Научная статья на тему 'Советская модель идеологического и советского воспитания в войсках действующей армии (1917-1920 гг.)'

Советская модель идеологического и советского воспитания в войсках действующей армии (1917-1920 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Идеологическое воспитание / советское воспитание / пропаганда / Красная армия / воспитательная работа / партийно-политическая работа / Ideological education / Soviet education / propaganda / the Red Army / educational work / party political work

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Борисовна Калашникова, Вячеслав Станиславович Мокроусов

Сложившаяся в рассматриваемый промежуток времени система политического воспитания выступила важнейшим фактором, который организовал армию и обеспечил ее победу в Гражданской войне. В статье рассматривается модель идеологического и советского воспитания в войсках Рабоче-Крестьянской Красной армии в период с 1917 г. по 1920 г. Исследуются основные аспекты политической и воспитательной работы, проводившейся с военнослужащими Красной армии в рассматриваемый период, а также основные направления воспитательной работы. Актуальность исследуемой темы заключается в том, что анализ сложившейся системы идеалогического воспитания в армии в годы Гражданской войны в России и их практическая реализация может повлиять на применение исторического опыта организации военно-политической работы в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Елена Борисовна Калашникова, Вячеслав Станиславович Мокроусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soviet model of ideological and Soviet education in the troops of the active army (1917-1920)

The system of political education that developed in the period under review was the most important factor that organized the army and ensured its victory in the Civil War. The article examines the model of ideological and Soviet education in the troops of the Workers’ and Peasants’ Red Army in the period from 1917 to 1920. The main aspects of the political and educational work carried out with the servicemen of the Red Army during the period under review, as well as the main directions of educational work, are investigated. The relevance of the topic under study lies in the fact that the analysis of the existing system of genealogical education in the army during the Russian Civil War and their practical implementation may affect the application of historical experience in organizing military and political work in our time.

Текст научной работы на тему «Советская модель идеологического и советского воспитания в войсках действующей армии (1917-1920 гг.)»

УДК 94(47).084.3

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-124-128

Дата поступления (Submitted) 22.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 10.06.2024

Советская модель идеологического и советского воспитания в войсках действующей армии (1917-1920 гг.)

ЕЛЕНА БОРИСОВНА КАЛАШНИКОВА

доцент Кафедры теории права и философии ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

443090, Россия, Самара, Советская Армия, 141 e-mail: kalashnikova-helen@yandex.ru

ВЯЧЕСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ МОКРОУСОВ

аспирант Кафедры теории права и философии ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

443090, Россия, Самара, Советская Армия, 141 e-mail: slava163rus@mail.ru

Аннотация. Сложившаяся в рассматриваемый промежуток времени система политического воспитания выступила важнейшим фактором, который организовал армию и обеспечил ее победу в Гражданской войне. В статье рассматривается модель идеологического и советского воспитания в войсках Рабоче-Крестьянской Красной армии в период с 1917 г. по 1920 г. Исследуются основные аспекты политической и воспитательной работы, проводившейся с военнослужащими Красной армии в рассматриваемый период, а также основные направления воспитательной работы. Актуальность исследуемой темы заключается в том, что анализ сложившейся системы иеалогического воспитания в армии в годы Гражданской войны в России и их практическая реализация может повлиять на применение исторического опыта организации военно-политической работы в наше время.

Ключевые слова. Идеологическое воспитание, советское воспитание, пропаганда, Красная армия, воспитательная работа, партийно-политическая работа

The Soviet model of ideological and Soviet education in the troops

of the active army (1917-1920)

ELENA BORISOVNA KALASHNIKOVA

associate Professor of the Department of theory of law and philosophy

Samara State University of Economics 443090, Russia, Samara, Sovetskaya Armiya, 141 e-mail: kalashnikova-helen@yandex.ru

VYACHESLAV STANISLAVOVICH MOKROUSOV

graduate student of the Department of theory of law and philosophy

Samara State University of Economics 443090, Russia, Samara, Sovetskaya Armiya, 141 e-mail: slava163rus@mail.ru

Abstract. The system of political education that developed in the period under review was the most important factor that organized the army and ensured its victory in the Civil War. The article examines the model of ideological and Soviet education in the troops of the Workers' and Peasants' Red Army in the period from 1917 to 1920. The main aspects of the political and educational work carried out with the servicemen of the Red Army during the period under review, as well as the main directions of educational work, are investigated. The relevance of the topic under study lies in the fact that the analysis of the existing system of genealogical education in the army during the Russian Civil War and their practical implementation may affect the application of historical experience in organizing military and political work in our time.

Keywords: Ideological education, Soviet education, propaganda, the Red Army, educational work, party political work

Именно с формированием Рабоче-Крестьянской Красной армии (далее по тексту - РККА) и начинает складываться система идеологического и советского воспитания военнослужащих в войсках. С приходом к власти большевиков началось формирование новой - советской власти. И соответственно разрушение прежней системы власти. Поэтому идеологической работе отводилась очень большая и важная роль в этом процессе. Стояла задача создать специальные органы, которые будут заниматься деятельностью по внедрению советской идеологии и классового сознания воинам.

Для того, чтобы полноценно исследовать тему работы, необходимо рассмотреть несколько аспектов. Сперва, обозначить какие нормативно-правовые акты регулировали военную сферу и политическую жизнь государства в рассматриваемый исторический период. Кроме того, важно определить и какие органы власти были сформированы специально для организации именно идеологической и воспитательной работы с военнослужащими. Помимо этого, определить какие средства, формы и методы политического воспитания применялись в таких работах. И что не маловажно, на основе каких принципов вышеперечисленное основывалось. Все названные аспекты составляют своеобразную модель (систему) политического, а также идеологического воспитания красноармейцев. Рассмотрим подробнее составляющие этой системы.

С самого начала строительства РККА, важно отметить, в ее рядах идеологическая и партийно-политическая работы начали активно проводится. Потому что в условиях Гражданской войны, которая была в России, как верно отмечают исследователи, это было необходимо в следующих целях: во-первых, для разъяснения тезисов и политики пришедшей к власти большевистской партии; во-вторых, для воспитания у военных партийного сознания и верности советской власти, а также ненавистного отношения к ее врагам как внутренним, так и внешним; в-третьих, ускорение мобилизации военнослужащих и укрепление воинской дисциплины для успешного одоления врагов советской власти [1, 23-24].

Как отмечает Г.М. Ипполитов в РККА была руководящая идея в условиях Гражданской войны для партийной политической работы. Она заключалась в укреплении правящей роли партии большевиков. Помимо этого, перед властями стояла важнейшая задача - сформировать у военных верность советской политике. На важность действенного доведения до красноармейцев целей и задач советской власти в военный период указывал сам В.И. Ленин [2, 154].

Стоит подчеркнуть, что для воспитательной работы были определены несколько направле-

ний: первое - ликвидация безграмотности, второе -культурно-просветительная работа, и третье - агитационно-пропагандистская работа.

Назовем некоторые принципы воспитательной и политической работы. В числе последних можно выделить следующие: во-первых, научный подход, в основе которого - теория марксизма; во-вторых, классовый подход, т.е. партийный; в-третьих, комплексный подход, т.е. комплекс идеологической деятельности, партийно-политической и организаторской работы; применение различных форм и методов; анализ уровня культуры, образованности и грамотности военнослужащих, а также социальных и национальных особенностей и другие [3, 20].

Кроме того, к основным принципам обучения и воспитания личного состава относятся: коммунистическая идейность, партийность, целеустремленность; обучение войск тому, что необходимо на войне; воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный подход к людям и др. [4, 5].

Анализ истории позволяет сказать, что в первую очередь власти стали бороться с безграмотностью. В виду того, что воспитание политического и партийного сознания возможно только при условии достаточного уровня грамотности, а также общего развития военнослужащих. Следовательно, именно в 1918 г. в России начинается борьба с безграмотностью. Одним из показательных документов является Декрет Совета Народных Комиссаров (далее по тексту - СНК) «О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя» (далее по тексту - Декрет о мобилизации грамотных). Данный документ был принят 10 декабря 1918 г. Далее была Инструкция об учреждении школ грамоты [5, 71].

В соответствии с Декретом о мобилизации грамотных необходимо было провести учет всего грамотного населения. Целью принятия Декрета о мобилизации грамотных, как прописано в нем самом, является «самое широкое осведомление населения о сущности Советского строя, о мероприятиях и политике Рабоче-Крестьянского Правительства» [5, 71]. Как верно отмечается в науке, принятие данного акта необходимо было для агитации за советскую власть для большего круга людей. А также немаловажно, чтобы бороться с противниками советской власти.

Борьба с безграмотностью была успешной. Справедливо подчеркнуть, что были обучены грамоте в период с 1919 г. по 1920 г. 160 тысяч военнослужащих действующей армии [6, 60].

Помимо занятий по грамоте и школ грамотности, существовали и иные средства, формы и методы политического воспитания военнослужащих, которые прежде всего должны были оказать воздействие на духовную сферу военнослужащих. Такими являются устные формы агитации и пропаганды (семинары, лекции, кон-

ференции и т.д.), а также массовая информация и пропаганда. Также следует сказать, что применялись и особые методы воздействия на военнослужащих такие, как убеждение, принуждение, упражнение, личный пример, поощрение [7, 161].

Из сказанного следует, что идеологическое и советское политическое воспитание военнослужащих осуществляется с помощью целой системы целенаправленных мероприятий. Они были направлены и способствовали формированию у военнослужащих высоких нравственных качеств.

Следующим этапом стало создание организационно-агитационного отдела (25 января (7 февраля) 1918 г.). В задачи данного органа входили агитационная и политико-просветительная работа в армии. Важно отметить, что этот орган стал первым централизованным, основным политическим органом, который был сформирован в рассматриваемый период.

Затем принимается Декрет СНК «об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных военных комиссариатах» (8 апреля 1918 года). Были созданы комиссариаты разных уровней. А именно окружные, губернские, уездные и волостные, при которых создавались агитационно-вербовочные отделы. Однако в сентябре 1918 г. эти отделы переименовали в агитационно-просветительные. В виду того, что на эти отделы были возложены большое величество задач, в том числе: агитационная работа, борьба с безграмотностью военнослужащих, а также воспитание в армии - политическое и культурное [4, 66].

Между тем, в этот же день было учреждено Всероссийское бюро военных комиссаров. На данный орган, как центральный, возлагалась задача по организации политической и культурной воспитательной работы в армии.

Комиссары, выполняли, прежде всего, воспитательную, культурную и идеологическую, работу с военнослужащими. Но кроме этого, они должны были осуществлять контроль за военными специалистами и офицерами царской армии. Также военные комиссары лично проводили занятия по грамоте и занимались постановкой на учет в подразделениях всех неграмотных командиров и солдат.

Затем агитационно-просветительный отдел Всероссийского бюро военных комиссаров стал руководящим центром идеологической деятельности. Создавались исполнительные органы - культурно-просветительные комиссии в ротах, батальонах. Это система была юридически закреплена приказом Всероссийского бюро военных комиссаров №363 от 12 декабря 1918 г. В его структуру входили следующие подотделы: агитационно-организационный, литературно -библиотечный, культурно - просветительный, а также подотдел курсов [5, 93-96].

Официальное создание политических органов фронтов, армий и дивизий было закреплено в Постановлении Центрального Комитета партии от 25 октября 1918 года «О партийной работе в Красной армии». Вследствие этого было утверждено «Положение о политотделах реввоенсоветов фронтов и армий». Соответственно, задачи по политической, партийной, а также культурно-просветительной работе стали выполнять именно эти органы [8, 42].

Важным этапом стало создание Революционного военного совета Республики (далее по тексту- РВС Республики). Он стал высшим коллегиальным органом управления и политического руководства РККА. После чего (18 апреля 1919 г.) Бюро военных комиссаров было преобразовано в Политический отдел РВС Республики. Это было закреплено решением VIII съезда партии большевиков. Далее он был переименован в Политическое управление РВС Республики. У него были остались прежние полномочия и задачи.

Важно подчеркнуть, что на I Всероссийском съезде политработников (декабрь 1919 г.) воспитательная работа в Красной армии стала называться политико-просветительной работой. Такое решение связано с тем, что воспитательная работа с военнослужащими Красной Армии имела первостепенно партийную и политическую направленность [9, 82].

Стоит отметить и то, что в качестве элемента системы партийно-политического воспитания в Красной Армии в середине 1918 года стали формироваться партийные ячейки. Партийные ячейки помогали комиссарам в вопросах воспитательной и пропагандистской деятельности. Кроме названных функций, они «должны вести просветительную и партийную работу в частях, а именно: устройство лекций, собраний, клубов, школ грамотности и т. п.» [10].

Еще одним важным этапом является правовое урегулирование работы партийных ячеек и утверждение «Инструкции партийным ячейкам в красноармейских частях в тылу и на фронте» в 1919 г. ЦК РКП(б). В данном документе отмечалось, что такие ячейки обязаны наряду с культурно-просветительными комиссиями с целью успешной пропаганды: во-первых, заботиться о распространении по политическим и военным вопросам литературы и газет; во-вторых, устраивать общие чтения и собеседования [11].

Конкретная структура и функции отделов, в том числе агитационно-просветительного и литературно-издательского, были установлены в «Положении о Политуправлении Реввоенсовета Республики», который был утвержден 21 сентября 1920 г. Приказом №1912 РВС Республики.

Подчеркнем, что идеологическое и политическое воспитание в войсках не ограничивалось лишь деятельностью комиссаров и партийных ячеек, которая основывалась на агитации и пропаганде. Важную роль сыграло и печатное

издание. Так, каждодневные печатные издания также влияли на формирование мировоззрения воинов Красной армии и воспитывали в них уважительное отношение к партии. В этой связи и в 1919 году был учрежден литературно-издательский отдел. Он входил в структуру Политического управления Реввоенсовета Республики и занимался снабжением армии печатной продукцией. За первый год своей деятельности данным отделом было выпущено 33 666 000 экз. газет и журналов, 14 033 000 экз. листовок и воззваний и др. [12, 53].

Необходимо также сказать и про культурно-просветительную работу в рассматриваемый период. Так, стали мероприятия организовываться по культурному досугу военнослужащих. А главное, начали функционировать театры, клубы и избы-читальни.

Следовательно, мы видим, что в рассматриваемый исторический период идеологическая, политическая, культурная и в целом воспитательная работа, а также вопросы пропаганды возлагались на разные властные структуры. В

1918 г. таким органом было Всероссийское бюро военных комиссаров, затем стал Политический отдел Реввоенсовета республики. В период с

1919 г. по 1922 г. решением вышеназванных вопросов стало заниматься Политическое управления Реввоенсовета республики.

Г.М. Ипполитов в своих работах анализировал процесс эволюции и генезиса политических органов в Вооруженных силах Советского государства также выделяет несколько периодов. Нельзя не согласиться с мнением автора, что структура политических органов всех исторических периодов подвергалась изменениям в связи с задачами, которые ставились в зависимости от исторического периода перед вооруженным силами государства [13, 92].

Важным является то обстоятельство, что даже трудности, которые появлялись, не стали преградой для органов государственной власти и военного управления в РККА в выработке основных направлений просветительной деятельности, исходя из конкретной военно-политической и исторической обстановки. А цели и задачи в этой области были достигнуты [13, 93]. Литература и источники

О важности и необходимости политического воспитания военнослужащих свидетельствует и действующее правовое регулирование военно-политической сферы. Например, согласно Приказу Министра обороны РФ от 28.12.2021 N 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» в Вооруженных Силах военно-политическая работа осуществляется посредством реализации системы согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий, которые направлены на формирование и поддержание морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, который обеспечивает выполнение задач в любых условиях обстановки по предназначению. Данный нормативный акт показывает серьезное отношение государства к политическому и психологическому состоянию военнослужащих и на сегодняшний день [14].

Таким образом, в постреволюционный период с 1917 по 1920 годы была организована целая модель идеологического и советского воспитания в войсках действующей армии. Она включала в себя следующие составляющие: принципы культурно-просветительской работы; нормативно-правовое закрепление, а также органы государственной власти и военного управления различного уровня. В войсках действующей армии проводились агитационная, пропагандистская и культурно-просветительская работы в разных формах и выражениях. Что важно была ликвидирована неграмотность как командиров Красной Армии, так и ее бойцов. Более того, большинство ученых и историков сходятся во мнении, что грамотная идеологическая, политическая и воспитательная работа явились основой победы большевиков в Гражданской войне.

В связи с вышеизложенных считаем, что изучение и использование модели идеологического и советского воспитания в 1917-1920 г. остается актуальной и в наши дни. Серьёзный подход советской власти к воспитательной работе показывает насколько важно воспитывать в воинах политическое сознание, хотя оно тогда и имело партийный характер.

1. Нагаев И.Б., Сушко А.В., Рогошков А.Г. К постановке проблемы изучения опыта партийно-политической работы в красной армии в годы великой отечественной войны // The Newman in Foreign policy. 2023. №71 (115). С. 23-26.

2. Ипполитов Г.М. Феномен партийно-политической работы в РККА в период Гражданской войны: концептуальные основы, принципы, формы, методы (1918-1920 годы) // Historia provinciae - журнал региональной истории. 2018. №4. С. 149-176.

3. Калашникова Е. Б. Идеологическая деятельность органов советской власти в войсках действующей армии: 1918 - 1920 гг.: автореферат дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2007. 24 с.

4. Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах. Коллектив авторов. М., Воениздат., 1968 г. 352 с.

5. Партийно-политическая работа в Красной армии (апрель 1918 - февраль 1919): документы. М., 1961. 358 с.

6. X лет Красной армии. Альбом диаграмм. М.: Военный вестник, 1928. 315 с.

7. Посвятенко О. Н. Политическое воспитание военнослужащих Красной армии (1918 - 1923 гг.). Самара: «Ас-Гард», 2010, 215 с.

8. Епишев А. А. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. 1918-1973 гг. Исторический очерк. М.: Воениздат, 1974. 366 с.

9. Семыкин В. А. Теоретические основания строительства политических органов и партийных организаций РКП(б) в Красной армии в годы Гражданской войны в России // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №3-1. С. 78-88.

10. Резолюция красноармейцев-коммунистов Московского гарнизона // Электронная б-ка ист. документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/156423- rezolyutsiyakrasnoarmeytsev ommunistov-moskovskogo-garnizona-o-neobhodimostisozdaniya-partiynyh-yacheek-v-voinskih-chastyah-16-iyunya-1918-g (дата обращения: 01.04.2024).

11. Инструкция партийным ячейкам в красноармейских частях в тылу и на фронте. М.: Агитпросветотд. Всерос. бюро воен. комиссаров, 1919. 15 с.

12. Калмыков С.П. Воениздат: история и современность // Военно-исторический журнал. 2011. № 4. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_16222410_35014169.pdf (дата обращения: 01.04.2024).

13. Ипполитов Г.М. Строительство политических органов Вооруженных сил Советского государства: генезис и эволюция (опыт краткого исторического обзора) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2019. С. 92-98.

14. Приказ Министра обороны РФ от 28.12.2021 N 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=EXP&n=831553 (дата обращения: 30.03.2024).

References

1. Nagaev I.B., Sushko A.V., Rogoshkov A.G. K postanovke problemy izucheniya opyta partijno-politicheskoj raboty v krasnoj armii v gody velikoj otechestvennoj vojny [On the formulation of the problem of studying the experience of party and political work in the Red Army during the Great Patriotic War]. The Newman in Foreign policy. 2023. No.71 (115). P. 23-26.

2. Ippolitov G.M. Fenomen partijno-politicheskoj raboty v RkKa v period Grazhdanskoj vojny: konceptual'nye osnovy, principy, formy, metody (1918-1920 gody) [The phenomenon of party-political work in the Red Army during the Civil War: conceptual foundations, principles, forms, methods (1918-1920)]. Historia provinciae - zhurnal regional'noj istorii [Historia provinciae - journal of Regional History]. 2018. No.4. P. 149-176.

3. Kalashnikova E. B. Ideologicheskaya deyatel'nost' organov sovetskoj vlasti v vojskah dejstvuyushchej armii: 1918 - 1920 gg. [Ideological activity of Soviet authorities in the troops of the active army: 1918 - 1920]: abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences. Samara, 2007. 24 p.

4. Partijno-politicheskaya rabota v Sovetskih Vooruzhennyh Silah. Kollektiv avtorov [Party and political work in the Soviet Armed Forces]. Moscow, Military building Publ., 1968. 352 p.

5. Partiino-politicheskaya rabota v Krasnoi Armii (aprel' 1918 - fevral' 1919): dokumenty [Party and political work in the red Army (April 1918 - February 1919)]. Moscow, 1961. 358 p.

6. X let Krasnoj Armii. Al'bom diagramm [X years of the Red Army. Album of charts]. Moscow, Military bulletin Publ., 1928. 315 p.

7. Posvyatenko O. N. Politicheskoe vospitanie voennosluzhashchih Krasnoj armii (1918 - 1923 gg.) [Political education of the Red Army soldiers (1918 - 1923)]. Samara, «As-Gard» Publ., 2010, 215 p.

8. Epishev A. A. Partijno-politicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah SSSR. 1918-1973 gg. [Party and political work in the Armed Forces of the USSR] Istoricheskij ocherk [Historical essay]. Moscow, Voenizdat Publ., 1974. 366 p.

9. Semykin V. A. Teoreticheskie osnovaniya stroitel'stva politicheskih organov i partijnyh organizacij RKP(b) v Krasnoj armii v gody Grazhdanskoj vojny v Rossii [Theoretical foundations of the construction of political bodies and party organizations of the RCP(b) in the Red Army during the Civil War in Russia] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra [Izvestiya Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences] RAN. 2014. No.3-1. P.78-88.

10. Rezolyuciya krasnoarmejcev-kommunistov Moskovskogo garnizona [Resolution of the Red Army Communists of the Moscow garrison]. Available at: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/156423- rezolyutsiyakrasnoarmeytsev- kommunistov-moskovskogo-garni-zona-o-neobhodimostisozdaniya-partiynyh-yacheek-v-voinskih-chastyah-16-iyunya-1918-g (accessed: 01.04.2024).

11. Instrukciya partijnym yachejkam v krasnoarmejskih chastyah v tylu i na fronte. Instructions to party cells in Red Army units in the rear and at the front [Agitprovetotd. Everything is fine]. Moscow, Bureau of Military Affairs Publ., 1919. 15 p.

12. Kalmykov S.P. Voenizdat: istoriya i sovremennost' [Voenizdat: history and modernity]. Voenno-istoricheskij zhurnal [Military-historical Journal]. 2011. No. 4. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_16222410_35014169.pdf (accessed: 30.03.2024).

13. Ippolitov G.M. Stroitel'stvo politicheskih organov Vooruzhennyh sil Sovetskogo gosudarstva: genezis i evolyuciya (opyt kratkogo istoricheskogo obzora) [The construction of political organs of the Armed Forces of the Soviet State: genesis and evolution (experience of a brief historical review)]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Istoricheskie nauki [Izvestiya Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical sciences]. 2019. Pp. 92-98.

14. Prikaz Ministra oborony RF ot 28.12.2021 N 803 "Ob utverzhdenii Rukovodstva po organizacii voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii" [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 28, 2021 N 803 "On approval of the Guidelines for organizing military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at: https:// login.consultant.ru/link/?req=doc&base=EXP&n=831553 (accessed: 30.03.2024).

© «Клио», 2024 © Калашникова Е.Б., Мокроусов В.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.