Научная статья на тему '«СОВЕТЫ… ПРИВОДЯТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ»: КОРОТКИЙ ОПЫТ ЕВРЕЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ СИБИРИ'

«СОВЕТЫ… ПРИВОДЯТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ»: КОРОТКИЙ ОПЫТ ЕВРЕЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евреи / Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ) / колхозы / сельскохозяйственная колонизация / Тюмень / Jews / Society for Settling Working Jews on the Land (OZET) / Jewish agricultural colonization / collective farm / Tyumen

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клюева Вера Павловна

Анализируется практика создания еврейских колхозов на территории Тюменского округа Уральской области. Показана попытка изменения стереотипных представлений о евреях. Делается вывод о нежизнестойкости национальных колхозов из-за смены вектора государственной политики и отсутствия навыков ведения сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE SOVIETS... LEAD THE JEWISH PEOPLE TO AGRICULTURE”: THE BRIEF EXPERIENCE OF JEWISH AGRICULTURAL COLONIZATION IN SOVIET SIBERIA

The article is devoted to the activities of the Tyumen branch of OZET, a public organization operating in the USSR in the 1920-1930s. OZET set its goal to create Jewish collective farms in most regions of the country. The main areas of work of the Tyumen branch consisted of assistance in the resettlement of Jews to collective farms; countering anti-Semitic views, and supporting migrants leaving for Birobidzhan. In Tyumen, the initiators of the creation of the OZET cell were authoritative leaders of the Jewish (Judaic) community. A network of small cells and organizations was created throughout the Tyumen district. For the Jewish community of Tyumen, participation in the all-Union organization became a way of adapting to new social and political conditions and a way of consolidating the community. The activity of the Tyumen OZET aroused a wary attitude on the part of the Soviet (party) authorities, which quickly established complete control over the activities of the department. Tyumen OZET existed from 1928 to 1930. The experience of creating Jewish collective farms was unsuccessful; they were merged with larger collective farms, where Jews found themselves in the minority.

Текст научной работы на тему ««СОВЕТЫ… ПРИВОДЯТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ»: КОРОТКИЙ ОПЫТ ЕВРЕЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ СИБИРИ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 112-117. УДК 94(57)(=411.16)

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(3).112-117

В. П. Клюева

«СОВЕТЫ... ПРИВОДЯТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ»: КОРОТКИЙ ОПЫТ ЕВРЕЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

В СОВЕТСКОЙ СИБИРИ

Анализируется практика создания еврейских колхозов на территории Тюменского округа Уральской области. Показана попытка изменения стереотипных представлений о евреях. Делается вывод о нежизнестойкости национальных колхозов из-за смены вектора государственной политики и отсутствия навыков ведения сельского хозяйства.

Ключевые слова: евреи; Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ); колхозы; сельскохозяйственная колонизация; Тюмень.

В первые советские десятилетия существовали разнообразные проекты по включению еврейского населения в состав «равноправных советских народов». И не последнее место в них занимали планы по приобщению к сельскохозяйственному труду. Актуализация земледельческой тематики объясняется рядом причин. С одной стороны, здесь присутствует «желание «нормализировать» еврейское население с целью уничтожения (с точки зрения идеологов аграризации) социальной причины антисемитизма - занятости евреев в «нетрудовом» хозяйстве. С другой стороны, проявляется стремление к возрождению библейских и талмудических идеалов, где сельское хозяйство подаётся как самый почётный труд» [1, с. 83]. Реализация этих планов повлекла за собой возникновение сельхозартелей и кооперативов в разных районах страны: от Крыма и до Дальнего Востока (см. об этом подробнее: [2-5; 6, с. 216-250]).

Во второй половине 1920-х гг. «для оказания содействия еврейскому населению в использовании возможности устраиваться на земле наравне с другими национальностями» (цит. по: [3, с. 52]) создаётся Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР (КомЗЕТ). В январе 1925 г. образовано Общество землеустройства еврейских

трудящихся (ОЗЕТ). Впоследствии оно несколько раз меняло своё название, но аббревиатура оставалась прежней [7, с. 295]. Основной целью ОЗЕТа объявлялось содействие перехода трудящихся евреев на сельскохозяйственный труд, а также укрепление и развитие среди них трудового земледелия1. Отделения ОЗЕТа стали открываться и там, где не было мест компактного проживания евреев, в том числе и в Сибири.

Сибирь как вариант расселения евреев из черты оседлости рассматривался ещё в 1830-е гг. [8, с. 77-82; 9]. Однако эксперимент оказался неуспешным. Спустя столетие речь уже шла не о том, чтобы евреи приезжали из европейской части страны, а о переселении сибирских горожан в сельскую местность.

Вероятно, первым сибирским городом, где началось приобщение горожан к сельскохозяйственной деятельности, стал Омск. В 1918 г. в городе возник еврейский кооператив «Земля и труд», ставивший целью удовлетворение «хозяйственных и культурных нужд бедного населения». В мае 1927 г. состоялось учредительное собрание трёх товариществ по обработке земли - «Равенство», «Труженик» и «Самодеятель», которые в январе 1928 г. объединились под общим названием «Равенство» [10, с. 53, 58].

Следующей локацией, где появилось отделение общества землеустроения, стал

© Клюева В. П., 2024

Тюменский округ Уральской области. Центральное правление ОЗЕТ отмечало трудности, с которыми сталкиваются организаторы местной ячейки. «Вопрос об организации здесь (речь идёт о Тюмени, Ялуторовске и Камышлове. - В. К.) отделения ОЗЕТ по инициативе местных работников встречает специфические препятствия, характерные для всякой глухой провинции, и для Сибири, в частности. Каждый боится взять на себя ответственность, чтобы выступить публично за проведение странной общественной работы, о которой сибирская советская общественность даже не слышала»2. Страхи местных организаторов объяснялись "национальным характером" работы и тем, что ею занимались беспартийные, поэтому такая «работа.. , о которой местные партийные и советские органы не имеют никакого понятия, ...провожается подозрительным взглядом, часто вредным для обыкновенного маленького человека»3.

К этому времени в Тюмени проживало около 300 евреев (130 семей) разных социальных и политических статусов. Среди них были не только кустари, торговцы и врачи, но и советские работники, в том числе «партийные товарищи»4.

Основную роль в создании Тюменского отделения сыграла инициативная группа из семи человек, трое из которых входили в состав правления иудаистской общины города (И. Л. Альтшуллер, М. С. Каган и А. С. Аль-терман). И. Л. Альтшуллер, инициатор проекта, занимавший видное место в жизни сообщества ещё до событий 1917 г., к моменту создания ОЗЕТ был старостой синагоги. В создании отделения активное участие принимали наиболее авторитетные евреи города.

Тюменское окружное отделение было учреждено 4 марта 1928 г.5 Перед первым собранием инициативная группа распространила обращение, где говорилось: «Советы дали политическое равноправие всем нациям в 1917 г., а теперь приводят еврейский народ к земледелию, предоставляя землю в СССР для евреев. Соввластью даётся земля, нужно только желание нашего народа её обрабатывать. Все, кто понимает, что земледелие и приспособление к нему ремесла и промыслов, есть действительное оздоровление еврейского народа, тот войдет в организован-

ное общество - Еврейского землеустройства "ОЗЕТ"»6. Авторы обращения прямо заявляют, что это попытка сломать сложившийся стереотип: «До революции было развито мнение, что еврейский народ далек от производительного труда, от земли, а может только заниматься торговлей»7.

На первое собрание собралось 87 человек. Тогда же было избрано оргбюро и начаты переговоры с административными органами о выделении земельного участка для организации еврейских земледельческих по-селений8. Затем ячейка ОЗЕТ появилось в Ялуторовске9.

В ноябре 1928 г. в тюменское отделение входило 111 членов, из них в Тюмени - 91, по Ялуторовску - 20 человек. Из них 100 евреев и 11 неевреев. Среди них было 8 членов партии и 5 комсомольцев, остальные беспартийные. К январю 1929 г. структура отделения изменилась. В Тюмени уже было 127 членов (102 муж. и 25 жен.), из них 94 еврея и 33 нееврея10. К марту того же года число неевреев - членов тюменского ОЗЕТ увеличилось до 661, а число евреев, наоборот, снизилось до 73 человек за счёт исключения из общества «непролетарского элемен-та»11. Одной из особенностей тюменского отделения ОЗЕТ стало существование татаро-башкирской ячейки, состоящей из 60 членов12. Уменьшение доли евреев в отделении было следствием требований увеличения пролетарского элемента в организации. «Еврейское население Тюмени очень небольшое, а рабочих оно имеет в своём составе ничтожное количество, поэтому за счёт еврейской общественности нельзя было ни особенно развернуться, ни пролетаризировать ряды ОЗЕТа. ... Национальный состав всей окружной организации в настоящий момент /январь 1929 г./ таков, что евреи составляют 12-15 %, остальные русские и др.»13.

Сразу после своего оформления в тюменском ОЗЕТ началась работа по отбору семей, решивших заняться земледельческим трудом. Уже 28 марта 1928 г. оргбюро сообщает Центральному правлению ОЗЕТ о существовании группы из 10 человек, «ликвидировавших своё торговое дело» и готовых заняться сельским хозяйством . В мае 1928 г. в ст. Маслянской Ишимского района был организован колхоз «Энергия», прикре-

плённый к Уралоблозету. В марте 1929 г. там трудилось четыре семьи, в их распоряжении находилось два собственных дома, 80 голов дойного скота, трактор и несколько сотен гектаров земли15.

В мае 1929 под Ялуторовском создан ещё один еврейских колхоз, названный «ОЗЕТ» и расположенный в 12 вёрстах от Ялуторовска. Его организаторами стало восемь семей. Среди них 4 бывших торговца, и 4 бывших служащих16.

Однако развитие сельскохозяйственной колонизации было связано с разнообразными проблемами и препятствиями. Так, будущие колхозники просили выделить им землю Ульяновской заимки (в 8 вёрстах от города от Тюмени), а получили земли Голубихин-ского участка (расположенного в 180 вёрстах). Переселенцы, будучи горожанами, конечно же, не хотели уезжать так далеко. Кроме этого, им зачастую приходилось переезжать в колхоз, находящийся в другом округе. Например, ялуторовчан переселяли в колхоз «Энергия» Ишимского округа, хотя под Ялуторовском существовало два еврейских колхоза: «ОЗЕТ» и «Труд евреев».

Также возникали финансовые трудности при реализации программы переселения. Для обустройства на новом месте людям нужны были ссуды, помощь в приобретении сельхо-зинвентаря, налоговые льготы. Тюменское отделение ОЗЕТ несколько раз запрашивало помощь у Центрального правления, но получали отрицательные ответы: «в смете... не предусмотрены расходы на кредитование расселенцев, получающих наделы внутригу-бернским путём. . Переселенцам может быть оказана лишь помощь в общественном порядке - путём медицинского, культурного и юридического обслуживания»17.

Скрытое противодействие оказывали и местные власти, что объясняется широким распространением антисемитских настроений. Так, при распространении лотерейных билетов ОЗЕТа в Ялуторовске местный коммунист, заворготделом селькредсоюза Моргунов заявил: «Я такой нации не хочу помогать» . Вопросы антисемитизма постоянно поднимались и на собрании тюменской организации: «выступившие в прениях тт. Каган, Френкель и Пац отметили существование антисемитизма Тюмени, в частности, в шко-

лах. И обращают внимание собрания на необходимость принятия мер со стороны ОЗЕТа и широкой общественности к усилению борьбы с позорным прошлым» . На рубеже 1929-1930-х гг. борьба с антисемитизмом становится одной из основных составляющих в деятельности организации.

Активность тюменского ОЗЕТа вызывала настороженное отношение со стороны местных властей. Уже на следующий год после его создания из правления были выведены беспартийные члены. По сути, был установлен полный контроль за деятельностью отделения со стороны партийных органов. Даже само общество переехало в здание окружко-ма ВКП(б).

16 ноября 1929 г. Центральное правление ОЗЕТ провело заседание, во время которого обсуждалось положение, сложившееся в еврейских колхозах Омской области, вследствие злоупотреблений во время чисток (см. подробнее: [10, с. 61-63]). И в январе 1930 г. Центральным правлением было сделано заявление, в котором утверждалось: «при проводимой в настоящее время сплошной коллективизации нецелесообразно организовывать отдельные еврейские колхозы в местностях, где нет компактных масс еврейской бедноты и где не ведется работа по заселению этой беднотой сплошных земельных массивов.»20. С этого момента начинается сворачивание еврейских колхозов и их переориентация на вненациональные хозяйства.

Точная дата ликвидации Тюменского окружного отделения ОЗЕТ не известна, в марте 1930 г. ячейки ОЗЕТ продолжали работать. Существовать им оставалось считанные месяцы.

Попытки создания еврейских сельскохозяйственных поселений в разных районах страны реализовывались с разной долей успешности. Для Сибири, где еврейское население в основном состояло из горожан, и численность городских общин была невелика, колхозы, созданные по национальному принципу, не имели ресурсов жизнестойкости из-за отсутствия навыков ведения сельского хозяйства, а также из-за смены государственной политики в «еврейском вопросе». Переориентация на создание «еврейского национального анклава» в Биробиджане на Дальнем Востоке, а также вытеснение из

состава ОЗЕТа «нетрудового элемента» привело к тому, что созданные хозяйства были включены в составы более крупных колхозов. Для городской общины Тюмени создание окружного отделения стало способом адаптации к новым социальным и политическим условиям, и, возможно, ещё одним способом консолидации общины.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 26. Л. 2.

2 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9498. Оп. 1. Д. 133. Л. 75-76.

3 Там же.

4 Там же. Л. 75-75 об.

5 ГАТО. Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 6. Л. 18-20.

6 Там же. Д. 17. Л. 3.

7 Там же.

8 Там же. Л. 9-10.

9 ГАТО. Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 6. Л. 5 об.

10 Там же. Д. 9. Л. 11-11 об., 17.

11 Там же. Д. 24. Л. 18.

12 Там же. Д. 6. Л. 19.

13 ГАРФ. Ф. Р-9498. Оп. 1. Д. 133. Л. 18.

14 ГАТО. Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 5. Л. 16-16 об.

15 Там же.

16 ГАРФ. Ф. Р-9498. Оп. 1. Д. 133. Л. 20.

17 Там же. Л. 70.

18 «Такой нации не хочу помогать» // Красное знамя. - 1928. - 21 марта.

19 Там же. Д. 6. Л. 8.

20 Там же. Д. 24. Л. 13-14.

ЛИТЕРАТУРА

1. Могаричев К. Ю. «Наш новый советский Сион»: проекты и попытки создания еврейской национально-территориальной единицы в Крыму (1920-1940-е гг.). - Симферополь : Антиква, 2021. - 272 с.

2. Филимонов А. В. Землеустройство евреев в Псковском крае в 1920-е годы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. - 2023. - Т. 23, вып. 2. -С. 265-275. - DOI: 10.18500/1819-4907-2023-23-2-265-275.

3. Сучкова Е. Содействие Агро-Джойнта земледельческой колонизации евреев в Украине // Труды по еврейской истории и культуре. - М. : Пробел-2000, 2014. - С. 50-60.

4. Романова В. В. Реализация «биробиджанского проекта» и зарубежное еврейство (конец 1920 -1930-е гг.) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2011. - № 1 (29). - С. 40-49.

5. Сарабеев В. Ю. Деятельность Пермского районного отделения Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев «ОЗЕТ» в 1930-е гг. (по документам Государственного архива Пермского края) // Ноябрьские историко-архивные чтения в Пермском партархиве 2021. - Пермь : Медиа-холдинг «Уральский Рабочий», 2022. - С. 577-590.

6. Агапов М. Г. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-е - 1930-е гг. - Тюмень : Вектор Бук, 2011. -324 с.

7. Смирнова Т. М. ЛенОЗЕТ конца 1920-х гг. в зеркале статистики // Евреи России, Европы и Ближнего Востока: история, культура и словесность. - СПб. : Петербургский институт иудаики, 2019. - С. 295-302.

8. Шайдуров В. Н. Евреи, немцы, поляки Западной Сибири XIX - начала ХХ в. - СПб. : Невский институт языка и культуры, 2013. - 260 с.

9. Баркусский И. В. Переселение евреев в Сибирь в 1835-37 годах и его ближайшие последствия // Евреи в социокультурном пространстве Тюмени и региона. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2013. - С. 25-34.

10. Герасимова В. А . Советизация сибирского еврейства: случай Омска // Советская гениза: новые архивные разыскания по истории евреев в СССР. Т. 1. - Бостон : Academic Studies Press ; Санкт-Петербург : БиблиоРоссика, 2020. - С. 27-108.

Сведения об авторе

Клюева Вера Павловна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Тобольская комплексная научная станция УрО РАН (Тобольск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 626152, Россия, Тобольск, ул. Академика Ю. Осипова, 15

E-mail: [email protected]

SPIN-код РИНЦ: 8032-8658; AuthorlD: 155526

ОКСЮ: 0000-0001-5594-3952

WoS ResearcherlD: AAQ-5208-2020

SciProfiles: 3019686

Информация о статье

Дата поступления 5 апреля 2024 г.

Дата принятия в печать 12 августа 2024 г.

Для цитирования

Клюева В. П. «Советы... приводят еврейский народ к земледелию»: короткий опыт еврейской сельскохозяйственной колонизации в советской Сибири // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 112-117. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(3).112-117.

V.P. Kliueva

"THE SOVIETS... LEAD THE JEWISH PEOPLE TO AGRICULTURE": THE BRIEF EXPERIENCE OF JEWISH AGRICULTURAL COLONIZATION

IN SOVIET SIBERIA

The article is devoted to the activities of the Tyumen branch of OZET, a public organization operating in the USSR in the 1920-1930s. OZET set its goal to create Jewish collective farms in most regions of the country. The main areas of work of the Tyumen branch consisted of assistance in the resettlement of Jews to collective farms; countering anti-Semitic views, and supporting migrants leaving for Birobidzhan. In Tyumen, the initiators of the creation of the OZET cell were authoritative leaders of the Jewish (Judaic) community. A network of small cells and organizations was created throughout the Tyumen district. For the Jewish community of Tyumen, participation in the all-Union organization became a way of adapting to new social and political conditions and a way of consolidating the community. The activity of the Tyumen OZET aroused a wary attitude on the part of the Soviet (party) authorities, which quickly established complete control over the activities of the department. Tyumen OZET existed from 1928 to 1930. The experience of creating Jewish collective farms was unsuccessful; they were merged with larger collective farms, where Jews found themselves in the minority.

Keywords: Jews; Society for Settling Working Jews on the Land (OZET); Jewish agricultural colonization; collective farm; Tyumen.

REFERENCES

1. Mogarichev K.Yu. «Nash novyi sovetskii Sion»: proekty i popytki sozdaniya evreiskoi natsional'no-territorial'noi edinitsy v Krymu (1920-1940-e gg.) [Our New Soviet Zion»: Projects and Creation Attempts of the Jewish National Territiorial Unit in Crimea (1920-1940s)], Simferopol', Antikva Publ., 2021, 272 p. (in Russian).

2. Filimonov A.V. Zemleustroistvo evreev v Pskovskom krae v 1920-e gody [ Landmanagement of Jews in the Pskov region in the 1920s]. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2023, vol. 23, iss. 2, рр. 265-275. DOI: 10.18500/1819-4907-2023-23-2-265-275. (in Russian).

3. Suchkova E. Sodeistvie Agro-Dzhointa zemledel'cheskoi kolonizatsii evreev v Ukraine [Assistance of "Agro-Joint" to Jewish Agricultural Colonization in Ukraine]. Trudypo evreiskoi istorii i kul'ture [Studies in Jewish History and Culture]. Moscow, Probel-2000 Publ., 2014, pp. 50-60. (in Russian).

4. Romanova V.V. Realizatsiya «birobidzhanskogo proekta» i zarubezhnoe evreistvo (konets 1920 - 1930-e gg.) [Realization of the "Birobidzhan project" and foreign jewry (late 1920s-1930s)]. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke [The Humanities and Social Studies in the Far East], 2011, no. 1(29), pp. 40-49. (in Russian).

5. Sarabeev V.Yu. Deyatel'nost' Permskogo raionnogo otdeleniya Vsesoyuznogo obshchestva po zemel'nomu ustroistvu trudyashchikhsya evreev «OZET» v 1930-e gg. (po dokumentam Gosudarstvennogo arkhiva Permskogo kraya) [Activities of the Perm regional branch of the All-Union Society for Land Arrangement of Working Jews «OZET» in the 1930s (according to the documents of the State archives of the Perm krai)]. Chernych A., Neganov S. (eds.). Noyabr'skie istoriko-arkhivnye chteniya v Permskom partarkhive 2021 [November historical and archival readings in the Perm Party Archive 2021], Perm, Ural'skii Rabochii Publ., 2022, pp. 577-590. (in Russian).

6. Agapov M.G. Istoki sovetsko-izrail'skikh otnoshenii: «evreiskii natsional'nyi ochag» vpolitike SSSR v 1920-e-1930-e gg. [Origins of Soviet-Israeli relations: the Jewish ational home in Soviet foreign policy in 1920-1930s], Tyumen, Vektor Buk Publ., 2011, 324 p. (in Russian).

7. Smirnova T.M. LenOZET kontsa 1920-kh gg. v zerkale [Statistics on the LenOZET in the 1920s]. Vovina V.G., Mel'tsin M.O. (eds.). Evrei Rossii, Evropy i Blizhnego Vostoka: istoriya, kul'tura i slovesnost'' [Jews of Russia, Europe and the Middle East: history, culture and literature]. Sankt-Peterburg, St. Petersburg institute of Jewish Studies Publ., 2019, pp. 295-302. (in Russian).

8. Shaidurov V.N. Evrei, nemtsy, polyaki Zapadnoi Sibiri XIX - nachala XXv. [Jews, Germans, Poles in Western Siberia in the 19th - 20th century], Sankt-Peterburg, Nevsky Institute of Language and Culture Publ., 2013, 260 p. (in Russian).

9. Barkusskii I.V. Pereselenie evreev v Sibir' v 1835-37 godakh i ego blizhaishie posledstviya [Relocation of Jews to Siberia in 1835-1837 and its immediate consequences]. Evrei v sotsiokul'turnom prostranstve Tyumeni i regiona [Jews in the sociocultural space of Tyumen and the region]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2013, pp. 25-34. (in Russian).

10. Gerasimova V.A. Sovetizatsiya sibirskogo evreistva: sluchai Omska [The Sovietization of Siberian Jewry: The Case of Omsk]. Estraikh G., Frenkel A. (eds.). Sovetskaya geniza: novye arkhivnye razyskaniya po istorii evreev v SSSR [The Soviet Genizah. New Archival Research on the History of Jews in the USSR], vol. 1, Boston, Academic Studies Press; Saint Petersburg, BiblioRossica Publ., 2020, pp. 27-108. (in Russian).

About the author

Vera P. Kliueva - PhD in Historical Sciences, Senior Researcher

Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Tobolsk, Russia)

Postal address: 15, Akademika Yu. Osipova ul.,

Tobolsk, 626152, Russia

E-mail: [email protected]

RSCI SPIN-code: 8032-8658; AuthorlD: 155526

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОRCID: 0000-0001-5594-3952

WoS ResearcherlD: AAQ-5208-2020

SciProfiles: 3019686

Article info

Received April 5, 2024

Accepted August 12,2024

For citations

Kliueva V.P. "The Soviets... Lead the Jewish People to Agriculture": the Brief Experience of Jewish Agricultural Colonization in Soviet Siberia. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 3 (43), pp. 112-117. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11(3). 112-117 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.