Vestnik RUDN. International Relations. ISSN 2313-0660 (print), ISSN 2313-0679 (online)
Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2022 Vol. 22 No. 4 714-727
http://journals.rudn.ru/international-relations
DOI: 10.22363/2313-0660-2022-22-4-714-727
Научная статья /Research article
Советская структурная помощь Республике Мали
в 1960—1968 гг.
A.C. Давидчук1 , Д.А. Дегтерев1'2 И, E.H. Корендясов3
1 Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация
2 МГИМО МИД России, Москва, Российская Федерация
3 Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация
Аннотация. Анализируется феномен структурной помощи Советского Союза странам Африки — технического и экономического сотрудничества с охватом основных отраслей экономики для обеспечения самодостаточного развития стран-реципиентов и ослабления неоколониального влияния Запада. Кейс двусторонних отношений СССР и Мали в 1960—1968 гг. был выбран по ряду причин, среди которых стратегическое местоположение этой африканской страны, ее место в структуре интересов Франции, форматы и объемы помощи СССР, наконец, недостаточность освещения вопроса в отечественной и зарубежной историографии. Анализ советской помощи Мали предваряется обзором экономического положения страны в исследуемый период и перечислением трудностей, с которыми столкнулось малийское правительство при попытках создания независимой экономической системы через внедрение собственной валюты — малийского франка — и национализацию бывших французских предприятий. Работа написана с опорой на архивные материалы Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), хранящиеся в фондах Российского государственного архива экономики. Анализ советской помощи проводится по самому широкому спектру направлений — от промышленности и сельского хозяйства до здравоохранения и образования. В финальной части рассматриваются транспортный вопрос и роль СССР в снятии транспортной блокады Мали, установленной Сенегалом. Описываются как успешные проекты со-ветско-малийского сотрудничества в виде геологоразведки месторождений золота и бокситов, строительства цементного завода и спортивного стадиона, так и нереализованные идеи. Среди наиболее очевидных проблем, препятствовавших сотрудничеству СССР и Мали, были недостаток финансовых ресурсов, излишняя осторожность, довольно активная кооперация Мали со своими соседями и капиталистическими странами. Изучение советской помощи Мали позволяет проследить роль СССР в деле реальной деколонизации африканских стран и укреплении их суверенитета. В отличие от многих других стран-доноров, которые ограничивались помощью в отдельных проектах, СССР обеспечивал поддержку в рамках полного цикла работ во всех сферах экономики (добыча ресурсов — строительство предприятий для обработки ресурсов — обучение кадров для обслуживания предприятий — экспорт готовой продукции). Подобный подход Советского Союза благоприятно влиял на суверенизацию малийской экономики.
Ключевые слова: СССР, Мали, техническая помощь, структурная помощь, суверенизация экономики
Для цитирования: Давидчук А. С., Дегтерев Д. А., Корендясов Е. Н. Советская структурная помощь Республике Мали в 1960—1968 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 4. С. 714—727. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-4-714-727
© ^aBHgnyK A.C., ^errepeB ^.A., KopeHgacoB E.H., 2022
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode
Г©Ш1
^^ BY NC
Soviet Structural Aid to the Republic of Mali in 1960—1968
Anna S. Davidchuk1 , Denis A. Degterev1'2 0, Evgenii N. Korendyasov3
1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation
2 MGIMO University, Moscow, Russian Federation 3 Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the phenomenon of the Soviet Union's structural aid to African countries — technical and economic cooperation covering major sectors of the economy to ensure the self-sufficient development of recipient countries and weaken the neocolonial impact of the West. The case of bilateral relations between the USSR and Mali in 1960—1968 was chosen for a number of reasons — the strategic location of this African country, its place in the structure of French interests, the formats and volumes of Soviet aid, and, finally, rather weak coverage of the issue in Russian and foreign historiography. The authors preface the analysis of Soviet aid with an overview of the country's economic situation in the 1960s and the difficulties faced by the Malian government in establishing an independent economic system through the introduction of its own currency, the Malian franc, and the nationalization of former French enterprises. The research is mostly based on the archival funds of the State Committee on Foreign Economic Relations of the Russian State Archive of Economy. The analysis of Soviet assistance is conducted in a wide range of areas, from industry and agriculture to health care and education. The final section examines the transport issue and the Soviet role in removal of the transport blockade imposed by Senegal. Both successful projects of Soviet-Malian cooperation, as the gold and bauxite exploration, the construction of a cement plant, and a sports stadium, and unrealized ideas are described. Among the most obvious problems that hindered cooperation between the USSR and Mali were the lack of financial resources, excessive caution, and Mali's rather active cooperation with its neighbors and capitalist countries. Soviet aid to Mali allows us to trace the Soviet Union's role in the real decolonization of African countries and the strengthening of their sovereignty. Unlike many other donors, who mostly limited their aid to certain projects, the USSR provided support within the framework of a full cycle of work in all sectors of the economy (resource extraction — construction of enterprises for processing resources — training of personnel to service enterprises — export of finished goods). Obviously, such a comprehensive approach had a truly favorable effect on the sovereignization of the Malian economy.
Key words: USSR, Mali, technical assistance, structural assistance, economic sovereignization
For citation: Davidchuk, A. S., Degterev, D. A., & Korendyasov, E. N. (2022). Soviet structural aid to the Republic of Mali in 1960—1968. Vestnik RUDN. International Relations, 22(4), 714—727. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-4-714-727
Введение
Начало сотрудничеству СССР с развивающимися странами было положено во второй половине 1950-х гг., когда в Африке активизировался процесс формирования новых государств, освобождавшихся от гнета бывших метрополий. Значительная часть новообразованных государств выступила за развитие сотрудничества с СССР. Для большинства из них были характерны аграрный тип экономики и низкий уровень промышленного развития. Для преодоления экономической отсталости этих стран СССР инициировал программу помощи, которая была объявлена Н. С. Хрущевым на XX съезде КПСС в
1956 г.1 Она предусматривала оказание технической, экономической и кадровой помощи во многих сферах экономики освобо-
2
дившихся стран на всех континентах . В 1957 г. был создан Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС) (Дегтерев, 2011, с. 241—246).
1 XX Съезд коммунистической партии Советского Союза. 14—25 февраля 1956 г. Стенографический отчет. Том I / под ред. В. Гуревича. Москва : Гос. изд-во полит. лит., 1956. С. 25—27, 41. См. также: ^и, 1983, р. 71).
2 Построено при экономическом и техническом
содействии Советского Союза / под ред. С. А. Скачко-ва. Москва : Международные отношения, 1982.
При распределении помощи учитывались многие факторы, преимущественно политические и социально-экономические, а также географическое положение страны-реципиента. На Африканском континенте крупным получателем советской экономической и гуманитарной помощи стала Республика Мали. Расположенная в центре Западной Африки на пересечении логистических путей, страна привлекала своим выгодным географическим положением. Через Мали с древних времен проходило множество караванных путей, один из которых, Азалай, используется до сих пор (Benanav, 2006).
Анализ советской помощи Африканскому континенту в ее отдельных составляющих присутствует в ряде научных статей. В частности, опубликованы работы, посвященные рассмотрению советского сотрудничества со странами Западной Африки (Белецкая, 2017; Мазов, 2007; 1апёо1о, 2011), помощи в области здравоохранения (Цветков, 2022), образования (Smimova & Ш11оп, 2017) и сельского хозяйства в Мали (Майга, 1985). Тем не менее вопрос о комплексной советской экономической и гуманитарной помощи Мали сразу после обретения страной независимости не получил должного освещения.
Основным источником информации при подготовке данной статьи послужили архивные материалы ГКЭС, хранящиеся в фондах Российского государственного архива экономики (РГЭА). Благодаря достаточно полной информации, полученной при работе с делами постоянного хранения Центрального аппарата ГКЭС, удалось определить фактический объем сотрудничества и структуру помощи, выявить планы и ожидания обеих стран, а также суммировать основные препятствия при реализации соответствующих проектов.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1960 по 1968 г. Независимость Республики Мали и выход из французского Сообщества были объявлены 22 сентября 1960 г. Вскоре удалось запустить двусторонние экономические связи со многими странами, в том числе СССР. В 1968 г. произошел военный переворот, в результате которого
режим первого президента страны М. Кейты был свергнут и к власти пришли прозападно настроенные военные. В статье также приводятся данные за 1969 г., что позволяет провести сравнительный анализ экономического положения Мали и объема советской помощи, а также подвести итоги экономического развития страны в первое десятилетие независимости.
Основные партнеры Мали: экономические и политические предпосылки выбора союзников
Первые два года своей независимости Республика Мали входила в так называемую «зону франка»3, которая подверглась реорганизации и находилась в неустойчивом состоянии после того, как большинство ее членов стали независимыми от Франции. Реструктуризация «зоны франка» завершилась в 1962 г. созданием Западноафриканского валютного союза (Дегтерев, 2003), к которому Мали не присоединилась. 1 июля 1962 г. в обращение была введена национальная валюта — малий-ский франк4, что было продиктовано преимущественно политическими причинами с целью разрыва экономических связей с бывшей метрополией. Однако вскоре расходы бюджета Мали значительно превысили доходную часть (табл. 1).
Особое место в бюджете отводилось расходам, связанным с деятельностью Министерства иностранных дел, содержанием дипломатических представительств за рубежом и участием в международных организациях (в том числе членским взносам). Если в 1961 г. расходы на перечисленные нужды составляли около 7 % бюджета, то к 1968 г. они увеличились до 13 %5. Подобный рост объяснялся тем, что руководство Мали уделяло повышенное внимание международной коопера-
3 Франк Африканского финансового сообщества (Communauté financière africaine) введен французским правительством в 1945 г. в качестве денежной единицы колониальных территорий Западной и Центральной Африки.
4 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 365. Оп. 9. Д. 105. Л. 11.
5 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 105. Л. 4.
ции в надежде повысить привлекательность молодого государства для притока инвестиций и технической помощи. Кроме того, с провозглашением независимости Республика Мали подтвердила свою приверженность идеологическому нейтралитету, что обеспечило дополнительные возможности для получения финансовой помощи как со стороны социалистических, так и капиталистических стран (Тоигоп, 2017, р. 84).
Таблица 1
Расходы, доходы и баланс государственного бюджета Республики Мали в 1961—1969 гг.,
Примечание. * — Показатели согласно плану экономического развития.
Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 365. Оп. 9. Д. 105. Л. 10.
Совокупный национальный продукт Мали за 1961—1968 гг. увеличивался в среднем на 0,5 % в год, тогда как бюджетные расходы — примерно на 15 %6, что неминуемо подстегивало рост государственного долга. К ноябрю 1968 г. он составлял 150 млрд ма-лийских франков. Показательно, что крупнейшими кредиторами Мали выступали Франция — бывшая метрополия, которая сохранила с бывшими колониями тесные экономические связи и чье влияние в регионе до сих пор остается значительным (Давидчук, 2021; Давидчук, Дегтерев, Сидибе, 2022), и СССР — государство, чья экономическая помощь имела наиболее масштабный и комплексный характер (табл. 2).
6 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 105. Л. 3.
После обретения независимости правительство Мали взяло курс на социалистическое развитие страны (Дегтерев, 2021; Amselle, 1978, p. 631; Hazard, 1967, рр. 28—29). Соответствующее решение было принято 22 сентября 1960 г. на чрезвычайном съезде партии «Суданский Союз»7. В результате национализации большей части французских колониальных предприятий был сформирован государственный сектор во всех отраслях хо-зяйства8. В 1963 г. Республика Мали ввела режим наибольшего благоприятствования социалистическим странам и отменила пошли-
9
ны на импорт товаров .
Таблица 2
Основные кредиторы Республики Мали
(по состоянию на 1968 г.), _млрд малийских франков_
Государство Сумма внешнего долга
Франция 49,2
СССР 32,9
ОАР* 7,3
Гана 6,5
ФРГ 3,3
Примечание. * — Объединенная Арабская Республика, существовавшая в 1958—1971 гг. С 1968 г. в составе ОАР оставался лишь Египет. Источник: РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 105. Л. 7.
При этом в правительственных кругах довольно крепкие позиции сохраняло так называемое «умеренное» крыло, которое лоббировало экономическую ориентацию на Запад и активное привлечение иностранного капитала. Именно под влиянием этой группы на фоне роста дефицита бюджета, государственного долга и бедственного положения экономики (Новиков, Урсу, 1994, с. 204) в 1967 г. были заключены финансовые соглашения с Францией. Договоренности значительно ограничивали экономическую свободу Мали: малийский франк был девальвирован на 50 %, а Национальный банк управлялся на
7 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л 8.
8 Витухина Г. О., Климанова О. А., Нестёркин В. Д., Нечаев В. С., Линдер В. И. и др. Мали // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/ geography/text/2169150?ysclid=l5i72fwhh5850512450 (дата обращения: 01.08.2022).
9 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8.
млрд малийских франков
Бюджетный год Расходы Доходы Баланс
1961 11,2 8,0 -3,2
1962 13,4 9,8 -3,6
1963 12,7 11,1 -1,6
I—II кв. 1964 7,1 6,0 -1,1
III—IV кв. 1964 — 13,5 13,1 -0,4
I—II кв. 1965
III—IV кв. 1965 — 14,1 12,5 -1,6
I—II кв. 1966
III—IV кв. 1966 — 16,3 15,7 -0,6
I—II кв. 1967
III—IV кв. 1967 — 21,0 15,5 -5,5
I—II кв. 1968
1969* 22,2 18,7 -4,5
паритетных началах с Францией10. По словам госсекретаря по энергетике и промышленности Мали С. Н'Дяя, ожидалось, что французы предпримут попытку ликвидировать государственный сектор в экономике страны11.
Из-за подписанных валютных соглашений Республика Мали частично утратила суверенитет в валютно-финансовой сфере, что повлияло на внутриполитическую обстановку и привело к государственному перевороту в 1968 г., не улучшив при этом экономическую ситуацию. Более того, в 1967—1968 гг. наблюдался рекордный дефицит бюджета (см. табл. 1).
В первое десятилетие своей независимости из-за тяжелейших экономических показателей Республика Мали была вынуждена обратиться за иностранной помощью. Поддержка поступала от многих государств, в том числе по линии ООН, членом которой Мали стала 28 сентября 1960 г.12 Страны-доноры, как капиталистические, так и социалистические, ограничивались, как правило, отдельными видами помощи. Например, Германская Демократическая Республика (ГДР), одна из трех крупнейших социалистических стран — партнеров Мали наравне с СССР и Чехословакией (Touron, 2017, p. 86), выстраивала сотрудничество с Мали исключительно с помощью практики командирования специалистов, без предоставления кредитов или поставки оборудования13.
Основным донором Мали был Советский Союз, который единственный предоставлял комплексную структурную помощь. Подобный подход позволял Мали сформировать полный цикл производства и связать воедино разрозненные секторы экономики. Так, например, советские специалисты разрабатывали проекты геологоразведочных работ для обеспечения добычи ресурсов для нужд страны, возводили заводы и предприятия для обработки ресурсов и производства готовой
10 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 656. Л. 43.
11 Там же.
12 Мали // Советская историческая энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/history_encydopedia/%D0%9 C%D0%90%D0%9B%D0%98?ysdid=l5jbrbboen9047627 24 (дата обращения: 01.08.2022).
13 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2926. Л. 73—74.
продукции, а также строили ВУЗы и направляли туда советских преподавателей для подготовки кадров, способных обслуживать заводы и предприятия (Rosen, 1963, p. 10).
Большое внимание уделялось сельскохозяйственному сектору экономики, здравоохранению, а также сфере развлечений. СССР построил спортивный стадион, который планировался для проведения Вторых Африканских игр14, в итоге состоявшихся в Нигерии.
Общая оценка советской экономической помощи Мали в 1960-х гг. в текущих ценах составляет порядка 60 млн долл. США. 18 марта 1961 г. СССР и Мали подписали Генеральное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, которое стало основой для последующих контрактов и соглашений. Главным условием было предоставление Республике Мали советского кредита в размере 40 млн руб. на строительство учебных заведений, цементного завода и стадиона, а также проведение геологоразведочных работ15.
Советская помощь в развитии сельского хозяйства Мали
Одним из наиболее ярких примеров оказания структурной помощи через производство полного цикла стала советская помощь в развитии сельского хозяйства Мали, которая в 1960-е гг. оставалась аграрной страной16. В 1961 г. правительство Мали обозначило важность поддержки аграрного комплекса путем увеличения экспорта и объема продукции за счет наращивания урожайности и посевной площади17. Уже на следующий год развитие
14 Там же. Л. 7.
15 Республика Мали : справочник / под ред. Н. И. Гаврилова, Г. О. Витухиной. Москва : Наука, 1977. С. 161. См. также: (Imperato & Imperato, 2008, p. xxxiii).
16 В сельскохозяйственной сфере было задействовано около 80 % населения Мали (Витухина, 1987, с. 91).
17 См. : Discours prononcé à l'Assemblée nationale
(20/01/1961) // Modibo Keita Information Site. URL:
https://modibo-keita.site/discours-et-interventions-de-
modibo-keita/ (accessed: 01.08.2022); Allocution radiodiffusée au peuple du Mali (01/10/1961) // Modibo
сельскохозяйственного сектора было включено в советскую повестку дня. Во время встречи с президентом Мали М. Кейтой глава советской делегации А.И. Микоян отметил недостаточное внимание к актуальным проблемам сельского хозяйства18. Именно в аграрной сфере правительство Мали пыталось воспроизвести модель социалистического планирования с учетом национальных реалий.
Основным партнером советской стороны выступала государственная компания «Офис дю Нижер» (Office du Niger), созданная Францией в 1932 г. как плантационное хозяйство и национализированная Мали после провозглашения независимости. 10 октября 1962 г. был заключен Договор об экономическом и техническом содействии в развитии государственного сельскохозяйственного предприятия «Офис дю Нижер», который стал одним из основополагающих документов советско-малийского сотрудничества в этой сфере19.
СССР старался максимально адресно и предметно решать возникавшие проблемы с целью выстраивания функционирующей системы планирования без включения третьих стран. Так, для увеличения посевных площадей и повышения урожайности сельскохозяйственных культур с СССР был подписан соответствующий договор (№ 9225а от 30 октября 1963 г). Советская сторона брала на себя работы по разработке и строительству ирригационной системы на площади 8—9 тыс. га в регионах Нионо и Курумари (центральная часть Мали), а также по сельскохозяйственному освоению земель (включая монтаж электрооборудования), для чего в
Мали были направлены советские инженеры,
20
гидрогеологи, механики и электрики . 14 февраля 1963 г. был заключен еще один контракт (№ 9225б), опять же на развитие ирригационной системы в Нионо и Курумари и
Keita Information Site. URL: https://modibo-keita.site/ discours-et-interventions-de-modibo-keita/ (accessed: 01.08.2022).
18 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 340. Л. 75—81.
19 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 925. Л. 30—34.
20 РГАЭ. Ф. 365. Оп 69. Д. 444. Л. 83—90.
поставки сельскохозяйственного оборудования (в частности тяжелой техники — тракторов и грузовиков)21.
Столь всесторонний подход применялся также в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, от успеха которой в конечном итоге зависело увеличение производительности сельского хозяйства и, как следствие, экспорт продукции. В соответствии с заключенным 6 июня 1963 г. с Министерством развития Мали контрактом № 9225 в страну для борьбы с вредителями направлялись не только самолеты, но и кадры — летчики, техники 22
и переводчики .
Подготовка кадров для аграрно-промышленного комплекса стала одним из приоритетных направлений сотрудничества с учетом наивысшего интереса Мали в этом вопросе. Работа велась по двум направлениям — командированию советских специалистов в Мали и подготовке малийских кадров. Так, в письме от 1963 г. МИД Республики Мали в Посольство СССР в Мали представители «Офис дю Нижер» выражали просьбу направить делегацию малийских специалистов и сельскохозяйственных работников в качестве стажеров в Советский Союз для «ознакомления с богатым советским опытом в сфере сельского хозяйства»23. В 1964 г. малийская сторона озвучила просьбу направить двух советских специалистов — по ведению статистики сельского хозяйства и экономической статистике со специализацией в вопросах народнохозяйственного баланса24.
Итак, сельскохозяйственный сектор Мали, будучи приоритетным направлением развития экономики, нуждался в наибольшем суверенитете от влияния бывшей метрополии и третьих стран. Усилия СССР были направлены на максимальную поддержку малийско-го сельского хозяйства посредством самого широкого спектра помощи без какого-либо неоколониального давления.
21 Там же. Л. 134—159.
22 Там же. Л. 61—67.
23 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 411. Л. 49.
24 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 455. Л. 107.
Помощь в развитии тяжелой промышленности
Направленность на обеспечение полного цикла работ была характерна и для тяжелой промышленности, а также горнодобывающей отрасли (табл. 3). В данных отраслях советская помощь также осуществлялась по всем трем направлениям — поиск и разработка месторождений ресурсов, строительство фабрик и заводов, обеспечение построенных предприятий оборудованием, энергетикой и кадрами.
Главным природным ресурсом, поиску которого уделялось особое внимание как с малийской, так и с советской стороны, была нефть. Открытие нефтяных месторождений могло бы оказать благотворное влияние на общее состояние экономического развития молодого африканского государства. Переговоры о возможности разведки нефти начались еще в 1961 г.25 Однако этот вопрос оставался нерешенным довольно долго: советская сторона не осмеливалась начинать работы без подтвержденных перспектив и не заключала отдельного контракта на работы по поиску нефти. В то же время уже в июле и августе 1961 г. был заключен контракт № 410 на разведку цементного сырья и горючих сланцев, а также контракт № 458 на проведение геологоразведочных работ золота и алмазов26.
Мали предложила СССР провести аэромагнитную съемку в районе Гао-Менака
25 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 278. Л. 84.
26 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 340. Л. 75—81.
(северо-запад Мали) для локализации месторождений. Однако советская сторона затягивала с подписанием контракта и уклонялась от вынесения решения из-за серьезных сомнений советских геологов в перспективности разработки при высокой себестоимости работ. В итоге в 1962 г. Мали передала заказ на работы Франции, что побудило СССР взять заказ на аэромагнитную съемку в районе Таудени (север Мали) на заведомо менее выгодных условиях27. Несмотря на попытки геологических разведок на нефть и работы по бурению скважин (например, в 1964 г. был заключен контракт № 1070 на сумму 600 млн малийских франков на поставку оборудования для глубокого бурения на нефть28), нефтедобыча в этих районах не налажена до сих пор.
Поиски месторождений золота и алмазов по контракту № 458 от 2 августа 1961 г. были гораздо более успешными. Работы велись в четырех основных регионах (тремя партиями на разведку в Кангабе, Бале, бассейне реки Багое и одной партией на реализацию золоторудных и алмазных месторождений в районе бассейна реки Фабуляко) и включали в себя полный цикл поиска и разработки месторождения: проектирование работ, добыча образцов и исследование в лабораториях, бурение скважин с помощью поставленных по контракту станков «Амурец». Именно советская помощь в проведении геологоразведочных работ определила золотоносный потенциал Мали. По состоянию на 2019 г., ежегодная добыча ценного металла составила 61 т, не считая кустарной добычи (около 6 т ежегодно), по сравнению со 150—200 кг золота в год по состоянию на 1965 г.29
Наиболее результативным советским проектом стала разведка цементного сырья, проводившаяся на основе контракта № 410
27 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 354. Л. 99—100.
28 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 468. Л. 4—5.
29 См.: Mali: Production of Minerai Commodities 2019 // Minerais Yearbook, volume III, Area Reports — International — Africa and the Middle East. National Minerais Information Center. URL: https://www.usgs.gov/ centers/national-minerals-information-center/africa-and-middle-east#ml (accessed: 01.08.2022); РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8—17.
Таблица 3
Количество предприятий (построенных и планируемых) по состоянию на 1 _ января 1969 г.
Всего Промышленность и строительная индустрия Госхозы и фермы Транспорт и связь Геологоразведочные работы Просвещение, здравоохранение, спорт
По соглашениям Введено в эксплуатацию
13 6 1 1 1 3 7
Источник: составлено авторами на основе материалов РГАЭ (Ф. 365. Оп. 2. Д. 1163).
от 22 июля 1961 г. Разработка трех перспективных месторождений бокситов в районах Западного Бамако, Белеа и Кенеба (открыты французскими компаниями в 1958—1960 гг.30), а также месторождения в районах Бафулабе-Кайес с запасами в 18,5 млн т бокситов (СССР и страны Африки..., 1977, с. 204) послужила основой для строительства цементного завода в г. Диаму (запад Мали) мощностью 50 тыс. т цемента в год31. При этом строительство объекта производилось «под ключ», то есть силами и средствами советских строительных организаций. Малийская сторона обязалась лишь предоставить свободный земельный участок и построить дорогу и мост через р. Сене-
32
гал от карьера до территории завода .
Для нормального функционирования завода также проводились работы по энергоснабжению страны и подготовке квалифицированных кадров. Для активного участия в работе по завершению строительства цементного завода в 1969 г. 39 малийских стажеров были направлены в Советский Союз для обучения на цементном заводе в Новороссийске33. Несмотря на обучение малийского персонала, именно советские специалисты сыграли ключевую роль в строительстве и запуске цементного завода.
Производство и потребление энергии в Мали в первое десятилетие независимости оставалось очень низким: общая установочная мощность всех электростанций на 1 января 1964 г. составляла 10250 кВт34. Это было связано с общим низким уровнем промышленного развития. Советский Союз поставлял небольшие электростанции для энергоснабжения некоторых зданий (например, школ)35. Однако промышленное производство энергии не было налажено. В 1961 г. была запрошена советская помощь для строительства ГЭС и нескольких плотин на р. Сенегал36, но эти
30 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 25. Л. 210—212.
31 Построено при экономическом и техническом содействии Советского Союза / под ред. С. А. Скачкова. Москва : Международные отношения, 1982. С. 233.
32 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 629. Л. 1—6.
33 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 46. Л. 2.
34 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8—17.
35 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 396. Л. 184—186.
36 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 340. Л. 75—81.
проекты так и не были реализованы, так как на тот момент в стране не было достаточного количества промышленных потребителей энергии. Большинство ГЭС, функционирующих в настоящее время в Мали, были построены позже региональным объединением Мали, Гвинеи, Мавритании и Сенегала «Управление по развитию бассейна р. Сенегал» при помощи западного финансирования37.
Структурная помощь в гуманитарной сфере
СССР также оказывал существенную помощь в развитии образования и здравоохранения, в первую очередь, техническую: поставлялось оборудование для больниц, учебники, брошюры и литература для школ38. Советские преподаватели обучали студентов в пяти учебных заведениях39, изучение русского языка было обязательным (Сану, Камышева, 2020, с. 180). Однако самым важным компонентом советской помощи было строительство учебных заведений для обеспечения страны местными высококвалифицированными кадрами (табл. 4). Очевидно, что наличие собственных кадров было принципиально важным условием для обеспечения экономического суверенитета Мали.
Таблица 4
Количество учебных заведений на 1 января 1969 г.
Учебные Среднее
заведения учебное Учеб-
По Введено ВУЗ заведение, ные
соглаше- в эксплуа- школа, центры
ниям тацию колледж
6 5 2 1 3
Источник: составлено авторами на основе материалов РГАЭ (Ф. 365. Оп. 2. Д. 1163а).
37 См.: Le Barrage de Manantali. Rapport de Synthèse // Coopération Financière avec l'Organisation pour la Mise en Valeur du Fleuve Sénégal. URL: https://www.eib.org/attachments/ev/ev_manantali_rapport _de_synthese_fr.pdf (accessed: 01.08.2022); Work Starts on Felou dam in Mali // The Infrastructure Consortium for Africa. URL: https://www.icafrica.org/en/news-events/infrastructure-news/article/work-starts-on-felou-dam-in-mali-453/ (accessed: 01.08.2022).
38 Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 — начало 1970-х / под ред. С. В. Мазова, А. Б. Давидсона. Москва : Политическая энциклопедия, 2021. С. 81.
39 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 293. Л. 14.
В 1963 г. в СССР утвердили задание на возведение на безвозмездной основе Высшей административной школы для подготовки работников государственного и партийного аппарата на 250 учащихся (в качестве дара правящей партии «Сенегальский Союз»), медицинского училища для подготовки медицинских сестер и акушерок на 200 учащихся и учебного центра для подготовки сельскохозяйственных специалистов высшей и средней квалификации и специалистов-механизаторов с общим контингентом 600 учащихся (Корендясов, Константинова, 2020, с. 22). На строительство этих учебных заведений планировалось выделить 1,6 млн руб., а сельскохозяйственный центр в г. Катибугу предлагалось построить за счет советских взносов в специальный фонд ООН.
Также было организовано обучение африканских студентов в советских университетах. Одним из основных учебных заведений по подготовке африканских кадров был Университет дружбы народов им. Патриса Лу-мумбы (ныне — Российский университет дружбы народов, РУДН). Представители Мали присутствовали уже в первых выпусках, всего же за 50 лет РУДН подготовил более 250 малийских квалифицированных специалистов (Пономаренко, Зуева, 2009, с. 28).
Однако, несмотря на всесторонность советской помощи по подготовке кадров, эта сфера была наименее развита. Доступность образования и многочисленные стажировки в СССР не смогли кардинально решить проблему острого дефицита квалифицированных кадров, который испытывали малийские предприятия, что в конечном итоге вынуждало их обращаться как к советским специалистам, так и к специалистам из капиталистических стран.
Попытки прорыва транспортной блокады
Особенно остро в контексте противостояния западных и социалистических стран по линии экономической помощи Мали стоял транспортный вопрос, а именно разработка
экспортного маршрута для продукции из Мали, не имеющей выхода к морю.
Существовало два традиционных экспортных маршрута из Мали — через порты Сенегала (в основном Дакар), а также через порты Кот-д'Ивуара (Витухина, 1987, с. 112). Сообщение между столицей Мали Бамако и западноафриканскими портами осуществлялось по железным дорогам. Железнодорожная сеть в Мали была развита слабо, основные стратегические предприятия располагались на удалении от путей. Например, среднее расстояние от каждого из трех малийских месторождений бокситов до ближайшего участка железной дороги составляло в среднем 150—200 км40. Из-за этого стоимость транспортировки сырья повышалась и иногда превышала себестоимость ресурсов, делая добычу и экспорт последних нецелесообразными. Так, издержки вывоза бокситов через Сенегал составляли около 30 руб. за тонну при мировой цене на бокситы в 5—8 руб. за тонну и расходах на транспортировку до железнодорожной станции по грунтовым дорогам (примерно 150 км) в 2—4 руб. за т41.
В связи с этим строительство железных дорог как наиболее дешевого средства транспортировки ресурсов в стране, не имеющей выхода к морю, было критически важным.
Ситуация осложнялась также профран-цузской внешнеполитической ориентацией Сенегала в 1960—1970 гг. Как отмечали советские специалисты, Сенегал активно подталкивал малийское правительство к заключению валютных соглашений с Францией в 1967 г., преследуя собственные цели. В первую очередь, Сенегал стремился усилить взаимосвязь с экономикой Мали и вернуть утраченные после провозглашения независимости рынки сбыта в соседних африканских странах. К примеру, в 1960 г. Республика Мали расторгла двусторонние соглашения с Сенегалом, но восстановила их в июне 1963 г.42 Сенегал также стремился активизи-
40 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 9. Д. 25. Л. 210—212.
41 Там же.
42 Le Mali: Des Royaumes Soudanais à l'État Contemporain // Clio. P. 26. URL: https://www.clio.fr/ chronologie/pdf/pdf_chronologie_le_mali.pdf (accessed: 01.08.2022).
ровать деятельность «Союза четырех стран» (Сенегал, Мали, Гвинея и Мавритания), надеясь играть ведущую роль в этой структуре. Немаловажным был и репутационный фактор. Ориентируясь в своей внешней политике на Францию и поддерживая тесные экономические связи с бывшей метрополией, Сенегал стремился продемонстрировать своим внешнеторговым партнерам несостоятельность «суверенной» экономической политики Мали и оторванности от бывшей метрополии. Правительство Сенегала было заинтересовано в достижении договоренностей между Францией, Мали и странами Западноафриканского валютного союза, настойчиво подталкивая Мали и Францию к переговорам, подготовка к которым до последнего момента держалась
43
в секрете .
Как указано в справке ГКЭС за 1965 г., основным направлением перевозок был маршрут через Дакар44. Однако закрытие Сенегалом границы в 1960—1963 гг.45 вынудило Мали и СССР начать поиск обходных путей для экспорта малийской продукции, в частности переориентировать товарный поток южнее, в Гвинею. Это было связано и с внешнеполитической ориентацией Гвинеи, которая с 1958 г. заняла ярко выраженную антифранцузскую позицию, в 1960 г. вышла из Зоны франка46 и крайне негативно реагировала на любые призывы Сенегала и других стран вернуться туда. Гвинея представлялась для СССР идеальным кандидатом для строительства железнодорожной сети с целью последующего экспорта малийской продукции. Советский Союз рассчитывал, что руководство Гвинеи с интересом отнесется к советским экономическим предложениям. В соответствии с соглашениями 1961 г. между
43 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2906. Л. 10—21.
44 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8—17.
45 Appraisal of the Mali Railway Project // International Bank for Reconstruction and Development, International Development Association. P. 4. URL: https://documents1. worldbank.org/curated/en/668051468281934456/pdf/ multi0page.pdf (accessed: 01.08.2022).
46 La Zone franc de 1939 à Aujourd'hui // Ministère de
l'Économie des Finances et de la Souveraineté Industrielle
et Numérique. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/ tresor-international/la-zone-franc/la-zone-franc-de-1939-a-aujourd-hui (accessed: 01.08.2022).
СССР, Мали и Гвинеей Советский Союз брал обязательство по строительству к 1963 г. железной дороги Бамако — Куруса. На территории Мали предусматривалось строительство нового участка железной дороги, в то время как уже построенный участок в Гвинее планировалось лишь отремонтировать.
Однако участок дороги Бамако — Куруса так и не был построен советскими специалистами, несмотря на то, что он представлялся идеальным вариантом вывода малийской продукции на мировой рынок в условиях создания суверенной экономической системы с полным циклом производства и ее отвязки от бывшей метрополии. В 1966 г., когда стали понятны намерения Мали вступить в Западноафриканский валютный союз и Зону франка, президенты Сенегала и Мали рассчитывали на возможность привлечения в валютную зону Гвинеи, что вызвало недовольство последней и ухудшение двусторонних отношений с Мали47. Помимо этого на отмену проекта повлияли и чисто экономические факторы в виде общей стоимости в 36 млн долл. США48.
В настоящее время железнодорожная линия, проходящая через Сенегал, по-прежнему является главной транспортной артерией, обеспечивающей Мали выход к морю (Bayane & Qiu, 2020, p. 112). Учитывая профранцуз-скую ориентацию Сенегала, вопрос о прорыве транспортной блокады Мали стоит остро и по сей день.
Конкурирующие государства — доноры Мали
Сотрудничество Мали распространялось далеко за пределы взаимодействия с СССР и странами социалистического лагеря. Мали поддерживала экономические связи с Францией, особенно после валютных соглашений 1967 г., КНР, западными странами (Федеративной Республикой Германия (ФРГ), Нидерландами) и региональными соседями (Гвинеей, Сенегалом, Кот-д'Ивуаром). О степени
47 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2906. Л. 16.
48 Appraisal of the Mali Railway Project // International Bank for Reconstruction and Development, International Development Association. P. 24. URL: https://documents1. worldbank.org/curated/en/668051468281934456/pdf/ multi0page.pdf (accessed: 01.08.2022).
участия других стран в экономике Мали можно судить по количеству коммерческих кредитов. Так, порядка 1,8 млн долл. США займа поступили от Кот-д'Ивуара, 2,1 млн ф. ст. — от КНР; страна получала отсрочки по фран-
49
цузским кредитам .
Западным капиталистическим странам было важно получить контракты на техническую помощь с целью оказания максимально возможного влияния на траекторию экономического развития Мали. В этой логике против СССР активно использовался фактор идеологической борьбы. В прессе и научных кругах постоянно появлялись публикации про техническую отсталость советского оборудования и «антисельскохозяйственный вектор» советской помощи (Большов, 1983; Андреев, 1987, с. 1—2).
В этой связи целесообразно рассмотреть систему помощи капиталистических стран. Мали заключила контракты и договоры по строительству предприятий с рядом западных государств. Так, ФРГ по соглашению от 14 февраля 1962 г. через Национальный банк реконструкции предоставила кредит на 13 млн западногерманских марок (2,9 млн руб.) на строительство двух маслобойных заводов в Куликоро и Тукото50. В том же году был заключен контракт с США на строительство здания Педагогического института на сумму 800 тыс. долл. США, позже увеличенную до 1,1 млн долл. США (американская сторона всячески затягивала выполнение кон-тракта)51. В 1968 г., не сумев получить советский кредит на строительство дороги и моста от карьера до цементного завода, Мали обратилась к французской фирме СНТП с просьбой построить дорогу с привлечением малий-ской компании СОНЕТРА, мост же должна была строить французская фирма «Драгаж»52.
Интерес Запада выходил далеко за пределы технической помощи и охватывал самую чувствительную сферу — человеческие ресурсы и кадровую подготовку. Учитывая
49 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8—17.
50 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2872. Л. 119.
51 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 656. Л. 64.
52 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2926. Л. 34.
растущий интерес западных стран к природным ресурсам Африки, в частности потенциальным месторождениям урана, в Мали были направлены западногерманские делегации для проведения переговоров о разведке. В Сельскохозяйственном политехническом институте в г. Катибугу работали граждане Франции, Великобритании и Австрии. Поддержка Запада была заточена на ограничение экономического суверенитета Мали через внедрение неоколониальных практик, о чем говорят как условия валютных соглашений с Францией, так и обязательное условие кредита от МВФ — проведение консультаций с Фондом по внешней и внутренней финансовой политике Мали53.
При этом Республика Мали старалась извлечь максимум прибыли из сложившихся обстоятельств, пытаясь манипулировать СССР в стремлении повысить экономическую выгоду от советской помощи. Так, во время приема временного поверенного в делах Мали в СССР Д. Майги 14 ноября 1962 г., основной целью визита которого была отсрочка выплат по советским кредитам и продление срока займа, малийская сторона завуалированно упрекнула Советский Союз в том, что полученная от СССР и социалистических стран помощь в размере 24 млрд малийских франков с фиксированным распределением по отраслям практически сравнялась с суммой помощи от западных стран — 23 млрд малийских франков, которая была предоставлена с более гибким распределением54.
СССР стал регулярно получать намеки малийских партнеров о высокой заинтересованности западных стран в контрактах. В 1963 г. при обсуждении оформления внекон-трактных работ по бурению водяных скважин в отдельный договор с СССР, малийцы обратили внимание советской стороны, что на подобный контракт также претендуют Франция, ФРГ и США55. В 1964 г. Министерство инфраструктурных проектов Мали обратилось к Франции с просьбой разработать техническую документацию цементного завода, так
53 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 510. Л. 8—17.
54 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 340. Л. 83—86.
55 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 411. Л. 7—9.
Таблица 5
Официальная помощь развитию Республике Мали со стороны развитых стран и международных организаций в 1960—1970 гг., млн долл. США в текущих ценах_
Страна 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970
Австрия 0,01
Бельгия 0,01 0,02 0,02 0,02
Франция 5,9 7,8 5 7,9 10,1 11,3 5,7
Германия 0,91 1,71 0,79 0,38 0,52 0,53 0,59 1,12 1,95
Нидерланды 0,01
Швейцария 0,01 0,02 0,04 0,02 0,01
Великобритания 0,07 0,08 0,01 0,01
США 2 2 2 2 2,35 3,19 1,4 0,74 2 2
Международные 0,08 0,44 6,64 3,39 8,48 10,9 12,2 7,29 16,4 8,72 11,3
организации (многосторонняя помощь)
Всего 0,08 2,44 9,56 7,11 17,2 21,6 25 17,2 27,9 23,22 22,1
Источник: Aid (Official Development Assistance) Disbursements to Countries and Regions // OECD. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=TABLE2A# (accessed: 01.08.2022).
как стоимость 1 т цемента в аналогичных документах советской стороны, по мнению малийцев, была завышенной (9800 малийских франков при производительности 50 тыс. т цемента в год)56. В 1967 г. на переговорах о продлении контракта № 9225 (связанного с сельскохозяйственной авиацией) малийская сторона выдвинула требование о его пересмотре в свою пользу, мотивируя это тем, что в связи с его выполнением малийцы отказались от заключения договоров с голландскими летчиками и не эксплуатировали находящиеся у них три самолета «Типпер»57.
В свою очередь, в переговорах с западными подрядчиками представители Мали использовали фактор контрактной заинтересованности советской стороны. В 1965 г. Мали обратилась к СССР с просьбой о строительстве кислородных станций, которые Франция через свою компанию «Эр Ликид» готова была строить за валюту, что было крайне невыгодно для Мали58.
Большая часть подобного рода намеков оставалась без внимания со стороны СССР. Советская сторона воспринимала их как элемент давления, справедливо полагая, что до их реализации дело не дойдет. В Мали понимали, что западные контракты существенно
56 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 455. Л. 109—110.
57 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 656. Л. 37.
58 РГАЭ. Ф. 365. Оп. 2. Д. 2876. Л. 157.
ограничивают экономический суверенитет страны, навязывая дополнительные обременительные условия. Кроме того, ни один из западных партнеров не обеспечивал Мали структурную помощь во всех отраслях экономики. Де-факто это была минимальная помощь, что среди прочего отражают показатели официальной помощи развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (табл. 5).
Заключение
Предоставленная в 1960-е гг. Советским Союзом техническая и экономическая помощь Мали решала множество текущих проблем развития страны и была призвана создать полный производственный цикл во многих отраслях. В отличие от других стран-доноров, которые ограничивались лишь поддержкой отдельных проектов, СССР обеспечивал помощь в рамках непрерывных цепочек по трем этапам, включая планирование и разработку проектов, поставку технического оборудования и командирование кадров.
При этом важнейшей чертой советской политики помощи было отсутствие неоколониального влияния. Получаемая от СССР помощь благоприятно сказывалась на повышении экономического суверенитета Мали. Это контрастировало с подходом западных стран, в частности Франции и других заинтересованных в Мали капиталистических доноров.
В планах у правительства Мали значились грандиозные стройки, реализация которых во многом зависела от советской помощи. Однако не всем планам, находившимся в разработке у Мали и СССР, было суждено воплотиться в жизнь. Некоторые так и не были реализованы в силу ряда причин: неготовности сторон брать на себя рискованные расходы по геологоразведочным работам, чрезмерно большого объема работ по многим контрактам первой пятилетки, трудновыполнимого для малийской стороны (что привело к пересмотру и урезанию некоторых контрактов), катастрофической нехватки квалифицированных местных рабочих, что стало причиной постоянных поломок дорогостоящего заводского оборудования.
Тем не менее в 1960-е гг., самый сложный период становления экономической
самостоятельности Мали, именно Советский Союз оказывал ей значительную помощь в развитии ключевых секторов экономики — сельского хозяйства и тяжелой промышленности, организуя полный цикл производства — от поиска и разработки месторождений ресурсов, строительства фабрик, заводов, ферм, до обеспечения построенных предприятий оборудованием и снабжения их энергетикой. Кроме того, СССР пытался оказать посильную помощь в решении наиболее сложного вопроса с подготовкой квалифицированных кадров. При самом непосредственном участии и зачастую за счет СССР строились школы, медицинские и аграрные училища, институты, малийские студенты получали стипендии и проходили обучение в советских вузах.
Поступила в редакцию / Received: 28.08.2022 Доработана после рецензирования / Revised: 28.09.2022
Принята к публикации / Accepted: 17.10.2022
Библиографический список
Андреев А. П. Критика буржуазной историографии сотрудничества СССР с освободившимися странами Африки: дис. ... канд. ист. наук. Москва : Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 1987.
Белецкая М. Ю. Экономическая помощь зарубежным странам со стороны СССР // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2—2 (79). С. 1119—1130.
Большов А. Г. Антинаучные трактовки технического содействия СССР развивающимся странам // Критика буржуазных и реформистских концепций развитого социализма и мирового социалистического хозяйства / отв. ред. В. К. Полторыгин. Москва : Мысль, 1983. С. 127—160.
Витухина Г. О. Мали. Москва : Мысль, 1987.
Давидчук А. С. Роль Франции в урегулировании африканских проблем (на примере Мали) // Африка перед лицом современных вызовов и угроз / под ред. С. Н. Волкова, Т. Л. Дейч. Москва : Институт Африки РАН, 2021. С. 153—158.
Давидчук А. С., Дегтерев Д. А., Сидибе О. Военное присутствие Франции в Мали: структурная власть субимперии «коллективного Запада» // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 4. С. 50—78. https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.03
Дегтерев Д. А. Западноафриканская «восьмерка» набирает обороты // Азия и Африка сегодня. 2003. № 12. С. 28—31.
Дегтерев Д. А. Незападные теории развития в эпоху глобального капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 4. С. 113—122. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-113-122
Дегтерев Д. А. Содействие международному развитию: эволюция международно-правовых режимов и эффективность внешней помощи. Москва : Ленанд, 2011.
Корендясов Е. Н., Константинова О. В. Мир в Мали: путь к безопасности в Сахаро-Сахельском регионе // Азия и Африка сегодня. 2020. № 11. С. 17—25. https://doi.org/10.31857/S032150750012180-0
Мазов С. В. Советский Союз и Западная Африка. 1956—1964 гг. // Новая и новейшая история. 2007. № 2. С. 77—90.
Майга Т. Б. Анализ реализации продукции и финансовых результатов сельскохозяйственных предприятий (на примере предприятий СССР и государственного сектора Мали): дис. ... канд. экон. наук. Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.
Новиков С. С., Урсу Д. П. История Мали в новое и новейшее время. Москва : Наука, 1994. Пономаренко Л. В., Зуева Е. Г. РУДН и Африка. Москва : РУДН, 2009.
Сану Д., Камышева С. Ю. Система обучения русскому языку в Республике Мали // В мире русского языка и русской культуры : сборник тезисов IV Международной студенческой научно-практической конференции, 22 мая 2020 г. / под ред. А. Н. Арефьевой, Е. А. Васюковой. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. С. 179—181. СССР и страны Африки. Дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы / под ред.
Е. А. Тарабрина. Москва : Мысль, 1977. Цветков Э. Г. Советские врачи в Тропической Африке в 1960-е — начало 1970-х гг. (по материалам АВП РФ, РГАЭ и РГАСПИ) // История. 2022. Т. 13, № 8. С. 1—1. https://doi.org/10.18254/S207987840020260-5 Amselle J.-L. Le Mali Socialiste (1960—1968) // Cahiers d'Études Africaines. 1978. Vol. 18, no. 72. Р. 631—634.
https://doi.org/10.3406/cea.1978.2372 Bayane B. M., Qiu Y. Past, Present and Future Development of West African Railways // Journal of Sustainable Development of Transport and Logistics. 2020. Vol. 5, no. 1. P. 103—114. https://doi.org/10.14254/jsdtl.2020.5-1.10 BenanavM. Men of Salt: Crossing the Sahara on the Caravan of White Gold. Essex, CT : The Lyons Press, 2006. Gu Guan-fu. Soviet Aid to the Third World, an Analysis of Its Strategy // Soviet Studies. 1983. Vol. 35, no. 1.
P. 71—89. https://doi.org/10.1080/09668138308411459 Hazard J. N. Mali's Socialism and the Soviet Legal Model // The Yale Law Journal. 1967. Vol. 77, no. 1.
P. 28—69. https://doi.org/10.2307/795070 Iandolo A. Soviet Policy in West Africa, 1957—64 [thesis]. Oxford : Oxford University, 2011. Imperato, P. J., Imperato G. H. Historical Dictionary of Mali. Lanham : Scarecrow Press, 2008. Rosen S. M. Soviet Training Programs for Africa. Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1963. Smirnova T., Rillon O. Quand des Maliennes Regardaient vers l'URSS (1961—1991) : Enjeux d'une Coopération Éducative au Féminin // Cahiers d'Études Africaines. 2017. No. 226. P. 331—354. https://doi.org/10.4000/etudesafricaines.20697 Touron M. Le Mali, 1960—1968. Exporter la Guerre Froide dans le Pré Carré Français // Bulletin de l'Institut Pierre Renouvin. 2017. No. 1. Р. 83—95. https://doi.org/10.3917/bipr1.045.0083
Сведения об авторах: Давидчук Анна Сергеевна — студент Российского университета дружбы народов; ORCID: 0000-0001-7406-2552; e-mail: [email protected]
Дегтерев Денис Андреевич — доктор политических наук, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов; профессор МГИМО МИД России; ORCID: 0000-0001-7426-1383; e-mail: [email protected]
Корендясов Евгений Николаевич — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН; Чрезвычайный и полномочный Посол Российской Федерации в Мали в 1997—2001 гг.; e-mail: [email protected]