Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная школа / Великая Отечественная война / общее и специальное музыкальное образование / music school / Great Patriotic War / general and special musical education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карина Юрьевна Тереханова

В статье рассматриваются особенности функционирования детских музыкальных школ в годы Великой Отечественной войны на территориях советского тыла, в прифронтовых и оккупированных немецко-фашистскими войсками городах. Работа музыкальных школ представлена в контексте специфики взаимодействия общего и специального музыкального образования обозначенного периода. Анализируются документы и материалы по истории отечественного музыкального образования, а также мемуарная литература. На основании этих источников делается вывод, что в период Великой Отечественной войны функционирование детских музыкальных школ проходило по-разному. Деятельность музыкальных школ на территориях советского тыла осуществлялась по образцу довоенного времени. Это позволяло поддерживать паритет общего и специального музыкального образования. Работа музыкальных школ на прифронтовых территориях, напрямую зависевшая от ситуации на фронте, была переориентирована на поддержание учебного процесса, что позволяло обеспечивать общее музыкальное образование. Музыкальные школы, которые продолжали работать на оккупированных территориях, формально сохраняли паритет общего и специального музыкального образования. Но содержание образовательного процесса было переориентировано на цели оккупационной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карина Юрьевна Тереханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET MUSIC SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE QUESTION OF INTERACTION BETWEEN GENERAL AND SPECIAL MUSIC EDUCATION

The article deals with the peculiarities of functioning of children’s music schools during the Great Patriotic War in the territories of the Soviet rear, in front-line and occupied by Nazi troops cities. The work of music schools is presented in the context of the specifics of interaction between general and special music education of the period. Documents and materials on the history of domestic music education, as well as memoir literature are analysed. On the basis of these sources it is concluded that during the Great Patriotic War the functioning of children’s music schools was different. The activity of music schools in the territories of the Soviet home front was carried out on the model of the pre-war time. This allowed to maintain parity of general and special musical education. The work of music schools in the front-line territories, which directly depended on the situation at the front, was reorientated towards the maintenance of the educational process, which made it possible to provide general music education. Music schools that continued to work in the occupied territories formally maintained parity of general and special music education. But the content of the educational process was reoriented to the goals of the occupation power.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 78.07

DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-47-54

Карина Юрьевна Тереханова

Соискатель Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ВОПРОСУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности функционирования детских музыкальных школ в годы Великой Отечественной войны на территориях советского тыла, в прифронтовых и оккупированных немецко-фашистскими войсками городах. Работа музыкальных школ представлена в контексте специфики взаимодействия общего и специального музыкального образования обозначенного периода. Анализируются документы и материалы по истории отечественного музыкального образования, а также мемуарная литература. На основании этих источников делается вывод, что в период Великой Отечественной войны функционирование детских музыкальных школ проходило по-разному. Деятельность музыкальных школ на территориях советского тыла осуществлялась по образцу довоенного времени. Это позволяло поддерживать паритет общего и специального музыкального образования. Работа музыкальных школ на прифронтовых территориях, напрямую зависевшая от ситуации на фронте, была переориентирована на поддержание учебного процесса, что позволяло обеспечивать общее музыкальное образование. Музыкальные школы, которые продолжали работать на оккупированных территориях, формально сохраняли паритет общего и специального музыкального образования. Но содержание образовательного процесса было переориентировано на цели оккупационной власти.

Ключевые слова: музыкальная школа, Великая Отечественная война, общее и специальное музыкальное образование

Для цитирования: ТерехановаК. Ю. Советская музыкальная школа в годы Великой Отечественной войны: к вопросу взаимодействия общего и специального музыкального образования. DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-47-54 // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2024. - Вып. 38. - С. 47-54.

Годы Великой Отечественной войны -особый период в истории взаимодействия общего и специального музыкального образования. Это было время утраты всей

музыкально-педагогической системой совсем недавно приобретённой стабильности, заявившей о себе во второй половине 1930-х годов утверждением трёхступенного

музыкального образования, что было закреплено в соответствующих документах Всесоюзного комитета по делам искусств и на практике.

Вторжение в Советский Союз немецко-фашистских войск лишало возможности планомерного обучения школьников и студентов во всех звеньях образовательной системы. Изменения в ней были напрямую связаны с конкретной ситуацией, обусловленной войной. В результате, обучение музыке проходило по-разному, в зависимости от того, где находились музыкальные школы: или на территориях советского тыла, или в прифронтовых, или в оккупированных городах.

Музыкальные школы городов советского тыла имели возможность продолжать обучение детей, следуя довоенному учебному плану.

В работе музыкальных школ в прифронтовых зонах происходили существенные изменения, зависящие от внешних обстоятельств, поскольку школы находились в непосредственной близости к линии боевых действий.

Музыкальные школы на оккупированных территориях вынуждены были подчиняться порядку, установленному фашистским режимом.

Цель настоящей статьи - выявить на наиболее показательных примерах этих трёх групп музыкальных школ особенностей взаимодействия общего и специального музыкального образования в обстоятельствах военного времени.

Музыкальные школы советского тыла

В качестве примеров учебных учреждений данной категории рассмотрим музыкальные школы Уральского региона и обратимся к Первой музыкальной школе Свердловска1, явившейся в своём роде первой на Урале. Она была основана в 1931 году на базе Уральского музыкального техникума2. Инициатором открытия учреждения стал композитор, пианист, первый директор

Свердловской консерватории - Маркиан Петрович Фролов3, чьё имя теперь носит школа.

В годы Великой Отечественной войны она продолжала работать, хотя находилась под угрозой закрытия. Благодаря администрации школы и родителям учащихся, обратившимся в 1941 году с официальной просьбой в Свердловский областной отдел по делам искусств о переходе учреждения на полную самоокупаемость, школа смогла работать дальше. Об этом свидетельствуют протоколы общих родительских собраний того времени и официальные документы свердловского Облисполкома, которые хранятся в музее школы.

Согласно одному из протоколов, «на общем родительском собрании учащихся постановили: просить Облисполком сохранить школу, закрепить за ней здание и всё оборудование, а расходы по содержанию школы перенести на средства родителей» [10, 17].

Как пишет историограф школы Т. В. Учё-това, первый военный учебный год открылся с контингентом в 450 человек. В летописи музыкальной школы зафиксировано, что учебный план удавалось выполнять, сохраняя прежнюю сетку часов - уменьшение числа занятий повлекло бы за собой серьёзное невыполнение школьных программ. Несмотря на то, что многие учащиеся и педагоги в начале осени были заняты на уборочных компаниях и приступили к занятиям лишь в конце первой четверти, несмотря на холод в школе в зимнее время, школа подошла к годовым испытаниям со всей строгостью, не делая уступок ни в оценках, ни в переводе в следующий класс [10, 17].

В 1941-1944 годах в Свердловск из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы были эвакуированы выдающиеся музыканты и преподаватели ведущих вузов. Некоторые из них работали в Первой школе: профессора Пётр Столярский, Давид Ойстрах, заслуженные артистки Ольга Гнесина, Надежда Голубовская, доцент Свердловской

консерватории Берта Маранц и другие. Под руководством Софьи Ляховицкой в школе были организованы курсы повышения квалификации для педагогов-музыкантов, куда привлекались эвакуированные специалисты [ю, 18]. А в 1943 году на базе школы открылось вечернее отделение, где обучались взрослые и дети-«переростки», как их называли [3].

В школе давал концерты и рассказывал учащимся о музыке выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз [ю, 18-19].

Эвакуированные музыканты делились своим опытом с работниками музыкальной школы Свердловска, а число учащихся возросло до 700 человек, о чём повествуют страницы истории школы [ю, 17].

Педагоги и ученики Первой музыкальной школы активно вели концертную деятельность. Помимо выступлений в госпиталях они организовывали платные концерты. Собранные средства направлялись в фонд обороны.

«В отчёте на X января 1944 года значится:

- Силами учащихся проведён 91 концерт, из них 64 - платных.

- Коллектив школы внёс в фонд обороны Родины 6950 руб.

- Проведена подписка на военные займы в сумме 29900 руб. и вещевой лотереи на 4950 руб.

- Собрано и сдано тёплых вещей для фронта - 96 штук.

- Проведён сбор средств в пользу детей Краснодарского края, пострадавших от гитлеровского нашествия, в сумме 765 руб.» [10, 19].

Таким образом, музыкальная школа Свердловска демонстрировала типичную работу тылового музыкально-образовательного учреждения4. Она продолжала работать и выполнять довоенные учебные планы, осуществляла набор и выпуск обучающихся, проводила концерты, привлекала к работе эвакуированных преподавателей, открывала курсы для взрослых. В результате в школе полноценно осуществлялся учеб-

ный процесс, и паритет общего и специального музыкального образования сохранял свою стабильность.

Музыкальные школы

на прифронтовых территориях

Деятельность музыкальных школ на прифронтовых территориях рассмотрим на примере двух главных городов Советского Союза- Москвы и Ленинграда.

В обоих городах музыкальные школы подлежали консервации. Среди них, однако, находились те, которые получали особое разрешение и продолжали работать.

Школы Москвы, возобновляя работу, открывали платные «Курсы общего музыкального образования». Курсы предназначались для подростков-старшеклассников, военных и инвалидов Великой Отечественной войны5. Как следствие, в московских школах проходила переориентация с детского музыкального образования на взрослое. Вместе с тем формировалась направленность на общее музыкальное образование, опыт которого был во многом перенят у народных школ музыкального просвещения, существовавших в первые годы после Октябрьской революции 1917 года6. Описанные ситуативные изменения в работе московских школ свидетельствовали о невозможности поддержания паритета между общим и специальным музыкальным образованием.

Школы Ленинграда. Беспрецедентным примером мужества в истории музыкального образования в прифронтовых городах стала работа двух музыкальных школ в блокадном Ленинграде - школы для взрослых им. Н.А. Римского-Корсакова и Детской музыкальной школы Петроградского района.

К началу войны в Ленинграде функционировали и другие музыкальные школы, но постепенно все они были законсервированы, кроме этих двух.

Школа им. Н.А. Римского-Корсакова не прерывала своей работы, обеспечивая

общее музыкальное образование. Это, безусловно, было связано с её назначением, а именно: с обучением взрослых, остававшихся в блокадном городе и ещё находивших в себе силы, чтобы поддерживать стремление к жизни, в том числе и посещением музыкальной школы.

Тем уникальнее опыт Детской музыкальной школы Петроградского района. Школа работала с прерыванием учебного процесса. В сентябре 1941 года к обучению приступило 96 учащихся. Но официально учреждение смогло проработать до 15 сентября того же месяца. Затем занятия по специальным предметам продолжались на дому [9, 46].

Возобновление уроков произошло весной 1942 года. Новый набор уменьшился почти в два раза, что, в условиях блокады, не требует комментариев. Для привлечения большего числа учащихся школа временно открыла бесплатные занятия. С сентября плату возобновили [9, 48].

В это весеннее время второго года войны восстановились занятия по теории музыки и сольфеджио, стали проводиться концерты, зачётные выступления, по которым, однако, оценки не выставлялись. По словам Марины Ткачёвой, учащейся Петроградской школы в годы войны, всё это говорило «о некотором приближении учебного плана к норме» [9, 48].

Но при этом отчёты военных лет обоих учреждений указывали и на сокращение учебного плана и программ дисциплин. В отчёте школы им. Н.А. Римского-Кор-сакова читаем: «Благодаря сокращённому учебному плану, согласно которому учащийся занят в школе один-два раза в неделю по два часа, большинство учащихся совмещает учёбу с производством или обучением в средней общеобразовательной школе» [цит. по: 5, 17].

В августе 1942 года школа Петроградского района снова подлежала консервации. Но благодаря стараниям её директора, учреждение возобновило занятия с 1 октября того же года [9, 49].

В январе 1943 года, школу официально расконсервировали, в ней начали проходить первые экзамены. К лету 1943-го число учащихся увеличилось до 110 человек, приём детей осуществлялся по требованиям довоенного времени. Возобновили работу классы скрипки, фортепиано, виолончели, духовых инструментов. Обучение теории музыки проходило по группам в зависимости от уровня знаний учащихся. Возобновилась концертная деятельность [9, 52].

Таким образом, уже со второго военного учебного года наблюдалась явная стабилизация образовательного процесса, несмотря на то, что блокада Ленинграда продолжалась. Дестабилизация же учебного процесса в Петроградской школе наблюдалась только в первый военный год. Это был тот период времени, когда школа как бы «училась» существовать в новых военных реалиях, и её насущной задачей становилось прежде всего поддержание учебного процесса.

Безусловно, дестабилизация нарушила довоенный паритет между общим и специальным музыкальным образованием. Но тенденция к его восстановлению в 19421943 годах была налицо. Так или иначе, но оставаться наплаву школе помогало всё то же временное переключение на общее музыкальное образование.

Подводя итог по этой группе школ, подчеркнём, что их переориентация на доминирование целей общего музыкального образования стала тенденцией, благодаря которой музыкальное воспитание детей не только не исчезло в условиях войны, но и продолжало поступательное движение вперёд.

Музыкальные школы

на оккупированных территориях

Согласно архивным документам и исследованиям функционирования учреждений культуры и искусства художественного образования в условиях оккупации, эти учреждения находились в зоне особых интересов захватчиков: с одной стороны, они

могли служить местом досуга и отдыха офицеров и солдат, с другой, что, несомненно, важнее, - учреждения культуры и искусства использовались фашистами как агитационные платформы для привлечения местного населения на сторону «новой власти».

Опираясь на исследование С. Г. Зверевой «Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны», обратимся к истории музыкальной студии Смоленска [2]. Она была открыта весной 1942 года. Директором и инициатором открытия учреждения стал артист-скрипач П. В. Вдовенко. Преподавателями студии были местные учителя, которые работали в школе ещё до войны. По воспоминаниям бургомистра города Смоленска коллаборациониста Б. Г. Меньшагина, в студии обучались одни девушки [7].

Необходимо подчеркнуть, что проблема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, чрезвычайно важная для осмысления происходивших изменений в системе образования на оккупированных территориях, равно как и проблема антисемитизма исследуемого периода, повлиявшие на содержание детского музыкального образования в зонах немецко-фашистской оккупации, требуют отдельного освещения и в настоящей статье не рассматриваются.

Итак, в мае 1942 года в студии обучалось 94 ученика. Учащиеся занимались игрой на фортепиано, народных инструментах, хоровым и сольным пением. Занятия по специальности проводились два раза в неделю [2, 142].

К лету 1943 года число учащихся увеличилось почти на сто человек. Штат педагогов составлял 12 преподавателей. Ещё до освобождения города студия была переименована в музыкальную школу. В учреждении предполагалось открытие классов скрипки и хореографии. Ученики и преподаватели проводили концерты классической музыки и участвовали в передачах радиоузла, где читали стихи, исполняли

инструментальные и хоровые произведения. Например, пели хор «Легенда» («Был у Христа младенца сад») П. И. Чайковского из «Шестнадцати песен для детей», ор. 54 - сочинение, которое на заре советской власти практически не звучало. Об этом в период 1942-1943 годов писала коллаборационистская газета «Новый путь» [2, 142].

В июне 1942 года при студии была образована группа музыкантов под управлением А.А. Розанельского. Её концертные программы составили произведения Р. Шумана, П. И.Чайковского, арии из русских опер и русские народные песни [2, 141].

Казалось бы, можно сделать вывод о вполне благополучном существовании музыкальной школы. Между тем, отсутствие статистически репрезентативного объёма архивной документации, значимой для раскрытия темы, ставит доказательство благополучия музыкальной студии в оккупированном Смоленске под сомнение. Невозможно пока ответить на вопросы, чрезвычайно важные в контексте заявленной темы: существовали ли образовательные программы по перечисленным специальностям, каковы были сроки обучения, контингент учащихся и преподавателей, уровень преподавания музыкальных предметов.

Из ответа Государственного архива Смоленской области стало известно, что ведомственная документация Смоленской музыкальной студии / школы, а также «документы Отдела по делам искусств Смоленского облисполкома и Управления культуры Смоленского облисполкома за время оккупации г. Смоленска на хранение в архив не поступали»7.

Что же касается заметок, опубликованных в газете «Новый путь», то единственное, что мы можем почерпнуть из этого источника СМИ как инструмента нацистской пропаганды, - лишь констатацию ряда фактов в их интерпретации авторами этих заметок в соответствии с требованиями «новой власти».

Из сказанного следует, что музыкальное образование детей на оккупированных территориях, безусловно, поддерживалось. Предположительно, исходя из обозначенных выше целей нацистской власти, мы могли бы сделать вывод и о возможном паритете общего и специального музыкального образования в работе этой группы музыкальных учебных заведений. Однако важно и неоспоримо другое: смысловое наполнение школьного образования уже не могло оставаться прежним, т. к. музыкальные школы на оккупированных территориях стали площадкой своего рода идеологической войны, на которой кремлёвская и фашистская власти столкнулись в борьбе за образ мыслей советского населения.

Подводя итог, отметим: в период Великой Отечественной войны функционирование детских музыкальных школ проходило по-разному. На территориях советского

тыла школы продолжали работу по образцу довоенного времени, что позволяло поддерживать стабильность и паритет общего и специального музыкального образования. В прифронтовых учреждениях, где условия работы напрямую зависели от ситуации на фронте, вектор музыкального образования сместился в сторону общего. В школах, находящихся на оккупированных территориях, формально мог сохраняться паритет между общим и специальным музыкальным образованием, однако содержание этих двух его направлений неминуемо должно было измениться в угоду «новой власти».

Пока это лишь первые предварительные результаты проведённого исследования, требующего расширения источниковой базы. Разработка заявленной темы продолжается, и окончательные выводы ещё впереди.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Так в советское время назывался Екатеринбург.

2 Ныне Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского (колледж).

3 Маркиан Петрович Фролов (1892-1944) - композитор, пианист, педагог, общественный деятель.

4 Аналогичную деятельность демонстрировали в советском тылу многие музыкально-образовательные учреждения, среди которых столь же показательными можно назвать Детскую музыкальную школу № 1 им. А. К. Глазунова г. Барнаула и Музыкальную школу г. Костромы [6; 4].

5 Подробнее об этом см.: [1].

6 Подробнее об этом см.: [8].

7 Из ответа Государственного архива Смоленской области от 11.06.2024 № Т-371 на запрос автора статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беленко Н., ГерманА. Военные годы Восьмой музыкальной. URL: https://78b32d5a-1d2e-48d8-abf2-698f9eld2776.filesusr.c0m/ugd/49fFce_6c05aa440c0e4554834932c363a9de63.pdf (дата обращения: 24.04.2024).

2. ЗвереваС. Г.Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны // Искусство музыки: теория и история. 2016. № 14. С. 114-182.

3. Кирпичи культуры: Детская музыкальная школа № 1 имени М. П. Фролова, 16.03.2018 // Культура Екатеринбурга: афиша, новости, репортажи. URL: http://культура.екатеринбург.рф/articles/678/i237320/ (дата обращения: 13.04.2024).

4. Клейн, Э. Г. Костромская первая музыкальная школа: страницы истории. Кострома : ДиАр, 2016.

5. КрюковА. Н. ДМШ и другие (I) // А. Н. Крюков. Ради спасения. Дети и музыка в осажденном Ленинграде. Санкт-Петербург : Союз композиторов С.- Петербурга ; Композитор-С.-Петербург, 2012. С. 10-25.

6. Культура Алтая в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: сб. док. / сост. Л. И. Ермакова. Барнаул : Азбука, 2011. 547 с.: ил.

7. Меньшагин Б. Г. Воспоминания о пережитом 1941-1944 / публ. и вступ. ст. Павла Поляна // Новый мир. 2017. № 12. С. 9-89.

8. ТерехановаК. Ю. Народные школы музыкального просвещения Петрограда после Октябрьской революции 1917 года: к вопросу о характере взаимодействия общего и специального музыкального

образования // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2024. Вып. 37. С. 47-57. DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-47-57

9. ТкачёваМ.А.Детские музыкальные школы Ленинграда в годы блокады // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2000. Вып. 5 : Материалы к истории блокады Ленинграда. С. 46-53.

10. УчётоваТ. В.Деятельность детской музыкальной школы № 1 в годы Великой Отечественной войны // IV Всероссийские Фроловские педагогические чтения. «Наша история» : сб. материалов Всерос. науч.-исслед. проекта, 23 нояб. 2019 г. Екатеринбург, 2020. С. 15-20.

Karma Yu. Terekhanova

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

SOVIET MUSIC SCHOOL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE QUESTION OF INTERACTION BETWEEN GENERAL AND SPECIAL MUSIC EDUCATION

Abstract. The article deals with the peculiarities of functioning of children's music schools during the Great Patriotic War in the territories of the Soviet rear, in front-line and occupied by Nazi troops cities. The work of music schools is presented in the context of the specifics of interaction between general and special music education of the period. Documents and materials on the history of domestic music education, as well as memoir literature are analysed. On the basis of these sources it is concluded that during the Great Patriotic War the functioning of children's music schools was different. The activity of music schools in the territories of the Soviet home front was carried out on the model of the pre-war time. This allowed to maintain parity of general and special musical education. The work of music schools in the front-line territories, which directly depended on the situation at the front, was reorientated towards the maintenance of the educational process, which made it possible to provide general music education. Music schools that continued to work in the occupied territories formally maintained parity of general and special music education. But the content of the educational process was reoriented to the goals of the occupation power.

Keywords: music school; Great Patriotic War; general and special musical education

For citation: TerekhanovaK.Y. Sovetskaya muzykal'naya shkola vgody Velikoy Otechestvennoy voyny: k voprosu vzaimodeystviya obshchego i spetsial'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [Soviet music school during the Great Patriotic War: to the question of interaction between general and special music education], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 38, pp. 47-54. DOI 10.24412/2658-7858-2024-38-47-54 (in Russ.).

REFERENCES

1. Belenko N., GermanA. Voennyegody Vos'moy muzykal'noy [The war years of the Eighth Musical], available at: https://78b32d5a-1d2e-48d8-abf2-698f9e1d2776.filesusr.com/ugd/49fFce_6c05aa440c0e4554834932c363a9de63. pdf (accessed April 24, 2024). (in Russ.).

2. ZverevaS. G.Zhizn' i muzyka v okkupirovannom Smolenske i nekotorykh drugikh sovetskikhgorodakh vgody Velikoy Otechestvennoy voyny [Life and Music in Occupied Smolensk and Some Other Soviet Cities during the Great Patriotic War], Art of Music. Theory and History, 2016, no. 14, pp. 114-182. (in Russ.).

3. Kirpichi kul'tury: Detskaya muzykal'naya shkola № 1 imeni M. P. Frolova, 16.03.2018 [Bricks of Culture: M. P. Frolov Children's Music School No. 1], Kul'tura Ekaterinburga: afisha, novosti, reportazhi, available at: http://kul'tura.ekaterinburg.rf/articles/678/i237320/ (accessed April 13, 2024). (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kleyn, E.G.Kostromskaya pervaya muzykal'naya shkola: stranitsy istorii [Kostroma First Music School: pages of history], Kostroma, DiAr, 2016, 176 p. (in Russ.).

5. KryukovA. N. DMSh i drugie (I) [Children's music school and others (I)], A. N. Kryukov. Radispaseniya. Detiimuzyka v osazhdennom Leningrade, St. Petersburg, Soyuz kompozitorov S.-Peterburga, Kompozitor-S.-Pe-terburg, 2012, pp. 10-25. (in Russ.).

6. ErmakovaL. I. (comp.) Kul'tura Altaya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. 1941-1945: sb. dok. [Altai culture during the Great Patriotic War. 1941-1945: Collection of documents], Barnaul, Azbuka, 2011, 547 p. (in Russ.).

7. Menshagin B. G. Vospominaniya o perezhitom 1941-1944 [Memories of experiences 1941-1944], Novyy mir, 2017, no. 12, pp. 9-89. (in Russ.).

8. TerekhanovaK.Yu. Narodnye shkoly muzykal'nogo prosveshcheniya Petrograda posle Oktyabr'skoy revolyutsii 1917goda: k voprosu o kharaktere vzaimodeystviya obshchego i spetsial'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [Public schools of musical enlightenment in Petrograd after the October revolution of 1917: to the question of the nature of interaction between general and special musical education], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 37, pp. 47-57. DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-47-57 (in Russ.).

9. TkachevaM.A. Detskie muzykal'nye shkoly Leningrada v gody blokady [Children's music schools in Leningrad during the blockade years], Trudy Gosudarstvennogo muzeya istorii Sankt-Peterburga, St. Petersburg, Nastor-Istoriya, 2000, iss. 5, pp. 46-53. (in Russ.).

10. UchetovaT. V. Deyatel'nost' detskoy muzykal'noy shkoly № 1 v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Activities of Children's Music School No. 1 during the Great Patriotic War], IV Vserossiyskie Frolovskie pedagogicheskie chteniya. «Nasha istoriya»: sb. materialov Vseros. nauch.-issled. proekta, 23 noyab. 2019g., Yekaterinburg, 2020, pp. 15-20. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.