О роли авиации воздушно-космических сил в современной войне. Беспилотные летательные аппараты как тенденция развития военной авиации
Генерал-лейтенант О.В. МИЛЕНИН, кандидат военных наук
Полковник в отставке А.А. СИНИКОВ, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
Проанализированы вопросы развития и применения военной авиации, в особенности военные аспекты использования беспилотных летательных аппаратов новых быстроразвивающихся классов технических устройств военного назначения.
ABSTRACT
The paper analyzes issues of military aviation development and employment, particularly the military aspects of using unmanned aerial vehicles of new rapidly developing classes of military technological devices.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Военная авиация, беспилотный летательный аппарат, операция (боевые действия), применение беспилотных летательных аппаратов в военных целях.
Military aviation, unmanned aerial vehicle, operation (combat), employment of unmanned aerial vehicles for military purposes.
РОЛЬ авиации Воздушно-космических сил (ВКС) в современной войне может быть охарактеризована в нескольких словах, а может быть, для этого потребуются развернутое описание и обоснование. Остановимся на первом подходе.
Роль авиации ВКС состоит в том, что она, во-первых, отражает удары воздушного противника по нашим войскам и объектам; во-вторых, выполняет авиационную поддержку наземных войск; в-третьих, наносит удары по важным объектам противника и группировкам войск; в-чет-вертыХу осуществляет воздушную перевозку войск и грузов1. Эти ее функции никто, кроме нее, выполнить с требуемым качеством и эффективностью не может.
Получилось не очень коротко, а это ведь только основные задачи, без упоминания о которых полная характеристика роли военной авиации в современной войне невозможна. За границами данного определения остаются сравнительно частные, хотя и важные задачи: разведка, радиоэлектронная борьба (РЭБ), наращивание поля управления, воздушная заправка топливом и др.
Можно попытаться сформулировать одну интегральную задачу, но это
будет скорее художественный образ, чем характеристика роли, например: «Авиация США установила господство в воздухе над территорией Ирака». В этой трактовке господство в воздухе как бы подразумевает выполнение всех указанных выше задач (или по крайней мере способность к их беспрепятственному выполнению). Иногда борьбу за достижение и удержание господства в воздухе называют одной из важнейших задач авиации, но это неверно. Господство в воздухе достигается объединенными усилиями всех видов и родов войск, участвующих в операции (боевых действиях).
Следует заметить, что все вышеперечисленные задачи (включая второстепенные) имеют консервативный характер (так сложилось, или так надо) по сравнению с попытками логического их формулирования (или формулирования их от практики). Отсюда — направления строительства (или формирования) авиации Воздушно-космических сил в целом.
Для отражения ударов воздушного противника по нашим войскам и объектам нужны истребители — вывод, подтвержденный вековой практикой воздушной войны. Однако теперь, а тем более в перспективе, необходимо учитывать: со стороны противника — возможность применения им по нашим войскам и объектам авиационных средств поражения дальнего действия; с нашей стороны — возрастающая роль при решении этой задачи зенитного ракетного оружия, в том числе большой дальности.
Для авиационной поддержки наземных войск необходимы штурмовики и ударные вертолеты. Возможно, что по показателю эффективность/ стоимость следует ограничиться только одним из этих классов летательных аппаратов (ЛА), например ударными вертолетами.
Для нанесения ударов по важным объектам противника и группиров-
Роль авиации Воздушно-космических сил состоит в том, что она, во-первых, отражает удары воздушного противника по нашим войскам и объектам; во-вторых, выполняет авиационную поддержку наземных войск; в-третьих, наносит удары по важным объектам противника и группировкам войск; в-четвертых, осуществляет воздушную перевозку войск и грузов.
кам войск нужны бомбардировщики — и это тоже аксиома, т. е. вывод, не требующий доказательств, подтвержденный вековой практикой воздушной войны.
Наконец, для осуществления воздушных перевозок войск и грузов, особенно в такой большой стране, как наша, нужны транспортные самолеты и вертолеты в необходимой номенклатуре и в весьма немалом количестве.
Требуют своего обновления и количественного увеличения самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, а также самолеты-заправщики.
Все эти требования и пожелания ограничены объективными противоречиями, недостаточной исследован-ностью проблематики, недостаточными производственными мощностями, финансовыми средствами и временем.
Какие пути разрешения и преодоления указанных проблем могут быть намечены (а некоторые уже и достаточно явно обозначились сегодня)? Назовем некоторые из них.
Во-первых, это комплексиро-вание типов ЛА с целью обеспечить им возможность выполнять различные задачи (иногда эти ЛА называют
многоцелевыми), например, сочетая истребительные характеристики со свойствами ударных самолетов. Этот путь характеризуется тем, что некоторые боевые свойства для многоцелевого самолета неизбежно приходится также ограничивать.
Во-вторых, резервирование некоторых свойств ЛА для того, чтобы в нужный момент ими воспользоваться (например, при формировании авиапарка гражданских авиакомпаний исходить не только из сиюминутной прибыли, но также из мобилизационных заданий, которые должны быть у каждой из них). И этот путь имеет свои «подводные камни», например, лизинговые ограничения для самолетного парка авиакомпаний, а также авиационного оборудования, прежде всего радиоэлектронного.
В-третьих, постепенное, но все более широкое использование беспилотной авиации в военных целях.
Период применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в военных целях насчитывает уже не одно десятилетие, однако история появления этих ЛА в целом гораздо старше. Она с полным основанием может быть сопоставима с историей авиации вообще. Так, известно, что первый русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов проводил опыты с созданной им моделью геликоптера2, а создатель первого полноразмерного самолета А.Ф. Можайский вначале строил и испытывал его летающие модели3. Таким образом, БПЛА долго развивались как своего рода параллельный класс летательных аппаратов. Наибольшего развития этот класс ЛА получил в авиамодельном спорте: от простейших до радиоуправляемых моделей с поршневыми и реактивными двигателями. Между авиамоделистами проводились соревнования и даже регистрировались рекорды вплоть до мировых —
на максимальную дальность полета, максимальную высоту, продолжительность и скорость полета моделей. В нашей стране многие авиационные конструкторы, летчики и другие авиационные специалисты начинали свой путь в профессию в качестве авиамоделистов, чему способствовала обширная сеть аэроклубов.
В предвоенные годы в СССР проводились опыты и даже экспериментальное строительство радиоуправляемых самолетов в качестве своеобразных летающих бомб. Опыты проводились на базе бомбардировщиков ТБ-1 и даже тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Это был большой успех отечественных инженеров. Однако широкого распространения он не получил вследствие технического несовершенства радиоаппаратуры и автоматов управления. Известен случай, когда радиоуправляемый ТБ-3 готовили к поражению железнодорожного моста через Волгу в захваченном немцами Калинине, но попытка не удалась.
Вообще впервые БПЛА с военными целями стали применяться во Второй мировой войне. Наибольших успехов в этой области добились германские конструкторы. Так, в той войне довольно широко применялся БПЛА ФАУ-1. Это был радиоуправляемый реактивный самолет-снаряд со скоростью полета до 550 км/час и с боевой частью массой до 850 кг, использовавшийся для бомбардировки Лондона и других британских городов и промышленных центров. В послевоенное время самолеты-снаряды разрабатывались преимущественно в странах-соперниках, которым досталось «немецкое наследство» в виде технологий и конструкторов — в США и СССР. В Америке это были самолеты-снаряды типа «Боумарк», «Снарк», в Советском Союзе — фронтовая крылатая ракета типа ФКР-1 и другие. По мере израсходования ресурса
эти БПЛА использовались в качестве воздушных мишеней. Значительным классом БПЛА были и специализированные воздушные радиоуправляемые мишени типа Ла-17. Некоторые воздушные мишени — БПЛА представляли собой доработанные в радиоуправляемые боевые самолеты.
Новый этап развития БПЛА связан с совершенствованием технологий: применением конструкционных пластмасс (композитов) для облегчения и удешевления конструкций, экономичных двигательных установок, но главным образом — интеллектуализация их систем управления.
Таким образом, современные БПЛА появились не на «пустом месте» — им предшествовал, с одной стороны, авиамоделизм, а с другой — боевые крылатые ракеты.
В настоящее время БПЛА военного назначения широко применяются во многих современных вооруженных конфликтах — главным образом как разведывательные и ударные средства. Они намного дешевле пилотируемых самолетов — по оценкам, даже вполне современный боевой БПЛА стоит не дороже 6 млн долларов. В то же время стоимость современного боевого пилотируемого самолета может достигать 100 млн долларов и более.
Этап развития качественно новых БПЛА совпал по времени с новым этапом развития классификации войн — появлением так называемых «гибридных войн». Это совпадение не случайно — ведь применение БПЛА
как бы еще не означает нападения, а современные агрессоры озабочены маскировкой своих намерений. Характерным примером такого подхода являются действия США вместе со своими союзниками в Сирийской Арабской Республике (САР) во втором десятилетии XXI века.
Как известно, начиная с 2011 года (не без западной и фундаменталистской «помощи») в этой стране начались активные протесты оппозиции, постепенно переросшие в полноценную гражданскую войну, первоначально согласно классическому сценарию «гибридных войн». Известно, что основными характерными чертами так называемых «гибридных войн» являются4:
• многомерный характер конфликта, который ведется с использованием военных и невоенных форм воздействия с упором на идеологические средства и современные информационные технологии;
• «гибридная война» построена на изнурении противника, что придает особую значимость учету фактора времени, который обусловливает ее достаточно широкую протяженность и недостаточную определенность результатов, что влияет на точность прогнозирования ее хода и исхода;
• к «гибридной войне» не применимы нормы международного права, определяющие понятия «агрессия», не очевидны «фронт» и «тыл», зато вводятся неоднозначные понятия типа «бесполетная зона», «принуждение к миру» и др.;
Впервые беспилотные летательные аппараты с военными целями стали применяться во Второй мировой войне. Наибольших
успехов в этой области добились германские конструкторы. Так, в той войне довольно широко применялся БПЛА ФАУ-1. Это был радиоуправляемый реактивный самолет-снаряд со скоростью полета до 550 км/час и с боевой частью массой до 850 кг, использовавшийся для бомбардировки Лондона и других британских городов и промышленных центров.
• новое измерение войны обладает статусом и потенциалом отрицания по отношению к предшествующим, формирует качественную основу трансформации конфликта и обусловливает переход к новой нелинейной парадигме войны;
• «гибридная война» как всякий новый этап развития военных конфликтов связана с применением новых образцов вооружения (она либо способствует их появлению, либо находит им новые формы и способы применения).
В наибольшей степени «гибридные войны» типа той, что велась в САР, связаны с разнообразным использованием именно беспилотных летательных аппаратов (хотя и пилотируемая авиация, как известно, широко применяется).
В настоящее время номенклатура разработанных, выпускаемых серийно и применяемых в военных целях БПЛА весьма широка. Лидерами являются такие страны, как США, Франция, Израиль, Германия, Канада, Австралия и другие (а всего более 60 государств обладают соответствующими технологиями)5.
С формальной точки зрения беспилотниками может быть названо все, что осуществляет полет в атмосфере без экипажа и это требует установления определенных границ для рассматриваемого предмета. Очевидно, что принципом выбора таких границ может быть динамика формирования нового класса ЛА с точки зрения широты применения их в операциях (боевых действиях).
Следует отметить, что область применения БПЛА в военных целях постоянно расширяется подобно тому, как расширяется область их применения в коммерческих (невоенных) целях. Поэтому наиболее общим и универсальным подходом к классификации БПЛА, применяемых в военных целях, может быть их
Новый этап развития беспилотных летательных аппаратов связан с совершенствованием технологий: применением конструкционных пластмасс (композитов) для облегчения и удешевления конструкций, экономичных двигательных установок, но главным образом — интеллектуализация их систем управления.
разделение по дальности действия: ближнего действия, средней дальности и большой дальности. При этом задачи, решаемые БПЛА различной дальности, могут быть в принципе одинаковыми: разведка, целеуказание, контроль результатов действий войск, ретрансляция связи и др.
Иногда классификацию проводят и по высотам применения. Для примера можно рассмотреть американский высотный (до 20 км) стратегический разведывательный БПЛА RQ-4A Global Hawk, принятый на вооружение ВВС США еще в 2003 году. Он предназначен для ведения воздушной радиолокационной и оптической разведки с передачей данных в реальном масштабе времени на наземный пункт управления и обработки информации. В перспективе он может быть оборудован аппаратурой цифрового картографирования. По сообщениям СМИ, в декабре 2018 года этот разведчик выполнял полеты вдоль Черноморского побережья Российской Федерации, включая Крым. Другим БПЛА такого же назначения является средневысотный американский разведчик с большой продолжительностью полета — RQ-1B Predator. Он активно и успешно применялся в боевых условиях в Югославии, Ираке и Афганистане.
Наиболее многочисленная группа БПЛА, применяемых в военных целях в настоящее время, — это аппараты ближнего радиуса действия, выполняющие тактические задачи.
Известно, что беспилотные летательные аппараты применяются и нашей группировкой войск в Сирийской Арабской Республике с начала проведения специальной операции6. При этом основу группировки составляют беспилотные летательные аппараты малой дальности, применяющиеся по планам командующих войсками на направлениях. По плану командующего группировкой войск применяются комплексы средней и большой дальности, обеспечивающие ведение разведки всей территории Сирии.
В целях обеспечения выполнения задач практически все полеты БПЛА средней дальности осуществляются с передачей управления с одной наземной станции управления на другую. Также передача управления используется при полетах БПЛА малой дальности в горных районах, где не могут быть обеспечены их безопасные взлет и посадка.
В одном полете беспилотные летательные аппараты, как правило, выполняют несколько задач: ведут воздушную разведку, выдают целеуказание и контролируют нанесение ударов авиацией, корректируют огонь артиллерии. Для эффективного ведения воздушной разведки применяются беспилотные летательные аппараты с различными целевыми нагрузками — аэрофотоаппаратами, средствами радио- и радиотехнической разведки, телевизионными и инфракрасными видеокамерами.
При этом особенностями применения БПЛА в Сирии являются: сложность определения явно выраженных военных объектов и скоплений живой силы и техники противника; динамично меняющая-
ся наземная обстановка; необходимость ведения воздушной разведки в горной и пустынной местности, а также в населенных пунктах; применение противником всех имеющихся у него средств для поражения БПЛА в случае их обнаружения; применение БПЛА в одном воздушном пространстве с пилотируемой авиацией и другие. Все это требует поиска новых способов и приемов применения БПЛА и соответствующей подготовки операторов.
Как известно, способы являются содержанием той или иной формы применения войск (сил) и средств и определяются противостоящим противником, характером боевой задачи, составом и боевыми возможностями своих сил, условиями их применения. По опыту, наиболее эффективно БПЛА в Сирии применяются в составе разведывательно-ударных систем совместно с авиацией и артиллерией. Применение БПЛА совместно с авиацией повысило ее возможности по поражению группировок и объектов незаконных вооруженных формирований и исключило случаи нанесения ударов по гражданским объектам.
Кроме того, БПЛА применяются в интересах поисково-спасательного обеспечения, радиоэлектронной борьбы, информационного противоборства, противовоздушной обороны, инженерной разведки местности, контроля за действиями своих войск, десантированием грузов7. В САР БПЛА привлекаются также для контроля соблюдения режима прекращения огня, доставки гуманитарных грузов и других задач. В целях определения масштабов разрушений и планирования восстановления с их использованием выполнено ЗБ моделирование древней Пальмиры.
Можно сделать вывод, что эффективность применения беспилотных летательных аппаратов зависит от нескольких факторов:
• обеспечения оперативной, в масштабе времени, близком к реальному, обработки получаемой от них информации, точного определения координат целей, своевременного определения изменений в положении и действиях противника и доведения их до соответствующих органов и пунктов управления;
• распределения БПЛА по задачам и направлениям действий войск с сосредоточением основных усилий на наиболее важных из них; а также их комплексного использования совместно с другими силами и средствами разведки.
В целях повышения эффективности использования беспилотных летательных аппаратов в составе управления группировки войск в Сирии сформирована служба беспилотной авиации, под решаемые ими задачи выделяются необходимые силы и средства. Для обработки и учета результатов ведения воздушной разведки привлекается личный состав пункта управления разведки с необходимыми средствами обработки информации, группы направлений; а в ходе выполнения задач в интересах огневого поражения — личный состав пункта управления разведки, группы направлений, группы планирования огневого поражения, передовые авиационные наводчики, силы и средства авиации, артиллерии; при решении задач поисково-спасательного обеспечения, инженерной разведки местности, информационного противоборства, радиоэлектронной борьбы и других задач — должностные лица соответствующих пунктов управления.
Применяемые в Сирии БПЛА имеют малую радиолокационную, оптическую и акустическую заметность. При этом, несмотря на то, что у противника отсутствуют технические средства обнаружения и средства, способные наиболее эффективно по-
Особенностями применения беспилотных летательных аппаратов в Сирии являются: сложность определения явно выраженных военных объектов и скоплений живой силы и техники противника; динамично меняющаяся наземная обстановка; необходимость ведения воздушной разведки в горной и пустынной местности, а также в населенных пунктах; применение противником всех имеющихся у него средств для поражения БПЛА в случае их обнаружения; применение БПЛА в одном воздушном пространстве с пилотируемой авиацией и другие.
ражать БПЛА, понимая, какую угрозу они несут, боевики используют весь имеющийся у них арсенал для борьбы с ними. Как правило, БПЛА обнаруживаются визуально и поражаются заградительным огнем из всех имеющихся видов стрелкового оружия. В целях недопущения поражения полеты беспилотных летательных аппаратов должны проводиться на высотах, на которых их невозможно обнаружить визуально или услышать, при этом находиться над объектами противника не более нескольких минут.
Заслуживает внимания еще одна актуальная проблема — это противодействие применению БПЛА противником. В настоящее время БПЛА легкого класса за незначительную сумму можно приобрести в розничной торговле, или купить комплектующие для их создания. При небольшой доработке, даже в кустарных условиях, они могут не только вести воздушную разведку, но и применяться для нанесения ударов.
Для эффективной борьбы с ними должна создаваться система, включающая подсистемы обнаружения,
оповещения о полетах беспилотных летательных аппаратов, радиоэлектронного подавления системы управления и огневого поражения.
В состав подсистемы обнаружения должны входить силы и средства противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы, оснащенные радиолокационными станциями, станциями радио и радиотехнической разведки, оптико-электронными средствами, посты визуального наблюдения.
В состав подсистемы подавления и огневого поражения — силы и средства ПВО, радиоэлектронной борьбы, специально назначенные расчеты для поражения беспилотных летательных аппаратов.
Оповещение о полетах БПЛА должно осуществляться в общей системе управления войсками (силами). При этом информация об их обнаружении должна доводиться до всех заинтересованных органов и пунктов управления, а также сил и средств, задействованных в противодействии их применению.
Как заявил Министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу в январе 2018 года, выступая на научно-практической конференции по итогам сирийской кампании, благодаря беспилотной авиации российская группировка войск полностью владела обстановкой на всей территории Сирии. Ежеднев-
но в сирийском небе одновременно решали задачи до 70 БПЛА, таких как «Форпост» и «Орлан-10»8.
Перспективы развития БПЛА весьма широки и в полной мере пока не могут быть точно очерчены. Они являются одним из направлений роботизации, в том числе в военном деле, а возможности элементной базы роботов растут в геометрической прогрессии.
Рассматриваются, например, целые беспилотные авиационные системы, обладающие искусственным интеллектом, своего рода «роя» ми-ни-БПЛА, которые могут выполнять определенные (например, разведывательные) задачи9. Утверждается, что такие системы могут обладать способностью самостоятельной выработки и принятия решений в рамках той программы, которая обеспечивает ее целесообразную деятельность.
Таким образом, развитие беспилотной военной авиации действительно является одним из перспективных направлений разрешения тех проблем, с которых мы начали эту статью. Можно утверждать, что в перспективе любая из указанных выше задач военной авиации может быть решена БПЛА — по мере их технического совершенствования, а также развития соответствующих технологий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. С. 17, 299.
2 Авиация. Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищёв. М.: ЦАГИ, 1994. С. 317.
3 Там же. С. 355.
4 Бартош АЛ. Логика гибридного противостояния // Независимое военное обозрение. 2018. № 19. С. 1—5.
5 Средства воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны. Состояние и развитие / под общей
ред. И.Р. Ашурбейли. М.: ПЛАНЕТА, 2017. С. 100—109.
6 Новичков Н.Н.у Федюшко Д.И. и др. Российское оружие в сирийском конфликте. М.: ООО «СТАТУС», 2016.
1 Новичков Н.Н.у Федюшко Д.И. и др. Российское оружие в Сирии: анализ, итоги, выводы. М.: ООО «СТАТУС», 2018.
8 Там же.
9 Щербаков В. Роботы атакуют роем // Независимое военное обозрение. 2017. № 43. С. 5.