ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
Обоснование нового способа совместного применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях
Подполковник А.В. АНАНЬЕВ, кандидат технических наук
Полковник С.В. ФИЛАТОВ
АННОТАЦИЯ. Обоснован новый способ совместного применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях на основе рассмотрения межвидовой системы управления группировки войск (сил) на операционном направлении как сложной технической системы на этапе организационно-технического синтеза (рационального выбора), анализа задач авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности (БЛА МД) в армейских операциях и централизованного управления смешанной группировкой БЛА МД на основе аэромобильной сети связи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: способ боевых действий, совместные боевые действия, межвидовая система управления, беспилотные летательные аппараты малой дальности, оперативно-тактическая авиация, армейская авиация.
SUMMARY. A new method for joint using aircraft and short-range unmanned aerial vehicles in operations is based on consideration of the inter-service control system of the grouping of troops (forces) in the operational area as a complex technical system at the stage of organisational-and-technical synthesis (rational choice), analysis of aircraft and short-range UAV tasks in army operations and centralised control of a mixed group of short-range UAVs through an aeromobile signal communication network.
KEYWORDS: way of combat operations, joint combat operations, inter-service control system, short-range unmanned aerial vehicles, operational-tactical aviation, army aviation.
В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ работе авторов1 предложен эволюционный подход к созданию межвидовой системы управления (МСУ) межвидовой группировки войск (сил) (МГВС), учитывающий финансовые и научно-производственные ограничения. Он позволяет последовательно создать временный разведывательно-ударный контур МГВС, особая роль в котором отведена формированиям беспилотной авиации. В рамках данной статьи рассматривается преимущественно первый этап (шаг) создания МСУ, соответствующий «сетецентрической системе», обладающей таким основным системным свойством, как интеграция всех сил и средств в едином информационном пространстве, и системным признаком — единой унифицированной ситуационной осведомленностью.
Одним из подходов, позволяющих наиболее полно учесть вопросы создания МСУ МГВС и разрабатывать новые способы совместного применения авиации и БЛА МД, является рассмотрение МСУ МГВС как сложной технической системы2 (СТС), создание которой включает
1 Ананьев А.В., Федченко В.С., Филатов С.В. Система управления межвидовой группировкой войск с интеграцией формирований беспилотной авиации // Военная Мысль. № 9. 2017. С. 43—50.
2 Будко П.А., Рисман О.В. Многоуровневый синтез информационно-телекоммуникационных систем. Математические модели и методы оптимизации. СПб.: ВАС, 2011.
три этапа синтеза (рационального выбора): структурный, параметрический, организационно-технический, последнему из которых и посвящено дальнейшее рассмотрение МСУ при обосновании нового способа совместного применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях группировок войск (сил) на операционных направлениях (ГрВ(с) на ОН) (в армейских операциях).
Под способами совместного применения авиации и БЛА МД в операциях, которые обычно являются составными частями способов ведения операций, будем понимать избранные варианты (порядок и приемы) их применения для решения поставленных боевых задач3.
Под организационно-техническим синтезом (созданием) МСУ ГрВ(с) на ОН будем понимать оптимизацию (рациональный выбор) формирования различных постоянных и временных разведывательно-ударных контуров (ВРУК) и платформ (ВРУП) в ГрВ(с) на ОН, являющихся технической основой способов совместного применения авиации и БЛА МД в операциях.
Для создания универсальной системы организационно-технического взаимодействия авиации и БЛА МД следует сформировать перечень совместно выполняемых задач, отталкиваясь от известных задач авиации. Так как в тандеме «авиация — БЛА МД» основной боевой потенциал формируется за счет авиационных частей, авторами статьи предлагается осуществлять систематизацию задач в рамках совместного применения смешанной группировки оперативно-тактической и армейской авиации (ОТА и аА) и БЛА МД, отталкиваясь от задач авиации в армейских операциях. Так, например, для частей АА необходимо рассмотреть совместное применение с БЛА МД при решении огневых, десантно-транспортных, разведывательных и специальных задач АА4. В качестве примера в таблице приведены задачи БЛА МД при решении АА огневых задач.
Таблица
Задачи БЛА МД при совместных действиях с АА, рещающей огневые задачи в армейских операциях
№ п/п Огневые задачи АА Задачи БЛА
1 Авиационная поддержка войск Вскрытие (воздушная разведка) объектов противника. Размаскирование объектов противника. Обозначение объектов противника. Обеспечение корректировки огня. Поражение объектов противника. Обеспечение объективного контроля результатов удара АА. Ретрансляция координат целей на борт АА от передового авиационного наводчика (ПАН)
2 Уничтожение малоскоростных низколетящих воздушных целей Вскрытие (обнаружение) воздушных целей. Уничтожение мало скоростных низколетящих воздушных целей. Обеспечение объективного контроля результатов действий АА
3 Словарь оперативно-стратегических терминов. М.: ВАГШ ВС РФ, 2016. С. 508.
4 Болховитинов О.В. Боевые авиационные комплексы и их эффективность: учебник для слушателей и курсантов инженерных вузов ВВС. М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008.
Продолжение таблицы
№ п/п Огневые задачи АА Задачи БЛА
3 Поражение десантно-диверсионных сил (воздушных (морских) десантов), аэромобильных частей (подразделений), сил специальных операций (разведывательно-диверсионных групп)и незаконных вооруженных формирований Вскрытие (воздушная разведка) объектов противника. Размаскирование объектов противника. Обозначение объектов противника. Обеспечение корректировки огня. Поражение объектов противника. Обеспечение объективного контроля результатов удара АА
4 Огневое (авиационное) обеспечение пролета воздушных десантов и их поддержка Вскрытие (воздушная разведка) объектов противника. Размаскирование объектов противника. Обозначение объектов противника. Обеспечение корректировки огня. Поражение объектов противника. Обеспечение связи (ретрансляция). Обеспечение объективного контроля результатов удара АА
5 Сопровождение колонн войск на марше и при их выдвижении на рубежи развертывания для атаки Вскрытие (воздушная разведка) объектов противника. Обозначение объектов противника. Обеспечение корректировки огня. Поражение объектов противника. Обеспечение связи колонны с пункта управления (ПУ) (ретрансляция связи). Обеспечение объективного контроля результатов удара АА
Рассмотрим более подробно авиационную поддержку войск частями (подразделениями) АА, что в настоящее время, по мнению авторов, не в полной мере удовлетворяет современным требованиям. В то же время следует отметить, что система управления в объединении ВКС (армии ВВС и ПВО) имеет отлаженную структуру, обеспечивающую управление авиацией и поддержание взаимодействия авиации с сухопутными (морскими) формированиями (Центр боевого управления (ЦБУ) и взаимодействия авиации с Сухопутными войсками).
Наиболее подробно в рамках армейской оборонительной (наступательной) операции (АОО, АНО) остановимся на последовательных авиационных ударах пар (экипажей) по выявленным в ходе боя объектам по вызову из положения дежурства на земле (в воздухе) как основном способе действий авиации при авиационной поддержке войск. Проанализируем состав, порядок действий и организационно-технические недостатки существующего способа авиационной поддержки войск. Работа контура авиационной поддержки без использования современных БЛА в качестве разведчиков и ретрансляторов построена таким образом, что при получении задачи огневого поражения объектов противника в интересах подразделений (частей) сухопутных войск начальник ПУ АН, уяснив боевую задачу, формирует заявку на выделение ударной авиации и отправляет (передает) ее по наземным средствам связи через ГБУ на совмещенный командный пункт (СКП) ПВО и авиации обще-
войскового объединения. После утверждения заявки ставится боевая задача дежурным силам ударной авиации на выполнение данной огневой (специальной) задачи5. Дежурные силы ударной авиации из положения дежурства на земле (или в воздухе) выполняют полет в указанный район и на установленных рубежах переходят под управление ПУ АН, решая боевую задачу.
Рассмотрим недостатки существующего способа действий и управления авиацией на поле боя. Действия передового авиационного наводчика (ПАН) из состава ПУ АН вблизи линии соприкосновения войск в ряде случаев малоэффективны. Причиной тому служат малая дальность обнаружения объектов поражения, ограниченная условиями прямой видимости и в лучшем случае достигающая 4—5 км. Кроме того, в отсутствии линии строгого разграничения войск, что особенно характерно для контртеррористических операций, тяжелые вооружения (бронетехника, ствольная артиллерия) отводятся на максимально возможное удаление, вследствие чего не могут быть обнаружены ПАН с использованием его традиционных средств разведки и целеуказания, включающих приборы ночного и дневного видения, лазерные дально-меры-целеуказатели. Применение лазерных дальномеров-целеуказате-лей крайне затруднено по меньшей мере по двум причинам. Первая из них заключается в необходимости выбора правильного угла подсвета лазером для обеспечения работы авиационных средств поражения, оснащенных лазерными головками самонаведения. Вторая — лазерный дальномер-целеуказатель обладает демаскирующим свойством, выдающим местонахождение самого ПАН, в то время как практически любой современный танк имеет средства обнаружения лазерного излучения и мгновенно реагирует ответным огнем в сторону его источника.
Негативную роль также могут сыграть складки местности, позволяющие противнику скрывать свое перемещение и на меньших расстояниях. Снизить уязвимость ПАН (ПУ АН), повысить эффективность разведки в интересах авиационной поддержки, а также увеличить дальность радиосвязи ПАН с ударной авиацией на маршруте полета позволяет совместное применение средств ПУ АН и расчетов БЛА МД (разведывательного и ретранслятора), что и представлено на рисунке 1.
В то же время останется существенный недостаток, заключающийся в медленной реакции сил и средств авиационной поддержки на внезапно возникающие задачи войск. Время реакции складывается из двух временных интервалов. Первый — время составления, утверждения и передачи формализованной заявки на выделение авиации по наземным каналам связи. Второй — время взлета и полета ударной группы авиации в район объекта удара. Таким образом, с момента обнаружения цели до ее атаки поддерживающей авиацией (т. е. авиацией, находящейся в непосредственном подчинении командующего армией ВВС и ПВО и ведущей боевые действия в армейской операции в пределах летного ресурса, назначенного старшим начальником) пройдет в лучшем случае 50—70 мин, что абсолютно недопустимо, а при необходимости поражения движущихся целей — бессмысленно. Правда, время реакции приданной армейской авиации, непосредственно подчиненной командующему армией, в зависимости от дальности базирования от линии соприкосновения может быть значительно меньше (20—30 минут), но и это время реакции не в полной мере отвечает современным требованиям.
5 Будник А.С. Управление авиацией и поддержание взаимодействия с войсками в ходе боевых действий // Военная Мысль. №10. 2016. С. 20—24.
Максимально сократить время реакции позволит организация дежурства авиационных подразделений в воздухе. Однако при низкой интенсивности боевых действий это приводит к неоправданным материальным затратам по причине высокого расхода авиационного топлива и летного ресурса авиационной техники в целом. Таким образом, в организационно-техническом аспекте существующих способов авиационной поддержки войск налицо противоречие, которое обусловлено необходимостью одновременного сохранения единоначалия (централизации) управления (т. е. существующей системы управления авиационной поддержкой войск по единому замыслу общевойскового командующего), снижения экономических затрат в ходе боевого применения авиационных комплексов и сокращения времени реакции системы авиационной поддержки. Авторами предлагается данное противоречие разрешить путем наращивания слабых возможностей одиночных БЛА МД, обусловленных малой полезной нагрузкой и энергетикой, и создания смешанной группировки БЛА, включая и ударные, решающей единую задачу в заданном районе (зоне) и имеющей централизованное управление на основе аэромобильной сети связи (АСС), пункт управления которой целесообразно разметить совместно с КП общевойскового соединения (рис. 2)6. Управление смешанной группировкой БЛА с наземного пункта дистанционного управления (НПДУ), совмещенного с КП мотострелковой (танковой) бригады (дивизии), требует реорганизации существующих систем информационного обмена, включающих каналы командно-телеметрических радиолиний (КТР) и высокоскоростные каналы связи (ВСКС).
В этом случае необходимо отметить особую роль АСС, образуемую БЛА МД. Во-первых, от устойчивости ее функционирования в условиях преднамеренных разрушающих воздействий со стороны противника зависит своевременность обеспечения разведданными в заданном районе ответственности ГрВ(с) на ОН (армии) за счет объединения от-
6 Ананьев А.В. Аэромобильная сеть связи — эффективная система ретрансляции объединенной автоматизированной цифровой системы связи // Военная Мысль. № 4. 2017. С. 26-34.
Рис. 1. Вариант работы контура авиационной поддержки с БЛА МД разведывательным и ретрансляции связи
Рис. 2. Применение смешанной группировки БЛА МД совместно с авиационными формированиями в ходе авиационной поддержки войск
дельных разведывательных БЛА МД в единое информационное поле. Во-вторых, только с использованием АСС можно обеспечить эффективное взаимодействие ударных БЛА МД. В-третьих, управление наиболее удаленными БЛА МД от НПДУ без ретрансляционных каналов АСС просто невозможно.
В современных военных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике (САР), правительственные войска оказываются рассредоточенными практически по всей территории страны. Это вызвано необходимостью решения задач противодиверсионной борьбы при охране критически важных объектов (КВО) инфраструктуры государства (атомных и гидроэлектростанций, производственных объединений, крупных объектов нефтедобычи, важных объектов жизнеобеспечения заселенных территорий и др.). В этом случае специфическими боевыми задачами воинских частей и подразделений армейской авиации могут быть: блокирование района местонахождения (боевых действий) незаконных вооруженных формирований, диверсионных групп и их поражение; сопровождение железнодорожных эшелонов (автомобильных колонн); срыв перевозок противником материальных средств в район конфликта и другие задачи. Однако при этом следует понимать, что боевой состав (количество боевой техники) и назначенный на операцию летный ресурс частей АА, как правило, сильно ограничен и недостаточен для действий на больших территориях. В этом случае формирования БЛА МД при совместном выполнении боевых задач ведут воздушную разведку, вскрытие объектов противника, их размаскирование и обозначение; корректируют огонь РВ и А, поражают объекты противника ударными БЛА, обеспечивают связь и ретрансляцию. Вариант со-
вместного применения АА и подразделений БЛА МД при охране важного объекта представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Вариант совместного применения БЛА МД и АА при охране и обороне важного объекта
Так как способ совместного применения авиации и БЛА МД по своей сути представляет собой порядок и приемы их применения для решения поставленных боевых задач, а в предлагаемую систему авиационной поддержки войск в отличие от существующей включены новые приемы действий — дополнительно развертывается ударная группировка БЛА МД, наносится предварительный (сковывающий) удар по вновь обнаруженным целям ударными БЛА МД, а также разведка осуществляется с использованием группы БЛА, имеющей централизованное управление на основе аэромобильной сети связи, то можно утверждать, что предложен новый способ совместных действий авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях группировок войск (сил) на операционных направлениях. А качественным результатом совместного применения авиации и формирований БЛА МД являются ситуационная осведомленность и реакция на внезапно возникающие задачи в масштабе реального времени, при этом не удастся избежать лишь временной задержки на обработку разведывательных данных, проводимую на пунктах управления.
На основе проведенного военно-логического анализа решения совместных боевых задач и разработки типовых эпизодов совместного применения авиации и БЛА МД в операциях авторами предлагается вариант технического облика временной разведывательно-ударной платформы (ВРУП) комплекса БЛА МД, взаимодействующего с подразделениями АА, который представлен на рисунке 4. В отличие от су-
ществующих систем информационного обмена авторами предлагается ввести дополнительный канал удаленного обмена данными с использованием ДКМВ каналов БЛА МД7, с использованием которого возможно существенное увеличение зоны радиодоступности БЛА МД.
| ПРИМЕЧАНИЕ: все обозначенные каналы
| связи в целях повышения радиодоступности
| объектов могут быть дублированы ДКМВ
| каналом волной, распространяющейся вдоль
1 земной поверхности
Рис. 4. Структура ВРУП БЛА МД и АА
7 Ананьев А.В., Катруша А.Н. Экспериментальная разработка внешних ДКМВ магнитных антенн беспилотных летательных аппаратов малой дальности // Журнал радиоэлектроники. 2017. № 11. URL: http://jre.cplire.ru/jre/nov17/7/text.pdf (дата обращения: 19.02.2018).
БЛА-ретрансляторы
i ....................
Таким образом, можно заключить, что объединение разведывательных подразделений БЛА МД и ОТА (АА) обеспечит как минимум первый этап создания МСУ ГрВ(с) на ОН — единую унифицированную ситуационную осведомленность, а введение в состав группировки ударных БЛА МД, способных сковывать действия противника, в рамках рассматриваемого контура позволит вплотную приблизиться к ситуационной реакции реального времени.
Предлагаемая структура способа авиационной поддержки войск авиацией совместно с формированиями БЛА МД не противоречит принципам обеспечения разведывательно-ударных действий авиационных частей и разрешает обозначенное техническое, военное и экономическое противоречие, сохраняя централизацию управления, существенно снижая расход летного ресурса дорогостоящих авиационных комплексов и время реакции ударной составляющей.
В целом можно утверждать, что в рамках организационно-технического этапа создания МСУ ГрВ(с) на ОН разработан способ совместного применения авиационных формирований и частей (подразделений) беспилотной авиации общевойсковых формирований, который обеспечивает повышение эффективности авиационной поддержки войск по критерию минимального времени реакции при условиях минимально возможных затрат и сохранения принципа централизованного управления.