Научная статья на тему 'Советское востоковедение в Государственном Дальневосточном университете'

Советское востоковедение в Государственном Дальневосточном университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
востоковедение / китаеведение / ГДУ / ДВГУ / ДВФУ / А.В. Рудаков / преподавание китайского языка / Oriental studies / Chinese studies / Far Eastern State University / Far Eastern Federal University / A.V. Rudakov / Chinese language teaching

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тяньгэ Чу

Статья посвящена обзору развития востоковедения в Государственном Дальневосточном университете (ГДУ) (в дальнейшем – Дальневосточном государственном университете (ДВГУ)) в период с 1920 по 1941 гг., с последующим вниманием к вкладу в послевоенное восстановление университета и развитию дисциплины до 1960-х гг. Цель работы – подробно рассмотреть влияние профессора А.В. Рудакова, его коллег и учеников на преемственность и инновации в области востоковедения, а также их значительный вклад в сохранение и развитие данной дисциплины в условиях советской эпохи. Новизна исследования состоит в том, что для анализа привлекается широкий круг архивных сведений. Делается вывод о значимости разработанных А.В. Рудаковым и его учениками методических подходов, которые лежат в основе обучения и исследований и в современном Дальневосточном федеральном университете; подчеркивается важность сохранения наследия Восточного института и укрепления межкультурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet oriental studies at the State Far Eastern University

The article is dedicated to reviewing the development of Oriental studies at the State Far Eastern University (SFEU) (hereafter referred to as Far Eastern State University (FESU)) during the period from 1920 to 1941, with subsequent attention to the contribution to the post-war recovery of the university and the development of the discipline up to the 1960s. The aim of the study is to thoroughly examine the influence of Professor A.V. Rudakov, his colleagues, and students on the continuity and innovation in the field of Oriental studies, as well as their significant contribution to the preservation and development of this discipline during the Soviet era. The novelty of the research lies in the analysis involving a wide range of archival information. The conclusion is made about the importance of the methodological approaches developed by A.V. Rudakov and his students, which form the basis of teaching and research at the modern Far Eastern Federal University; the importance of preserving the legacy of the Eastern Institute and strengthening intercultural connections is emphasized.

Текст научной работы на тему «Советское востоковедение в Государственном Дальневосточном университете»

УДК 372.881

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-151-155

Дата поступления (Submitted) 27.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 05.04.2024

Советское востоковедение в Государственном Дальневосточном университете

ТЯНЬГЭ ЧУ

Независимый исследователь 690922, Приморский край, г. Владивосток, остров Русский, п. Аякс, 10.

e-mail: tiange64@qq.com

Аннотация. Статья посвящена обзору развития востоковедения в Государственном Дальневосточном университете (ГДУ) (в дальнейшем - Дальневосточном государственном университете (ДВГУ)) в период с 1920 по 1941 гг., с последующим вниманием к вкладу в послевоенное восстановление университета и развитию дисциплины до 1960-х гг. Цель работы - подробно рассмотреть влияние профессора А.В. Рудакова, его коллег и учеников на преемственность и инновации в области востоковедения, а также их значительный вклад в сохранение и развитие данной дисциплины в условиях советской эпохи. Новизна исследования состоит в том, что для анализа привлекается широкий круг архивных сведений. Делается вывод о значимости разработанных А.В. Рудаковым и его учениками методических подходов, которые лежат в основе обучения и исследований и в современном Дальневосточном федеральном университете; подчеркивается важность сохранения наследия Восточного института и укрепления межкультурных связей.

Ключевые слова: востоковедение, китаеведение, ГДУ, ДВГУ, ДВФУ, А.В. Рудаков, преподавание китайского языка

Soviet oriental studies at the State Far Eastern University

TIANGE CHU

Independent researcher 690922, Primorskij kraj, Vladivostok, Ostrov Russkij, p. Ayaks, 10. e-mail:tiange64@qq.com

Abstract. The article is dedicated to reviewing the development of Oriental studies at the State Far Eastern University (SFEU) (hereafter referred to as Far Eastern State University (FESU)) during the period from 1920 to 1941, with subsequent attention to the contribution to the post-war recovery of the university and the development of the discipline up to the 1960s. The aim of the study is to thoroughly examine the influence of Professor A.V. Rudakov, his colleagues, and students on the continuity and innovation in the field of Oriental studies, as well as their significant contribution to the preservation and development of this discipline during the Soviet era. The novelty of the research lies in the analysis involving a wide range of archival information. The conclusion is made about the importance of the methodological approaches developed by A.V. Rudakov and his students, which form the basis of teaching and research at the modern Far Eastern Federal University; the importance of preserving the legacy of the Eastern Institute and strengthening intercultural connections is emphasized.

Keywords: Oriental studies, Chinese studies, Far Eastern State University, Far Eastern Federal University, A.V. Rudakov, Chinese language teaching

Постановка проблемы. Сегодня Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) продолжает занимать лидирующие позиции в российском востоковедении. Здесь проводят исследования, организуют конференции и семинары для обмена мнениями, обучают восточным языкам, готовя будущих востоковедов. Эту эстафету ДВФУ принял у своего предшественника - Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), который, в свою

очередь, продолжил то, что было начато в Восточном институте, работавшем во Владивостоке в 1899-1920 гг.

Некоторые аспекты советского китаеведения на российском Дальнем Востоке были отражены в работах В.Г. Дацышена [1, 2], А.А. Хама-товой [3], А.А. Хисамутдинова [4, 5], Ван Юе [6] и других исследователей. Этой проблеме посвящен сборник «Пути востоковедения на Дальнем Востоке России» [7]. Вместе с тем развитие вос-

токоведения на новом историческом этапе, в Государственном Дальневосточном университете (ГДУ / ДВГУ), не нашло подробного освещения.

В настоящей статье предпринимается попытка исследовать историю востоковедения в ГДУ / ДВГУ, обращая внимание на роль профессора А.В. Рудакова и его учеников в становлении советского востоковедения и сохранении научных и методических традиций бывшего владивостокского Восточного института.

Основная часть. В 1920 г. во Владивостоке открыли Государственный Дальневосточный университет (ГДУ), в который Восточный институт вошел на правах факультета, востоковедение продолжало свое развитие, сохранив прежние наработки. Первым ректором ГДУ стал профессор Восточного института кореевед Г.В. Подста-вин. Несмотря на братоубийственную Гражданскую войну, он сумел обеспечить стабильную работу университета.

Окончание Гражданской войны и установление на российском Дальнем Востоке советской власти в 1922 г. значительно изменило ситуацию. Вместе с Белыми частями Владивосток покинули многие профессора, преподаватели и студенты. Это стало причиной масштабной реорганизации Дальневосточного университета. В начале все высшие учебные заведения влились в университет. Вскоре во Владивосток перевели Читинский университет, которым руководил известный профессор-историк В.И. Огородников (1889-1938) - его назначили и ректором обновленного ГДУ. Новая власть сразу же проверила материальное состояние университета. В соответствующем акте было отмечено, что имущество находится в полной сохранности [8, л. 290-290об.].

С другой стороны, социалистическая революция потребовала реформ в содержании обучения студентов: вводились новые учебные дисциплины, закрывались факультеты, признанные ненужными. Сразу же начались репрессии, связанные с политической «неблагонадежностью», и большую часть профессорско-преподавательского состава вынудили покинуть университет.

Тем не менее, подготовка востоковедов-практиков, то есть переводчиков, считалась важнейшим делом для молодой республики. В основном выпускников готовили с целью подготовки кадров для зарубежных представительств иностранных дел и специалистов по внешней торговле. Университетское начальство сделало заключение, что «по ряду местных и общих условий наиболее благоприятной для этого базой является именно Владивосток, Правление находит безусловно необходимым иметь в составе ГДУ восточный факультет, ограничившись в настоящее время наличием в нем двух отделений - китайского с кафедрой маньчжурского языка и японского с кафедрой корейского языка. Странами-объектами изучения являются Китай

и Япония, сообразно чему и усвоение основных языков на факультете, в достаточной мере их практического применения, должно быть дополнено в необходимом объеме прохождением юридических и политико-экономических дисциплин с соответствующим уклоном» [9, л. 122-122об.].

В то время в университете учились четыре года, но иногда учебный процесс длился всего три года. По понятным причинам студентов было недостаточно, и руководство университета в 1923 г. решило ограничиться только двумя курсами. В результате при Восточном факультете открыли двухгодичные курсы, на которые принимали исключительно лиц пролетарского происхождения [9, л. 122об.].

В результате длительных обсуждений на восточном факультете ГДУ были организованы китайский разряд (с монголо-бурятским и маньч-журо-тунгусским языками) и японский разряд. Для лучшей подготовки существовали кабинеты китаеведения, японоведения и другие дополнительные курсы. Обращалось внимание на английский язык, межкультурную коммуникацию (подробнее об этом см.: [5, с. 79]). Вероятно, по настоянию профессора А.В. Рудакова открыли кабинет маньчжуроведения с монгольским подотделом. Специалистов по преподаванию корейского языка не было, и набор отменили.

Так как на восточном факультете в основном работали выпускники прежнего Восточного института, то и заниматься решили по старым учебным программам [9, л. 311-314]. В те годы большое внимание обращали на политические и общественные дисциплины коммунистического направления [9, л. 315]. Новые веяния не понравились некоторым преподавателям и профессорам, и они покинули университет. Среди них был Н.В. Кюнер, уехавший в Ленинград. По этим причинам уровень востоковедческого образования сразу понизился и не соответствовал университетским академическим стандартам.

В этот период среди властей был популярен лабораторно-групповой метод обучения, когда за весь поток отвечал один студент. Одновременно с этим в университете постоянно проходили «чистки». В результате из университета стали увольнять многих студентов, не имеющих пролетарского происхождения [8, л. 290-290об.].

Политическая обстановка в Азиатско-тихоокеанском регионе значительно ухудшалась из-за японской экспансии, также нужны были специалисты, работающие по линии Коминтерна в Китае. С этой целью значительно увеличилась подготовка военных переводчиков-востоковедов.

Известный китаевед Аполлинарий Васильевич Рудаков занимал в ГДУ должность профессора китайского языка. Он заведовал кабинетом китаеведения. Профессор Рудаков на восточном факультете вел следующие учебные курсы: «"Торгово-промышленная деятельность Китая,

коммерческая таможенная терминология и документы", "Коммерческая и деловая корреспонденция", "Интерпретация текстов по Вэду (курс практический)", "Разговорный, современный официальный литературный китайский язык "Гуани-хуа-чжи-нань", мандаринское наречие, гофюй и фонетика мандаринского наречия, торговые и официальные документы", "Основные элементы китайского литературного языка, газетный стиль, чтение современных газет, пересказ на бай-хуа (практический курс)"» [5, с. 80].

В 1923-1927 гг. деканом восточного факультета ГДУ был известный востоковед Александр Васильевич Гребенщиков (1880-1941), окончивший Восточный институт в 1907 г. [10]. Тогда по рекомендации Рудакова его оставили в Восточном институте с целью написания диссертации. В основном Гребенщиков изучал языкознание и фонетику. Находясь в Китае (1908-1909 гг.), молодой ученый собрал большой лингвистический, этнографический и фольклорный материал, приобрел маньчжурские рукописи. Среди важных научны результатов командировки было и нахождение двух списков «Нишань самани битхэ» («Предания о Нишанской шаманке») - уникального маньчжурского письменного памятника (подробнее об этом см. работу Т.А. Пан [11]). Это позволило ему защитить магистерскую диссертацию на тему «Обозрение маньчжурского памятника шаманства на маньчжурском языке». После нескольких командировок и стажировок Гребенщиков вернулся во Владивосток и заведовал кафедрой маньчжурской словесности в звании и.о. профессора. Экспедиция в Маньчжурию в 1912 г. и посещение населенных пунктов между Айгуном и Сахаляном (Хэйхэ) дала ученому материал для монографии «Маньчжуры, их языки и письменность. С приложением фотоцинкографической и фотолитографической таблиц» (1912). В 1918 г. А.В. Гребенщиков стал профессором Восточного института.

По предложению А.В. Рудакова преподавать в ГДУ стал и другой выпускник Восточного института (1916 г.) Иннокентий Адрианович Клюкин (1889-1938). Он учил студентов монгольскому, бурятскому, тибетскому, калмыцкому, китайскому языкам и монгольским диалектам, а также вел курсы палеографии, истории и фольклора.

В 1920-1930-е гг. востоковеды и ученые занимались в Дальневосточном краеведческом НИИ (открыт при ГДУ летом 1924 г.). Дальневосточные востоковеды изучали самые различные направления гуманитарных наук (от этнографии до археологии). В то же время в ГДУ успешно продолжалось изучение коренных обитателей Приморья и Приамурья [12]. В 1925 г. были заслушаны доклады археолога А.И. Разина, историка И.А. Клюкина, историка И.И. Гапановича и китаеведа А.В. Рудакова [13].

В 1939 г. профессор А.В. Рудаков напечатал монументальный труд «Словарь служебных

слов (сюй-цзы) китайского литературного языка (вень-ань)», над которым работал многие годы. Качество печати в типографии не было высоким [14].

Молодые востоковеды ГДУ (Б.К. Пашков, И.А. Клюкин, Н.П. Овидиев) открыли своими публикациями новую серию «Востоковедение», в «Трудах ГДУ» также были изданы лекции А.В. Рудакова, Т.Д. Червонецкого [5, с. 80] и В.А. Овчинникова.

Велась работа и в востоковедческих обществах. С ноября 1922 г. действовало (сначала с центром в Чите, а затем во Владивостоке) Дальневосточное отделение Всероссийской научной ассоциации востоковедения, созданной декретом ВЦИК в декабре 1921 г. при Народном комиссариате по национальным делам. Работа Ассоциации концентрировалась на двух основных направлениях: историко-этнологическом и политико-экономическом, а главной целью ставилось «сплотить ученых старой школы востоковедения с молодыми востоковедами-марксистами» [15, с. 21]. В 1926 г. во Владивостоке стал работать городской отдел Всесоюзного общества востоковедения.

В 1930-е гг. проблемы с восточным образованием продолжались. Из-за напряженной политической обстановки в регионе власти не могли решиться, что делать с университетом, который на некоторое время закрывали, потом вновь открывали. Соответственно, восточный факультет одно время работал в Хабаровске, где его включили в состав нового Института народного хозяйства. Затем вуз вернули во Владивосток, где он занялся подготовкой специалистов для экспортных и транспортных организаций советского Дальнего Востока (см. об этом: [9, с. 82]).

Своеобразным было и обучение восточным языкам. Часто в ДВГУ организовывали социалистические соревнования по изучению китаеведения, даже практиковались «стахановские методы» по обучению китайского языка. Все было направлено на скоростную подготовку специалистов-востоковедов. Молодые преподаватели часто подвергали критике профессорско-преподавательский состав «старой школы» за их «устаревшие» в преподавании. Особенно им не нравилось система изучения китайской скорописи.

Ряд преподавателей предпочли поменять место работы. Так, Гребенщиков, в 1932 г. покинув университет, перевелся в Дальневосточный филиал Академии наук СССР. В 1935 г. он перевелся уже в Ленинград, где стал руководить секцией маньчжуроведов в Институте востоковедения АН СССР, и в 1939 г. стал доктором филологических наук (без защиты) [16, л. 1-2; 17, л. 1-2].

И.А. Клюкина уволили по политическим мотивам. 17 июля 1938 г. его арестовали, обвинив в шпионаже в пользу Японии. 15 августа 1938 г. его расстреляли (в 1959 г. реабилитирован) [18,

с. 204].

А.В. Рудаков оставался в ДВГУ вплоть до его ликвидации в 1939 г. Одним из его последних учеников был Рудольф Всеволодович Вяткин (19101995, выпуск 1939). После окончания университета тот преподавал на военных курсах, затем уехал в Москву, где стал заведующим кафедрой китайского языка во Всесоюзном институте иностранных языков. В Московском институте востоковедения ученик Рудаков вел курс лекций по древней истории Китая. Он занимался переводом на русский язык работ Мао Цзэдуна [19, с. 3].

В 1949 г. Вяткин стал кандидатом наук. В 19561958 гг. он проводил исследования в Институте китаеведения. После этого работал старшим научным сотрудником Института востоковедения АН СССР [19, с. 3].

Идею восстановления Восточного института А.В. Рудаков сохранял и после окончания войны, изложив ее в небольшой статье в газете «Красное знамя» [20]. После открытия Дальневосточного филиала Академии наук СССР и новых научно-исследовательских институтов Рудаков вновь выступил с инициативой создать научный центр востоковедения [21]. К сожалению, эта инициатива не нашла поддержки.

Дальневосточный государственный университет вновь начал работать после постановления Совета Министров СССР № 1211 от 29 августа 1956 г. Благодаря влиянию международных и внутренних факторов в Советском Союзе появилась возможность дальнейшего реформирования университетского образования и появ-

Литература и источники

ления в программах ДВГУ востоковедческого направления. В Советском Союзе продолжали обращать внимание на соседний Китай, и в 1962 г. в ДВГУ началась подготовка китаеведов.

Большую роль в этом сыграл Михаил Степанович Беловицкий (1911-?), который стал заведовать кафедрой китайского языка в восстановленном университете. После окончания китайского отделения восточного факультета ГДУ в 1937 г. он работал учителем английского языка в г. Уссурийске (1937-1939). Затем он служил в Советской армии (1939-1955), где занимался военной специальной пропагандой. После армии он занимал должности переводчика-референта и редактора газеты на китайском языке [22]. Заместителем Беловицкого на кафедре был Георгий Александрович Ткачук, также ученик профессора А.В. Рудакова. В этом можно усмотреть продолжение традиций и практик востоковедения, сформировавшихся еще в Восточном институте и ГДУ.

Заключение. Профессор А.В. Рудаков и его ученики сыграли большую роль в сохранении и укреплении востоковедческих традиций в преподавании в сложные советские годы. Благодаря им связь с дореволюционным наследием Восточного института не прервалась. Они продемонстрировали гармоничное сочетание академических принципов и стремления сохранить прошлые методические разработки в обучении восточных языков, способствовали дальнейшему развитию науки и усилению межкультурных взаимоотношений.

1. Дацышен В.Г. Изучение китайского языка в России (XVIII - начало XX). Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2011. 214 с.

2. Дацышен В.Г. История русского китаеведения 1917-1945 гг. М.: Весь Мир, 2015. 352 с.

3. Хаматова А. А. Восточный институт ДВГУ - центр востоковедного образования на Дальнем Востоке России // Известия Восточного института. 1999. № 5. С. 35-50.

4. Хисамутдинов А. А. А.В. Рудаков, его коллеги и ученики: Портреты из семейного альбома. Владивосток: Рубеж, 2015. 118 с.

5. Хисамутдинов А.А. На ниве советского востоковедения: к столетию основания Государственного дальневосточного университета // Культура и наука Дальнего Востока. 2020. № 1 (28). С. 76-84.

6. Юе Ван. Китаеведение в Дальневосточном университете: история изучения // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 172-179.

7. Пути развития востоковедения на Дальнем Востоке России = □ : сборник статей и библиография : ¡йЙШ'^^ЭШ / сост. А. С. Дыбовский. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. 349 с.

8. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. Р-117. Оп. 3. Д. 13-а.

9. ГАПК. Ф. Р-117. Оп. 3. Д. 13.

10. ГАПК. Ф. Р-115. Оп. 1. Д. 274.

11. Гребенщиков А.В. Устав шаманской службы маньчжуров / Предисл. и публ. Т.А. Пан // Труды востоковедов в годы блокады Ленинграда (1941-1944). М.: Восточная литература, 2011. С. 117-133.

12. Восточный факультет // Гос. Дальневост. ун-т: Отчет о состоянии на 1-е янв. 1927. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1927. 32 с.

13. Бюллетень Краеведческого научно-исследовательского института при Государственном Дальневосточном университете. Владивосток, 1925. № 1. 86 с.

14. Собрание Т.А. Каракаш (Владивосток). Копия письма А.В. Рудакова Н.В. Кюнеру. Б.д.

15. Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения. 1917-1967 / Отв. ред. Г. Г. Кочарьянц. М.: Наука, ГРВЛ, 1970. 250 с.

16. Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН (АВ ИВР РАН). Ф. 75. Оп. 1. Д. 113.

17. АВ ИВР РАН. Ф. 75. Оп. 2. Д. 1.

18. Люди и судьбы: Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991) / под ред. Я. В. Василькова, М. Ю. Сорокина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 496 с.

19. Бокщанин А.А., Чудодеев Ю.В. Памяти подвижника науки - Рудольфа Всеволодовича Вяткина (к 100-летию со дня рождения) // Общество и государство в Китае: XL научная конференция. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. С. 3-5.

20. Рудаков А.В. Восстановить Восточный институт // Красное знамя. 1946. 1 мая.

21. Собрание Т.А. Каракаш (Владивосток). Копия письма А. В. Рудакова в профессиональный союз работников высших и научных учреждений. Б.д.

22. Се Фэнлин. Преподаватели-китаисты Дальневосточного университета: 1960-1970-е гг. // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 10. С. 84-88.

References

1. Datsyshen V.G. Izuchenie kitayskogoyazyka v Rossii (XVIII - nachaloXX) [Learning Chinese in Russia (XVIII-early XX cent.)]. Novosibirsk, NSU Publ., 2011. 214 p.

2. Datsyshen V.G. Istoriya russkogo kitaevedeniya 1917-1945 gg. [History of Russian Sinology. Years 1917-1945]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2015. 352 p.

3. Khamatova A.A. Vostochnyy institut DVGU - tsentr vostokovednogo obrazovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii [The Eastern Institute of FESU as a Center for Oriental Studies Education in the Russian Far East]. Izvestiya Vostochnogo instituta [Oriental Institute Journal], 1999, no. 5, pp. 35-40.

4. Khisamutdinov A.A. A.V. Rudakov, ego kollegi i ucheniki: Portrety iz semeynogo al'boma [A.V. Rudakov, His Colleagues, and Students: Portraits from the Family Album]. Vladivostok, Rubezh Publ., 2015. 118 p.

5. Khisamutdinov A.A. Na nive sovetskogo vostokovedeniya: k stoletiyu osnovaniya Gosudarstvennogo dal'nevostochnogo universiteta [In the Field of Soviet Oriental Studies: On the Centenary of The Founding of the State Far Eastern University]. Kul'tura i nauka Dal'nego Vostoka [Culture and Science of the Far East], 2020, no. 1 (28), pp. 76-84.

6. Yue Wang. Kitaevedenie v Dal'nevostochnom universitete: istoriya izucheniya [Sinology at the Far Eastern University: The History of Study]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture], 2022, no. 8 (100), pp. 172-179.

7. Puti razvitiya vostokovedeniya na Dal'nem Vostoke Rossii = □ fe : sbornikjtatey i bibliografiya:

[The Development of Oriental Studies in the Russian Far East = □ v7даШШ^^+^Ш/^даЪЙ: Collection of Articles and Bibliography] / comp. by A.S. Dybovskiy. Vladivostok, Far East University Publ., 2014. 349 p.

8. Gosudarstvennyy arkhiv Primorskogo kraya (GAPK) [State Archive of Primorsky Krai (SAPK)]. F. R-117. Op. 3. D. 13-a.

9. GAPK [SAPK] F. R-117. Op. 3. D. 13.

10. GAPK [SAPK]. F. R-115. Op. 1. D. 274.

11. Grebenshchikov A.V., Pan T.A. (Publ., preface) Ustav shamanskoy sluzhby man'chzhurov [Charter of the Manchu Shamanic Service]. Trudy vostokovedov v gody blokady Leningrada (1941-1944) [The Works of Orientalists During the Siege of Leningrad (1941-1944)]. Moscow, Vostochnaya Literatura Publ., 2011, pp. 117-133.

12. Vostochnyy fakul'tet. Gos. Dal'nevost. un-t: Otchet o sostoyanii na 1-eyanv. 1927 [Oriental Department. State Far-Eastern University: Report on the 1 January. 1927]. Vladivostok,State Far-Eastern University Publ., 1927. 32 p.

13. Byulleten' Kraevedcheskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta pri Gosudarstvennom Dal'nevostochnom universitete [Bulletin of the Local History Research Institute at the State Far Eastern University]. Vladivostok, 1925, no. 1, 86 p.

14. Sobranie T.A. Karakash (Vladivostok). Kopiya pis'ma A.V. Rudakova N.V. Kyuneru [T.A. Karakash's private collection (Vladivostok). Copy of a letter from A.V. Rudakov to N.V. Kyuner]. No Date. Unpublished Source.

15. Kuznetsova N.A., Kulagina L.M. Iz istorii sovetskogo vostokovedeniya. 1917-1967 [From the History of Soviet Oriental Studies. 19171967]. Moscow, Nauka; GRVL Publ., 1970. 250 p.

16. Arkhiv vostokovedov Instituta vostochnykh rukopisey RAN (AVIVR RAN) [Archive of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences (AOM IOM RAS)]. F. 75. Op. 1. D. 113.

17. AV IVR RAN [AOM IOM RAS]. F. 75. Op. 2. D. 1.

18. Lyudi i sud'by: Biobibliograficheskiy slovar' vostokovedov - zhertv politicheskogo terrora v sovetskiy period (1917-1991) [People and Fates: A Biobibliographical Dictionary of Orientalists - Victims of Political Terror in the Soviet Period (1917-1991)]. St. Petersburg, Pe-terburgskoe Vostokovedenie, 2003. 496 p.

19. Bokshchanin A.A., Chudodeev Yu.V. Pamyatipodvizhnika nauki - Rudol'fa Vsevolodovicha Vyatkina (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [In Memory of a Science Pioneer - Rudolf Vsevolodovich Vyatkin (on the 100th Anniversary of His Birth)]. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: XL nauchnaya konferentsiya [Society and State in China: The XL Scientific Conference]. Moscow, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2010, pp. 3-5.

20. Rudakov A.V. Vosstanovit' Vostochnyy institut [To Restore the Oriental Institute]. Krasnoe znamya [Red Banner], 1946, May 1st.

21. Sobranie T.A. Karakash (Vladivostok). Kopiya pis'ma A. V. Rudakova v professional'nyy soyuz rabotnikov vysshikh i nauchnykh uchre-zhdeniy [T.A. Karakash's private collection (Vladivostok). Copy of a letter from A.V. Rudakov to the professional union of workers of higher and scientific institutions]. No Date. Unpublished Source

22. Xie Fengling. Prepodavateli-kitaisty Dal'nevostochnogo universiteta: 1960-1970-e gg. [Teachers-Sinologists of the Far Eastern University: the 1960-1970s]. Manuskript [Manuscript], 2019, vol. 12., no. 10, pp. 84-88.

© «Клио», 2024 © Тяньгэ Чу, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.