Научная статья на тему 'Политико-воспитательная работа с военнослужащими как одна из составляющих победы Красной армии в Гражданской войне'

Политико-воспитательная работа с военнослужащими как одна из составляющих победы Красной армии в Гражданской войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНАЯ АРМИЯ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ / ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / RED ARMY / SOVIET STATE / BOLSHEVIK PARTY / POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK / AGITATION / PROPAGANDA / CULTURAL AND MASS WORK / MORALE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Надежда Владимировна

Для политики любой страны военное строительство является одним из приоритетных аспектов, так как именно армия во все времена являлась и является гарантом существования государства. Партия большевиков, пришедшая к власти осенью 1917 г., сразу осознала необходимость создания управляемой боеспособной армии, подконтрольной Советскому государству, а следовательно, необходимости проведения политико-воспитательной работы среди военнослужащих Красной армии. В данной статье автором рассматриваются основные аспекты политико-воспитательной работы с военнослужащими Красной армии в годы Гражданской войны в России, раскрываются ее основные направления.Показывается, что советское правительство столкнулось с первоочередной проблемой необходимости ликвидации массовой безграмотности ввиду превалирования в некоторых частях количества безграмотных от общей численности личного состава. Большое внимание в рассматриваемый период уделялось устной политической пропаганде и агитации, а также культурно-массовой работе. На основе проведенного анализа автор приходит к заключению, что данная работа, проводимая в вооруженных силах Советского государства, стала одним из главных условий победы в Гражданской войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Романова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK WITH MILITARY PERSONNEL AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE RED ARMY VICTORY IN THE CIVIL WAR

For the policy of any country, military construction is one of the priority aspects, since it is the army that has always been and is the guarantor of the existence of the state. The Bolshevik party, which came to power in the autumn of 1917, immediately realized the necessity of creating a manageable combat-ready army controlled by the Soviet state, and, consequently the need for political and educational work among the soldiers of the red army. In this article the author considers the main aspects of political and educational work with the soldiers of the red army during the Civil war in Russia, reveals its main directions.It is shown that the Soviet government was faced with the primary problem of the need to eliminate mass illiteracy due to the prevalence in some parts of the number of illiterate from the total number of personnel. During the period under review, much attention was paid to oral political propaganda and agitation, as well as to cultural and mass work. Based on the analysis, the author comes to the conclusion that this work carried out in the armed forces of the Soviet state, played a dominant role as a necessary condition for victory in the Civil war.

Текст научной работы на тему «Политико-воспитательная работа с военнослужащими как одна из составляющих победы Красной армии в Гражданской войне»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376

Романова Надежда Владимировна

кандидат исторических наук, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: nady-rom@yandex.ru

Nadezhda V. Romanova

Candidate of History,

Head of organizational, scientific,

editorial and publishing Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: nady-rom@yandex.ru

ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОБЕДЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Аннотация. Для политики любой страны военное строительство является одним из приоритетных аспектов, так как именно армия во все времена являлась и является гарантом существования государства. Партия большевиков, пришедшая к власти осенью 1917 г., сразу осознала необходимость создания управляемой боеспособной армии, подконтрольной Советскому государству, а следовательно, - необходимости проведения политико-воспитательной работы среди военнослужащих Красной армии.

В данной статье автором рассматриваются основные аспекты политико-воспитательной работы с военнослужащими Красной армии в годы Гражданской войны в России, раскрываются ее основные направления.Показывается, что советское правительство столкнулось с первоочередной проблемой необходимости ликвидации массовой безграмотности ввиду превалирования в некоторых частях количества безграмотных от общей численности личного состава. Большое внимание в рассматриваемый период уделялось устной политической пропаганде и агитации, а также культурно-массовой работе.

На основе проведенного анализа автор приходит к заключению, что данная работа, проводимая в вооруженных силах Советского государства, стала одним из главных условий победы в Гражданской войне.

Ключевые слова: Красная армия, Советское государство, партия большевиков, политико-воспитательная работа, агитация, пропаганда, культурно-массовая работа, моральный дух.

POLITICAL AND EDUCATIONAL WORK WITH MILITARY PERSONNEL

AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE RED ARMY VICTORY IN THE CIVIL WAR

Summary. For the policy of any country, military construction is one of the priority aspects, since it is the army that has always been and is the guarantor of the existence of the state. The Bolshevik party, which came to power in the autumn of 1917, immediately realized the necessity of creating a manageable combat-ready army controlled by the Soviet state, and, consequently - the need for political and educational work among the soldiers of the red army.

In this article the author considers the main aspects of political and educational work with the soldiers of the red army during the Civil war in Russia, reveals its main directions.It is shown that the Soviet government was faced with the primary problem of the need to eliminate mass illiteracy due to the prevalence in some parts of the number of illiterate from the total number ofpersonnel. During the period under review, much attention was paid to oral political propaganda and agitation, as well as to cultural and mass work.

Based on the analysis, the author comes to the conclusion that this work carried out in the armed forces of the Soviet state, played a dominant role as a necessary condition for victory in the Civil war.

Keywords: Red army, Soviet state, Bolshevik party, political and educational work, agitation, propaganda, cultural and mass work, morale.

Лидеры пришедшей к власти партии большевиков в условиях строительства нового государства осознавали значимость создания боеспособной армии, которая смогла бы обеспечить победу в разгорающейся Гражданской войне. Так, Л. Д. Троцкий 19 марта 1918 г., выступая на заседании Моссовета, отметил, что необходимо «наиболее быстро создать сильную армию, не надеясь на восстание европейского пролетариата, армию вполне боеспособную и дисциплинированную» [1].

Таким образом, необходимо было создать управляемую боеспособную армию, а следовательно, воспитать военнослужащих Красной армии в духе любви к Родине и преданности правящей партии. Именно на это была направлена политико-воспитательная работа в войсках Красной армии в годы Гражданской войны в России.

© 2019 Романова Н. В.

ВЕСТНИК СЮИ

Однако ввиду того что количество неграмотных в некоторых частях иногда превышало половину списочного состава, первоочередной задачей в данном направлении стала ликвидация массовой безграмотности, поскольку политическое просвещение напрямую зависело от общеобразовательного уровня военнослужащих. Основу ликвидации безграмотности положили Положение [2, л. 1], а также Инструкция об учреждении школ грамоты [3, с. 71].

Для решения данной задачи в РККА стали создаваться школы грамоты, обучение в которых являлось обязательным [2, л. 1]. Вводилась так называемая дифференцированная трехступенчатая система подготовки: 1-я ступень - для неграмотных, 2-я - для малограмотных, 3-я - для грамотных.

При обучении главенствующим был классовый подход к оценке событий и явлений.

I Всероссийский съезд политработников, состоявшийся в декабре 1919 г., констатировал, что работа по борьбе с массовой неграмотностью среди красноармейцев проводится интенсивно и настойчиво [4, л. 1].

С целью активизации интереса и привлечения внимания красноармейцев к обучению грамоте устраивали «недели просвещения» [5, л. 134].

Однако функционирование школ грамотности проходило, в основном, в тыловых частях и соединениях РККА, в виду невозможности организации данного процесса в действующей армии в период активных боевых действий. В действующей армии такие школы функционировали, в основном, в частях и соединениях, выводившихся в резерв.

Затруднения в обучении в данных школах также возникали в основном по причине отсутствия необходимых ресурсов - недостаточное количество преподавательского состава и учебной литературы.

Несмотря на все трудности, к концу 1920 г. на каждую тысячу военнослужащих число грамотных увеличилось до 826 человек [6, с. 37].

В рамках политико-воспитательной работы советское руководство большое внимание уделяло устной политической агитации и пропаганде, а также культурному просвещению военнослужащих, которые строились на принципах классового подхода.

Основными формами агитационно-пропагандистской работы выступали лекции, митинги, шествия, чтение печатных изданий, разъяснительные беседы, распространение листовок, газет, плакатов.

Всего за годы Гражданской войны было выпущено свыше 8 млн листовок, более 2,5 млн экземпляров плакатов [7, с. 4].

Усилению партийного влияния на Красную армию в рассматриваемый период способствовало увеличение партийной прослойки в армии. Так, к концу 1920 г. в Красной армии насчитывалось свыше 7 тыс. партийных ячеек, около 300 тыс. коммунистов [8, с. 32].

А. С. Макаренко отмечал, что методика воспитания должна основываться в том числе на повышении культурного уровня [9].

В культурно-просветительной работе в рассматриваемый период основными направлениями стали: мероприятия по организации культурного досуга военнослужащих; функционирование театров, клубов, изб-читален.

Особое внимание уделялось красноармейским клубам. Данный орган считали как культурным, так и политическим учреждением, «преследующим широкие цели культурного, политического и эстетического развития своих членов, направленным на выработку ими себе стройного и цельного социалистического миросозерцания» [10, л. 387]. При клубах функционировали кружки [2, л. 41].

Количество клубов постоянно увеличивалось. К концу 1920 г. их численность увеличилась более чем в 6 раз, по сравнению с 1919 г., и достигла 2430 [7, л. 4].

С целью повышения культурного уровня красноармейцев политотделы фронтов большое внимание уделяли формированию в частях библиотек, изб-читален [11, с. 351].

Политуправление Реввоенсовета Республики издало 28 апреля 1920 г. Положение о передвижных библиотеках [12, л. 1]. Принцип их работы предусматривал передачу библиотечного фонда после использования личным составом в другую часть или соединение, а в данной - обновление литературного фонда [2, л. 2].

Количество библиотек увеличилось примерно в 5,5 раз по сравнению с концом 1918 г. и достигло в 1920 г. 10 029 [13, с. 61].

Еще одним направлением культурного просвещения военнослужащих стала деятельность по развитию творческих способностей военнослужащих в театрах, студиях и хорах. Первые красноармейские театры стали возникать еще во второй половине 1918 г. при политотделах армий и фронтов. В 1920 г. в действующей армии их насчитывалось свыше 400 [14, с. 75-76].

Разумеется, их репертуар диктовался интересами правящей партии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Немаловажную роль в культурном просвещении сыграли хоры. В годы Гражданской войны в Красной армии было организовано свыше 560 хоровых и музыкальных кружков [14, л. 78].

Реальную картину политико-воспитательной работы среди красноармейцев 12 санчасти Юго-Западного фронта можно составить из обзора, хранящегося в фонде 8 Российского государственного военного архива.

В проверенных комиссией лечебных подразделениях выявилось следующее.

Эвакоприемник Киевского районного здравпункта:

- комячейка трудоспособна;

- на каждом очередном собрании читается Программа РКП (б) и азбука коммунизма;

- политработа ведется политруком и членами комячейки;

- ежедневно проводятся политруком и военкомами политбеседы, читаются больным газеты;

- клубная работа ведется в кружках - литературном, хоровом, драматическом, музыкальном;

- сотрудники устраивают концерты - митинги и спектакли;

- при культпросвете - санячейки;

- санлекции проводятся врачами не менее одного раза в неделю;

- занятия в школе грамотности идут ежедневно;

- есть киноаппарат и сцена.

Недостатки: библиотека недостаточна и малосодержательна.

844-й санитарно-полевой госпиталь:

- политрук ежедневно проводит беседы с больноранеными, изучается азбука коммунизма;

- хороши литературный и драматический кружки;

- сотрудниками устраиваются концерты и спектакли не менее 1 раза в неделю. Санлекции -не менее 2 раз в неделю;

- при госпитале работают санячейки;

- занятия в школе грамотности - ежедневно.

Недостатки: библиотека малосодержательна и недостаточна.

848 сводно-полевой запасной госпиталь:

- политруком и членами комячеек политбеседы проводятся ежедневно, читают больным и раненым газеты;

- врачами читаются санлекции 2 раза в неделю;

- занятия в школе грамотности - ежедневно.

Недостатки: 1) комячейки работают неудовлетворительно. На собраниях не читаются по-литдоклады; 2) клуб работает слабо; 3) отсутствует самодеятельность; 4) концерты и спектакли в основном проводятся не своими силами [14, л. 204].

Общие выводы и рекомендации по 12-й санчасти сводятся к следующему:

1. Необходимо усилить инструктирование политорганов эвакопунктов, комячеек, санячеек политотдела санчасти.

2. Необходимо иметь постоянного инструктора-организатора.

3. Усилить снабжение библиотек:

- школьными пособиями;

- сан. литературой;

- политической литературой;

- московскими газетами.

4. Необходимы денежные средства:

- на организацию клубов [15, л. 204 об].

Таким образом, ввиду того что правящая партия во главе с В. И. Лениным ставила задачу любой ценой победить в Гражданской войне и защитить завоевания социалистической революции, главной целью политико-воспитательной работы стало использование комплексного подхода для сплочения личного состава Красной армии вокруг идей и лозунгов советской власти.

Тот факт, что поставленная цель была достигнута, дает основания утверждать, что проводимая в Красной армии политико-воспитательная работа способствовала усилению патриотического воспитания, укреплению морально-психологического состояния военнослужащих, воинской дисциплины и, как следствие, победе в Гражданской войне.

Библиографический список

1. Выступление тов. Л. Д. Троцкого на заседании Моссовета 19 марта 1918 г. // Голос трудового крестьянства. 1918. 22 марта.

ВЕСТНИК СЮИ

2. РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 3.

3. Партийно-политическая работа в Красной армии (апрель 1918 - февраль 1919): документы. М., 1961. С. 71.

4. РГВА. Ф. 9. Оп. 11. Д. 13.

5. РГВА. Ф. 192. Оп. 2. Д. 224.

6. Вырвич А. Красная армия в борьбе с неграмотностью. М., 1925. 123 с.

7. Политработник. 1921. № 1.

8. Как обеспечить Красную армию коммунистами // Вестник агитации и пропаганды. 1921. № 1.

9. https://tsitaty.com/цитата/143638.

10. РГВА. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1.

11. Партийно-политическая работа в Красной армии (март 1919-1920): документы. М., 1964. 536 с.

12. Приказ начальника Политического управления Реввоенсовета Республики № 32 от 28 апреля 1920 г. // РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 25.

13. Партийно-политическая работа в вооруженных силах СССР. 1918-1937 гг.: исторический очерк. М., 1974. 366 с.

14. РГВА. Ф. 9. Оп. 2. Д. 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. РГВА. Ф. 4. Оп. 8. Д. 323.

References

1. Vystuplenie tov. L. D. Trotskogo na zasedanii Mossoveta 19 marta 1918 g. [Speech by comrade. L. D. Trotsky at the meeting of the Moscow Council on March 19, 1918]. Golos trudovogo krest'yanstva [Voice of the working peasantry], 1918, 22 marta [in Russian].

2. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 9, op. 12, d. 3 [in Russian].

3. Partiino-politicheskaya rabota v Krasnoi Armii (aprel' 1918 - fevral' 1919): dokumenty. [Party and political work in the red Army (April 1918 - February 1919)]. Moscow, 1961, p. 71 [in Russian].

4. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 9, op. 11, d. 13 [in Russian].

5. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 192, op. 2, d. 224 [in Russian].

6. Vyrvich A. Krasnaya Armiya v bor'be s negramotnost'yu [The red army in the fight against illiteracy]. Moscow, 1925, 123 p. [in Russian].

7. Politrabotnik [Political worker], 1921, no. 1 [in Russian].

8. Kak obespechit' Krasnuyu Armiyu kommunistami [How to provide the Red Army with Communists]. Vestnik agitatsii i propagandy [Bulletin of agitation and propaganda], 1921, no. 1 [in Russian].

9. https://tsitaty.com/tsitata/143638 [in Russian].

10. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 8, op. 1, d. 1 [in Russian].

11. Partiino-politicheskaya rabota v Krasnoi armii (mart 1919-1920): dokumenty [Party and political work in the red army (March 1919-1920)]. Moscow, 1964, 536 p. [in Russian].

12. Prikaz nachal'nika Politicheskogo upravleniya Revvoensoveta Res-publiki no. 32 ot 28 aprelya 1920 g. [The order of the head of the Political Directorate of the revolutionary military Council of the Republic no. 32 of April 28, 1920]. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 9, op. 12, d. 25 [in Russian].

13. Partiino-politicheskaya rabota v Vooruzhennykh silakh SSSR. 1918-1937 gg.: istoricheskii ocherk [Party and political work in the Armed forces of the USSR. 1918-1937 years]. Moscow, 1974, 366 с. [in Russian].

14. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 9, op. 2, d. 39 [in Russian].

15. Rossiiskii gosudarstvennyi voennyi arkhiv [Russian state military archive], f. 4, op. 8, d. 323 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.