Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 238-243. DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-238-243
УДК 908:94(571.621)
«РАСТЕТ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БИРОБИДЖАН»: ДВЕ ВЫСТАВКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЕВРЕЙСКОМУ ХОЗЯЙСТВЕННОМУ И КУЛЬТУРНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В СССР, РАБОТАВШИЕ В МОСКВЕ И ЛЕНИНГРАДЕ В 1930-Е ГГ.
А.И. Иванов Центр «Петербургская иудаика» Европейского
университета в Санкт-Петербурге, ул Гагаринская 6/1, Санкт-Петербург, 191187, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена работа двух выставок, посвященных пропаганде советского проекта радикальной реконструкции социально-экономической структуры российского еврейства: «Биробиджан», работавшей в одном из павильонов московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в 1932-1933 гг., и «Евреи в царской России и в СССР», организованной еврейской секцией Государственного музея этнографии (ныне - Российский этнографический музей) в Ленинграде и открытой для посетителей с 1939 по 1941 гг. На основе анализа документов, сохранившихся в Научном архиве Российского этнографического музея, автор показывает, как работала советская пропагандистская машина, задействовавшая весь арсенал экспозиционных средств 1930-х гг. для демонстрации «достижений ленин-ско-сталинской национальной политики среди евреев СССР», главным из которых было признано создание Еврейской автономной области на Дальнем Востоке Советского Союза.
Ключевые слова: Биробиджан, Еврейская автономная область, КомЗЕТ, ОЗЕТ, национальная политика, пропаганда, музеефикация, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Государственный музей этнографии, Москва, Ленинград.
Образец цитирования: Иванов А.И. «Растет индустриальный Биробиджан»: две выставки, посвященные еврейскому хозяйственному и культурному строительству в СССР, работавшие в Москве и Ленинграде в 1930-е гг. // Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 238-243. DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-238-243.
Главным инструментом радикальной реконструкции социально-экономической структуры российского еврейства в Советском Союзе стал проект еврейской земледельческой колонизации и создания еврейских автономий сначала в Южной Украине и в Крыму, а затем в Биробиджанском районе Дальнего Востока СССР, где в мае 1934 г.
была учреждена Еврейская автономная область (ЕАО). Данный проект предусматривал организацию массового переселения евреев из местечек бывшей черты оседлости в еврейские административно-национальные районы Южной Украины и Крыма и в Биробиджан. Таким образом евреев, занятых преимущественно мелкой торговлей в
рамках традиционной экономики местечка, предполагалось превратить в крестьян или индустриальных рабочих и, в более широком смысле, по словам председателя ЦИК СССР М.И. Калинина, сформировать «здоровую советскую еврейскую национальность» [7]. В дальнейшем планировалось преобразовать ЕАО в Еврейскую советскую социалистическую автономную республику, переселив туда к концу 1937 г. 180 тыс. евреев [12]. По мнению М.И. Калинина, такая республика должна была стать «важнейшим, если не единственным, хранителем еврейской национальной культуры» [7] в СССР.
С целью мобилизации советских евреев на переход к производительному труду специально созданные структуры КомЗЕТ (Комитет по земельному устройству трудящихся евреев) при ЦИК СССР и ОЗЕТ (общество землеустройства трудящихся евреев) инициировали массовую агитационно-пропагандистскую кампанию. В 1930-е гг. по заказам ОЗЕТа советской журналистикой, литературой, живописью, театром и кинематографом была создана целая галерея монументальных образов еврейских рабочих и колхозников, покорителей крымских степей и биробиджанской тайги. Не менее важная роль была отведена различным выставкам, в том числе краеведческого и этнографического характера. Музеефикация достигнутых результатов, в особенности в области хозяйственного и культурного строительства в ЕАО, должна была придать всему еврейскому модерниза-ционному проекту в СССР вполне законченный, реализованный вид, научно подтвердить его воплощение в жизнь.
Первая крупная выставка такого рода, названная «Биробиджан», была открыта в одном из павильонов Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Горького в Москве в 1932-1933 гг. Она была подготовлена ОЗЕТом, которое к этому времени фактически монополизировало контроль над сферой производства репрезентаций еврейской жизни в СССР. Судя по документам, имеющимся в Научном архиве Российского этнографического музея (НА РЭМ) в Санкт-Петербурге, экспозиция «Биробиджан» была устроена по типу Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, развернутой в 1923 г. на территории Нескучного сада, который впоследствии стал частью ЦПКиО им. Горького (см. об этой выставке подробнее: [10]). Центральными экспонатами выставки стала продукция биробиджанских предприятий и колхозов, в том числе образцы риса, ржи, кукурузы, ячменя и других злаков, выращенных местными полеводами, банки кетовой икры, рыболовные сети, продукты смолокуренных заводов, коллекции полезных ископаемых из карьеров Биракана и Лондоко, модели сапожных колодок, мебель - всего 97 предметов [8, 9]. Кроме этого, на выставке экспонировались плоскостные материалы, размещенные на деревянных щитах, - фотографии местных предприятий, колхозов, передовиков производства, диаграммы роста населения, посевных площадей и промышленности Биробиджана, карты района, в том числе климатическая и почвенная, а также имелся щит с вырезками из местных еврейских газет и журналов [8, 9]. После закрытия вы-
ставки ее материалы были переданы в Центральный музей народоведения в Москве [1].
В целом биробиджанская выставка в ЦПКиО им. Горького должна была продемонстрировать достижения в области промышленного и культурного строительства за первую пятилетку и таким образом подтвердить готовность Биробиджанского района повысить свой статус до автономной области.
В 1934 г., когда Биробиджанский район был преобразован в ЕАО, известный востоковед Д.М. Позднеев, историк философии С.О. Грузенберг и заведующий отделом народов Белоруссии Государственного музея этнографии (ГМЭ; ныне - Российский этнографический музей) в Ленинграде А.К. Супинский выступили с инициативой о создании еврейской секции в этом музее (об образовании еврейской секции в ГМЭ см. подробнее: [6]). Однако из-за бюрократических проволочек еврейская секция при отделе народов Белоруссии ГМЭ начала работу только в 1936 г. Главная задача, поставленная руководством ГМЭ перед еврейской секцией, состояла в создании выставки, которая должна была наглядно продемонстрировать «достижения советской национальной политики за двадцать лет среди евреев» (об этой выставке в ГМЭ см. подробнее: [3-5]).
В 1937 г. к работе в ГМЭ был привлечен молодой этнограф И.М. Пульнер, который впоследствии возглавил еврейскую секцию и вместе с Д.М. Позд-неевым разработал «план (проект)» будущей выставки. В процессе ее создания название выставки неоднократно менялось: в документах НА РЭМ фи-
гурируют, например, «История ЕАО», «Социалистический Биробиджан», и только в начале 1939 г. было утверждено окончательное название — «Евреи в царской России и в СССР». Выставка открылась в залах ГМЭ только в марте 1939 г., когда проект еврейской земледельческой колонизации был практически свернут советским руководством. Поэтому не будет преувеличением отметить, что она, по сути, подвела итог еврейскому национально-культурному строительству в Советском Союзе и стала его своеобразным мемориалом.
Основной раздел выставки «Евреи в царской России и в СССР», посвященный ЕАО, тематически повторял биробиджанскую экспозицию в ЦПКиО им. Горького, но существенно превосходил ее по масштабам. В связи с тем, что во время биробиджанской экспедиции в апреле-июне 1937 г. сотрудникам еврейской секции ГМЭ не удалось собрать предметы материальной культуры евреев ЕАО, так как «за короткий срок, истекший со дня начала переселения евреев в область, не было создано ничего характерного и отличительного от предметов, бытующих у евреев Украины и Белоруссии (мест выхода переселенцев)» [11], экспозиционный репертуар основного раздела выставки был сформирован преимущественно из плоскостных материалов - живописных панно, фотографий, диаграмм, карт, а также макетов стандартных домов переселенцев и промышленных предприятий. Все это прекрасно вписывалось в общую канву советской пропаганды, репрезентировавшей ЕАО как «родину всех советских евреев», если не в настоящем, то в будущем, но из-за
недостатка этнографических материалов не обладало «национальной самобытностью». Данное обстоятельство было замечено многими посетителями выставки «Евреи в царской России и в СССР» и вызвало целый ряд критических замечаний в книге отзывов.
Сравнение выставок, посвященных еврейскому хозяйственному и культурному строительству в Биробиджане, работавших в ЦПКиО им. Горького и в ГМЭ, позволяет ответить на вопрос, как работала советская пропагандистская машина, использовавшая весь арсенал экспозиционных средств 1930-х гг. с целью «не только отражать настоящее и прошлое, но и строительство будущего на основе линии коммунистической партии» [13].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акт о вскрытии ящиков с экспонатами выставки «Биробиджан», 17 марта 1933 г. Ф. 5. Оп. 4. Д. 47. Л. 4.
2. Акт о передаче материалов выставки Биробиджан в Центральный музей народоведения в Москве, 9 сент. 1933 г. Ф. 5. Оп. 4. Д. 47. Л. 12 с об.
3. Иванов А.И. В поисках нового человека на берегах рек Биры и Биджана. Еврейская секция Государственного музея этнографии в Ленинграде (1937-1941) // Советская гени-за. Новые архивные разыскания по истории евреев СССР Бостон; СПб.: Academic Studies Press, 2020. Т. 1. С. 171-292.
4. Иванов А.И. Евреи в царской России и в СССР - выставка достижений еврейского хозяйственного и культурного строительства в Стране Советов // Новое лит. обозрение. 2010. № 2(102). C. 158-182.
5. Иванов А.И. Выставка «Евреи в царской России и в СССР» в контексте советского музейного строительства в 1930-е гг. // Советская иудаика: история, проблемы, персоналии / науч. ред. М. Куповецкий. Иерусалим; М.: Гешарим; Мосты культуры, 2017. С. 157-200.
6. Иванов А.И. Д.М. Позднеев - организатор еврейской секции в Гос. музее этнографии // Право на имя: Биографика 20 века: пятнадцатые чтения памяти Вениамина Иофе. СПб., 2018. С. 73-81.
7. Калинин М.И. Об образовании Еврейской автономной области. М.: Эмес, 1935. 23 с.
8. Опись материалов по выставке «Биробиджан» (ОЗЕТ), март 1933 г. // НА РЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 47. Л. 5-6 с об.
9. Опись вещей с выставки «Биробиджан», март 1933 г. // НА РЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 47. Л. 3.
10. Отчет Давида Бен-Гуриона об участии во Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году (пер. с иврита Э. Зыскиной; комментарии С. Амосовой и А. Иванова) // Лехаим. 2020. № 5 (337). С. 23-41.
11. Отчет экспедиции Гос. музея этнографии в Еврейскую автономную область в 1937 г. // НА РЭМ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 34. Л. 6.
12. Рост населения Биробиджанского района, запроектированный по 2-й пятилетке, 1 окт. 1933 г. // Научный архив Российского этнографического музея. Ф. 2. Оп. 5. Д. 16. Л. 47.
13. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1. М.; Л., 1931. 214 с.
REFERENCES:
1. Akt o vskrytii yashchikov s eksponat-ami vystavki «Birobidzhan», 17 marta 1933 g. F. 5. Op. 4. D. 47. L. 4. (In Russ.).
2. Akt o peredache materialov vystavki Birobidzhan v Tsentral'nyi muzei naro-dovedeniya v Moskve, 9 sent. 1933 g. F. 5. Op. 4. D. 47. L. 12 s ob. (In Russ.).
3. Ivanov A.I. In search of a new person on the banks of the Bira and Bi-jan rivers. Jewish Section of the State Museum of Ethnography in Leningrad (1937-1941), in Sovetskaya geniza. Novye arkhivnye razyskaniyapo istorii evreev SSSR (Soviet geniza. New archival searches on the history of the Jews of the USSR). Boston; Saint-Petersburg: Academic Studies Press Publ., 2020, vol. 1, pp. 171-292. (In Russ.).
4. Ivanov A.I. Jews in Tsarist Russia and the USSR-Exhibition of Achievements of Jewish Economic and cultural Construction in the Land of the Soviets. Novoe lit. obozrenie, 2010, no. 2(102), pp. 158-182. (In Russ.).
5. Ivanov A.I. The exhibition "Jews in Tsarist Russia and in the USSR" in the context of Soviet museum construction in the 1930s., in Sovetskaya iudaika: istoriya, problemy, personalii, nauch. red. M. Kupovetskii (Soviet Judaica: History, Problems, Personalities). Ierusalim; Moscow: Gesharim Publ.; Mosty kul'tury Publ., 2017, pp. 157200. (In Russ.).
6. Ivanov A.I. D.M. Pozdneev-organiz-er of the Jewish section in the State
Museum of Ethnography, in Pravo na imya: Biografika 20 veka: pyatnadtsa-tye chteniya pamyati Veniamina Iofe. Saint-Petersburg, 2018, pp. 73-81. (In Russ.).
7. Kalinin M.I. Ob obrazovanii Evreis-koi avtonomnoi oblasti (About the formation of the Jewish Autonomous Region). Moscow: Emes Publ., 1935. 23 p. (In Russ.).
8. Opis' materialov po vystavke «Birobidzhan» (OZET), mart 1933 g. NA REM. F. 5. Op. 4. D. 47. L. 5-6 s ob. (In Russ.).
9. Opis' veshchei s vystavki «Birobidzhan.», mart 1933 g. NA REM. F. 5. Op. 4. D. 47. L. 3. (In Russ.).
10. David Ben-Gurion's report on participation in the All-Russian Agricultural and Handicraft-Industrial Exhibition in Moscow in 1923 (translated from Hebrew by E. Zyskina; comments by S. Amosova and A. Ivanov). Lekhaim, 2020, no. 5 (337), pp. 23-41. (In Russ.).
11. Otchet ekspeditsii Gos. muzeya et-nografii v Evreiskuyu avtonomnuyu oblast 'v 1937g. NA REM. F. 2. Op. 5. D. 34. L. 6. (In Russ.).
12. Rost naseleniya Birobidzhanskogo raiona, zaproektirovannyi po 2-i pyat-iletke, 1 okt. 1933 g. Nauchnyi arkh-iv Rossiiskogo etnograficheskogo muzeya. F. 2. Op. 5. D. 16. L. 47. (In Russ.).
13. Trudy Pervogo Vserossiiskogo mu-zeinogo s"ezda (Proceedings of the First All-Russian Museum Congress), vol. 1. Moscow; Leningrad, 1931. 214 p. (In Russ.).
«INDUSTRIAL BIROBIDZHAN IS GROWING»: TWO EXHIBITIONS IN MOSCOW AND LENINGRAD DEDICATED TO JEWISH ECONOMIC AND CULTURAL CONSTRUCTION
IN THE USSR IN 1930S
A.I. Ivanov
The author of the article considers two exhibitions dedicated to the Soviet propaganda project for the radical reconstruction of the Russian Jewry socio-economic structure. The first one - «Birobidzhan» - was held in 1933 in a pavilion of the Maxim Gorky Central Park of Culture and Rest in Moscow. Another exhibition - «Jews in Tsarist Russia and in the USSR», organized by the Jewish section of the State Museum of Ethnography (now - the Russian Ethnographic Museum) was working in Leningrad for the period from 1939 to 1941. Based on the documents stored in the Scientific Archive of the Russian Ethnographic Museum, the author shows how the Soviet propaganda machine used the demonstration material of museums in 1930s. The entire arsenal of exhibition was used to demonstrate «the achievements of the Leninist-Stalinist national policy among the Jews of the USSR», a creation of the Jewish Autonomous Region in the Soviet Far East being a major one.
Keywords: Birobidzhan, Jewish Autonomous Region, KOMZET, OZET, national policy, propaganda, museumification, the Maxim Gorky Central Park of Culture and Rest, the State Museum of Ethnography, Moscow, Leningrad.
Reference: Ivanov A.I. «Industrial Birobidzhan is growing»: two exhibitions in Moscow and Leningrad dedicated to Jewish economic and cultural construction in the USSR in 1930s. Regional 'nye problemy, 2021, vol. 24, no. 2-3, pp. 238-243. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3238-243.