УДК 94(48)082.94(47)084.5
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-3-452-461
ДОГОВОР СССР С АГРО-ДЖОЙНТОМ (1924 Г.) В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГЕМЫ
О «КРЫМСКОЙ КАЛИФОРНИИ»
AGREEMENT BETWEEN THE USSR AND AGRO-JOINT IN CONTEXT OF MYTH
OF «CRIMEAN CALIFORNIA»
К.Ю. Могаричев K.Yu. Mogarichev
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Россия, Республика Крым, 295007, г. Симферополь, просп. Вернадского, 4 МБУК «Музей истории города Симферополя», Россия, 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Пушкина, 17
Crimea Federal V.I. Vemadsky University, 4 Vernadsky avenue, Simferopol, 295007, Republic of Crimea, Russia Museum of Simferopol history, 17 Pushkina St, Republic of Crimea, Simferopol, 295000, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
В отношении проекта создания в СССР еврейской автономии в 20-х гг. XX в., в том числе участия «Агро-Джойнта» в финансировании еврейской колонизации на Юге Украины и в Крыму, в историографии имеется много противоречивых точек зрения. Деятельность Агро-Джойнта в СССР осуществлялась на основании договора между этой организацией и Правительством СССР (1924 г.). Автор впервые вводит в научный оборот указанный документ. Выясняется: ни создание особой еврейской национально-территориальной единицы в СССР, ни тем более передача каких-либо земель под залог или в виде выкупа предметом соглашения не были. Все статьи касались исключительно содействия со стороны Агро-Джойнта еврейской аграрной колонизации в СССР, а также юридического статуса Агро-Джойнта и характера его деятельности на территории СССР. Предложения о создании на территории Степной Украины и Крыма потенциальной еврейской автономии исходили от советских представителей, в основном работников Комитета по землеустройству евреев-трудящихся (КомЗЕТ) и Общества землеустройства евреев-трудящихся (ОЗЕТ).
Abstract
There are number of leads concerning the issue of projects of the creation of Jewish autonomy in the USSR. In particular, this applies to role of the «Agro-Joint» in financial assistance of Jewish colonization. The Agro-Joint activities in the USSR defined by agreement between them and Soviet Government (1924). The author published the document for the first time. According to the document, Agro-Joint undertakes to support Jewish colonization in the Soviet Union. This support is consist of financial assistance, support with equipment and Agrarian training. «Agro-Joint» granted legal status within the border of the USSR. The status was close to governmental organization. However, several points restricted activities of Agro-Joint. Further agreements (1927, 1929, 1933) didn't ^ange core of agreement. Creation of Jewish national territorial unit much less transfer or bounding of some land as it claim supporters of conspiracy theory was not subjects of agreement. All articles exclusively related to conduction purporting Jewish settlement in the USSR and legal status of Agro-Joint. It could be consider proven that proposals of creation Jewish autonomy in steppe Ukraine and Crimea come from Soviet representatives, mainly members of Komzet (Committee for the Settlement of Toiling Jews on the Land) and Ozet (Society for Settling Toiling Jews on the Land).
Ключевые слова: СССР, Крымская АССР, Агро-Джойнт, еврейская сельскохозяйственная колонизация, КомЗЕТ, ОЗЕТ.
Key words: USSR, Crimean ASSR, Agro-Joint, Jewish agricultural colonization, KomZET, OZET.
«Крымским проектом» в историографии традиционно принято называть составную часть еврейской сельскохозяйственной колонизации 20-х - 30-х гг. XX в., которая сопровождалась проектами создания особой еврейской национально-территориальной единицы на территории юга УССР и севера Крымской АССР [Могаричев, 2018а]. Еврейская сельскохозяйственной колонизация осуществлялась на свободных землях Юга Украины, Крыма и частично на территории Белорусской ССР. Планировалось, что основную массу колонистов должны были составить «деклассированные»1 и лишенные большинства прав (так называемые лишенцы) евреи бывшей черты оседлости [Бережанская, 1997]. Кроме того, в местах колонизации в ряде случаев предполагалась и политическая составляющая или, по определению израильского исследователя Й. Декель-Хена, «республиканизм» [Dekel-Chen, 2005, p. 45-46], то есть образование отдельных еврейских административно-территориальных единиц (автономных республик). Там планировалось компактно сконцентрировать большую часть еврейского населения СССР. Это помогло бы, по словам тогдашнего Председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) М.И. Калинина, «влиться евреям в семью советских народов» [Агапов, 2011, с. 125].
В отношении создания в СССР еврейской автономии в литературе (в том числе и ряде научных публикаций) имеется много различных противоречивых версий, часто не имеющих источниковедческой базы, основанных на однобокой трактовке источников или на исключительно произведениях мемуарного характера. Это в полной мере относится к вопросу участия Агро-Джойнта2 и других зарубежных еврейских филантропических организаций в финансировании еврейской колонизации.
Например, в ряде публикаций можно прочитать, что между Агро-Джойтом и Советским Союзом в промежутке между 1927 и 1929 годами был подписан договор под условным названием «Крымская Калифорния» 3, по которому Агро-Джойнт выделял деньги для создания еврейского государства в СССР, а залогом с советской стороны являлись земли в Крыму. Некоторые «исследователи» идут дальше и пишут, что данный договор был одной из причин депортации крымских татар (1944 г.) и того, что в 1954 г. Крымскую область передали из состава РСФСР в УССР. Таким образом руководство СССР в лице Н.С. Хрущева якобы пыталось не допустить перехода Крыма под юрисдикцию США [«Крымская Калифорния», 2012; Проект Крымская Калифорния, 2017; «Крымская Калифорния», 2017; и др.].
Наличие подобных «исторических открытий» (которые имеют место даже в ряде наукообразных публикаций (см. напр.: [Возгрин, 2013, с. 319]) объясняется не только политизированностью и традиционной «болезненностью» «еврейского вопроса», но и в значительной степени слабой изученностью рассматриваемой проблемы. Историография «Крымского проекта» была рассмотрена нами в отдельной работе [Могаричев, 2018б]. Отметим, что несмотря на то, что о различных аспектах «Крымского проекта» писали такие авторы, как Й. Декель-Хен [Оеке!-^^ 2005; 2007], Г. Костырченко [Костырченко, 2003; 2010], Э. Бинья-мини [Беп|атт, 1990], А. Кагедан [Kagedan, 1981; 1985], Г. Кондратюк [Кондратюк, 2012] и др. (см. напр.: [История еврейского народа в России, 2017, с. 145-164]), на данный момент эта научная проблема остается практически не разработанной. При этом начало активного изуче-
1 Государственный архив Республики Крым (далее ГАРК). Ф. 1, Оп. 1, К. 70, Д. 701, Л. 22.
2 Агро-Джойнт - дочерняя корпорация Американского объединённого распределительного комитета (Джойнта), созданная в 1924 г. и занимавшаяся финансированием и организацией переселения евреев на землю в различных странах и привлечению их к сельскому хозяйству.
3 Данный термин впервые зафиксирован в мемуарах советского разведчика П.И. Судоплатова и обозначал, по его мнению, «идею создания еврейской республики в Крыму» [Судоплатов, 1997]. В дальнейшем, он стал активно использоваться в литературе.
ния темы приходится только на конец 90-х - начало 2000-х гг. Исследований, которые были посвящены непосредственно «Крымскому проекту» - единицы. В основном вопрос рассматривается в контексте еврейской аграрной колонизации в Причерноморье, межнациональных отношений в Крыму либо истории евреев в СССР [Могаричев, 20186, с. 95].
Как известно, в Российской империи евреи не имели права владеть землей и, соответственно, заниматься ее обработкой. Однако с начала Х1Х в., в период правления Александра I, на территории южной Украины уже функционировали отдельные еврейские сельскохозяйственные поселения. Кроме того, во время Гражданской войны, а также в начале 20-х гг. ХХ в., на территории степного Крыма по инициативе И. Трумпельдора1 был основан ряд сионистских сельскохозяйственных коммун, которые должны были стать «лагерями подготовки» для последующего переселения и будущей жизни евреев в Палестине [Бережанская, 1997, с. 74].
После окончания Гражданской войны значительная часть еврейского населения бывшей черты оседлости оказалась в социальном плане в сложном положении. Сначала, в период войны, они находились в эпицентре боевых действий и нередко становились жертвами организованных или стихийных погромов. После же окончательного установления Советской власти как нетрудовые элементы (торговцы, перекупщики и т. д.) многие из них были лишены гражданских прав «(лишенцы»).
Руководители Агро-Джойнта полагали, что переход евреев к сельскому хозяйству в странах проживания был некой панацеей, которая должна была урегулировать многие социальные проблемы еврейского народа, в том числе и антисемитизма [Kagedan, 1981, p. 163; Dekel-Chen, 2005, р. 43]. Поэтому они инициировали переговоры по данному вопросу с руководством Советского Союза. Данные переговоры между Йосифом Розеном2 и советским правительством проходили в 1922-1924 гг., и в итоге стороны пришли к заключению договора, который заложил основы и дал старт организованному переселению евреев СССР на территорию юга Украины и северного Крыма с целью переведения их на «сельскохозяйственные рельсы».
Отметим, что сам договор в историографии был известен, и ряд авторов, в основном зарубежных, на него ссылаются (см. напр.: [Dekel-Chen, 2005, р. 36]). Однако эти ссылки фрагментарны, а сам текст договора ни отечественными, ни зарубежными исследователями опубликован не был. Мы решили восполнить данный пробел и ввести в научный оборот указанный источник.
Заметим, что между Агро-Джойнтом и Правительством СССР в лице Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ) (сначала его возглавлял П.Г. Смидо-вич, а после смерти последнего в 1935 г. - З.М. Беленький) было подписано несколько соглашений 19243, 19274, 19295, 19336 и 19387 гг. Сотрудничество СССР и Агро-Джойнта прекратилось в 1938 г. и было оформлено соответствующим соглашением8 [Мицель, 2012].
Рассматриваемый источник находится в архиве Джойнта (Нью-Йорк). Он, как и другие документы, оцифрован и находится в открытом доступе.
Публикуемый договор (рис. 1) - первый и основополагающий. Он был заключен 29 ноября 1924 г. В архиве документ представлен русскоязычной копией, заверенной печатью Совета Народных комиссаров (СНК) СССР, подписью его секретаря - Лидии Фотие-вой, а также с отметкой управделами СНК Николая Горбунова о том, что договор был утвержден 16 декабря 1924 г. на заседании СНК.
1 Йосиф Трумпельдор - известный еврейский политический деятель начала ХХ в., сионист, один из основателей движения Хехалуц (га-Халуц), целью которого была подготовка еврейской молодежи к жизни на Земле Обетованной.
2 Йосиф Розен - американский агроном, выходец из Российской империи, с 1924 по 1938 гг. - директор Агро-Джойнта, один из главных идеологов еврейской сельскохозяйственной колонизации в СССР.
3 Joint Distribution Committee (JDC) Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359818.
4 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359823.
5 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359851.
6 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359832.
7 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533 / 359839.
8 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359839.
Настоящий договор утвержден в заседании - :СШ СССР I6/XII-24 г. (пр.76 1ь7(прил.) Управделами СНК СССР - Н. ГОРБУНОВ.
Секретарь ( Л. Фот
I
Москва , ноября " 29 " дня тысяча девятьсот двадцать четвертого года, ПРАВИТЕЛЬСТВО СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, называемое, ниже ПРАВИТЕЛЬСТВО, в лице КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ ТРУДЯЩИХСЯ ЕВРЕЕВ при ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР (сокращенно именуемый КОМЗЕТ ) представленного Председателем КОМЗЕТА ПЕТРОМ ГЕРМОГЕНОВИЧЕМ СМИДОВИЧЕМ, с одной стороны и АМЕРИКАНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБ"ЕДИНЕННАЯ АГРОНОМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ( American jewish joint agricultural corporation ) , инкорпорированная по законам Штата Нью-Йорка, называемого ниже АГРО-ДЖОЙНТ, в лице его Президента и Директора гражданина Соединенных Штатов Америки доктора ЖОЗЕФ РОЗЕН (Joseph rosen ) с другой стороны, по представлении своих полномочий, признанных обоими действительными - заключили настоящий договор в следующем :
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО разрешает АГРО-ДЖОЙНТУ деятельность, направленную на переход к занятию сельоким хозяйством
на трудовых началах евреев в пределах СССР.
2. АГРО-ДШЙНТ является организацией, не преследующей никаких коммерческих целей и не стремящейся к извлечению прибыли.
3. АГРО-ДЕОЙНТ принимает на себя обязательство затратить на указанные в сем договоре мероприятия не менее четыреста тысяч долларов (400000) в течение 1924-25
Рис.1. Договор между Правительством СССР и Агро-Джойнтом от 29 ноября 1924 г.
Титульная страница
При публикации нами были сохранены оригинальный синтаксис и правописание. Отметим, что в современной русскоязычной историографии принято написание имени Ро-зена как Иосиф. В договоре же имя директора Агро-Джойнта указано как Жозеф.
ДОГОВОР1
Москва, ноября « 2 9 » дня тысяча девятьсот двадцать четвертого года,
ПРАВИТЕЛЬСТВО СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, называемое, ниже ПРАВИТЕЛЬСТВО, в лице КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ ТРУДЯЩИХСЯ ЕВРЕЕВ при ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР (сокращенно именуемый КОМЗЕТ) представленного Председателем КОМЗЕТА ПЕТРОМ ГЕРМОГЕНО-ВИЧЕМ СМИДОВИЧЕМ, с одной стороны и АМЕРИКАНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ АГРОНОМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ (American Jewish Joint Agricultural Corporation), инкорпорированная по законам Штата Нью-Йорка, называемого ниже АГРО-ДЖОЙНТ, в лице его Президента и Директора гражданина Соединенных Штатов Америки доктора ЖОЗЕФ РОЗЕН (Joseph Rosen) с другой стороны, по представлении своих полномочий, признанных обоими действительными - заключили настоящий договор в следующем:
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО разрешает АГРО-ДЖОЙНТУ деятельность, направленную на переход к занятию сельским хозяйством на трудовых началах евреев в пределах СССР.
2. АГРО-ДЖОЙНТ является организацией, не преследующей никаких коммерческих целей и не стремящейся к извлечению прибыли.
3. АГРО-ДЖОЙНТ принимает на себя обязательство затратить на указанные в сем договоре мероприятия не менее четыреста тысяч долларов (400000) в течение 1924-25 хозяйственного года.
ПРИМЕЧАНИЕ: Работы, которые АГРО-ДЖОЙНТ ведет или будет вести по поддержке уже существующих еврейских земледельческих поселений в СССР должны производиться не за счет указанных сумм2.
4. АГРО-ДЖОЙНТ пользуется в пределах СССР всеми правами юридического лица, как-то: имеет право, с соблюдением существующих и имеющих быть изданными узаконений и в соответствии с целями, в сем договоре изложенными, приобретать всякого рода имущество в собственность и пользование, выдавать, получать и передавать всякого рода долговые обязательства, не исключая векселей, открывать но всех кредитных учреждениях СССР текущие и специальные счета, вступать с согласия КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ ТРУДЯЩИХСЯ ЕВРЕЕВ при ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦИК СОЮЗА ССР учредителем или участником во всякого рода Общества и предприятия, имеющие связь о его деятельностью, отчуждать и закладывать собственное имущество, передавать его в пользование и сдавать его в аренду на возмездных и безвозмездных началах, снимать в аренду разного рода помещения, строения, участки и проч., приобретать имущество на праве застройки, отчуждать таковое и сдавать его в аренду, открывать (с согласия КОМЗЕТ) отделения, агентства, конторы, мастерские, склады и магазины, вообще совершать все невоспрещенные законами СССР сделки и действия, необходимые и желательные для осуществления целей, в сем договоре указанных, искать и отвечать на суде.
5. АГРО-ДЖОЙНТ проводит свою работу в СССР через Главного Уполномоченного, которому предоставляется организовать аппарат с необходимым ему штатом доверенных служащих и рабочих в тех местах, где это потребуется по ходу работы.
1 JDC Archive NY AR192132 / 4 / 30 / 5 / 533/ 359818.
2 Речь идет об уже упоминаемых населённых пунктах, основанных в XIX на территории Степной Украины (например, Сде Менуха или Калининдорф), а также о поселениях сионистов (Тель-Хай, Мишмар и др.) начала 20-х гг. ХХ в. на территории северного Крыма, которые также были включены в систему еврейских сельскохозяйственных поселений в 20-30 гг. ХХ в.
6. Главно-Уполномоченный АГРО-ДЖОЙНТА для СССР имеет свое местопребывание в Москве, АГРО-ДЖОЙНТУ присваивается печать прилагаемого образца.
7. АГРО-ДЖОЙНТ освобождается от существующих и могущих быть введенными в пределах СССР центральных и местных налогов и налоговых сборов.
8. АГРО-ДЖОЙНТ вправе распространять свою деятельность и на нееврейское население, живущее вперемежку или по соседству с еврейским населением, среди которого оно работает.
9. Деятельность АГРО-ДЖОЙНТА заключается:
1) В устройстве еврейских переселенческих групп и их хозяйств на новых местах и их объединении в коллективы и кооперативы.
2) В оказании материальной помощи коллективным и индивидуальным еврейским переселенческим земледельческим хозяйствам и их кооперативным, производственным, кредитным и ссудо-сберегательным товариществам и союзам.
3) В инструктировании евреев-земледельцев-переселенцев по всем вопросам организационно-хозяйственного и кооперативного характера.
10. АГРО-ДЖОЙНТ вправе оказывать помощь: а) отпуском денежных средств, в частности, на образование основного и специального капиталов различных сельско-хозяйственных переселенческих товариществ и их объединений; б) путем снабжения разными материалами и предметами, как-то: посевным и посадочным материалом, сельско-хозяйственным инвентарем, строительными материалами и проч.; в) содействуя подготовительным для переселенцев работам, оплатой землеустройства и производством мелиорационных, строительных и т.п. работ; г) путем субсидирования как еврейских, так и не-еврейских агрономических и педагогических техникумов, сельско-хозяйственных школ и кратко-срочных курсов по отдельным специальностям с.-х. промышленности, при условии направления части учащихся по окончании курса на работу во вновь создаваемые еврейские земледельческие поселения; д) путем субсидирования общественных организаций целиком или частично работающих в области привлечения еврейских трудовых масс к земледельческому труду.
11. Помощь оказывается АГРО-ДЖОЙНТОМ на началах возвратных и безвозвратных пособий, АГРО-ДЖОЙНТ вправе отсрочивать и рассрочивать оплату выдаваемых им ссуд, а равно перечислять их частично или полностью в разряд безвозвратных пособий.
12. Ссуды могут быть выдаваемы в форме коллективного, кооперативного или индивидуального кредитования, краткосрочные или долгосрочные, беспроцентные или процентные, причем в последнем случае размер процентов не должен превышать 3-х годовых, и полученные от процентных начислений суммы могут быть использованы АГРО-ДЖОЙНТОМ только для той же работы, как и основной капитал.
13. Ссуды выдаются под долговые обязательства, векселя залог имущества, не исключая строений и права застройки, с. (х) - продуктов, будущего урожая и проч.; в случае отпуска каких-либо предметов в натуре АГРО-ДЖОЙНТ, если найдет это целесообразным, может сохранить за собой право собственности на них, оговорив условия, при которых эти предметы изъемлются из владений должников и возвращаются АГРО-ДЖОЙНТУ.
14. На поселенцев, устраиваемых и обслуживаемых АГРО-ДЖОЙНТОМ, согласно плана КОМЗЕТ, распространяются все льготы и преимущества, которые предоставляются или будут предоставлена в пределах СССР законами или распоряжениями СОЮЗНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА и соответствующих СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, переселенцам, устраиваемым в порядке государственного переселения, в частности, пониженный тариф по проезду и провозу багажа и прочего имущества, льготы по землеустройству, единому с.-х, налогу и др. налогам и проч.
15. АГРО-ДЖОЙНТУ предоставляется в обслуживаемых им переселенческих районах устраивать прокатные, случные, зерноочистительные пункты, племенные и семенные рассадники, плодово-виноградные питомники, показательные поля и участки, а равно содержать агрономов, инструкторов и ветеринаров и вообще оказывать все виды агротехнической помощи, действуя с утверждения органов КОМЗЕТА и соответствующих земельных органов.
16. Персональный подбор сотрудников производится АГРО-ДЖОЙНТОМ, причем количество иностранных граждан не должно превышать 10%. Во всем остальном АГРО-ДЖОЙНТ подчиняется всем правилам об условиях и вознаграждении труда установленным Кодексом о труде.
ПРИМЕЧАНИЕ: КОМЗЕТ имеет право отвода отдельных сотрудников АГРО-ДЖОЙНТА.
17. Рабочие и служащие АГРО-ДЖОЙНТА пользуются в отношении платежа налогов, квартирной платы и жилой площади и оплаты коммунальных услуг и вообще в пр. отношениях правами рабочих и служащих государственных учреждений.
18. АГРО-ДЖОЙНТУ предоставляется ввозить в СССР необходимые для его деятельности предметы по особой, имеющей быть выработанной НАРКОМВНЕШТОРГОМ и КОМ3ЕТОМ, номенклатуре без платежа пошлин, канцелярского, таможенного, лицензионного и иных сборов акциза. КОМЗЕТ оказывает содействие в получении от соответствующих правительственных органов лицензий на ввоз предметов, указанных в упомянутой номенклатуре.
19. Грузы направляемые в адрес АГРО-ДЖОЙНТА, для целей в сем договоре наложенных, перевозятся по путям сообщения СССР по тарифам, установленным для грузов переселенцев.
20. Настоящий договор заключается на срок в один год, считая с момента утверждения его ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, по желанию АГРО-ДЖОЙНТА, заявленному в письменной форме за три месяца до истечения срока, договор, при отсутствии возражений со стороны ПРАВИТЕЛЬСТВА, автоматически продолжается на новый срок. Каждой из сторон предоставляется право во время действия договора заявить в письменной форме о своем желании прекратить его действие. В таком случае АГРО-ДЖОЙНТУ предоставляется шести месячный срок для ликвидаций своих дел.
21. При ликвидации деятельности АГРО-ДЖОЙНТ передает по соглашению с КОМЗЕТОМ свое имущество, включая долговые обязательства кооперативным и др. организациям, действующим в пределах СССР и преследующим одинаковые с АГРО- ДЖОЙНТОМ цели. Во всяком случае АГ-РО-ДЖОЙНТ обязуется не вывозить обратно заграницу сумм и средств, ввезенных им в СССР, для работы по сему договору.
22. Вся работа АГРО-ДЖОЙНТА протекает в полной согласованности с ПРАВИТЕЛЬСТВОМ в лице КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ ТРУДЯЩИХСЯ ЕВРЕЕВ при ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦИК СОЮЗА ССР (сокращенно именуемый КОМЗЕТ), который: а) оказывает всемерное содействие отводу земель переходящим к занятию сельским хозяйством евреям и облегчению работы АГРО-ДЖОЙНТА; б) утверждает операционные планы работы и сметные предположения АГРО-ДЖОЙНТА, а также условия хозяйственной и кредитной помощи переселяющимся евреям и инструкции для агрономов, инструкторов, инспекторов и (прочих) сотрудников АГ-РО-ДЖОЙНТА и их штаты; в) обследует предприятия АГРО-ДЖОЙНТА и работы, производимые ими, а равно знакомится с делопроизводством учреждений АГРО-ДЖОЙНТА, расположенных в пределах СССР; г) рассматривает отчеты о ходе работ АГРО-ДЖОЙНТА каждые три месяца, а равно не периодически.
ПРИМЕЧАНИЕ: КОМЗЕТ имеет право назначить своих представителей для Союза ССР и отдельных Союзных и автономных Республик с целью
оказания содействия АГРО-ДЖОИНТУ в его работе в соответствии с настоящей статьей.
23. В случае предоставления ПРАВИТЕЛЬСТВОМ какой-либо иностранной организации, преследующей аналогичные с АГРО-ДЖОЙНТОМ цели, не предусмотренных сим договором льгот, - таковые автоматически распространяются на АГРО-ДЖОЙНТ.
24. Настоящий договор вступает в силу по утверждении его СОВЕТОМ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР при условии утверждения его не позже 1-го января 1925 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ ТРУДЯЩИХСЯ ЕВРЕЕВ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦИК СОЮЗА ССР -
П. СМИДОВИЧ
ПРЕЗИДЕНТ и ДИРЕКТОР АМЕРИКАНСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ АГРОНОМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ -
Ж. РОЗЕН
Как видим, согласно договору, Агро-Джойнт при согласии руководства СССР обязуется помогать еврейской колонизации в Советском Союзе. В частности, предоставлять переселенцам финансовую помощь (в виде кредитов или других займов), инвентарь, заниматься подготовкой сельскохозяйственных кадров и др. По договору организация «Агро-Джойнт» получала в СССР легальный статус, близкий к государственной организации. Также ей предоставлялись привилегии в налогообложении, а также при ввозе инвентаря для сельскохозяйственной колонизации. При этом деятельность Агро-Джойнта была ограничена рядом пунктов, в частности, 90% его сотрудников должны были быть гражданами СССР, а вся его деятельность подотчётна КомЗЕТу как представителю правительства СССР. Как отмечалось, данный Договор был основополагающим. Последующие соглашения корректировали или расширяли некоторые пункты, добавляли новые. Однако все новые добавления не меняли сущность договоренностей.
Анализ текста договора позволяет сделать вывод. Ни создание некой еврейской национально-территориальной единицы в СССР, ни тем более передача каких-либо земель под залог или в виде выкупа предметом соглашения не были. Все статьи касаются исключительно содействия со стороны Агро-Джойнта еврейской аграрной колонизации в СССР, а также о юридическом статусе Агро-Джойнта и характере его деятельности на территории СССР. Заметим, что о Крыме как отдельной территории вопрос вообще не стоял. Можно считать доказанным, что предложения о создании на территории Степной Украины и Крыма потенциальной еврейской автономии исходили от советских представителей, в основном работников КомЗЕТа и Общества землеустройства евреев-трудящихся (ОЗЕТ) (А. Мережин, Ю. Ларин, А. Брагин и другие) [Мережин, 1927, с. 23; Агапов, 2013, с. 109; Могаричев 2019].
Несомненно, договор представляет собой образец сотрудничества СССР 20-х гг. с заграничными негосударственными «буржуазными», «классово-чуждыми» организациями. В этом контексте он представляет несомненный интерес для анализа и понимания внешней и внутренней политики Советского Союза рассматриваемого периода.
Список литературы
1. Агапов М. Г. 2013. А. Г. Брагин и проекты еврейского национального строительства в СССР. Вопросы истории, 2: 91-101.
2. Агапов М.Г. 2011. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-e - 1930-e гг. Тюмень, Вектор Бук, 324.
3. Бережанская Б.Б. 1997. Еврейские колхозы в Крыму. В кн.: Евреи Крыма: очерки истории. Симферополь; Иерусалим: 71-84.
4. Возгрин В. Е. 2013. История крымских татар: очерки этнической истории коренного народа Крыма в 4-х т. Т. 3. 3-е издание: стереотипное. Симферополь, Тезис, 880.
5. Ефимов А. Еврейская советская социалистическая республика в Крыму: к истории одного проекта. Фонд «Москва-Крым». URL: http://web.archive.org/web/20090212214919/http:/www.moscow-crimea.ru/history/20vek/republic.html (дата обращения: 13.01.2018).
6. История еврейского народа в России. 2017. Под ред. Михаэля Бейзера. М., Мосты культуры/Гешарим, 480.
7. Кондратюк Г. 2012. Переселение евреев в Крым в условиях политики коренизации (20-е годы XX века). Украшознавчий альманах, 7. 94-97.
8. Костырченко Г. 2003. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. М., Международные отношения, 784.
9. Костырченко Г. 2010. «Еврейский Крым». Наш современник, 6: 176-193.
10. Крымская Калифорния: что Сталин планировал сделать в Крыму. URL: https://russian7.ru/post/pochemu-stalin-khotel-pereselit-sovet/ (дата обращения: 21.03.2019).
11. Мережин А. 1927. Вопросы земельного устройства трудящихся евреев. М., Издание Комзета, 49.
12. Мицель М. 2012. «Последняя глава»: Агро-Джойнт в годы Большого террора. Киев, Дух i Лтера, 461.
13. Могаричев К.Ю. 2018а. Два этапа «Крымского проекта»: к постановке проблемы. Крымский гуманитарный вестник: Сборник научных статей. Симферополь: 123-127.
14. Могаричев К.Ю. 2018б. К вопросу о проектах еврейской автономии в Крыму в 1920-1940 гг: историографический аспект. Учёные записки Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки, 4 (70), 2: 85-98.
15. Могаричев К.Ю. 2019. «Крымский проект» еврейской автономии в восприятии либеральной общественности США (по материалам «The New York Times»). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. Т. 24, № 3. С. 170-180.
16. Проект Крымская Калифорния и хитрость Сталина. Русский Дом. URL: http://russiahousenews.info/other-story-news/krymskaya-kaliforniya (дата обращения: 21.03.2019).
17. Советское руководство отдавало Крым в руки евреев. Русское агентство новостей. URL: http://ru-an.info (дата обращения: 21.03.2019).
18. Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., ОЛМА-ПРЕСС, 1997. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/sudoplatov_pa/index.html (дата обращения: 25.03.2019).
19. Benjamini E. 1990. States for the Jews: Uganda, Birobidzan and 34 other Projects. Tel Aviv: Ha-kibbutz ha-meuhad, 384. (in Hebrew).
20. Dekel-Chen J. 2005. Farming the Red Land. New Haven. New York: Yale University Press, 366.
21. Dekel-Chen J. 2007. JCA-ORT-JAS-JDC: One Big Agrarianizing Family. Jewish History, 21: 263-278.
22. Kagedan A.L. 1981. America Jews and the Soviet Experiment: Agro-Joint project, 1924-1937. Jewish Social Studies, 2, 43: 153-164.
23. Kagedan A.L. 1985. Soviet Jewish Territorial Units and Ukrainian-Jewish Relations. Harvard Ukrainian Studies, 9, 1/2: 118-132.
References
1. Agapov M.G. 2013. A. G. Bragin i proekty evreyskogo natsional'nogo stroitel'stva v SSSR [A.G. Bragin and project of Jewish national construction in the USSR]. Voprosy istorii, 2: 91-101.
2. Agapov M.G. 2011. Istoki sovetsko-izrail'skikh otnosheniy: «evreyskiy natsional'nyy ochag» v politike SSSR v 1920-e - 1930-e gg. [The origins of Soviet-Israeli relationship: Jewish national home in Soviet policy in 1920-1930] Tyumen', Vektor Buk, 324.
3. Berezhanskaya B.B. 1997. Evreyskie kolkhozy v Krymu [Jewish collective farms in Crimea]. Evrei Kryma: ocherki istorii. Nauchno-issledovatel'skiy tsentr krymovedeniya [Scientific center of Crimea studies]. Simferopol'; Ierusalim: 71-84.
4. Vozgrin V.E. 2013. Istoriya krymskikh tatar: ocherki etnicheskoy istorii korennogo naroda Kryma v 4-kh t. T. 3. [History of Crimean Tatar: essays of ethnic history of indigenous people of Crimea]. 3-e izdanie: stereotipnoe. Simferopol': Tezis, 880.
5. Efimov A. Evreyskaya sovetskaya sotsialisticheskaya respublika v Krymu: k istorii odnogo proekta [Jewish soviet socialistic republic: revising history of the project]. Fond «Moskva-Krym». Available
at: http://web.archive.org/web/20090212214919/http:/www.moscow-crimea.ru/history/20vek/republic.html (accessed; 13.01.2018).
6. Istoriya evreyskogo naroda v Rossii 2017. [History of the Jews in Russia]. Pod red. Mikhaelya Beyzera. Moscow, Mosty kul'tury/Gesharim, 480.
7. Kondratyuk G. 2012. Pereselenie evreev v Krym v usloviyakh politiki korenizatsii (20-e gody XX veka) [Jewish settlement in Crimea in context of Korenizatsia policy]. Ukrayinoznavchiy al'manakh, 7: 94-97.
8. Kostyrchenko G. 2003. Taynaya politika Stalina. Vlast' i antisemitizm [The secret policy of Stalin. The power and anti-Semitism]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 784.
9. Kostyrchenko G. 2010. «Evreyskiy Krym» [«Jewish Crimea»]. Nash sovremennik, 6: 176-193.
10. Krymskaya Kaliforniya: chto Stalin planiroval sdelat' v Krymu [«Crimean California»: what Stalin wanted to do in Crimea]. Available at: https://russian7.ru/post/pochemu-stalin-khotel-pereselit-sovet/ (accessed 21.03.2019).
11. Merezhin A. 1927. Voprosy zemel'nogo ustroystva trudyashchikhsya evreev [Issues of Settlement of Toiling Jews]. Moscow, Izdanie Komzeta, 49. (in Russian).
12. Mitsel' M. 2012. «Poslednyaya glava»: Agro-Dzhoynt v gody Bol'shogo terror [The last chapter: Agro-Joint in years of Great Terror]. Kyiv, Dukh i Litera, 461.
13. Mogarichev K.Yu. 2018а. Dva etapa «Krymskogo proekta»: k postanovke problemy [Two stages of Crimea Project: on definition of problem]. Krymskiy gumanitarnyy vestnik: Sbornik nauchnykh statey. Simferopol': 123-127.
14. Mogarichev K.Yu. 2018в. K voprosu o proektakh evreyskoy avtonomii v Krymu v 1920-1940 gg: istoriograficheskiy aspect [On Projects of the Jewish Autonomy in Crimea 1920-1940: Historiographical Approach]. Uchenye zapiski Krymskogo Federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernad-skogo. Istoricheskie nauki, 4 (70), 2: 85-98.
15. Mogarichev K.Yu. 2019. «Krymskiy proekt» evreyskoy avtonomii v vospriyatii liberal'noy obshchestvennosti SShA (po materialam «The New York Times») [«Crimea project» of Jewish autonomy in perception on liberal American public (on «the New York times» materials)]. Vestnik Volgogradskogo State universiteta. Seria 4. Т. 24, № 3. S. 170-180.
16. Proekt Krymskaya Kaliforniya i khitrost' Stalina. Russkiy Dom. [Project Crimean California and Stalin's cunning. Russian house]. Available at: http://russiahousenews.info/other-story-news/krymskaya-kaliforniya (accessed 21.03.2019).
17. Sovetskoe rukovodstvo otdavalo Krym v ruki evreev [The Soviet leadership gave the Crimea to the hands of the Jews. Russian News Agency]. Russkoe agentstvo novostey. Available at: http://ru-an.info. (accessed 21.03.2019).
18. Sudoplatov P.A. Spetsoperatsii. Lubyanka i Kreml' 1930-1950 gody. [Special operations. Lubyanka i Kreml' in 1930-1950]. Moscow, OLMA-PRESS, 1997. Available at: http://militera.lib.ru/memo/russian/sudoplatov_pa/index.html (accessed 25.03.2019).
19. Benjamini E. 1990. States for the Jews: Uganda, Birobidzan and 34 other Projects. Tel Aviv: Ha-kibbutz ha-meuhad, 384. (in Hebrew).
20. Dekel-Chen J. 2005. Farming the Red Land. New Haven. New York: Yale University Press, 366.
21. Dekel-Chen J. 2007. JCA-ORT-JAS-JDC: One Big Agrarianizing Family. Jewish History, 21: 263-278.
22. Kagedan A.L. 1981. America Jews and the Soviet Experiment: Agro-Joint project, 1924-1937. Jewish Social Studies, 2, 43: 153-164.
23. Kagedan A.L. 1985. Soviet Jewish Territorial Units and Ukrainian-Jewish Relations. Harvard Ukrainian Studies, 9, 1/2: 118-132.
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Могаричев К.Ю. Договор СССР с Агро-Джойнтом (1924 г.) в контексте мифологемы о «Крымской Калифорнии». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. Т. 46. № 3. С. 452-461. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3452-461
Mogarichev K.Yu. Agreement between the USSR and Agro-Joint in context of myth of «Crimean California». Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 2019. V 46. № 3. P. 452-461. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-452-461