УДК 342.4; 343.9
Советский народ в начале 60-х годов ХХ века
и современное гражданское общество в системе противодействия преступности: нормативные возможности*
Плетников Виктор Сергеевич,
Уральский государственный юридический
университет, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: pvs80@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-7038-3209
В статье повествуется о конституционно закрепленных возможностях общественности и институтов гражданского общества в деле противодействия преступности. Проводится сравнение Конституции СССР 1936 г. (по состоянию на 1964 г.) и Конституции РФ 1993 г. Итогом исследования является вывод о необходимости повышения значимости борьбы с преступности вплоть до установления конституционной обязанности противодействия ей. Особое внимание обращено на необходимость работы с проектами правовых установлений прошлых исторических периодов в целях повышения эффективности противодействия преступности в современном обществе.
Ключевые слова: общественность; гражданское общество; преступность; конституция; «хрущевская оттепель».
The Soviet people in the early 60s. XX century and modern civil society in the system of combating crime: normative opportunities
Pletnikov Victor Sergeyevich,
Ural State Law University, Candidate of Law,
Associate professor
The article tells about the constitutionally enshrined possibilities of the public and civil society institutions in the matter of combating crime. The article compares the Constitution of the USSR in 1936 (as of 1964) and the Constitution of the Russian Federation in 1993. The result of the study is a conclusion about the need to increase the importance of combating crime before introducing the constitutional obligation to counteract it. Particular attention is paid to the need to work with drafts of legal regulations of the past in order to increase the effectiveness of combating crime in modern society.
Key words: public; civil society; crime; constitution; «Khrushchev's thaw».
Методологические основы исследования
Во-первых, дефиниций, которые характеризуют явление преступности в современной юридической научной и учебной литературе, значительное количество. Будем понимать под преступностью социаль-
но-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление, которое складывается из совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, характеризующихся количественными (состоянием, динамикой) и
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00866 А: Советский конституционализм: доктринальное, юридическое и символическое измерения
качественными (структурой и характером преступности) показателями1.
Во-вторых, воспользовавшись действующим законодательством, по аналогии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции»2, отметим, что противодействие преступности - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по профилактике преступности;
б) по борьбе с преступностью;
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий преступлений.
В-третьих, советский народ в начале 60-х гг. ХХ в., как правило, в нормативных источниках именуется общественностью. Не следует ставить в один ряд современное гражданское общество и общественность. Если смотреть на них с позиции современной теории правового государства, между данными социальными институтами существует принципиальное отличие. В современной юриспруденции под гражданским обществом следует понимать систему отношений, в которой индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, которая основывается на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением3.
Первое отличие четко видно в предложенной формулировке: в советском обществе отсутствует частная собственность, ее существование не допускает господствующая в обществе идеология, т.е. гражданского общества априори в начале 60-х гг. ХХ в. существовать не могло. Второе отличие связано с выбранной народом после социалистической революции и нормативно оформленной моделью государства. Советское государство характеризуется «сращиванием» систем публичной и социальной власти, т.е. фактически невозможно отличить, где заканчивается государство и начинается общество. При этом если попытаться отдельно проанализировать деятельность советского народа в начале 60-х гг. ХХ в. и современного гражданского общества в системе противодействия преступности, то можно сделать ряд весьма оригинальных выводов (но в связи с тем, что такое сравнение можно осуществить по большому количеству параметров, в ходе представленного исследования остановимся только на анализе нормативных возможностей данных субъектов).
В-четвертых, конец 50-х - начало 60-х гг. ХХ века в отечественной истории получил название «хрущевская оттепель». Это период, когда все сферы жизни
общества претерпевают изменения. Народ получает реальную возможность определять границы собственного поведения, непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти, и в первую очередь в части борьбы с преступностью. С позиции нормативных основ организации и деятельности советского общества являются важными решения ХХ1 внеочередного съезда КПСС, поскольку именно на нем Н. С. Хрущев указывает на направление развития общества в ближайшей перспективе. «Советский народ под руководством партии достиг таких вершин... которые дают возможность нашей стране вступить в. период развернутого строительства коммунистического общества»4, т.е. фактически закрепляются первые успехи в деле демократизации общественной жизни и дается «отмашка» на формирование новых нормативных основ будущего коммунистического общества5.
Сравнительный анализ нормативных возможностей участия общественности и гражданского общества в противодействии преступности
Позитивистская природа советского/российского государства обязывает при проведении сравнения осуществлять анализ исходя из действующей на исследуемый период системы законодательства.
Как в советском, так и в современном российском государстве основой системы законодательства, определяющим правовым актом, имеющим нормативное содержание, является конституция:
- Конституция СССР от 5 декабря 1936 г.6;
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.7
С позиции конституционно закрепленных положений видим следующие характеристики отражающие участие общественности и гражданского общества в противодействии преступности.
1. Различное видение, подходы к конституционному регулированию государственно-правовых отношений обязывают начать сравнение с указания на базовые ценности (цели), которые существуют в этих двух отличных друг от друга периодах. Советское общество в качестве базовой ценности рассматривает сохранение молодого социалистического государства, а для современного общества - человек с его правами есть высшая ценность.
Таким образом, текст Конституции СССР во многом посвящен организации и деятельности государства,
1 Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 2015 [Электронный ресурс]. 1^1.: https://znanium.com/ catalog/product/516469 (дата обращения: 27.10.2020).
2 СПС «Гарант».
3 Теория государства и права: учебник: в 2 кн. / отв. ред. А. С. Шабуров, В. С. Плетников. Екатеринбург, 2009. Кн. 2. С. 126.
4 Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза (27 января -
5 февраля 1959 г.). М., 1959. С. 20.
5 См. подробнее: Плетников В. С. Первый шаг в формировании нормативной модели общенародного Советского государства: проблемы и значение для современной России (на примере отечественного конституционного законодательства) // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 5. С. 16-21.
6 URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/ red_1936/ (дата обращения: 27.10.2020).
7 URL: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 27.10.2020).
а текст Конституции РФ фактически до 2020 г. был в основном источником для возвышения человека и лишь после последних изменений приобрел сбалансированный характер, позволяющий обеспечить сохранение российского государства в эпоху глобальных изменений миропорядка, а как следствие, достижений пореформенной России. Следуя данной логике, применительно к теме исследования необходимо отметить, что Конституция СССР должна в основном содержать упоминания о противодействии преступности, но только той, где объектом является государство и его интересы. Российская же конституция, придерживаясь указанных выше положений, должна устанавливать конституционно-правовые основы противодействия преступности с позиции человеческих интересов и ценностей.
Анализ указанных основных законов подтверждает сделанные умозаключения. Данные ценности обозначены, а следовательно, любой правоохранительный орган, в компетенцию которого входит борьба с преступностью, в случае посягательства на любую из конституционных основ должен незамедлительно принять меры для восстановления социальной справедливости.
Проблема в том, что советская Конституция не содержит ни одного упоминания о таком социальном явлении, как преступность. И, наверно, это не удивительно, ведь если обратить внимание на дату ее принятия, то становится понятным, что исторический период ставил перед законодателем несколько иные задачи.
В свою очередь, российская Конституция содержит 11 упоминаний о существовании в современном обществе такого социального явления, как преступность (ст. 20, 47, 48, 49, 50, 52, 63, 93, 98, 125, раздел 2). Но и здесь, ситуация складывается парадоксальным образом. В десяти из одиннадцати упоминаний речь идет о лицах обвиняемых (подсудимых, осужденных и т.д.) в преступлениях, т.е. о профилактике «повторных» преступлений (преступлений в отношении лиц, заподозренных, подозреваемых (и других лиц) в совершении преступлений). И вот здесь уже отечественным криминологам необходимо озадачиться введением в научный оборот термина, отражающего природу закрепленных в Основном законе российского государства положений. Сегодня данное правовое явление остается юридически не исследованным. И наверно, несколько странным для Основного закона является такое внимание к правам данной категории лиц. В конституции реже идет речь даже о мире!
Лишь ст. 52 Конституции РФ содержит требования по профилактике возможных преступлений в отношении потерпевшего.
При этом в современной отечественной конституции, также как и в Конституции СССР, нет ни одного прямого упоминания о необходимости борьбы с преступностью или минимизации последствий от преступлений! И это не может не вызывать вопросов.
2. Любопытным фактом является отсутствие какого-либо упоминания об общественности в Конституции СССР. Хотя если обратить внимание на отраслевое законодательство, то, например, ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 г., которая называлась «Привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений», указывала, что «Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений...».
В Конституции РФ до 2020 г. также не было никаких упоминаний о гражданском обществе. Первое упоминание появляется после изменений, внесенных в текст конституции в 2020 г., но они никак не относятся к участию гражданского общества в противодействии преступности, а лишь закрепляют, что Правительство РФ должно осуществлять меры по поддержке институтов гражданского общества. При этом аналогичным с советским периодом образом в отраслевом законодательстве содержится значительное число правовых норм, которые регулируют участие гражданского общества в противодействии преступности. Например, ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает, что одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является сотрудничество органов власти, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества1.
Отечественное законодательство, его авторы, бережно хранят советские традиции в вопросах участия общественности (гражданского общества) в противодействии преступности. Ярким примером является «живучесть» «Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка» (утвержденное Постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 30 марта 1960 г. № 435)2, которое в 2014 г. обрело новую жизнь в форме Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»3. И общественность/гражданское общество вновь стали участвовать в охране общественного порядка.
3. Если не вдаваться в терминологию, а обратить внимание на содержательную характеристику конституционных положений, следует отметить, что каждый из обозначенных основных законов создают качественную основу участия общественности/гражданского общества в противодействии преступности.
Конституция СССР, например, закрепляет существование такого социального института, как Комитет
1 СПС «Гарант».
2 Библиотека нормативно-правовых актов СССР [Электронный ресурс]. URL: http://www.iibussr.ru/doc_ussr/usr_5519. htm (дата обращения: 27.10.2020).
3 СПС «Гарант».
партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ст. 70), который анализирует вопросы, связанные с укреплением партийной дисциплины, с повышением ответственности коммунистов за претворение в жизнь политики партии1. Как известно, в 1965 г. данный комитет был непосредственно назван Комитетом народного контроля СССР. Его низовые звенья (общественность) активно участвовали в борьбе с преступностью, обеспечивали должный уровень представления народа в государственных (и не только) вопросах. Либо ст. 126 Конституции СССР, которая закрепляла право граждан СССР объединяться в общественные организации для борьбы за построение коммунистического общества, т.е. в том числе противодействовать преступности различного вида и уровня.
В Конституции РФ в п. б ч. 1. ст. 72 закрепляется, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а если обратиться к ч. 1 ст. 3, в которой сказано, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который, например, в соответствии с ч. 1 ст. 30 имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, то вывод напрашивается сам собой - гражданское общество имеет полное право участвовать в противодействии преступности.
Вывод
В завершение необходимо отметить, что современное российское общество и государство в полной мере следуют тем традициям, которые были заложены ранее, в советском обществе, и сегодня являются надежным ориентиром в вопросах государственно-правового строительства. Но для повышения эффективности организации государственно-правовой жизни необходимо двигаться вперед искать те пути, которые позволят избежать ошибок, допущенных на предыдущих этапах конституционного правового регулирования.
Например, обратить внимание на отдельные незавершенные по субъективным обстоятельствам попытки конституционного урегулирования государственно-правовой жизни. Так, можно вспомнить, что признание факта построения развитого социализма в советском государстве 60-х гг. ХХ в., принятие третьей программы КПСС обязало власть начать работу над новым текстом Основного закона страны, который был готов к лету 1964 г. И уже вот здесь вы видим несколько иное отношение к вопросам противодействия преступности. Как известно, данный проект не был реализован в той редакции, над которой трудились в течение трех лет. И здесь законодатель, предусматривает самостоятельную главу (XXIII),
1 Виноградов Л. К. Комитет партийного контроля [Электронный ресурс]. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/063/294.htm (дата обращения: 27.10.2020).
которую называет «Народный контроль», т.е. предлагается установить, что в стране существует народный контроль за деятельность государственных, хозяйственных организаций, предприятий, учреждений и должностных лиц во всех областях жизни общества, который осуществляется гражданами СССР, органами партийно-государственного контроля и общественными организациями трудящихся. В рамках народного контроля уполномоченные субъекты имеют право: проверить исполнение законов и дисциплины, пресечь злоупотребление властью, способствовать искоренению бюрократизма и волокиты . Таким образом, предлагается «правильная» формулировка, которая мало того, что способствовала бы переходу к иной системе ценностей (нечто среднее между всевластным государством и всемогущим человеком), так еще бы позволила формировать правильное правовое сознание граждан страны в вопросах отношения к регулированию (конституционному) общественных отношений.
Библиографический список
1. Виноградов Л. К. Комитет партийного контроля / Л. К. Виноградов [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/063/294.htm (дата обращения: 27.10.2020).
2. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https:// znanium.com/catalog/product/516469 (дата обращения: 27.10.2020).
3. Плетников В. С. Первый шаг в формировании нормативной модели общенародного Советского государства: проблемы и значение для современной России (на примере отечественного конституционного законодательства) / В. С. Плетников // Государственная власть и местное самоуправление. -2020. - № 5. - С. 16-21.
4. Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза (27 января - 5 февраля 1959 г.). - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - 592 с.
5. Теория государства и права: учебник: в 2 кн. / отв. ред. А. С. Шабуров, В. С. Плетников. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. - Кн. 2. - 195 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vinogradov L. K. Komitet partijnogo kontrolya / L. K. Vinogradov [Elektronnyj resurs] URL: https://www. booksite.ru/fulltext/1/001/008/063/294.htm (data obrashcheniya: 27.10.2020).
2. Kriminologiya: uchebnik / pod red. V. N. Kudryavceva, - 5-e izd., pererab. i dop. - M.: YUr. Norma, NIC INFRA-M, 2015 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://znanium.com/catalog/product/516469 (data obrashcheniya: 27.10.2020).
3. Pletnikov V. S. Pervyj shag v formirovanii normativnoj modeli obshchenarodnogo Sovetskogo gosudarstva: problemy i znachenie dlya sovremennoj Rossii (na primere otechestvennogo konstitucionnogo zakonodatel'stva) / V. S. Pletnikov // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2020. - № 5. - S. 1621.
4. Stenograficheskij otchet vneocherednogo XXI s"ezda Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza (27 yanvarya - 5 fevralya 1959 g.). - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1959. - 592 s.
5. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik: v 2 kn. / otv. red. A. S. SHaburov, V. S. Pletnikov. - Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2009. - Kn. 2. - 195 s.