Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ФОРМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КНР'

СОВМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ФОРМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
совместное образовательное учреждение / совместные образовательные программы / проект / коммерческое присутствие / рынок образовательных услуг / joint educational institution / joint educational programs / project / commercial presence / market of educational services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишолин А.П.

Проанализировано организация и функционирование совместного образовательного учреждения как формы коммерческого присутствия украинских вузов на китайском рынке образовательных услуг. Исследовано целесообразность использования подобной формы поставки образовательных услуг украинскими вузами в КНР. Изучен опыт создания совместных образовательных учреждений и реализации совместных образовательных программ американских и российских университетов с учреждениями КНР. Предложена авторская схема организации партнерства по созданию совместного образовательного учреждения в форме совместного двухэтапного проекта украинских и китайских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FORM OF COMMERCIAL PRESENCE OF UNIVERSITIES IN THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET OF PRC

Foundation and functioning of joint educational establishment as a form of Ukrainian universities commercial presence at Chinese educational market was analised. Appropriateness of usage of such form of educational services delivery by Ukrainian universities in China was studied. Experience of joint educational establishments foundation as well as implementation of joint Sino-American and Sino-Russian educational programs was examined. Authors scheme of establishing partner cooperation on foundation of joint educational establishment in a form of joint double stage Sino-Ukrainian project was proposed.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ФОРМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КНР»

СОВМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ФОРМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КНР

Шишолин А.П.

аспирант кафедры международной экономики Факультета менеджмента и маркетинга, начальник отдела внешнеэкономической деятельности Департамента международного сотрудничества Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт имени

Игоря Сикорского»

JOINT EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FORM OF COMMERCIAL PRESENCE OF UNIVERSITIES IN THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET OF PRC

Shysholin A.

Postgraduate student of the Department of international Economics Of the Management and Marketing Faculty, Head of foreign economic activity office at International Collaboration Department of National technical University of Ukraine "Igor Sikorsky Kyiv Polytechnic Institute"

Аннотация

Проанализировано организация и функционирование совместного образовательного учреждения как формы коммерческого присутствия украинских вузов на китайском рынке образовательных услуг. Исследовано целесообразность использования подобной формы поставки образовательных услуг украинскими вузами в КНР. Изучен опыт создания совместных образовательных учреждений и реализации совместных образовательных программ американских и российских университетов с учреждениями КНР. Предложена авторская схема организации партнерства по созданию совместного образовательного учреждения в форме совместного двухэтапного проекта украинских и китайских университетов.

Abstract

Foundation and functioning of joint educational establishment as a form of Ukrainian universities commercial presence at Chinese educational market was analised. Appropriateness of usage of such form of educational services delivery by Ukrainian universities in China was studied. Experience of joint educational establishments foundation as well as implementation of joint Sino-American and Sino-Russian educational programs was examined. Authors scheme of establishing partner cooperation on foundation of joint educational establishment in a form of joint double stage Sino-Ukrainian project was proposed.

Ключевые слова: совместное образовательное учреждение, совместные образовательные программы, проект, коммерческое присутствие, рынок образовательных услуг

Keywords: joint educational institution, joint educational programs, project, commercial presence, market of educational services

Актуальность. Украинско-китайское сотрудничество является одним из приоритетных направлений международного партнерства для Украины, что реализуется практически во всех сферах, начиная от политики, экономики и торговли, вплоть до культурных аспектов. В таком контексте ключевым остается сотрудничество двух стран в области высшего образования, что является платформой для всех других форм и направлений сотрудничества. В сфере высшего образования интересы обоих государств взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Сегодня КНР выступает одним из самых значительных «поставщиков» иностранных студентов для стран Европы. Указанная тенденция поддерживается благодаря курсу правительства страны на построение инновационного государства, высокой оценке китайскими абитуриентами уровня высшего

образования за рубежом, росту благосостояния среднего класса при недостаточном уровне доступности высшего образования внутри страны. При этом правительство КНР продолжает реализовывать стратегию и тактику привлечения в страну значительного контингента иностранных студентов для пропаганды языка и культуры КНР, увеличения финансовых инвестиций. Правительство способствует распространению в университетах страны англоязычных и двуязычных образовательных программ.

Для украинских вузов приток студентов из КНР является важным источником инвестиций, а также фактором интернационализации высшего образования. КНР входит в Топ-10 стран по происхождению иностранных студентов для Украины (по официальным данным Украинского государственного центра международного образования - Рис. 1).

Рис. 1. Топ-10 стран по происхождению иностранных студентов для Украины [1]

Удовлетворить интересы и потребности обеих стран - сторон взаимодействия может расширение коммерческого присутствия украинских вузов на китайском рынке образовательных услуг, когда студенты будут получать все преимущества международного образования непосредственно в стране своего происхождения.

Цель статьи заключается в изучении механизма создания и дальнейшего функционирования совместного образовательного учреждения как формы коммерческого присутствия украинских вузов на китайском рынке образовательных услуг.

Анализ публикаций. Отдельными аспектами проблемы международного сотрудничества в сфере высшего образования, экспорта образовательных услуг и создания зарубежных филиалов университетов занимались известные специалисты, такие как Л. Семив, А. Шендер, П. Альтбах, Б. Бирел, Э. Росс и другие. Не менее актуальными названные вопросы являются для отечественной науки, что проявилось в работах Л. Губерского, В. Базилевича, М. Згуровского, С. Войтко, Т. Боголиба и других. При этом анализ научных публикаций свидетельствует о недостаточном уровне исследованности проблемы расширения коммерческого присутствия украинских университетов на иностранных рынках образовательных услуг.

Изложение основного материала. В современной мировой практике коммерческое присутствие по отношению к рынку образовательных услуг реализуется в форме иностранных филиалов университетов, представительств и франчайзинга.

На сегодняшний день единого определения понятия «филиал» не существует. Большинство ученых сходятся во мнении, что международный филиал университета относится к университету, ос-

новное размещение которого в одной стране, а функционирование и присуждение степеней происходит в другой. После успешного завершения образовательной программы основного вуза, полностью пройденной в стенах филиала, студентам присуждаются степени этого иностранного университета [2].

Такое определение исключает объединенные программы на получение степени, двойные договоренности, зарубежные кампусы, обслуживающие студентов из основного университета, франчайзинг академических степеней и другие международные предприятия. В некоторых случаях университетские филиалы предлагают своим студентам возможность обучения в основном университете как часть всей программы, а в других - возможность «обучения за рубежом» для студентов из основного университета. Фактически суть филиала состоит в дублировании академического или иного опыта основного университета [2].

В указанной форме коммерческого присутствия на иностранном рынке образовательных услуг для вузов есть перечень проблемных вопросов, начиная от качества образовательных услуг на аналогичном уровне с основным университетом до вопросов административно-организационного характера, таких как: профессорско-преподавательский состав и инфраструктурное обеспечение. Перечисленные вопросы требуют значительного финансирования деятельности филиала, несмотря на возможные проблемы с контингентом студентов.

Частично решить сложности и недостатки международных филиалов, по мнению автора статьи, может другая форма коммерческого присутствия -совместный университет или совместное образова-

тельное учреждение. Речь идет о присутствии университета на территории иностранного государства в форме основания совместного образовательного учреждения и соответственно о создании нового образовательного продукта, а не о дублировании собственного академического опыта, как в случае международных филиалов.

Что касается КНР, то формально в стране нельзя открывать филиалы зарубежных вузов, поощряется создание только совместных с китайскими партнерами университетов. При этом есть необходимый спрос на совместные образовательные учреждения, как на государственном уровне, так и на уровне абитуриентов. Согласно принятому ЦК КПК и Госсоветом КНР Государственным планом реформ и развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.), интернационализация высшего образования нацелена на укрепление национальных позиций, влияния и конкурентоспособности на международной арене [3]. На XVIII съезде КПК в ноябре 2012 года были названы следующие первоочередные задачи:

- углубление реализации стратегии подъема страны посредством науки и образования;

- укрепление потенциала государства благодаря сильным кадрам;

- всестороннее усиление реформ и открытости страны.

При этом центральное место в процессе развития государства было отведено научно-техническим инновациям [4].

Отдельный раздел Плана посвящен интернационализации высшего образования, где предусмотрены мероприятия по продвижению программ международного обмена и кооперации, усвоение передового мирового опыта, а также расширение сотрудничества с международными организациями, признанными в мире иностранными образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и компаниями, в которых правительство гарантирует государственную помощь и содействие.

Среди форм интернационализации отдельно указаны следующие [5, с. 17]:

- участие в деятельности и / или создании пилотных международных академических и образовательных учреждений;

- создание двусторонних исследовательских центров или проектов и иностранных филиалов высокорейтинговых китайских университетов;

- выделение средств на изучение китайского языка как иностранного за рубежом.

В то же время, правительство КНР значительное внимание уделяет анализу создания совместных программ с иностранными университетами. Так, в период с 2006 по 2009 годы китайское правительство перестало одобрять совместные образовательные программы из-за большого количества вопросов, возникающих относительно их менеджмента [7, с. 15].

Для российских вузов первый успешный экспериментальный проект по созданию совместного образовательного учреждения стартовал в

2011 году в рамках сотрудничества Новосибирского государственного университета и Хейлунцзя-нского университета. В настоящее время проект сотрудничества продолжается в части деятельности одного из колледжей китайского университета-участника проекта [5, с. 36]. Проект был реализован при финансовой поддержке Министерства образования КНР и правительства провинции Хэйлунц-зян. Ежегодный набор студентов в колледж составляет около 190 человек.

Другой проект по созданию совместного образовательного учреждения - Совместный российско-китайский университет, основанный в городе Шэньчжэнь. Организаторами университета являются Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова), Пекинский политехнический институт и народное правительство города Шэньчжэнь. Подтверждением профессиональной квалификации выпускников по результатам обучения будут два диплома: диплом МГУ имени М. В. Ломоносова и диплом совместного университета. Согласно подписанному между учреждениями-основателями Договору университет должен принимать 300-500 студентов ежегодно в течении первых 5 лет функционирования, а в долгосрочной перспективе -рассчитан на увеличение количества студентов до 5000 [6].

Стратегическое партнерство в сфере высшего образования в форме создания совместных образовательных учреждений является важным направлением развития и американо-китайского сотрудничества. Американский исследователь Л. Олсон в работе «Американо-китайские совместные образовательные учреждения в КНР» [7] выделяет ключевые модели создания и функционирования совместных образовательных учреждений. По его мнению, можно выделить три различных типа американо-китайских совместных учреждений, которые могут считаться ведущими моделями для других программ.

Первым примером исследования является Хо-пкинс-Нанкин Центр (1986 года основания), который был первым американо-китайским совместным предприятием в Китае после восстановления дипломатических отношений между странами. На сегодня это самое старое совместное учреждение двух стран, сохранившее свою роль ведущего «тренировочного поля для граждан США и Китая», заинтересованных во внешних отношениях между двумя странами.

Другую модель американо-китайского совместного учреждения представляет Дьюк-Куньшансь-кий университет. Он является примером полноценного университета, созданного для объединения американского типа «университета либеральных искусств» с китайским высшим образованием в новую модель. Целью является достижение статуса университета мирового класса, чего еще не удалось сделать китайским университетам.

Третьим примером является Schwarzman Scholars Program, избранная в качестве примера сотрудничества китайского университета с ведущей

американской корпорацией, вместо американского университета [7, с. 31].

Приведенные модели реализации американо-китайского сотрудничества в создании совместных образовательных учреждений, а также проекты российско-китайского сотрудничества являются примерами успешного опыта партнерства. Однако, они не являются в достаточной мере жизнеспособными при адаптации к украинским законодательным требованиям и реалиям функционирования отечественных университетов. Кроме того, приведенные примеры не раскрывают внутренний механизм реализации совместных проектов по созданию совместных образовательных учреждений.

Необходимо на основе международного опыта сформировать специфическую модель основания совместных образовательных учреждений по требованиям законодательства КНР при этом в правовом поле законодательства Украины, с последующим внедрением украинскими вузами на рынке образовательных услуг КНР.

Государственная поддержка правительства в создании совместного университета является очень важным условием и не только с точки зрения легальности осуществления образовательной деятельности в КНР. Народное правительство КНР выступает основным инвестором и участником реализации подобных образовательных международных проектов. Механизм, этапы и требования к созданию совместного образовательного учреждения в КНР регламентируются «Положениями о создании совместных учебных учреждений в КНР» (далее -«Положение»), которое Госсовет КНР издал в 2003 году. Согласно «Правилам» реализации Положений (2004 год), Образовательная деятельность с участием иностранных партнеров охватывает совместные образовательные учреждения и совместные образовательные программы [5, с. 33].

В отличие от КНР в Украине отсутствует регулирующий документ по созданию и развитию совместных образовательных учреждений, поэтому отечественные вузы должны сами выработать соответствующий действенный механизм. Автор статьи предлагает рассматривать обе формы образовательной деятельности в качестве двух этапов реализации одного общего проекта, имеющего целью создание совместного образовательного учреждения. В таком контексте совместный образовательный проект - это проект, который реализуется двумя иностранными партнерами с целью предоставления образовательных услуг третьим лицам (слушателям, студентам) с выдачей соответствующего документа (сертификата, диплома). Использование проектного подхода позволит обеспечить разработку нового продукта / услуги «на заказ» с ключевыми переменными - сроки, бюджет и качество.

В общем виде содержание проектной деятельности по созданию совместного образовательного учреждения разделено на: учебно-методическую составляющую, административно-организационное сопровождение и планово-финансовую деятельность. На первом этапе сотрудничество реализуется без создания отдельного юридического лица,

а результатом второго этапа должно стать основание полноценного совместного украинско-китайского университета в соответствии с законодательством КНР.

Для успешной реализации проекта необходимо привлечение трех типов партнеров: украинский вуз, китайский вуз и правительство КНР. На начальном первом этапе проекта целесообразно реа-лизовывать совместные образовательные программы на инфраструктурной базе китайского университета, учитывая минимизацию финансовых затрат, а также возможность использования имеющегося контингента университета в качестве студентов для совместных магистерских программ.

На этом же этапе происходит изучение спроса и объемов рынка образовательных услуг КНР для принятия итогового решения о целесообразности создания отдельного совместного образовательного учреждения. Параллельно происходит предварительное учреждении совместного университета: согласуются участниками проекта документы, необходимые для подачи в соответствующие государственные органы КНР и получения официального разрешения. В случае успешной реализации совместных образовательных программ участники переходят к официальной части регистрации совместного университета по законодательству КНР - этап 2. В противном случае, возможно продолжение реализации проекта в формате 1 этапа. Реализацию совместных образовательных программ целесообразно начать с квалификационного уровня «магистр», затем осуществлять обучение бакалавров и докторов философии.

Следующий 2 этап начинается после получения предварительного разрешения и подачи заявления об официальном создании совместного университета (согласно «Положения»). Официальное оформление юридического лица длится не более 3 -х лет с момента получения предварительного разрешения. На данном этапе проект продолжает реали-зовываться в формате 1 этапа. Участники согласовывают и представляют необходимые документы в соответствии с требованиями законодательства КНР. После официального учреждения совместного университета в форме отдельного юридического лица и получения соответствующих лицензионных документов, результатом обучения в рамках проекта будет выдача диплома общего университета.

Важным преимуществом является то, что совместный университет может быть не только образовательным центром для китайских студентов, а и платформой для реализации международного сотрудничества между университетами-партнерами, которые задействованы в проекте. Указанное является важным, учитывая необходимость обеспечения финансовой самостоятельности деятельности совместного образовательного учреждения, перехода на систему самоокупаемости, когда университет может привлекать средства на функционирование и дальнейшее развитие с внешних источников. В перспективе проект предусматривает постепенный переход на систему самоокупаемости путем

предоставления образовательных и научно-технических услуг китайским и иностранным студентам, а также корпоративному заказчику услуг: государству, организациям, предприятиям промышленности и бизнеса.

Дополнительным источником финансирования функционирования и развития совместного университета будет участие его ученых и преподавателей в международных и национальных гран-товых проектах и программах.

Выводы. Таким образом, рынок образовательных услуг КНР является перспективным для расширения коммерческого присутствия украинских вузов. Сегодня «основными партнерами» китайских университетов в создании совместных образовательных учреждений являются США и Россия, при этом имеются различные модели партнерства.

Предложенная в статье модель реализации сотрудничества между украинскими и китайскими вузами в формате двухэтапного совместного проекта позволит соединить все разрешенные законодательством КНР формы совместной образовательной деятельности с иностранным партнером - совместные образовательные учреждения и совместные образовательные программы - в один единый проект. При таком подходе удастся минимизировать риски (благодаря этапности его реализации) и уменьшить финансовые расходы, исследовать рынок образовательных услуг на наличие спроса на предлагаемый продукт.

В рамках предложенного проекта создания совместного образовательного учреждения будет обеспечена подготовка высококвалифицированных кадров по общим образовательным программам на уровнях «бакалавр», «магистр» и «доктор философии», а также проведение совместной научно-

исследовательской деятельности с коммерциализацией ее результатов.

Список литературы

1. Официальный сайт Украинского государственного центра международного образования. - Режим доступа: www.studyinukraine.gov.ua

2. Филипп Альтбах. Есть ли будуще у филиалов международных университетов?/Альтбах филипп // Международное высшее образование. Ежеквартальный журнал центра международного высшего образования (Бостон, Колледж, США). - Режим доступа: http://ihe.nkaoko.kz/archive/255/2393/

3. Outline of China's national plan for medium and long-term education reform and development (2010- 2020). Beijing, 2010. URL: https://www.aei.gov.au/news/newsarchive/2010/docu ments/china education reform pdf.pdf

4. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК // Жэньминь жибао. 2012. 19 нояб. URL: http://www.russian.people.com.cn/31521/8023881.ht

ml

5. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). — Москва : Спецкнига, 2013. — 72с.

6. Официальный сайт Совместного российско-китайского университета. - Режим доступа: http://msuinchina.org/about/

7. Lucas Olson. US-Sino joint education ventures in China: a stakeholder analysis of Hopkins-Nanjing Center, Duke-Kunshan University and Schwarzman Scholars. American University. 2016. 127 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.