Людмила ШАБАЛИНА
ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1917-1919)*
Второе десятилетие XXI века началось в Екатеринбурге с празднования юбилеев культурных центров, появившихся в последние годы существования Российской империи: в 2012 году отмечалось столетие Оперного театра и отделения Императорского Русского музыкального общества (Ил. 1). Театр в городе успешно функционирует и в наше время, а отделение ИРМО / РМО исчезло вскоре после крушения империи. Закономерно возникают вопросы: сумело ли оно внести свой вклад в музыкальное образование и культуру горной столицы Урала, и если «да», то какой именно и благодаря чьим заслугам? Ответам на эти вопросы посвящена настоящая статья.
Ключевую роль в открытии Екатеринбургского отделения ИРМО / РМО сыграл его председатель Дмитрий Павлович Соломир-ский, юрист и музыкант-любитель1 (Ил. 2). О приобретении и передаче им в дар отделению концертного зала, выстроенного в 1900 году для прежнего музыкального кружка дирек-
тором Сибирского банка Ильёй Захаровичем Маклецким, стало известно только в постсоветское время2. Ныне зал носит имя Маклец-кого [5].
Участие Соломирского в открытии отделения ИРМО в Екатеринбурге выразилось не только в приобретении здания. Имели значение и его личные связи с императорской фамилией, о которых и сейчас мало кто знает. Они были обусловлены его высоким происхождением и бескорыстной помощью, оказываемой им раненым российским воинам, начиная со времен Русско-турецкой войны. Служба Красного Креста возникла в России на основе Кре-стовоздвиженской общины сестёр милосердия, созданной по инициативе вел. кнг. Елены Павловны - той самой, с именем которой связано рождение Русского музыкального общества. Позже эта организация была под покровительством императрицы Марии Фе-одоровны (вдовы императора Александра III и матери Николая II), и она неоднократно вы-
Ил. 1. Дом отделения ИРМО/РМО в Екатеринбурге (1912-1919 гг.). Здание выстроено по заказу И.З. Ма-клецкого в 1900 году (архитектор Ю. Дю-тель). В настоящее время Концертный зал Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского
* Статья впервые опубликована на английском языке: Shabalina Lyudmila K. The Yekaterinburg Section of the Imperial Musical Society / Russian Musical Society (1912-1919) // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 133-139. DOI 10.17674/19970854.2018.4.133-139. В настоящем издании статья публикуется в новой авторской редакции.
Ил. 2. Дмитрий Павлович Соломирский (1838 - ок.1923), председатель Екатеринбургского отделения ИРМО, выпускник Московского университета, юрист, действительный статский советник, орнитолог, музыкант-любитель, меценат. Кавалер орденов Св. Станислава 2 степени (1879), Св. Анны 2 степени (1892), Владимира 4 степени (1895) и 3 степени (1913)
ражала Дмитрию Павловичу признательность за участие в делах этой службы [013]. Доверие к его гарантиям по обеспечению будущего отделения ИРМО материальной поддержкой явилось веским доводом для открытия в 1912 году нового отделения. В Отчётах Екатеринбургского отделения подтверждаются щедрые вклады Соломирского в фонд общества [009, 22; 010, 3-4]. (Ил. 3).
Помощником председателя местного отделения стал Евгений Иванович Иванов: представитель известной в уральском регионе дворянской семьи, сын начальника горных заводов И.П. Иванова. Виолончелист-любитель, с 1880-х годов старшина Екатеринбургского музыкального кружка, Евгений Иванович вместе с женой открыл в городе в 1893 году один из первых музыкальных магазинов. В нём предлагались музыкальные инструменты, билеты на музыкальные мероприятия и ноты: сохранился обширный каталог за 1907 год [011]. При магазине им было основано Нотное издательство, публиковавшее сочинения местных авторов -В.С. Цветикова, Л. Гойера, К. Муликовского
(печатались ноты в петербургской типографии В. Бесселя).
Директором Музыкальных классов ИРМО был приглашен выпускник Петербургской консерватории, пианист Василий Степанович Цветиков3. Он обучался у Карла Фан-Арка, консерваторского соученика П.И. Чайковского. В 1887 году в Екатеринбурге стал первооткрывателем музыкальной школы, где наряду с игрой на инструменте, изучались музыкально-теоретические предметы. Постоянно сотрудничал с Екатеринбургским музыкальным кружком. В ноябре 1893 года Цветиков горячо откликнулся на смерть Чайковского: им был создан похоронный марш «Памяти незабвенного П.И. Чайковского» (это сочинение стало первым изданием Е.И. Иванова).
Рождение множества содружеств общественно-просветительского плана оказалось возможным в Российской империи в результате реформаторской деятельности императора Александра II, способствовавшей демократизации жизни в стране с 1860-х годов4. В Екатеринбурге первым из разрешённых просветительских объединений возникло «Уральское общество любителей естествознания» (1870), а начало художественно-просветительской работы было положено кружком любителей музыки, сложившимся в 1870-х годах в доме Маклецких. После утверждения в Министерстве внутренних дел его устава, музыкальный кружок получил статус муниципального (1880 год). Несмотря на скромное название, к концу столетия он объединял около 200 участников, основные интересы которых была сосредоточена на постановках оперных спектаклей (в кружке имелось и драматическое отделение) [6]. Рождение Оперного театра в Екатеринбурге в 1912 году во многом является результатом созидательной деятельности данного сообщества.
Подъём хорового дела в городе был связан с «Попечительством о народной трезвости» -государственно-общественной структурой, возникшей по предложению министра финансов С.Ю. Витте. Подготовка руководителей народных хоров началась в Пермской губернии с 1895 года и имела свои центры в Перми и Екатеринбурге. Во главе проекта стоял оперный певец А.Д. Городцов 5. К 1917 году в губернии было создано около 400 хоров [1].
¿¡¡к
ОТЧЕТЪ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАГО ОТДШШЯ
ИМПЕРАТОРСКОГО
РУССКАГО ШЫКМШРО ОБЩЕСТВА
И СОСТОЯЩИХЪ ПРИ НЕМЪ
Музыкальные Классовъ
за 1912—1913 г.
и
II ГОДЪ ПЕРВЫЙ.
II II
ЕКАТЕРИНБУРГ Типографы Л. В. Шаравьевой ' ' - .
1913 г. j .
-
. э
Ил. 3. Титульный лист Отчёта Екатеринбургского отделения ИРМО за первый год существования
С 1895 года в Екатеринбурге функционировало «Общество любителей изящных искусств», объединявшее художников, архитекторов, писателей, музыкантов. Оно способствовало открытию центральной библиотеки имени В. Белинского (1899) и Художественно-промышленной школы (1902) [7, 211].
Многолетняя работа интеллигенции по эстетическому воспитанию жителей города подготовила почву для появления отделения Императорского Русского музыкального общества. В отличие от любительских, досуго-во-просветительских объединений, ИРМО опиралось на профессиональный фундамент
как в постановке концертной деятельности, так и в организации музыкального образования (классов, училищ, консерваторий). Жизнь отделения ИРМО в Екатеринбурге пришлась на годы революций и гражданской войны и прекратилась в 1919 году. Эти трудные годы стали «испытанием на прочность» уровня культуры и эстетического воспитания горожан, достигнутого усилиями общественности Екатеринбурга.
Поначалу судьба Екатеринбургского отделения ИРМО складывалась удачно. Штат его преподавателей составляли воспитанники консерваторий и музыкальных училищ ИРМО. Преобладали выпускники Петербургской консерватории: пианистки М.И. Хирина, Л.Я. Перна, О.И. Сахарова, скрипач Г.М. Гофман, певица А.А. Крамская и другие. Некоторое время обучение на струнных инструментах вели скрипач Я. Симон (Пражская консерватория) и виолончелист Б. Сикора (Лейпцигская консерватория).
Уже в 1915 году встал вопрос о переводе классов ИРМО в статус училища, и Д.П. Со-ломирский вновь выразил свою готовность поддержать работу отделения. Об этом он сообщил в письме в местную Дирекцию: «Разделяя вполне мысль о целесообразности такого ходатайства, я со своей стороны буду просить довести до сведения Главной дирекции, что для обеспечения расходов на ведение дела, в случае, если по нашей просьбе в Екатеринбурге будет открыто музыкальное училище взамен школы, я буду при жизни выдавать по две тысячи рублей ежегодно на это дело» [014].
Заместителем председателя отделения с 1914 года стал банкир Готлиб Готлибович Шварте, из прибалтийских немцев. С 1915 года он управлял Екатеринбургским отделением Русского для внешней торговли банка, что являлось немаловажным для финансовой поддержки будущего училища.
В Петербурге Главной дирекцией ИРМО с 1909 года руководила внучка вел. кнг. Елены Павловны принцесса Елена Георгиевна, по мужу Саксен-Альтенбургская6. В 1916 году, когда классы Екатеринбургского отделения после оценки их работы членом Главной дирекции, пианистом Леонидом Владимировичем Николаевым были преобразованы в училище, она
пожелала ему «успешного развития и процветания» [001].
Для руководства училищем был приглашён молодой пианист Борис Матвеевич Лазарев7. Местные газеты представили его профессиональную биографию: «Учителем г. Лазарева в течение восьми лет состоял Александр Зило-ти, являющийся в свою очередь любимейшим учеником Франца Листа... в Петроградской консерватории г. Лазарев проходил как специальный предмет теорию композиции у профессора Максимилиана Штейнберга (лучший ученик и один из достойнейших преемников Римского-Корсакова), у профессора Витоля и у Соколова» [002].
Торжества, посвящённые преобразованию классов ИРМО в училище, состоялись в Екатеринбурге 16 октября 1916 года. Следующим годом был 1917-й, переломивший ход русской истории и уничтоживший многие её культурные ценности. Однако в Екатеринбурге уцелели и Оперный театр, и училище, хотя в гражданскую войну город оказался в центре ожесточённых столкновений и неоднократно переходил от «красных» к «белым».
Хроника событий такова:
- 1917 год, 27 октября - власть в Екатеринбурге захватывает совет рабочих и солдатских депутатов (по составу, в основном, большевистский);
- 1918 год, 30 апреля - в город тайно перевозят из Тобольска императора Николая II, его семью и приближённых, помещая их под стражей в дом инженера Ипатьева (хозяин был выселен из собственного дома);
- 1918 год, в ночь с 16 на 17 июля - перед отступлением из города под натиском «белых», «красные» расстреливают царскую семью;
- 1918 год, 25 июля - в город (с помощью чехословацкого корпуса) входят «белые» и пытаются вернуть жизнь Екатеринбурга в прежнее русло;
- 1919 год, 14 июля - войска «красных» отвоёвывают Екатеринбург, и советская власть, утвердившаяся в стране на 70 лет, выстраивает жизнь всего государства по новым политическим и экономическим законам.
В феврале 1917 года в зале училища ИРМО Б.М. Лазарев сыграл Четвёртый фортепианный концерт А. Рубинштейна. Сочинение основателя РМО оказалось последним, прозвучавшим
перед началом революционных волнений. Перемены в судьбе ИРМО начались вскоре после Февральской революции 1917 года, принятой екатеринбуржцами с большим энтузиазмом. После отречения императора Николая II (2/15 марта 1917 года), перестав быть «Императорским», Русское музыкальное общество вернулось к своему исходному наименованию. В Екатеринбурге сразу изменилась аббревиатура общества. Под знаком «РМО» 19 марта 1917 года был анонсирован концерт отделения с участием хора: им руководил преподаватель Михаил Ефимович Кусков, выпускник училища Томского отделения ИРМО [015].
Февральская революция вызвала всплеск деятельности политических партий и профессиональных союзов. Весной 1917 года в Екатеринбурге возникают новые музыкальные объединения. В марте заявило о себе «Уральское музыкально-певческое общество» (председатель Кусков). Дебют его прошёл в Оперном театре в виде концерта соединённых хоров, который открылся гимном А. Гречанинова, сочинённым на слова К. Бальмонта в марте 1917 года, «Да здравствует, свободная Россия!». Это было сделано по примеру исполнения гимна в Большом театре в Москве [003].
Тогда же в Екатеринбурге сформировалось отделение Всероссийского союза оркестрантов. Сам союз был организован в 1915 году по инициативе тромбониста, профессора Саратовской консерватории И.В. Липаева, который в 1914-1915 годах приезжал в Екатеринбург, чтобы дирижировать летними симфоническими концертами. Екатеринбургское отделение союза возглавили музыканты оркестра Оперного театра. Двое из них (скрипач Б.Я. Виткин и гобоист П.Д. Краскин) преподавали в музыкальном училище РМО.
В апреле 1917 года местные газеты призывали: «Приглашаются все музыкальные деятели, как-то: пианисты, оркестранты, сценические, хоровые деятели и теоретики, не исключая и частных преподавателей всех отраслей музыки, - пожаловать на Учредительное собрание Союза музыкальных деятелей, имеющее быть в здании Музыкального училища» [016]. Собрание состоялось, и новый музыкальный союз сумел сформироваться.
В Петрограде в это время на уровне руководства РМО обсуждались вопросы об Уставе
общества и об изменении положения консерваторий. Главной дирекцией 27 марта 1917 года была образована комиссия по пересмотру устава РМО под председательством Л.В. Николаева, но его мнение о передаче музыкальных учебных заведений государству члены комиссии не поддержали [012]. В мае 1917 года директор Екатеринбургского училища Б. Лазарев и преподаватель-хоровик М. Кусков были делегированы в Петроград на «Съезд представителей РМО», занявшийся разработкой Нового Устава РМО и временного устава консерваторий и училищ. «Съезд признал необходимой реорганизацию РМО на началах выборности и выразил пожелание о переходе музыкально-учебных заведений общества в ведение государства» [там же]. Однако воздержался от принятия этого решения. «Проект устава государственной консерватории», выработанный к съезду руководителями пяти консерваторий Российской империи (Петроградской, Московской, Киевской, Саратовской, Одесской) тоже не был утверждён. «На последнем заседании тт. (товарищами. - Л. Ш.) М.И. Трескиным (Вильно), М.Ф. Гнесиным (Ростов-на-Дону), М.Е. Кусковым (Екатеринбург) и В.М. Беляевым (Петроград) были сделаны доклады, посвящённые вопросам демократизации музыки и учреждения Академии музыки» [там же].
В октябре 1917 года грянула революция, которая привела к глобальным изменениям всей общественно-политической структуры государства. Встал вопрос о самом существовании Русского музыкального общества. В Екатеринбурге у власти находились большевики, и началась национализация имущества. Стремясь сохранить хотя бы учебное заведение, «коллектив учащихся и преподавателей Екатеринбургского музыкального училища сообщил отделу Народного образования при Совете рабочих и солдатских депутатов, что училище Постановлением общего собрания учащихся и педагогов реорганизовано. Училище объявлено автономным и всё движимое и недвижимое имущество РМО переходит в собственность училища» [017].
Следующий предпринятый шаг был направлен на демократизацию внутренней жизни учебного заведения. Для его управления создали Совет из преподавателей и учащихся. Кроме Б.М. Лазарева, в Совет вошли педагог
по классу скрипки Б.Я. Виткин и представитель студентов Б.П. Кушелевский. Казначеем был назначен учащийся Е.К. Киселёв, и это было опрометчивым решением. Наиболее активную позицию занимал М.Е. Кусков, инициатор всех перемен. Сам он получил от новой власти широкие полномочия как «комиссар» Оперного театра, где действовал властно и категорично.
Город начали переполнять беженцы из европейской части империи и тысячи солдат-дезертиров с фронтов затянувшейся Первой мировой войны. Нарастали голод, разруха, эпидемии. Всё больше разгоралась гражданская война. В июле 1918 года, когда в Москве появилось распоряжение Ленина о передаче Московской и Петроградской консерваторий в ведение Наркомпроса, на Урале одержали победу «белые» войска. За десять дней до отступления из Екатеринбурга «красные», после телеграфных переговоров с Лениным и Свердловым о необходимости суда над царём, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года внезапно расстреляли всю императорскую семью. Было ли это решение центра или местная инициатива - осталось неясным.
«Белые» занимают город, и с конца июля 1918 года Екатеринбург входит в подчинение Временному Правительству Урала с центром в Уфе. Екатеринбургское отделение и музыкальное училище вновь объявляют себя принадлежащими Русскому музыкальному обществу, а накануне учебного года выясняется, что материальное положение училища находится в критическом состоянии из-за «полного истощения кассы» [004]. Дирекция решает пойти на непопулярные меры, сократив десять преподавателей, у которых занималось более двухсот учеников. Подобная акция вызывает вмешательство извне. Возмущение общественности находит отражение в прессе, опубликовавшей обращение к учащимся прийти на «чрезвычайное общее собрание» [018]. Министерствами просвещения, внутренних дел и труда Временного Правительства Урала создаётся комиссия по урегулированию создавшегося положения, и проводятся совместные заседания с членами Екатеринбургского отделения РМО. Некоторые средства для учебного заведения удаётся найти и училище сохранить.
Группа педагогов, оставшихся без педагогической работы (солисты оперы и музыканты
из оркестра театра), решают объединиться и открывают (при меценатской поддержке) «Екатеринбургскую музыкальную школу общества преподавателей». Помещение ей было предоставлено в «Художественно-промышленной школе» [005]. Новое объединение вскоре преобразуется в Филармоническое общество, «наподобие имеющихся таких же обществ в Москве, Омске и других городах» [006]. В результате в городе появляется «Екатеринбургское Филармоническое общество». Выступления педагогов и учащихся оно устраивало в Оперном театре, и одно из них в ноябре 1918 года посвятило 25-летию со дня смерти П.И. Чайковского [019].
В день кончины музыканта Екатеринбург почтил память композитора и исполнением в храме «Большой Златоуст» его «Литургии Иоанна Златоуста» под управлением выпускника Придворной певческой капеллы, регента Михаила Васильевича Баталова (1878-1948), неоднократно принимавшего участие в концертных мероприятиях Екатеринбургского отделения ИРМО (Ил. 4).
Все годы гражданской войны в Оперном театре и в зале Музыкального училища, в чередовании с постоянными митингами, продолжали идти и охотно посещались спектакли и концерты. Наиболее активно (как при
Илл. 4. Выдающиеся хоровые деятели Урала начала XX века. Слева направо: А.Д. Город-цов, М.В. Баталов, Ф.С. Узких. Екатеринбург, 1918
«красных», так и при «белых») выступал оркестр Екатеринбургского отделения Союза оркестрантов (дирижёр Виткин). В городе в то время сосредоточилось много музыкантов-беженцев, выступавших на концертах и предлагавших свои услуги в качестве преподавателей; некоторые из них пополнили педагогический коллектив музыкального училища РМО8. В выступлениях стали участвовать военные оркестры войск «интервентов»: духовые оркестры английского полка и польской части, духовой и симфонический оркестры чехословацкого корпуса. Концерты в зале РМО шли почти непрерывно, а об их репертуаре свидетельствует идеологическая направленность рекламных наименований: «Патриотические концерты», «Концерты славянской музыки» и т. п. Никогда на Урале не звучало столько чешской и польской музыки [10, 533-534]. На польском вечере наряду с выступлением чешского симфонического оркестра полонезы и мазурки Шопена играла преподаватель местного училища РМО и Филармонического общества Ванда Бернгард-Тшаска, польская пианистка, обучавшаяся в Мюнхенской Академии музыки у учеников Листа - Б. Келлермана и Б. Ставен-хагена [5, 19].
Один из концертов открыл выпускник регентского курса Казанского училища ИРМО священник Алексей Алексеевич Игнатьев, говоривший о родстве русской, чехословацкой и польской народной музыкальной культуры. Пребывание в Екатеринбурге Игнатьева, выпускника Казанской духовной академии и магистра богословия, автора монографии по богослужебному пению в России (книга была подарена им Екатеринбургскому отделению РМО), родило мысль о введении подготовки регентов на хоровом отделении училища9. Но время уже отсчитывало последние дни и часы истории регентского воспитания в учебных заведениях империи, и Екатеринбург не успел подключиться к этой традиции.
В октябре 1918 года вся полнота власти в крае перешла к «Омской директории». В жизни Екатеринбургского отделения РМО зима 1918 года была отмечена значительными музыкальными событиями. Одним из них стало открытие цикла «исторических концертов», на которых прозвучали сочинения Генделя, Рамо, Люлли, Ку-перена, Глюка, Леклера, Моцарта, Гайдна. Вто-
рое событие - постановка с учащимися сцен из «Юдифи» Серова и полностью оперы «Паяцы» Леонкавалло с участием солистов театра. Руководителем постановки и исполнителем партии Тонио стал Максимилиан Карлович Максаков, в будущем профессор ГИТИС'а. Парадный концерт с участием оркестра и оперной труппы был дан в театре 17 февраля 1919 года в честь Верховного правителя «Омской директории» А.В. Колчака [021].
Самый насыщенный музыкой сезон Екатеринбургского отделения РМО оказался для него последним. С первых месяцев 1919 года, понимая прочность закрепления советской власти в Москве и Петрограде, руководство Екатеринбургского отделения РМО переходит к формированию автономной организации -«Екатеринбургское музыкальное общество». Училище входит в его структуру, и в газетах вновь изменяется наименование его постоянной рубрики: «Музыкальное училище Екатеринбургского музыкального общества» [008].
Весной ситуация на фронтах гражданской войны резко меняется в пользу «красных». Дав прощальный симфонический концерт, Урал покидает чехословацкий корпус. Б.М. Лазарев и некоторые другие преподаватели уезжают в Сибирь, где ещё держится прежняя власть. Оставшиеся в городе педагоги-музыканты, продолжая сохранять профессиональную солидарность, проводят собрание и избирают на должность председателя Художественного совета училища 26-летнюю пианистку Нину Андреевну Иванову [022]. Племянница помощника председателя отделения Е.И. Иванова, она окончила Петроградскую консерваторию по классу Николая Степановича Лаврова в 1916 году и, вернувшись в Екатеринбург, преподавала в училище10. Вспоминая о критическом положении учебного заведения
в 1919 году, говорила: «У нас была одна цель -не прекращать занятия» [007].
«Красные» прочно заняли Екатеринбург 14 июля 1919 года. Реакция состоятельного населения и значительной части екатеринбургской интеллигенции (следовательно, и музыкантов, членов местных музыкальных обществ) вылилась в массовый исход из города. В большевистской газете «Уральский рабочий» по этому поводу появилась заметка «Бегство музыкантов»: «Рассказы о мнимых зверствах красных не остались без внимания музыкантов и оперных артистов <...> Почти все преподаватели-музыканты, которым не было никакой надобности „спасаться", бежали не только из Екатеринбурга, но и за пределы России» [023].
На этом окончательно прервалась в Екатеринбурге короткая жизнь отделения ИРМО / РМО. «С середины 1919 года, после установления на Урале власти Советов, упоминания об отделении ИРМО и о других городских музыкальных обществах XIX - начала XX исчезают» [11, 300].
В музыкальную историю России рубеж XIX-XX столетий вошёл как период качественного скачка в процессе профессионализации музыкального искусства и образования. «Решающую роль в этом движении сыграла деятельность Императорского Русского Музыкального Общества. К 1917 году почти в 60 российских городах работали отделения ИРМО и при многих из них имелись музыкальные классы, училища и уже было открыто несколько консерваторий» [9, 278]. В это профессиональное музыкальное содружество вошёл и Екатеринбург. Училище, созданное при отделении ИРМО, осталось жить и развиваться, став необходимой ступенью для открытия в городе в 1934 году первой в Урало-Сибирском регионе консерватории [14].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дмитрий Павлович Соломирский (1838-1923) родился в семье генерал-майора Павла Дмитриевича Со-ломирского (1798-1870), сына Натальи Алексеевны Турчаниновой (1773-1834), владелицы Сысертских заводов под Екатеринбургом. Сын Павел родился в её гражданском браке с дипломатом Дмитрием Павловичем Татищевым и был записан на фамилию предков отца, Соломирских. Существует версия, что отцом Павла являлся император Павел I [13]. Павел Соломирский в 1835 женился на Екатерине Александровне Булгаковой (1811-1880), мать которой происходила из известного рода князей Хованских. Первым сыном в этом браке был Дмитрий Павлович: ему Екатеринбург и был обязан появлением отделения ИРМО. Он окончил юридический факультет Московского университета и с 1861 служил мировым посредником в Перми. После женитьбы (его супругой стала дочь Витебского губернатора) и рождения дочери в 1870-е жил в Петербурге.
В 1878 вернулся на Урал, вошёл в состав Екатеринбургского окружного суда. Став членом Уральского общества любителей естествознания, оказывал ему всестороннею поддержку, как и учебным заведениям города, наиболее значительную - отделению ИРМО [5, 10].
2 Илья Захарович Маклецкий (1840-1902), активный участник общественной жизни Екатеринбурга. Образование получил в Петербурге, в коммерческом училище. С 1872 служил в Сибирском торговом банке (Екатеринбург), к 1880 стал его директором и членом правления. В постановках музыкального кружка, сложившегося в его доме, участвовал как художник-декоратор. В 1900, к 20-летию Екатеринбургского музыкального кружка, выстроил в городе концертный зал (архитектор Ю. Дютель, первый председатель «Общества изящных искусств»). Здание, в котором, благодаря Соломирскому, разместилось отделение ИРМО, в настоящее время составляет один из корпусов Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского [5, 10].
3 Василий Степанович Цветиков (1863-1924), выпускник Петербургской консерватории по классу фортепиано Карла Фан-Арка (консерваторского соученика П.И. Чайковского). С 1885 Цветиков трудился в Екатеринбурге. Директором музыкальных классов был до 1916. Преподавал также в Самарском, Томском, Вятском отделениях ИРМО. В 1921 вернулся в Екатеринбург [3; 5, 12].
4 На Главной площади Екатеринбурга до 1917 стоял памятник Александру II. Сбор средств на памятник начался в 1886 по инициативе бывшего крепостного, швейцара окружного суда О. Клевакина. Это была копия памятника, стоявшего в зале Московского окружного суда (суд присяжный был введён в России указом Александра II). Открытие памятника в Екатеринбурге состоялось 5 октября 1906. На постаменте была надпись: «Царю Освободителю в память о 19 февраля 1861 года от городского общества и горнозаводских мастеровых. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд» [4, 423].
5 Александр Дмитриевич Городцов (1857-1918) выпускник духовной семинарии в Рязани и юридического факультета Московского университета (1883). Пел в церковных хорах и хоровых обществах, с 1888 - как солист в Казанском и Пермском оперных театрах. С 1895 в «Попечительстве о народной трезвости» Пермской губернии создал бесплатные классы и курсы руководителей народных хоров, издавал репертуарные сборники [1].
6 Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская (1857-1936), принцесса, дочь вел. кнг. Екатерины Михайловны Романовой (1827-1894) и Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого, внучка вел. кнг. Елены Павловны. Под её опекой в Петербурге находилось много благотворительных организаций. Как председательница ИРМО в 1909-1917 она образовала специальный фонд для оплаты обучения талантливых детей. В истории ИРМО Елена Георгиевна оказалась последней его председательницей. С 1919 года жила в имении Ремплин в Мекленбурге [8, 116-122; 13].
7 Борис Матвеевич Лазарев (1888-1982), ученик А.И. Зилоти (двоюродного брата С.В. Рахманинова) и муж его дочери Кириены Александровны, внучки П.М. Третьякова. Пианистка, выпускница Петроградской консерватории она приехал на Урал вместе с мужем, но в училище не работала. В 1919 супруги перебрались в Иркутск, затем в Читу. С 1922 осели в Харбине, где Лазарев преподавал в музыкальной школе и в студии «Лотос». В 1926-1927 переезжают в Нью-Йорк, и он ассистирует в классе А. Зилоти в Джульярдской школе. В 1933 Лазарев вернулся в Китай. С.В. Рахманинов содействовал ему своими рекомендательными письмами. В Шанхае, Чунцине, Нанкине, Пекине Лазарев вёл педагогическую деятельность, о которой с благодарностью пишут китайские музыканты. Среди его учеников лауреат Первого международного конкурса им. П.И. Чайковского Лю Шикунь. Незадолго до установления в Китае коммунистического режима Лазарев вернулся в США [2].
8 Среди приезжих музыкантов, преподававших в музыкальном училище в 1917-1920, были пианисты Л.А. Голубкин (Петроградская консерватория), Э.Э. Петерсен (Лейпцигская консерватория), М.Н. Хованская (Московская консерватории, В.И. Войтехова (Парижская SchoIa сапш.гит), виолончелист Л.М. Сейдель (Петроградская консерватория), теоретик Н.П. Долгушин (Придворная певческая капелла) и другие [5].
9 Алексей Алексеевич Игнатьев (1879-1937), сын пермского священника, окончил Казанскую духовную академию (1910) и регентский курс училища Казанского отделения ИРМО (1909). В 1915 состоял в дирекции Вятского отделения ИРМО. На основе книги «Богослужебное пение Русской Православной Церкви с конца XVI до начала XVIII веков по крюковым и нотолинейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки», написанной им по совету С.В. Смоленского, защитил диссертацию на звание магистра богословия (1916). В Екатеринбурге был избран в 1917 делегатом на Московский съезд духовенства и мирян. В 1918 покинул город. С 1922 преподавал в Томском музыкальном училище, заведовал учебной частью. В 1937 был арестован и расстрелян [12, 16-26].
10 Иванова (Иванова-Кулибина) Нина Андреевна (1893-1980) в год окончания фортепианного факультета Петроградской консерватории получила от директора консерватории А.К. Глазунова фотопортрет с напут-
ственным словом: «Будущей распространительнице заветов Петроградской консерватории на ближнем востоке, талантливой и исключительно музыкальной Нине Андреевне Ивановой от возлагающего на ея (её) предстоящую артистическую, а также и педагогическую деятельность большие надежды, от искренне преданного ей бывшего руководителя. 7 мая 1916. А. Глазунов». (Наименование «ближний восток» означало, по представлениям Глазунова, Урал). В 1916-1922 преподавала в музыкальном училище, в 1919-1920 возглавляла его. В 1925-1929 жила с мужем В.А. Кулибиным (потомком изобретателя) на Южном Урале. Вернувшись в Екатеринбург/Свердловск, работала как концертмейстер, с 1939 в консерватории: в 1946-1951 декан фортепианного факультета, в 1954-1956 руководитель объединения концертмейстеров [4, 18].
11 В Москве в 1919 была решена судьба прежних музыкальных обществ: проведён Первый Всероссийский съезд работников искусств, от которого исчисляется история РАБИСча. В одну структуру в нём были объединены представители всех искусств, а задачей профсоюза явилась организация их трудовой и общественной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адищев В.И. А.Д. Городцов - хормейстер и методист музыкального воспитания // Русская музыкальная педагогика конца XIX - начала XX века и современные проблемы музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1984. С. 29-36.
2. Айзенштадт С.А. Борис Матвеевич Лазарев и музыкальная культура российской эмиграции в Китае // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики. № 8 (58) : в 3 ч. Тамбов, 2015. Ч. 2. С. 15-20.
3. Беляев С.Е. Свободный художник Цветиков: дни и годы в Екатеринбурге // Урал : лит.-худож. журн. 2014. № 11. С. 188-202.
4. Беркович А.В. Памятник императору Александру II, освободителю // Екатеринбург : энциклопедия / гл. ред. В.В. Маслаков. Екатеринбург, 2000. С. 423.
5. Винкевич И.В., Иванчук Н.Н., Полоцкая Е.Е., Шабалина Л.К. Первое музыкальное училище Урала / под общ. ред. Л. Шабалиной. Екатеринбург : Сократ, 2012. 264 с.
6. Лазаркевич О.Ю., Шабалина Л.К. Екатеринбургский музыкальный кружок и его роль в культурной жизни города // Актуальные проблемы культурологии : сб. тез. регион. конф. Екатеринбург, 1997. С. 121-123.
7. Микитюк В.П. Екатеринбургское общество изящных искусств // Екатеринбург : энциклопедия / гл. ред. В.В. Маслаков. Екатеринбург, 2000. С. 211.
8. Шабалина Л.К. ИРМО и его роль в развитии отечественной музыкальной культуры и образования // Династия Романовых в истории и культуре России : материалы Всерос. конф. / гл. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург, 2002. С. 116-122.
9. Шабалина Л.К. Столичные и провинциальные музыкальные общества XIX - начала XX века в России // Изв. Урал. гос. ун-та. Серия 2. Гуманит. науки. 2008. Вып. 16. С. 269-279.
10. Шабалина Л.К. Отделения ИРМО в Сибири и на Урале. Екатеринбургское отделение: к 100-летию образования // Русское музыкальное общество. 1859-1917. История отделений / авт. идеи и ред.-сост. О.Р. Глушкова. М., 2012. C. 517-535.
11. Шабалина Л.К., Засорина Н.П. Музыкальный курс на Урал // Союз творцов и просветителей : к 150-летию Московского музыкального общества / ред.-сост. Е.Д. Кривицкая, В.В. Хабаров. М., 2012. С. 287-301.
12. Шелудякова О.Е. Вятский период деятельности А.А. Игнатьева - преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Томского музыкального училища // Музыкальное искусство: из глубины столетий в XXI век : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 5-6 нояб. 2004 г. Томск, 2005. С. 16-26.
13. Елена Мекленбург-Стрелицкая (Саксен-Альтенбургская). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/1490812 (21.01.2019).
14. Соломирский Павел Дмитриевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (21.01.2019).
15. Gorodilova M., Korobova A., Polotskaya E., Shabalina L. First Conservatoire in the Urals: From the History of Russian Musical Education // Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017) January 2018. P. 345-349. DOI 10.2991Zicassee-17.2018.78 URL: https://www. atlantis-press.com/proceedings/icassee-17/25888491 (21.01.2019).
REFERENCES
1. Adishchev V.I. A.D. Gorodcov - hormejster i metodist muzykal'nogo vospitaniya [Gorodtsov A.D. -Choir-master and Methodist of the Musical Education]. Russkaya muzykal'naya pedagogika konca XIX - nachala
XX veka i sovremennye problemy muzykal'nogo obrazovaniya: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Russian Musical Pedagogy in late XIX - beginning of the XX cent. and modern problems of musical education. Collected articles book]. Perm, 1984, pp. 29-36.
2. Aizenstadt S.A. Boris Matveevich Lazarev i muzykal'naya kul'tura rossijskoj ehmigracii v Kitae [Boris Mat-veevich Lazarev and Musical Culture of the Russian Emigration in China. Fareast Institute of Arts]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvoznanie. Voprosy teorii i praktiki. № 8 (58): v 3 ch. [Historical, philosophical, political and juridical sciences, art learning. Problems of theory and practice. No. 8(58), in 3 pts.]. Tambov, 2015. Pt. 2, pp. 15-20.
3. Belyaev S.E. Svobodnyj hudozhnik Cvetikov: dni i gody v Ekaterinburge [Free Arist Tsvetikov: days and years in Ekaterinburg]. Ural: literaturno-hudozhestvennyjzhurnal [Ural: Art and Literature Journal]. 2014. No. 11, pp. 188-202.
4. Berkovich A.V. Pamyatnik imperatoru Aleksandru II, osvoboditelyu [The Monument to the Emperor-Liberator]. Ekaterinburg. Ehnciklopediya [Ekaterinburg Encyclopaedia. Ed. by V.V. Maslakov]. Ekaterinburg, 2000, pp. 423.
5. Vinkevich I.V., Ivanchuk N.N., Polockaya E.E., SHabalina L.K. Pervoe muzykal'noe uchilishche Urala [The first musical college in the Ural. Ed. by L. Shabalina]. Ekaterinburg: Socrates, 2012. 264 p.
6. Lazarkevich O.Yu., Shabalina L.K. Ekaterinburgskij muzykal'nyj kruzhok i ego rol' v kul'turnoj zhizni goroda [Ekaterinburg music circle and its role in the cultural life of the city]. Aktual'nye problemy kul'turologi: sb. tezisov region. konferencii [Actual problems of cultural science: a collection of abstracts of the regional conference]. Ekaterinburg, 1997, pp. 121-123.
7. Mikityuk V.P. Ekaterinburgskoe obshchestvo izyashchnyh iskusstv [Ekaterinburg Society of Fine Arts]. Ekaterinburg. Ehnciklopediya [Ekaterinburg Encyclopaedia. Ed. by V.V. Maslakov]. Ekaterinburg, 2000, pp. 211.
8. Shabalina L.K. IRMO i ego rol' v razvitii otechestvennoj muzykal'noj kul'tury i obrazovaniya [IRMS and its role in the development of national musical culture and education]. Dinastiya Romanovyh v istoriii kul'tureRossii: Materialy Vseros. konferencii [The Romanovs Dystany in the Russian history and culture: National conference materials. Resp. ed. V.V. Alekseev]. Ekaterinburg, 2002, pp. 116-122.
9. Shabalina L.K. Stolichnye i provincial'nye muzykal'nye obshchestva XIX - nachala XX veka v Rossii [Metropolitan and Provincial Musical Societies XIX - Beginning of the XX cent. in Russia]. Izvestiya Ural'skogogosudarst-vennogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnie nauki [The News of the Ural State Univrsity. Seria 2. Sciences of Arts]. 2008. Iss. 16, pp. 269-279.
10. Shabalina L.K. Otdeleniya IRMO v Sibiri i na Urale. Ekaterinburgskoe otdelenie: k 100-letiyu obrazovaniya [IRMS departments in Siberia and the Urals. Ekaterinburg department: to the 100 anniversary of its establishy-ment]. Russkoe muzykal'noe obshchestvo. 1859-1917. Istoriya otdelenij [Russian Musical Society.1859-1917. Department history. Ed.-comp. O.R. Glushkova]. Moscow, 2012, pp. 517-535.
11. Shabalina L.K., Zasorina N.P. Muzykal'nyj kurs na Ural [Musical Course in the Urals]. Soyuz tvorcov i prosve-titelej: k 150-letiyu Moskovskogo muzykal'nogo obshchestva [The Union of Creators and Enlightment workers. Eds.-comps. E.D. Krivickaya, V.V. Habarov]. Moscow: Kompozitor, 2012. S. 287-301.
12. Sheludyakova O.E. Vyatskij period deyatel'nosti A.A. Ignat'eva - prepodavatelya muzykal'no-teoreticheskih disciplin Tomskogo muzykal'nogo uchilishcha [Vyatka period of A.A. Ignatiev - teacher of musical-theoretical disciplines of the Tomsk Music College]. Muzykal'noe iskusstvo: iz glubiny stoletij v XXI vek: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. 5-6 noyab. 2004 goda [Musical Art: from the Depth of centuries to the XX century. National scientific conference. Nov. 5-6, 2004]. Tomsk, 2005, pp. 16-26.
13. Elena Meklenburg-Strelickaya (Saksen-Al'tenburgskaya) [Elena Meklenburg-Strelitskaya (Saksen-Altenburg-skaya)]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1490812 (21.01.2019).
14. Solomirskij Pavel Dmitrievich [Solomirsky Pavel Dmitrievich]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (21.01.2019).
15. Gorodilova M., Korobova A., Polotskaya E., Shabalina L. First Conservatoire in the Urals: From the History ofRussian Musical Education. Proceedings ofthe 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017) January 2018, pp. 345-349. DOI 10.2991Zicassee-17.2018.78 URL: https://www.atlantis-press.com/ proceedings/icassee-17/25888491 (21.01.2019).
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
001. Зауральский край. 1916. 16 окт.
002. Зауральский край. 1916. 06 сент.
003. Зауральский край. 1917. 28 мая.
004. Зауральский край. 1918. 06 сент.
005. Зауральский край. 1918. 03 сент.
006. Зауральский край. 1918. 03 окт.
007. Иванова Н.А. Тезисы выступления в телевизионной передаче «Свердловск музыкальный: прошлое и настоящее. 14.12.1977. Личный архив Н.А. Ивановой.
008. Наш Урал. 1919. 01 февр.
009. Отчёт Екатеринбургского отделения Императорского Русского музыкального общества и состоящих при нём Музыкальных классов за 1912-1913 гг. Екатеринбург : Тип. Л.В. Шаравьевой, 1913.
010. Отчёт Екатеринбургского отделения Императорского Русского музыкального общества и состоящих при нём музыкальных классов за 1914-1915 гг. Екатеринбург : Худож. печать, 1916.
011. Полный каталог нот Музыкального магазина Е.И. Иванова в Екатеринбурге и Перми. Екатеринбург, 1907. 97 с.
012. РМГ. 1917. № 25-26. 01 июля. С. 444.
013. ГАСО. Ф. 128. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-15.
014. Соломирский Д.П. Письмо «В Дирекцию Екатеринбургского отделения ИРМО» от 28 октября 1915 года / Екатеринбургское отделение ИРМО // ГАСО. Ф. 71. Оп. 1 Д. 1. Л. 2-3.
015. Уральская жизнь. 1917. 22 марта.
016. Уральская жизнь. 1917. 08 апр.
017. Уральская жизнь. 1918. 07 марта (22 апр.).
018. Уральская жизнь. 1918. 08 сент.
019. Уральская жизнь. 1918. 06 нояб.
020. Уральская жизнь. 1918. 07 нояб.
021. Уральская жизнь. 1919. 19 февр.
022. Уральская жизнь. 1919. 25 марта.
023. Уральский рабочий. 1919. 07 авг.