Ильяшенко Алексей Николаевич
доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Краснодарского университета
МВД России по научной работе (тел.: +78612584050)
Сапрунов Александр Георгиевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета
(e-mail: [email protected])
Перспективы законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» в контексте мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье
В статье рассматриваются положения законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия». Оцениваются перспективы его эффективного применения в противодействии сексуальной насильственной преступности в семье.
Ключевые слова: насильственная преступность, бытовое насилие, сексуальная преступность, специально-криминологические меры противодействия.
A.N. Ilyashenko, Doctor of Law, Professor, Deputy Head on Scientific Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584050;
A.G. Saprunov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Criminal Law of the Kuban State Agrarian University; e-mail: [email protected]
Prospects of the bill «On prevention of domestic violence» for the purposes of countermeasures against domestic sexual violent crimes
The article presents the provisions of the bill «On prevention of domestic violence». The prospects of its effective application in countermeasures against domestic sexual violent crimes are evaluated.
Key words: violent crime, domestic violence, sexual crime, especially criminological countermeasures.
В Российском государстве защита и охрана семейных отношений всегда была и остается одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Это означает, что защита и охрана интересов семьи не является сугубо личным делом самого человека и членов его семьи, а возводится в ранг общегосударственной политики. Без сомнения, успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства в этой области. В целях реализации конституционных принципов Государственной Думой РФ принят ряд законов, содействующих охране и защите интересов семьи [1; 2; 3]. Вместе с тем, необходимо отметить, что наибольшее их число создано в целях реализации различных форм и мер
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание в законах уделяется вопросам опеки и попечительства, а также защиты интересов тех несовершеннолетних, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации. В рамках семейной государственной политики приняты подзаконные правовые акты [4; 5; 6].
В 2008 г. в Государственную Думу РФ направлен общественный проект Концепции государственной семейной политики [7, с. 6]. В соответствии с положениями Концепции государство, как партнер семьи, призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. Концепцией определены цели и поставлены задачи деятельности государства и общества в семейной политике на ближайшее будущее.
49
Основным предназначением семьи является жизнеохранительная, воспитательная, психологическая, репродуктивная и сексуальная функции. Государство и общество должны создавать благоприятные условия для осуществления этих функций семьей.
1 июня 2012 г. Президентом РФ подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [8], которым утверждена национальная концепция отечественной политики, направленной на защиту интересов детей на указанный период. В Стратегии отмечаются те недостатки, которые существуют в нашей стране: недостаточная эффективность механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей; тяжелое экономическое положение многодетных семей; распространенность семейного неблагополучия; низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми и др. Подчеркивается недопустимо широкое распространение жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей.
Проблемы, указанные в данном документе, являются обязательными при рассмотрении вопросов общесоциальных мер противодействия сексуальному насилию в семье. Именно на них следует обратить особое внимание при разработке методов и средств предотвращения семейного сексуального насилия. Значительное влияние на семью оказывают перемены, происходящие в экономической, политической и культурной жизни России в течение последних лет. Возникающие серьезные проблемы во всех областях жизнедеятельности семьи необходимо решать совместными усилиями членов семьи, государственных органов и общественных организаций. Существует заметное противоречие между необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи и развитием каждого отдельного ее члена и адекватными возможностями большинства семей.
Вместе с тем, охране и защите семьи в целом до сих пор уделяется недостаточно внимания. Как уже отмечалось, не приняты ни Концепция государственной семейной политики, ни Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», проект которого внесен на рассмотрение Государственной Думы еще 18 октября 2007 г. Исполнены не все поручения Президента РФ, предусмотренные в Стратегии 2012 г. [9, с. 358]. Нами еще в 2003 г. указывалось на необходимость разработки и принятия специального федерального закона о социальной роли
и поддержке семьи как основной ячейки общества, о профилактике насилия (в том числе и сексуального) в семье и помощи пострадавшим от него. И наконец, наметились реальные шаги в указанном направлении.
1 октября 2015 г. председателем Совета по правам человека при Президенте РФ Михаилом Федотовым главе государства был передан законопроект «О профилактике семейно-быто-вого насилия» с просьбой внести его на рассмотрение Государственной Думы. Указанный законопроект вызвал широкую полемику среди общественности. Противники законопроекта отмечают, что принятие закона нарушит принцип «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи» (ст. 1 Семейного кодекса РФ) и приведет к осуществлению произвольных репрессий в отношении граждан и семей, мотивируя это тем, что под понятие «семейно-бытового насилия» можно подвести любые повседневные события семейной жизни [10]. Учитывая, что насильственные сексуальные преступления являются неотъемлемой частью насильственной преступности в семье, обратимся к анализу положений указанного законопроекта в контексте мер противодействия насильственной преступности в семье.
Во вступительной записке законопроекта констатируется отсутствие в стране на сегодняшний день системного подхода к проблеме семейно-бытового насилия (в том числе и сексуального), профилактики такого насилия и работы с потенциальными нарушителями. Отмечается также отсутствие действенных программ по реабилитации и защите жертв семейного насилия. Справедлив тезис и о высокой латентно-сти насилия в семье. Так, в 83% преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних преступник и жертва были знакомы между собой. Наибольшее количество таких преступлений совершается сожителями матерей и сводными братьями. Каждое пятое преступление сексуального характера в отношении малолетних и подростков совершается родственниками и близкими.
Проведенное нами исследование показывает, что сексуальная насильственная преступность в семье, пожалуй, как ни один другой вид преступности, отражает экономическое, социальное и идеологическое состояние общества. Исходя из этого, предупреждение и пресечение сексуальных насильственных преступлений, совершаемых в отношении родственников и других членов семьи, должно основываться на общесоциальных мерах противодействия данному виду преступности.
50
В главе второй законопроекта очерчен круг субъектов, способствующих защите и охране лиц, потерпевших от семейного насилия. К субъектам отнесены: Правительство РФ, а также отдельные его ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, органы здравоохранения, образования, общественные некоммерческие организации. Подробно расписаны компетенции каждого из них, что можно признать положительным аспектом.
На наш взгляд, в контексте специально-криминологических мер противодействия сексуальной насильственной преступности в семье в числе субъектов уместно было бы прописать и органы судебной власти, при рассмотрении и разрешении гражданских дел о расторжении браков. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ (ст. 23-24) и Гражданского процессуального кодекса РФ при расторжении брака в судебном порядке суд не обязан выяснять причины расторжения брака, поскольку не вправе выходить за рамки предъявляемых сторонами доказательств. В связи с тем, что жертвы сексуального семейного насилия, как правило, не сообщают об этих фактах, причины расторжения брака указываются другие. Зачастую несовершеннолетние дети остаются с тем родителем, который и применял сексуальное насилие, в том числе и к ним самим. Полагаем, что для избежания ошибок суда при рассмотрении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, необходимо по таким делам проводить судебно-психологическую экспертизу.
Мы солидарны с авторами законопроекта в том, что должна вестись профилактическая работа с потенциальными семейными дебоширами. Действующие в России в настоящее время нормативно-правовые акты в отношении семейного насилия над наименее защищенными членами семьи и родственниками направлены в основном на устранение последствий случившегося. Полагаем, что нормы закона должны быть направлены не только на женщин и детей, но и других членов семьи, которые являются потенциальными жертвами семейных насильников. К таковым относятся престарелые родственники, лица имущественно зависимые, страдающие физическими и психическими заболеваниями.
В рамках специально-криминологических мер противодействия сексуальному насилию в семье особое значение имеет индивидуальная профилактика преступлений сексуально-
насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи, которую можно разделить на пять этапов.
1. Ранняя профилактика, применяемая к потенциальным жертвам семейного сексуального насилия.
2. Ранняя профилактика, которая применяется в целях социальной помощи и корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению насильственных действий сексуального характера в отношении родственников и других членов семьи.
3. Профилактика непосредственной опасности совершения преступлений указанными лицами.
4. Быстрое реагирование на заявления граждан (соседей, родственников, педагогов, воспитателей) с целью пресечения сексуального насильственного преступления на стадии его приготовления.
5. Профилактика рецидива на стадии отбывания наказания и после его отбытия. С этой целью необходимо поддерживать тесную связь с представителями общественности и активистами, проводить проверку и учет лиц, отбывших наказание за совершение преступлений сексуального характера.
Механизм профилактики семейно-бытового насилия, предлагаемый в рассматриваемом законопроекте «О профилактике семейно-бы-тового насилия», включает в себя «комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям». К мерам индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия отнесены: профилактический учет; профилактическая беседа; специализированные психологические программы; защитное предписание; судебное защитное предписание.
На наш взгляд , указанные меры должны применяться как к лицам, склонным к совершению сексуального насилия в отношении родственников и других членов семьи, так и к потенциальным жертвам семейного сексуального насилия, а также к членам семьи, в которой возможно совершение таких действий. При этом следует обращать особое внимание на лиц, освободившихся из мест лишения свобо-
51
ды, условно осужденных, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, к принудительным мерам медицинского характера и воспитательного воздействия, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных законом ограничений, а также на несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете.
На данный момент в России наблюдается огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах, что играет существенную роль в продуцировании преступности. Вышеизложенные положения особенно отражаются на сексуальной преступности, совершаемой в семье. Духовная культура и нравы современной России далеки от идеалов. «В век технической цивилизации, который называют веком раскрепощения и освобождения, человек на самом деле раскрепощается и освобождается от нравственных принципов, от моральных норм, от голоса собственной совести» [11, с. 124-125]. Сложившееся за десятилетия кризисное социально-экономическое состояние страны отрицательно сказалось на господствующих нравах населения, его интересах, социальных ожиданиях и взглядах [12, с. 96]. Следует отметить, что такая ситуация имеет место не только в России, более того, в последние годы в нашей стране в меньшей степени, чем за ее пределами. Достаточно вспомнить законодательные акты Западной Европы, разрешающие однополые браки, и даже юридическое оформление возможности усыновления детей в однополых семьях.
В худшую сторону изменились ценностные ориентации населения, его отношение к нормам права и морали, к допустимому и порицаемому поведению. «В качестве существенного
1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
2. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
дефекта культуры поведения надо отметить и стремление к использованию таких путей и способов самоутверждения, доказательства своей правоты и своих прав, которые основаны на культе физической силы, обмане, злоупотреблении властью или иными возможностями, унижении или даже страдании других людей» [13, с. 69].
Решение проблемы противодействия сексуальной насильственной преступности в семье диктует необходимость активного участия и сплоченности всех институтов гражданского общества. Следует перейти от слабо организованных, разрозненных и не всегда эффективных действий государственных органов к основанной на единой концепции политике высокоорганизованного сопротивления данному виду преступности.
Полагаем, что принятие Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» будет способствовать эффективному противодействию сексуальной насильственной преступности при условии соблюдения базовых принципов. Такими принципами являются: законность; неотвратимость наказания, применяемого к лицам, совершившим преступления сексуально-насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи; разумное сочетание справедливости и гуманизма при применении уголовно-правовых норм по защите и охране половой неприкосновенности и половой свободы родственников и других членов семьи; целенаправленная и согласованная деятельность всех институтов гражданского общества по предотвращению и пресечению преступлений сексуально-насильственного характера в отношении родственников и других членов семьи.
1. On the bases of social services in the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 10, 1995 № 195-FL (as amended on July 2, 2013 № 185-FL).
2. On additional guarantees for the social support of orphans and children left without parental care: fed. law d.d. Dec. 21, 1996 № 159-FL (as amended on July 2, 2013 № 185-FL).
3. On basic guarantees of the rights of a child in the Russian Federation: fed. law d.d. July 24, 1998 № 124-FL (as amended on July 2, 2013 № 185-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. On activity of bodies and organizations of the foreign states on adoption of children
52
4. О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением: постановление Правительства РФ от 4 нояб. 2006 г. № 654 (в ред. от 22 авг. 2013 г. № 725).
5. О детском доме семейного типа: постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 (в ред. от 14 февр. 2013 г. № 117).
6. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 (в ред. от 2 июля 2013 г. № 558). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3 ч. / сост. Е.Б. Мизулина и др. М., 2013. Ч. 1.
8. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
9. ИльяшенкоА.Н. Противодействиенасиль-ственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис.... д-ра. юрид. наук. М., 2003.
10. Коваленин А. Совет по правам человека просит ускорить введение произвола в России. URL: http://regnum.ru/news/ society/2002536.html
11. Жигарев Е.С., Петухов В. И. Духовно-нравственный регресс в библейском изложении и его последствия (криминологический аспект). М., 2006.
12. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.
13. Бабаев М.М. Духовная культура и преступность // Влияние социальных условий на преступность / под ред. М.И. Гальперина. М., 1982.
with the Russian Federation and control of its implementation: resolution of the government of the Russian Federation d.d. Nov. 4, 2006 № 654 (as amended on Aug 22, 2013 № 725).
5. On the family type orphanage: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. March 19, 2001 № 195 (as amended on Febr. 14, 2013 № 117).
6. On certain aspects of the guardianship and custody of minors citizens: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. May 18, 2009 № 423 (as amended on July 2, 2013 № 558). Access from reference legal system «ConsultantPlus».
7. The concept of state family policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (public project): in 3 pt. / comp. E.B. Mizulina et al. Moscow, 2013. Pt. 1.
8. On the national strategy of action for children for 2012-2017: decree of the President of the Russian Federation d.d. June 1, 2012 № 761. Access from reference legal system «ConsultantPlus».
9. Ilyashenko A.N. Countering violent crime in the family: criminal-legal and criminological aspects: diss.... Dr of Law. Moscow, 2003.
10. Kovalenin A. Human Rights Council askes to speed up the introduction of abuse of power in Russia. URL: http://regnum.ru/news/ society/2002536.html
11. Zhigarev E.S., Petukhov V.I. Spiritual and moral regression in biblical exposition and its consequences (criminological aspect). Moscow, 2006.
12. Kudryavtsev V.N. Crime and customs of a society in transition. Moscow, 2002.
13. Babayev M.M. Spiritual culture and crime // The impact of social conditions on crime / ed. by M.I. Galperin. Moscow, 1982.
53