Научная статья на тему 'Совместная деятельность специалиста библиотеки и молодого исследователя'

Совместная деятельность специалиста библиотеки и молодого исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕКИ / LIBRARY / SUBJECT-SUBJECT COOPERATION / PROFESSIONAL ACTIVITY OF LIBRARY SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенок Павел Иванович, Худяков Виктор Никитевич

Определены типы профессиональной направленности специалиста в библиотеке, роли, которые выполняет библиотекарь при работе с читателями. Выделены критерии разнонаправленной профессиональной деятельности специалиста библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE ACTIVITY OF LIBRARY SPECIALIST AND YOUNG RESEARCHER

The authors have defined the types of professional trend of library specialist, the roles fulfilled by librarian at work with readers. They have detached the criteria of multi-directed professional activity of library specialist.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность специалиста библиотеки и молодого исследователя»

УДК 02

В. Н. Худяков, П. И. Костенок

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕКИ И МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Определены типы профессиональной направленности специалиста в библиотеке, роли, которые выполняет библиотекарь при работе с читателями. Выделены критерии разнонаправленной профессиональной деятельности специалиста библиотеки.

Ключевые слова: библиотека, субъект-субъектное взаимодействие, профессиональная деятельность специалиста библиотеки

The authors have defined the types ofprofessional trend of library specialist, the roles fulfilled by librarian at work with readers. They have detached the criteria of multi-directed professional activity of library specialist.

Keywords: library, subject-subject cooperation, professional activity of library specialist

Социально-экономические преобразования в современном обществе предъявляют новые требования к формированию и развитию человека. Обеспечение доступности к культурным ценностям в виде различного типа услуг для всех слоев населения - атрибут социально ориентированного государства [4]. Общество предъявляет качественно новые требования как к личности, так и к профессиональной деятельности специалистов библиотек: например, оказание просветительских и иных услуг читателям, в частности молодым исследователям (магистрантам, аспирантам, соискателям и т. д.).

Остановимся кратко на этих двух важнейших моментах. Общество возлагает на специалиста библиотеки определенные ожидания. Так, при субъект-субъектном взаимодействии в работе с читателями библиотеки специалист, по нашему мнению, играет такие роли, как:

- инструктор (объяснение, инструкции при организации различных видов деятельности читателей в библиотеке);

- фасилитатор (при организации научных дискуссий, круглых столов и т. п.);

- контролер (выполнения инструкций, правил и т. п.);

- участник (равноправный участник во всех видах деятельности в библиотеке);

- эмпатический слушатель (эмпатическое слушание поможет читателю выразить свои мысли, пожелания, целеполагание более четко, конкретизированно), причем возможно активное слушание (с задаванием вопросов) и рефлексивное (с анализом услышанного);

- консультант (объяснение направления поиска информации, ответы на возникающие вопросы и т. д.);

- источник информации (о возможных ресурсах, дополнительных источниках получения информации);

- мобилизатор (мобилизует усилия читателя на поиски необходимой информации, помогает устанавливать контакты с другими службами);

- посредник (в общении читателей друг с другом, с другими организациями и т. п.) [1; 2].

Мы считаем, что можно выделить следующие типы профессиональной направленности специалиста в библиотеке:

1) специалист, ориентированный на читателя, уделяющий основное внимание развитию интереса читателя;

2) специалист-технократ, обращающий внимание на развитие у себя профессиональных и специальных знаний и умений;

3) социально ориентированный специалист, уделяющий основное внимание обсуждению вопросов и проблем, поиску возможных ответов и решений, возникающих в ближнем и дальнем социальном окружении читателя, т. е. в его социальной окружающей среде.

Выделенные типы деятельности, по нашему мнению, должны быть присущи субъект-субъектно ориентированному специалисту библиотеки. Субъ-екту-специалисту и субъекту-читателю необходимо действовать вместе. Важнейшую роль при этом играет наличие профессионального сообщества, которое бы включало в себя руководство, коллектив и наиболее активную читательскую аудиторию. Основными характеристиками интеллектуального сообщества являются: разделяемые всеми нормы, правила и ценности; фокусирование на профессиональной (квазипрофессиональной) общественной и досуговой деятельности; рефлексивный диалог; обобщение и совместное использование опыта в различных видах деятельности, сотрудничество.

Наш опыт показывает, что для создания такого интеллектуального сообщества должны быть сформированы особая внутренняя культура и структура, включающие определенные критерии:

- регулярное обсуждение профессиональных вопросов на концептуальном и конкретно-практическом уровнях, при котором создается особый внутренний климат;

- инновации, поддерживающие интеллектуальный и профессиональный уровень участников сообщества;

12

- научно-профессиональная отчетность членов сообщества;

- поддерживающий стиль руководства.

Особое значение при этом имеет создание благоприятного психологического климата в коллективе сообщества, который бы способствовал активной творческой деятельности.

Нами установлено, что сформированная устойчивая система положительных отношений помогает развитию умения человека совершать осознанный выбор, четкой мировоззренческой и нравственной ориентации личности, которая может подвергаться моральной оценке. Она проявляется во взглядах, представлениях, установках и диспозициях личности относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются и отстаиваются им в различных референтных группах [2; 5].

На основе анализа литературы (Т. С. Гребенюк, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. К. Платонова, L. Moll, A. Shartand и др. [4; 5]), проведенной диагностики и многолетних наблюдений авторов был выявлен ряд критериев разнонаправленной профессиональной деятельности специалиста библиотеки.

Одним из критериев разнонаправленной профессиональной деятельности специалиста библиотеки является сфера взаимодействия (сотрудничество), состоящая из четырех компонентов:

- компонент партнерства во взаимоотношении -это отношение к другому человеку как к самоценности, способность ясно и позитивно общаться с людьми, не чувствуя напряжения при общении с ними; комфортность во взаимоотношениях; создание атмосферы взаимной заинтересованности, доверия, уважения и поддержки, способность оказывать поддержку другим; открытость к диалогу, способность к участию в диалоге, общение на уровне взаимного принятия и обмена ценностями, личными познаниями и взглядами; способность к децентрации, любви и самоотдаче;

- организаторский компонент - организаторские и лидерские умения; организация общения; способность к коллективным действиям; умение привлечь людей к работе и общению; организация рабочей обстановки в кабинетах, залах и т. п., основанной на кооперации; регулирование дисциплины (тишины, освещенности, пользования техникой и т. д.);

- компонент личной социальной адаптирован-ности - социальная адаптированность; социальная автономность, личностная независимость; умение общаться с людьми независимо от их возраста, социальной и этнической принадлежности; желание и способность участвовать в различных направлениях общественной жизни, в том числе в защите прав личности;

- компонент ролевого поведения - способность формировать ролевое поведение, основанное на собственной личной системе ценностей, соответ-

ствовать ожиданиям общества в целом, коллег, читателей и др.

Остановимся более подробно на одном из аспектов профессиональной деятельности специалиста библиотеки - психолого-педагогической поддержке молодых ученых (магистрантов, аспирантов, соискателей и т. д.). Следует отметить, что в современных условиях развития общества возрастает роль и востребованность профессиональной деятельности как конструкта, который непосредственно связан с динамикой социальных, духовных, экономических, политических процессов и предопределяет успех деятельности любого специалиста, способствует формированию системы взглядов субъекта на мир и осознанию себя и своего места в нем [4].

В связи с этим достаточно важным моментом профессиональной деятельности специалиста библиотеки является оказание информационно-просветительских услуг читателям, в частности молодым исследователям (магистрантам, аспирантам, соискателям и т. д.). Причем под услугами мы понимаем различные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребности людей, не создающих материальных благ и ценностей, и относящиеся к непроизводственной сфере [3].

Информационно-просветительская услуга имеет информационный и просветительный характер, поскольку идет поиск, отбор и хранение вполне определенной информации. Информационно-просветительская услуга для исследователя осуществляется поэтапно: диагностический, поисковый, проектировочный, конструктивно-результативный этапы. На диагностическом этапе деятельность специалиста библиотеки опирается на принципы взаимосогласия и совместного сотрудничества, т. е. подразумевается добровольное согласие исследователя на оказание помощи со стороны специалиста библиотеки и взаимное сотрудничество с опорой на потенциальные возможности исследователя.

В ходе поискового этапа деятельность специалиста библиотеки и исследователя опирается на принципы последовательности и постепенности, доверительности и доброжелательности. Эти принципы сотрудничества способствуют повышению качества работы специалиста библиотеки и эффективности работы самого исследователя, выполнению поставленных целей, которые должны обладать такими свойствами, как конкретность, гибкость, приемлемость и измеримость.

В ходе проектировочного этапа исследователь с привлечением специалиста библиотеки опирается на принципы целостности, системности и доступности, так как на этом этапе идет отбор материала и проектирование теоретической части диссертационного исследования и планирование опытно-поисковой (экспериментальной) работы.

На четвертом, конструктивно-результативном, этапе ведущую роль начинают играть принципы

13

свободы выбора, целевой обусловленности, аксиоло-гизации, осознанной перспективы, так как здесь практически полным ходом идет опытно-поисковая (экспериментальная) работа и ее коррекция (ее успешности в значительной степени может и должна содействовать целенаправленная профессиональная деятельность работника библиотеки), расширение понятийно-терминологического аппарата, отслеживание новейших достижений науки и практики, статистическая обработка результатов эксперимента, планирование оформления исследуемой проблемы в виде диссертационного исследования [5].

Объединение усилий с обеих сторон - специалиста библиотеки и исследователя - позволит в итоге получить систему, необходимую для успешного решения поставленных задач, т. е. в этом случае у специалиста библиотеки и читателя появится более высокая удовлетворенность работой, уменьшится количество конфликтов и ощущение сверхзагруженности, значительно повысится уровень психологического комфорта как для специалиста библиотеки, так и для читателя, что в целом позволит достигнуть цель взаимного сотрудничества в их социально-культурной деятельности.

1. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003.

2. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов. - М.: Академия, 2002. - 129 с.

3. Полетаев, А. Рынок образовательных услуг и рынок труда / А. Полетаев // Платное образование. - 2006. - № 3.

4. Суховей, А. Ф. Проблемы обеспечения доступности культуры для различных социально-возрастных групп населения / А. Ф. Суховей, В. И. Волков, И. М. Голова, Е. С. Каплина. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004. - 92 с.

5. Худяков, В. Н. Теория систем и системный анализ в управлении: моногр. / В. Н. Худяков, Е. И. Семушина. - Челябинск: ЧИ УрАГС, 2010. - 112 с.

Сдано 28.12.2011

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.