(1 и»(4«йиО
Koiw
Совместное применение пилотируемой авиации и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов малой дальности
Подполковник A.B. АНАНЬЕВ, кандидат технических наук
Полковник С.В. ФИЛАТОВ
Майор А.Г. РЫБАЛКО
АННОТАЦИЯ
Проведено экспериментальное обоснование возможности совместного боевого применения пилотируемой авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности (БЛА МД). Практически подтверждена возможность высокоточной доставки макетов свободнопадающих неуправляемых контейнеров (СНК).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Совместные боевые действия, ударные беспилотные летательные аппараты, оперативно-тактическая авиация (ОТА), подсистема управления авиацией тактического звена, единое разведывательно-информационное пространство.
ABSTRACT
The paper experimentally justifies the possibility of joint employment of piloted aircraft and short-range unmanned aerial vehicles (SR UAV). It provides practical confirmation of the fact that a high-precision delivery of free-fall uncontrolled container (FFUC) dummies is possible.
KEYWORDS
Joint combat activity, unmanned combat aerial vehicles, operational-tactical aviation, subsystem of tactical-level aviation control, single reconnaissance-information space.
СОВРЕМЕННЫЕ условия ведения боевых действий требуют все большей межвидовой интеграции группировки сил и средств1. Одним из рациональных вариантов создания межвидовой системы управления (МСУ) группировкой войск (сил) (ГВ(с)) является эволюционный путь2, учитывающий передовые разработки в области боевого применения беспилотной авиации. В результате построения МСУ ГВ(с) возможно оперативно реагировать в масштабе реального времени на внезапно возникающие, неплановые задачи за счет формирования временных разведывательно-ударных (огневых) контуров (РУК, РОК). Одним из примеров применения таких временных РУК (РОК) является практическая реализация разработанного способа совместных действий пилотируемой и беспилотной авиации при решении задач в операциях3.
Актуальность такого способа совместных действий определяется прежде всего возможностью снижения рисков потери воздушных судов и их экипажей от средств ПВО противника и разрешением тройного противоречия: одновременным приближением времени реакции системы авиационной поддержки к масштабу реального времени; сохранением централизованного управления МСУ; снижением боевого напряжения и расхода авиационного ресурса OTA в целом. Ключевым аспектом, определяющим возможность действий БЛА МД в интересах пилотируемой авиации, является обеспечение точности применения средств поражения при условии устойчивого управления ими на дальностях действий OTA, т. е. в оперативной и тактической глубине, и качественная интеграция пунктов управления формированиями БЛА МД в подсистему управления авиацией тактического звена.
Таким образом, цель данного эксперимента — практическая проверка возможности действий беспилотных летательных аппаратов малой дальности по обеспечению задач, решаемых оперативно-тактической авиацией в операциях, при условии интеграции их в единую разведывательно-ударную систему.
На первом этапе, в ходе полигонных испытаний, проверены точностные характеристики сброса СНК с серийных БЛА МД. Общий вид носителя представлен на рисунке 1. Выбор в пользу БЛА МД обусловлен их относительно низкой уязвимостью от средств ПВО противника и возможностью выполнения как задач разведки, так и огневого поражения наземных (морских) объектов.
В результате проведенных испытаний набрана достаточная статистика применения БЛА МД, которая подтвердила необходимую и достаточную точность попаданий. На рисунке 2 приведен частный результат сброса макета СНК в площадь размером 3x5 метров, сопоставимую с размерами типовой сухопутной боевой техники.
Научно-методическое обоснование выбора рационального варианта нанесения удара группой БЛА и в некоторой степени обобщение полученных результатов испытаний и практического принятия решения на применение ударных БЛА МД обеспечили параллельно ведущиеся работы4.
На втором этапе апробации способа совместных действий были выдержаны тактические нормативы по дальностям действий OTA самосто-
Рис. 1. Серийный БЛА МД, используемый в качестве носителя СНК
ятельно и по задачам авиационной поддержки войск, для чего сформировали соответствующую мишенную обстановку. В качестве наземных целей, имитирующих объекты поражения, использованы три типа тактических мишеней. Тип мишени № 1 представляет собой имитацию средств ПВО противника, тип мишени № 2 — колонну техники. Для реализации типов мишеней № 1 и № 2 на практике была использована автомобильная техника (ЗИЛ-131 с кунгом). Эффективная работа по первому типу
мишеней предполагает снижение рисков потери экипажей воздушных судов от средств ПВО противника. Боевая работа по типу мишени № 2 проводилась для оценки возможности воспрещения выдвижения резервов противника из района сосредоточения. В качестве примера на рисунке 3 представлена мишенная обстановка с мишенями второго типа.
Тип мишени № 3 использован при имитации размещения авиационной техники на аэродромах тактической авиации противника (рис. 4).
Рис. 3. Мишенная обстановка с мишенями второго типа
Рис. 4. Мишень третьего типа
Результаты сброса макетов СНК фиксировались группой обеспечения испытаний в масштабе реального времени с использованием
средств фото- и видеофиксации. Частный результат фиксации места падения макета контейнера приведен на рисунке 5.
Рис. 5. Пример фиксации результатов падения макетов СНК
Проведенные испытания подтвердили, что мишени практически всегда находились в эффективной зоне поражения обычных ручных
осколочных гранат. Таким образом, можно утверждать, что одиночные ударные БЛА МД могут обеспечить поражение уязвимых (неброниро-
ванных) объектов ручными осколочными оборонительными гранатами по типу «С», т. е. «повреждено», при котором цель прекращает функционирование на время не менее часа, либо по типу «В» — «вывод из строя», при котором одиночная цель прекращает функционирование на время не менее суток. Групповое же применение ударных БЛА МД позво-
лит увеличить эффективность огневого воздействия по объектам удара кратно.
На рисунке 6 приведен пример непосредственного прямого попадания макета контейнера в крыло самолета, в результате которого получены повреждения, несовместимые с дальнейшим его боевым применением длительное время.
Рис. 6. Результат попадания СНК в крыло самолета
Для обеспечения полноценной интеграции формирований OTA и БЛА МД, входящих в разные виды ВС РФ, в период практической апробации произведено сопряжение программно-технических комплексов пунктов управления подсистемы управления авиации (ПУА) тактического звена (ТЗ) и наземных пунктов дистанционного управления (НПДУ) БЛА МД. Информационное взаимодействие осуществлялось посредством сопряжения вынесенных тактических терминалов ПУА ТЗ и автоматизированных рабочих мест операторов НПДУ БЛА
МД. В процессе информационного обмена осуществлялись взаимные приемы и передачи формуляров и фотопланов объектов разведки и поражения, а также маршруты полета БЛА МД. В качестве примера на рисунке 7 приведен вид экрана тактического терминала ПУА ТЗ с электронной картой местности и отображенным коридором пролета БЛА МД, фотопланом и зоной до-разведки района цели.
Таким образом, в части, касающейся возможности апробации совместных действий пилотируемой и беспилотной авиации, в работе до-
Экспериментальная апробация способа совместного применения пилотируемой авиации и разведывательно-ударных БЛА малой дальности показала, что одиночные БЛА МД могут обеспечить поражение небронированных
наземных объектов ручными осколочными оборонительными гранатами на время от одного часа до одних суток.
^|^>йства цели [1] Танк
Рис. 7. Результат отображения фотоплана и коридора пролета
казана возможность снижения рисков огневого поражения самолетов оперативно-тактической авиации (вертолетов армейской авиации) средствами ПВО противника и компенсация времени реакции дежурных сил OTA в результате действий ударных БЛА МД в оперативной и тактической глубине.
Проведенные испытания позволили получить статистические данные боевого применения экспериментального ударного БЛА МД по наземным объектам для определения параметров рассеивания СНК и последующей разработки методики оценки эффективности применения БЛА малой дальности при
В
поражении наземных объектов. Полученные данные позволяют разработать обоснованные предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу в части, касающейся организации совместных действий пилотируемой и беспилотной авиации, а также организации применения средств поражения с беспилотных летательных аппаратов, испытаний обеспечено
ходе
управление действиями расчетов беспилотных летательных аппаратов в едином разведывательно-информационном пространстве с ПУА ТЗ, что по своей сути является частичной реализацией первого этапа создания МСУ ГВ(с), определенного как «Единая унифицированная ситуационная осведомленность»5. Информационное объединение средств разных видов ВС РФ обеспечит получение максимально возможной зоны разведки и оперативное формирование автоматизированных целеуказаний, сохранив при этом централизованное управление силами и средствами ГВ(с).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Суровикин C.B. Формы применения и организация управления межвидовой группировкой войск (сил) на театре военных действий // Вестник Академии военных наук. 2014. № 1 (46). С. 40—43.
2 Ананьев A.B., Филатов C.B., Феднен-ко B.C. Межвидовая система управления группировкой войск с интеграцией формирований беспилотной авиации // Военная Мысль. 2017. № 9. С. 43—50.
3 Ананьев A.B., Филатов C.B. Обоснование нового способа совместного
применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях // Военная Мысль. 2017. № 4. С. 26—34.
4 Ананьев A.B., Филатов C.B. Метод выбора рационального способа применения группы ударных беспилотных летательных аппаратов для поражения объектов противника // Военная Мысль. 2017. №2. С. 72—78.
5 Ананьев A.B., Филатов C.B., Федчен-ко B.C. Межвидовая система управления группировкой войск с интеграцией формирований беспилотной авиации // Военная Мысль. 2017. № 9. С. 43—50.