МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
155
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца: задачи и итоги
Франсуа Бюньон*
XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца, посвященная теме «Защита человеческого достоинства», проходила в Женеве с 2 по 6 декабря 2003 г. В Конференции участвовали 1709 делегатов, представляющих 153 правительства, 176 официально признанных национальных обществ, а также 65 наблюдателей.
Данная Конференция собрала больше участников, чем предыдущие; кроме того, многие государства были представлены министрами, заместителями министров, государственными секретарями и другими политическими деятелями. Эти два фактора свидетельствуют о повышении интереса к Конференции и к международному гуманитарному праву. Как обычно, Конференции предшествовали заседание Генеральной ассамблеи Федерации (с 28 по 30 ноября) и заседание Совета делегатов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (с 30 ноября по 2 декабря).
* Франсуа Бюньон - директор Управления международного права и сотрудничества в рамках Движения МККК. В соответствии со статьей 22 Правил процедуры Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, МККК и Международная Федерация в ближайшее время опубликуют Материалы XXVIII Конференции и Совета делегатов, куда войдут все официальные документы, публикация которых предусмотрена положениями этой статьи. Настоящий доклад на английском языке размещен на сайте:
http://www.icrc.org/web/eng/siteengo.nsf/iwpList2/Info_resources:IntemationaL_Review?Open Document и напечатан на французском языке в International Review of the Red Cross, VoL. 86, No. 854.
156
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
Цели и задачи
Основные темы уставных заседаний были определены международной обстановкой, характеризующейся усилением международной напряженности, переосмыслением роли государства и новой вспышкой эпидемий, средств для борьбы с которыми современная медицина пока не находит.
Люди надеялись, что сразу после падения берлинской стены наступит период мира и стабильности. Однако следует признать, что эти надежды быстро угасли. Террористические акты 11 сентября 2001 г., война в Афганистане, а затем в Ираке вызвали новый раскол мирового сообщества, который продолжает усугубляться. Возврат к гонке вооружений свидетельствует об усилении международной напряженности, что приводит также к тому, что ставится под сомнение актуальность международного гуманитарного права.
В то же время, переосмысление роли государства, оспаривание — а в ряде стран даже полный демонтаж — модели государства всеобщего благополучия (welfare State), создававшейся обществом в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны, обнажили бедственное положение и отверженность части населения, которое не может не волновать Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Наконец, эпидемия СПИДа, новая вспышка заболеваний туберкулезом в странах, где эта болезнь считалась искорененной, появление вирусов и бактерий, не поддающихся воздействию современных методов лечения, разработанных в последние десятилетия, напомнили об уязвимости людей и общества и об ограниченных возможностях медицины и поколебали уверенность в защищенности, которая возникла у людей в результате появления антибиотиков и победой над вековыми болезнями.
В подобной ситуации проведение Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца должно было стать событием исключительной важности. Но в то же время политическая напряженность в период созыва Конференции была неизмеримо выше, чем во время проведения Конференций 1995 и 1999 гг. Политическая обстановка на Ближнем Востоке могла реально повлиять на ход Конференции, учитывая, что накануне ее открытия был подписан израильско-палестинский договор, называемый также «Женевская инициатива». И, наконец,
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
157
отсутствие единодушия по поводу выбора эмблемы грозило внести раскол в Движение.
Сделав основной темой всей работы Конференции тему «Защита человеческого достоинства», Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца четко обозначило в качестве главного направления своих обсуждений защиту человека и его основных прав.
Это позволяет понять цели, стоящие перед Международным Комитетом Красного Креста и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца — организаторами заседаний Совета делегатов и Международной конференции.
Цели, стоящие перед Советом делегатов:
• обязать составные части Движения — национальные общества, МККК и Федерацию — осознать свою ответственность перед лицом растущей нетерпимости общества по отношению к инакомыслящим и более четко определить свою роль в этой ситуации;
• оценить прогресс, достигнутый с 1999 г. в вопросе разработки эмблемы, и поручить Постоянной комиссии продолжить работу в этой области;
• подтвердить положения, определяющие деятельность Движения, и в частности положения Севильского соглашения, регламентирующие порядок проведения международных мероприятий.
Цели, стоящие перед Конференцией:
• XXVIII Конференция должна недвусмысленно заявить о том, что все современные вооруженные конфликты должны быть урегулированы в соответствии с нормами международного гуманитарного права;
• Конференция должна согласиться с основными выводами, касающимися лиц, пропавших без вести, сделанными Конференцией экспертов, проведенной в феврале 2003 г.1;
• Конференции следует учесть гуманитарные последствия применения некоторых видов оружия и призвать государства принять конкретные меры по борьбе с ними;
1 См. Revue international de la Croix-Rouge, VoL. 85, № 849, mars 2003 г., pp. 194-203.
158
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
• уточнить условия сотрудничества между национальными обществами и их государствами;
• решительно осудить любую форму дискриминации или стигматизации жертв инфекционных заболеваний, в частности ВИЧ-инфек-ции/СПИДа.
Участие
Основные вопросы, касающиеся участия в заседании, относились к представителям Ирака и Иракского Красного Полумесяца, а также к представителям Палестины, израильской организации Маген Давид Адом (МДА) и Палестинского Красного Полумесяца. Решения были найдены в ходе предварительных переговоров, которые в основном проводил член Постоянной комиссии Конференции посол Томас Купфер (Швейцария). Эти решения были безоговорочно приняты на уставных заседаниях. МДА и Палестинский Красный Полумесяц участвовали в уставных заседаниях в качестве наблюдателей, располагаясь рядом на одной скамье, как национальные общества, ожидающие официального признания.
Совет делегатов
Церемония открытия Совета делегатов была посвящена вручению медалей Анри Дюнана, которые получили в этом году г-жа Моника Баск, бывший президент Общества Красного Креста Республики Кот д’Ивуар, г-н Андре Дюран, бывший генеральный делегат и исследователь истории МККК, профессор Фриц Кальсховен, отдающий много времени развитию и распространению знаний о международном гуманитарном праве, и г-жа Норин Миноге, доброволец Австралийского Красного Креста. На церемонии открытия также выступила принцесса Нидерландов Мар-грит с отчетом о работе Постоянной комиссии, председателем которой она являлась с 1995 по 2003 г.
Председателем Совета делегатов был избран Якоб Келленбергер, Президент МККК, а заместителем председателя Совета — Хишам Харун Хашим, вице-президент Общества Красного Полумесяца Малайзии.
Некоторые темы стали предметом особого внимания во время дебатов.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
159
Прежде всего, обсуждалась подготовка Международной конференции с представлением докладов по трем пунктам:
• Биотехнология, вооружение и человечество
• Эмблема
• Вспомогательная роль национальных обществ в гуманитарной сфере
Тема помощи государству в гуманитарной сфере привлекла особое внимание национальных обществ, которые оценили работу, проведенную Федерацией, и настаивали на продолжении этой работы в будущем2. Большое количество выступлений на пленарном заседании было посвящено обсуждению эмблемы; однако резолюция по этому вопросу получила одобрение и была принята без изменений3. Совет также принял резолюцию в поддержку инициативы МККК по вопросу биотехнологии и рекомендовал национальным обществам внедрять ее в национальном масштабе4.
Претворение в жизнь Севильского соглашения стало предметом многих выступлений представителей национальных обществ, которые высказывали пожелания о том, чтобы к ним больше прислушивались при координации проведения международных мероприятий по оказанию гуманитарной помощи. Многие выступающие подчеркивали, что предстоит большая работа по претворению в жизнь Севильского соглашения, учитывая возрастающую сложность проводимых гуманитарных акций, риск инструментализации гуманитарных действий и опасности, подстерегающие на местах участников гуманитарных акций.
Заключительная резолюция, принятая по этому вопросу, предусматривает создание специальной рабочей группы в рамках Постоянной комиссии, которая будет определять процедуру участия составных частей Движения в проводимых операциях. Резолюция подчеркивает роль, которая отводится национальному обществу той страны, где проводится акция, а также национальным обществам других государств, принимаю-
2 Резолюция № 6. Все одиннадцать резолюций Совета делегатов были опубликованы в Revue Internationale de la Croix-Rouge, VoL. 85, № 852, decembre 2003 г., pp. 979-1009.
3 Вопрос эмблемы стал предметом дебатов и обсуждений как в рамках Совета делегатов, так и на Международной конференции, поэтому мы приводим отчет об этих дебатах в отдельном разделе (см. ниже).
4 Резолюция № 4.
160
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
щих участие в операции. В данную группу входят представители МККК, Федерации и национальных обществ. В своей работе Группа будет руководствоваться положениями Устава Движения. Решения будут приниматься на основе консенсуса5.
Одновременно с этим Совет продлил полномочия специальной группы внутри Постоянной комиссии, занимающейся оценкой и анализом деятельности членов Движения по претворению в жизнь Стратегии Движения, принятой в 2001 г.6
Кроме того, Совет призвал всех участников Движения поощрять разнообразие мнений и бороться с любыми проявлениями дискриминации или нетерпимости. Таким образом, Совет подтвердил обязательство всех членов Движения, с одной стороны, распространять и внедрять основополагающие принципы, а также пропагандировать общечеловеческие ценности, не знающие религиозных, культурных, политических и этнических границ, а с другой стороны — своими действиями предупреждать развитие и возникновение ситуаций, способных вызвать дискриминацию и привести к маргинализации и исключению людей из жизни общества. Резолюция, принятая Советом, содержит план действий, который должен служить основой для реализации предложенных мер7. Эта резолюция свидетельствует о решимости Движения бороться с проявлениями непримиримости и дискриминации, свидетелем которых оно сегодня становится.
«Деятельность Движения в защиту беженцев и лиц, перемещенных в пределах своей страны» — этот пункт, включенный в повестку дня в развитие резолюции, принятой Советом делегатов 2001 г., должен был напомнить участникам Движения о необходимости продолжать и развивать деятельность, направленную на защиту беженцев и перемещенных лиц. Принятая резолюция содержит документ, озаглавленный «Минимальные позиции, которые должны быть включены в соглашения по оперативным мероприятиям между составными частями Движения и их внешними оперативными партнерами». Этот документ содержит ряд правил, критериев и положений, которые должны быть выполнены при
5 Резолюция № 8.
6 Резолюция № 7.
7 Резолюция № 9.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
161
подписании договора с внешним партнером для того, чтобы гарантировать соблюдение принципов и стратегий Движения, а также использование эмблемы в соответствии с правилами, принятыми Движением8.
Совет делегатов также продлил до конца 2009 г. Стратегию Движения, касающуюся противопехотных мин, и распространил ее действие на взрывоопасные пережитки войны. Он обратился к составным частям Движения с призывом участвовать в мероприятиях, проводимых с целью запретить применение боеприпасов (включая кассетные бомбы) в зонах проживания гражданского населения или в непосредственной близости от них9.
XXVIII Конференция: церемония открытия
Благодаря презентации, проведенной с помощью аудио-визуаль-ных средств и иллюстрирующей основные чрезвычайные ситуации, с которыми сталкивается человечество, церемония открытия напомнила о тех проблемах, которые связаны с темой конференции — «Защита человеческого достоинства». Каролина Вайатт, журналистка компании БиБи-Си, в своем докладе затронула четыре темы: последствия применения некоторых видов оружия; судьба людей, считающихся пропавшими без вести во время вооруженных конфликтов; последствия чрезвычайных ситуаций; и стигматизация лиц, зараженных вирусом СПИДа.
Эти темы нашли свое отражение в докладах принцессы Нидерландов Маргрит, председателя Постоянной комиссии10, Министра иностранных дел Швейцарии, федерального советника г-жи Мишлин Кальми-Рей, представлявшей правительство принимающего государства и власти Женевы, а также в аудио-визуальном послании Нельсона Манделы.
Два приглашенных оратора выступили от имени близких родственников лиц, пропавших без вести, и от имени лиц, зараженных вирусом СПИДа, а затем молодые добровольцы с пяти континентов напомнили присутствующим об основополагающих принципах Красного Креста и Красного Полумесяца.
8 Резолюция № 10.
9 Резолюция № 11.
10 См. Revue international de la Croix-Rouge, VoL. 85, № 852, decembre 2003 r., pp. 881-885.
162
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
Пленарные заседания
Участники Конференции в течение двух с половиной дней излагали на пленарных заседаниях свои основные проблемы, свои позиции по конкретным вопросам и говорили о своих обязательствах в связи с гуманитарными акциями и темами, обсуждавшимися на Конференции. Выступления 124 делегаций на пленарных заседаниях предоставили также многим представителям правительств возможность выразить свою поддержку деятельности составных частей Движения и рассказать о принимаемых в национальном масштабе мерах по выполнению обязательств, принятых на Конференции 1999 г.
Выборы председателя и его заместителей
По предложению Совета делегатов, председателем Конференции был избран Хайме Рикардо Фернандес Урриола, президент Общества Красного Креста Панамы. Заместителями председателя были избраны г-жа посол Иоланда Бике, постоянный представитель Габона, д-р Абдель-кадер Бухруфа, президент Общества Красного Полумесяца Алжира, г-н Хишам Харун Хашим, вице-президент Общества Красного Полумесяца Малайзии, и д-р Рене Риноу, президент Общества Красного Креста Швейцарии11.
Выступления Президентов МККК и Федерации
Важные и ожидаемые всеми участниками доклады Президентов МККК и Федерации нашли множество откликов. Эти доклады опубликованы в последнем номере Журнала11 12.
Дебаты на тему «Актуальные задачи гуманитарного движения
и защита жертв войны»
На эту тему высказалось очень много делегаций. Обзор их выступлений позволяет выделить следующие основные вопросы:
11 В соответствии с действующими правилами, МККК и Федерация в ближайшее время опубликуют Материалы XXVIII Международной конференции, которые, в частности, будут содержать список лиц, избранных на выборные должности в составе Совета делегатов и Конференции, а также список всех участников.
12 Revue international de la Croix-Rouge, VoL 85, № 852, decembre 2003 г., pp. 867-880.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
163
• отмечался очень большой интерес к международному гуманитарному праву, в частности важность и необходимость его применения во время вооруженных конфликтов. Некоторые делегаты с сожалением отмечали, что те лица, которые обязаны соблюдать положения международного гуманитарного права, зачастую сами выражают сомнения по поводу их действенности, чтобы уклониться от своих обязательств. Предлагались различные способы улучшения соблюдения гуманитарного права, например: борьба с ненаказуемостью; обращение к Международной комиссии по установлению фактов; усиление защитной функции МККК; мобилизация гражданского общества;
• участники Конференции единодушно осудили террористические акты, направленные против гражсданского населения, и напомнили, что человеческое достоинство страдает не только от нарушений гуманитарного права, но и от агрессии и иностранной оккупации;
• требование соблюдения положсений гуманитарного права в рамках «борьбы с терроризмом»: не существует такой промежуточной категории между военными и гражданскими лицами, которая не подлежит защите со стороны гуманитарного права в международных вооруженных конфликтах, как нет и юридического вакуума между III Женевской конвенцией, защищающей военнопленных, и IV Конвенцией, защищающей гражданских лиц; кроме того, в рамках борьбы с терроризмом могут дополнительно применяться и другие своды правовых норм, а именно: право прав человека, международное уголовное право и национальное право;
• участники выразили большое доверие к МККК, а также несомненный интерес к его инициативам (биотехнология, взрывоопасные пережитки войны, обычное право, защита женщин во время войны) и ра.стущее беспокойство по поводу напа.дений на представительства Красного Креста и его делегатов и по поводу критики гуманитарной деятельности в целом;
• решимость бороться против несоблюдения основопола.гающих принципов Кра.сного Креста и Кра.сного Полумесяца и против их нарушения (оспаривание правильности принципов нейтральности и беспристрастности, рост ксенофобии);
164
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
• выраженная поддержка солидарности внутри Движения и тесного сотрудничества между национальными обществами и страна-ми—участниками Женевских конвенций. Как говорили представители одной африканской делегации, когда население страны страдает одновременно от вооруженных конфликтов, наводнений, лихорадки Эбола, малярии и СПИДа, задача состоит в том, чтобы мобилизовать все возможные усилия для борьбы с ними. Человеческое достоинство означает также возможность доступа к основным услугам здравоохранения, лекарствам, воде, получение достойной работы и образования;
• решительшя поддержка борьбы с эпидемией ВИЧ-инфек-ции/СПИДа и со всеми формами стигматизации и исключения из жизни общества зараженных лиц.
Выборы Постоянной комиссии
Для выборов членов Постоянной комиссии хватило одного тура. Были избраны:
• д-р Мохаммед Аль-Хадид, президент Иорданского общества Красного Полумесяца;
• г-жа Джанет Дейвидсон, член Совета Канадского общества Красного Креста;
• г-н Филипп Кювилье, член Совета Французского общества Красного Креста;
• г-н Фредди Педерсен, президент Датского общества Красного Креста;
• г-жа Зои Катевас де Склавос, президент Чилийского общества Красного Креста.
Уже во второй раз подряд в Постоянную комиссию не был избран ни один африканец. Африка представила двух кандидатов, голоса разделились поровну между ними, и в результате ни один из них не был избран. Это еще раз подтверждает необходимость проведения предварительных консультаций и достижения договоренности внутри региональных групп.
На своем учредительном заседании, состоявшемся 5 декабря 2003 г., вновь избранная Комиссия назначила своим председателем
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
165
д-ра Аль-Хадида, а заместителем председателя — г-жу Дейвидсон. Решение об этом назначении было принято без голосования на основании единодушного одобрения.
Доклады на специальные темы / Женщины и война
На первом пленарном заседании была дана оценка выполнения Плана действий на 2000—2003 гг., принятого на предыдущей Конференции. Кроме доклада об эмблеме, были представлены еще несколько докладов, которые касались следующих специальных тем:
• вспомогательная роль национальных обществ по отношению к государственным структурам;
• Международный день добровольца;
• обычное международное право;
• женщины и война.
Королева Иордании Раниа Аль-Абдулла, желая выразить свою поддержку проекту «Женщины и война», выступила с речью, которая была выслушана с большим вниманием, и открыла выставку фотографий, подготовленную МККК.
Комиссии
Четыре рабочих заседания по комиссиям позволили продолжить дебаты, начатые на пленарном заседании и в Редакционном комитете по подготовке «Повестки дня для гуманитарных действий».
Процедура проведения заседаний, в соответствии с которой до начала дебатов был оглашен общий список выступающих, включая лиц, не являющихся членами Движения (экспертов или представителей жертв), была принята в целом с одобрением. Две пленарные Комиссии работали параллельно, что позволило большому количеству делегаций участвовать в дебатах и отстаивать свое мнение. И, наконец, отчеты о работе Комиссий были представлены Редакционному комитету в устной форме в виде тезисов всех выступлений, что позволило лучше скоординировать работу этих органов.
Редакционный комитет
Редакционный комитет под председательством посла Йохана Мо-ландера, бывшего постоянного представителя Швеции, заседал в течение
166
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
двух с половиной дней, каждый раз до полуночи, пока не выработал тексты всех документов, которые предстояло принять на Конференции.
Обсуждались в основном проект Декларации и проект «Повестки дня для гуманитарных действий». По этим вопросам высказались представители многих государств и национальных обществ.
Декларация
Заключительный документ, принятый Конференцией, однозначно утверждает незыблемость международного гуманитарного права и подчеркивает обязанность всех государств соблюдать и заставлять соблюдать этот свод норм, независимо от характера или причин вооруженного конфликта. Все темы, затронутые в проекте Декларации, представленные на рассмотрение Редакционного комитета, были сохранены в окончательном варианте документа, а некоторые формулировки были даже усилены. Так, например, пункт, касающийся защиты сотрудников гуманитарных организаций, содержит теперь указание на то, что следует сообщать о всех попытках нападения на них и не оставлять безнаказанным ни один случай такого нападения. Декларация вновь подтверждает независимость гуманитарной деятельности от политиков и военных, а также необходимость защиты гуманитарных действий.
В Декларацию было внесено заявление о том, что лица, которым инкриминируется совершение преступления, имеют право на законный и справедливый суд, что является важным элементом защиты военнопленных, захваченных во время вооруженного конфликта.
Кроме того, в текст было добавлено положение о специальной защите и уважении женщин и детей в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
Говоря о распространении знаний и информации о международном гуманитарном праве, было добавлено указание на то, что следует распространять знания о нем среди гражданского населения в сотрудничестве с различными СМИ, религиозными и другими соответствующими институтами.
Относительно стандартов в области здравоохранения, была внесена формулировка, касающаяся снижения риска для здоровья человека за счет принятия обширных профилактических мер, обеспечения лечения и ухода за больными, а также доступности цен на лекарства.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
167
Повестка дня для гуманитарных действий
Имеются все основания для того, чтобы почувствовать удовлетворение по поводу окончательного содержания принятого документа. Он охватывает четыре темы: (i) лица, считающиеся пропавшими без вести, и оказание помощи их семьям; (ii) человеческие потери, возникающие в результате доступности оружия, его использования и злоупотребления им в ходе вооруженных конфликтов; (iii) снижение риска, связанного со стихийными бедствиями и их последствиями, а также повышение уровня подготовленности к чрезвычайным ситуациям и улучшение механизмов реагирования; (iv) снижение риска заражения ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, а также уменьшение их воздействия на организм.
• Уважать и защищать достоинство лиц, считающихся пропавшими без вести во время вооруженных конфликтов и в других ситуациях вооруженного насилия, а также их семей
Главной задачей при формулировке этого положения было сохранить ссылку на право семей знать о судьбе своих членов, считающихся пропавшими без вести, и гарантировать действие этого положения и предлагаемых акций не только во время вооруженных конфликтов, но и в других ситуациях вооруженного насилия. Эти два пункта стали предметом бурного обсуждения, в результате которого было выработано компромиссное решение. В Повестке имеется ссылка на статью 32 Дополнительного протокола I к Женевским соглашениям, в которой говорится о праве семей знать о судьбе своих родственников. В соответствии с этим, семьи должны получать информацию о судьбе своих родственников, пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов и в других ситуациях вооруженного насилия, в том числе о месте их нахождения, а в случае их гибели — о причине смерти. Более того, подчеркивается, что это положение относится как к вооруженным конфликтам, так и к другим ситуациям вооруженного насилия.
• Усилить защиту гражданских лиц от неизбирательного применения оружия и от последствий его применения и защиту комбатантов от излишних страданий в результате применения запрещенных видов оружия путем контроля над разработкой, распространением и применением оружия
168
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
До начала Конференции были опасения, что раздел документа, касающийся оружия, вызовет много споров, однако, вопреки всем опасениям, эта часть текста была принята почти без изменений. Ни один важный пункт не был удален из текста, и самые существенные изменения заключались в замене указания на обязанность государств присоединиться к определенным соглашениям, таким, как Оттавская конвенция13, предложением сделать это. Принятие за неделю до XXVIII Конференции Протокола о взрывоопасных пережитках войны к Конвенции 1980 г. о конкретных видах обычного оружия14 во многом облегчило обсуждение темы человеческих потерь в результате доступности оружия, его применения и злоупотребления им в ходе вооруженных конфликтов. Одно или два государства хотели включить в текст упоминание о ядерном оружии, однако большинство участников с ними не согласилось.
• Смягчить последствия стихийных бедствий путем принятия мер, направленных на снижение риска, связанного со стихийными бедствиями, а также повышения уровня подготовленности к чрезвычайным ситуациям и улучшения механизмов реагирования
Редакционный комитет отметил большую работу, которая была проведена Международной Федерацией по разработке норм, законов и принципов, применимых к операциям, осуществляемым на международном уровне, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако государства не пожелали поддержать процесс, который мог бы привести к созданию нового свода норм международного права, аналогичного международному гуманитарному праву. Все ссылки на международное право, касающиеся действий во время чрезвычайных ситуаций, были удалены из текста, за исключением ссылок, относящихся непосредственно к проекту Федерации, и заменены словами «нормы, законы и принципы, применимые к действиям, осуществляемым на международном уровне при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
• Повысить степень защищенности от болезней, возникающих вследствие стигматизации и дискриминации инфицированных
13 Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, подписанная в Оттаве 18 сентября 1997 г.
14 Протокол V.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
169
лиц, а также отсутствия для них доступа ко всем услугам профилактического и лечебного характера
Многие участники отметили, что в проекте документа излишне подчеркивается необходимость повысить защищенность, вызванную стигматизацией и другими формами дискриминации инфицированных лиц, и недостаточно внимания уделяется вопросу их лечения. Поэтому они настаивали на внесении в текст этого уточнения. Этот раздел Повестки дня для гуманитарных действий вызвал наиболее оживленные дискуссии среди членов Редакционного комитета. Некоторые участники требовали удалить из текста все ссылки на профилактические программы, в которых, в частности, перечислены меры, позволяющие предотвратить обмен шприцами между токсикоманами и поощряющие раздачу презервативов, тогда как другие участники настаивали на сохранении этих ссылок. Кроме того, некоторые государства не считают право на сохранение здоровья одним из основных прав человека.
В конце концов, вопрос «права на здоровье» был решен благодаря ссылке на положения Конституции Всемирной организации здравоохранения. В ней говорится, что сохранение наилучшего состояния здоровья и охрана его от посягательств является одним из основных прав каждого человека, независимо от его расы, вероисповедания, политических взглядов и его экономического и социального положения.
• Резолюции
В Резолюцию 1, касающуюся принятия Декларации и Повестки дня для гуманитарных действий, были внесены только незначительные изменения, с тем чтобы привести ее в соответствие с текстом Декларации.
Резолюция 2 о пересмотре Устава Фонда императрицы Сёкэн и Резолюция 4 о времени и месте проведения следующей Международной конференции были приняты без обсуждения.
Редакционный комитет принял резолюцию об эмблеме, отметив, что два государства высказали свою особую точку зрения.
Все документы, подготовленные Редакционным комитетом, были приняты на основе консенсуса на последнем пленарном заседании Конференции, которое состоялось 6 декабря 2003 г.15
15 Les resolutions de La XXVIII Conference internationaLe, La Declaration et L'Agenda pour L'action humanitaire ont ete pubLies dans Revue Internationale de la Croix-Rouge, VoL. 85, № 852, decembre 2003, pp. 917-950.
170
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
Секции
Задуманные как место для неформального обмена мнениями на актуальные темы гуманитарного характера, работавшие во время Конференции секции привлекли к себе большой интерес и собрали большое количество участников, что подтвердило тенденцию, наметившуюся в 1999 г. Постоянная комиссия получила от них множество предложений, из которых она отобрала одиннадцать. Все предложения касались основной темы Конференции и конкретных пунктов проектов Декларации и Повестки дня для гуманитарной деятельности. Работа секций проходила в конструктивной обстановке.
На шести секциях обсуждались вопросы применения международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (гуманитарное право и проблемы, возникающие в связи с современными вооруженными конфликтами; дети и вооруженные конфликты; биотехнология; стрелковое оружие и безопасность человека; имплементация на государственном уровне Статута Международного уголовного суда; проблемы оперативного характера и безопасность осуществления гуманитарной акции). Еще на двух секциях обсуждались темы, связанные с предыдущими (национальные общества и сотрудничество гражданских и военных структур; подготовка национальных обществ к действиям в ситуации конфликта или природного бедствия). На остальных секциях обсуждались другие разделы Декларации и Повестки дня для гуманитарной деятельности (ВИЧ-инфек-ция/СПИД профилактика и лечение; борьба со стигматизацией и дискриминацией; участие гражданского общества в международном сотрудничестве в области здравоохранения). Выбор участников и их выступлений позволили организовать инструктивный и живой обмен мнениями.
Обязательства
Как и в 1999 г.,16 участники XXVIII Международной конференции имели возможность принимать обязательства, помимо принятых на основе консенсуса резолюций Конференции. В целом было зарегистрировано 372 отдельных обязательства. Это количество, существенно возросшее по сравнению с XXVII Конференцией 1999 г., подтвердило намерение участников ставить перед собой цели гуманитарного характе-
16 Revue international de la Croix-Rouge, VoL. 81, № 836, decembre 1999, pp. 826-827.
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
171
ра, касающиеся лично их, и стремиться к их выполнению. Более того, из 372 обязательств 64 были коллективными, объединяющими по несколько участников (например, правительство и национальное общество одной страны или все правительства или национальные общества одного региона), которые ставили перед собой общую цель гуманитарного плана.
Многие обязательства облечены в форму мер, направленных на поддержку Повестки дня для гуманитарной деятельности. Так, например, несколько правительств и национальных обществ, а также МККК приняли обязательства, непосредственно связанные с проблемой лиц, пропавших без вести. Другие приняли конкретные обязательства, касающиеся запрета или ограничения применения определенных видов оружия или сокращения рисков, связанных со стихийными бедствиями, а также борьбы с рисками, связанными с вирусом СПИДа.
Кроме того, многие правительства и национальные общества напомнили о своей верности определенным темам Плана действий 1999 г, в частности, проблеме распространения знаний о международном гуманитарном праве и его имплементации и вопросам укрепления национальных обществ и расширения их оперативных возможностей.
Вопросэмблемы
Дебаты по вопросу эмблемы проходили в чрезвычайно спокойной обстановке, учитывая политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Несмотря на расхождение во взглядах и на эмоциональную нагрузку, характеризующую этот вопрос, большинство выступающих проявили сдержанность, что позволило принять на основе консенсуса две важных резолюции: Резолюцию 5 Совета делегатов и Резолюцию 3 Международной конференции, которая утвердила резолюцию Совета делегатов.
Итог обсуждения
• Многие делегации, представляющие как государства, так и национальные общества, отмечали прогресс, который наметился со времени проведения предыдущей Международной конференции (1999 г.) в выработке, под покровительством Постоянной комиссии, глобального и долговременного решения вопроса эмблемы, основанного на проекте Дополнительного протокола III к Женев-
172
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
ским конвенциям, касающегося эмблемы. Многие делегаты с сожалением отмечали, что процесс принятия решения не завершился принятием проекта Протокола. Они подчеркивали, что этот вопрос должен оставаться на повестке дня мирового сообщества, и предлагали созвать дипломатическую конференцию, чтобы обсудить и принять проект Протокола III, как только обстоятельства позволят надеяться на успех.
• Со своей стороны, представители арабской группы почувствовали, что к их мнению прислушиваются. Повторив свои оговорки относительно некоторых положений проекта Протокола III и выразив протест против созыва в ближайшее время дипломатической конференции по принятию этого проекта, они не стали противодействовать продолжению начатого процесса и не стали высказываться против достигнутого консенсуса по несколько измененному проекту резолюции.
• Принятие этой резолюции означает, что «мяч отбит» обратно в лагерь государств, после того как он был возвращен Движению, когда была отложена дипломатическая конференция, которая должна была состояться в октябре 2000 г. Как подчеркнула в своем выступлении на Совете делегатов Кристина Магнусон, специальный докладчик Постоянной комиссии по вопросу эмблемы, «у Движения появились средства, чтобы решить насущную проблему, которая угрожала его единству и снижала эффективность его действий и более 50 лет мешала достижению полной универсальности, к которой оно стремится. Однако, несмотря на этот большой прогресс, здание, которое мы стремимся построить, остается незаконченным. Ему все еще не хватает краеугольного камня, который могут заложить только государства путем принятия нового дополнительного протокола».
• Можно приветствовать то, что, приняв эту резолюцию, государства еще раз внесли проблему эмблемы в повестку дня своих дипломатических отношений и подтвердили свое участие в начавшемся процессе, однако следует признать, что резолюция не принесла ничего нового, что позволило бы надеяться, что данный процесс в скором времени завершится. Таким образом, завершение дипломатических переговоров по вопросу эмблемы по-прежнему зависит от
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
173
развития ситуации на Ближнем Востоке, как отмечали после принятия резолюции Конференции посол Алжира, выступавший от имени арабской группы, и первый советник постоянной миссии Ирана.
• В своем выступлении посол Алжира заявил: «[...] арабская группа подчеркивает свою приверженность консенсусу относительно принципа, изложенного в Протоколе III, при условии, что эмблема не будет содержать никакого политического, религиозного, этнического, расового или регионального смысла. В этих условиях арабская группа считает, что проект Протокола, предложенный в настоящее время, должен еще обсуждаться и изменяться. В связи с этим арабская группа напоминает, что она предложила внести изменения в текст этого документа перед самым прекращением процесса переговоров».
• Со своей стороны, делегация МДА указала на развитие оперативного сотрудничества между Национальным обществом Израиля и другими членами Движения: «Отношения между МДА и Движением Красного Креста и Красного Полумесяца в период, прошедший со времени последней Международной конференции 1999 г, характеризовались интенсивными изменениями и развитием. Установились связи и сотрудничество в различных сферах деятельности, что явилось непосредственным результатом стратегического решения Движения развивать связи с МДА... МДА надеется, что Движение будет и в дальнейшем следовать избранному пути, чтобы достичь жизненно важной цели — универсальности... МДА глубоко ценит усилия лидеров Движения, а также государств и национальных обществ, предпринимаемые в этом направлении».
В принятых резолюциях говорится, что Совет Делегатов и Конференция поручают Постоянной комиссии «продолжать делать все возможное, чтобы, как только позволят обстоятельства, прийти к глобальному решению по вопросу эмблемы в сотрудничестве с правительством Швейцарии, выступающим в качестве хранителя Женевских конвенций, а также с другими государствами-участниками и с членами Движения на основе проекта Третьего дополнительного протокола»17.
17 Резолюция № 5 Совета делегатов, пункт 6.
174
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
Закрытие Конференции
На последнем пленарном заседании участники Конференции получили информацию:
• о работе секций;
• о принятых обязательствах;
• о работе Комиссий и Редакционного комитета.
Затем Конференция приняла представленные резолюции на основе консенсуса В некоторых случаях по ходу голосования были даны пояснения.
Третье пленарное заседание завершилось церемонией закрытия, на которой президенты МККК, Международной Федерации и Постоянной комиссии подвели итог Конференции, оценив ее работу положительно.
Результаты и выводы
Несмотря на сложную политическую обстановку, благодаря большой подготовительной работе Конференция прошла успешно. Представители государств и национальных обществ признали и подтвердили особый характер и гуманитарную миссию Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.
Говоря о содержании Конференции, многие делегаты отмечали высокое качество подготовительных документов, которые отразили процесс многочисленных консультаций по основным вопросам. В частности, это касалось доклада о международном гуманитарном праве и проблемах, возникающих в результате современных конфликтов.
Говоря о результатах, следует, прежде всего, отметить, что резолюции как Совета делегатов, так и XXVIII Международной конференции были приняты на основе консенсуса. Ни один вопрос не вызвал раскола среди участников Конференции. Даже при обсуждении вопроса эмблемы был достигнут консенсус при принятии документа, текст которого практически не отличался от текста, предложенного Постоянной комиссией.
Таким образом:
• Конференция подтвердила приоритет международного гуманитарного права при урегулировании современных вооруженных
конфликтов;
МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004
175
• она признала, что ни один человек не может быть лишен юридической защиты, и официально заявила, что привлеченные к ответственности лица имеют право на справедливое судебное разбирательство;
• касаясь вопроса о пропавших без вести, Конференция подтвердила право семей знать о судьбе своих родственников, считающихся пропавшими без вести, и приняла основные выводы, сделанные Конференцией экспертов, проведенной в феврале 2003 г.; она также приняла ссылку на вооруженные конфликты и другие ситуации вооруженного насилия;
• Конференция с удовлетворением отметила факт принятия Протокола V о взрывоопасных пережитках войны к Конвенции 1980 г. и призвала государства его ратифицировать;
• она выразила поддержку инициативе МККК, касающейся биотехнологии, оружия и человечества, и призвала государства к сотрудничеству с МККК в деле разработки проекта заявления на ведомственном уровне;
• она подчеркнула необходимость сведения к минимуму последствий стихийных бедствий путем принятия мер по уменьшению риска, связанного со стихийными бедствиями, а также повышения уровня подготовленности к чрезвычайным ситуациям и улучшения механизмов реагирования;
• она отметила необходимость повысить защищенность инфицированных лиц от болезней вследствие их стигматизации и дискриминации, а также ограничения для них доступа к услугам профилактического и лечебного характера;
• она высоко оценила исследование, проведенное Международной Федерацией, касающееся вспомогательной роли национальных обществ по отношению к государственным структурам в гуманитарной области;
• и в заключение, Совет делегатов и Конференция оценили прогресс, достигнутый с 1999 г. в ходе выработки глобального решения по вопросу эмблемы, основанного на проекте Протокола III; они поручили Постоянной комиссии продолжить работу в этой области с целью реализовать данное решение, как только позволят обстоятельства.
176
Совет делегатов 2003 г. и XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца
Приняв все эти резолюции на основе консенсуса, подтвердив безусловный приоритет и обязательность применения международного гуманитарного права при урегулировании вооруженных конфликтов нашего времени, заявив о своей поддержке продолжению и развитию гуманитарной деятельности на базе основополагающих принципов Красного Креста и Красного Полумесяца, Конференция смогла подняться над всеми спорами и разногласиями. Ее обращение к человечеству стало примером единства, которого все ожидали от Международной конференции, проходящей под знаком красного креста и красного полумесяца.
Теперь все будет зависеть от выполнения принятых резолюций государствами, национальными обществами, МККК и Международной Федерацией. Принимая меры по реализации решений Конференции, они смогут превратить результаты ее заседаний в конкретные действия, позволяющие повысить эффективность защиты людей от войны и других ситуаций вооруженного насилия, от стихийных бедствий, эпидемий и прочих невзгод, которые приносят страдания человечеству.