Научная статья на тему 'Российско-малийское экономическое взаимодействие: состояние и перспективы исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-07-00010 "африканский вектор" фундаментальной трансформации экономической структуры российской Федерации в новых геополитических условиях"'

Российско-малийское экономическое взаимодействие: состояние и перспективы исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-07-00010 "африканский вектор" фундаментальной трансформации экономической структуры российской Федерации в новых геополитических условиях" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
467
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МАЛИ / АФРИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RUSSIAN FEDERATION / MALI / AFRICA / IMPORT SUBSTITUTION / ECONOMIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абрамова Ирина Олеговна, Шелехова Людмила Валерьевна, Константинова Ольга Владимировна

В статье, с учетом основных характеристик экономики Республики Мали, рассмотрено состояние экономического сотрудничества между Россией и Мали, возможные перспективы расширения экономического партнерства между странами и выхода России на африканский рынок. Сделаны выводы о целесообразности повышения эффективности экономического взаимодействия между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-MALIAN ECONOMIC RELATIONS: STATE AND PROSPECTS The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 16-07-00010 “African Vector” of the fundamental transformation of the economic structure of the Russian Federation in the new geopolitical conditions”

In the article, taking into account the main characteristics of the economy of the Republic of Mali, the state of economic cooperation between Russia and Mali, possible prospects for expansion of economic partnership between countries and Russia's access to the African market are examined. Conclusions are made about the expediency of increasing the effectiveness of economic interaction between the two countries.

Текст научной работы на тему «Российско-малийское экономическое взаимодействие: состояние и перспективы исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-07-00010 "африканский вектор" фундаментальной трансформации экономической структуры российской Федерации в новых геополитических условиях"»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА WORLD ECONOMY

УДК 339.9 (470+571) ББК 65.59 (2Рос) А 16

И.О. Абрамова,

доктор экономических наук, профессор, чл.-корр. РАН, член Президиума РАН, директор Института Африки РАН, г. Москва. Тел.: 8 (495) 690-63-85, e-mail: irina.abramova@inafr.ru

Л.В. Шелехова,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (962) 766-88-22, e-mail: schelehova@rambler.ru

О.В. Константинова,

кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН, г. Москва. Тел.: + 7 (968) 705-02-36, e-mail: ryabina111@ya.ru

РОССИЙСКО-МАЛИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(Рецензирована)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-07-00010 «Африканский вектор» фундаментальной трансформации экономической структуры Российской Федерации в новых геополитических условиях» Аннотация. В статье, с учетом основных характеристик экономики Республики Мали, рассмотрено состояние экономического сотрудничества между Россией и Мали, возможные перспективы расширения экономического партнерства между странами и выхода России на африканский рынок. Сделаны выводы о целесообразности повышения эффективности экономического взаимодействия между двумя странами.

Ключевые слова: Российская Федерация, Мали, Африка, импортозамеще-ние, экономическое взаимодействие.

I.O. Abramova,

Doctor of Economics, Professor, Corresponding Member, Member of the Presidium, Director of the Institute of African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow. Ph.: 8 (495) 690-63-85, e-mail: irina.abramova@inafr.ru

L.V. Schelehova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Mathematical Methods and Information Technologies Department, Adyghe state University, Maikop. Ph.: +7 (962) 766-88-22, e-mail: schelehova@rambler.ru

O.V. Konstantinova,

Candidate of Economic Sciences, Junior Researcher at the Center for the Study of Russian-African Relations and African Foreign Policy of the Institute of African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Ph.: + 7 (968) 705-02-36, e-mail: ryabina111@ya.ru

RUSSIAN-MALIAN ECONOMIC RELATIONS: STATE AND PROSPECTS

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 16-07-00010 "African Vector" of the fundamental transformation of the economic structure of the Russian Federation in the new geopolitical conditions" Abstract. In the article, taking into account the main characteristics of the economy of the Republic of Mali, the state of economic cooperation between Russia and Mali, possible prospects for expansion of economic partnership between countries and Russia's access to the African market are examined. Conclusions are made about the expediency of increasing the effectiveness of economic interaction between the two countries.

Keywords: Russian Federation, Mali, Africa, import substitution, economic interaction.

В современных социально-экономических условиях одним из элементов стабилизации российской экономики является импортозаме-щение, основанное на возобновлении связей с прежними иностранными партнерами, в том числе с представителями стран Африки, имевшими тесные связи с Советским Союзом, который способствовал обретению независимости африканскими государствами и их развитию. Однако после распада СССР связи с африканскими странами по ряду стратегически важных направлений были утрачены, вследствие чего была упущена возможность заключения выгодных инвестиционных проектов. Современная Россия, выступающая сегодня на мировом рынке также в качестве одного из основных поставщиков минеральных и топливных ресурсов, безусловно, заинтересована в развитии сотрудничества с африканскими государствами, в том числе и в сырьевой сфере.

Одна из причин такой заинтересованности заключается в том, что именно Африка может выступить главным конкурентом России на мировых рынках топлива и сырья по целому ряду товаров. Помимо

больших объемов запасов ряда видов топлива и сырья, Африка обладает, по сравнению с Россией, целым рядом конкурентных преимуществ. В первую очередь, это касается стоимости рабочей силы в горнодобывающей промышленности, которая в разы меньше, чем в РФ. Кроме того, себестоимость добычи многих полезных ископаемых в Африке гораздо ниже в силу климатических и геологических условий. В то же время, в отличие от Африки, Россия располагает современными технологиями разведки и добычи сырья и топлива, а также наличием высококвалифицированных кадров [1, с. 142].

В данном аспекте наибольший интерес вызывает Республика Мали - одна из стран перспективного субрегиона Западной Африки. Это обусловлено тем, что данная республика является одной из ведущих золотодобывающих стран Африки с перспективой разработки углеводородов и урана.

Возможная прибыль при условии использовании данных ископаемых, с учетом отсутствия сильной армии и кризиса в Ливии, привели к тому, что с января 2012 г. страна была втянута в вооруженное

противостояние с экстремистами на севере Мали. Воспользовавшись тем, что в Мали исповедуют ислам (свыше 90% населения), исламистские террористические силы провозгласили о создании государства «Аза-вад» на территории трех северных районов Мали (2/3 площади страны). В марте того же года, в канун выборов президента страны, в Мали произошел военный переворот, вызвавший кризис власти и осложнение существующего положения. Выходу из сложившегося кризиса и сохранению территориальной целостности государства способствовало вооруженное вмешательство Франции (операции «Сервал», «Бархан») [2], африканских миротворческих сил Экономического сообщества стран Западной Африки (англ. The Economic Community of West African States, ECOWAS - ЭКОВАС) и развертывание Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (MINUSMA), в составе которой - 11,2 тыс. военнослужащих и 1440 полицейских [3]. Активные действия французского правительства обусловлены тем, что данная республика являлась ранее французской колонией, вследствие этого сохранились тесные социально-экономические связи между данными странами. Этому способствует также тот факт, что в Мали государственным языком является французский. Однако, несмотря на помощь иностранных государств, северные территории Мали не полностью контролируются властями, там действуют вооруженные сепаратистские группировки, совершающие террористические акты [2]. Соглашаясь с позицией ведущих российских африканистов Л.Л. Фи-туни и И.О. Абрамовой о том, что: «с течением времени становится все более очевидным, что в основе феномена «арабской весны» лежит, с одной стороны, сложное переплетение внутренних местных социально-экономических и политических

проблем, а с другой - геостратегическое соперничество за влияние и доминирование между ведущими мировыми державами, региональными государственными и негосударственными игроками» [4, с. 8], можно предположить, что политическая стабильность в данном регионе во многом зависит от трансформации влияния на распределение прибыли от добычи и реализации полезных ископаемых Мали развитыми странами Европейского Союза, прежде всего Францией, а также США и Китаем, которые все чаще заявляют о своих интересах в данном регионе. Возможно, экономические интересы таких крупных «игроков», как ЕС, США и Китай, борющихся за изменение сфер влияния иностранных компаний на экономику Мали, зависит, например, от дислокации французских войск, контролирующих добычу полезных ископаемых под предлогом их охраны от деятельности террористических организаций, действующих на севере страны, способствует тому, что экономика Мали находится в зависимости от внешней финансовой помощи, покрывающей треть бюджетных расходов основными донорами: ЕС, Франция, США, ПРООН, Международный валютный фонд, Всемирный Банк (ВБ), Исламский банк развития и другие международные организации [2].

Несмотря на это, Мали остается одной из беднейших стран мира с валовым внутренним продуктом (ВВП), составляющим в 2016 г. 14 млрд долл. США и с ВВП по Паритету покупательной способности на душу населения - 2130 доллара [5]. Поэтому не удивительно, что по благоприятности ведения бизнеса, согласно докладу ВБ за 2017 г., Мали занимает 141 место из 190 [6, с. 7], следовательно, без серьезной политической поддержки со стороны заинтересованных стран иностранные инвесторы неохотно рассматривают предложения по экономическому взаимодействию.

С целью стабилизации социально-политической ситуации правительство Мали, с одной стороны, принимает активное участие в субрегиональных экономических объединениях, таких как Сообщество сахельско-сахарских государств (англ. The Community of Sahel-Sa-haran States, CEN-SAD) - СЕН-САД и ЭКОВАС [7, с. 945]. Кроме того, страна является членом зоны франка КФА, в которую входят еще семь стран Западной Африки в составе Западноафриканского экономического и валютного союза (фр. Union économique et monétaire ouest-africaine), UEMOA - ЮЕМОА. С другой стороны, правительство приняло решение о реализации в течение пяти лет (2014-2019 гг.) программы ускоренного развития севера страны, включающей около 40 проектов, в области телекоммуникации, энергетической и транспортной инфраструктуры, производстве продовольствия, добывающей промышленности и др. [8]. Основываясь на том факте, что Мали относится к группе стран с низким уровнем развития человеческого потенциала и находится на 175 месте из 188 участвующих в рейтинге [9, с. 24], программы нацелены, прежде всего, на поощрение малого и среднего бизнеса и на увеличение доступа населения к социальным услугам [8]. Однако одной из проблем при реализации вышеуказанных программ может стать тот факт, что уровень грамотности взрослого населения очень низок - 33,1% [5] в 2015 г.

Россия могла бы взаимодействовать с Мали в образовательной сфере. Это важно и для нашей страны, для поддержания российского имиджа и создания лояльного отношения как к стране, так и к российским товарам и услугам [10]. Наше предположение основывается на том, что ранее более десяти тыс. малийцев получили образование в российских/советских вузах и теперь составляют «костяк» интеллектуальной элиты Мали. Кроме того,

Россия предоставляет Мали государственные стипендии, так, в 20152016 учебном году их было 20 [2]. Свыше пяти тыс. человек осваивали русский язык в г. Бамако на курсах Советского культурного центра [11].

Если учесть, что в общем объеме ВВП (14 млрд долл. США за 2016 г.) сельское хозяйство занимает 40,7%, промышленность - 19,0%, услуги -40,2% [5], то сельское хозяйство является основой экономики страны, прежде всего, из-за благоприятного климата (тропический континентальный, на юге - субэкваториальный). Вследствие чего главными экспортными культурами являются хлопок и арахис. В Мали также выращивают чай, табак, пшеницу, просо, рис, сорго, фонио, кукурузу, кенаф, ямс, маниок, сахарный тростник, тропические фрукты, овощи. Хорошо развито животноводство. Оно занимает одну из ведущих экспортных позиций страны. Разводят верблюдов, лошадей, ослов, крупный рогатый скот, овец, коз, свиней [12]. Однако наблюдаются низкие темпы развития сельского хозяйства, обусловленные архаичными методами его ведения и сохранением традиционных укладов. Поэтому, на наш взгляд, наиболее приоритетными для данного региона могли бы стать такие специальности, предложенные российскими вузами, как: агрономия, агрохимия и агро-почвоведение, агроинженерия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, ветеринарно-санитарная экспертиза, зоотехния, водные биоресурсы и ак-вакультура и др.

Несмотря на то, что в промышленности приоритетными для развития экономики рассматриваются отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (легкая, текстильная, пищевая, табачная, кожевенная) [12], ведущей отраслью на сегодняшний день остается горнодобывающая. Наиболее богаты полезными ископаемыми регионы Кай, Сикассо и Кидаль [2]. По объему производства золота

в Африке Мали занимает третью позицию (45-50 т в год и 4 тс использованием ручной промывки) и одиннадцатую в мире. Добычу осуществляют девять зарубежных компаний, с государственным участием со стороны Мали (в каждой из них) в процентной доле 18-20 [2]. Кроме того, осуществляются проекты по разведке драгметалла на месторождениях Бананкоро, Гоун-кото, Кобада, Кодиеран, Комана, Кофи и Нампула [13]. Учитывая высокий уровень технологического развития в области золотодобычи, Россия могла бы принимать участие в этих проектах. Однако, исходя из опыта «ГПБ Глобал Ресорсиз» - российской компании, получившей лицензию в 2011 г. на проведение геологоразведки по поиску золота и столкнувшейся с проблемами реализации контракта из-за сложной внутриполитической обстановки в Мали, можно предположить, что без поддержки российского правительства нашим компаниям будет сложно продвигать свои интересы в условия «агрессивной экономической политики» ЕС, США и Китая.

Другим приоритетным направлением для сотрудничества выступает нефтегазовая отрасль, так как для России она является основополагающей при составлении своего собственного бюджета. В Мали проводятся активные изыскания нефти и газа благодаря принятию в 2004 г. нового нефтяного кодекса и созданию управления национальной нефтяной разведки (AUREP) с привлечением инвесторов, среди которых австралийские - Baraka Petroleum Limited, Trans Ocean Securities и Sphere Investments [14], алжирская группа Sonatrach (через свою международную дочернюю компанию Sipex) и итальянская компания ENI [15]. По оценкам, за 25-летний период около 900 млн баррелей нефти может быть добыто из тауденского бассейна, который располагается к северу от Тимбукту вдоль границы с Мавританией на площади в несколько сотен

тысяч квадратных километров [14]. К сожалению, российские компании не воспользовались возможностью вложения инвестиций в данную отрасль. Однако при изменении сфер влияния развитых стран на экономику Мали, с учетом развития нефтедобывающей отрасли, посредством усиления дипломатических связей между нашими странами можно изменить данную тенденцию и способствовать выходу российских компаний на рынок Мали и других стран континента. Что будет экономически выгодно не только для России, но и для республики Мали, так как открытие новых месторождений нефти и газа позволит стране снизить затраты на их закупку. К примеру, на нефть Мали тратит до 20% [14] от стоимости всего импорта.

Нефтяная компания Мали (Ре^ота) недавно открыла огромное газовое месторождение (водород в чистом состоянии - 98,8% водорода и 2% метана и азота - редкое явление) в Буракебу, населенный пункт, расположенный в 60 км от Бамако. Это открытие дает возможность рассмотреть производство для Мали и всей Западной Африки электроэнергии из водорода со стоимостью менее чем 10 франков КФА (0,020 евроцен-тов) за киловатт против 106 франков КФА в настоящее время [16]. Нам кажется очевидным, что российская сторона не должна упустить возможность принятия участие в строительстве водородной электростанции. К тому же опыт участия России в международных проектах на территории Мали в данном направлении имеется. Речь идет о реализации трехстороннего проекта (Мали - Россия - Нидерланды) - электростанции гибридного типа малой мощности, работающей на солнечной энергии, запуск которой состоялся в июне 2014 г. в г. Куманту. В этом проекте российский взнос в реализацию составил «львиную» долю - шесть млн долл. из восьми [2].

Как отмечалось выше, наиболее активно торгово-экономические

связи Мали поддерживает с ЕС, прежде всего с Францией, а также с Алжиром, Китаем, Кот-д'Ивуаром, Нигерией, Сенегалом, США, Южной Африкой, Японией. Необходимо отметит тот факт, что правительство Мали в последние годы стремится расширить партнерские отношения с РФ, обосновывая это тем, что для них оно является одним из приоритетных направлений внешней политики страны [2]. В настоящее время между Россией и Мали осуществляется межпарламентское сотрудничество (с июня 1993 г. в малийском парламенте действует депутатская группа дружбы «Мали-Россия»), продуктивным является внешнеполитическое взаимодействие, ведутся работы по обновлению договорно-правовой базы. Ранее странами было принято более 30 межправительственных соглашений [2].

На основе межправительственного соглашения (2003 г.) осуществляется военно-техническое сотрудниче-ствомеждуРФ и Республикой Мали [2], что особенно актуально в свете того, чтооснову вооружения Мали составляетеще сооетская тетникаи отужие,иоторые нуждаются в обнол-лении иремосте011].В Т016о. влттти СТтии обуатилиськ вчссийткоЧето-вене, несмотрятаогсптложенный ча иттеррлоории фолнцуоекийтоенуый конт нгент (прот водействие данном у договору со стороны Франции не осуществлялось, что объясняется пониманием французской стороной

необходимости повышения боеспособности малийской армии и низкой ее платежеспособности, вследствие чего малийский рынок для Франции не рассматривается в качестве приоритетного при реализации своего оружия), с просьбой оказать военно-техническую помощь для борьбы с исламистскими боевиками на севере страны, что принесло РФ значительные «имиджевые дивиденды» [16] и, возможно, будет способствовать продвижению интересов России в Африке.

Экономическое взаимодействие между странами в настоящее время находится на низком уровне. Товарооборот между РФ и Мали за период 2005-2016 гг. представлен на рис. 1. Минимальное значение отмечалось в 2009 г. - 1,2 млн долл., а максимальное в 2013 г. - 20,7 млн долл. США. Объем импорта из Мали заметно (в 218 раз) увеличился за последние пять лет с 3 тыс. долл. в 2011 г. до 653 тыс. долл. в 2016 г., в основном благодаря увеличению закупок по прежним позициям.

Россия импортирптола ит Малч: муфты и уссройетоа кля ттекине-нич валов(вчлючая лоиверсалтлыг осорниты): чугунные лвчые вой сттльныеливыт; алюминий лиоде-лчяит него; прочит изделия изое-драгчтенных метaлите; изделна лт черных металлов (скрученная проволока, тросы и канаты из коррозион-ностойкой стали и прочее); масличные семена и плоды; эфирные масла

^ r-j

2005 2 0 06 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ Экспорт "Импорт ■Товарооборот

Рис. 1. Динамика экспорта, импорта и товарооборота между РФ и Мали,

2TЗУ-23Т60Ттmыз.дoлл. /7ИИ

и резиноиды; фрукты, орехи и др. В Мали РФ поставляла злаки, минеральное топливо, нефть и продукты перегонки; фармацевтическую продукцию; удобрения; мыло, моющие средства; пластмассы и изделия из них; бумагу и картон; печатные книги, газеты; трикотажные полотна машинного или ручного вязания; черные металлы и изделия из них; алюминий и изделия из него; мебель; постельные принадлежности, матрацы; игрушки, игры и спортивный инвентарь и др. [17]. При этом в товарообороте между странами преобладает российский экспорт, и в первую очередь это металлы и изделия из них, продукция химической, фармацевтической промышленности, злаки.

Тенденция к увеличению экспорта, может быть объяснена заинтересованностью российского бизнеса в поисках новых рынков сбыта своей продукции и покупке дешевого сырья и продовольствия. Мали испытывает огромные потребности в агропромышленной, ирригационной, транспортной и энергетической сферах [11]. Россия могла бы закупать хлопок, орехи дерева карите, манго и другие тропические фрукты [2], увеличить поставки зерновых, экспортировать российские технологические разработки, оборудование для развития энергетики, сельского хозяйства и т.д. Перспективными могли бы быть проекты по геологоразведке, развитию горнорудной отрасли (прежде всего добыча золота, а также фосфатов, урана, железа, редкоземельных металлов). Кроме того, считаем, что есть потенциал в развитии российско-малийского сотрудничества в области обеспечения питьевой водой, фармацевтики, обработки и хранении фруктов и овощей, хлопка, зерна и производства изделий из них, в реализации инфраструктурных проектов (строительство, прокладка дорог, портов и т.д.), туризма (гостиницы, организация туров), а также в топливно-энергетической сфере, начиная от поставок углеводородов, а затем при развитии

отрасли в Мали - в строительстве нефтедобывающих комплексов, нефте-и газопроводов, нефтеперерабатывающих предприятий и в развитии альтернативной энергетики (солнечной, гидроэнергетики и др.) [18, с. 29]. На наш взгляд, причиной нереализованного экономического сотрудничества между Россией и Мали является прежде всего нестабильная внутриполитическая обстановка в африканской республике, а кроме того - недостаточная заинтересованность российских бизнес-структур в продвижении на африканском направлении, отсутствие у России торгового представительства в Мали [19] и межпалатского взаимодействия между Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ и Мали [20].

Таким образом, нестабильная внутриполитическая обстановка в Мали является основным препятствием для развития полноценного экономического партнерства между Россией и Мали. Взаимодействие между странами проявляется в основном в политической сфере. Товарооборот невысок, российский бизнес в Мали слабо представлен. Считаем, что при условии более активных дипломатических действий между странами, направленных на усиление экономических отношений, станет возможным осуществление совместных проектов и открытие совместных предприятий. На первоначальном этапе Россия может предложить образовательные, консультативные услуги, а также такое перспективное направление, как геологоразведочные работы с использованием спутников, что позволит более точно определить наличие и глубину залегания нефтегазовых, урановых и других отложений полезных ископаемых. Кроме того, возможно усилить экономическое взаимовыгодное сотрудничество, используя такие механизмы, как открытие торгового представительства, торговых домов, осуществление взаимодействия на уровне ТПП России и Мали, а также на уровне Таможенного союза Евразийского

экономического союза и Мали как участницы субрегиональных экономических объединений Африки (ЮЕМОА, СЕН-САД, ЭКОВАС), что даст возможность выхода на рынки

других африканских стран. Развитие взаимовыгодных экономических связей с Мали станет еще одним важным шагом на пути укрепления позиций России в Африке.

Примечания:

1. Абрамова И.О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. М. 2013. 323 с.

2. Республика Мали // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ml/?currentpage=main-country.

3. В Мали продлили режим чрезвычайного положения на полгода // РИА новости 30.04.2017. URL: https://ria.ru/world/20170430/1493392576.html.

4. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «исламской Африке» // Азия и Африка сегодня. 2014. № 12. С. 8-15.

5. World Development Indicators // The World Bank. URL: http://data.worldbank.org.

6. Doing Business 2017: Equal Opportunity for All // A World Bank Group Flagship Report. P. 7. URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusi-ness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Full-Report.pdf.

7. Африка: В 2 т. // Редкол.: А.М. Васильев и др. М.: ООО Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2010. Т. 2. 1040 c.

8. Правительство Мали внедряет программу развития северных регионов страны // Афроком 23.10.2013. URL: http://www.afrocom.ru/news/news/963.

9. Резюме. Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого. С. 24 // ООН. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ HDR2016_RU_0verview_Web.pdf.

10. Константинова О.В. О состоянии и перспективах экономического сотрудничества Российской Федерации с Демократической Республикой Конго // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 10. С. 1495-1504.

11. Дульян А. Россия - Мали: 50 лет дружбы и сотрудничества // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/341.

12. Мали // Информационно-аналитический центр Минерал. URL: http:// www.mineral.ru/Facts/world/116/143/index.html.

13. Тейчмен Р. Война в Мали. Что вы должны о ней знать // Поли СМИ 18.01.2013. URL: http://polismi.ru/ekonomika/globalizatsiya-za-i-protiv/185-vojna-v-mali-chto-vy-dolzhny-o-nej-znat.html.

14. Amadou O. Wane Mali: Le petrole Malien, mythe ou realite: Selon des estimations, le Mali pourrait extraire environ 900 millions de barils sur une période de 25 ans à partir du bassin de Taoudéni. URL: http://maliactu.net/mali-le-petrole-malien-mythe-ou-realite-selon-des-estimations-le-mali-pourrait-extraire-environ-900-millions-de-barils-sur-une-periode-de-25-ans-a-partir-du-bassin-de-taoudeni/.

15. Studer E. Mali: un pays riche en pétrole, en gaz et en mines d'or. URL: http://www. leblogfinance.com/2013/01/mali-un-pays-riche-en-petrole-en-gaz-et-en-mines-dor.html.

16. Сурков Н. Россия поможет победить террористов в западной Африке // Известия 19.10.2016. URL: http://izvestia.ru/news/639190.

17. Таможенная статистика внешней торговли / Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: http://stat.customs.ru.

18. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 9. Т. 61. С. 24-35.

19. Торговые представительства Российской Федерации за рубежом // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy. gov.ru/minec/about/torgpredstav.

20. Африка // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/.

References:

1. Abramova I.O. Africa's New Role in the World Economy of the 21st Century. M.: Institute for African Studies RAS, 2013. 323 p.

2. Republic of Mali // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ml/?currentpage=main-country.

3. In Mali, extended the regime of state of emergency for six months // RIA News 30.04.2017. URL: https://ria.ru/world/20170430/1493392576.html.

4. Fituni L.L., Abramova I.O. Aggressive non-state actors of geostrategic rivalry in «Islamic Africa»// Asia and Africa today. 2014. № 12. Pp. 8-15.

5. World Development Indicators // The World Bank. URL: http://data.world-bank.org.

6. Doing Business 2017: Equal Opportunity for All // A World Bank Group Flagship Report. P. 7. URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusi-ness/Documents/Annual-Reports/English/DB17-Full-Report.pdf.

7. Africa: In 2 part // Editorial staff: А.М. Vasiliev et al. M.: Ltd. Publisher «Encyclopedia»: ID «INFRA-М», 2010. Т. 2. 1040 p.

8. The Government of Mali is implementing a program for the development of the northern regions of the country // Afrokom 23.10.2013. URL: http://www.afrocom. ru/news/news/963.

9. Summary. Human Development Report 2016. Human Development for All and Everyone. P. 24 // OON. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_ Overview_Web.pdf.

10. Konstantinova O.V. On the state and prospects of economic cooperation between the Russian Federation and the Democratic Republic of the Congo // Russian Journal of Entrepreneurship. 2015. Т. 16. № 10. Pp. 1495-1504.

11. Dulyan A. Russia - Mali: 50 years of friendship and cooperation // International Affairs. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/341.

12. Mali // Information-analytical center Mineral. URL: http://www.mineral.ru/ Facts/world/116/143/index.html.

13. Teichman R. The war in Mali. What you should know about it // Polismi 18.01.2013. URL: http://polismi.ru/ekonomika/globalizatsiya-za-i-protiv/185-vojna-v-mali-chto-vy-dolzhny-o-nej-znat.html.

14. Amadou O. Wane Mali: Malian oil, myth or reality: According to estimates, Mali could extract about 900 million barrels over a 25-year period from the Taoudeni basin. URL: http://maliactu.net/mali-le-petrole-malien-mythe-or-reality-according-of-estimates-the-mali-can-extract-about-900-million-of-barries-on-one-period-of-25-years-has-from-basin-of-Taoudeni/.

15. Studer E. Mali: a country rich in oil, gas and gold mines. URL: http://www.leb-logfinance.com/2013/01/mali-a-pays-riche-in-petrole-in-gaz-and-in-mines-dor.html.

16. Surkov N. Russia will help to defeat terrorists in West Africa // Izvestia 19.10.2016 URL: http://izvestia.ru/news/639190.

17. Customs statistics of foreign trade / Federal Customs Service of the Russian Federation. URL: http://stat.customs.ru.

18. Abramova I., Fitouni L. Potential of the African continent in the strategy of development of the Russian economy. World Economy and International Relations. 2017. No. 9. Vol. 61. Pp. 24-35.

19. Trade Representation of the Russian Federation abroad // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/torgpredstav.

20. Africa // Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation. URL: http://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.