поддержку самих креативных индустрий и стимулирование экспорта креативных продуктов2.

Креативный туризм на первоначальном этапе своего становления рассматривался

как путешествие с целью интерактивного изучения местной культуры путем освоения навыков и ремесел, типичных для данного региона. В последнее время благодаря многочисленным исследованиям, концепция креативного туризма существенно расширилась. Теперь в нее включается не столько творческая активность туристов в рамках непосредственного взаимодействия с местными жителями дестина-ции, владеющими традиционными для нее ремеслами и промыслами, сколько создание творческого «сконцентрированного» пространства, в рамках которого возможно приобретение туристами творческих навыков, так называемых «креат ивных кварталов», «творческих кластеров»3.

Сеть "Креативных городов" (Creative Cities Network) является инициативой ЮНЕСКО с 2004 г., направленной на поддержку и развитие городов, которые активно развивают креативные индустрии и культурные секторы. Целью этой сети является содействие устойчивому развитию городов через поддержку творчества, культуры и инноваций.

Почти 300 городов по всему миру, которые в настоящее время составляют эту сеть, работают вместе для достижения общей цели: ставить творчество и индустрию культуры в центр своих планов развития на местном уровне и активно сотрудничить на международном уровне.

Города-члены этой сети выбираются на основе их вклада в разнообразные области, такие как литература, кино, музыка, ремесла и ремесленные изделия, дизайн, медиа-искусство и гастрономия. Членство в этой сети позволяет городам обмениваться знаниями, опытом и лучшими практиками в области культурной индустрии и креативной экономики.

Каждая группа городов в сети специализируется в определенной области. Например, некоторые города признаны "го-

OECD Studies on Tourism Tourism and the Creative Economy, OECD Publishing, 2014, 180 p., ISBN 9264207872, 9789264207875

Креативный туризм: что это и почему он может помочь развитию сообществ в Кыргызстане, https://www-undp-org/ru/ kyrgyzstan/stories/kreativnyy"turizm"chto"eto"i"pochemu"mozhet"pomoch"razvitiyu"soobschestv"v"kyrgyzstane Коломейцева А.Ю., Горбунов А.П., Основные направления государственной поддержки развития креативного туризма, https://upload .pgu.ru/iblock/612/17.pdf

родами литературы , другие - городами дизайна", и так далее. Эта инициатива способствует развитию сотрудничества между городами и поддерживает инновации и креативные решения на местном уровне4.

В креативных туристических мероприятиях для туристов особенно интересны следующие аспекты:

1. Участие в мастер-классах: возможность научиться создавать традиционные изделия искусства, ремесел или кулинарных шедевров под руководством местных мастеров предоставляет туристам уникальную практическую экспертизу.

2. Творческие экскурсии: осмотр местных художественных студий, арт-галерей и студий мас-теров дает туристам возможность увидеть процесс создания искусства и общаться с авторами.

3. Иммерсивные события: участие в культурных исследованиях, выставках и фестивалях позволяет туристам погрузиться в атмосферу местного искусства и творчества.

4. Создание собственных произведений искусства: для многих туристов привлекательны возможности самостоятельно рисовать, готовить или создавать другие произведения искусства в креативной обстановке.

Среди многочисленных достоинств творческого туризма можно отметить следующие:

• соответствие новым требованиям путешественников, желающих получить уникальные впечатления;

• диверсификация предложений без каких-либо инвестиций, просто за счет оптимизации существующего нематериального наследия;

• положительное влияние на прибыльность культурной инфраструктуры благодаря этому новому спросу;

• качественный туризм, обладающий высокой добавленной стоимостью и покупательной способностью;

• несезонность туризма, что позволяет лучше распределить деятельность в течение года;

• географический аутсорсинг: незначительный интерес творческих туристов к «туристическим точкам доступа»;

• уверенность местных жителей в себе благодаря новому интересу к их культуре и традициям;

• расширение прав и возможностей сообщества и профессионализация;

• социальная сплоченность посредством совместного создания осмысленных историй;

• устойчивое развитие, основанное на аутентичности и креативности как основных ресурсах;

• восстановление нематериального наследия;

• инструмент управления5.

Основной профиль креативных туристов в мире включает в себя людей, которые стремятся к более глубокому взаимодействию с культурой и искусством мест, которые они посещают. Эти туристы заинтересованы не только в наблюдении, но и в активном участии в местных творческих процессах, мастер-классах, ремесленных занятиях и других культурных событиях.

Они стремятся участвовать в более глубоких и насыщенных путешествиях, в ходе которых могут не только увидеть достопримечательности, но и стать частью местной культуры, узнать о её традициях и искусстве, а также создавать свои собственные творческие произведения.

Среди креативных туристов можно выделить художников, ремесленников, любителей искусства, музыкантов, писателей, а также всех, кто стремится к погружению в культурную среду посещаемой страны.

Трудно нарисовать портрет этих новых туристов, поскольку они хотят быть «уникальными». Это могут быть одиночки, пары, семьи или группы путешественников. Они могут спланировать поездку самостоятельно или обратиться в профессиональные службы.

Характер их творческой деятельности может быть образовательным (курсы, мастер-классы), творческим (арт-резиденция, совместное творчество с местными художниками) или представительским (концерт-

What is the Creative Cities Network?, https://en.unesco.org/creative-cities/content/about-us What do we mean by Creative Tourism?, http://www-creativetourismnetwork-org/about/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.