Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ В СССР ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ (1960-Е - 1980-Е ГОДЫ)'

ЖИЗНЬ В СССР ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ (1960-Е - 1980-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / АФРИКА / АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛИЗМ / СОВЕТСКИЙ БЫТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынова Е. П., Япи Ж. Р.

Актуальность статьи заключается в том, что вопрос об обучении и жизни африканских студентов в СССР остается малоизученным в историографии. Работа основывается на данных опроса, проведенного автором среди бывших африканских студентов, обучавшихся в СССР в период 1960-х - 1980-х гг. В период деколонизации на африканском континенте западными и африканскими СМИ распространялась односторонняя и негативная информация о Советском Союзе, в том числе и о жестоком обращении с некоторыми африканцами, которые были представителями первой волны обучающихся в СССР студентов. Тем не менее, поток желающих получить советское образование нарастал. Прожив в СССР несколько лет, африканские студенты познакомились с жизнью в советской стране. Сопоставление воспоминаний представителей разных поколений о советском образе жизни позволяет говорить о том, что их взгляд со стороны позволял замечать особенности советского быта и повседневной жизни. Доброжелательность со стороны преподавателей, общение с советскими студентами способствовали тому, что африканцы сформировали свои собственные представления об СССР, отличные от навязываемых СМИ. Несмотря на сильную идейную составляющую системы советского образования, африканские студенты не были заинтересованы в глубоком освоении теоретических основ марксистско-ленинского социализма. Однако, наши респонденты признались, что им нравилась советская социалистическая система, которая, к их сожалению, не была осуществима в Африке. В итоге их студенческая жизнь, проведенная в Советском Союзе, осталась одним из самых ярких воспоминаний в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE IN THE USSR IN THE EYES OF AFRICAN STUDENTS (1960S - 1980S)

The relevance of the article lies in the fact that the question of the education and life of African students in the USSR remains little studied in historiography. The work is based on the information of a survey conducted by the author among former African students who studied in the USSR during the 1960s - 1980s. During the period of decolonization on the African continent, Western and African media spread one-sided negative information about the Soviet Union, including the ill-treatment of some Africans who were representatives of the first wave of students studying in the USSR. Nevertheless, the flow of those wishing to receive a Soviet education was growing. After living in the USSR for several years, African students got acquainted with life in the Soviet country. Comparing the memories of representatives of different generations about the Soviet way of life, suggests that their view from the outside allowed them to notice the peculiarities of Soviet life and everyday life. Goodwill of teachers, communication with Soviet students contributed to the fact that Africans formed their own ideas about the USSR, different from the imposed media. Despite the strong ideological component of the Soviet education system, African students were not interested in deeply assimilation the theoretical foundations of Marxist-Leninist socialism. However, our respondents admitted that they liked the Soviet socialist system, which, unfortunately, was not realizable in Africa. As a result, their student life spent in the Soviet Union remained one of the most vivid memories in their lives.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ В СССР ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ (1960-Е - 1980-Е ГОДЫ)»

Мартынова Е. П., Япи Ж. Р.

(Тула)

УДК 93

ЖИЗНЬ В СССР ГЛАЗАМИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ (1960-е - 1980-е ГОДЫ)

Актуальность статьи заключается в том, что вопрос об обучении и жизни африканских студентов в СССР остается малоизученным в историографии. Работа основывается на данных опроса, проведенного автором среди бывших африканских студентов, обучавшихся в СССР в период 1960-х - 1980-х гг. В период деколонизации на африканском континенте западными и африканскими СМИ распространялась односторонняя и негативная информация о Советском Союзе, в том числе и о жестоком обращении с некоторыми африканцами, которые были представителями первой волны обучающихся в СССР студентов. Тем не менее, поток желающих получить советское образование нарастал. Прожив в СССР несколько лет, африканские студенты познакомились с жизнью в советской стране. Сопоставление воспоминаний представителей разных поколений о советском образе жизни позволяет говорить о том, что их взгляд со стороны позволял замечать особенности советского быта и повседневной жизни. Доброжелательность со стороны преподавателей, общение с советскими студентами способствовали тому, что африканцы сформировали свои собственные представления об СССР, отличные от навязываемых СМИ. Несмотря на сильную идейную составляющую системы советского образования, африканские студенты не были заинтересованы в глубоком освоении теоретических основ марксистско-ленинского социализма. Однако, наши респонденты признались, что им нравилась советская социалистическая система, которая, к их сожалению, не была осуществима в Африке. В итоге их студенческая жизнь, проведенная в Советском Союзе, осталась одним из самых ярких воспоминаний в жизни.

Ключевые слова: СССР, Африка, африканские студенты, социализм, советский быт.

The relevance of the article lies in the fact that the question of the education and life of African students in the USSR remains little studied in historiography. The work is based on the information of a survey conducted by the author among former African students who studied in the USSR during the 1960s - 1980s. During the period of decolonization on the African continent, Western and African media spread one-sided negative information about the Soviet Union, including the ill-treatment of some Africans who were representatives of the first wave of students studying in the USSR. Nevertheless, the flow of those wishing to receive a Soviet education was growing. After living in the USSR for several years, African students got acquainted with life in the Soviet country. Comparing the memories of representatives of different generations about the Soviet way of life, suggests that their view from the outside allowed them to notice the peculiarities of Soviet life and everyday life. Goodwill of teachers, communication with Soviet students contributed to the fact that Africans formed their own ideas about the USSR, different from the imposed media. Despite the strong ideological component of the Soviet education system, African students were not interested in deeply assimilation the theoretical foundations of Marxist-Leninist socialism. However, our respondents admitted that they liked the Soviet socialist system, which, unfortunately, was not realizable in Africa. As a result, their student life spent in the Soviet Union remained one of the most vivid memories in their lives.

Keywords: USSR, Africa, African students, socialism, Soviet life. DOI: 10.24888/2410-4205-2022-31-2-38-45

ачиная с конца 1950-х гг., Советский Союз постоянно оказывал африканским

Н странам военную и экономическую помощь. Несмотря на это, в африканских странах преобладали негативным стереотипы о нем. Особенно сильны они были среди африканцев, никогда не посещавших СССР. В связи с этим интересен вопрос о том, как воспринимали СССР и, в частности, повседневную советскую действительность, африканцы, которые провели в стране несколько лет во время обучения. Актуальность статьи заключается в том, что существует много исследований об адаптации африканских студентов в России [3; 4; 6] и гораздо меньше о жизни африканских студентов в СССР [1; 5]. Цель настоящей работы заключается в попытке понять особенности восприятия африканскими студентами различных сторон советской жизни в период 1960-х - 1980-х гг.

Для проведения исследования мы использовали различные источники информации. Во-первых, с августа 2018 г. по ноябрь 2020 г. проводился опрос бывших студентов, обучавшихся в СССР в 1960 - 1980-е гг., через электронную почту (для уточнения сведений использовали видеоконференцсвязь). Среди наших респондентов были франкоговорящие (Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Мали, Гвинея Конакри, Камерун и Демократическая Республика Конго), англоговорящие (Гана, Нигерия, Танзания, Уганда, ЮАР), португалоговорящие (Ангола, Гвинея-Бисау и Кабо-Верде), арабоговорящие (Египет, Ливия, Тунис и Алжир). Всего было опрошено 50 человек, в том числе 15 женщин и 35 мужчин в возрасте от 65 до 80 лет. Было довольно сложно найти информантов из разных стран, но благодаря Интернету и социальным сетям мы смогли преодолеть это препятствие. Следует также отметить заинтересованность информаторов и их интерес к опросу. Отметим, что все наши респонденты учились в Москве, в Университете дружбы народов, поэтому их представления о Советском Союзе формировались на основе социально-экономических и культурных реалий города Москва. Итак, в ходе проведенного исследования задавались следующие вопросы:

• Почему долгое время СССР не был известен многим африканцам?

• Что вы можете рассказать о Вашем студенческом пребывании в СССР?

После завершения учебы в СССР и возвращения на родину бывшим африканским студентам было трудно делиться информацией и впечатлениями о советской стране со своими земляками, которые оставались все это время в Африке. Дело в том, что во многих независимых африканских государствах (в частности, франкоязычных и англоязычных) в конце 1940 - 1950-е гг. СМИ были ретрансляторами антисоветской пропаганды западноевропейских и американских изданий, да и «свои», африканские, газеты контролировались странами-колонизаторами. В качестве примера можно назвать такие как US News & World Report, Rhodesia Herald, Ashanti Pioneer, African Daily News и The New York Times [7; 8; 9; 10; 13]. В газетах US News & World Report и Ashanti Pioneer сообщалось, что африканские студенты, проживающие в СССР, якобы жалуются на предвзятое отношение к ним из-за цвета кожи, что их арестовывают прямо на улицах советские милиционеры, что часто обыскивают комнаты в общежитиях, где они проживают. Показательным может быть описание в одной из таких газет случая ареста студента из Сьерра-Леоне после посещения им квартиры своей советской подруги: его вызвали в отделение милиции по звонку соседей, где он подвергся жестокому и унизительному допросу. В газетах The New York Times и African Daily News рассказывалось о похожих инцидентах с африканцами. В частности, случай с нигерийцем Окон-кво, который без его согласия был сфотографирован советским фотографом, а фото было опубликовано в советской газете «Новое время» [11, pp. 47]. Также писалось о происшествии с малийцем, который был избит на улице и оставлен без помощи. Газеты сообщали, что такие случаи расовой дискриминации вынуждали африканских студентов обращаться к своим правительствам с просьбами о помощи, покидать Советский Союз и уезжать на Запад для продолжения обучения в достойных условиях.

Жители Африки не имели официальных источников информации о событиях и жизни в СССР, а рассказы обучавшихся там африканских студентов не были широко известны. Поэтому, несмотря на то, что Советский Союз оказывал африканским странам военную и экономическую помощь, у многих африканцев сформировались негативные стереотипы об этой

стране. Так, были распространены представления о СССР как расистском, экономически нестабильном, недемократическом государстве. Показательным в этом плане является случай с обучавшимся в Советском союзе угандийским студентом Стэнли Окулло. В июне 1960 г. он был выслан из страны, поскольку был одним из авторов протестного письма советскому лидеру Н. С. Хрущеву, в котором сообщалось о том, что африканские студенты в Советском Союзе подвергались словесным и физическим оскорблениям. Инцидент привлек внимание западной прессы. На следующий день после прилета из Москвы в Лондон Стэнли Окулло дал интервью газете Daily Express, в котором осудил расизм и раскритиковал идеологический надзор в советских университетах [5, с. 90]. Daily Express напечатала интервью без согласования с советской стороной. Информация быстро распространилась в африканских странах. Наша респондентка из Ганы сообщила об этом: «Когда новости о Стэнли Окулло дошли до моих родителей в Гане, они велели мне вернуться, но я отказалась». Еще один респондент из Сенегала сказал: «Когда я сообщил своим близким, что получил стипендию на обучение в СССР, они высказали недоумение вопросом о том, что я собираюсь делать в такой холодной и расистской стране?» Далее он добавил: «Но я помню, как долго размышлял, прежде чем принять стипендию. Я боялся холода и языкового барьера. С другой стороны, я знал, что после предоставления Советским Союзом стипендий сенегальским студентам некоторые из них уже вернулись домой и были приняты на государственную службу в Сенегале, поэтому я решил поехать учиться». Приведем воспоминание нашего бенинского респондента: «Я помню, что в 1963 г. мой преподаватель по биологии предложил мне советскую стипендию (поехать учиться в СССР), потому что он меня ценил. Педагог рассказал мне о преимуществе учебы и высказал надежду, что я не откажусь, как это до меня делали другие под предлогом, что они не хотят уезжать в такую опасную страну. Под влиянием негативных суждений об СССР, которые до меня доходили, я отказался, решив дождаться французской или американской стипендии. Однако, по настоянию профессора, я решился принять стипендию и поехать учиться в СССР».

Приведенные примеры показывают, что отсутствие информации о Советском Союзе, антисоветская пропаганда западных СМИ способствовали распространению на африканском континенте односторонней негативной информации о СССР. Поэтому, отправляясь на обучение, студенты имели очень мало информации о том месте, куда они едут. Обратим внимание на то, что эти молодые люди ничего не знали о коммунистической теории, поскольку в африканских странах они имели возможность познакомиться с либерализмом и европейским социализмом, но не с советской моделью социализма и идеологией марксизма. Женщина из Египта поделилась мнением: «Насколько я знала, что социализм и коммунизм - это просто определения, выученные в школе. Коммунизм и советский социализм - идеологические течения, борющиеся за равенство социальных классов».

СССР как страна, где официально строится коммунизм, породила много опасений даже в образованных африканских кругах. Об этом свидетельствует изъятие в июне 1961 г. руководством лицея Террассона Бамако брошюры, осуждающей условия обучения в СССР [14, p. 339]. Как заметила малийка: «В 1960-е г. информационные каналы передали нам, что в СССР обучаются только люди, мятежные к системе, и что следует избегать того, чтобы женщины там учились». По отношению к СССР были предубеждения, он считался «страной атеизма, женского распутства, совместного имущества, женщин и детей» [14, p. 339]. Еще раз подчеркнем, что неосведомленность африканцев о реалиях жизни в СССР объяснялась отсутствием советских каналов информации в Африке и негативной пропагандой западных и американских СМИ.

Далее рассмотрим вопрос о том, как у африканских студентов изменялись представления и оценки об СССР в годы учебы. Среди ответов наших респондентов мы смогли выделить мнения о советской системе образования. Так, почти все обратили внимание на то, что в 1960 - 1980-е гг. в СССР существовало только государственное образование. Оно финансировалось из бюджета и было бесплатным. Все граждане советской страны имели равные возможности для получения образования. Респондентка из Алжира высоко оценила его:

«Система высшего образования в Советском Союзе представляла собой комплекс высших учебных заведений, которые выпускали профессионалов, молодых и перспективных специалистов, которые были полностью готовых к работе по полученной специальности». Многие респонденты отметили, что их странам нужна была подобная система образования для того, чтобы обеспечить повышение уровня социально-экономического развития после обретения независимости.

Наши респонденты сохранили положительные воспоминания о студенческих годах в СССР. Приведем один из типичных ответов франкоговорящих респондентов: «Обучение в УДН, носящем имя африканского героя Патриса Лумумбы, мы расценивали как особый знак внимания со стороны СССР по отношению к Конго и Африке в целом. Мы понимали, что СССР - надежный партнер Африки». Необходимо учитывать, что большинство африканских студентов, отправлявшихся учиться в СССР, были включены в общественно-политическую жизнь своих стран, активно участвовали в деколонизации, в гражданских войнах. В годы учебы в Советском Союзе они внимательно следили за политическими событиями, происходящими в их родных странах. Наши собеседники отмечали, что СССР играл важную роль в формировании их революционного характера.

Бывшие студенты помнят особенности учебного процесса в СССР. Сначала студенты зачислялись на подготовительный факультет на один год (иногда два), в течение которого изучали русский язык и курсы, связанные с их будущей специализацией. После этого они поступали на выбранные ими факультеты, где учились пять лет (на аналогичных факультетах в странах Запада обучение длилось четыре года). На последнем, пятом курсе, проходили производственную практику и писали дипломную работу. После окончания вуза получали диплом специалиста. Особенно теплые воспоминания бывшие студенты сохранили о преподавателях. Вспоминали, что те часто заходили в общежития к студентам, интересовались проблемами, предлагали помощь в освоении материала. В общежитиях африканцы проживали совместно с советскими студентами, это расширяло языковую практику. Ганский инженер вспоминает: «Иностранцы жили по два или три человека в комнате. Администрация заботилась о том, чтобы в трехместных комнатах всегда был русский студент. Тогда все говорили только по-русски». Кроме помощи в освоении русского языка, советские студенты помогли в учебе и в адаптации к общественной жизни. Африканцы ежемесячно получали стипендию в размере 50 руб. или 90 руб. Эта сумма, по их словам, была большой и позволяла откладывать деньги, учитывая, что их обеспечивали одеждой.

Студенты изучали такие курсы, как «История КПСС», «Научный коммунизм», «Политическая экономия», «Научный атеизм» [12, р. 269]. В связи с этим, наши респонденты указали на идеологическую сторону советского образования. Они считают, что их готовили как будущих коммунистических лидеров. У многих курс научного атеизма вызывал отрицательные эмоции, поскольку противоречил их религиозным убеждениям.

Вспоминая жизнь в СССР, наши респонденты отмечали, что советские люди проявляли любопытство по отношению к чернокожим африканцам. Анголец вспомнил: «По выходным дням я часто ездил с моим русским другом в деревню к его бабушке. Там жители были удивлены, впервые увидев меня. Чтобы убедиться, что я человек, они прикасались к моей коже, чтобы узнать, окрашена она или нет». Другие респонденты отмечали проявление дискриминации по отношению к себе за пределами институтов или университетов. Гвинейцы написали: «Нам было небезопасно появляться в парках, так как нас называли "неграми", обезьянами и т.д. Девушки в клубах отказались с нами танцевать под предлогом того, что им запрещено общаться с африканцами».

Африканские студенты учились в СССР в тот период, когда советская страна была вовлечена в строительство социализма и коммунизма. Наши респонденты не различают эти понятия. Для них это два одинаковых идеологических течения, характерные для советского народа. Наша респондентка из Египта написала: «Коммунизм и социализм нужны для того, чтобы улучшить условия жизни всех советских граждан без исключения. Они обеспечивали равенство, достоинство и уважение без различия пола или социального положения».

Мы задавали вопросы о системе социального обеспечения, безработице, социальном равенстве. Почти все респонденты указали, что в Советском Союзе были бесплатное образование и бесплатная медицина для всех без исключения. Также все помнили о том, что не существовало проблемы безработицы. Многие отметили, что в СССР крайне негативно относились к безработице и безработным в целом. Безработица считалась пережитком капиталистического общества, и ни в коей мере не должна присутствовать в светлом коммунистическом будущем советского человека [2, р. 54]. Бывшие африканские студенты говорили о том, что в Советском Союзе был широкий выбор профессий, можно было выбрать, куда можешь пойти трудиться, при этом не требовался минимальный рабочий стаж или опыт. Главным считалось желание трудиться. Африканские респонденты отмечали, что СССР был хорошим примером равенства между мужчинами и женщинами. Там можно было встретить женщин, занимающих высокие должности на тех же основаниях, что и мужчины. Были женщины-профессора, женщины-политики и т.д.

Наши африканские респонденты обучались в Советском Союзе в разные исторические периоды. Мы попросили их вспомнить об особенностях советского быта того времени, когда они проживали в стране. Оказалось, что по ответам, можно судить о различиях в быту по периодам правления разных советских лидеров. Самые старшие респонденты учились в Советском Союзе в «хрушевский» период (конец 1950-х - начало 1960-х гг.). Они замечали серьезные перемены в жизни страны. В частности, многие отметили масштабный проект по строительству малогабаритного жилья, призванный решить жилищную проблему, вспомнили о строительстве школ, детских садов, поликлиник, центров бытовых услуг и развлечения. Как сказал египтянин: «В первой половине 1960-х гг. города, в которых мне пришлось побывать в России, практически все находились в стадии реконструкции или строительства, что улучшало условия жизни населения и создавало новый облик страны».

В то же время наши респонденты замечали дефицит продуктов, многих потребительских товаров в СССР. Не оставалось незамеченным и то, что качество советских товаров, относящихся к легкой промышленности, значительно уступало импортной продукции, спрос на которую постоянно рос среди населения. Об этом сказал камерунец: «В тот период с раннего утра можно было видеть перед магазинами длинные очереди, тянувшиеся более чем на 100 метров. Замечали мы ссоры покупателей, которые нередко переходили в драки».

Африканские студенты были осведомлены о том, что в то время иметь машину считалось символом богатства и благополучия. Замечали они и то, что советский канон моды в основном базировался на двух понятиях: «просто» и «скромно». Хотя под начавшемся влиянием западной моды, молодежь нередко одевалась остромодно и в вызывающем стиле. Любимым досугом советских людей было кино. Наши респонденты вспомнили и о том, что в СССР люди много читали и любили ходить в парк. В начале 1960-х г. в стране появились молодежные кафе, где можно было послушать музыку, потанцевать, а в некоторых и посмотреть картины молодых художников.

Следующее поколение наших респондентов, обучавшихся в Советском Союзе в «брежневскую эпоху» (вторая половина 1960 - 1970-е гг.), описало нескольку иную картину жизни в СССР. Тогда в крупных городах строились высокие 16-ти этажные дома, которые заметно отличались от хрущевских пятиэтажек. Темпы строительства школ, детских садов, центров бытовых услуг, кинотеатров, не сокращались. Появились большие универсальные магазины. Но в них, по словам наших респондентов, не всегда можно было купить мясо, молоко, фрукты. В то время для советских граждан иметь автомобиль, телевизор (черно-белый) и бытовую технику уже не считалось знаком богатства, так как эти вещи были доступны многим. Как подчеркнул ивуарийский выпускник с кафедры экономики УДН: «При Брежневе покупательная способность населения была выше, чем при Хрущеве». Другие наши респонденты заметили, что на улицах довольно часто можно было встретить пьяных мужчин, что было небезопасно для иностранцев. Респонденты из Туниса отметили, что советская мода все более вестернизировалась, т.к. налаживались торговые связи с Западом. Молодые женщины использовали косметику, носили короткие юбки и брюки, а молодые мужчины пе-

реняли английский стиль «под Элвиса Пресли». В советском обществе стали популярными рок-н-ролл, джаз. Самой распространенной формой досуга в выходные дни стали поездки на дачу с семей, особенно летом.

Африканские студенты, обучавшиеся в СССР в 1980-е гг., отмечали, что тогда появилась новая политическая концепция - перестройка и гласность. Население надеялось на лучшее будущее, а в итоге было разочаровано, т.к. в стране сильно осложнилась продовольственная ситуация. Африканцы говорили, что в Советском Союзе был дефицит многих продуктов питания, в универсамах и перед продуктовыми магазинами выстраивались бесконечные очереди. Многим запомнились длинные очереди перед алкогольными магазинами. В то же время во многом советский образ жизни сблизился с западным. В те годы были широко распространены цветные телевизоры. Молодежь стала ходить в ночные клубы. Американская музыка пользовалась огромной популярностью, появился советский рок.

Африканцы, обучавшиеся в СССР, долгое время помнили советские нормы повседневной жизни и даже следовали им после возвращения на родину. Можно назвать производственную гимнастику, сбор макулатуры и стеклотары, полиэтиленовые пакеты, шампанское на Новый год, употребление водки и т.д. О таких традициях упомянул респондент из Анголы: «Во время учебы в СССР я почти три года прожил в семье моей подруги. Там я узнал о том, что было распространено собирать макулатуру и стеклотару. В СССР было не принято складывать мусор в один бак. Раз в три-четыре месяца заходили школьники, чтобы забрать заранее приготовленную стопку ненужной бумаги. На деньги, полученные в пункте приема, покупался пломбир или газировка. Пустые бутылки сдавались за деньги, обычно этим занимался глава семьи. Вернувшись в Анголу с женой и сыном, я применил эту советскую традицию. На нашей улице соседи стали собирать бумагу. Мы всегда сохранили свое место жительства в чистоте».

Наши респонденты с горечью упоминали о проблемах своего проживания в СССР. Прежде всего, их волновал расизм, с которым приходилось сталкиваться многим. Поэтому африканские студенты создавали организации, целью которых была защита прав и разоблачение случаев расового насилия. Такие организации были основаны в 1960-1961 гг. в Москве и Киеве студентами из нескольких стран Африки к югу от Сахары, которые в подавляющем большинстве обучались на подготовительных факультетах МГУ и КГГУ [5, с. 90].

К сожалению, выпускники советских вузов сталкивались с проблемами на родине. Специалистам-гуманитариям было очень трудно получить работу в родной стране. Наш респондент из Кот Дивуара сказал: «Проведя одиннадцать лет в СССР, получив звание доктора исторических наук, я не мог получить должность профессора в университете. Власти попросили меня отправиться во Францию, если я хочу преподавать в университете. Поэтому я был вынужден повторно получить докторскую степень во Франции, это в итоге отрицательно сказалось на моей профессиональной карьере, потому что я был уже в зрелом возрасте и поздно поступил на государственную службу. Вскоре пришлось выйти на пенсию». Подобное отметил и малийский журналист: «Мы подверглись остракизму на родине. Когда я говорил, что я учился на журналиста в СССР, многие обвиняли меня в том, что я поддался пропаганде коммунистов! Я помню, как непросто мне было в первый год работы на радио в редакции ORTM. Нас было трое, вернувшихся из Москвы, двое других вернулись из Канады и Германии, а один из Сенегала. Приоритет всегда отдавался другим. Нам абсолютно ничего не поручали, никаких задач, потому что в то время считалось, что журналистика в СССР -это не журналистика как таковая, а только коммунистическая пропаганда. Главный редактор даже просил моего дедушку, чтобы меня отправили во Францию для завершения журналистского обучения. Он считал, что в СССР меня не учили журналистике. В конце концов, нам пришлось доказывать на что мы способны».

По словам наших респондентов, после возвращения в родные страны многие молодые люди сохраняли революционный дух. Они верили в преимущества социалистической системы и были сторонниками распространения идей социальной справедливости на афри-

канском континенте. Некоторые вернулись на родину с убеждением, что хороший правитель - это тот, кто заботится о благополучии своего народа.

Таким образом, в период деколонизации на африканском континенте западными и африканскими СМИ распространялась односторонняя и негативная информация о Советском Союзе, в том числе и о жестоком обращении с некоторыми африканцами, которые были представителями первой волны обучающихся в СССР студентов. Тем не менее, поток желающих получить советское образование нарастал. Прожив в СССР несколько лет, африканские студенты близко познакомились с жизнью в советской стране. Сопоставление воспоминаний представителей разных поколений о советском образе жизни свидетельствует о том, что они хорошо замечали многие особенности советского быта и повседневной жизни. Несмотря на сильную идейную составляющую системы советского образования африканские студенты не были заинтересованы в глубоком освоении теоретических основ марксистко-ленинского учения. Их отношение к таким предметам было во многом формальным. Доброжелательность со стороны преподавателей, общение с советскими студентами способствовали тому, что африканцы сформировали свои собственные представления об СССР, отличные от навязываемых в их странах СМИ. Некоторые наши респонденты признались, что им нравилась советская социалистическая система, которая, к их сожалению, не была осуществима в Африке. В итоге их студенческие годы, проведенные в Советском Союзе, остались одним из самых ярких воспоминаний в жизни.

Список источников и литературы

1. Андросова, Д. Н. (2012). Из истории обучения африканских студентов в СССР (конец 1950 - первая половина 1960-х годов) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 4 (84). С. 193-200.

2. Жилина, Л. Н., Фролова, Н. Т. (1969). Проблемы потребления и воспитание личности. Москва: Мысль. 175 с.

3. Камара, И., Ракачев, В. Н. (2018). Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом // Южно-российский журнал социальных наук. Т. 19. № 4. С. 164-179.

4. Кхондива, Д. (2021). Глубокое синее море. Рассказы о жизни африканского студента в России. Тюмень: ТИУ. 45 с.

5. Мазов, С. В. (1999). Африканские студенты в Москве в Год Африки (по архивным материалам) // Восток. № 3. С. 89-103.

6. Япи, Ж. (2021). Тула и Туляки в начале XXI в. в восприятиях африканских студентов и аспирантов // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. Выпуск № 1 (5). С. 46-53.

7. A Negro'sLife in Russia - Beatings, Insults, Segregation // US News & World Report. 01.08.1960. Pp. 59-60.

8. African Students Claim They Were Beaten By Reds // Rhodesia Herald. 19.10.1960.

9. An African's Experience in Moscow // Ashanti Pioneer. 09.08.1960.

10. For Nigerian student Afolabi Afilaka's refutation of Okonkwo // The New York Times. October 30, 1960.

11. Hessler, J. (2006). Death of an African Student in Moscow // Cahiers du monde russe. № 47 (1-2). Рр. 33-63.

12. Katsakioris, C. (2017). Creating a Socialist Intelligentsia: Soviet Educational Aid and its Impact on Africa (1960-1991) // Cahiers d'études africaines. № 226. Рр. 259-288.

13. Okonkwo, T., Amar, A. R., Ayih, M. Open letter to African governments // African Daily News. October. 4, 5, and 6, 1960.

14. Smirnova, T., Rillon, O. (2017). Quand des Maliennes regardaient vers l'URSS (19611991): Enjeux d'une coopération éducative au féminin // Cahiers d'études africaines. № 226. Р. 331-354.

References

1. Androsova, D. N. (2012). Iz istorii obuchenija afrikanskih studentov v SSSR (konec 1950 - pervajapolovina 1960-h godov) [From the history of teaching African students in the USSR (late 1950 - first half of the 1960s)] in Vestnik RGGU. Serija: Literaturovedenie. Jazykoznanie. Kul'turo-logija, 4 (84), 193-200. (in Russian).

2. Zhilina, L. N., Frolova, N. T. (1969). Problemy potreblenija i vospitanie lichnosti [Problems of consumption and personal education], Moscow, Mysl' Publ. (in Russian).

3. Kamara, I., Rakachev, V. N. (2018). Afrikanskie studenty v Rossii: osobennosti so-cial'noj adaptacii i vzaimootnoshenija s prinimajushhim obshhestvom [African students in Russia: features of social adaptation and relationships with the host society] in Juzhno-rossijskij zhurnal so-cial'nyh nauk, 19, 4, 164-179. (in Russian).

4. Khondiva, D. (2021). Glubokoe sinee more, Rasskazy o zhizni afrikanskogo studenta v Rossii [Deep blue sea. Stories about the life of an African student in Russia]. Tjumen', TIU Publ. (in Russian).

5. Mazov, S. V. (1999). Afrikanskie studenty vMoskve v God Afriki (po arhivnym materia-lam) [African students in Moscow in the Year of Africa (based on archival materials) ] in Vostok, 3, 89-103. (in Russian).

6. Japi, Zh. (2021). Tula i Tuljaki v nachale HHI v, v vosprijatijah afrikanskih studentov i aspirantov [Tula and Tulyaki at the beginning of the XXI century in the perceptions of African students and postgraduates] in Tul'skij nauchnyj vestnik. Serija Istorija. Jazykovanie, 1 (5), 46-53. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.