Научная статья на тему 'Национально-государственные отношения в России в период революций, Гражданской войны и воссоздания государства (Сибирь, Северный Кавказ, Украина)'

Национально-государственные отношения в России в период революций, Гражданской войны и воссоздания государства (Сибирь, Северный Кавказ, Украина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
718
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONALITY / STATE / TERRITORIES / SIBERIA / NORTH CAUCASUS / UKRAINE / НАЦИОНАЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВО / ТЕРРИТОРИИ / СИБИРЬ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Михаил Сергеевич, Новиков Сергей Валентинович

В статье рассмотрен опыт развития национально-государственных отношений на территории Российской империи первой четверти XX в. и решение вопроса о сохранении территориальной целостности многонационального и поликонфессионального государства, не потерявший значимости для современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nation-state relations in Russia during the Revolution, the Civil war and reconstruction of the state (Siberia, North Caucasus, Ukraine)

The article describes the experience of the national-state relations on the territory of the Russian Empire in the first quarter of XX century. And the question of preserving the territorial integrity of the multiethnic and multi-confessional state, has not lost relevance to the present-day Russia.

Текст научной работы на тему «Национально-государственные отношения в России в период революций, Гражданской войны и воссоздания государства (Сибирь, Северный Кавказ, Украина)»

УДК 930+351/354+328+329

М. С. НОВИКОВ С. В. НОВИКОВ

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ВОССОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА

(СИБИРЬ, СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ, УКРАИНА)_

В статье рассмотрен опыт р азв ития н ационально-государственных отношений н а территории Российской империи первой четверти XX в. и решение вопроса о сохранении территориальной целостности многонационального и поликонфессионального государства, не потерявший значимости для современной России.

Ключевые слова: н ациональности, государство, территории, Сибирь, Северный Кавказ, Украина.

В начале XXI в. многие историки, политологи и социологи, анализируя национально-государственную политику руководства нашей страны, приходят к мысли, что на всех этапах её развития имело место не курс на русификацию, а реализация мер по сохранению территориальной целостности страны. Проблема рассмотрена на материалах Сибири, Северного Кавказа и Украины.

Одной из причин бескризисного развития Российской империи явилась реализация оформленной Сводом законов 1832 г. политики веротерпимости с доминированием общеимперских династических и сословных принципов над этнорелигиозными и языковыми и включением представителей национальной элиты в правящую элиту. При этом Российская империя по этническому составу на протяжении всей своей истории была государством европейским.

В конце XIX в. русское население империи составило 72, 5%. Кроме русских гражданами России были: финны — 6,6 %, поляки — 6,3 %, литовцы — 3,9 %, евреи — 3,4 %, татары — 1,9 %, башкиры — 1,5 %, немцы — 1,3 %, шведы — 0,4 %, киргизы 0,2 %, калмыки — 0,1 %, греки — 0,06 %, болгары — 0,05 %, армяне — 0,05 %, прочие — 1,74 % [1].

Династия не противодействовала сохранению и развитию национальных особенностей проживающих на территории страны народов (табл. 1).

Из приведенных в табл. 1 данных следует, что Россия конца XIX — начала XX в. не была ни колониальной империей, ни «тюрьмой народов».

Социально-экономическое развитие различных территорий вызвало рост капиталистических отношений. Как следствие, введение нерусских элит в правящий класс уже не способствовало сохранению целостности государства:

— о своих экономических и политических претензиях заявила национальная буржуазия Польши, Финляндии, Украины, Закавказья. В отличие от русской она видела решение стоящих перед страной

и её национальными частями проблем в федерализации или в отделении от империи;

— реалией стала национальная интеллигенция, являющаяся проводником национальных идей среди населения. Наблюдается рост национальных газет и журналов, а количество национальных общественных движений превышает количество русских;

— большое влияние на состояние национальных отношений начала оказывать геополитическое ситуация. Проблема дала о себе знать в годы Первой мировой войны, к участию в которой были привлечены финны, белорусы, поляки, малороссы, народы Кавказа. Полиция и жандармерия обнаружили факты прогерманской и протурецкой пропаганды;

— негативно народами Сибири, Алтая, Казахстана была воспринята передача земель в пользование переселенцам из Европейской России. Недовольство коренного населения поддержала часть феодальной верхушки.

Так, требования народов России, создавших национальную печать и общественно-политические организации стали частью революционного движения. То есть явились одной из причин революции [2, с. 164- 165].

Обратимся к национальным отношениям и национально-государственному строительству обозначенного исторического периода, поочередно обращаясь к истории Сибири, Северного Кавказа, Украины.

После свержения династии Романовых Бурятское национальное движение вело борьбу за автономию. В апреле 1917 г. состоялся I Общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Съезд принял «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии». Документ, являвшийся проектом автономии с широкими правами в области внутреннего законодательства, административного управления, судопроизводства, охраны порядка, здравоохранения, образования, духовной культуры.

Таблица 1

Конфессиональный состав учащихся мужских и женских гимназий в конце XIX в.

Доля конфессии в населении России Конфессия учащихся Мужчины Женщины

70 % Православные 63,2 % 76 %

8,9 % Католики 11,2 % 5,8 %

2 % Лютеране 14,8 % 7,1 %

3,2 % Иудеи 5,2 % 8,3 %

8,7 % Магометане 1,2 % -

7,2 % Прочие 4,4 % 2,8 %

Составлено авторами по материалам: Сапунов Б. В. Национальный вопрос в Российской империи. URL: http://sir35.narod.ru/Sapunov/Nq_703.htm (дата обращения: 08.02.2016).

Делегатами съезда был создан Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В конце 1917 — начале 1918 г. формирование национальной автономии у бурят сопровождалось политической борьбой Бур-нацкома с органами революционной власти — Советами. В марте-апреле 1918 г. состоялся III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и инородцев Забайкальской области. Съезд признал национальные права бурятского народа, сохранив национальное самоуправление. Летом и осенью 1918 г. бурятские националисты поддержали атамана Г. М. Семенова, а затем и А. В. Колчака. В ноябре 1918 г., в результате слияния Бурнацкома с бурятским отделом Правительства Забайкальской области, была создана Бурятская национальная дума. К началу 1919 г. бурятские националисты достигли своих целей — официального признания лидерами белого движения органов самоуправления. Следующий этап национального движения (1919— 1922 гг.) связан с попытками бурятских националистов добиться права на самоопределение. В качестве идеологического обоснования был выдвинут панмонголизм с идеей создания «Велико-Монгольского государства». В марте 1920 г. в Дальневосточной республике (ДВР) группа автономистов образовала Временный общебурятский национальный комитет, лояльный к Конституции ДВР. По Конституции ДВР районы, занятые бурятами (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), получали статус Бурят-Монгольскую АО (БМАО) с правами в области судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной деятельности [3, 4].

До революции горская интеллигенция решение национальных проблем видела только в составе России. Автономное «самоуправление» теоретически допускалось лишь в «исключительных обстоятельствах». Падение царского режима явилось таким «исключительным обстоятельством». 5 марта 1917 г. был создан Союз объединенных горцев и созван Съезд народов Северного Кавказа. Члены «Союза» участвовали в создании органов Временного правительства на местах. Признание автономии связывалось с созывом Учредительного собрания. Но исламские деятели Чечни и Дагестана решили восстановить на Северном Кавказе шариатское государство.

Национальный вопрос теперь дал о себе знать как проблема взаимоотношения горских народов с казаками. Это во многом предопределило характер

национально-государственного строительства на Северном Кавказе в последующее время. Именно для решения национального вопроса, ставшего причиной вооруженного конфликта, был созван I Съезд народов Терека. Со съезда началась большевизация края и создание органов Советской власти. II Съезд народов Терека (февраль — март 1918) принял Советскую власть и Закон о социализации земли. Съезд избрал Терский Народный Совет (с представительством от народов, населяющих республику) и Совет Народных Комиссаров. Как следствие, возникает противостояние между СНК Терской республики и Терско-Дагестанским правительством. Терский СНК своим декретом объявляет «все декреты и распоряжения, издаваемые т.н. Терско-Дагестанским правительством», недействительными. Последнее предпринимает шаги для укрепления своих позиций. В апреле 1918 г. терско-дагестанское руководство обращается к странам Европы с просьбой о признании государственной независимости. А 11 мая 1918 г. была принята «Декларация об объявлении независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана» (Горской республики) и её признании Оттоманской Турцией и Германией. 13 мая 1918 г. правительство Горской республики направило правительству РСФСР ноту об отделении ее от России. В протесте от 15 мая СНК РСФСР отказало в признании Горской республики, мотивируя отказ тем, что народы, проживающие на этой территории, на своих национальных съездах высказались за неразрывную связь с РСФСР. Большевики усилили пропаганду и агитацию среди горских народов. В мае 1918 г. III съезд Советов по докладу Чрезвычайного комиссара Юга России Г. К. Орджоникидзе заявил об образовании в качестве составной части РСФСР Кубано-Черноморской Советской Республики. В это же время был поставлен вопрос о создании на Северном Кавказе единой Советской республики. В июле 1918 г. на I Северо-Кавказском краевом съезде Советов было принято решение о слиянии Кубано-Черноморской и Ставропольской советских республик в Северо-Кавказскую. Терская Советская республика оставалась независимой [5].

К этому времени страна оказалась втянутой в Гражданскую войну. На ситуацию на Северном Кавказе влияли события на Волге, Дону и Кубани, интервенция Антанты в Закавказье. Оккупация Северного Кавказа Добровольческой армией в фев-

рале 1919 г. положила конец Терской и Горской республикам. Фактом стало и то, что идея независимой государственности была обречена на неудачу в связи с отсутствием какой-либо социальной базы для реализации этой независимости.

Имевшая место на территории бывшей Российской империи ситуация возникла в связи с принятием СНК «Декларации прав народов России» (ноябрь 1917 г.), провозгласившей:

— суверенность и равенство народов России, свободное развитие национальных меньшинств;

— право народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

На основе «Декларации» в декабре 1917 г. получило независимость княжество Финляндское. Польша, Финляндия, Прибалтика, с подачи стран Антанты, стали играть роль «санитарного кордона», отделяя их от Советской страны. В ноябре 1917 г. национальную автономию получают все без исключения народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири. При этом в «Декларации» не были должным образом выписаны контуры (унитарное или федеративное) будущего государства. «Федерация» представлялась всего лишь этапом на пути к ликвидации национальных различий и мировой революции. Конституция РСФСР 1918 г. узаконила национально-территориальную федерацию. С лета 1918 г. в РСФСР идет создание национальных автономий (республик и областей). Народы, населяющие территории распадающегося Российского государства, в годы Гражданской войны использовали «Декларацию прав народов России». Имело место создание более 80 национально-государственных образований (иногда это только правительства) [6, с. 7].

Для истории сохранения территориального единства государства интерес представляет опыт СНК РСФСР и Коммунистической партии. По мере упрочения власти советские руководители придерживались четкой линии в национально-государственном строительстве, реализовывая две взаимодополняющие схемы государственного строительства:

— в 1918— 1922 гг. народы, компактно проживающие рядом с великорусскими регионами, получили автономию в составе РСФСР (на 1920 г. 20 автономий, среди них: Башкирская, Татарская, Дагестанская, Киргизская, Туркестанская и др. республики; Чувашская, Марийская, Удмуртская и др. области.);

— одновременно с РСФСР в годы Гражданской войны создаются государства советского типа на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии и др. Они не входят в РСФСР и не подчинены решениям СНК, но их лидеры привержены Коммунистической партии [6, с. 8].

Советская власть установилась на востоке и юге Украины в декабре 1917 — феврале 1918 г. В это время были созданы: Украинская Народная Республика Советов (Восточная Украина), Донецко-Криворожская Советская Республика, Одесская Советская Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды (позже Крымская Советская Социалистическая Республика). 17—19 марта 1918 г. они объединились в Украинскую Советскую Республику (УСР) со столицей в Харькове и правительством — Народный Секретариат. УСР находилась в составе Советской России. Но весной 1918 г. её существование было прекращено немецкой оккупацией. По окончанию Мировой и в результате Советско-польской войны Украина вновь стала советской. Провозглашение Украинской Социалистической Советской Республики (УССР) произошло 10 марта 1919 г. на III Все-

украинском съезде Советов в Харькове. Новое государство приняло свою первую Конституцию. В 1919- 1920 гг. на территории УССР шла Гражданская война с участием большевистских, украинских, белогвардейских, польских и других военных формирований. Советская власть была установлена на основной территории УССР к концу 1920 г. Статус советских самостоятельных автономий имели: Бессарабская Советская Социалистическая Республика (май-сентябрь 1919) и Галицийская Советская Социалистическая Республика (июль-сентябрь 1920). Но по Рижскому договору 1921 г. они были отторгнуты от УССР. По окончанию Гражданской войны на территории бывшей Российской империи в качестве независимых советских государств существовали: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР.

В 1920-1921 гг. республики устанавливают военный и хозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли, финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почт и телеграфов). В 1922 г. заключен дипломатический союз — подписан протокол о передаче РСФСР прав по защите интересов советских республик, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений. Власть в республиках принадлежала национальным компартиям [6, с. 8].

Исторически сложившееся разделение труда, экономическая взаимосвязь регионов делали объединение неизбежным. К тому же осознание принадлежности к единому государству превалировало в настроениях народов бывшей Российской империи. Дала о себе знать общность исторических судеб: миграции, перемешивание населения, смешанные браки, преимущественно мирная колонизация в России.

В руководстве партии существовали различные подходы к принципам построения единого многонационального государства.

Комиссия Политбюро ЦК утвердила проект «автономизации», предложенный И. В. Сталиным — включение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономий. В. И. Ленин, резко раскритиковал этот подход. Он считал, что республики должны на принципах федерации создать добровольный Союз при полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из государственного союза. Что и было сделано.

30 декабря 1922 г. I Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами — с правом свободного выхода из Союза (к сожалению, порядок выхода не был прописан).

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, его делегаты избирались местными Советами (1 делегат от 25 тыс. городских жителей и 1 делегат на 125 тыс. сельских жителей). В период между съездами работал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов — он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Во главе ЦИК стоял руководящий орган -Президиум. Исполнительным органом ЦИК СССР стал СНК (правительство во главе с В. И. Лениным) [2, с. 170; 7].

Новая государственность являлась живым развивающимся организмом, и в устройстве РСФСР и СССР происходили изменения. В 1922 г. в результате объединения бурятских аймаков Иркутской губернии создана Бурят-Монгольская АО в составе РСФСР. После ликвидации ДВР был начат процесс создания общебурятской автономии. 30 мая 1923 г. постановлением ЦИК СССР автономной области бурят-монголов объединены в Бурят-Монгольскую АССР, в рамках которой буряты получили право на реализацию национально-культурной автономии в составе РСФСР [2, с. 170]. В 1924 г. на месте упразднённой Горской АССР созданы Ингушская и СевероОсетинская автономные области (1924), Карачаевская (1926) и Черкесская (1928) АО. Существовавшая с 1922 г. в Краснодарском крае Адыгейская (Черкесская) АО в 1928 г. была преобразована в Адыгейскую АО. При размежевании на Северном Кавказе земли с преобладанием славянского населения получили казачью автономию в рамках Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечни. (В начале I пятилетки стали частью Чечни и Северной Осетии.) [5]. Так, к 1930 г. в РСФСР помимо автономных республик и областей было создано 33 национальных района, 110 национальных волостей, 2930 национальных сельсоветов. В Сибири и на Дальнем Востоке создавались родовые советы и туземные исполкомы. Подобного рода размежевание имело место в союзных республиках СССР. С точки зрения ВКП(б), этот подход представлял наиболее полные возможности для экономического, политического и культурного развития наций и народностей [2, с. 170].

В 1924 — 1925 гг. было проведено национально-административное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР.

В 1929 г. было заявлено о создании Таджикской ССР (ранее Таджикистан являлся частью Узбекской ССР). Похожие процессы имели место и в других республиках. Так, в 1924 г. в составе УССР было создано новое автономное образование — Молдавская АССР.

Так, большевикам удалось собрать в единое государство большую, без Польши, Финляндии, Прибалтики и Бессарабии, часть территории Российской империи [6, с. 8]. Современные исследователи оценивают национальную политику большевиков в связи с модернизацией России и спецификой ее цивили-зационного развития, отмечая, что «модернизация российской цивилизации по своей сущности не была вестернизацией, страна нашла собственный рецепт осовременивания политики государства в отношении народов России, при сохранении и развитии их куль-

турного своеобразия, обеспечивший широкое участия этнических элит в управлении своими народами и включивший массы в политические процессы» [8, с. 149].

Возникшей в результате событий первой четверти XX в. национальной элите центральным руководством были предоставлены права на управление национальными регионами. Взамен национальная элита гарантировала «центру» политическую и идеологическую лояльность.

Библиографический список

1. Переписи населения всероссийские и локальные. URL: http://irkipedia.ru/content/perepisi_naseleniya_vserossiyskie_ i_lokalnye_istoricheskaya_ enciklopediya_sibiri_2009 (дата обращения: 30.01.2017).

2. Новиков М. С. Народы России и национально-государственное строительство в XV1 — XX вв.: курс лекций по истории для непрофильных специальностей. Омск: ИП Макшеевой Е. А.,

2013. С. 159-173.

3. Сушко А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Ленанд,

2014. 376 с. ISBN 978-5-9710-0874-3.

4. Сушко А. В. К вопросу о роли бурят-монгольского национализма в панмонгольском движении // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2008. № 2. С. 73-79.

5. Национально-государственные процессы на Северном Кавказе в 1917-1919 гг. URL: http: // kvkz.ru/history/2562-nacionalno-gosudarstvennye-processy-na-severnom-kavkaze-v-1917-1919-gg.html (дата обращения: 26.12.2016).

6. Новиков С. В. Национальные проекты левых партий на переломе эпох: от программных положений к практике большевизма. Конец XIX — первая четверть XX века // Омский научный вестник. Сер. Общество, история. Современность. 2014. № 1 (125). С. 5-8.

7. Наша Родина - СССР. URL: http://www.cccp-gw.su/ USSR (дата обращения: 8.02.2017).

8. Сушко А. В., Нехаев А. В. Теории национализма и историческая наука: партикуляризм vs универсализм // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 142- 152.

НОВИКОВ Михаил Сергеевич, аспирант кафедры «Отечественная история». Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Управление развитием образования». Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2017 г. © М. С. Новиков, С. В. Новиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.