Статья/Original article
УДК 908:394 (477.5) DOI 10.18413/2312-3044-2021-8-2-132-143
Юрий Ларин (М.А. Лурье) и проекты еврейской национально-территориальной единицы на территории Крыма (1920-е гг.)
К.Ю. Могаричев
Государственный архив Республики Крым 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, 3, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена истории так называемого «Крымского проекта» еврейской автономии и роли бывшего революционера и автора экономики «военного коммунизма», первого председателя Общества по земельному устройству трудящихся евреев Юрия Ларина (Михаила Александровича Лурье) в его появлении и попытках реализации. Несмотря на то, что первоначальное авторство проекта принадлежит журналисту Абраму Григорьевичу Брагину, Ю. Ларин значительно его изменил и предпринял попытку лоббировать его через Политбюро в 1925-1926 гг. В его видении, в случае успешной еврейской сельскохозяйственной колонизации, на территории Северного Крыма, Керченского полуострова и Азовского побережья Кубани (Приазовские плавни) должна была возникнуть еврейская автономная область или республика, со столицей в г. Керчь. Создание такой национально -территориальной единицы должно было решить проблему антисемитизма и, а также социального и национального неравенства. В то же время, Ю. Ларин был противником выставления лозунга о создании данного территориального образования, считая этот процесс закономерным автоматическим итогом сельскохозяйственной колонизации. После того, как было принято решение о курсе на создание «еврейской территории» на Дальнем Востоке СССР в 1928 г., Ю. Ларин встал к нему в оппозицию, аргументируя
ISSN 2312-3044 | http://belsu-tractus-aevorum.ru
необходимость возврата к политической части «Крымского проекта».
Ключевые слова: Крым, Крымская АССР, евреи, национальная политика, СССР, коренизация, еврейская сельскохозяйственная колонизация, ОЗЕТ, Юрий Ларин, Еврейская автономная область, сионизм, территориализм
Copyright: © 2021 Могаричев К.Ю. Данная статья публикуется онлайн в сетевом научном журнале открытого доступа "Tractus aevorum" на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять эту работу с обязательным указанием ссылок на её автора и оригинальную публикацию.
Yurii Larin (Mikhail Lurie), and the Projects of Jewish National Territorial Unit in Crimea in the 1920s
K.Yu. Mogarichev
The State archive of the Republic of Crimea 295050, str. Kechkemetskaya, 3, Simferopol, the Republic of Crimea, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the history of the so called "Crimea project" of a Jewish Soviet autonomy and the role of a former Russian revolutionary of Jewish origin Yurii Larin (Mikhail Lurie), who was the author of the "War Communism" economy and the first chairman of the Society for Settling Toiling Jews on the Land in the Soviet Union, in its development. Despite the fact that the given project was primarily authored by the journalist Abram Bragin, Larin changed it considerably and attempted to lobby it in the Politburo in 1925-26. In Larin's vision, a successful agricultural colonization would lead to the creation of a Jewish autonomous oblast or republic in Nothern Crimea, Kerch Peninsula, and Azov Coast of Kuban region with the capital in the city of Kerch. According to Larin, this national-territorial unit would resolve anti-Semitism, together with national and social inequality. Yet, Larin opposed the political slogan of the Jewish Unit, as he believed that it would be created automatically as a result of the Jewish agrarian colonization. After the decision to locate a future Jewish Territory on the Far East of the USSR was taken, Larin went into opposition and argued for renewal of the political part of the "Crimea Project".
Keywords: Crimea, Crimean ASSR, Jewish, Nationalities policy, USSR, Korenizatsia, Jewish agricultural colonization, OZET, Yurii Larin, Jewish Autonomous oblast, Zionism, Territorialism
Введение
Советская национальная политика 1920-1930-х гг. являлась одним из самых значимых мероприятий, проводимых большевиками. Она выражалась в поддержке национальных культур, элит, территорий и языка в рамках «Советской семьи народов». Несмотря на то, что в конце 1930-х гг. от данной политики отказались, отдельные её принципы работают в Российской Федерации и странах постсоветского пространства до сих пор, в частности, принцип административно-территориального деления.
Одним из самых загадочных проявлений национальной политики СССР 1920-ых гг. являлся, так называемый, «Крымский проект». Он предполагал переселение еврейского населения из экономически разрушенных еврейских мест Украины и Беларуси на территорию Северного Крыма и Южной Украины с последующим созданием на части этой национальной территории, в формате советской автономной области или республики. Он не был осуществлен, однако стал базой для разного рода мифологем и инсинуаций, поскольку он отличался размытостью своих целей и задач, а большая часть дискуссий о проекте происходила в закрытом режиме, поэтому вплоть до недавнего времени было невозможно проследить историю данного проекта. Одним из главных его идеологов был Юрий Ларин (Михаил Александрович Лурье)
В историографии деятельность Ю. Ларина как члена РСДРП и советского государственного деятеля в целом освещена. С другой стороны, в его официальных биографиях и в воспоминаниях его родственников (приемной дочери Анны Лариной-Бухариной1 и двоюродного племянника Михаила Рабиновича2) его деятельность связанная с еврейским землеустройством и вообще его «еврейский аспект» жизни мало упоминается, как и в некоторых биографических исследованиях (как, например, А. Филоненко и др3.). Частично взаимоотношения Ю. Ларина с еврейским вопросом в СССР затрагивался такими авторами как Цви Гительман4, Мордехай Альтшулер5, Йонатан Декель-Хен6, Алан Кагедан7, Аркадий Зельцер8, Геннадий Костырченко9, Михаил Агапов10, Юрий Слёзкин11 и др.
1 Ларина 1989, 175.
2 Рабинович 2005, 68-73.
3 Филоненко 2010, 141
4 Gitelman 1972, 418-426.
5 Altshuler M. 1980, 164 - 170; 191 - 200
6 Dekel-Chen J.L. 2005, 65-66.
Предмет и методология исследования
В данной статье личность Юрия Ларина рассматривается в контексте национальной политики раннего Советского Союза в отношении еврейского населения. Роль Юрия Ларина в проектах еврейской территориализации и аграризации ещё не достаточно изучена. Кроме того, имеется необходимость объединить фигуру Ю. Ларина как партийца и Ю. Ларина как советского еврейского активиста, чтобы показать сложность и многогранность личности одного из ключевых членов РСДРП-РКП(б)-ВКП(б), которую невозможно представить в узких рамках исключительно революционера или исключительно активиста еврейской сельскохозяйственной колонизации. В исследовании использованы биографический, а также просопографический методы.
Результаты и их обсуждение
Юрий Ларин (настоящее имя - Михаил Залманович (Александрович) Лурье) революционер, один из создателей Крымского Союза РСДРП, советский государственный деятель, член президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) и Госплана, родился 22 июня (по юлианскому календарю) (17 таммуза по еврейскому календарю) 1882 г. в городе Симферополе, Таврической губернии12. Отцом его был Залман (Шломо) Аронович Лурье, на момент рождения сына - студент института путей сообщения, матерью - Феодосия (Фейга) Гранат, дочь одесского купца 1 гильдии Наума Граната и сестра знаменитых книгоиздателей Александра и Игнатия Гранат, поженившиеся в 1880 г13. В некоторых изданиях его имя фигурирует как Ихл-Михл, однако нам не удалось найти первичных источников, где бы упоминалась такая форма имени, поэтому мы предполагаем, что это позднейшая инсинуация. Отец, из-за тяжелой болезни сына, вскоре разводится с матерью Михаила и покидает семью, однако именно на его средства было получено образование.
Обучался Михаил Лурье в Симферопольской мужской гимназии, которую, несмотря на тяжелую болезнь, успешно закончил в 1900 г14. Он собирался поступать на историко-филологический факультет Новороссийского, а затем - Московского университета. В документах гимназии также отмечалось его увлечение историей. Однако ни в один из университетов он не поступил, и по итогу занимался политической деятельностью, став одним из основателей симферопольской ячейки РСДРП, примыкая к меньшевикам, при этом он неоднократно
7 Ка^ап 1985, 125
8 Зельцер 2017, 153.
9 Костырченко 2003. 115.
10 Агапов 2011, 248.
11 Слёзкин 2019, 312-313.
12 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). - Ф. 142. - Оп. 1. - Д. 135. - Л. 39
13 ГАРК. - Ф. 142. - Оп. 1. - Д. 104. - Л. 244
14 ГАРК Ф. 104. -оп. 1. -д.834, -л. 165.
подвергался аресту, в 1913 г. был выслан из России. После февральской революции возвращается в страну, становится членом Петросовета, в июле 1917 переходит в большевистскую фракцию. После октябрьской революции становится одним из главных идеологов и практиков политики «военного коммунизма» в годы гражданской войны, а также национализации промышленности15. В дальнейшем Ю. Ларин был смещён со всех ответственных постов и, по выражению его племянника М. Рабиновича, был в почетной отставке и занимался в основном общественной работой и публицистикой по некоторым проблемам СССР, в частности национальному вопросу, кооперации и сельскому хозяйству.
Одной из попыток Ю. Ларина вернуться в крупную политику, по нашему мнению, был «Крымский проект» еврейской автономии и его участие в еврейской сельскохозяйственной колонизации в Северном Причерноморье.
XII съезд РКП (б) 17-25 апреля 1923 г. опосредованно поставил вопрос о еврейской территориальной автономии, так как в отличии от X съезда речь на нем велась исключительно о правах нацменьшинств территориальных, к которым евреи не были отнесены. Первым из таких проектов был «белорусский». Чуть позже, в ноябре 1923 г. А.Г. Брагин представляет «Крымский проект» - создание еврейской автономной области на территории всего Причерноморского региона (Южная Украина, Северный Крым, побережье Кубани до границ Абхазии), базой для которого станут еврейские крестьяне.
Ю. Ларин (у которого была репутация фантазёра и любителя вычурных идей), был одним из тех, кто поддержал идеи Брагина о еврейской сельскохозяйственной колонизациии и территориальных проектах. В 1925 г. Ю. Ларин становится председателем Общества землеустройства трудящихся евреев (ОЗЕТ) - общественной организации, которая занималась популяризацией еврейской аграризации внутри СССР и за рубежом.
В первом номере сборника статей (1925 г.), посвященных еврейскому землеустройству - «Еврейский крестьянин», Ю. Ларин упоминает о потенциальной возможности создания подобной автономной единицы, которая автоматически возникнет при успешном заселении и «желании еврейских масс». Однако «политический» аспект еврейской колонизации до 1928 г., как правило, оставался предметом кулуарных дискуссий и в массовом дискурсе не ставился.
В конце 1925 г. Ю. Ларин, совместно с С. Диманштейном, А. Вайнштейном, и Э. Фрумкиной представляют в Политбюро план
15 Ларин Ю. В кн.: Деятели СССР и революционного движения России: энцикл. слов. Гранат. М., 1989. С. 486-491.
создания Приазовской еврейской автономной области16. В январе 1926 г., после доклада на Политбюро ЦК ВКП (б) Ю. Ларина, А.И. Вайнштейна и С.М. Диманштейна, была образована комиссия при Политбюро ЦК ВКП (б), под формальным председательством М.И. Калинина («Комиссия Калинина»), которая также получила наименование «Комиссии Ларина» (по имени главного её идеолога). В комиссию вошли, кроме уже упомянутых М.И. Калинина и Ю. Ларина, также М.И. Лацис, И.В. Косиор, Г.В. Чичерин и В.В. Куйбышев. Комиссии поручалось в месячный срок «установить возможность выделения сплошной территории для еврейского переселения». Разработкой проекта занимался непосредственно сам Ю. Ларин17.
11 февраля 1926 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение об утверждении решения «Комиссии Ларина». Первым пунктом постановления было: «Держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения». Также в документе говорилось о необходимости осуществить фактически постепенное бронирование для еврейского переселения всех незанятых трудовым землепользованием земель в бывших Джанкойском и Евпаторийском уездах и о резервировании района Приазовских плавней для еврейского переселения. Кроме того, постановлением было декларировано создание ещё одного массива для еврейского расселения на Алтае.
Однако народным комиссаром земледелия А.П. Смирновым был подан протест, вследствие чего 15 апреля 1926 г. вопрос об утверждении решения «Комиссии Ларина» был передан на заседание Оргбюро ЦК ВКП(б)18. На следующих заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос «О землеустройстве евреев» откладывался19.
На заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) в мае 1926 г. Нарком земледелия РСФСР А.П. Смирнов отметил, что выполнение подобного постановления и особенно организация автономной единицы не приведёт ни к чему, кроме обострения межнациональных противоречий в Крыму и Приазовье. В качестве альтернативы им было предложение создание еврейских сельскохозяйственных поселений (не имеющих статуса автономии) на Урале, побережье Северного Кавказа, Поволжье и частично на Кубани20.
Результатом заседания Оргбюро стало изменение некоторых формулировок в предложенном Постановлении. В частности, в пункте
16 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Р. 7541. - Оп. 2. - Д.11. - Л. 1-2.
17 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 78. - Оп.7. - Д. 64. - Л. 1.
18 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп.3. - Д. 557. -Л. 6.
19 РГАСПИ. - Д. 560. - Л. 5; Оп.3. -Д. 561-2. - Л. 5.
20 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 113. - Д. 193. - Л.191-193.
2 предлагалось «осуществить забронирование земель для еврейского переселения... с учетом потребностей татарского и прочего местного населения». Именно с такой формулировкой Постановление было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 3 июня 1926 г. При этом пункт о курсе на еврейскую территориальную автономию оставался без изменений. Отметим, что данное постановление было закрытым и нигде не публиковалось.
Выступая на Всекрымском съезде ОЗЕТ 15.10.1926, Ю. Ларин упомянул о данном постановлении ВЦИК и потенциальном создании Еврейской национально-территориальной области или республики. Данный пассаж вызвал большой ажиотаж в середе Крымских партийных органов, а скандал дошел до руководства Еврейской секции. Начавшуюся эпопею обсуждения выступления Э. Фрумкина назвала «Крымской историей Ларина», а впоследствии Ю. Ларину на заседании Евсекции был вынесен выговор за выступление, которое нанесло вред Партии21.
Будучи главой Центрального правления ОЗЕТ, Ю. Ларин председательствовал на съезде 15-20 ноября 1926 в Москве. Одна из дискуссий, развернувшихся на съезде, в связи с выступлением М. Калинина и репликами А.Г. Брагина была посвящена теме потенциальной еврейской республики. На съезде сформировалось 3 фракции, которые Ц. Гительман обозначил как «национал-коммунисты», «нейтралисты» и «еврейские коммунисты»22. Юрий Ларин, пусть в довольно аккуратных формулировках (по сравнению с А.Г. Брагиными), однозначно примыкал к первым. В заключительном слове на съезде Ю. Ларин подчеркнул, ссылаясь на выступление М.И. Калинина, что правительство дает указание на «создание национальной территории на земледельческой базе». Однако в резолюциях 1 съезда об этом практически не упоминалось. Здесь же необходимо сказать, что по итогу съезда, новым главной Центрального правления ОЗЕТ становится С.М. Диманштейн, тогда как Ю. Ларину достаётся более формальная должность председателя Центрального Совета ОЗЕТ23.
Для понимания судьбы проекта необходимо более детально остановится на его сути, точнее на том, как видел его автор -Ю. Ларин.
Ю. Лариным будущая еврейская область или республика понималась как очевидный итог еврейской сельскохозяйственной колонизации. В его видении в таком виде, в отличие от сионизма или
21 РГАСПИ. - Ф. 445. - Оп.1. - Д.82. -Л.74-76.
22 ОМшап 1972, 411.
23 Первый Всесоюзный съезд ОЗЕТ 15-20 ноября 1926 года: стенографический отчёт, 1927. С. 128 - 129.
территориализма, «Крымский проект» являлся бы «еврейским вкладом в строительство страны»24.
Подобное отношение социального и национального компонента (работа социальная и равно национальная) типично для СССР 1920-х г. и вообще для марксистского понимания нации.
Вместе с тем Ю. Ларин был против выставления подобного лозунга, считая появление еврейской автономной единицы процессом автоматическим, который возникнет по мере концентрации еврейских переселенческих сообществ на компактных участках. На других территориях, которые окажутся вне будущей единицы, предполагалось создание еврейских сельских советов и районов25.
Территориально, «Ларинская» автономия включала в себя Северный Крым (бывшие Евпаторийский и Джанкойский округа, а также Феодосийский без Судакского района, включая Керченский полуостров и часть Кубани (так называемые Приазовские плавни). Иногда включал полуостров Чонгар, который был частью УССР) Столицей такого образования стал бы город Керчь. Согласно плану Ю. Ларина, в течение 2 лет, евреи должны были бы составлять более 50% на территории бывших Евпаторийского и Джанкойского округов, а затем к ним присоединится и часть Феодосийского уезда с Керченским полуостровом. Предполагалось также осушение части Приазовских плавней и озера Сиваш. «Столицей» нового образования, площадью около 19 тысяч км2, Ю. Ларин видел город Керчь. Данная автономия должна была бы появиться к 1927-1928 гг26.
Что касается названия, то предлагались различные варианты. В проекте, представленном на рассмотрение Политбюро в 1925 г. итог проекта назван «Приазовской еврейской автономной областью»27, тогда как в его труде «Евреи и антисемитизм в СССР», проект был назван «Северокрымской автономной областью (республикой)», которая бы существовала в составе Крымской АССР28.
Ю. Ларин аргументировал такие географические рамки тем, что данная территория являлась незаселённой, а количество титульного населения автономной Республики - крымских татар в тех регионах незначительно, поэтому Ларин предлагал выделять Северный Крым в качестве отдельного, не-национального субъекта - Тавриды, который был бы открыт к национальным экспериментам. Приазовские плавни планировалось осушить в течение 2 лет и также передать под сплошное заселение еврейскими крестьянами. Керчи же была предоставлена роль связующего звена и промышленного металлургического центра, где
24 Ларин Ю. Состояние и перспективы земельного устройства евреев в СССР. В кн.: Еврейский Крестьянин. - М., 1925. С. 17-18.
25 Там же
26 ГАРФ. - Р. 7541. - Оп. 2. - Д.11. - Л. 1-2.
27 Там же
28 Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР. М.-Л., 1929. С.308
будет сформирован класс еврейских пролетариев. Этот город справедливо представлялся ему связующим звеном между Северным Крымом и Кубанью - двумя основными регионами, планировавшимися для расселения евреев, при этом, бывшим крупным индустриальным центром в регионе29.
Юрий Ларин также акцентировал внимание, что данный проект будет являться средством для борьбы с актуальной тогда темой антисемитизма в СССР. Он полагал, что в итоге таким образом евреи получат собственное представительство в высших органах власти (конкретно - в ЦИК), подобно иным территориальным народам, что уравняет евреев и институционально и в глазах окружающих народов30.
Однако, как следует из опубликованных отчётов ОГПУ, документов Евсекции и совещаний по борьбе с антисемитизмом Агитотдела АПО ЦК ВКП(б), проект Ларина выполнил обратную роль, приведя к скандалам в Крыму и усилению антисемитизма31. Необходимо отметить, что это стало одной из ключевых причин того, что проект Ларина был отвергнут.
Проект также обосновывался борьбой с сионистким движением (легальными и полулегальными партиями и группами). Считалось, что существование «еврейской территории» в СССР снимет с повести дня вопрос сионизма, который считался «враждебной идеологией»32.
Немаловажную роль в проекте Ларина играл и так называемый "Пьемонтский принцип", а именно ориентированность советской национальной политики на зарубежные страны. В частности, в письме руководству СССР, утверждалось, что такая потенциальная еврейская единица станет рычагом влияния на еврейское население восточноевропейских стран и станет привлекательной возможностью для инвестиций еврейских капиталистов западной Европы и США в экономику СССР, а также использования этого влияния33.
Кроме того, Ю. Ларин активно заручается «поддержкой» членов партийного руководства, часто переиначивая их слова или говоря от их имени без их разрешения. Так, он позволял себе выступать от имени И. Сталина без его ведома34, или кардинально перевирать смысл выступления председателя СНК УССР Власа Чубаря о еврейских
29 РГАСПИ. - Ф.78. - Оп. 7. - Д. 64 - Л. 5 - 7.
30 «Антисемит есть контрреволюционер»: совещание по выработке мер по борьбе с антисемитизмом при АПО ЦК ВКП(б). В кн.: Архив еврейской истории Т.4 - М., 2007. С. 168.
31 ГАРФ. - Р. 7541. - Оп. 2. - Д. 11. - Л. 2.
32 Там же
33 Там же
34 Записка заведующего подотделом нацменьшинств Отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) С.М. Диманштейна И.В. Сталину о полномочиях Ю. Ларина выступать от имени И.В. Сталина по вопросу еврейской автономии. В кн.: ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918-1933 гг. С.461.
территориальных образованиях (сам Чубарь говорил об их практической невозможности, однако Ю. Лариным было переиначено абсолютно в обратном ключе)35.
После того как «Крымский проект» в его политической части был окончательно отвергнут, Ю. Ларин вступает в противоборство с большей частью руководства ОЗЕТ (прежде всего с А. Мережиным) и пишет несколько текстов с критикой Биробиджанского проекта36. Собственно, его главный труд по еврейскому вопросу «Евреи и антисемитизм в СССР» во многом посвящен критике Биробиджанского плана и аргументации «Крымского проекта». Кроме того, Ларин и Брагин выступают с критикой «Биробиджана» на 2-ом съезде ОЗЕТ в 1930 г., за что были «удостоен» осуждения.
В «грехи» биробиджанского плана Ю. Ларин записывает плохие климатическое условия и огромную территорию, которую невозможно будет заселить с помощью одних только нуждающихся евреев СССР, особенно в условиях нескольких направлений еврейской сельскохозяйственной колонизации. Кроме того, в последующих работах он критиковал «национальную направленность» Биробиджанской колонизации, называя её «новой Угандой» (по аналогии с проектом расселения евреев на территории британской колонии Восточная Африка предложенным в 1903 г.), обвиняя Мережина в «националистических перегибах» и национальной окраске переселения в Биробиджан37.
Ю. Ларин умер в 1932 г. и был похоронен в некрополе у Кремлёвской стены. В его честь был названо несколько населённых пунктов, а также 2-ой еврейский национальный район в Крымской АССР - Лариндорфский в 1935 г. (после 1944 г. - переименован в Новосёловский, в настоящее время не существует). После его смерти, «Крымский проект» в некоторых статьях был осужден как «уклонистский»38, однако Ю. Ларин напрямую не упоминался в этом контексте.
Заключение
Несмотря на то, что политическая часть «Крымского проекта» была отвергнута, он стал идеологической основой для поиска будущей еврейской национально-территориальной единицы в СССР, который вылился в создание на Дальнем Востоке РСФСР в 1934 г. Еврейской автономной области, существующей до сих пор. Кроме того, еврейская сельскохозяйственная колонизация на территории Крыма оставила
35 Речи о земельном устройстве евреев на съездах советов В кн.: Еврейский Крестьянин. -М., 1925. С. 153-154.
36 Ларин Ю. Территориальная перегруппировка еврейского населения. Революция и культура 1928, № 15. С. 39-40.
37 Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР. М.-Л., 1929. С. 186.
38 Троцкий Б. Строительство Еврейской Автономной области в 1935 и 1936 годах. М., 1936. С.8.
после себя значительное наследие, которое, однако, было уничтожено во время Великой Отечественной войны.
Юрий Ларин, несмотря на то, что некоторые его идеи были как минимум контроверсийные, был интересным примером национальных сантиментов среди «старых коммунистов», который в отличии от многих членов Еврейской Секции ВКП(б) или ОЗЕТ, не был членом национальных партий до революции. Учитывая вышеизложенное, мы предположим, что «Крымский проект» был своего рода актуализацией национальных сантиментов и попыткой Ю. Ларина вернуться к принятию ключевых решений внутри партийной элиты.
Библиография
Агапов М.Г. 2011. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-e -1930-e гг. Тюмень: Вектор Бук.
Зельцер А. 2017. Советский подход к вопросу о национальной автономии: случай евреев. История еврейского народа в России. От революций 1917 г. до распада Советского Союза. Том 3.: 145-165.
Костырченко Г.В. 2003. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. М.: Международные отношения.
Могаричев К.Ю. Наш новый Советский Сион: проекты и попытки создания еврейской национально-территориальной единицы на территории Крыма 1920-1940-ые гг., Симферополь: Антиква.
Слёзкин Ю. 2019 Эра Меркурия: Евреи в современном мире М.: АСТ, CORPUS.
Филоненко А.Л. 2010. Советник В.И. Ленина по экономическим вопросам Юрий Ларин. В тени великих: человек второго плана в истории. Спб: Алетея.
Чеботарёва В.Т. 2006. Социальные противоречия национальной политики в Крымской АССР в 1920-е годы. Вопросы истории. 2: 23-43.
Altshuler M. 1980. Ha-yevsektsia be-vrit ha-moatsot: bein leumiyot le-komunizm (1930 - 1918). Tel-Aviv.
Dekel-Chen J.L. 2005. Farming the Red Land: Jewish Agricultural Colonization and Local Soviet Power, 1924-1941. New Haven; London: Yale University Press.
Gitelman Z. 1972. Jewish nationality and Soviet politics: The Jewish sections of the CPSU, 1917-1930. Princeton (N.J.): Princeton university press.
Kagedan A.L. 1985. Soviet Jewish Territorial Units and Ukrainian-Jewish Relations Harvard Ukrainian Studies. Vol. 9 No. 1/2: 118-132.
References
Agapov M.G. 2011. Istoki sovetsko-izrail'skih otnoshenij: «evrejskij nacional'nyj
ochag» v politike SSSR v 1920-e -1930-e gg [Origins of the Soviet-Israeli
relationship: "Jewish national Home" in the USSR policy]. Tjumen': Vektor
Buk. (in Russian)
Zel'cer A. 2017. Sovetskij podhod k voprosu o nacional'noj avtonomii: sluchaj evreev. [The Soviet approach on national autonomy: the Jewish case] Istorija evrejskogo naroda v Rossii. Ot revoljucij 1917 g. do raspada Sovetskogo Sojuza. Tom 3.: 145-165. (in Russian).
Kostyrchenko G.V. 2003. Tajnaja politika Stalina: vlast' i antisemitizm [The secret policy of Stalin: the power and the anti-Semitism]. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshenija. (in Russian)
Mogarichev K. Yu. Nash novyj Sovetskij Sion: proekty i popytki sozdanija evrejskoj nacional'no-territorial'noj edinicy na territorii Kryma 1920-1940-ye gg. [Our New Soviet Zion: Projects and Creation attemps of the Jewish national territorial unit in Crimea, the 1920-1940-s]. Simferopol': Antikva. (in Russian)
Sljozkin Ju. 2019 Jera Merkurija: Evrei v sovremennom mire [The Era of Mercury: Jews in the modern world]. M.: AST, CORPUS. (in Russian)
Filonenko A.L. 2010. Sovetnik V.I. Lenina po jekonomicheskim voprosam Jurij Larin [Conselour of Vladimir Lenin in the field of economy Yurii Larin]. V teni velikih: chelovek vtorogo plana v istorii. St. Peterburg: Aleteja. (in Russian).
Chebotarjova V.T. 2006. Social'nye protivorechija nacional'noj politiki v Krymskoj ASSR v 1920-e gody [The social tensions of nationalities policy in Crimean ASSR in the 1920-s]. Voprosy istorii. 2: 23-43. (in Russian)
Altshuler M. 1980. Ha-yevsektsia be-vrit ha-moatsot: bein leumiyot le-komunizm (1930 - 1918). Tel-Aviv (in Hebrew).
Dekel-Chen J.L. 2005. Farming the Red Land: Jewish Agricultural Colonization and Local Soviet Power, 1924-1941. New Haven; London: Yale University Press.
Gitelman Z. 1972. Jewish nationality and Soviet politics: The Jewish sections of the CPSU, 1917-1930. Princeton (N.J.): Princeton university press.
Kagedan A.L. 1985. Soviet Jewish Territorial Units and Ukrainian-Jewish Relations Harvard Ukrainian Studies. Vol. 9 No. 1/2: 118-132.
Об авторе
Константин Юрьевич Могаричев, кандидат исторических наук, архивист 1 категории ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым»
About the authors
K. Y. Mogarichev, PhD, is 1st class archivist, State archive of the Republic of Crimea.
Received November 27 2021 Accepted December 22, 2021 Published December 30, 2021