Научная статья на тему 'Soviet experience of integration'

Soviet experience of integration Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN EMPIRE / THE BOLSHEVIK PROGRAM OF NATIONAL ISSUE SOLUTION / AUTONOMIZATION / SOVIET FEDERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров В., Лавренов С.

The article discusses the policies of the Bolshevik party by the decision of the national question in Russia; peculiarities of ethno-political situation formed on the territory of the former Russian Empire after the February and October revolutions; integration efforts of the Soviet government at various levels, specifics of formation of the Union of Soviet socialist republics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Soviet experience of integration»

ИСТОРИЯ

УДК 93

B. ЕГОРОВ,

доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института стран СНГ e-mail: korrka@mail.ru

C. ЛАВРЕНОВ,

доктор политических наук, профессор, заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ e-mail: lavrs2009@yandex.ru

Ключевые слова:

Российская империя, большевистская программа решения национального вопроса, автономизация, советская федерация

V. EGOROV,

doctor of historical sciences, professor, deputy director of the Institute of CIS

S. LAVRENOV,

doctor of political sciences, professor, chief of department on Moldova and Pridnestrov'e of the Institute of CIS

Keywords:

Russian Empire, the Bolshevik program of national issue solution, autonomization, Soviet federation

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ

В статье рассматриваются программные положения большевистской партии по решению национального вопроса в России; особенности этнополитической ситуации, сложившейся на территории бывшей Российской империи после Февральской и Октябрьской революций; интеграционные усилия советской власти на различных уровнях, материализовавшиеся в образование Союза Советских Социалистических Республик.

SOVIET EXPERIENCE OF INTEGRATION

The article discusses the policies of the Bolshevik party by the decision of the national question in Russia; peculiarities of ethno-political situation formed on the territory of the former Russian Empire after the February and October revolutions; integration efforts of the Soviet government at various levels, specifics of formation of the Union of Soviet socialist republics.

После Февральской революции на территории Российской империи, ослабленной войной и внутренней смутой, стал набирать силу сепаратизм, в первую очередь польский, финский и украинский. Временное правительство не смогло сдержать дезинтеграци-онные процессы. В период его недолговечного существования автономию во внутренних делах обрела Финляндия, значительно продвинулась по пути «самостийности» Украина. Что касается оккупированного кайзеровской Германией Царства Польского, то оно к Февральской революции фактически уже не принадлежало Российской державе. 16 марта 1917 г. Временному правительству России ничего не оставалось как признать право Польши на независимость при условии «свободного военного союза» с Россией [3, с. 287]. Однако даже это скромное требование было уже невыполнимым.

В августе 1917 г. руководство ряда польских партий сформировало Польский национальный комитет, провозгласивший своей целью создание независимого польского государства. Действия комитета получили дипломатическую поддержку Франции, Великобритании, Италии и США. После Октябрьской революции Совет народных комиссаров РСФСР 29 августа 1918 г. окончательно аннулировал договоры Российской империи о разделе Польши, оформив политически и юридически независимость Польши от России. За этим последовала очередь Финляндии. 18 декабря 1917 г. советское правительство, руководствуясь провозглашенным принципом

о праве наций на самоопределение, признало государственную независимость Финляндии.

Что касается Украины, то после свержения самодержавия 4 марта 1917 г. в Киеве было объявлено о создании Украинской центральной рады, поставившей своей целью достижение автономии, пока еще в составе демократической России.

Со схожей программой в ходе июльского кризиса 1917 г. была сформирована Центральная рада в Белоруссии.

Дезинтеграционные процессы после свержения самодержавия развивались и в других российских регионах. В апреле 1917 г. Кубанское казачье войско создало собственную политическую организацию —Кубанскую раду, в сентябре принявшую решение о формировании Законодательной рады.

На Дону весомую политическую роль стал играть Донской войсковой круг (съезд) и созданное им Войсковое правительство.

В начале мая 1917 г. 1-й Всероссийский мусульманский съезд, проходивший в Москве, принял резолюцию о территориальной автономии в рамках демократической России. В это же время во Владикавказе прошел Первый горский съезд, на котором был образован Союз объединенных горцев Северного Кавказа, выдвинувший требование о широкой автономии.

Новый виток сепаратизма был вызван приходом к власти большевиков, уже 2 ноября 1917 г. принявших Декларацию прав народов России, где провозглашалось равенство и суверенность всех народов, их право на

самоопределение, вплоть до отделения, и образование самостоятельных государств, отмена всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений [16, с. 22].

Декларация опиралась на заблаговременно разработанную большевистской партией программу по решению национального вопроса в условиях построения социалистического общества, которая впоследствии уточнялась исходя из складывавшихся политических реалий. Однако ее основные принципы: интернационализм, право наций на самоопределение (вплоть до отделения) и административно-территориальное устройство союзного государства на основе федерализма не претерпели существенных изменений [1, с. 8—12]. В условиях сложнейшего переходного периода к социализму, отягощенному Гражданской войной, это был единственно возможный вариант построения взаимоотношений с многочисленными народами и народностями, проживавшими в огромной России.

Путь к формулированию этих принципов был далеко не прост. В начале деятельности большевистской партии В.И. Ленин был противником федерации, считая ее «буржуазным» институтом и признавая территориально-национальную автономию лишь в качестве исключения. Однако он был вынужден учитывать, что в начале XX в. в национальных программах большинства политических партий в России доминировали требования об автономизме и федерализме. Более того, осознавая сверхделикатность национального вопроса, пришел к

выводу о необходимости дополнить принцип права наций на самоопределение правом на государственное отделение. При этом лично он был категорическим противником отождествления принципа самоопределения с целесообразностью подобного отделения. Его принципиальной позицией являлось максимальное сближение, а не на разъединение наций.

В письме видному армянскому большевику С.Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г. В.И. Ленин признал, что «право на самоопределение есть исключение из нашей общей посылки централизма». «Мы за демократический централизм, безусловно, — писал Ленин в этом письме. — Мы за якобинцев против жирондистов... Мы в принципе против федерации — она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь... Автономия есть наш план устройства демократического государства...» [6, с. 234-235].

В программной статье «Задачи пролетариата в нашей революции», датируемой 10 апреля 1917 г., Ленин подчеркнул стремление пролетарской партии к созданию крупного государства, но которое в условиях нарастающего хаоса на территории бывшей Российской империи было возможно лишь на сближении и слиянии наций путем свободного союза трудящихся масс всех наций [7, с. 167]. Окончательное решение национального вопроса в России Ленин связывал с победой власти Советов как подлинно общенародных органов власти [8, с. 436-437].

В принятой 12 января 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где Россия провозглашалась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, второй пункт констатировал: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик» [16, с. 32].

По замыслу В.И. Ленина, федерация должна была стать переходным этапом к добровольному слиянию республик и наций [9, с. 71—76]. Поэтому само слово «федерация» В.И Ленин в 1917 г. использовал не часто [10, с. 72—73], предпочитая ему термин «союзное государство», под которым, в зависимости от трактовки, можно было понимать и федерацию, и конфедерацию и даже унитарное государство. Какую именно конкретную форму примет зарождающееся советское государство, зависело от многих факторов, но прежде всего от политических и военных обстоятельств.

А эти обстоятельства первоначально складывались явно не в пользу создания союзного государства. Пользуясь ослаблением центра, Украинская центральная рада 7 ноября 1917 г. провозгласила создание Украинской народной республики (пока еще в составе федеративной России). 3 декабря 1917 г. СНК РСФСР признал право Украины на самоопределение, но в своей реальной политике пытался сохранить Украину в сфере своего влияния, сделав ставку на формирование здесь советских органов власти. В то время как в Киеве действовала

Центральная рада, в Харькове 11—12 декабря 1917 г. была провозглашена Украинская народная республика советов.

Разгон большевиками Учредительного собрания 6 января 1918 г. резко ускорил сепаратистские процессы в стране. Через несколько дней, 9 января, Центральная рада провозгласила независимость Украинской народной республики (УНР), выдвинув претензии на территории девяти губерний бывшей Российской империи. 27 января 1918 г. делегация УНР в Брест-Литовске подписала с центральными державами отдельный сепаратный мир, предполагавший признание суверенитета Украины со стороны Германии и ее военную помощь против советских войск в обмен на поставки продовольствия.

В свою очередь, 19 марта 1918 г. в Екатеринославе территориальные советские образования, созданные на территории Украины (Донецко-Кри-ворожская советская республика, Украинская народная республика советов, Одесская советская республика, Советская социалистическая республика Тавриды), объединились в единую Украинскую советскую республику, в составе РСФСР. Однако в результате немецкого наступления к концу апреля 1918 г. их территория была занята немецкими войсками с последовавшей ликвидацией республики. Попутно Германия 29 апреля 1918 г. разогнала и Центральную раду, не посчитав ее достаточно управляемой. На месте ликвидированной Украинской народной республики немцами была создана марионеточная

Украинская держава во главе с гетманом П.П. Скоропадским. Помимо Украины Германия, прервав ведущиеся с советской делегацией мирные переговоры, оккупировала Прибалтику, Белоруссию, заняла Финляндию, вступила в земли Войска Донского.

Центробежные процессы стремительно развивались и на других национальных окраинах бывшей Российской империи. 11 ноября 1917 г. в Закавказье было сформировано собственное правительство - Закавказский комиссариат. 12 января 1918 г. после разгона Учредительного собрания Закавказский комиссариат образовал сейм (законодательный орган Закавказья) из числа делегатов, избранных во Всероссийское учредительное собрание. 22 апреля 1918 г. сейм провозгласил создание независимой Закавказской демократической федеративной республики. Одновременно развивался процесс советизации Закавказья. В марте 1918 г. в Баку пришедшие к власти большевики провозгласили Бакинскую коммуну.

Однако история не отпустила ни сейму, ни коммуне политического долголетия. Еще в феврале 1918 г. турецкие войска, воспользовавшись развалом российского Кавказского фронта, развернули крупномасштабное наступление против Закавказья. Под контроль Турции перешли территории Западной Армении, а также области Батума, Карса и Ардагана. А после того, как в мае 1918 г. в Грузии высадились немецкие войска, Закавказский сейм объявил о самороспуске, после чего его представители разъехались по национальным «квартирам». 26

мая была провозглашена независимая Грузинская демократическая республика, 28 мая о своей независимости объявили Армения и Азербайджан.

31 июля Бакинская коммуна, сложив с себя полномочия, передала власть в Восточном Азербайджане диктатуре Центрокаспия, которая сразу же запросила помощи у англичан против наступающих турецко-азербайджанских войск. Однако удержаться у власти ей так и не удалось. Ситуация в Закавказье на протяжении всей Гражданской войны оставалась сложной и запутанной [17, с. 216]. Лишь после того, как Красной армии удалось переломить ход Гражданской войны в свою пользу, в Закавказье началась новая волна советизации. В мае 1919 г. на партийной конференции в Баку коммунисты Закавказья приняли решение о создании советских республик в Азербайджане, Грузии и Армении с последующим вхождением их в общую Закавказскую федерацию [18, с. 293].

Советские государственные образования создавались и на других территориях. 3 марта 1918 г. в Пятигорске была провозглашена Терская советская республика в составе РСФСР. После того как Красная армия заняла Екатеринодар, 13 апреля 1918 г. была провозглашена Кубанская советская республика в составе РСФСР. 13 марта 1918 г. в Новороссийске была создана Черноморская советская республика. 30 мая 1918 г. Кубанская и Черноморская советские республики объединились в Кубано-Черноморскую советскую республику.

Крайней пестротой, на момент Октябрьской революции, отлича-

лась этнополитическая ситуация в Средней Азии, в решающей степени зависевшая от обстановки на фронтах Гражданской войны.

Что касается России, то процесс ее советизации был прерван восстанием летом 1918 г. чехословацкого корпуса, что привело к образованию враждебных большевикам правительств на территории Советской России. Лишь к концу 1919 г. советская власть смогла установиться на большей части территории бывшей Российской империи. На повестке дня встал вопрос о том, в какой форме в дальнейшем целесообразно осуществлять объединительный процесс.

О том, какое значение придавалось в тот момент национальным отношениям, свидетельствует то, что в составе первого советского правительства был учрежден Наркомат по делам национальностей (Наркомнац) во главе с И.В. Сталиным. Наркомат с самого начала столкнулся с многоплановыми задачами, не имевшими идеального решения. Помимо объединительного процесса на территории Советской России необходимо было устанавливать или восстанавливать советскую власть в тех регионах дореволюционной России, которые в состав РСФСР на тот момент еще не входили.

Фактически речь шла о развитии разноуровневых интеграционных процессов. Для этого требовалось преодолеть главное противоречие: между провозглашенным принципом права наций на самоопределение с одновременным стремлением создать на обломках империи крупное и жизнеспособное государство. Решалась

эта задача исходя из реалий политической и экономической обстановки. Так, несмотря на то что Красная армия активно участвовала в восстановлении советской власти в Эстонии, после того как в 1919 г. последняя была свергнута, Советская Россия была вынуждена заключить мирный договор и признать независимость теперь уже буржуазной Эстонии, развивая с ней в последующем политические и экономические отношения. Таким же образом выстраивались отношения и с другими прибалтийскими республиками.

Иным порядком решался вопрос с Белоруссией. 31 января 1919 г. Президиум ВЦИК принял постановление о признании независимости Белорусской Социалистической Советской Республики, а уже через два дня, 2 февраля 1919 г., была подписана Декларация I Всебелорусского съезда Советов об установлении федеративной связи между Советской Белоруссией и РСФСР. Схожим образом решался вопрос и с советской Украиной.

Предпосылкой успеха объединительной политики являлось идейно-политическое родство центральных и областных, а также республиканских партийных и советских органов. Межнациональной «стяжке» способствовали и соответствующие организационные меры. При центральных органах РСФСР (ВЦИК) были введены специальные представительства автономных республик. В свою очередь, представительства Нар-комнаца были учреждены при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Что касается взаимоотношений с независимыми советскими республиками, то большевики стремились контролировать здесь ситуацию через ЦК РКП(б), которому подчинялись республиканские партийные органы. Представители республик были прикомандированы также ко ВЦИК, делегаты от них принимали участие во всероссийских съездах Советов. Соответственно, решения высших органов власти РСФСР признавались и в независимых советских республиках [14, с. 114].

В условиях Гражданской войны их сближение началось с объединения военных усилий. В соответствии с Декретом «Об объединении советских республик - России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом», принятом 1 июня 1919 г., объединялись вооруженные силы, советы народного хозяйства, железнодорожные хозяйства, органы финансов и труда республик. Руководство этими сферами государственной жизни сосредоточивалось в созданных единых коллегиях [2]. Формально являясь актом Всероссийского ЦИК, декрет фактически представлял собой договор между республиками, в котором пока еще ни о конкретной форме объединения, федерации или конфедерации не говорилось.

С 1920 г., когда исход Гражданской войны был предопределен, советские республики приступили к формированию общего производственного плана развития народного хозяйства. Этот план, разрабатываемый в недрах ВСНХ, предполагал объединение товарных фондов и определение единых

предельных цен на сырье [15, с. 163]. В течение 1920-1921 гг. РСФСР заключила соответствующие договоры и соглашения со всеми сохранившими независимость советскими республиками - Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией. В этот же период были ликвидированы таможенные границы между ними, сформировано единое торговое пространство и единое налоговое законодательство. Все большее число хозяйственных проектов стало реа-лизовываться на основе совместного финансирования.

В конечном счете это создало необходимые политические и экономические предпосылки для утверждения законодательства РСФСР на территории других советских республик. После того как во ВЦИК, избранным IX съездом Советов (декабрь 1921 г.), вошли представители Украины, Белоруссии и закавказских республик, он стал выполнять функции общефедерального органа. В свою очередь, наркоматы РСФСР начали осуществлять руководство объединенными отраслями народного хозяйства на основе делегирования им соответствующих функций другими советскими республиками. Таким образом, первоначальный военно-политический союз советских республик органично перерос в полноценный политико-хозяйственный союз. Фактически к 1921 г. сложилась конфедерация республик единого советского типа.

Тем временем продолжался процесс образования новых советских республик. В 1920 г. были образованы Хорезмская и Бухарская народные

советские республики в Средней Азии. В апреле 1920 г. — феврале 1921 г. советские республики появились в Азербайджане, Армении и Грузии, чтобы затем в марте 1922 г. объединиться в Закавказскую федерацию.

По тем же причинам в силу однотипности государственной системы и общих внешне- и внутриполитических приоритетов вновь образованные советские республики быстро продвигались в сторону единого политического и военного союза.

Но если в период Гражданской войны целью объединения республик являлось создание условий для военной победы над общим врагом, то теперь на первый план выступила задача как можно быстрее восстановить разрушенное народное хозяйство республик. Это предполагало в том числе и координацию усилий на дипломатическом фронте. В период подготовки к международной конференции в Генуе, на которой планировалось прорвать экономическую изоляцию советской власти, между Россией, Украиной, Белоруссией и закавказскими республиками сложился дипломатический и внешнеторговый союз (февраль 1922 г.).

Развитие отношений между ними достигло такого уровня, который позволял, казалось, без особых затруднений перейти к образованию полноценного союза советских республик [20, с. 127].

Вместе с тем относительно того, какую конкретную политико-правовую форму должен принять этот союз, единства среди большевистского руководства не было. Ленин-

ские взгляды по этому вопросу уже рассмотрены. Что касается позиции наркомнаца И.В. Сталина, то она тоже эволюционировала. Как известно, на апрельской партийной конференции 1917 г. в докладе по национальному вопросу И.В. Сталин исходил из того, что для народов, остающихся в пределах России, должна быть предоставлена областная автономия; для национальных меньшинств — гарантии свободного развития. В начале 1920-х годов Сталин уже не возражал против федерализма (рассматривая его как переходную форму), объяснив эволюцию своих взглядов рядом причин. Прежде всего, длительной изолированностью друг от друга многих национальностей, проживавших на территории бывшей Российской империи, для которых налаживание взаимных экономических связей на основе федерации являлось необходимым шагом. Но главное, объединение наций оказалось гораздо более сложным процессом, чем представлялось ранее [19, с. 30-31].

Однако в 1922 г., когда подошло время для разработки конкретной модели федерации советских республик, между которыми уже восстановились финансово-экономические связи, Сталин вернулся к идее автономиза-ции. Сталинский план автономиза-ции, предусматривавший вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий, означал установление унитарной модели советской государственности (пусть формально и именуемой федерацией).

Обосновывая свой проект, И.В. Сталин не без основания отмечал, что

сузившаяся в годы Гражданской войны независимость национальных советских республик, носила все более формальный характер. Декларативный суверенитет, сыграв свою историческую роль, должен был трансформироваться в федерацию при доминирующей роли РСФСР. Однако предложение Сталина было негативно встречено партийным руководством ряда советских республик, прежде всего Украины и Грузии.

В сложившейся ситуации В.И. Ленин посчитал политически ошибочным сталинский проект автономиза-ции и предложил иную политико-правовую формулу для создания единого государства с сохранением «атрибутов независимости» и правом самоопределения, вплоть до отделения. Это означало образование добровольного союза суверенных и равноправных республик, которые часть своего суверенитета, прежде всего в оборонной, внешнеполитической и финансовой сферах, отчуждали в пользу федеральных органов. Сплоченности этого союза должна была способствовать общественная собственность на средства производства, единство экономической, социально-политической и культурной жизни, а также общая идеология, интересы и коммунистические идеалы.

Союз оставался открытым для любых советских республик, которые могли появиться на просторах Европы или Азии. Надежда на возможность близкой мировой революции в тот момент себя еще не исчерпала. В частности, выступая на IV конгрессе Коминтерна в ноябре 1922 г., Н.И. Бу-

харин исходил из того, что победа мировой социалистической революции является вопросом лишь нескольких лет [13, с. 99].

Для полноты картины необходимо отметить, что существовали и иные проекты государственного строительства советской страны, в частности, выделение из состава РСФСР автономных республик с предоставлением им прав союзных, наряду с вновь вступившими. Обсуждался также проект объединения советских республик на основе конфедеративных отношений, с делегированием центру лишь вопросов внешней политики и обороны. Однако эти проекты не вышли за пределы дискуссий.

В октябре 1922 г. Пленумом ЦК РКП(б) было принято решение о целесообразности объединения советских республик на основе ленинских принципов. Что касается народов и национальных меньшинств, находившихся в составе Советской России, то для них предусматривалось областное самоуправление [12, с. 154]. К тому времени большинство народов и национальных меньшинств получили в составе Советской России или республиканскую (Башкирская, Татарская, Дагестанская и др.) или областную (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Вотская и др.) автономию.

Летом 1922 г. объединительный процесс вступил в завершающую фазу. Авторитет высших органов партии позволял не только убеждать, но в необходимых случаях и принуждать тех работников советских республик, которые пытались саботировать со-

здание нового государства. 30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью» [4, с. 217].

Верховным органом страны объявлялся съезд Советов СССР, между съездами - Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик — председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет народных комиссаров СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, несмотря на то что представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой договора, что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер конфедерации, а не федерации.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием 31 января 1924 г. Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой

Конституции союзного государства. В ней отсутствовала характеристика общественного устройства, не употреблялся термин «федерация», хотя из ее основного содержания было очевидно, что речь идет именно о федеративном государстве советского типа.

В основном документе отсутствовало также упоминание о роли большевистской партии в системе органов государственной власти, не были регламентированы права и обязанности граждан, избирательное право, полномочия местных органов власти, которые должны были регулироваться республиканскими конституциями.

Специальная глава отводилась суверенным правам союзных республик, где подчеркивалось, что их суверенитет ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика могла осуществлять свою государственную власть самостоятельно [5]. Однако это было во многом декларативное положение, поскольку реальная власть в стране концентрировалась в партийных структурах, управляемых Центральным комитетом партии. Все его решения носили обязательный характер для республиканских и иных партийных организаций.

Принятие Конституции СССР не означало завершение национально-государственного строительства в стране. Формирование национально-государственных образований разных уровней — от союзных республик в составе СССР до национальных округов и районов - продолжалось.

Так, в 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. В 1929 г. из Узбекистана была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г. образовались Казахская и Киргизская ССР. В том же году была распущена Закавказская федерация: Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав СССР в качестве самостоятельных союзных республик.

Параллельно шел процесс образования новых автономных республик и областей. В 1924 г. в составе Украинской ССР появилась Молдавская автономная республика. В 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области, входившие в состав РСФСР, были преобразованы в автономные республики. Была ликвидирована Горская республика, из которой выделились Кабардино-Балкарская (Кабардинская), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-О-сетинская и Ингушская автономные области. В составе Азербайджанской ССР были образованы Нахичеванская автономная республика и Нагор-но-Карабахская автономная область.

Выдвижение в качестве программной цели формирование новой исторической общности — единого советского народа (на основе постепенного сближения наций и народностей) -

должно было, по замыслу, окончательно преодолеть национальный вопрос. С этой целью руководство Советского Союза проводило целенаправленную политику по форсированному выравниванию уровней социально-экономического и культурного развития советских республик, автономных областей и национальных округов, которое осуществлялось, как правило, за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации.

Однако, как показали «перестроечные» события, нации и народности Советского Союза, охотно принимая экономические льготы и привилегии, в остальном с трудом поддавались «интернационализации», стремясь сохранить национальную, языковую и религиозную самобытность. Это закладывало «мину замедленного действия» в фундамент государственности Советского Союза.

Обретя независимость, вновь образованные государства стали выстраивать свою национальную идентичность в постсоветский период на основе ревизии совместной советской истории, сопровождающейся обвинениями в «угнетении» и «притеснениями» со стороны Центра, ассоциируемого с Россией.

Список литературы

1. Гросул В.Я. Образование СССР (1917-1924 гг.). М., 2007. - 216 с. [Grosul V.Ja. Obrazovanie SSSR (1917-1924 gg.). M., 2007. - 216 s.]

2. Декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» [Электронный ресурс] URL: https//www.law mix.ru/sssr/18727

[Dekret VCIK ot 1 ijunja 1919 g. «Ob ob#edinenii Sovetskih Respublik: Rossii, Ukrainy, Latvii, Litvy, Belorussii dlja bor'by s mirovym imperializmom» [Jelektronnyj resurs] URL: https//www.law mix.ru/sssr/18727]

3. Зуев М.Н., Лавренов С.Я. История России. Учебник. 3-е изд. М., 2015. — 545 с. [Zuev M.N., Lavrenov S.Ja. Istorija Rossii. Uchebnik. 3-e izd. M., 2015. — 545 s.]

4. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 768 с.

[Karr Je. Istorija Sovetskoj Rossii. Kn. 1. T. 1 i 2. Bol'shevistskaja revoljucija. 1917-1923. per. s angl. M.: Progress, 1990. — 768 s.]

5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. резолюцией II съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) // Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М., 2004 — 216 с.

[Konstitucija (Osnovnoj zakon) Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. rezoljuciej II s#ezda Sovetov Sojuza SSR ot 31 janvarja 1924 g.) // Chistjakov O.I. Konstitucija SSSR 1924 goda. Uchebnoe posobie. M., 2004 - 216 s.]

6. Ленин В.И. - С. Г. Шаумяну // ПСС. Т. 48. С.233-236. [Lenin V. I. - S. G. Shaumjanu// PSS. T. 48. S.233-236.]

7. Ленин В.И. Аграрная и национальные программы // ПСС. Т. 31. С. 167-168. [Lenin V.l. Agrarnaja i nacional'nye programmy // PSS. T. 31. S. 167-168.]

8. Ленин В.И. Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г. // ПСС. Т. 31. С. 432-438.

[Lenin V.l. Rech' po nacional'nomu voprosu 29 aprelja (12 maja) 1917 g. // PSS. T. 31. S. 432-438.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ленин В.И. Седьмой экстренный съезд РКП (б). 6-8 марта 1918 г. // ПСС. Т. 36. С. 1-76.

[Lenin VI. Sed'moj jekstrennyj s#ezd RKP (b). 6-8 marta 1918 g. // PSS. T. 36. S. 1-76.]

10. Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. Т. 33. С. 1-120. [Lenin VI. Gosudarstvo i revoljucija // PSS. T. 33. S. 1-120.]

11. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции // ПСС. Т. 31. С. 149-186. [Lenin V.l. Zadachi proletariata v nashej revoljucii // PSS. T. 31. S. 149-186.]

12. Ленин В.И. Материалы по пересмотру партийной программы // ПСС. Т. 32. С. 135-162.

[Lenin V.l. Materialy po peresmotru partijnoj programmy // PSS. T. 32. S. 135-162.]

13. Микоян А.И. В начале двадцатых. М.: Политиздат, 1975. - 590 с. [Mikojan A.I. V nachale dvadcatyh. M.: Politizdat, 1975. - 590 s.]

14. Недавний А.Л. Органы государственного управления в СССР. М.: Мысль, 1967. - 498 с.

[Nedavnij A.L. Organy gosudarstvennogo upravlenija v SSSR. M.: Mysl', 1967. - 498 s.]

15. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Владос, 2002. Т. 1. - 655 с.

[Novejshaja istorija Otechestva: HH vek: Ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij: v 2 t. / pod red. A. F. Kiseleva, Je. M. Shhagina. M.: Vlados, 2002. T. 1. - 655 s.]

16. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. док. М., 1972. - 533 с.

[Obrazovanie Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Sb. dok. M., 1972. — 533 c.]

17. Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. М., 1956. Т.1 (1910—1926). — 516 с.

[Ordzhonikidze G.K. Stat'i i rechi. M., 1956. T.1 (1910—1926). — 516 s.]

18. Политическая история Россия-СССР-Российская Федерация. Т. 2. М., 1996. — 720 с.

[Politicheskaja istorija Rossija-SSSR-Rossijskaja Federacija. T. 2. M., 1996. — 720 s.]

19. Сталин И.В. Против федерализма // Соч. М., 1946. Т. 3. — С. 24—31.

[Stalin I.V. Protiv federalizma // Soch. M., 1946. T. 3. — S. 24—31.]

20. Шишкин ВА. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.). СПб., 1997. — 399 с.

[Shishkin VA. Vlast'. Politika. Jekonomika. Poslerevoljucionnaja Rossija (1917—1928 gg.). SPb., 1997. — 399 s.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.