Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ'

СОВЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
630
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / БАЛЕТМЕЙСТЕР / РЕПЕРТУАР ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полякова Елена Александровна, Молявко Александр Геннадьевич

Рассмотрены основные этапы развития советского самодеятельного хореографического творчества в период с 1920-х гг. по 1980-е гг. Проанализирована подчинённость самодеятельного танцевального творчества задачам формирования советской культурной идентичности. Охарактеризована эволюция репертуара и трансформация образного ряда сценических постановок самодеятельных хореографических коллективов и ансамблей в соответствии с идеологическим заказом. Представлена авторская оценка влияния любительского хореографического творчества на повышение культурно-образовательного уровня населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOVIET AMATEUR CHOREOGRAPHIC ENSEMBLES

The paper considers key stages of development of Soviet nonprofessional dance creativity in 1920s and 1980s, analyses dependence of amateur choreographic activity on tasks for shaping Soviet cultural identity. Evolution of stock of plays and imagery of stage performances by amateur dance ensembles in accordance with ideological order are considered. The authors disclose their view on influence of amateur dance creativity on cultural and education level of Soviet people.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ»

Научная статья

УДК 793.3:7.077"1921/1981"

DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-1-37-48

СОВЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

1 2 Елена Александровна Полякова , Александр Геннадьевич Молявко

1 2

, Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Россия 1elena2873@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8754-4056 2sanyamolya777@mail.ru, http://orcid.org/ 0000-0001-6412-2048

Аннотация. Рассмотрены основные этапы развития советского самодеятельного хореографического творчества в период с 1920-х гг. по 1980-е гг. Проанализирована подчинённость самодеятельного танцевального творчества задачам формирования советской культурной идентичности. Охарактеризована эволюция репертуара и трансформация образного ряда сценических постановок самодеятельных хореографических коллективов и ансамблей в соответствии с идеологическим заказом. Представлена авторская оценка влияния любительского хореографического творчества на повышение культурно-образовательного уровня населения.

Ключевые слова: хореография, танцевальная самодеятельность, советские самодеятельные хореографические коллективы, коммунистическая идеология, советская государственная культурная политика, балетмейстер, репертуар танцевального ансамбля, народный танец

Для цитирования: Полякова Е. А., Молявко А. Г. Самодеятельные хореографические коллективы в советский период истории России: формирование и развитие // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 1. С. 37-48. http://dx.doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-37-48.

Original Article

DEVELOPMENT OF SOVIET AMATEUR CHOREOGRAPHIC ENSEMBLES

1 2 Elena A. Polyakova , Aleksander G. Molyavko

1 2

, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia 1elena2873@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8754-4056 2sanyamolya777@mail.ru, http://orcid.org/ 0000-0001-6412-2048

Abstract. The paper considers key stages of development of Soviet non-professional dance creativity in 1920s and 1980s, analyses dependence of amateur choreographic activity on tasks for shaping Soviet cultural identity. Evolution of stock of plays and imagery of stage performances by amateur dance ensembles in accordance with ideological order are considered. The authors disclose their view on influence of amateur dance creativity on cultural and education level of Soviet people.

Keywords: choreography, non-professional dance creativity, Soviet amateur dance ensembles, communistic ideology, Soviet state cultural policy, ballet-master, stock of plays of dance ensemble, folk dance

For citation: Polyakova E. A., Molyavko A. G. Development of Soviet Amateur Choreographic Ensembles. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(1):37-48. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-37-48.

Политические трансформации, происходящие в государстве, обуславливают изменение ключевых направлений его политики. Революция 1917 года изменила не только политическую систему, но и векторы развития нового государства. Одной из стратегических целей внутренней политики молодой социалистической республики в условиях обострённой внешней и внутренней политики, сложной экономической ситуации была разработка и внедрение новой модели социалистической культуры. Это решение было обусловлено необходимостью сохранения статуса великой мировой державы на внешнеполитической арене и формированием советского мировоззрения в условиях новой идеологической парадигмы.

Первые годы советской власти были отмечены наличием как «старых», так и «новых» форм культуры и искусства, но признанная в 1930-х гг. в качестве ведущей концепция социалистического реализма, обусловила их унификацию.

На VIII съезде РКП(б), проходившем в 1919 году, была утверждена государственная программа развития, декларирующая необходимость доступности для граждан страны «всех сокровищ искусства, созданных на основе эксплуатации их труда и находящиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» [1, с. 374]. Концептуальным основанием выдвигаемого тезиса являлась работа В. И. Ленина «О литературе и искусстве», в которой он писал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» [2].

Одним из способов вовлечения граждан в освоение паттернов традиционной культуры и актуализации новых, стало развитие самодеятельного творчества, которому, начиная со второй половины 1920-х годов, уделяется особая роль в формировании новой советской идентичности, и оно начинает своё поступательное развитие. Ярким и весомым показателем становления самодеятельности в 20-30-е годы стало образование русских народных хоров, вокальных коллективов и ансамблей танца, коллективов художественной самодеятельности, а также организация и проведения Всесоюзных смотров и фестивалей народного художественного творчества. Подтверждением этому служат партийные и правительственные документы, декларирующие воспитание средствами культуры, искусства и самодеятельного творчества «всесторонне развитого, духовно богатого советского человека»; развитие «культуры советского народа, поощрение его творческих мыслей, творческих инициатив, выявление новых талантов» [3].

На первых этапах развития советского государства правящей властью были определены приоритетные направления вовлечения граждан в формирование и развитие модели социалистической культуры: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематография и цирковое искусство. Хореография как самостоятельное направление не выделялась, но являлась обязательной составляющей всех вышеперечисленных направлений искусства.

Хореографическое искусство Советского Союза начинает свой путь развития со знакомства с наследием имперской России - классическим балетом, появлением и становлением национальных балетных коллективов, а впоследствии и профессиональных ансамблей танца.

Претворение в жизнь тезиса о «развитии советского искусства по пути служения массам» [4] обусловило не только знакомство с хореографическим наследием, но и превращение его в самостоятельный вид самодеятельного творчества, доступный не только избранным, но всем желающим. В свою очередь, традиционный танцевальный фольклор стал активно использоваться профессиональными балетмейстерами, работающими как в классическом направлении, так и в народном.

Руководство страны, осознавая всю стратегическую необходимость народной художественной самодеятельности, принимало меры по финансовому обеспечению деятельности коллективов и ансамблей и созданию необходимых условий для комфортной продуктивной работы и развития. Так, для повышения профессионального уровня участников коллективов привлекались лучшие мастера в области искусств - режиссеры, педагоги-балетмейстеры, артисты хора и другие. В свою очередь хореографические коллективы и ансамбли обеспечивали повышение культурного уровня граждан - они активно давали концерты в колхозах, на заводах и фабриках во время перерывов между рабочими сменами, выступали в воинских частях.

Со временем стабильная и принципиальная политика руководства страны в сфере развития культуры и искусства привела к росту качества самодеятельного искусства, что обусловило создание профессиональных коллективов народного искусства, в том числе народной хореографии.

В 1928 году профессиональным музыкантом, композитором Александром Васильевичем Александровым и режиссёром Арсением Александровичем Ильиным был организован первый профессиональный ансамбль - «Ансамбль красноармейской песни и пляски» [5]. На первом этапе становления ансамбля в его состав входило 12 человек, включая певцов, музыкантов и чтецов. Репертуар был наполнен композициями, связанными с Советской Армией и советским народом, например: «22-я Краснодарская дивизия в песнях», «Первая Конная в песнях», «Особая дальневосточная», «Песнь о Магнитострое» и другие.

Популярность и общепризнанная значимость деятельности ансамбля обусловила увеличение состава коллектива: «через семь лет после создания, Ансамбль песни и пляски Красной Армии в своем составе насчитывал уже 135 человек, мужской четырехголосный хор, оркестр, хореографическую группу» [5].

Источники свидетельствуют, что уже в 1935 году Ансамбль был награжден орденом Красного Знамени, и стал именоваться «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР». Мировую популярность ансамблю принесла поездка 1937 года на Всемирную выставку техники и искусства в Париже: «пятнадцать концертов, из которых тринадцать прошли в Париже, стали настоящим триумфом» его деятельности и продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства его участников [5].

В трансформации и развитии танцевального коллектива ансамбля важную роль сыграл известный советский балетмейстер Павел Павлович Вирский, возглавлявший его в течение многих лет и повлиявший, на создание собственного хореографического почерка ансамбля, его исполнительской и сценической техники, репрезентативный образ советского солдата в сценическом пространстве, выработку определённой хореографической техники танцоров, виртуозности. Мировую известность из репертуара хореографической группы Ансамбля песни и пляски Советской Армии получили композиции «Солдатский перепляс» [6], «Казачья кавалерийская» [7].

Организация первого профессионального хореографического коллектива - Ансамбля песни и пляски Советской Армии положила начало созданию многочисленных военных профессиональных, а также самодеятельных ансамблей танца. Каждый из них имел

свои своеобразные черты, сценический оттенок, профессиональный и творческий вектор. Их отличительной чертой было развитие чувства патриотизма, нравственности, духовности и коллективизма советского народа.

На заседании коллегии Наркомпроса РСФСР 25 февраля 1930 года было принято решение о создании Центрального Дома самодеятельного искусства им. Н. К. Крупской [8, с. 260-268]. С течением времени во многих городах страны стали создаваться самодеятельные хореографические коллективы, ансамбли, студии, кружки. Впоследствии лучшие из них составили основу национальных ансамблей союзных и автономных республик [9, с. 11].

Ключевым событием, повлиявшим на развитие художественной самодеятельности в стране, стала первая Всесоюзная олимпиада в Москве в 1932 году, в которой принимали участие десять тысяч самодеятельных артистов из всех республик страны. После проведения олимпиады в различных городах нашей страны начинается процесс создания профессиональных коллективов народной песни и танца: «Бурятский ансамбль песни и танца» (1932, Улан-Удэ), «Кабардино-Балкарский ансамбль песни и танца» (1934, Нальчик), «Дагестанский ансамбль песни и танца» (1935, Махачкала), «Карельский государственный ансамбль песни и танца «Кантеле» (1936, Петрозаводск), «Удмуртский ансамбль песни и танца» (1936, Ижевск); «Ансамбль песни и танца Татарии» (1937, Казань), «Армянский ансамбль песни и танца» (1938, Ереван), «Северо-Осетинский ансамбль песни и танца» (1938, Орджоникидзе), «Вокально-хореографический ансамбль рубаистов» (1938, Душанбе), «Марийский государственный ансамбль песни и танца» (1939, Йошкар-Ола), «Узбекский ансамбль песни и танца» (1939, Ташкент), «Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца» (1939, Грозный), «Литовский ансамбль песни и танца» (1940, Вильнюс) [10, с. 313-337].

Большое влияние на дальнейшее развитие и существование народной хореографии в Советском Союзе оказал проведенный в Москве в 1936 году Первый Всесоюзный фестиваль народного танца. В финальном этапе фестиваля приняли участие 800 танцоров -представителей 40 этнических групп страны. Итогом проведения фестиваля стало инициирование создания большого количества самодеятельных хореографических коллективов и образование первых профессиональных танцевальных коллективов. Ярким примером может служить Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством талантливого педагога и балетмейстера Игоря Александровича Моисеева.

На первом этапе существования ансамбль состоял в основном из участников народной самодеятельности. Игорь Александрович Моисеев, бессменный руководитель коллектива, создал коллектив профессиональных танцоров и исполнителей, получивший впоследствии мировую известность. Сам Игорь Александрович как балетмейстер всегда работал над изучением быта, традиций и национальных обрядов различных народов, анализом фольклора, на основе которых он создавал свои хореографические композиции. Особое внимание им уделялось сценическому воплощению хореографических постановок, усложнению и сценическому восприятию структуры и содержания хореографической композиции. Такая техника работы оказалась очень эффективной. Примером профессионального мастерства руководителя ансамбля может служить практически любой танцевальный номер, созданный Игорем Моисеевым. Одним из таких показательных примеров является танец аргентинских пастухов «Гаучо» [11], транслирующий не только исполнительную стилистику, но и национальный колорит и характер аргентинского народа.

На современном этапе в состав ансамбля входят более 100 профессиональных танцоров, а в репертуаре насчитывается более 70 различных танцевальных композиций,

посвященных традициям и обрядам народов мира, включая русские. Так, примерами четко выстроенных хореографических композиций могут служить сюита греческих танцев «Сиртаки» [12], китайский танец с лентами [13], русский танец «Полянка» [14], эскимосская хореографическая миниатюра «Борьба двух малышей» [15], «Подмосковная лирика» [16], «Старинная городская кадриль» [17], «Футбол» [18], «Партизаны» [19], «День на корабле» [20], а также хореографические композиции с использованием классической музыки «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» [21], молдавская сюита «Жок» [22].

Тенденцией второй половины 30-х годов ХХ века стало создание при народных хорах танцевальных, или как позже их стали называть, балетных групп. В качестве примера можно привести Русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, популяризовавшего не только русские народные песни, но и танцы. Начиная с 1938 года, главным балетмейстером хора была Татьяна Алексеевна Устинова. Ею были созданы уникальные методы сбора фольклорных материалов, определены методологические векторы сценической аранжировки русского народного танца, которые в дальнейшем стали использоваться и другими выдающимися балетмейстерами, в том числе и педагогами современности. В своем творчестве Татьяна Алексеевна придерживалась ряда принципов, таких как бережная театрализация фольклора на сценической площадке («Тверская кадриль» [23], «Орловская матаня» [24], «Приленская кадриль» [25]).

Послевоенные годы демонстрируют активное продолжение развития хореографического самодеятельного творчества. Новым акцентом в народном творчестве становится образование детских хореографических и вокальных ансамблей. Такие коллективы создаются практически в каждом Дворце пионеров всех республик страны. Ярчайшими примерами таких ансамблей, существующих и по сей день, являются «Ансамбль песни и танца им. В. С. Локтева» [26], созданный на базе Московского городского Дворца пионеров; танцевальный ансамбль «Школьные годы» [27], созданный по инициативе Городского комитета профсоюза работников Автомобильного транспорта и шоссейных дорог в г. Москве; ансамбль танца «Родничок» [28], организованный на базе Дворца культуры профсоюзов в г. Липецке.

Говоря о специфике репертуара, качестве исполнительской деятельности танцевальных коллективов этого периода, следует отметить использование для постановок аутентичного этнографического материала, собранного в ходе фольклорных экспедиций, которые проводились по всей стране. Следует отметить, что выявленные в ходе поисково-исследовательской деятельности образцы народного искусства, становились частью репертуара как самодеятельных, так и профессиональных коллективов песни и танца. Новые композиции в репертуаре ансамблей способствовали повышению уровня их популярности, так как весь транслируемый материал не имел никаких аналогов. Специфика и форма хореографических произведений являлась абсолютно новой и открывала новые возможности для формирования идентичности и патриотизма, социальной гражданственности средствами культуры и искусства и повышению культурно-образовательного уровня разных слоев населения [29, с. 68-73].

В период 1950-1970-х годов XX века демонстрацией успехов народного творчества в СССР явились Всесоюзные смотры, а также фестивали самодеятельности, прошедшие в период с 1951 по 1977 годы, в которых принимали участие и сельские самодеятельные танцевальные ансамбли. Их смотры проводились с 1962 по 1973 годы, а в 1968, 1970 и 1974 годах был проведен Всесоюзный фестиваль самодеятельных ансамблей танца. Эти фестивали и смотры являлись, по сути, средством выявления и отбора «народных

мастеров» художественного творчества и первыми отборочными этапами Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, проводившегося в 1975, 1976 и 1977 годах. Итогом этих фестивалей стали: качественный профессиональный рост исполнителей, количественный ценз участников самодеятельных ансамблей, выявленные новые таланты среди исполнителей и новые имена среди балетмейстеров, создававших свои авторские произведения с учетом актуальных тем современности, таких как быт советского человека, героизм советского народа в Гражданской и Отечественной войне.

Анализируя данный период, можно отметить, что немаловажной составляющей концертной деятельности танцевальных коллективов и ансамблей была идеологическая и воспитательная работа с населением, которая находилась на постоянном контроле у руководства страны. Это подтверждается такими государственными документами, как: «Об очередных задачах идеологической работы партии» (1963 г.), «О литературно-художественной критике» (1972 г.), «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972 г.), «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972 г.), «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (1974 г.), «О народных художественных промыслах» (1974 г.).

Идейно-политическое воспитание было обязательной составляющей процесса формирования личности молодого творческого работника как в годы учебы в учебных заведениях, так и в его первые годы самостоятельной профессиональной деятельности. В постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» от 25 ноября 1976 г. (протокол № 25) [30] говорится, что в основе этого процесса лежит идейно-политическое воспитание молодых художников. Активную деятельность в этом направлении проводил ЦК ВЛКСМ, который принял целый ряд специальных постановлений о работе с различными категориями творческой молодежи и формировании у нее активной жизненной позиции, в том числе в отношении эстетического воспитания советских людей. О результативности предпринятых мер свидетельствуют итоги проведенного Всесоюзного смотра профессиональных ансамблей песни и танца в 1977 году [31], который продемонстрировал яркий рост мастерства исполнителей и масштабность творческих реалий разных балетмейстеров, индивидуальную творческую манеру исполнения и оригинальность репертуара, базирующегося на национальном фольклорном материале.

В 1979 году Совет Министров СССР постановил создать при министерствах культуры республик СССР специальные коллегии по формированию и редакции, а также отбору сценических произведений самодеятельного художественного творчества [32, с. 79-85]. Но, созданные редакционные коллегии оказались не в состоянии определять сюжет, развитие какого-либо действия в хореографических постановках, ведь создатель и автор композиции - балетмейстер, чаще всего является драматургом и «свободным художником» при сочинении хореографических сцен. В театральном спектакле для ознакомления или практической постановки на сцене есть возможность уточнить его сценарий, искусственную и художественную ценность и актуальность для зрителя, и вопрос заключается только в том, каким образом режиссер и артисты смогут познать и донести до зрителя суть спектакля. При работе над созданием хореографического произведения балетмейстер создает свой хореографический текст намного позже идеи, ведь он рождается уже в процессе практической работы с артистами ансамбля, поэтому возможность познакомиться с хореографией балетмейстера до постановки композиции для редакционных коллегий практически отсутствует. Данное обстоятельство накладывает на балетмейстера,

руководителя ансамбля огромную ответственность, потому что, только он видит законченность хореографической композиции [33, с. 79-85].

80-е годы ХХ века открыли новую веху в истории самодеятельного творчества и профессионального хореографического искусства. Этот период отмечен кризисом идеологии советского общества вследствие прихода к власти «нового поколения советской номенклатуры» [34, с. 376]. Главной задачей партийного аппарата было сохранение идеологической парадигмы страны средствами воспитания, образования, культуры и искусства. Так, по итогам XXVI съезда КПСС (1981 г.) была определена стратегия последующего развития государства. Обозначив огромные заслуги работников искусства и культуры в развитии духовной жизни советского народа, съезд поставил перед ними серьезные идеологические задачи, связанные с противодействием критики советского образа жизни и дискредитации советской действительности средствами искусства и литературы [35]. Перед деятелями культуры и искусства были поставлены задачи поиска методов и форм работы, способных укрепить идеологию и гражданскую идентичность.

В 1983 году на Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем Ю. В. Андроповым было обозначено, что «партия поддерживает все, что обогащает науку, культуру, помогает воспитанию трудящихся в духе норм и принципов развитого социализма. Она бережно, уважительно относится к талантам, к творческому поиску художника, не вмешиваясь в формы и стиль его работы. Но партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа. Речь, конечно, идет не об администрировании. Главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика, активная, чуткая, внимательная и вместе с тем непримиримая к идейно чуждым и профессионально слабым произведениям. Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма» [36].

Принятые на Пленуме решения отразились на деятельности самодеятельных хореографических коллективов. В этот период уже была сформирована система хореографического воспитания и образования. Каждый желающий получал возможность посещать любительские танцевальные кружки, заниматься в хореографических ансамблях при Дворцах пионеров и Домах культуры, а также получать профессиональное хореографическое образование в хореографических училищах, колледжах и институтах культуры, таких как Московская Государственная академия хореографии» [37], Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой [38], Алтайский краевой колледж культуры и искусств [39], Красноярский хореографический колледж [40], Алтайский государственный институт культуры [41] и другие. Во многих городах действовали хореографические ансамбли, где участники могли продолжить занятия в коллективе после окончания общеобразовательной школы в составе молодежной группы. Для взрослого населения страны также создавались различные коллективы хореографической направленности.

В конце 80-х - начале 90-х годов наступает время трансформации и серьезного изменения политической системы страны вследствие изменения идеологической парадигмы, спада экономики, что, в свою очередь, оказало влияние на развитие и существование различных организаций и учреждений, действовавших в системе художественной самодеятельности. Следствием этого становится значительное уменьшение стабильной финансовой помощи от государства. В этот период начинают создаваться хореографические коллекти-

вы нового типа, не подверженные влиянию штампов социалистического реализма и ориентированные на создание и сценическую обработку танцевального фольклора [42].

С расколом Советского Союза на отдельные государства художественная самодеятельность продолжила свое развитие, но уже с учетом изменений государственной политики в той или иной стране. Те реформы, которые привели к социально-экономическому кризису в стране, негативно отразились и на хореографическом творчестве в целом. Спад самодеятельности напрямую зависел от социально-экономических и культурных перемен, нависших над обществом в те годы [42].

Анализ образования, формирования и трансформации самодеятельной хореографической системы в Советском Союзе показал, что на протяжении почти 70 лет основными задачами самодеятельного хореографического творчества, являлись гражданско-патриотическое, эстетическое воспитание и культурное просвещение населения. Уже в первые десятилетия существования советского государства самодеятельное хореографическое творчество получило широкий отклик среди народных масс, в разных возрастных категориях населения страны. Начиная с 1920 годов и до последнего десятилетия XX века, оно вызывало огромный интерес со стороны публики, отличалось массовостью и профессионализмом.

На протяжении всего XX столетия в Советском Союзе хореографическое искусство имело авторитет среди всех видов художественной деятельности человека, а советская хореографическая самодеятельность являлась ярким и уникальным художественно-эстетическим явлением, повлиявшим на формирование профессиональных ансамблей, известных во всем мире.

Список литературы

1. Восьмой съезд РКП(б). 18-23 марта 1919 г. М., 1933. XII, 560 с.

2. Ленин В. И. В. И. Ленин О литературе и искусстве. Изд. 5-е. М., 1976. 827 с.

3. О культурном строительстве. М., 1930. 616 с.

4. Смирнова Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983. 192 с.

5. История ансамбля [Электронный ресурс] // Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова: [сайт]. 2022. URL: https://redarmychorus.mil.ru/istoriya (дата обращения: 14.12.2021).

6. Дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова Ансамбль песни и пляски Советской Армии. Солдатская пляска «Барыня» (1962) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dhmuinohjje (дата обращения: 15.12.2021).

7. Дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова Ансамбль песни и пляски Советской Армии. Казачья кавалерийская пляска (1965) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=g_pxs_xwuqk (дата обращения: 15.12.2021).

8. О партийной и советской печати. М., 1954. 692 с.

9. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера. М., 1986. 190 с.

10. Ткаченко Т. С. Народный танец. М., 1967. 656 с.

11. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Танец аргентинских пастухов «Гаучо» (2019) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=affmmcykzve (дата обращения: 22.12.2021).

12. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Сюита греческих танцев «Сиртаки» (1990) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t4chpytie5q (дата обращения: 22.12.2021).

13. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Китайский танец с лентами (2017) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nl-uvbtzlwo (дата обращения: 22.12.2021).

14. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Русский танец «Полянка» (2017) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pnjgvaw1dbe (дата обращения: 22.12.2021).

15. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Борьба нанайских малышей [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YjmfwGe5-0g (дата обращения: 19.12.2021).

16. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Подмосковная лирика (1967) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qso8bar4kim (дата обращения: 15.12.2021).

17. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Старинная городская кадриль [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ahdxzni3ny (дата обращения: 15.12.2021).

18. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Хореографическая картина «Футбол» [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=arpgenas5pk (дата обращения: 15.12.2021).

19. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Хореографическая картина «Партизаны» [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xje_ktmw8x8 (дата обращения: 15.12.2021).

20. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Флотская сюита «День на корабле» (2018) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yooj74e-q8o (дата обращения: 15.12.2021).

21. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Одноактный балет «Половецкие пляски» [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0s2f24yjmhu (дата обращения: 15.12.2021).

22. Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева. «Чиокыр-лия», «Жок» [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ueqolgvibdy (дата обращения: 15.12.2021).

23. Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Тверская кадриль (2014) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0l52smdr7wq (дата обращения: 15.12.2021).

24. Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Орловская матаня (1967) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=79xxUFpuJBk (дата обращения: 15.12.2021).

25. Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Прилен-ская кадриль (2012) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=W0FJifSi6vs (дата обращения: 15.12.2021).

26. История ансамбля им. Локтева [Электронный ресурс] // Ансамбль песни и пляски им. В. С. Локтева: [сайт]. URL: https://www.loktev-ensemble.com/istoriya (дата обращения: 21.12.2021).

27. Народный хореографический ансамбль «Школьные годы»: [сайт]. URL: http://schoolyears.ru/ (дата обращения: 21.12.2021).

28. Заслуженный коллектив народного творчества Липецкой области ансамбль танца «Родничок» им. заслуженного работника культуры РФ Галины Павловны Шелякиной [Электронный ресурс] // Областной центр культуры, народного творчества и кино [Липецкой области]: [сайт]. URL: https://ocknt.lip.muzkult.ru/podnichok (дата обращения: 21.12.2021).

29. Кутасова Т. Д. Самодеятельный танцевальный коллектив. М., 1954. 112 с.

30. Становление и развитие советского хореографического искусства // Библиотека по истории танцев. URL: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st002.shtml (дата обращения:

29.12.2021).

31. Концерт народных талантов: [заключительный концерт Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности 7 октября 1977 г. в Кремлевском Дворце Съездов] [Электронный ресурс] // Киноархив "Net-Film.ru". URL: https://www.net-film.ru/film-7994 (дата обращения:

10.01.2022).

32. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в стране: постановление от 23 марта 1979 г. № 275 [Электронный ресурс] // «Кодекс», электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. https://docs.cntd.ru/document/765708843 (дата обращения: 30.12.2021).

33. Уральская В. И. Природа танца. М., 1981. 110 с.

34. Никонова С. И. Кризис идеологии и советское общество в 1970-80-е гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7. С. 374-382.

35. Материалы XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1981.

36. Речь Генерального секретаря Центрального комитета КПСС товарища Андропова Ю. В. на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека Казахстана: [сайт]. URL: https://ЫЫio.kz/m/articles/view/речь-генерального-секретаря-центрального-комитета-кпсс-товарища-ю-в-андропова-на-пленуме-цк-кпсс-15-июня-1983-года (дата обращения: 08.01.2022).

37. Историческая справка [Электронный ресурс] // Московская государственная академия хореографии: [сайт]. URL: https://balletacademy.ru/about/istoriya-akademii/istoricheskaya-spravka/ (дата обращения: 15.01.2022).

38. История Академии [русского балета имени А. Я. Вагановой] [Электронный ресурс] // Академия русского балета им. А. Я. Вагановой: [сайт]. URL: https://vaganovaacademy.ru/academy/history/academia-history.html (дата обращения: 18.01.2022).

39. История [Алтайского краевого] колледжа [культуры] [Электронный ресурс] // Алтайский краевой колледж культуры и искусств: [сайт]. URL: https://kult22.ru/info/istoriya (дата обращения: 25.01.2022).

40. История [Красноярского хореографического колледжа] [Электронный ресурс] // Красноярский хореографический колледж: [сайт]. URL: https://ballet-krsk.ru/about/history/ (дата обращения: 25.01.2022).

41. [Алтайский государственный] институт [культуры] [Электронный ресурс] // Алтайский государственный институт культуры: [сайт]. URL: http://www.agaki.ru/institute (дата обращения: 25.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Сибирякова Л. В. Становление и развитие самодеятельного хореографического творчества в России в советский период // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 209-212.

References

1. 8th Congress of the Russian Communist Party (Bolsheviks). March 18-23, 1919. Moscow, 1933. XII, 560 p. (In Russ.).

2. Lenin V. I. V. I. Lenin about Literature and Art. 5th ed. Moscow, 1976. 827 P. (In Russ.).

3. On Cultural Work. Mosow, 1930. 616 p. (In Russ.).

4. Smorniav E. I. Theory and Methods of Organization of Amateur Creativity of Working Class in Cultural Institutions. Moscow, 1983. 192 p. (In Russ.).

5. History of the Ensemble [cited 2021 Dec 14]. Available from: https://redarmychorus.mil.ru/istoriya. (In Russ.).

6. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Song and Dance Ensemble of the Soviet Army. Solder's Dance "Barynya" (1962) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=dhmuinohjje. (In Russ.).

7. Alexandrov Twice Red-bannered and Red-starred Song and Dance Ensemble of the Soviet Army. Cossacks Cavalry Dance (1965) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=g_pxs_xwuqk. (In Russ.).

8. On Party's and Soviet Press. Moscow, 1954. 692 p. (In Russ.).

9. Smirnov I. V. Ballet-Master's Art. Moscow, 1986. 190 p. (In Russ.).

10. Tkachenko T. C. Folk Dance. Moscow, 1967. 656 p. (In Russ.).

11. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Dance of Argentinean Horsemen "Gaucho" (2019) [cited 2021 Dec 22]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v= affmmcykzve. (In Russ.).

12. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Suite of Greek Dances "Sirtaki" (1990) [cited 2021 Dec 22]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=t4chpytie5q. (In Russ.).

13. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Chinese Dance with Strips (2017) [cited 2021 Dec 22]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=nl-uvbtzlwo. (In Russ.).

14. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Russian Dance "Polyanka" (2017) [cited 2021 Dec 22]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=pnjgvaw1dbe. (In Russ.).

15. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Fight of Nanaian Boys [cited 2021 Dec 19]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=yjmfwGe5-0g. (In Russ.).

16. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Moscow-Area Lyrics (1967) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=qso8bar4kim. (In Russ.).

17. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Old-Time Town Quadrille [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=_ahdxzni3ny. (In Russ.).

18. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Choreographic Image "Football" [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=arpgenas5pk. (In Russ.).

19. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Choreographic Image "Partisans" [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=xje_ktmw8x8. (In Russ.).

20. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Marine Suite "A Day on a Ship" (2018) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=yooj74e-q8o. (In Russ.).

21. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. Ballet in One Art "Polovtsian Dance" [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=0s2f24yjmhu. (In Russ.).

22. Moiseyev State Academic Ensemble of Folk Dance. "Chiokyrliia", "Zhok" [2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=ueqolgvibdy. (In Russ.).

23. The Pyatnitsky Russian Folk Chorus. Twer Quadrille (2014) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=0l52smdr7wq. (In Russ.).

24. The Pyatnitsky Russian Folk Chorus. Oryol circle dance (1967) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=79xxUFpuJBk. (In Russ.).

25. The Pyatnitsky Russian Folk Chorus. Prilenskaya quadrille (2012) [cited 2021 Dec 15]. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=W0FJifSi6vs. (In Russ.).

26. History of Loktev Ensemble [2021 Dec 21]. Available from: https://www.loktev-ensemble.com/istoriya. (In Russ.).

27. People's Choreographic Ensemble "Shkolnye Gody" (School Years) [cited 2021 Dec 21]. Available from: http://schoolyears.ru/. (In Russ.).

28. Shelyakina Ensemble of Dance "Rodnichok" (Little Spring) [cited 2021 Dec 21]. Available from: https://ocknt.lip.muzkult.ru/podnichok. (In Russ.).

29. Kutasova T. D. Amateur Dance Ensemble. Moscow, 1954. 112 p. (In Russ.).

30. Development of Soviet Choreographic Art // Dance History Library [cited 2021 Dec 21]. Available from: http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st002.shtml (In Russ.).

31. People's Talent Show [cited 2022 Jan 10]. Available from: https://www.net-film.ru/film-7994. (In Russ.).

32. On Measures to Further Development of Amateur Artistic Creativity in the Country: Order of March 23, 1979, no. 275 [cited 2021 Dec 30]. Available from: https://docs.cntd.ru/document/765708843. (In Russ.).

33. Uralskaya V. I. Nature of Dance. Moscow, 1981. 110 p. (In Russ.).

34. Nikonova S. I. Crisis of Ideology and Soviet Society in 1970s and 1980s. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Humanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities. 2008. No. 7. P. 374-382. (In Russ.).

35. Materials of the 26th Congress of the Communist Party of the Soviet Union. Moscow, 1981. (In Russ).

36. Speech of General Secretary of Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union comrade Yuri Andropov, June 15, 1983 [cited 2022 Jan 8]. Available from: https:/^iblio.kz/m/articles/view/peHb-reHepanbH0r0-ceKpeTapa-^HTpanbH0r0-K0MHTeTa-Kncc-TOBapH^a-ro-B-aHgponoBa-Ha-nneHyMe^K-Kncc-15-HroHa-1983-roga. (In Russ.).

37. Historical Note [cited 2022 Jan 15]. Available from: https://balletacademy.ru/about/istoriya-akademii/istoricheskaya-spravka/. (In Russ.).

38. History of [Vaganova] Academy [of Russian Ballet] [cited 2022 Jan 18. Available from: https://vaganovaacademy.ru/academy/history/academia-history.html. (In Russ.).

39. History [Altai Krai] College [of Culture] [cited 2022 Jan 25]. Available from: https://kult22.ru/info/istoriya. (In Russ.).

40. History [of Krasnoyarsk Choreographic College] [cited 2022 Jan 25]. Available from: https://ballet-krsk.ru/about/history/. (In Russ.).

41. [Altai State] Institute [of Culture] [cited 2022 Jan 15. Available from: http://www.agaki.ru/institute. (In Russ.).

42. Sibiryakova L. V. Genesis of Amateur Choreography in Soviet Russia. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2018. No. 4. P. 209-212. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 04.04.2022; принята к публикации 12.04.2022.

The article was submitted 22.01.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 14.03.2022.

Научная статья

УДК 719:[664.6:725.4(470.23-25):725.94] DOI: 10.32340/2414-9101 -2022-1-48-54

СОХРАНЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХЛЕБОЗАВОДОВ КАК ПАМЯТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Анна Сергеевна Санькова

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия ancha01@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-7484-8555 Научный руководитель - А. С. Мухин, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Представлено краткое описание истории трёх ленинградских хлебозаводов (Левашовского, им. 10-летия Октября, Петроградского механического), охарактеризовано современное состояние промышленных предприятий как потенциальных объектов региональной инфраструктуры индустриального туризма. Проанализированы положительные и отрицательные стороны различных способов актуализации объектов советского индустриального наследия, аргументируется важность музеефикации сооружений как объектов, представляющих историко-культурную ценность.

Ключевые слова: промышленное наследие, советское индустриальное наследие, хлебозаводы Ленинграда, Левашовский хлебозавод, Хлебозавод им. 10-летия Великого Октября, Петроградский механический хлебопекарный завод, инженер Г. П. Марсаков

Для цитирования: Санькова А. С. Сохранение ленинградских хлебозаводов как памятников промышленной архитектуры: опыт и перспективы // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 1. С. 48-54. http://dx.doi.org/10.32340/2414-9101-2022-1-48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.