Научная статья на тему 'Общесоциальные меры противодействия сексуальной насильственной преступности в семье'

Общесоциальные меры противодействия сексуальной насильственной преступности в семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
714
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНАЯ НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СЕМЬЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ РОДСТВЕННИКОВ И ЧЛЕНОВ СЕМЬИ / SEXUAL VIOLENT CRIME / COUNTERACTION OF SEXUAL VIOLENT CRIME IN A FAMILY / SEXUAL VIOLENCE CONCERNING RELATIVES AND FAMILY MEMBERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамулян Кристина Владимировна

В статье освещаются некоторые вопросы противодействия сексуальной насильственной преступности в семье. Рассматриваются отдельные меры общесоциального предупреждения, необходимые для минимизации данного вида преступности. Обусловливается необходимость принятия законодательных и иных подзаконных нормативных актов с целью противодействия сексуальной насильственной преступности в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-social measures counteractions the sexual violent crime in a family

In the article illumination of some questions of counteraction of sexual violent crime in a family is given. The separate measures of the all-social prevention necessary for minimization of this type of crime are considered. Need of adoption of legislative and other subordinate regulations for the purpose of counteraction of sexual violent crime in a family is caused.

Текст научной работы на тему «Общесоциальные меры противодействия сексуальной насильственной преступности в семье»

K.V. Mamuljan, Adjunct of a Chair of Criminal Law of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: 88612584050.

All-social measures counteractions the sexual violent crime in a family

In the article illumination of some questions of counteraction of sexual violent crime in a family is given. The separate measures of the all-social prevention necessary for minimization of this type of crime are considered. Need of adoption of legislative and other subordinate regulations for the purpose of counteraction of sexual violent crime in a family is caused.

Key words: sexual violent crime, counteraction of sexual violent crime in a family, sexual violence concerning relatives and family members.

Мамулян Кристина Владимировна

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612584050)_

Общесоциальные меры противодействия сексуальной насильственной преступности в семье

В статье освещаются некоторые вопросы противодействия сексуальной насильственной преступности в семье. Рассматриваются отдельные меры общесоциального предупреждения, необходимые для минимизации данного вида преступности. Обусловливается необходимость принятия законодательных и иных подзаконных нормативных актов с целью противодействия сексуальной насильственной преступности в семье.

Ключевые слова: сексуальная насильственная преступность, противодействие сексуальной насильственной преступности в семье, сексуальное насилие в отношении родственников и членов семьи.

Семья должна оставаться основой стабильности и благополучия общества в том случае, если общество хочет быть цивилизованным. Оно обязано заботиться о нравственной чистоте семейных уз. В подтверждении того, что семья представляет собой важный социальный институт в государстве, Конституция РФ провозгласила: «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Именно в соответствии с этим конституционным принципом должна выстраиваться социальная политика государства. Уже в 1996 г. определено, что государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение и повышение качества жизни семьи [2]. Несмотря на то что в нашем государстве охрана и защита семейных отношений всегда была и остается одним из приоритетных направлений деятельности как общественности, так и правоохранительных и пра-

воприменительных органов, в некоторых семьях существуют антиобщественные, в том числе и преступные проявления в отношении членов семьи и родственников.

Семейному насилию в работах ученых всегда уделялось и уделяется большое внимание, но о сексуальном насилии в семье до настоящего времени говорилось явно не достаточно. Вместе с тем, необходимо отметить, что именно эта форма проявления насилия наиболее опасна, поскольку действия сексуальных насильников посягают не только на половую неприкосновенность и половую свободу человека, и его здоровье, но и на честь, достоинство и даже жизнь. По сравнению с общим числом зарегистрированных преступлений насильственного характера, количество сексуально-насильственных преступлений составляет 10 %. Столь высокий уровень домашнего насилия в значительной мере связан с отсутствием у нас системы ранней профилактики и комплексного подхода к решению проблемы домашнего насилия. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины. Несмотря на бесспорный прогресс в деле обеспечения равноправия

146

полов, миллионы жительниц планеты продолжают подвергаться дискриминации на работе и страдают от домашнего насилия, в том числе и сексуального.

Проблема заключается в том, что статистические данные не в полной мере соответствуют действительному положению дел, так как преступления насильственного сексуального характера традиционно обладают большой степенью латентности, а сексуальное насилие в семье вообще не отражено в правовой и криминологической статистике. Поскольку нет статистики, постольку и нет серьезных разработок противодействия сексуальному насилию в семье. О необходимости такого противодействия свидетельствуют данные о том, что из десяти насильственных сексуальных посягательств как минимум три совершено именно в отношении детей, супругов, других родственников (в том числе и близких). На первый взгляд, цифры не слишком угрожающие, но опасность таких посягательств заключается в том, что они подрывают семейные устои и развращают общество изнутри, исподволь показывая, прежде всего, детям и молодежи возможность отказаться от ценностей человечества, разорвать существование кровных или родственных узов между жертвой и насильником.

Необходимость минимизации влияния преступности на жизнь общества всегда была и остается одной из важнейших задач государства. До недавнего времени учеными и практическими сотрудниками употреблялся термин «борьба с преступностью». Следует отметить, что этот термин широко применяется и в международных соглашениях, российских законодательных актах, правовых и официальных документах. Термин «борьба» означает «стремиться уничтожить, искоренить что-нибудь; сражаться, стремясь победить; нападая, стараться осилить в единоборстве». Вместе с тем, современная криминология установила невозможность полного искоренения преступности даже в цивилизованном обществе. Учеными-криминологами достаточно давно решается вопрос о дефиниции двух терминов, определяющих процесс противодействия преступности: «борьба» с преступностью и «противодействие» преступности. Термин «борьба» с преступностью, по мнению автора, имеет право на существование. В то же время, как видно из международных конвенций, законодательных актов, правовых и официальных документов, работ по оперативно-розыскной деятельности, этот термин подразумевает разноплановую деятельность правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Как справедливо отмечает Ю.В. Трунцевский, «борьба» как деятельность возможна только со стороны государственных

органов, наделенных правоохранительными функциями [3, с. 202]. Мы же полагаем, что противодействовать преступности могут и должны и общественные организации, и средства массовой информации, и частные лица.

О важности определений и терминов в праве писали многие ученые. Так, Н.Н. Полянский, по мнению которого «дать надлежащую форму, определяющую термин, - это иногда может иметь значение не меньшее, чем иное даже серьезное техническое открытие» [4, с. 132]. В.М. Савицкий в своих работах подчеркивал особенность терминов: «Они выполняют роль стержня, вокруг которого концентрируются все другие языковые единицы, служат скелетом, который обрастает, обволакивается словесной тканью» [5, с. 9].

В последнее время термин «противодействие преступности» все чаще встречается в трудах ученых. Он неоднозначно воспринимается учеными. Так, А.И. Долгова говорит о том, что из этого термина не совсем ясно, кто кому противодействует: государство преступности или преступность - обществу, государству. Он не отражает сути рассматриваемой деятельности, не отражает всего комплекса мер воздействия на преступность как на социальное явление со сложным причинно-следственным комплексом [6, с. 209]. Ю.В. Трунцевский, наоборот, утверждает, что в международных соглашениях универсального характера по отношению к преступности применяется термин «противодействие» [3, с. 203]. С.И. Ожегов «противодействие» определяет как «действие, препятствующее другому действию» [7, с. 298]. Аналогичное определение противодействия дается и в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой: «Противодействовать значит оказывать противодействие, сопротивление, препятствовать» [8, с. 534].

Действительно, термин «противодействие преступности» официально используется в международных документах, российских законодательных актах и иных нормативных документах. Российская академия наук и Институт государства и права также употребляет термин «государственная политика противодействия преступности», который и будет нами употребляться в дальнейшем.

Процесс противодействия преступности сложен и многогранен. В него, по нашему мнению, должны быть включены профилактика отдельных видов преступлений, предотвращение их совершения, а также предупреждение совершения преступлений. Следовательно, для разработки основных направлений противодействия сексуальной насильственной преступности в семье необходим комплекс правовых и социальных мер, в частности, разработка мер общесоциального и специального криминоло-

147

гического предупреждения и профилактики данному виду преступности. Под предупреждением преступности понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях предупреждения преступности и устранения причин, ее порождающих. Профилактика преступности определяется как меры по правовому воспитанию и обучению населения, проведению профилактических бесед, вынесению официальных предостережений, профилактический учет, профилактическая помощь, профилактическая паспортизация объектов, криминологическая экспертиза, профилактические предписания.

По совершено справедливому мнению А.Н. Ильяшенко, «важнейшим направлением общесоциальной профилактики насильственной преступности в семье является разработка и осуществление на всех государственных уровнях государственной семейной политики как составной части социальной политики в целом» [9, с. 355]. Ученый отмечает необходимость разработки и принятия специального Федерального закона «О социальной роли и поддержке семьи как основной ячейки общества» [9, с. 354]. Очевидна необходимость создания экономических, организационно-правовых и иных предпосылок для того, чтобы семья вновь стала основной ячейкой общества и заняла подобающее положение в нравственном и физическом воспитании детей. По мнению Н.С. Шерстневой, цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни [10, с. 74].

По мнению Салии Мурзабаеваевой (заместитель председателя Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств -участников СНГ по социальной политике и правам человека), действующие в России в настоящее время нормативные правовые акты в отношении насилия над женщинами, в том числе домашнего, направлены в основном на устранение последствий случившегося. В России действуют два международных акта - Всеобщая декларация прав человека (1948) и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Как и ученые-криминологи, представители общественности и парламентарии высказывают необходимость принятия федерального закона о профилактике насилия в семье и помощи пострадавшим от него.

Известно, что система духовно-нравственных факторов, обусловливающих совершение преступных посягательств, довольно разнообразна. Важнейшим из них является отсутствие государственной идеологии, которая формирует

законопослушное поведение граждан. Идеологический вакуум, существующий в сознании россиян, внедряется культом обогащения незаконным путем. В жизни общества происходит распространение традиций, правил и иных атрибутов криминальной субкультуры [11, с. 12]. Таким образом, осуществляется глобальная криминализация сознания и поведения россиян, что, несомненно, оказывает соответствующее влияние и на отношения в семье.

Необходимо отметить, что мощным фактором духовно-нравственного характера стало широкое распространение среди населения России правового нигилизма. Массовый правовой нигилизм стал следствием слабости государственной власти, которая оказалась неспособной обеспечить конституционные и иные юридические права граждан на трудовую занятость, своевременную выплату зарплат, пенсий, пособий. При такой ситуации авторитет закона и государства стал стремительно падать. Пораженная недугом правового нигилизма, часть населения России спокойно игнорирует юридические нормы, в том числе и уголовно-правовые запреты.

Вполне естественно, что преступник и его жертва - личности диаметрально противоположные. Но это традиционное понимание достаточно сложно применимо к ситуации, когда преступник и потерпевший - родственники или члены семьи. Их связывают узы родства, узы крови. Следовательно, первоочередной мерой, которая должна применяться в рамках общесоциального противодействия сексуальной насильственной преступности в семье, - это воспитание уважения к семье, семейным ценностям. Воспитание должно происходить как в самой семье, так и в детских учебных и воспитательных учреждениях. Криминологи отмечают, что чаще всего преступления сексуально-насильственного характера совершаются в семьях, где родители редко бывают дома, дети предоставлены сами себе. Прогрессивная криминология рассматривает семейное воспитание как несомненную необходимость.

Для более полного изучения ситуации необходим небольшой исторический экскурс. Двадцатые годы прошлого века характеризуют период становления различных форм народного участия граждан в охране общественного порядка. Одной из них явился институт сельских исполнителей, в основу которого был положен опыт работы местных органов власти по привлечению крестьянства к оказанию содействия милиции. Так, с ноября 1928 г. в Нижнем Тагиле стали организовываться ячейки общества содействия милиции. Важным шагом на пути их организационного укрепления и правовой регламентации явилось постановление СНК РСФСР «Об обществах содействия органам

148

милиции и уголовного розыска» от 25 мая 1930 г. (ОСОДМИЛ) [12, с. 324], которое установило структуру, права и обязанности участников обществ.

В начале 30-х гг. ХХ в. ОСОДМИЛ был реорганизован в бригады содействия милиции, состоявшие непосредственно при управлениях милиции. Они, как и институт сельских исполнителей, в предвоенный период и после окончания войны оставались основными организационными формами участия граждан в охране общественного порядка. В период Великой Отечественной войны в охране общественного порядка также принимали участие добровольные рабочие отряды. Следует отметить, что с начала 1940-х гг. происходил спад участия граждан в охране общественного порядка. Как известно, это был один из самых тяжелых периодов для страны и народа.

В дальнейшем важнейшей формой вовлечения граждан в работу по укреплению общественного порядка стали добровольные народные дружины (ДНД). Впоследствии развитие деятельности народных дружин шло по пути их специализации. Примерным положением о добровольных народных дружинах, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» от 20 мая 1974 г. № 379 [13, ст. 67], было предусмотрено создание оперативных комсомольских отрядов дружинников (ОКОД). Участие граждан в обеспечении правопорядка осуществлялось также в таких организационно-правовых формах, как комиссии по борьбе с пьянством, домовые (уличные) комитеты, общественные воспитатели, советы рабочей чести и др. Представляется целесообразным отметить деятельность общественных пунктов охраны общественного порядка. Порядок их организации и деятельности определялся специальным Положением [14, с. 772]. Достаточно широко использовалось и личное участие граждан в обеспечении правопорядка в качестве внештатных сотрудников милиции. Во времена «перестройки» все общественные организации содействия правоохранительным органам были упразднены.

Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы активно возрождаются общественные объединения и иные формирования, деятельно участвующие в обеспечении правопорядка. К ним, например, относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях (независимо от форм их собственности), общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, раз-

личные добровольные объединения по охране общественного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содействия милиции, отряды самообороны и др.

Как справедливо отмечает академик В.Н. Кудрявцев, «сочетание развития правоохранительной системы в условиях демократии с усилением контроля над преступностью -трудная, но вполне осуществимая задача» [15, с. 196]. Проводимые исследования дают основания полагать, что только «это сочетание -единственный рациональный путь противодействия преступности, возможный и целесообразный в условиях современной цивилизации». Таким образом, профилактические специально-криминологические меры противодействия сексуально-насильственной преступности в отношении членов семьи и родственников необходимо сочетать с мерами общесоциального предупреждения данному виду преступности, с совершенствованием правоохранительной системы и законодательства.

Следовательно, половое воспитание подростков в семье, беседы с родителями психологов и сексологов, в том числе подростковых и детских, организацию досуга семьи и детей, совместный культурный отдых необходимо сочетать с пропагандой средствами массовой информации традиционных семейных ценностей, общественным обсуждением Федерального закона «Об образовании». Кроме того, приоритетным направлением общесоциального предупреждения насильственной преступности в семье является совершенствование профилактической работы в общеобразовательных учреждениях. Половое воспитание мальчиков и девочек все-таки должно производиться по-разному, с учетом возрастных и половых особенностей объектов воспитания.

Важно определить широкий комплекс взаимосвязанных мер и средств, направленных на выявление и устранение причин сексуально-насильственных преступлений, совершаемых в отношении родственников и членов семьи, и условий, способствующих их совершению. Необходимы профилактические беседы, проводимые подготовленными сотрудниками соответствующих правоохранительных и контролирующих органов, а также работниками других субъектов профилактики правонарушений с лицами, совершившими правонарушение и от которых вновь можно ожидать совершения правонарушений. Кроме того, следует проводить профилактические меры в отношении лиц, поставленных на профилактический учет,

149

состоящие в наблюдении за их поведением; воспитательном воздействии на них; пресечении фактов их антиобщественного поведения; устранении условий, которые могут способствовать совершению ими правонарушений. По результатам профилактических проверок, осуществляемых представителями соответствующих общественных организаций, необходимо направлять в соответствующие правоохранительные и контролирующие органы собранные материалы с указанием мер, подлежащих выполнению для устранения (нейтрализации) причин и условий правонарушений, срок их осуществления и ответственность за невыполнение. При проведении профилактических мероприятий необходимо помнить о принципах профилактики правонарушений: законности, гуманности, уважении прав и свобод личности, экономической и социальной целесообразности, индивидуализации и дифференциации мер воздействия.

Таким образом, под понятием «противодействия сексуальной насильственной преступности в семье» следует в основном понимать следующие виды деятельности:

предупреждение сексуально-насильственных преступлений, совершаемых в отношении родственников и членов семьи;

проведение профилактических мер, применяемых в отношении лиц, склонных к семейному сексуальному насилию;

формирование законодательства по противодействию исследуемого вида преступности, в том числе принятие федерального закона по профилактике насилия в семье и помощи пострадавшим от него;

организация процессуальных форм применения данного законодательства, законодательства об исполнении наказаний и исправлении осужденных;

осуществление организационно-правовых мер, направленных на соблюдение указанного законодательства;

устранение и ликвидация причин и условий, порождающих преступления сексуально-насильственного характера в отношении родственников и членов семьи, проведение других мероприятий по предупреждению данных преступных проявлений;

проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений;

расследование указанных преступлений; привлечение виновных к ответственности, исполнение наказаний и исправление осужденных.

1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

2. Об Основных направлениях государственной семейной политики: указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

3. Трунцевский Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере (уголовно-правовой и криминологический аспекты): дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2003.

4. Полянский Н.Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. 1938. № 5.

5. Савицкий В.М. Язык процессуального закона. М, 1997.

6. Долгова А. И. Криминология: учеб. М, 2001.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993.

8. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М, 1987. Т. 3.

9. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.

10. Шерстнева Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: моногр. М.: Юстицинформ, 2006.

11. Анисимов В.М. Криминальная субкультура. Уфа: Уфимск. юрид. инст. МВД России, 1997.

12. СУ РСФСР. 1930. № 25.

13. О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 // СП СССР. 1974. № 12.

14. Положение об общественных пунктах охраны правопорядка в РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 27.

15. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.

1. Constitution of the Russian Federation // LRS ConsultantPlus. 2012.

2. About the Main directions of the state family policy: decree of the President ofthe Russian Federation of May 14, 1996 № 712 // Col. legislations of the Russian Federation. 1996. № 21. Art. 2460.

3. Truntsevskiy Ju.V. Protection of copyright and the adjacent rights in the audiovisual sphere (criminal and legal and criminological aspects): dis. ... Doctor of law. M, 2003.

4. Polyanskiy N.N. About terminology of the Soviet law // Problems of the socialist right. 1938. № 5.

5. Savitskiy V.M. Language of the procedural law. M, 1997.

150

6. Dolgova A.I. Criminology: studies. M., 2001.

7. Ojegov S.I. Shvedova N.Ju. Explanatory dictionary of Russian. M.: AZ, 1993.

8. Russian dictionary: in 4 p. / ed. by A.P. Evgenyeva. M, 1987. P. 3.

9. Ilyashenko A.N. Counteraction of violent crime in a family: legal and criminological aspects: dis. ... Doctor of law. M, 2003.

10. Sherstneva N.S. Concept, essence and system of the principles of a family law: monogr. M.: Justitsinform, 2006.

11. Anisimov V.M. Criminal subsack round. Ufa: Ufimsk. leg. Inst-t of the Ministry of the Interior of Russia, 1997.

12. SOU OF RSFSR. 1930. № 25.

13. About further improvement of activity of voluntary national teams on protection of a public order: the resolution of the Central Committee of CPSU and Council of ministers of the USSR of May 20, 1974 № 379 // SP USSR. 1974. № 12.

14. The provision on public points of protection of a law and order in RSFSR // Sheets of the Supreme Council of RSFSR. 1980. № 27.

15. Kudryavtsev V.N. Crime genesis. Experience of criminological modeling. M., 1998.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.