Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ МАРШ В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)'

СОВЕТСКИЙ МАРШ В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
858
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ДУХОВОЙ ОРКЕСТР / ЖАНР / Н. ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ / МАРШЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА / СОВЕТСКИЙ МАРШ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

Исследование посвящено символу музыкальной жизни эпохи Великой Отечественной войны - советскому маршу для духового оркестра. Автор выявляет общие закономерности маршевой музыки 1941-1945 годов в творчестве ведущих военных авторов - С. Чернецкого и Н. Иванова-Радкевича, а также корифеев советского музыкального искусства Н. Мясковского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Раскрываются характерные черты жанра, относящиеся к форме, тональному плану, особенностям музыкального языка (мелодия, гармония, ритм и пр.). Актуальность работы и ее научная новизна характеризуются тем, что исследователем предпринята попытка рассмотреть маршевый репертуар отечественных военных оркестров через призму исторических военных событий. Подчеркивается значение марша как основного жанра советской музыки в военный период; определяется роль марша как важнейшего инструмента политического и идеологического влияния на массовое сознание; характеризуется и обобщается тематическое многообразие маршей военных лет. Цель исследования - выявление на примере анализа отдельных образцов жанра музыкально-выразительных средств, художественно-эстетических установок в маршевом творчестве военного периода; обозначение различных путей развития маршевой музыки: от использования марша, как основы служебно-строевого репертуара до создания концертных образцов жанра; обобщение представления об эволюции марша в истории отечественной музыкальной культуры советского военного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ МАРШ В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 7/78 ББК 85.318.13

Г.А. Схаплок

СОВЕТСКИЙ МАРШ В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)

Исследование посвящено символу музыкальной жизни эпохи Великой Отечественной войны - советскому маршу для духового оркестра. Автор выявляет общие закономерности маршевой музыки 1941-1945 годов в творчестве ведущих военных авторов - С. Чернецкого и Н. Иванова-Радкевича, а также корифеев советского музыкального искусства Н. Мясковского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Раскрываются характерные черты жанра, относящиеся к форме, тональному плану, особенностям музыкального языка (мелодия, гармония, ритм и пр.). Актуальность работы и ее научная новизна характеризуются тем, что исследователем предпринята попытка рассмотреть маршевый репертуар отечественных военных оркестров через призму исторических военных событий. Подчеркивается значение марша как основного жанра советской музыки в военный период; определяется роль марша как важнейшего инструмента политического и идеологического влияния на массовое сознание; характеризуется и обобщается тематическое многообразие маршей военных лет. Цель исследования - выявление на примере анализа отдельных образцов жанра музыкально-выразительных средств, художественно-эстетических установок в маршевом творчестве военного периода; обозначение различных путей развития маршевой музыки: от использования марша, как основы служебно-строевого репертуара до создания концертных образцов жанра; обобщение представления об эволюции марша в истории отечественной музыкальной культуры советского военного периода.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, военно-духовой оркестр, жанр, Н. Иванов-Радкевич, маршевое творчество, музыка, советский марш.

Схаплок Г.А. Советский марш в эпоху Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 1. - С. 43-50. -DOI 10.53115/19975996_2022_01_043-050.

© Схаплок Галина Андреевна - кандидат искусствоведения, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва; e-mail: galundik@yandex.ru

Период Великой Отечественной войны представляет собой интереснейший этап в развитии советского марша для военно-духового оркестра. Значение массовых жанров в эту историческую эпоху трудно переоценить. Марш как жанр обобщающего характера и песня, сопровождая людей во всех трудностях боевых событий и разделяя напряженный ритм жизни советского государства, становятся своего рода символами музыкальной жизни военного времени1.

Весьма значительной в распространении маршевой музыки оказалась роль как образцовых военных оркестров, так и быстро возникающих новых оркестров различных войсковых частей при штабах фронтов. В тяжелейших военных услови-

ях, в непосредственной близости от фашистов, музыкальные коллективы продолжали свою творческую работу и давали тысячи концертов для солдат, поддерживая их моральное состояние и боевой дух.

Военно-духовые оркестры принимали активное участие и в работе радио. Радиовещание в годы Великой Отечественной войны, как известно, было одним из мощнейших идеологических средств, влияющих на массовое сознание. Основной репертуар оркестров включал и народную музыку, и сочинения русских композиторов, но главным жанром оставался преимущественно советский марш; маршевые 0 произведения отечественных авторов за- Е^ нимали едва ли не лидирующее место по Ц частоте транслирования.

о

Перед музыкальным искусством периода войны стояли определенные задачи; в первую очередь - содействие объединению сил для героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками и достижению долгожданной победы. Темы героизма, мужественного подвига выдвигались на передний план. Воинам требовалась новая музыка, способная укрепить патриотические чувства, морально-боевые качества и дисциплину. С такой идейно-политической задачей лучше всего должен был справиться именно марш. Возможности жанра полностью отвечали «боевым» установкам: ритмическая организованность, собранность, фоническая звучность, динамичность формы, ясный, простой и доходчивый мелодический и гармонический материал. Таким образом, роль этого жанра уже на начальном этапе войны моментально возросла.

Необычайно многообразной была тематика маршей военных лет. Это связывалось отчасти с тем, что внушительное количество сочинений посвящалось конкретным видам вооруженных сил и родам войск, а также воинским профессиям (танкистам, артиллеристам, десантникам, морякам и пр.). На это в первую очередь указывало название марша. И хотя оно было условным и не могло в полной мере отразить программу и сюжет, но, все же, вызывало определенный ассоциативный ряд. Подобных сочинений было создано подавляющее большинство: к примеру, известностью пользовались «Марш летчиков» Н. Ракова, «Марш танкистов» и «8-й стрелковой дивизии имени Панфилова» С. Чер-нецкого, «Черноморский марш» Ю. Хайта, «Фронтовик» К. Москаленко и другие.

Большую популярность приобретает знаменитый марш Н. Иванова-Радкевича «Варяг», восхваляющий подвиг советских моряков в годы войны с немецкими захватчиками. Композитор использует здесь народную песню на слова Р. Рейнеца «Памяти Варяга», посвященную легендарному сражению бронепалубного крейсера «Варяг» в русско-японской войне 1904-1905 гг. Н. Иванов-Радкевич подвергает заимствованный песенный материал фактурному и темброво-регистровому изменению, активно использует разнообразные динамические оттенки и артикуляционные приемы. Впервые тема появляется во вступлении, выступая своеобразным эпиграфом к маршу; мелодия проходит у медных и деревянных духовых инструментов в аккордовом изложении, что придает звучанию торжественность и монументальность. Последую-

щие проведения темы даются в различных тембровых и динамических сочетаниях в соответствии с замыслом и драматургией всего произведения: от безмятежного просветленного состояния в начале - до напряженного и драматичного финала.

Образованию советской гвардии адресована целая серия маршевых произведений. Так, блестящим мастером служеб-но-строевой разновидности жанра показывает себя В. Рунов. Его гвардейские марши в основном предназначены для выполнения уставных задач и не отличаются особой музыкальной выразительностью. Темы сочинений В. Рунова преимущественно строятся на мелодике трезвучий и гамм, а в основе развития материала лежат секвентные принципы. Среди прочих особую популярность приобретает строевой «Марш гвардейцев-минометчиков» С. Чер-нецкого, посвященный советским артиллеристам, вооруженным реактивными минометами БМ-8 и БМ-13 («Катюша»). Неслучайно композитор применяет в качестве контрапункта к первой теме марша всеми любимую песню М. Блантера «Катюша».

Творческая деятельность Семёна Александровича Чернецкого стала, без сомнения, самой продуктивной в эпоху Великой Отечественной войны. Выдающийся русский военный композитор с 1941 по 1945 годы создал десятки маршей. Именно генерал-майор С. Чернецкий руководил сводным военным оркестром на историческом Параде Победы 24 июня 1945 года.

С. Чернецкий пишет большое число строевых маршей, посвященных отличившимся в боях воинским частям: несколько сочинений предназначается для гвардейского кавалерийского корпуса, а также для мотострелковой и стрелковой дивизий. Интересны такие посвящения, как «Марш военных топографов» или «Марш бомбардировочной авиации».

Ярким сочинением С. Чернецкого является «Марш танкистов», главную тему которого, лишенную певучести, можно назвать образцовой по строгости и отчетливости ритмического рисунка. При повторном проведении основная диатоническая тема марша искусно обогащается нисходящим хроматическим голосом теноров и баритонов в противосложении.

Тот же принцип контрастного сопоставления двух мелодий задействован и в трио марша. Все три части композиции отличаются сосредоточенным, сдержанным, чеканным характером музыки.

Лучшие произведения композитора, среди которых «Герои Сталинграда»,

Пример 1. С. Чернецкий «Марш танкистов», повторное проведение основной темы в первой части

«Слава Родине», «Торжественный марш», «Встречный марш танкистов», «Победа за нами», «Салют Москвы», «Юбилейный встречный марш Красной Армии» и многие другие являются репертуарными в современных военно-музыкальных коллективах и часто исполняются на торжественных парадах, смотрах войск и различных церемониалах.

Даже те авторы, которые прежде не уделяли маршу особенного внимания и не писавшие их вообще, смогли создать наиболее яркие и вдохновенные образцы жанра в военные годы. Всего за период Великой Отечественной войны было написано более 250 маршей. Впервые к жанру обратились композиторы М. Старокадом-ский («Победа за нами», «Боевые друзья», «Враг будет разбит») и В. Мурадели («Наступление», «Черноморцы»).

Активизируется творческая деятельность З. Компанейца («Страна Советов», «Море зовет»), Д. Салиман-Владимиро-ва («Колонный марш», «Торжественный марш»), М. Мильмана («Панфиловцы», «Русский марш»), Л. Шварца («Салют»),

A. Дзегеленка («Конногвардейский марш»),

B. Кручинина («Марш советской конницы»), К. Караева («Азербайджанский марш»). Ряд произведений на военную тему принадле-

жит Н. Ракову; среди них «Танкист», «Доблесть», «Героический марш», «За Родину». Форма этих сочинений отличается камерностью и филигранностью склада, а гармония - остротой и утонченностью.

В области строевого марша результативной оказывается работа Ю. Хайта. Наиболее репертуарные его произведения -марши «Слава героев», «Морская гвардия», «Встречный» - не выделяются оригинальностью тематического материала, зато отличаются подвижностью и доходчивостью, эффектной, блестящей звучностью, яркой качественной инструментовкой.

На фронтовые годы пришелся расцвет творческой активности классика отечественного военного марша Н. Ива-нова-Радкевича. За четыре выдающихся сочинения, написанных в первый же год войны (героические марши «Капитан Гастелло» и «Народные мстители», марш на русские народные темы «Родная Москва» и праздничный «Победный марш») Н. Ива-нов-Радкевич в 1943 году был удостоен высочайшей государственной награды -Сталинской премии. Это явилось свидетельством не только профессионализма и мастерства композитора, но и почетной, возвышенной роли и особой миссии жанра марша в военную эпоху.

Пример 2. С. Прокофьев Марш B-dur, начало

о

Крупнейшие русские композиторы, среди которых Р. Глиэр, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Шебалин тоже не остались в стороне и проявили большой интерес к жанру военного марша в годы Великой Отечественной войны. Это оказало огромное влияние на развитие маршевой музыки.

В 1941 году Н. Мясковский создает «Героический марш». Признанный мастер в области симфонических произведений, композитор и в жанр марша «привносит черты симфонизма, сказывающиеся в динамичной экспрессии образов, в напряженном тематическом развитии, в полифо-низации оркестровой фактуры» [3].

Широкое распространение в репертуаре военных коллективов получает марш А. Хачатуряна «Героям Отечественной войны». В основу сочинения ложится восточный национальный материал, что особенно проявляется в мягкой, звучной теме трио, написанной в гармоническом мажоре. Главная же тема марша по характеру темпераментна и решительна, чему способствует четкий ритмический рисунок с элементами пунктира, подчеркивающего строевой шаг.

Своеобразен в музыкальном отношении марш B-dur С. Прокофьева, созданный в 1943 году2. Это сочинение, написанное по канонам жанра в плане формы, обнаруживает вместе с тем оригинальные черты прокофьевского стиля: энергичную напористую первую тему марша скерцозного

типа, оригинальные тональные смещения на полутон и неожиданные возвращения в основную тональность, широкие скачки в напевной мелодии трио, эффектные созвучия гармонической вертикали. Этот опус композитора является весьма необычным претворением жанра концертного марша.

Произведения эпохи Великой Отечественной войны живо откликались на боевые эпизоды и переломные события военной истории. В этом плане маршевое творчество мы могли бы рассматривать как летопись Великой Отечественной войны. Так, марш Н. Иванова-Радкевича «Родная Москва» был написан в честь крупной победы Красной Армии над фашистскими войсками под столицей в 1941 году. «Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий» С. Чернецкого сочинялся в связи с прорывом блокады Ленинграда. «Черноморцы» В. Мурадели стал посвящением участникам героической обороны Севастополя и Одессы. Марши С. Чернецкого «Вступление Красной Армии в Будапешт» и «Вступление Красной Армии в Бухарест» запечатлели освободительные действия советских войск в европейских государствах. В этих произведениях композитор использовал подлинные венгерские и румынские народные песни.

Велико желание авторов правдиво отобразить в маршевой музыке героизм и подвиги советских воинов, их чувства и мысли, веру и стремление к победе. Один из лучших своих маршей Н. Иванов-Радке-

Пример 3. Н. Иванов-Радкевич. Марш «Капитан Гастелло», начало

вич посвящает герою войны летчику Николаю Гастелло. Композитор обращается к традиционной сложной трехчастной форме с трио. Первую часть марша (простую трехчастную с серединой развивающего типа) предваряет вступление из четырех тактов. Уже во вступлении воплощается действенный целеустремленный образ героя, благодаря использованию усложненной диссонирующей гармонии (DD, D с секстой, D7 с секстой) и туттийной фактуры. Драматичная трезвучно-фанфарная основная тема марша, содержащая устремленные «пронизывающие пространство» мелодические интонации и обогащенная хроматизмами в сочетании с напряженной сложной гармонией, придает сочинению экспрессивный, романтико-патетический характер, подчеркивает легендарный облик героя-летчика. Трио марша написано в простой трехчастной форме с динамической репризой, оно имеет более просветленный, песенный характер. Начальные такты темы содержат фанфарные элементы и интонационно схожи с французской «Марсельезой».

Летом и осенью 1941 года Красная армия терпела сокрушительные поражения в борьбе с немецко-фашистскими войсками, была вынуждена отступать и оставлять врагу ряд городов и областей. Эта печальная страница истории Великой Отечественной войны не могла не отразиться на характере первых военных маршей. Музыка этих сочинений отличалась сдержанным, суровым тоном высказывания.

К драматическому типу марша можно отнести упомянутый выше «Капитан Га-

стелло» Н. Иванова-Радкевича и его же марш «Народные мстители», воссоздающий образ советских героев-партизан. Композиция имеет стандартную сложную трехчастную форму. Главная тема марша «Народные мстители» практически лишена традиционного аккомпанемента; она излагается унисонным жестким звучанием, содержит крутые изломы мелодии, скачки, необычные гармонические повороты. Наиболее выразительная часть марша - трио; в ней автор применяет оригинальные композиционные приемы. Широкая главная мелодическая линия, выдержанная в народно-русском духе, поручена здесь не баритонам, а низким басам, что усиливает художественную образность произведения. При повторении же трио композитор вместо динамизированного проведения темы, как это принято, использует приглушенное звучание на пианиссимо. В целом музыке марша свойственен суровый, аскетичный, даже мрачный колорит, вызванный самим сюжетом мщения партизан.

Сдержанным и строгим в эмоциональном плане является концертный марш Н. Чемберджи «Слава гвардейцам». По определению В.А. Цуккермана, это «один из лучших героических маршей. Главная тема его сурова, очень значительна и мужественна; в ней, быть может, мало осязательного пафоса, но есть в ней отвага и решимость, она звучит как "тема подвига" или "тема клятвы"« [9, с. 52].

Конечно, симфонические масштабы и глубины не свойственны жанру марша; он лишен возможности широкомасштабно-

Пример 4. Н. Иванов-Радкевич. Марш «Народные мстители», начало

о

го развития, его драматургическое пространство весьма ограниченно. Поэтому маршей героико-драматического направления в военные годы создается не много. К тому же «в условиях насаждавшейся с довоенных лет установки на парадность в сфере военной музыки обращение к трагическим аспектам жизни могло быть расценено (и расценивалось!) как проявление пораженческих настроений» [3].

Напротив, накаленная обстановка в стране диктовала иные условия. Требовались броские, лаконичные сочинения, мотивирующие общественную мысль и энергию в целях борьбы и достижения победы над врагом. Показательным стало в этом отношении то, что многие произведения имели призывные, категоричные названия-девизы, задававшие верный тон музыке. В качестве примеров - марши «За Родину» и «В атаку» Н. Ракова, «Враг будет разбит» М. Старокадомского, «В боевой поход» Н. Иванова-Радкевича.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, начавшийся с первого крупного поражения немецких войск под столицей в 1941 году и перехода Красной

Армии в контрнаступление под Сталинградом в 1942 году вносит иной характер и в маршевую музыку. Как отмечает В. Ту-тунов, сочинения «появившиеся на втором и третьем этапах войны, чаще всего отличают светлые, радостные чувства, в них отражается торжество победы» [8, с. 373]. Оптимистичное светлое настроение присуще маршу «Салют Москвы» С. Чернец-кого, созданному на завершающем этапе войны. Чувство предвкушения радостного праздника, ощущаемого в музыке, композитор достигает оригинальным способом, - включив известную цитату из «Песни о Родине» И. Дунаевского, используемую как позывные Всесоюзного радио, во вступление и первую часть сочинения.

Широко представлена в маршах Великой Отечественной войны тема победного торжества. Среди произведений такой направленности выделяются компактные по форме, но мелодически яркие и величественные по характеру марши С. Чер-нецкого - «Юбилейный марш Красной Армии», а также «Встречный марш» и «Рокоссовский» (Торжественный марш), написанные без трио.

Пример 5. Н. Иванов-Радкевич Марш «Родная Москва». Трансформация заимствованного материала

Праздничная стихия пронизывает большинство произведений последнего года войны. Так, маршам «Парад Победы» и «Знамя Победы» Н. Иванова-Радкевича, «Праздник Победы» и «Торжество Победы» С. Чернецкого свойственны эмоциональная приподнятость и торжественность, величие и сила, позволяющие ощутить радостные переживания окончания войны в полной мере.

Лирические и душевные настроения также можно обнаружить в ряде маршей военной поры. Хотя сам жанр мало приспособлен к выражению сердечных переживаний, этот пласт все же раскрывается через проникновение в марш русской пе-сенности. Однако следует заметить, что использование в маршевом творчестве именно русского песенного фольклора было скорее исключением, чем правилом. Такой марш - редкое явление в довоенное время и в период Великой Отечественной войны он также представлен единичными случаями. Один из лучших в этом жанре -«Родная Москва» Н. Иванова-Радкевича. Композитор органично выстраивает главную тему первой части марша на начальной фразе русской народной песни «Вдоль по Питерской»3. При этом автор трансформирует характер широкой мягкой музыки первоисточника путем преобразования ее ритмической и интонационной структуры. В результате народная мелодия превращается в энергично-упругую тему со звенящим металлическим оттенком и чеканным ритмом.

Гораздо глубже продвинулся марш, основанный на песенном творчестве различных национальностей СССР. Такой тип марша был широко представлен еще в довоенный период. Слияние двух стихий отразилось на мелодической выразительности, органичности, оригинальности сочинений и позволило создать высокохудожественные образцы жанра. Строевые марши, испытавшие влияние песни, становились менее сухими, приобретали пе-

вучесть, эмоциональную наполненность. Кантиленные напевные темы, прежде всего, занимали место в трио произведений. В попытке объединить моторно-маршевое и вокальное начала композиторы даже пришли к идее песенно-хорового трио. Как пример - марш В. Мурадели «Наступление», где трио представляло собой массовую песню для хора с оркестром.

Среди маршей на национальной народно-песенной основе - «Родной Донбасс» С. Чернецкого, «Русский марш» В. Шебалина, «Киргизский марш» («Панфиловцы») М. Мильмана, «Узбекистан» Л. Шварца, «Первый конный корпус» В. Кручинина. К маршам национального характера относятся сочинения Д. Салиман-Владими-рова «Украинский марш», «Марш уральских патриотов», «Марш 3-й гвардейской Уральской дивизии». Песенный фольклор претворяется в национальном марше «Советская Башкирия» Н. Чемберджи: композитор создает мелодически «свежие», выразительные темы, выдерживая в них народную пентатонную основу. Обращение к музыкально-тематическому материалу многонациональной Родины проявляется также в произведениях А. Сатяна, М. Штейнберга, Ш. Тактакишвили, К. Караева и многих других композиторов.

В целом за период войны жанр марша заметно эволюционирует и в качественном и еще больше в количественном отношении. Служебно-строевой марш обнаруживает художественную простоту, ясность, доступность музыки, что отражается на «приказном» характере мелодий, на строгой ритмической дисциплине маршевых сочинений. Немногочисленные, но яркие образцы создаются в области концертного марша. Эта категория произведений демонстрирует широчайший диапазон типов: от героического до скерцозного.

Обновления музыкального языка маршей проявились на всех уровнях: и в мелодии, и в гармонии, и в форме, и в фактуре, и в инструментовке. Заметно возросла

степень композиторской техники в этом жанре. Вместе с тем, авторы использовали различные «сложности» в меру, не перегружая содержательность произведений. Здесь учитывался тот факт, что марш военных лет, прежде всего, был адресован миллионной аудитории - радиослушателям, а также непосредственно обычным солдатам Красной Армии.

Интерес к жанру и мастерство авторов, обратившихся к маршу в военную пору, привели к исключительному результату. Тяжелейшие условия существования, царившие в стране с 1941-1945 годах, пробудили небывалый патриотический подъем в душах людей. Жанр военного марша эпохи Великой Отечественной войны поднялся на недосягаемую высоту: самые ис-

кренние чувства любви к отечеству были вдохновенно претворены художниками в удивительно красивой музыке маршей.

До сей поры марши военных лет считаются непревзойденными образцами жанра, а сама эпоха, длившаяся четыре года (что несопоставимо по продолжительности с довоенным советским периодом) не только не уступает предшествующей, но во многом превосходит ее и справедливо может трактоваться как отдельная глава в истории советского марша. В этой связи одной из главных задач на современном этапе развития отечественной военно-музыкальной культуры видится сохранение и передача будущим поколениям выдающегося культурно-исторического наследия в области военно-духовой музыки.

Список литературы:

[1] Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша // Труды факультета. Вып.10. - М.: ВДФ, 1970.- 132 с.

[2] Военная музыка России: история и современность / Е.С. Аксенов и др. - М.: Военное изд-во, 2007. -247 с.

[3] История современной отечественной музыки. Выпуск 1. Массовые музыкальные жанры. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/isom/isom2_2_3.htm (12.02.2021)

[4] Малютин А.С. Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров (1918-1980-е годы) / Дисс. ... канд. иск. наук. - Ростов-на-Дону, 2019. - 273 с.

[5] Матвеев В.В. Русский военный оркестр: хрестоматия по истории отечественной военной музыки. Ч. I. - М.: Музыка, 1981. - 389 с.

[6] Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. - М.: Музыка, 1991. - 278 с.

[7] Петропавловский А.В. Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия / Дисс. ... канд. иск. наук. -Саратов, 2015. - 211 с.

[8] Тутунов В.И. История военной музыки России / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. - М.: Музыка, 2005. -496 с.

[9] Цуккерман В.А. Произведения для духового оркестра // Хрестоматия по отечественной военной музыки. Часть II. Советская военная музыка. - М.: ВДФ, 1988. - С. 21-93.

[10] Черток М.Д. Военные марши России. К 200-летию Отечественной войны 1812 года. - М.: Канон+, 2013. - 368 с.

О

1 Не случайно и самая популярная песня военных лет «Священная война» А.В. Александрова, написанная в трехдольном размере, исполнялась армейскими и флотскими духовыми оркестрами в качестве марша.

2 Этот марш Прокофьев затем использовал для создания музыкального образа летчика Алексея Мересье-ва - главного персонажа оперы «Повесть о настоящем человеке» (по произведению Бориса Полевого).

3 Композитор обратился к мелодии, начальные слова которой указывали на известную улицу Москвы (Тверская-Ямская улица называлась ранее Питерской, потому что на площади Тверской заставы путешествующие нанимали ямщиков для поездки в столицу в Санкт-Петербург). Песня была широко известна и любима среди народа и выражала преданное отношение к столице, где в период Великой Отечественной войны велись бои за ее освобождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.