Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРОГРАДА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРОГРАДА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народные школы музыкального просвещения Петрограда / общее и специальное музыкальное образование / People’s schools of musical enlightenment in Petrograd / general and special musical education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карина Юрьевна Тереханова

В статье рассматривается сеть народных школ музыкального просвещения Петрограда, появившихся после Октябрьской революции 1917 года. Поднимается вопрос о причинах объединения общего и специального музыкального образования на начальной ступени обучения музыке. Анализируются документы Наркомпроса 1919–1920‑х годов, а также труды исследователей советского и постсоветского времени, посвящённые истории отечественного музыкального образования указанного периода. На основании этих источников делается вывод, что причинами своего рода диффузного характера взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени стали: 1) совпадение интересов новой власти в сфере культуры (государственный социальный заказ на всеобщее музыкальное просвещение) и потребностей народа в музыкальном просвещении; 2) прочные связи обновляющегося музыкального образования с дореволюционной системой обучения, обеспечивавшие их преемственность; 3) высокий уровень профессионализма музыкантов дореволюционной консерваторской выучки, включившихся в строительство новой системы музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карина Юрьевна Тереханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SCHOOLS OF MUSICAL ENLIGHTENMENT IN PETROGRAD AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917: TO THE QUESTION OF THE NATURE OF INTERACTION BETWEEN GENERAL AND SPECIAL MUSICAL EDUCATION

The article deals with the network of public schools of musical enlightenment in Petrograd, which appeared after the October Revolution of 1917. It raises the question of the reasons for combining general and special music education at the primary level of music education. The documents of the People’s Commissariat of Education of 1919–1920s are analysed, as well as the works of researchers of the Soviet and post-Soviet times, devoted to the history of domestic music education of the mentioned period. On the basis of these sources it is concluded that the reasons for a kind of diffuse nature of interaction between general and special music education at its initial stage were: 1) the coincidence of the interests of the new authorities in the field of culture (the state social order for universal music education) and the needs of the people in music education; 2) strong links between the renewing music education and the pre-revolutionary system of education, ensuring their continuity; 3) the high level of professionalism of pre-revolutionary musicians; 3) the high level of professionalism of musicians; 3) the high level of professionalism of pre-revolutionary musicians; 4) the high level of professionalism of musicians; 5) the high level of professionalism of the pre-revolutionary system of music education.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРОГРАДА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 78.07

DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-47-57

Карина Юрьевна Тереханова

Соискатель Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]

НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРОГРАДА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается сеть народных школ музыкального просвещения Петрограда, появившихся после Октябрьской революции 1917 года. Поднимается вопрос о причинах объединения общего и специального музыкального образования на начальной ступени обучения музыке. Анализируются документы Наркомпроса 1919-1920-х годов, а также труды исследователей советского и постсоветского времени, посвящённые истории отечественного музыкального образования указанного периода. На основании этих источников делается вывод, что причинами своего рода диффузного характера взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени стали: 1) совпадение интересов новой власти в сфере культуры (государственный социальный заказ на всеобщее музыкальное просвещение) и потребностей народа в музыкальном просвещении; 2) прочные связи обновляющегося музыкального образования с дореволюционной системой обучения, обеспечивавшие их преемственность; 3) высокий уровень профессионализма музыкантов дореволюционной консерваторской выучки, включившихся в строительство новой системы музыкального образования.

Ключевые слова: народные школы музыкального просвещения Петрограда, общее и специальное музыкальное образование

Для цитирования. ТерехановаК.Ю.Народные школы музыкального просвещения Петрограда после Октябрьской революции 1917 года: к вопросу о характере взаимодействия общего и специального музыкального образования. DOI 10.24412/2658-7858-2024-37-47-57 // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2024. - Вып. 37. - С. 47-57.

С появлением консерваторий во второй половине XIX века в музыкальном образовании сформировались два направления -общее и специальное, которые базировались на трёх инициативах: общественной, частной и государственной. Общественная

инициатива, осуществляя музыкальные занятия в социальных организациях, была ориентирована на общее музыкальное образование. Частная и государственная инициативы способствовали распространению обоих направлений. Частная инициатива

воплощалась в проведении педагогами-музыкантами приватных уроков музыки, цель которых зависела от запросов обучающихся. Таким образом, государственная инициатива обеспечивала специальное музыкальное образование прежде всего в консерваториях, общее же музыкальное образование было сосредоточено в государственных немузыкальных учебных учреждениях начального, среднего и высшего образования1.

После Октябрьской революции 1917 года оба направления музыкального образования подчинились государственной инициативе. В новых условиях специальное музыкальное образование осуществляли консерватории и учреждения среднего звена. Развитие общего музыкального образования было поручено открывающимся школам народного просвещения. Однако уже в первые послереволюционные годы очевидным стал факт, что эти учреждения обеспечивали не только общий, но и специальный уровень образования. Выяснение причин, согласно которым ветви общего и специального музыкального образования в означенный период активно переплетались на начальной ступени, является целью данной статьи. Поскольку Петроград до революции 1917 года являлся центром музыкального образования, то в статье будут рассматриваться учреждения именно этого города.

В Петрограде народные школы музыкального просвещения открывались в течение 1918 и 1919-го годов. Их наименование -Народная школа музыкального просвещения (с присвоением порядкового номера и обозначением районной локации) - было продиктовано Извещением Музыкального отдела Наркомпроса от 16-17 октября 1918 г. [15, 13]. Список семнадцати открытых школ опубликован в Бюллетене Музыкального отдела Наркомпроса «О том, что сделано» (1919. Вып. 2) [13]. Приведём его в соответствии со схемой: номер школы, район, адрес, дата основания, имя заведующего:

1 школа. Адмиралтейский район, Дворцовая набережная, 6, кв. 8. Основана 1 сентября 1918 г. ЗаведующийФ. М. Бронфин2;

2 школа. Рождественский район, ул. Ки-рочная, 45. Основана 15 февраля 1919 г. Заве-дующийЕ. Ф. Гировский3;

3 школа. Невский район, Проспект села Смоленского, 33, кв. 1. Основана 1 октября

1918 г. ЗаведующийЯ. М. Ключкин4;

4 школа5. 1-й Городской район, ул. Марата, 27 (бывшая ул. Николаевская). Основана не позднее 1919 г. Заведующий Н. Д. Бернштейн6.

5 школа. Петроградская сторона, ул. Кронверкская, 23, кв. 25. Основана 10 декабря 1918 г. Заведующий Н. Н. Чернов7;

6 школа. Васильевский остров, 5 линия, 34, кв. 4. Основана 15 января 1919 г. Заведующая В. И. Боровская8;

7 школа. Казанский район, Екатерининский канал9, 101. Основана 16 января 1919 г. ЗаведующийА. Н. Платонов10;

8 школа. Нарвский район, 12 рота, 36. Основана 18 января 1919 г. Заведующий В. Н. Маркузе11;

9 школа. Васильевский остров, 9 линия, 46, кв. 16, 18, 19. Основана 15 января 1919 г. ЗаведующийС. Ф. Бахланов12;

10 школа. Нарвский район, 1 рота, 14. Основана 1 февраля 1919 г. Заведующий А. П. Щапов13;

11 школа. Рождественский район, Проспект 25 октября, 176. Основана 9 марта

1919 г. Заведующая З. Е. Пунина14;

12 школа. Литейный район, Фонтанка, 30. Основана 6 февраля 1919 г. Заведующий Б.В.Асафьев15;

13 школа. Московский район, ул. Троицкая, 13. Основана 20 января 1919 г. Заведующий Н. И. Рихтер16;

14 школа. Выборгская сторона, переулок Ломанский, 17. Основана 15 марта 1919 г. Заведующий Н. А. Сасс-Тисовский17;

15 школа. 2-й Городской район, проспект Лермонтовский, 30/151. Основана 15 апреля 1919 г. ЗаведующийН.А. Ростовский18;

16 школа. Рождественский район, проспект Смольный. Основана 14 июня 1919 г. Заведующий В. И. Брусов19;

17 школа. Адмиралтейский район, ул. Гоголя, 7. Основана 5 апреля 1919 г. Заведующая М. Н. Баринова20.

Представленные данные подчёркивают размах массово-просветительской деятельности Петрограда. Школы размещались во многих районах города: Адмиралтейском, Рождественском, 1-Городском, 2-Город-ском, Московском, Литейном, Нарвском, Васильевском, Казанском, Петроградском, Невском. В некоторых районах находилось по две или три школы: в Адмиралтейском -Первая и Семнадцатая, на Васильевском острове - Шестая и Девятая, в Нарвском районе - Десятая и Восьмая, в Рождественском районе - Вторая, Одиннадцатая и Шестнадцатая.

Помимо Бюллетеня Музыкального отдела Наркомпроса «О том, что сделано» (Вып. 2), информация о школах почерпнута из периодического ежедневного издания газеты «Жизнь искусства» [3; 10; 11; 16], статьи С.Я.Треблевой и Л.А. Баренбойма «Начальное музыкальное образование» из сборника материалов и документов «Из истории советского музыкального образования» [4, 89-136], Календаря-справочника Музыкального отдела Наркомпроса за 1919 год [5], а также 1-го выпуска уже упомянутого нами Бюллетеня [12]. Проанализировав данные указанных источников, опишем, что представляли собой эти учреждения.

Основной целью открытия школ являлось распространение общего музыкального образования путём систематического приобщения народа к музыкальному искусству. Поступление в подобное учреждение не предусматривало первоначальную музыкальную подготовку, вступительные испытания не проводились. Но, забегая вперёд, отметим, что так было не во всех школах. Обучение являлось бесплатным.

Учащимися могли стать взрослые и дети обоих полов. Дети принимались с семи лет.

В выпуске № 96 газеты «Жизнь искусства» в статье неизвестного автора «Доклады заведующих районными музыкальными школами» представлены свидетельства совместного взрослого и детского обучения: «В составе учащихся районных школ имеются учащиеся высших, средних и низших учебных заведений, служащие и рабочие. Последние охотно посещают общеобразовательные музыкальные предметы (коллективные занятия). Сплошь и рядом встречается, что в классе одного и того же преподавателя обучается отец с сыном, а иногда и вся семья. Со стороны учащихся наблюдается самое любовное отношение к делу, выражающееся в том, что многие из них, приходя в школу после службы, остаются на занятиях до 7-8 часов вечера. Затем отправляются пешком домой в такие отдалённые районы, как Новая Деревня и Лесное» [3, 2-3].

Школы народного просвещения имели свойственную своему времени образовательную структуру. Так, во всех школах существовали курсы общего музыкального образования, которые являлись обязательными, и специальные - игры на инструментах. А. О. Аракелова в статье «О развитии начального музыкального образования в России» пишет, что обучение музыке в народных школах «разделялось на три этапа: 1) основной курс общего музыкального образования, 2) дополнительный курс общего музыкального образования, 3) курсы специальные [1, 177].

Курсы общего музыкального образования предназначались для всех учащихся. Их продолжительность не превышала двух-трёх семестров. Занятия проводились по два или три часа в неделю. На общем курсе основными предметами являлись «Слушание музыки», «Нотная грамота», «Хор» и «История музыки». Но перечень предметов мог быть расширен.

Например, в газете «Жизнь искусства» в статье об открытии народных школ №№ 1-8 опубликован следующий список предметов общего отдела: «1) Развитие музыкальной сознательности, слушание музыки. 2) Художественное восприятие музыки. 3) Народное творчество. 4) Слово и музыка. 5) Ознакомление с народными и специальными музыкальными инструментами. 6) Музыкальная грамота. 7) Хоровое пение. 8) Работа с хором. 9) История музыки. 10) Народная песня в русской культурной музыке. 12) История искусства и эстетика. 13) Народные оркестры. 14) Организация художественно-музыкальных кружков. 15) Организация народных празднеств. 16) Концерты для народа»21 [10, 2].

Остановимся подробнее на основных предметах общего курса.

Дисциплина «Слушание музыки» являлась новой для того времени. В задачи этого предмета входило знакомство с музыкальными произведениями и развитие способности учащихся воспринимать музыку. Методика проведения урока опиралась на следующее положение, имеющее рекомендательный характер: «...сначала надо обогатить круг музыкальных впечатлений учащихся, увести их от плохой мещанской музыки, от „цыганщины", внушить интерес и любовь к серьёзной музыке, а лишь затем приступать к осознанию элементов музыкального языка и к анализу музыкальных впечатлений» [4, 92].

В статье неизвестного автора «Народные музыкальные школы» указывалось, что «Слушание музыки» должно быть похоже на концерты, где присутствует не только поясняющее лекторское слово, но и живая беседа между аудиторией, руководителем и исполнителями по поводу прослушанного - «собрание людей, соединившихся в едином музыкальном общении» [8, 27-28].

Дисциплина «Хоровое пение» подразумевала разучивание произведений народного творчества. На примере каждой песни рассматривались форма, основные

средства музыкальной выразительности. Также воспитанники учились петь подголоски и сочинять.

Нотная грамота осваивалась практически, при элементарном анализе музыки. История музыки представлялась как «систематическая сводка всего того, что по разным отдельным случаям учащиеся узнают при слушании музыки из вступительных объяснений перед концертами, из бесед с отдельными преподавателями и т.д.» [6, 35].

Специальные курсы игры на инструментах (фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты)22 проходили параллельно общим. Они делились на два раздела: для тех, кто обладал музыкальным дарованием, и для широкого круга учащихся.

Ведение специальных курсов для одарённых учащихся во многом базировалось на дореволюционной методике. Отдел специальных курсов для широкого круга учащихся был новым. По словам Л. А. Ба-ренбойма и С.Я.Треблевой, статьи с методическими указаниями для таких курсов рекомендовали либо индивидуальные занятия без технических и программных требований, либо коллективные, когда все учащиеся учили одно и то же музыкальное произведение, слушая на занятиях дуг друга. Приведём пример из статьи «О Народной музыкальной школе»:

«Занятия в этом отделе должны быть непременно коллективные, как на курсах общего музыкального образования. Учащиеся должны выполнять одно, общее для всех музыкальное произведение, слушать друг друга, например, лучшее исполнение наиболее способного из товарищей, узнавать, к чему им надо стремиться. Эти курсы не могут быть многолетними. За один, два года учащиеся уже узнают простейшую технику своего инструмента, - певцы научатся немного владеть голосом, пианисты, скрипачи, своими пальцами и рукой, и им будет открыта возможность исполнять простую музыку на своём инструменте

и самостоятельно пользоваться им, знакомиться с его помощью с музыкальной литературой, слушать музыку в собственном исполнении. Занятия на этих курсах, знакомящих с инструментами и их техникой, во многом должны отличаться от занятий в первом специальном отделе. Преподаватель должен многое суметь разъяснить на слове, лекционно, должен суметь указать на главное, основное в технике своего инструмента, не касаясь подробностей, должен подобрать такую музыкальную литературу, которая интересовала бы учащихся с самого начала их работы, должен внести в неё настоящие серьёзные, хотя технически и простые произведения, которые могли бы исполнять учащиеся с самой элементарной технической подготовкой» [5, 115-116].

Приведённый фрагмент статьи, несомненно, отражал специфику того времени, когда приветствовались прежде всего коллективные занятия. Но в дальнейшем эта практика не подтвердила своей эффективности. Впрочем, метод коллективных занятий специального фортепиано оказался не таким уж бесперспективным. В последующие годы из него было взято рациональное зерно - ведение специальных индивидуальных занятий в кругу заинтересованных слушателей. Ярким примером подобных занятий являлись уроки в классе Г. Г. Нейгауза. В книге «Об искусстве фортепианной игры» он писал:

«Вспоминаю удачный опыт организации занятий в моём классе - опыт, вполне соответствующий моим требованиям, - в период работы в Свердловской консерватории в годы Отечественной войны. Сделано было следующее: студенты, интересовавшиеся моими уроками, вошли в соглашение с дирекцией и преподавателями других дисциплин, чтобы в то время, когда я занимаюсь в классе, они были свободны и могли присутство-

вать на моих занятиях. Присутствовали не только мои ученики, но и ученики других классов, и даже других специальностей; таким образом, занятия, по сути своей индивидуальные, превращались в коллективные» [9, 168].

Начиная с 1919 года, в школах народного просвещения наблюдался «постепенный процесс их дифференциации на два типа учебных заведений - на школы, в которых основное внимание уделялось общей музыкально-просветительской работе, и на школы, в которых большую, а иногда и доминирующую роль играли специальные занятия, то есть обучение игре на инструментах и сольному пению; в свою очередь в деятельности отдельных школ второго типа проявлялась тенденция выйти за рамки начального обучения учащихся (взрослых и детей) и превратиться в музыкальную школу не только I, но и II ступени» [4, 95].

Первая ступень в таких учреждениях предполагала, пользуясь современной терминологией, предпрофессиональную23 подготовку исполнителей на музыкальных инструментах вместе с общим обучением. Вторая ступень обеспечивала профессиональное музыкальное образование.

С.Я. Треблева и Л. А. Баренбойм подчёркивают: «По словам современников и судя по сохранившимся документам, всё это стало сказываться - пусть и весьма ещё нечётко - на самих названиях школ: Примерно с 1920 года процесс дифференциации стал проявляться на названиях школ. Так „народными городскими" стали именоваться школы с музыкально-просветительским уклоном, а школы, в которых делался акцент на специальных занятиях - именовались „государственными"» [4, 95]. Это подтверждают данные С. Я. Треблевой и Л.А. Баренбойма по переименованию школ [4, 90-91]. Для наглядности представим их в виде таблицы:

№ школы Год ОСНОВАНИЯ Год переименования Названия школ Ступени

ГОСУДАРСТВЕННЫХ/СПЕЦИАЛЬНЫХ

1 1918 1919 Первая школа специального музыкального образования I

6 1919 1921 Пятая государственная музыкальная школа I и II

7 1919 1921 Первая государственная музыкальная школа I и II

12 1919 1922 Вторая государственная (по некоторым источникам - государственная специальная) школа им М. П. Мусоргского не указаны

13 1919 1921 Третья государственная музыкальная школа I и II

17 1919 1921 Четвёртая государственная музыкальная школа; позднее - Семнадцатая школа специального музыкального образования I и II

городских

2 1919 1921 Вторая городская музыкальная школа I

3 1918 1921 Третья городская музыкальная школа I

4 1919 - Закрылась не позднее 1921 года

5 1918 1921 Пятая городская музыкальная школа I

8 1919 1921 Восьмая городская музыкальная школа I

9 1919 1921 Девятая городская музыкальная I

10 1919 1921 Десятая городская музыкальная школа I

11 1919 1921 Одиннадцатая городская музыкальная школа I

14 1919 1921 Четвёртая городская музыкальная школа I

15 1919 1920 Шестая городская музыкальная школа I и II

16 1919 1922 Седьмая городская музыкальная школа I

Анализ таблицы подтверждает выводы авторов.

Во-первых, учреждения, действительно, разделились на государственные (№ 1, 6, 7, 12, 13, 17) и народные городские (№ 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16). Во-вторых, государственные школы в основном включали в свою структуру две ступени образования - I и II24.

Помимо этого данные списка дают более широкую картину типов учебных заведений. Так, деления на I и II ступени имели не только государственные школы, но и народные городские. Например, из перечисленных народных городских школ выделяется Пятнадцатая, переименованная в 1920 году в «Шестую городскую музыкальную школу им. Н.А. Римского-Кор-сакова». Это учреждение включало в себя и I, и II ступени образования. Среди государственных существовали и учреждения только лишь I ступени. Например, Первая. Таковой же являлась и Двенадцатая. Хотя у С. Я. Треблевой и Л. А. Баренбойма ступень у этого учреждения не указана, но

по другим источникам при открытии эта школа именовалась Двенадцатой школой I ступени [11, з].

Как правило, государственные школы по уровню преподавания были выше, вследствие чего они реорганизовывались в музыкальные техникумы. Например, Седьмая школа в 1923 году была реформирована в Первый государственный музыкальный техникум, заведующим которого являлся В.А. Заветновский25. Двенадцатая школа в 1923 году стала Вторым государственным музыкальным техникумом. Его заведующим оставался Б. В.Асафьев. Семнадцатая школа в 1922 году переустроена в Петроградский музыкальный техникум, а в 1924-м - в Четвёртый государственный музыкальный техникум, заведовал которым А. Г. Гефельфингер26.

Но и среди народных городских школ уровень преподавания тоже мог быть высоким. Десятая городская музыкальная школа I ступени в 1923 году стала Пятым государственным музыкальным технику-

мом, а Пятнадцатая с 1923 года - Первой государственной музыкальной школой им. Н.А. Римского-Корсакова.

На высокий уровень преподавания учреждения могло влиять её дореволюционное происхождение. Например, Семнадцатая школа специального музыкального образования I и II ступени была основана ещё в 1882 году как Высшие курсы фортепианной игры и курсы музыки и пения Е. П. Рапгофа27. По оценке И. Ф. Петровской, курсы Е. П. Рапгофа «были самыми мощными частными музыкальными заведениями, с большим числом специальных предметов, широкими программами, отличным педагогическим составом» [14, 18].

После Октябрьской революции 1917 года школа сохранила специальный уровень преподавания. Учащихся принимали по конкурсу. Только теперь школа стала бесплатной. В объявлении об открытии в газете «Жизнь искусства» читаем: «В школу будут приниматься лишь лица с несомненными музыкальными способностями. Дети при наличии музыкального слуха, памяти, чувства ритма, взрослые - при наличии тех же данных и с технической подготовкой» [16, 4].

На высокий статус заведения, безусловно, влияли личность заведующего, а также педагогический состав, включавший выдающихся представителей музыкальной культуры. В 1918-1921 годах в школах преподавали: пианисты Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий, М. Н. Баринова, Б. О. Нахутин,

A. П. Щапов, Е. Ф. Дауговет, Н. И. Рихтер; скрипачи В. А. Заветновский, И. А. Лука-шевский, И. Ю.Ахрон; певцы Г. А. Боссе и И. В. Тартаков, хоровой дирижёр И. В. Немцев, музыковеды В. Г. Каратыгин, Ф. М. Бронфин, Е. М. Браудо, С. Л. Гинзбург,

B. П. Калафати, А. Ф. Пащенко, М. М.Чернов, М.А. Юдин и др.28 [4, 92].

Многие заведующие школами также вели педагогическую деятельность, причём не только в своих учреждениях, но и других. Например, руководитель Первой

народной школы музыкального просвещения Ф. М. Бронфин преподавал музыкальную грамоту не только в своей школе, но и в Пятнадцатой. Е.Ф. Гировский вёл класс рояля во Второй и Тринадцатой школах. М. Н. Баринова, являясь заведующей Семнадцатой школой, вела класс рояля в своей и Седьмой школе. Заведующий Двенадцатой школой Б. В.Асафьев преподавал в Двенадцатой школе слушание музыки и гармонию. Н.А. Ростовский вёл класс пения в Пятнадцатой школе.

Подводя итог рассмотрению народных школ музыкального просвещения Петрограда, ответим на вопрос: каковы же были причины такого диффузного типа взаимодействия общего и специального музыкального образования на его начальной ступени?

Прежде всего, это государственный социальный заказ29 новой власти на распространение массового музыкального образования, который на практике столкнулся с желанием народа расширить и углубить свои музыкальные познания, то есть «спрос рождал предложение».

Во-вторых, так проявляла себя преемственность с дореволюционным укладом обучения музыке, где подобным образом, в органичном слиянии общего и специального направлений функционировали учреждения практически всех звеньев музыкального образования.

Преемственность в школах народного просвещения была сохранена благодаря высокому профессионализму педагогов и заведующих школами, многие из которых являлись выдающимися музыкантами, педагогами и музыкально-общественными деятелями, понимавшими суть потребностей музыкального образования своего времени. И это была ещё одна причина описанного взаимодействия общего и специального музыкального образования на начальной его ступени. Всё это позволило поднять школы не только до пердпрофессионального, но

и до профессионального уровня, а затем выстроить трёхступенную систему музыкального образования, высокое качество

ПРИМЕЧАНИЯ

которой подтверждалось на протяжении всей истории советского музыкального образования.

1 Подробнее об этом см.: [18].

2 Филипп Маркович Бронфин (1879-1935) - композитор, педагог, теоретик, музыкальный критик, общественный деятель.

3 Евгений Фёдорович Гировский (1891-1973) - пианист, музыковед, композитор, лектор, музыкальный педагог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Яков Михайлович Ключкин (1885-?) - флейтист, учредитель музыкальной школы (1909) в Санкт-Петербурге, которая после 1917 года была национализирована и преобразована в Народную школу музыкального просвещения № 3.

5 Школа № 4 не представлена в указанном Бюллетене. Информацию о ней (номер, район, адрес, имя заведующего) см.: [5, 126], дату открытия см.: [4, 91].

6 Николай Давидович/Натан Давид Бернштейн (1876-1938) - теоретик, историк музыки, музыкальный писатель, критик, лектор, музыкально-общественный деятель.

7 На данный момент информация по Н. Н. Чернову не найдена.

8 В. И. Боровская - до революции 1917 года содержательница музыкальной школы и детского музыкального сада, которые были национализированы и преобразованы в Народную школу музыкального просвещения № 6. Являлась преподавателем дошкольного отделения.

9 С 1923 года - Канал Грибоедова.

10 Александр Николаевич Платонов - преподаватель пения.

11 Владимир Николаевич Маркузе - на данный момент информация не найдена.

12 Сергей Фёдорович Бахланов (1875-1942) - музыкальный критик.

13 Арсений Петрович Щапов (1891-1964) - пианист, педагог, методист.

14 Зоя Евгеньевна Пунина (1886-1969) - педагог, автор пособий и книг по обучению глухонемых детей.

15 Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель.

16 Николай Иванович Рихтер (1879-1944) - пианист, преподаватель.

17 Николай Андреевич Сасс-Тисовский (1877-1942) - композитор, пианист, дирижёр и музыкальный деятель.

18 Николай Абрамович Ростовский (1873-1949) - оперный певец.

19 На данный момент информация по В. И. Брусову не найдена.

20 Мария Николаевна Баринова (1878-1956) - пианистка, педагог, методист, музыкально-общественный деятель. С 1919 г. школой заведовал Ляпунов Сергей Михайлович (1859-1924) - композитор, педагог, пианист, дирижёр, музыковед, исследователь русского фольклора.

21 Заметим, что, исходя из названий, пункты 14-16 воспринимаются не столько дисциплинами, сколько видами осуществляемой деятельности. Тогда возникает вопрос: почему они находятся в перечне предметов? Возможно, что под этими наименованиями, действительно, подразумевались образовательные дисциплины, названия которых, как видим, отражают веяния времени.

22 В статье неизвестного автора «Народные музыкальные школы» ещё упоминаются специальные курсы сочинения и пения [8, 27-28].

23 Предпрофессиональная подготовка - углублённое обучение, нацеленное на дальнейшее развитие учащегося по избранной специальности. Подробнее об этом см.: [7].

24 Данные по переименованию школ приведены на указанный в таблице год. В дальнейшем уровень преподаваемого образования учреждения мог измениться, что влияло на смену статуса и названия учреждения. Подробнее об этом см.: [4, 90-91].

25 Виктор Александрович Заветновский (1875-1950) - скрипач, музыкальный педагог, заслуженный артист РСФСР.

26 Александр Генрихович Гефельфингер (1886-1941) - органист, композитор, теоретик, педагог; подробнее о нём см.: [17].

27 Евгений Павлович Рапгоф (1859-1919) - российский музыкальный педагог, автор педагогических сборников для обучения пианистов.

28 Подробный педагогический состав преподавателей народных школ Петрограда см.: [13, 18-24].

29 Подробнее об этом см.: [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракелова А. О. О развитии начального музыкального образования в России // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1(10). С. 176-181.

2. Верещагина К. С. Музыка как форма политической идеологии (на примере советского периода 20-40 гг. ХХ века) // Политика и общество. 2012. № 10. С. 4-14.

3. Доклады заведующих районными музыкальными школами // Жизнь искусства. 1919. № 96, 12 марта. С. 2-3.

4. Из истории советского музыкального образования : сб. материалов и док. / сост. и редкол. Л. А. Баренбойм, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус (отв. ред.), С. Л. Гинзбург, Е. М. Орлова, С. Я. Требелева. Ленинград : Музыка, 1969. 308 с.

5. Календарь-справочник Музыкального отдела Народного Комиссариата по Просвещению на 1919 год. Петроград ; Москва, 1919. 244 с.

6. Ковин Н. М. Музыкальные школы для учащихся // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. Вып. 1. С. 35.

7. Мильковская И. Ю. Предпрофессиональная подготовка как интеграция общего и дополнительного образования // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. Калуга, 2022. С. 445-451.

8. Народные музыкальные школы // Народное просвещение. 1919. № 34. С. 27-28.

9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. Москва : Музыка, 1988. 240 с.

10. Новые Народные музыкальные школы // Жизнь искусства. 1919. № 63, 23 янв. С. 2.

11. Новые школы народного просвещения // Жизнь искусства. 1919. № 78, 14 февр. С. 3.

12. О том, что сделано : Бюллетень Муз. отд. Народного Комиссариата по Просвещению. Вып. 1. Июль. 1919. 16 с.

13. О том, что сделано : Бюллетень Муз. отд. Народного Комиссариата по Просвещению. Вып. 2. Статьи, отчёт и картограмма. 24 с., 1 л. табл.

14. Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные организации в Петербурге 18011917 : энцикл. Санкт-Петербург : Петровский фонд, 1999. 368 с.

15. Сборник декретов, постановлений и распоряжений по музыкальному отделу Народного комиссариата по просвещению. Петербург : Музыкальный отдел Н.К.П., 1919. 74 с.

16. Строительство музыкального отдела // Жизнь искусства. 1919. № 191, 18 апр. С. 4.

17. Филимонов К. А. Хронология Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова) // Opera Musicologica. 2019. № 4(42). С. 31-44. DOI 10.26156/OM.2019.42.04.003

18. Polotskaya E., Yegorova K. Musical and Educational Initiatives in Russia in the 2nd Half of the XIX -Early XX Centuries // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). URL: https://www.atIantis-press.com/proceedings/icassee-20/125944309 (дата обращения: 06.04.2022).

I<arina Yu. Terekhanova

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

PUBLIC SCHOOLS OF MUSICAL ENLIGHTENMENT IN PETROGRAD

AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917: TO THE QUESTION OF THE NATURE OF INTERACTION BETWEEN GENERAL AND SPECIAL MUSICAL EDUCATION

Abstract. The article deals with the network of public schools of musical enlightenment in Petrograd, which appeared after the October Revolution of 1917. It raises the question of the reasons for combining general and special music education at the primary level of music education. The documents of the People's Commissariat of Education of 1919-1920s are analysed, as well as the works of researchers of the Soviet and post-Soviet times, devoted to the history of domestic music education of the mentioned period. On the basis of these sources it is concluded that the reasons for a kind of diffuse nature of interaction between general and special music education at its initial stage were: 1) the coincidence of the interests of the new authorities in the field of culture (the state social order for universal music education) and the needs of the people in music education; 2) strong links between the renewing music education and the pre-revolutionary system of education, ensuring their continuity; 3) the high level of professionalism of pre-revolutionary musicians; 3) the high level of professionalism of musicians; 3) the high level of professionalism of pre-revolutionary musicians; 4) the high level of professionalism of musicians; 5) the high level of professionalism of the pre-revolutionary system of music education.

Keywords: People's schools of musical enlightenment in Petrograd; general and special musical education

For citation: Terekhanova K. Yu. Narodnyeshkoly muzykal'nogoprosveshcheniya Petrogradaposle Oktyabr'skoy revolyutsii 1917goda: k voprosu o kharaktere vzaimodeystviya obshchego i spetsial'nogo muzykal'nogo obrazovaniya [People's schools of musical enlightenment in Petrograd after the October Revolution of 1917: to the question of the nature of interaction between general and special musical education], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2024, iss. 37, pp. 47-57. DOI 10.24412/2658-7858-202437-47-57 (in Russ.).

REFERENCES

1. Arakelova A. O. O razvitii nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya v Rossii [On the development of primary music education in Russia], Music Scholarship, 2012, no. 1(10), pp. 176-181. (in Russ.).

2. Vereshchagina K. S. Muzyka kak forma politicheskoy ideologii (na primere sovetskogo perioda 20-40 gg. XX veka) [Music as a form of political ideology (on the example of the Soviet period of 20-40 years of the twentieth century)], Politics and Society, 2012, no. 10, pp. 4-14. (in Russ.).

3. Doklady zaveduyushchikh rayonnymi muzykal'nymi shkolami [Reports of heads of district music schools], Zhizn' iskusstva, 1919, no. 96, March 12, pp. 2-3. (in Russ.).

4. Barenboym L. A. (Comp.) Iz istorii sovetskogo muzykal'nogo obrazovaniya: sb. materialov i dok. [From the history of Soviet musical education: Collection of materials and documents], Leningrad, Muzyka, 1969, 308 p. (in Russ.).

5. Kalendar'-spravochnik Muzykal'nogo otdela Narodnogo Komissariata po Prosveshcheniyu na 1919god [Calendar-Reference Book of the Musical Department of the People's Commissariat for Education for the year 1919], Petrograd, Moscow, 1919, 244 p. (in Russ.).

6. Kovin N. M. Muzykal'nyeshkoly dlya uchashchikhsya [Music schools for students], Muzyka v edinoy trudovoy shkole, Petrograd, 1919, iss. 1, p. 35. (in Russ.).

7. Milkovskaya I. Yu. Predprofessional'naya podgotovka kak integratsiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [Pre-vocational training as an integration of general and additional education], Sovremennye problemy profes-sional'nogo obrazovaniya: tendentsii iperspektivy razvitiya: sb. nauch. st. II Vseros. nauch.-prakt. konf., Kaluga, 2022, pp. 445-451. (in Russ.).

8. Narodnye muzykal'nye shkoly [People's music schools], Narodnoe prosveshchenie, 1919, no. 34, pp. 27-28. (in Russ.).

9. Neuhaus H. G. Obiskusstve fortepiannoy igry:Zapiskipedagoga [The Art of Piano Playing], 5th ed., Moscow, Muzyka, 1988, 240 p. (in Russ.).

10. Novye Narodnye muzykal'nye shkoly [New People's Music Schools], Zhizn' iskusstva, 1919, no. 63, January 23, p. 2. (in Russ.).

11. Novye shkoly narodnogo prosveshcheniya [New People's Music Schools], Zhizn' iskusstva, 1919, no. 78, February 14, p. 3. (in Russ.).

12. O tom, chto sdelano: Byulleten' Muz. otd. Narodnogo Komissariatapo Prosveshcheniyu. Vyp. 1. lyul' [About what has been done : Bulletin of the Music Department of the People's Commissariat for Education. Iss. 1. July], 1919, 16 p. (in Russ.).

13. O tom, chto sdelano : Byulleten Muz. otd. Narodnogo Komissariata po Prosveshcheniyu. Vyp. 2. Stat'i, otchet i kartogramma [About what has been done : Bulletin of the Music Department of the People's Commissariat for Education. Iss. 2. Articles, report, cartogram], 24 p. (in Russ.).

14. Petrovskaya I. F. Muzykal'noe obrazovanie i muzykal'nye organizatsii v Peterburge 1801-1917: entsikl. [Musical education and musical organizations of St. Petersburg 1801-1917. Encyclopedia], St. Petersburg, Petrovskiy fond, 1999, 368 p. (in Russ.).

15. Sbornik dekretov, postanovleniy i rasporyazheniy po muzykal'nomu otdelu Narodnogo komissariata po prosveshcheniyu [Collection of decrees, resolutions and orders on the music department of the People's Commissariat for Education], Petersburg, Muzykal'nyy otdel N.K.P., 1919, 74 p. (in Russ.).

16. Stroitel'stvo muzykal'nogo otdela [Construction of the music department], Zhizn' iskusstva, 1919, no. 191, April 18, p. 4. (in Russ.).

17. Filimonov K. A. Khronologiya Muzykal'nykh kursov E. P. Rapgofa (k istorii Sankt-Peterburgskogo muzykal'nogo uchilishcha imeni N. A. Rimskogo-Korsakova) [Chronology of the music courses of Eugene Raphoph (on the history of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov music college)], Opera Musicologica, 2019, no. 4(42), pp. 31-44. DOI 10.26156/OM.2019.42.04.003 (in Russ.).

18. Polotskaya E., Yegorova K. Musical and Educational Initiatives in Russia in the 2nd Half of the XIX -Early XX Centuries, Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020), available at: https://www.atIantis-press.com/proceedings/icassee-20/125944309 (accessed April 06, 2022). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.