Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗНОГЛАСИЯ ПО ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН'

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗНОГЛАСИЯ ПО ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КЫРГЫЗСТАН / ПРАВОВАЯ БАЗА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко И.В.

Проблема защиты прав на интеллектуальную собственность в современном мире становится все более актуальной ввиду того, что результаты интеллектуальной деятельности являются сильнейшим стимулом развития экономической и социальной базы государства. Длительное время каждая стара сама решала к каким мерам необходимо прибегнуть для защиты интеллектуальных прав внутри своего государства. Однако расширение международных связей и глобализация привели к необходимости разработки правовой защиты интеллектуальной собственности на межгосударственном и международном уровнях. Данная статья посвящена анализу защиты интеллектуальных прав при межгосударственном сотрудничестве на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан. При изучении этого вопроса мы использовали комплексный и сравнительно-правовой методы. В статье дана краткая характеристика законодательных баз России и Кыргызстана, а также межгосударственных договоров в области охраны интеллектуальных прав. Автор делает вывод о том, что несмотря на совместную деятельность по защите интеллектуальной собственности при военном и социальном межгосударственном сотрудничестве, Российской Федерации и Республики Кыргызстан необходимо распространять и развивать защиту интеллектуальных прав и на другие аспекты сотрудничества. Это приведет к формированию сильной правовой базы защиты интеллектуальной собственности и позволит избежать серьезных международных споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондаренко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIVITIES AND DISAGREEMENTS ON THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

The problem of intellectual property rights protection in the modern world is becoming more and more urgent due to the fact that the results of intellectual activity are the strongest incentive for the development of the economic and social base of the state. For a long time, each old woman herself decided what measures should be resorted to to protect intellectual rights within her state. However, the expansion of international relations and globalization have led to the need to develop legal protection of intellectual property at the interstate and international levels. This article is devoted to the analysis of intellectual property rights protection in interstate cooperation on the example of the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan. When studying this issue, we used complex and comparative legal methods. The article gives a brief description of the legislative bases of Russia and Kyrgyzstan, as well as interstate agreements in the field of intellectual property rights protection. The author concludes that despite the joint activities for the protection of intellectual property in military and social interstate cooperation, the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan need to extend and develop the protection of intellectual rights to other aspects of cooperation. This will lead to the formation of a strong legal framework for the protection of intellectual property and will avoid serious international disputes.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗНОГЛАСИЯ ПО ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗНОГЛАСИЯ ПО ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСТАН

И.В. Бондаренко, магистрант

Научный руководитель: А.О. Иншакова, д-р юрид. наук, профессор Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-2-182-187

Аннотация. Проблема защиты прав на интеллектуальную собственность в современном мире становится все более актуальной ввиду того, что результаты интеллектуальной деятельности являются сильнейшим стимулом развития экономической и социальной базы государства. Длительное время каждая стара сама решала к каким мерам необходимо прибегнуть для защиты интеллектуальных прав внутри своего государства. Однако расширение международных связей и глобализация привели к необходимости разработки правовой защиты интеллектуальной собственности на межгосударственном и международном уровнях. Данная статья посвящена анализу защиты интеллектуальных прав при межгосударственном сотрудничестве на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан. При изучении этого вопроса мы использовали комплексный и сравнительно-правовой методы. В статье дана краткая характеристика законодательных баз России и Кыргызстана, а также межгосударственных договоров в области охраны интеллектуальных прав. Автор делает вывод о том, что несмотря на совместную деятельность по защите интеллектуальной собственности при военном и социальном межгосударственном сотрудничестве, Российской Федерации и Республики Кыргызстан необходимо распространять и развивать защиту интеллектуальных прав и на другие аспекты сотрудничества. Это приведет к формированию сильной правовой базы защиты интеллектуальной собственности и позволит избежать серьезных международных споров.

Ключевые слова: интеллектуальные права, интеллектуальная собственность, Российская Федерация, Республика Кыргызстан, правовая база, межгосударственное сотрудничество.

Динамично развивающиеся технические и научные сферы жизни современного мира придают все более сильное значение интеллектуальной деятельности человека. Каждое произведение искусства или научное открытие, сделанное в недавнем времени, представляет собой результат научного и творческого труда, соответственно становясь объектами интеллектуальной собственности (ИС). В связи с этим возникает сильнейшая потребность разработки мер правового регулирования защиты прав на интеллектуальную собственность не только внутри отдельных государств, но и на межгосударственном и международном уровнях.

Российская Федерация, ввиду обширного международного сотрудничества также

заинтересована в охране своих интеллектуальных прав и за пределами государства. В последнее десятилетие, Россия активно наращивает связи со странами Центральной Азии, считая это направление деятельности одним из приоритетных. Одним из государств, с которыми Российская Федерация взаимодействует достаточно плодотворно в различных сферах является Республика Кыргызстан, ввиду этого налаживание взаимодействия и разработка совместной правовой базы в области защиты интеллектуальной собственности. Однако, прежде чем говорить о совместной деятельности по защите интеллектуальных прав, необходимо рассмотреть законодательные базы каждого из этих государств и определить, насколько понимание

интеллектуальной собственности у них совпадает.

Российская Федерация обладает достаточно широкой законодательной базой в сфере защиты интеллектуальных прав. В ее основе лежит конституция и Гражданский кодекс РФ, в частности в статье 44 [9] говориться о гарантии свобод любого вида творчества и защите законом интеллектуальных прав. Часть 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает гражданско-правовую защиту интеллектуальной собственности в любом ее проявлении. В ст. 1225 ГК РФ дается перечень того, что входит в понятие интеллектуальной собственности, согласно которому, под ИС понимаются средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности, которые охраняются на законодательном уровне. Интеллектуальные права подразделяются на: авторские, смежные с авторскими, патентные, средства индивидуализации юридических лиц, единая технология и нетрадиционные объекты ИС (напр. Производственные секреты). Так же не стоит забывать и о федеральных законах и актах РФ. Сферу интеллектуальной собственности России регулирует Роспатент (Федеральная служба по интеллектуальной собственности). Правовое обеспечение интеллектуальной собственности разделяют на охрану и защиту интеллектуальных прав. Под охраной подразумевается общий правовой порядок в сфере ИС, который закреплен в правовых актах. Он может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Проанализировав правовую базу б области защиты интеллектуальной собственности в Кыргызской Республике можно сделать вывод, что так же, как и в Российской Федерации основные понятия и нормы ИС закреплены в Гражданском кодексе и Конституции Кыргызстана. В статье 14 Конституции Республики Кыргызстан закреплено право каждого гражданина обладание, использование и распоряжение продуктами своей интеллектуальной деятельности [10]. Раздел V ГК КР определяет основные объекты интеллектуального права и условия правового регулирования данной сферы. Согласно этому разделу

объектами ИС считаются: результаты интеллектуальной деятельности; средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг в случаях, предусмотренных законодательством КР [2]. Помимо этого, в Республике действует целый ряд законов, среди которых стоит выделить: Закон КР «Об авторском праве и смежных правах» (№ 6, принят 14.01.1998 г.); Закон КР «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (№ 7, принят 14.01.1998 г.); Закон КР «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (№ 29, принят

31.03.1998 г.); Закон КР «О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах» (№ 74, принят

16.07.1999 г.). Наказания за нарушение прав на интеллектуальную собственность закреплены в Административном и Уголовном кодексах Кыргызской Республики. Также в КР учрежден специальный орган, регулирующий деятельность в области интеллектуальных прав - Кыргызпатент.

Как мы видим, и в России, и в Кыргызстане наличествуют обширные законодательные базы и специальные уполномоченные органы, контролирующие защиту прав на интеллектуальную собственность. Оба государства схожи в трактовке объектов интеллектуальной собственности и нацелены на защиту ИС при межгосударственном сотрудничестве.

В начале 2008 года была введена часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности. Помимо федерального уровня отношения и права в сфере интеллектуальной собственности регулируются на международном уровне. Сотрудничество в защите прав в данной сфере это один из ключевых элементов диалога сторон в гуманитарной сфере, который заключается в установлении в рамках межгосударственных отношений механизма противодействия злоупотреблениям и нарушениям в области результатов творческого труда [3].

В настоящее время страны СНГ заключили договоры, связанные с совместной деятельностью по охране прав интеллектуальной собственности. Далее будет рассмотрена совместная деятельность по защите прав интеллектуальной собственности Российской Федерации и Кыргызской Республики и различия в этой области.

Одним из законодательных актов, регулирующих права интеллектуальной собственности между Россией и Кыргызстаном, является указ Президента РФ от 28 ноября 2018 г. № 685 «Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о развитии военно-технического сотрудничества от 20 июня 2017 г.». В статье 9 данного нормативно правового акта закреплено, что в заключаемых контрактах должны быть отражены вопросы, которые касаются определения условий использования результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых уполномоченным организациям Кыргызской Республики, и обеспечения их правовой охраны, а также обязательства Кыргызской Республики использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях, не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации и обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну. Статья 10 также касается интеллектуальной деятельности и гласит, что уполномоченные организации Российской Федерации представляют в Федеральную службу по интеллектуальной собственности проекты контрактов для согласования вопросов, которые касаются обеспечения правовой защиты интересов государства в процессе передачи результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в данной продукции, а также представляют государственным заказчикам документы, необходимые для заключения лицензионных договоров о предоставлении названным организациям права безвозмездного использования созданных результатов интеллектуальной деятельности.

Ещё одним нормативно правовым актом является Распоряжение Правительства

Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 3313-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об оказании Российской Федерацией безвозмездной технической помощи Кыргызской Республике в целях создания системы маркировки товаров средствами идентификации в Кыргызской Республике». Согласно соглашению, Российская Федерация оказывает техническую помощь Кыргызской Республике для создания системы маркировки товаров средствами идентификации в Кыргызской Республике. В техническую помощь входят программы, которые в соответствии с гражданским кодексом РФ, а также в соответствии с законом Кыргызской Республики от 14 января 1998 года № 6 «Об авторском праве и смежных правах» являются объектом авторских прав. И статья 6 соглашения регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, которые возникают при осуществлении данного нормативного акта. Согласно данной статье в состав результатов работ могут входить созданные в процессе выполнения работ или принадлежащие исполнителю результаты интеллектуальной деятельности. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности сохраняются за исполнителем или иными правообладателями и не передаются Кыргызской Стороне. А также Российская Сторона должна предоставить Кыргызской Стороне на весь срок действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности права использования результатов интеллектуальной деятельности. И в свою очередь Кыргызская Сторона обязана не передавать результаты выполненных работ третьим лицам, а также гарантирует их использование только на территории Кыргызской Республики и только в целях создания и эксплуатации системы маркировки товаров средствами идентификации.

Российская Федерация и Кыргызская Республика входят в состав Европейского экономического союза. В рамках данного союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной или единой по-

литики в отраслях экономики [6]. Одним из элементов сотрудничества ЕАЭС в сфере интеллектуальных прав является таможенная защита [15]. Согласно Таможенному кодексу союза, таможенные органы государств, которые являются членами ЕАЭС должны принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов. В случае невнесения товара в реестре страна производитель может приостановить выпуск данного товара, если права интеллектуальной собственности нарушаются. Такие меры предусмотрены у части государств участников данного союза, но в другой части стран, в частности, в Киргизии таможенные меры принимаются только к тем товарам, которые внесены в реестр. Тут же просматривается применение принципа ex officio и различия его применения. Данный принцип означает, что таможенные органы имеют право принимать меры, которые связанны с приостановлением выпуска товаров, но не только в от-

но и в отношении любых товаров, обладающих признаками контрафактных [16]. Следовательно, здесь мы можем рассмотреть разногласие по охране интеллектуальных прав между Кыргызстаном и Россией, так как принцип ex officio закреплён в российском законодательстве, а в Киргизском нет. Следовательно, это может привести к риску проникновения контрафактных товаров на общий рынок ЕАЭС.

Подводя итоги, можно сказать, что Российская Федерация и Республика Кыргызстан достаточно активно сотрудничают в области интеллектуальной собственности, однако при этом затронуты не все сферы межгосударственного сотрудничества. Стоит отметить, что стороны проводя двусторонние встречи, где обсуждают актуальные вопросы по защите прав интеллектуальной собственности и совершенствования в данной сфере. При более тщательном подходе к вопросу защиты интеллектуальных прав у исследуемых государств откроются широкие перспективы долгосрочной и плодотворной совместной деятельности.

ношении товаров, включенных в реестр,

Библиографический список

1. Анализ международной практики защиты внутреннего рынка от незаконного оборота промышленной продукции. Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/jgmkdE.

2. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (Часть II Гражданского кодекса введена в действие с 1 марта 1998 года в соответствии с Законом КР от 5 января 1998 года № 2) (Раздел V. Интеллектуальная собственность). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onlme.zakon.kz/Document/?doc_id=30224035&sub_id=Ш370000&pos=5538;-56#pos=5538;-56 (дата обращения 30 марта 2023 г.).

3. Вербицкая, Т.В. Формы политического сотрудничества России и государств Центральной Азии в области защиты интеллектуальной собственности: пути развития диалога сторон / Т.В. Вербицкая // Вопросы управления. - 2022. - № 2 (75). - С. 19-33.

4. Иншакова А.О. Охрана трансграничного оборота результатов интеллектуальной деятельности в контексте экономико-правовой интеграции РФ // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. - 2015. - № 1 (26).

5. Иншакова А.О., Рыженков А.Я. Высокотехнологичные материалы как объекты интеллектуальной собственности в сфере межстранового инновационного сотрудничества РФ и США: правовой статус авторов и инвесторов // Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. - 2014. - № 3 (24).

6. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023)

7. Алиева С.Б. Интеллектуальная собственность в рамках Евразийской интеграции под редакцией. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_intellect2015_ru-eng_block_150417.pdf.

8. Итоги деятельности Роспатента в 2016 г. и задачи на 2017 г. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.rupto.ru/about/stat/otchet_rp_ 2016.pdf.

9. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (статья 44). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ccca0bbf3250f82d26aa158e6325aa 2b34775e8d/ (дата обращения 30 марта 2023 г.)

10. Конституция Кыргызской Республики (Введена в действие Законом Кыргызской Республики от 5 мая 2021 года) (статья 14). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru (дата обращения 30 марта 2023 г.).

11. Таможенный кодекс таможенного союза (от 27 ноября 2009 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_94890/.

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://base.garant.ru/71652992/.

13. Реестр объектов интеллектуальной собственности Кыргызской республики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.kg/index.php/ru/2013-05-02-13-42-58/145-2013-05-02-13-41-29/311 -reesintob.

14. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=329636.

15. Шугурова, И.В. Направления совершенствования таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС / И. В. Шугурова // Журнал Суда по интеллектуальным правам. - 2021. - № 3 (33). - С. 21-32. - EDN KGFSKY.

16. Цымбалюк, М.С. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // MODERN SCIENCE. - 2021. - № 2-2. - С. 197-200.

JOINT ACTIVITIES AND DISAGREEMENTS ON THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND

THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

I.V. Bondarenko, Graduate Student

Supervisor: A.O. Inshakova, Doctor of Legal Sciences, Professor Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The problem of intellectual property rights protection in the modern world is becoming more and more urgent due to the fact that the results of intellectual activity are the strongest incentive for the development of the economic and social base of the state. For a long time, each old woman herself decided what measures should be resorted to to protect intellectual rights within her state. However, the expansion of international relations and globalization have led to the need to develop legal protection of intellectual property at the interstate and international levels. This article is devoted to the analysis of intellectual property rights protection in interstate cooperation on the example of the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan. When studying this issue, we used complex and comparative legal methods. The article gives a brief description of the legislative bases of Russia and Kyrgyzstan, as well as interstate agreements in the field of intellectual property rights protection. The author concludes that despite the joint activities for the protection of intellectual property in military and social interstate cooperation, the Russian Federation and the Republic of Kyrgyzstan need to extend and develop the protection of intellectual rights to other aspects of cooperation. This will lead to the formation of a strong legal framework for the protection of intellectual property and will avoid serious international disputes.

Keywords: intellectual rights, intellectual property, Russian Federation, Republic of Kyrgyz-stan, legal framework, interstate cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.