PSYCHOLOGICAL SCIENCES
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF OLD AGE AND SOCIAL SERVICES FOR THE ELDERLY IN
ARMENIA
Baghdasaryan J.,
UN International Expert, Honorary Doctor of the Armenian Branch ofInternational and Russian Academies of Natural Sciences, lecturer at the University of Practical Psychology and Sociology "Urartu "
Sedrakyan S.
PhD, Dr. of Science in Psychology, Professor is the President of the University of Practical Psychology and Sociology "Urartu ", Yerevan, Armenia; Member of the Council of International Psychologists; Member of the editorial board of the Armenian Psychiatric Journal; Member of the International Academy of Psychological
Sciences
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРОСТИ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПОЖИЛЫХ В АРМЕНИИ.
Багдасарян Дж.С.,
Международный эксперт ООН, почётный доктор армянского отделения
Международной и Российской академий естественных наук, преподаватель Университета практической психологии и социологии « Урарту»
Седракян С.А. Доктор психологических наук, профессор.
Ректор университета практической психологии и социологии «Урарту» Член Международного совета психологов, член редколлегии Армянского психиатрического журнала, член Международной академии психологических наук,
Abstract
The article focuses on the main psychological issues and problems of aging, such as loneliness, poor health, loss or reduction of social ties, changes in interpersonal and family relationships, issues of providing livelihood, that is, problems that have interaction and impact on the quality of life of elderly people.
The data of studies both conducted by the authors and conducted on their initiative are provided. The article presents the results of studies concerning the attitude of elderly people to their health, the world around them, their need for assistance of another person, for social and psychological services.
Attention is paid to the socio-psychological problems of population aging and the derived need to improve the system of social services for the elderly, the necessity of a comprehensive study and assessment of needs, requirements and opportunities of elderly people in order to create and develop social services adequate to their needs and new models of their provision.
The article provides recommendations on the necessary measures to be adopted by the state in order to ensure the realization of the right of elderly people to enjoy a full active life.
Аннотация
В статье делается акцент на основные психологические вопросы и проблемы старения, такие как одиночество, ухудшение здоровья, потеря или сокращение социальных связей, изменения в межличностных и семейных отношениях, вопросы обеспечения жизненного быта, то есть проблемы имеющие своё влияние и воздействие на качество жизни пожилых людей.
Приводятся данные исследований как проведённых авторами, так и проведённых по их инициативе. В статье представлены результаты исследований, касающихся отношения пожилых людей к своему здоровью, окружающему их миру, их потребности в помощи другого человека, в социальных и психологических услугах.
Уделяется внимание социально-психологическим проблемам старения населения и исходящей из них необходимости совершенствования системы социального обслуживания пожилых людей, необходимости всестороннего исследования и изучения нужд, потребностей и возможностей пожилых людей с целью создания и развития адекватных их потребностям социальных услуг, новых моделей их предоставления.
В статье даются рекомендации по мерам, необходимым для принятия государством в целях обеспечения реализации права пожилых людей на полноценную активную жизнь.
Keywords: population aging, older people, socio-psychological problems of older people, loneliness, social services.
Ключевые слова: старение населения, пожилые люди, социально-психологические проблемы пожилых людей, одиночество, социальные услуги.
Базу исследования составили статистические данные, анализ международно-национальных (локальных) правовых актов по данному вопросу, данные проведённых исследований.
Согласно данным Национального статистического комитета РА 2020 года, ожидаемая продолжительность жизни населения РА составляет 75,4 года, при этом ожидаемая продолжительность жизни женщин 78,7 года, а мужчин - 71,9 года. Увеличение продолжительности жизни привело к другой демографической проблеме - старению.
Демографическое старение населения - одна из основных проблем демографической ситуации, процесс которой значительно ускорился в постсоветские годы. Старение населения или демографическое старение является результатом длительных демографических изменений, воспроизводства населения, рождаемости, смертности, сдвигов в их соотношениях и, отчасти, миграции. Согласно демографической шкале старения ООН, если доля населения в возрасте 65 и старше превышает 7% населения страны, то это население считается стареющим.
Этот показатель на начало 2021 года в Армении составлял 12,3%.
Статистика показывает, что в ближайшие годы ожидается рост пожилых людей в общей структуре населения, а согласно международным критериям Армения, как и многие государства, в том числе постсоветского пространства, уже сейчас считается страной со стареющим населением со всеми её последствиями.
Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует изучения социально-психологических аспектов старости, укрепления и развития системы социальных служб, внедрения новых, соответствующих потребностям пожилых людей альтернативных форм социального обслуживания, совершенствования технологий, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.
Признавая важность вопроса старения населения, на основе положений Мадридского стратегического плана регионального осуществления Мадридского международного плана действий по проблемам старения, принятого в 2002 году, в частности 10-и обязательств, а так же Министерской конференции «Устойчивое общество для всех возрастов», состоявшейся в 2017 году в Лиссабоне, где было отмечено, что обсуждения и опыт передовых стран доказывают, что успехи в области старения во многом обусловлены работой, проделанной в целях обеспечения качества и доступности медицинских услуг для пожилых людей, обеспечения образования пожилых людей на протяжении всей жизни, обеспечения более продолжительной трудовой жизни пожилым людям, внедрения альтернативных социальных услуг (уход на дому, дневные центры и т. д.).
Что касается основных целей, сформулированных в заявлении министров в Лиссабоне в 2017 году, то Республике Армения продолжает работу для достижения следующих трёх целей:
• Признать потенциал пожилых людей.
• Поощрять более длительную трудовую жизнь и трудоспособность.
• Обеспечить достойный процесс старения.
Проблема социальной работы с пожилыми
имеет общегосударственное значение. В связи с этим становится актуальной необходимость дальнейшего развития социальной защищенности пожилых людей через систему социального обслуживания, которая в настоящее время не в полной мере отвечает современным требованиям.
Правительство Республики Армения разработало и приняло целый ряд документов: стратегий социальной защиты пожилых людей, концепций предоставления социальных услуг пожилым людям, планов действий, направленных на создание равных возможностей и достойных условий жизни для людей всех возрастов, особенно пожилых людей.
Проблеме старения населения и исходящей из неё необходимости совершенствования системы социального обслуживания пожилых людей посвящены работы многих учёных как в дальнем так в ближнем зарубежье.
Социальные проблемы старения стали предметом исследований Карсаевской Т.В. и Шаталова А.Т.. Проблемы и аспекты социализации пожилого человека рассмотрены в работах Кона И.С., Выготского Л.С. Вопросы социального обслуживания пожилых отражены в работах Парфенова О.А., Ма-лыхиной Е.В. и других авторов.
Определенный интерес представляет анализ дальнейшего развития системы социального обслуживания пожилых людей с целью повышения их жизненной активности М.Д.Александрова, B.М.Ва-сильчикова, Р.М.Вебера, Ф.Р.Сильвермана, Е.И.Холостовой.
Исследование проблем пожилых людей путём анкетирования, встреч, бесед, работы с экспертами этой области показали, что на первом месте среди проблем людей пожилого возраста стоит проблема одиночества или чувство одиночества (около 35%). Для пожилых людей характерны значительные изменения в их жизненном окружении, в социальных контактах, в общественных и семейных ролях, в состоянии здоровья, что также приводит к одиночеству. Сложившаяся практика, да и нормы как российского, так и армянского законодательства в качестве критерия «одинокого пенсионера» или «одинокого пожилого человека» использует одинокое проживание, что, конечно, недостаточно с точки зрения определения понятия одиночества.
Так обследование по вопросам старения населения, проведённое Министерством труда и социальных вопросов РА (Институтом труда и социальных исследований указанного министерства и Национальной статистической службой РА) при поддержке UNDESA в 2008 году имело целью исследовать здоровье, образ жизни, благосостояние, семейные взаимоотношения, занятость, ценности и установки и другие вопросы и прблемы лиц в возрасте 50 лет и старше. Обследование проводилось как количественными, так и качественными мето-
дами. В разработке методологии обследования принимали участие авторы статьи. Для формирования выборки в качестве основы была взята база данных адресов всех домашних хозяйств республики, созданная по результатам переписи населения Национальной статистической службой РА, при техническом содействии Всемирного банка.
Результаты обследования показывают, что для пожилого человека состояние удовлетворённости жизнью в основном оценивается состоянием здоровья, социальной активностью и уровнем дохода. Качество и доступность медицинских услуг по-прежнему имеют решающее значение для пожилых людей.
А ведь пожилые люди с инвалидностью или с ограниченными возможностями составляют 22,2% от общего числа пожилых людей и 42,5% от общего числа людей, имеющих инвалидность (около 194 тыс.), не говоря уже о необходимости диспансеризации и оказания качественной своевременной медицинской помощи всем, нуждающимся в этом пожилым людям.
По результатам обследования, исходя из выявленной потребности пожилых людей в надомном обслуживании, Министерством труда и социальных вопросов была расширена программа оказания одиноким пенсионерам социальной помощи на дому. В этих целях впервые была предоставлена государственная дотация общественной организации. По ежегодно реализуемой программе, бенефициары, получающие услуги на дому, пользуются определенными социальными, психологическими и медицинскими услугами, предоставляемыми государственными и негосударственными организациями и находятся в более выгодном положении по сравнению с другими пожилыми гражданами, поскольку находятся под опекой медицинского и социального персонала этих организаций.
В Армении, как и в других странах постсоветского пространства отмечается нестабильность благополучия пожилого населения. Это несоответствующие потребностям пожилых людей пенсия и услуги, и определённые преграды на пути обеспечения занятости (трудоустройства), и отсутствие организованной системы, обеспечивающей активное старение человека.
Так обследование показало, что 22% респондентов возрастной группы 50+ чувствуют себя невостребованными в обществе. Большинство респондентов этой возрастной группы считают, что заботиться о пожилых людях должно государство. Это можно обьяснить тем, что они жили в советское время и им присущи нормы советского времени.
У респондентов старше 60 лет возрастает потребность в ежедневной поддержке и помощи. Явление нуждаемости в окружающих людях особенно распространено среди женщин возрастной группы 50+ и это даёт почву для серьёзных размышлений, потому что женщины живут дольше и их численность значительно больше, чем у мужчин той же возрастной группы. В то же время обследование показало, что в РА смертность женщин резко повышается в 65-70 лет и увеличивается число вдовцов среди мужчин в возрасте 70-74 лет, что также требует внимания государства.
Материальное неблагополучие, риски преждевременной смерти, деформации норм поведения, социальная изолированность -это основные социальные и психологические факторы, влияющие на качество жизни, и в той или иной степени на удовлетворённость ею.
В то же время, удовлетворённость жизнью в старости во многом связана с социальным окружением, включая межличностные и семейные отношения.
Так, в Армении до 1988 года, когда республику постигло страшное землетрясение, все действующие дома-интернаты использовались на 60-70% своих койкомест. Оставшиеся без крова, а в большей части и без семей пожилые люди не имели другого выхода, как определиться в дом-интернат для престарелых. Фактором, который заставил правительство открыть новый дом-интернат для пожилых людей на 200 мест (Норкский дом-интернат) были вынужденные беженцы 1990 года.
Анализируя динамику развития системы учреждений социального обслуживания пожилых людей и лиц с инвалидностью, мы видим, что в последние два десятилетия увеличился общий обьем койкомест в стационарных учреждениях и, что очень важно увеличилось число обслуживаемых в негосударственных учреждениях. Это видно из таблицы 2.
_Таблица 2.
Наименование социального учреждения стационарного обслуживания 2000 год 2010 год 2020 год Общее увеличение числа стационарных обслуживаемых
Ереванский дом-интернат N1* 220 260 250 30
Норкский дом-интернат* 200 220 220 20
Дом-интернат г. Гюмри** 150 160 160 10
Варденисский п\н дом-интернат* 200 300 450 250
Дом-интернат «Дзорак»* - 120 130 130
Ванадзорский дом-интернат 40 40 55 15
Абовянский дом-интернат «Нарек» - 35 35 35
«Джермик анкюн» дом ухода - 15 30 30
«Хуйси тун» г. Ванадзор - 35 35 35
«Арцвабуйн» с. Арцваник Капана - 12 20 20
Спитакский дом ухода - - 16 16
Ахурянский дом-интернат - - 24 24
Динамика увеличения числа стационарных обслуживаемых 810 1157 1425 615
Государственные учреждения Министерства труда и социальных вопросов
**Управление дома-интерната г. Гюмри в 2020 году было передано Армянскому обществу Красного креста.
В последние два десятилетия большое развитие получила и служба надомного обслуживания пожилых людей.
В таблице 3. показано количество бенефициаров, получающих услуги по уходу на дому от государственных и неправительственных организаций Армении.
_Таблица 3.
«Центр социального обслуживания одиноких престарелых и инвалидов» государственное неторговое учреждение «Миссия Армения» благотворительная общественная организация «Армянский Каритас» благотв. обществ организация Армянс кое общество Красного Креста Немецкий Красный Крест Ассоциация по уходу за пожилыми людьми «Армавирский центр развития» Общественная организация «Кофоед» фонд всего
2000г 1200 1500 - - - - - - 2700
2010г 1500 2800 220 - - - - - 4520
2020г 200 2700 220 90 80 180 150 90 3710
Если в 2000 году в Армении на дому обслуживалось 2700 пожилых людей, то в 2010 году это число составляло 4520, а в 2020 году-3710. Надомное обслуживание пожилых людей организовывают как государственные службы, так и общественные организации.
Стала развиваться и сеть дневных центров социального обслуживания для пожилых людей, что видно из таблицы 4.
_Таблица 4.
Наименование организации 2000 г. 2010 г. 2020г.
«Миссия Армения» благотворительная общественная организация (в городе Ереване и 6 марзах республики) 30 дневных центров, 2400 бенефициаров 15 дневных центров, 1300 бенефициаров 20 дневных центров, 1500 бенефициаров
«Армянский Каритас» благотворительная общественная организация (в городе Гюмри и Ташире). - 2 дневных центра, 100 бенефициаров 2 дневных центра, 100 бенефициаров
Ассоциация по уходу за пожилыми людьми (в городе Ереване) - - 1 дневной центр, 50 бенефициаров
Всего бенефициаров 2400 1400 1650
Таким образом, казалось бы система социального обслуживания пожилых людей и инвалидов уже включила в себя основные модели. Однако, как показывают исследования, этих моделей, видов и форм социального обслуживания сегодня не достаточно.
Проведённое Министерством труда и социальных вопросов Армении в 2016 году исследование нуждаемости пожилых граждан в социальных и психологических услугах (в разработке методологии исследования принимали участие авторы статьи), в частности в новых моделях социального обслуживания, показал, что для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями наиболее востребованы следующие новые услуги: круглосуточное обеспечение дневного ухода за пожилыми людьми на дому или услуги няни; служба социальной помощника или ассистента; центры, клубы или дневные центры организации активной культурной жизни пожилых; школа-клуб активного долголетия и здорового образа жизни.
По результатам проведённого исследования были разработаны конкретные программы внедрения новых моделей социальных услуг. На сегодня отдельные проекты реализуются, в частности негосударственными организациями.
В целях модернизации действующего законодательства по вопросам социального обслуживания важно определение индивидуальной нуждаемости в предоставлении социального обслуживания, формирование и реализация индивидуальной программы предоставления социальных услуг для каждого конкретного получателя, определение единых требований к порядку оказания услуг, обеспечение социального сопровождения, развитие стационаро-замещающих подходов к организации социального обслуживания, в том числе внедрение и реализация технологий, направленных на максимально длительное пребывание граждан пожилого возраста в привычных домашних условиях и развитие программ семейного ухода, уделение особого внимания повышению социальной активности пожилых граждан посредством развития инновационных форм социального обслуживания.
Ещё в 2008 году Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединённых Наций в своём Руководстве по осуществлению Мадридского международного плана действий по проблемам старения на национальном
уровне1 отметил, что в развитых странах упор должен делаться на общинный уход, а также на поиск лучших способов обеспечить более широкий выбор для пожилых людей. К числу новаций в этой области относятся:
• развитие ухода, ориентированного на запросы потребителя, путём замены услуг, предоставляемых государственным здравоохранением, услугами, напрямую оплачиваемыми потребителем;
• расширение характера предлагаемых услуг, например, включение в их число посещений на дому и услуг ночных сиделок;
• появление новых вариантов проживания, с включением разных видов дополнительных услуг;
• использование небольших групповых жилищ вместо крупных лечебных заведений для размещения лиц, страдающих деменциями и другими серьёзными расстройствами.
Сегодня особенно актуально расширение форм участия негосударственного сектора в социальном обслуживании граждан. Необходима серьезная работа по практическому внедрению новых институтов, социальных методик и практик, повышению качества социального обслуживания, уделение внимания вопросу самореализации пожилых людей в стационарных учреждениях, расширению перечня социальных услуг, предоставляемых бесплатно, платно и с частичной оплатой. Положительный опыт имеет практика оказание социальной помощи мобильными бригадами, которая особенно важна для работы в отдалённых сельских населённых пунктах (Республика Татарстан, Владимирская область, Калининградская область, Саратовская область, Краснодарский край, Тюменская область). Другая инновационная форма социального обслуживания это "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов". Инновационная модель семьи для одиноких пожилых людей и инвалидов - это возможность найти свой дом, семейное тепло и заботу, продлить жизнь в домашней обстановке, получить различные виды помощи и передать накопленный жизненный опыт другим членам семьи.
Заключение
Проведённые обследования показали, что удовлетворённость жизнью в старости во многом связана с социальным окружением, включая межличностные и семейные отношения, смысложизненные ориентации, уровень оптимизма и активности, самоуважение, уровень и качество социальной поддержки, а также состояние здоровья. Удовлетворенность жизнью определяется системой социально -психологических детерминант.
В условиях старения населения страны социальная забота о престарелых и лицах пожилого возраста с ограниченными возможностями, получила новый импульс к развитию. Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления и развития системы социальных служб, внедрения новых, соответствующих потребностям пожилых людей альтернативных форм социального обслуживания, совершенствования технологий, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.
Проведённые обследования, встречи, практический опыт работы автора показывают, что:
Существующая система социальных услуг пожилым людям не может покрыть весь спектр социально-психологических, юридических, медицинских, жилищных потребностей пожилых людей и не может обеспечить включение всех пожилых людей, которые действительно нуждаются в них. Социальные услуги, предоставляемые пожилым людям, в основном расположены в Ереване, и в нескольких городских общинах республики.
Безусловно, есть необходимость во внедрении новых моделей услуг для пожилых людей. Внедрение новых моделей позволит проявить индивидуальное отношение к каждому пожилому человеку, провести комплексную и всестороннюю оценку социально-психологических потребностей человека, сформировать на ее основе индивидуальную социальную программу, предложить необходимые услуги.
Местные общественные и международные организации, занимающиеся проблемами пожилых людей, в основном нацелены на реализацию программ по оказанию услуг одиноким необеспеченным пожилым людям, в то время, когда необходимы программы предоставления социальных услуг, программы активного культурного досуга, активного долголетия всем, нуждающимся в этом пожилым людям вне зависимости от нуждаемости.
Необходимо уделение большего внимания вопросу подготовки профессиональных кадров: социальных работников, психологов.
Важная проблема, требующая решения- это создание и развитие гериатрической и геронтологиче-ской службы. Международный опыт показывает и необходимость и эффективность внедрения штатных единиц геронтологов и гериатров как в амбу-латорно-поликлинических, так и в стационарных медицинских учреждениях, как в стационарных и полустационарных социальных учреждениях, так и в надомной социальной службе.
Реализация новых практик в сфере социального обслуживания населения является одним из значимых инструментов реализации социальной политики в стране.
1 Департамент по экономическим и социальным вопросам Организация Объединённых Наций в своём Руководстве по осуществлению Мадридского
международного плана действий по проблемам старения на национальном уровне, Руководство. Нью-Йорк, 2008
Список литературы:
1. Help Fge International: Индекс качества жизни пожилых людей в странах мира в 2013 г.. Электронный ресурс\ Центр гуманитарных технологий. URL: http:\\gtmarket. ru\ratings\global-age-wath-index\info (дата обращения:13.03.2016.)
2. Фрэнсис Бэкон. Сочинения в двух томах. Второе, исправленное и дополненное издание. том 2. Академия наук СССР. Институт философии и издательство социально-экономической литературы « Мысль ». Москва, 1978г.
3. Л.А. Арутюнян. Социальная работа. Ереван, 1995 г.
4. С. Седракян, А. Казаросян, Н. Акопян. Психологические работы в учебных заведениях. Методическое пособие. Университет «Урарту». Ереван, 2016 г.
5. С. Седракян. Социальная психология семьи. Издательский дом: Российская академия образования, М., 2011г.
6. С. Седракян Психология семьи: Ролевой подход., Когито-Центр, (Университетское психологическое образование). М., 2019 г.
7. Обследование по вопросам старения населения. Институт труда и социальных исследований Министерства труда и социальных вопросов РА, Национальноая статистическая служба Республики Армения, 2008 г.
8. Исследование нуждаемости пожилых граждан Армении в социальных услугах. Министерство труда и социальных вопросов Республики Армения, 2016 г.
9. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения., 2003г.
10. Международные и национальные нормативно-правовые акты по данному вопросу.
11. Методология оценки психического состояния, социальных навыков и способностей лиц с проблемами психического здоровья: армянский подход. Сукиасян С. Г., Согоян А. Ф., Багдасарян Л. В., - Армянский журнал психического здоровья, Ереван, 2018 г.
12. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. -М.:«Дашков и К», 2003 г.
UDK 37.015
DEVELOPMENT AND PREVENTION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DESTRUCTION OF A
TEACHER
Savina T.
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Family and Childhood Psychology
Russian State University for the Humanities. Institute of Psychology L.S. Vygotsky
Moscow
Abstract
The article presents an analysis of existing approaches to the study of professional and personal destruction of a teacher. Psychological determinants and tendencies of development of destructions are revealed. The points of view of different authors on the resources of prevention are substantiated. The content of personal resources and resources of social support is disclosed as important factors of professional and personal stability of the individual.
Keywords: professional and personal destruction, ■ professional stagnation, character accentuations.
In the XXIst century, education in Russia is accompanied by a number of complex and contradictory processes, which are determined by the dynamics of the changes taking place in society. These processes create a socio-cultural and educational situation, the way out of which requires a high level of professional training of teaching staff. In this regard, the idea of a teacher, the essence and content of his activity and development in the conditions of intensively developing innovative educational practice, the search for the meaning and values of his activity, is changing.
Exploring the problem of the development and influence of professional and personal destructions on the professional activities of a teacher, first, I would like to clarify what is meant by professional and personal destructions.
crises, maladjustment, stereotypes of activity and thinking,
The variety of views on the problem of destruction, presented in different directions and psychological schools, indicates the absence of a single point of view on this problem.
"As a rule," notes V.N. Druzhinin, - labor has a positive effect on a person and his personal characteristics, but professional development can also be of a downward nature. The negative impact of the profession on the individual may be partial or complete. With a partial regression of professional development, one of its elements is affected. Complete regression means that negative processes have affected individual structures of the psychological system of activity, leading to their destruction, which can reduce the effectiveness of the activity. A sign of the negative influence of the profession on the personality is the appearance of a variety